1853 год I. Пребывание в Иерусалиме Месяц Январь 1, Четверток . Утром служил божественную литургию в Архангельском монастыре, и по окончании ее молился вместе с русскими поклонниками по чину нашей церкви, да подаст нам Всевышний все блага духовные и вещественные. Первый день нового лета ясен, тепл и тих. Каков-то будет день последний? Я здоров, душа моя подобна успокоенному морю, в котором отражается чистое небо, освещенное яркими лучами солнца. Скорбь от горя прошлого лета сменилась надеждою на улучшение моей участи. У Бога прошу себе благодати, вдохновения, девственности, мира. спокойствия, приличного безмолвия, благопотребного разглагольствования, силы слова, усердия к благоделанию и дара различения духов, а царю и отечеству моему – благоденствия, матери моей и всем родным – здравия и спасения, друзьям же моим и недругам – всякого благополучия. У Него же прошу мира всему миру, союза любви всем царствам и церквам, евангельского света сидящим во тьме и сени смертной, красоты духовной и телесной юношам и девам, согласия супругам, степенности старцам и вдовицам. Прошу также умаления нищеты и всяких бед и напастей, благорастворения воздухов, изобилия плодов земных и умножения тварей полезных человеку. Ублажи Господи благоволением Твоим и Сион Святый, на котором водворила меня воля Твоя. Аминь. 10½ часов пополуночи В час пополудни небо покрылось облаками. Со стороны Елеонской горы слышен был гром три раза. Выпал дождь. В три часа пополудни посетил меня игумен здешнего абиссинского монастыря. По уверению его, копты еще не избрали нового патриарха на место покойного Петра. В царстве Шова первый знаменитый монастырь называется Девра-Ливанос, а в Абиссинии – Сон или Аксом. В Аксомском монастыре хранится тот ковчег завета, который подарен был абиссинской царице Македе и сыну ее Менилеку еще иудейским царем Соломоном. К вечеру опять прояснилось небо. Итак, новый год не будет ли в начале благополучен, в средине грозен, а в конце тих? Первый день его не есть ли знаменатель всех прочих дней? Увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1855 год 11 Январь. В первый день пламенно молюсь: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. В праздничные дни я удостоверился, что в «Воскресном чтении», издаваемом Киевской Духовной Академией, действительно напечатана была 12 , как говорил мне Джунковский в Вене, статья о безгрешном зачатии Пресвятой Девы Марии. Но после моего допроса цензору архимандриту Нектарию оказалось, что он пропустил ее не читавши. Что касается приведенного в ней учения Константинопольского патриарха Германа о создании Марии безгрешной, то учения такого он не излагал, а сказал только то, что Она украшена была всеми дарами благодати. Это я прочитал в книге его 13 , взятой из библиотеки здешней духовной академии. Человек, яко трава: дни его, яко цвет сельный, тако отцветет. В час пополуночи под шестнадцатый день текущего месяца волей Божией скоропостижно скончался обер-прокурор св. Синода граф Протасов от болезненного расширения сердца. Приглашенный к нему священник уже не успел исповедовать его и причастить Святых Таин и только прочел отходную молитву. Sic transit gloria mundi! Sic ex medio vivorum extirpantur potentes! Est Deus, Qui ad Suum terribile judicium appellat homines usurpantes sanctae ecclesiae jura 14 . Исправление должности обер-прокурора поручено старшему в Синоде чиновнику Александру Ивановичу Карасевскому. Это – человек большого роста с небольшим умом. В 21 день. Я, по указанию 12-го параграфа, представил директору азиатского департамента министерства иностранных дел Николаю Ивановичу Любимову свой отчет об ученых и художественных занятиях нашей духовной миссии в Иерусалиме в течение прошлого года для препровождения его в св. Синод. День 29. Этот директор письменно уведомлен мною о том, что состоявший при нашей Иерусалимской миссии иеромонах Феофан, по прошению его, причислен к Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1858 год 45 Январь. День 1. Господи сил, со мною буди. Инаго бо разве Тебе помощника в скорбех не имам. Господи сил, помилуй мя. Во второй, третий, четвертый и пятый дни у меня болело горло и трясла меня лихорадка, но во все это время я занимался сочинением записки для великого князя Константина Николаевича по письменному приглашению его, записки о наших действиях на Востоке и особенно в Иерусалиме 46 . Поводом к ней послужило вот какое дело. В начале 1857 года великий князь Константин Николаевич послал в Иерусалим статского советника Бориса Павловича Мансурова для собрания разных сведений, которые могли бы быть полезны Русскому обществу пароходства и торговли при устройстве правильного и сколь возможно частого перевоза поклонников из России к Святым местам Палестины. Г. Мансуров, исполнив это поручение, представил его высочеству записку, в которой изложил потребные сведения. Она секретно напечатана была в малом количестве экземпляров в самом конце 1857 года (25 декабря). Число страниц в ней 209, а изложены сведения и рассуждения: 1. о русских поклонниках, 2. о нашей первой духовной миссии в Иерусалиме, 3. о католической и протестантской пропаганде в Палестине, 4. о нашей второй миссии в св. граде под начальством епископа и о недостаточности средств к выполнению обширной задачи ее, 5. о нашем пароходном обществе и 6. о денежных средствах для обеспечения наших церковных дел в Палестине, о неполитической форме нашего политико-религиозного вмешательства в дела Востока и, наконец, о нашей заботливости касательно укрепления и возвышения наших чисто русских интересов на Востоке. Эта печатная записка министра сохраняется у меня в числе моих записок о Палестинской церкви. Выписываю из нее в настоящую «Книгу бытия моего» только то, что сказано в ней о нашей первой духовной миссии в св. граде и о мне самом и нечто о второй миссии там. Стр. 39–58. Около 1841 года, вследствие возраставшей тогда на Востоке деятельности западной пропаганды, наше правительство сочло необходимым обратить особенное внимание на положение дел в Палестине, и тогда же был задуман план о посылке в Иерусалим Русской духовной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1859 год 67 Январь. День 1. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. Из Иверского монастыря отправлено письмо мое к синодальному обер-прокурору графу Александру Петровичу Толстому о моей находке бесед Фотия, патриарха Константинопольского . День 12. Получено письмо сего графа от 20 ноября прошедшего года. Я не отвечал на это письмо по недостатку у меня времени. Но теперь, при начертании «Книги бытия моего», во-первых, помещаю здесь выдержку из письма моего к графу от 4 октября 1858 года, во-вторых, повинность свою в неточном знании предмета, о котором писал мне Толстой. Выдержка. В книгохранилище Есфигменова монастыря есть греческое Четвероевангелие, написанное на пергаменте в 1311 году. На первых страницах его указан известный порядок чтений Апостола во весь круглый год, а в конце изложено соответствующее ему последование чтений Евангелия. В самом же начале этой рукописи сказано, что такой порядок и такое последование чтений бывает в кафолической и апостольской церкви великого града Божия Антиохии. Итак, вот где придуманы, избраны и установлены ежедневные чтения Нового Завета – в Антиохии! Греки составили из них особенный, отборный, рядовой Апостол и особенное, отборное, рядовое Евангелие. А славяне означали их в середине и на полях всех четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, в конце же прилагали указатели их сообразно с антиохийским уставом. Правда, и у нас употреблялось подобное греческому отборное Евангелие с отборным Апостолом; но рукописи этого рода очень редки, да и в числе их немногие писаны в XI веке: полных же Евангелий и Апостолов славянских с указанием в них чтений весьма много старинных и новых, рукописных и печатных. Такое отличие славянских изданий церковного Евангелия и Апостола от изданий греческих поясняется только тем, что для славян полный Новый Завет с указаниями ежедневных чтений оного переведен был ранее появления в греческой церкви отборного Евангелия и Апостола и что они прежнее сокровище свое постоянно предпочитали этому нововведению. Да и в библиотеках восточных я не видывал греческих рукописей такого Евангелия и Апостола ранее XI века. Впрочем, если бы и нашлись такие из них, кои писаны были в IX, VIII или VII столетии, то все-таки надлежит думать, что просветители и пастыри славян заблагорассудили переводить Новый Завет не с них, а с полных Четвероевангелий и Апостолов, дабы дать этому новопросвещенному народу полное новозаветное откровение с указанием чтений его на полях и в конце рукописей, как это водилось древле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1860 год 84 Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем! Пою Богу моему, дóндеже есмь. Январь. День 1. А на князей и на сынов человеческих не надеюсь. Вот уже третий месяц с лишком начался с той поры, как я переместился в Руссик в ожидании от них воспоминания о мне и присылки моих заслуженных денег, но нет от них ни слуху, ни духу, ни гласу, ни послушания. Что же делать? Потерплю еще несколько дней. День 12. Терпел, терпел, и ничего не выждал. Лопнуло терпение мое. Еду в Константинополь на авось, и оттуда в Иерусалим, за своими пожитками и книгами. Русский пароход бросил свой якорь у Руссика. Сажусь на него. Прощай Афон, но до свидания. Авось сбылось. Капитан парохода вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалование с 1 мая 1858 года по 1 мая 1859 года. Итак, я богат. Есть с чем ехать во Святой град. Прочие дни текущего месяца (15–31) проведены были в Константинополе не без дела, которое, однако, приостановила лихорадка. День 31 . Был я у Вселенского патриарха Иоакима и просил его достать из Метеоропреображенского монастыря рукописную Библию XIV века и представить ее в наше посольство для передачи ее мне на рассмотрение в течение одного года. Его всесвятейшество, выслушав эту просьбу мою, повторил мне тот же ответ, какой он дал нашему посланнику князю Лобанову-Ростовскому, т.е. что было бы удобнее прислать кого-либо из России в Метеорский монастырь для переписки этой Библии на месте или возложить сей труд на одного из монахов обители, искусного в каллиграфии, с тем, чтобы после сличить список с подлинником для удостоверения в точном сходстве его с ним. Но я поставил ему на вид, что во всех семи метеорских монастырях нет ни одного инока, способного заняться этим делом, что посланному из России монаху было бы весьма тяжело прожить несколько месяцев на Метеорском столпе, где весьма скудна постная пища, и куда и откуда очень трудно и даже опасно подниматься и спускаться в веревочной сети или по висячей лестнице, и что в Петербурге такая важная рукопись, какова метеорская, была бы воспроизведена посредством фотографии скоро и верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1861 год 127 Январь, 1, воскресенье. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Вчера, ложась спать, я думал: куда-то назначат меня наши синодалы, а ночью в просонках слышал голос, сказавший мне: «в Ярославль»; утром же первая мысль моя была мысль о том, что русский народ твердо верует в Бога, благодатно присутствующего в душах, и в святость внутреннюю и потому очень любит молебны и акафисты, а живет не свято и не богоугодно. В полдень поздравили меня с новым годом секретарь нашего консульства Жáни, синайский архиепископ Кирилл и армянский епископ Гавриил. Последнему я советовал учить детей греческому языку. Он ответил мне, что будет посылать некоторых из них в то училище, которое выстроил г. Абет, русский подданный, родом туземец, и которое скоро будет открыто. Был у меня консул Лаговский и подтвердил, что Александрийский патриарх Каллиник отказывается от кафедры своей и передает ее архимандриту Евгению с тем условием, чтобы ему производимо было от этой кафедры пожизненное содержание. Сперва он у архимандрита просил капитала в 30000 талеров и, когда Евгений объявил ему, что негде взять их, согласился получить половину этой суммы. Итак, патриаршая кафедра продается и покупается. O tempora! O mores! 128 Я передал Лаговскому вопросы коптского владыки Кирилла: знает ли государь император, что есть на свете копты? Почему здешний генеральный консул России считает их иноверцами? 2, понедельник. Я нездоров, но принимаю гостей. Являлся ко мне каирский грек Диаманди, недавно путешествовавший в счастливой Аравии. Он был в Джедде и в окрестностях сего города. По уверению его, греческая община, находящаяся в абиссинском городе Гондаре, просила Александрийского патриарха Иерофея I прислать к ней церковный причт. Но он отказался исполнить их просьбу по безденежью. В самом деле, при нем патриархия была очень бедна. Теперь от сей общины остались три семейства, да и они поабиссинились. Потомок древней царской династии абиссинов Джиджач негуш подарил французам небольшой остров Адули в Красном море для стоянки кораблей их. Наполеон послал военное судно под начальством Рушеля для занятия сего острова. Но этот капитан прибыл туда, когда негуш, не могши сопротивляться храброму королю Абиссинии Феодору, убежал в горы с войском своим. Сам Рушель попал в плен к сему королю и освобожден был по ходатайству английского консула, живущего в приморском городе Массауа. Это было назад тому 7–8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1863 год 23 Я иду. Но ведет меня Бог. Январь. День первый. Всесвятая Богородице, на время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. В этой Книге Бытия Моего нет места нынешней разработке тех материалов, которые были собраны мной во время долговременного пребывания моего на Востоке, а житейские случайности мои записываются в ней. Случайности в январе 10, Четверток. Сегодня я представил митрополиту Исидору послужной список мой за 1862-й год и отчет о деловых и художественных занятиях моих с 1855 года по 1863-й. Преосвященный, приняв от меня эти бумаги мои, сказал: любопытно прочесть отчет ваш, потом промолвил: некоторые недовольны вашим мнением о Синайской рукописной Библии. – Недовольны Норов, Муравьев? подхватил я. – Да, недоволен Норов. Он, когда быль министром народного просвещения, усердно содействовал отправлению Тишендорфа на Синай. Тогда императрица сказала ему, что если синод не захочет дать денег Тишендорфу на дорогу, то даст их она. – Что же особенно порицается в моем мнении? спросил я. – Митрополит ответил: вы напечатали, что нынешний синайский архиепископ Кирилл отвергаем был двумя иерархами. 24 Надлежало бы сказать это мягче. Ведь, он рукоположен, следовательно признан достойным архиерейского сана, как бы то ни было. Не нам судить дела чужих иерархов. – Я увлекся сознанием правды, зная, что государь император нарядил следствие по делу о Синайской Библии. – Это дело нам известно. Константинопольский патриарх подал султану челобитную, что синайский архиепископ Кирилл расточает монастырское имущество. Султан сослал бы его в заточение; но наш посланник Лобанов избавил его от опалы, дав ему свидетельство, что Синайская Библия взята в Россию под распиской с условием возврата ее в монастырь по рассмотрении ее или по издании в свет. После сего митрополит объявил мне, что св. синод передаст мне помянутую Библию для рассмотрения ее и в помощь мне назначит двух священников (Не передавал и не назначил). Января 30 дня . Подано мною письмо обер-прокурору Ахматову.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1864 год 41 Я иду. Но ведет меня Бог. Январь. День первый. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. 42 День 13-й. Подан Ахматову отчет об ученых и художественных занятиях моих в 1863 году с покорнейшей просьбой представить его св. синоду по прежним примерам. День 31. Князь Урусов при письме своем за доставил мне рукописное Евангелие императрицы (1272 года) для окончательного рассмотрения его. Сего же дня ее величество изволила изъявить свое согласие на то, чтобы я напечатал два сочинения свои, кои написаны были мной для нее в прошлом году. Оба эти сочинения она возвратила мне, повелев не печатать в приложениях к «Библейской редкости» те немногие строки, кои на полях моей рукописи карандашом очеркнуты собственной рукой ее. Некоторые археологи и в числе их настоятель нашей посольской церкви в Константинополе архимандрит Антонин, не увидев в древних греческих рукописях трех букв у главы Господа... Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Благодарю Бога, внушившего александрийскому патриарху благое желание поднести эту драгоценную рукопись нашей императрице. Целую ручку ее величества, передавшую ее мне для подробного рассмотрения. Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Эту святыню (Евангелие 1272 г.) можно бы носить в крестных ходах, дабы христоименитый народ наш видел ее и благодарил Бога за великий дар письмен. Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Вот какой цензор рассматривал и одобрил мои сочинения! Февраль. 29, Суббота. В Иерусалим на место мелитопольского епископа Кирилла назначен архимандрит Леонид Кавелин (из военных). А этому епископу велено ехать в Казань и жить там в каком-то монастыре. Леонид подобрал под свою масть иеромонахов, иеродиаконов и певцов из среды самой необразованной. Итак, третья духовная миссия наша в Святом Граде будет ноль. Март. 13, Пятница. Министр внутренних дел Валуев посылал своего чиновника в Нижегородскую губернию для собрания сведений о тамошних раскольниках. Посланный представить ему надобные сведения о них. А сведения эти в рукописи переданы были мне фрейлиной Эйлер. Я прочел рукопись и, возвращая ее фрейлине, написал ей вот что.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010