Д. разрабатывает созданная в 1856 г. Высшая школа Д. (Escuela Superior de Diplomática, с 1900 в составе фак-та философии, словесности и истории Мадридского ун-та), Испанская академия истории (Мадрид), а также Исследовательский ин-т Каталонии (Барселона), Исследовательский ин-т Астурии (Овьедо), Ин-т Фердинанда Католика и Сарагосский ун-т. Основатель совр. испан. Д.- Х. Муньос-и-Риверо (1881). В 1-й пол. XX в. активно изучалась история королевских канцелярий Испании (Э. Котарельо-и-Мори, А. Мильярес Карло и др.). Различными вопросами Д. занимались Э. Саррабло Агарелес, М. Нуньес де Сапеда, Х. Гонсалес, П. Галиндо Ромео, Ф. Аррибас Арранс. Обобщающий труд и отдельные публикации принадлежат А. Кумбреньо Флориано (1946, 1949-1952). Дипломатисты 2-й пол. XX в.: А. Канельяс Лопес, Л. Санчес Бельда, Т. Марин Мартинес, Каруна-и-Гомес де Барреда, Х. Руис Колонха, Ф. Маттеу-и-Лопес, Э. Саэс, А. Араго Кабаньяс, Х. Тренч Одена, С. Гарсия Ларрагета, Ф. Севилано Колом, М. Х. Санс Фуэнтес, Мария Луиза Пардо Родригес, М. Лукас Альварес, М. М. Карсель Орти. Основная проблематика - история канцелярий и нотариата. Португалия Крупнейшие специалисты по Д.- Ж. П. Рибейру, давший свод наблюдений, касающихся испан. и португ. Д., палеографии и сфрагистики (1798, 1810-1836); Э. да Гама Барош, изучавший историю канцелярий XII-XV вв. (1885); Р. П. ди Асеведу, издатель и исследователь португ. актов (1933, 1958), автор работы о королевской канцелярии XII-XIII вв. (1938). Во 2-й пол. XX в. Д. занимались А. ди Ж. да Кошта, Ж. Маркиш, А. Л. ди Кавалью Омем, Мария Элена да Крус Коэлью и др. Исследовательские центры - Instituto de estudos historicos (Коимбра), Academia portuguesa da hismyria (Лиссабон), Ун-т Порту. Преподавание Д. ведется со 2-й пол. XVIII в. В 1801 г. кафедра Д., учрежденная в кон. XVIII в., передана Королевскому архиву. В 1844 г. лицею были переданы кафедры стенографии, палеографии и Д. В 1889 г. созданы курсы библиотекарей-архивистов (ныне при филологическом фак-те ун-та в Коимбре), где преподается Д. Великобритания

http://pravenc.ru/text/178525.html

Предание об И. легло в основу сюжета народной «Песни о св. Ирии» (Romance de Santa Iria), впервые записанной в 1842 г. в Сантарене. Исследователи отмечали, что «эта романтическая легенда лишена исторического основания» ( Jesus da Costa. 1995. Col. 1469) и, вероятно, оформилась в позднейшую эпоху. Самое раннее свидетельство существования легенды о мученичестве И.- заметка в календаре кафедрального собора г. Коимбра (1-я пол. XIV в.) (Liber anniversariorum ecclesiae cathedralis Colimbriensis: Livro das Kalendas/Ed. P. David, T. de Sousa Soares. Barcelos, 1947. T. 1. P. 209). Упоминание об И. в календаре мосарабского антифонария из Леона под 20 окт. (sce erene urg in scallabi castro) является древнейшим свидетельством ее почитания, однако датировка записи остается спорной. Антифонарий (León. Archivio Catedralicio. 8) является копией, выполненной в 1069 г. мон. Тотмундом с рукописи, к-рую переписчик датировал 672 г. По мнению Х. Переса де Урбеля, образцом служил не вестготский, а мосарабский антифонарий нач. IX в., происходивший из г. Бежа (совр. Португалия) и доставленный в 913 г. в Леон кор. Ордоньо II ( P é rez de Urbel J. Antifonario de León: El escritor y la época//Archivos Leoneses. 1954. N 15/16. P. 115-144). Исследователь полагал, что память И. содержалась в первоначальной рукописи. Это является доказательством почитания святой в мосарабскую эпоху ( Idem. El antifonario de León y su modelo de Beja//Bracara Augusta. Braga, 1968. Vol. 22. P. 212-217). Однако Х. Вивес Гатель и А. Фабрега Грау полагали, что мосарабская рукопись (датированная ими 1-й пол. X в.) во время копирования была интерполирована Тотмундом, поэтому память И. скорее всего была вставлена лишь в XI в. ( Viv è s Gatell J., F á brega Grau A. Calendarios hispánicos anteriores al siglo XIII//Hispania Sacra. Madrid, 1949. Vol. 2. P. 344-346, 372). От имени И. по одной из существующих версий происходит название г. Сантарен. Последовательным сторонником этой гипотезы является португ. исследователь А. ди Жезуш да Коста, к-рый указал на то, что в XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/673957.html

С нач. XII в. на островах существовали ранние гос. образования. К тому времени доминирующей религией на М. стал буддизм, проникший сюда впервые в III в. до Р. Х. под влиянием империи Маурьев. До утверждения буддизма жители М. исповедовали индуизм (ритуалистическая традиция шраута), почитая солярное божество Сурья. В 1153 г. мусульманский проповедник Абу аль-Баракат Юсуф аль-Табризи (т. е. «из Тебриза»; др. вариант - аль-Барбари, т. е. «из страны бербер») обратил в ислам местного правителя Каламинью Дховени, к-рый провозгласил себя султаном под именем Мухаммад ибн Абдалла и основал 1-ю мусульм. династию на М. В 1556 г. султан Али VI обратился к португ. колониальной администрации Гоа за помощью в отражении нападений пиратов. В 1558 г. португальцы высадились на о-ве Мале, основали форт и свергли султана. Через 15 лет колонизаторы были изгнаны, а султаном был провозглашен Мухаммад Такуруфану аль-Азам, возглавлявший освободительную борьбу. В тот период безуспешные попытки закрепиться на Мале предприняли и голландцы. Карта Мальдивских островов. Нач. XVII в. Карта Мальдивских островов. Нач. XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. в регионе усилилось влияние Великобритании, которая с 1796 г. установила фактический контроль над архипелагом. В 30-х гг. XIX в. апостолический викарий Пондичерри был уполномочен Папским престолом направлять миссионеров на Мальдивские о-ва, но информация о результатах этой деятельности отсутствует. В 1886 г. территория М. формально вошла в состав архиеп-ства Коломбо, при этом о деятельности там католических священников или организации приходов ничего не известно. 16 дек. 1887 г. между мальдивским султаном Мухаммадом Муинуддином II Искандером (1886-1888) и брит. губернатором Цейлона был подписан договор о протекторате, по условиям к-рого англичане обеспечивали безопасность султаната и контролировали его внешние сношения, но не вмешивались во внутренние дела. До 1948 г. М. подчинялись британскому губернатору Цейлона, затем - брит. верховному комиссару на Цейлоне. В дек. 1932 г. на М. была принята конституция, согласно которой был создан избираемый населением совещательный орган - меджлис. В 1940 г. в связи с началом второй мировой войны действие конституции было приостановлено, а в 1942 г. была введена в действие новая конституция. 21 февр. 1952 г. в результате массовых волнений, вызванных пробрит. политикой султана и острой нехваткой продовольствия, монархия была свергнута. М. были провозглашены республикой, пост президента с янв. по сент. 1953 г. занимал Мухаммад Амин Диди. После его отстранения от власти монархия была восстановлена, султаном избран Мухаммад Фарид Диди (1954-1968). Фактическая власть находилась в руках премьер-министра. В 1959 г. на 3 юж. атоллах при поддержке Великобритании была провозглашена Соединенная Республика Сувадива, просуществовавшая до 1963 г.

http://pravenc.ru/text/2561760.html

Нек-рые построены по заказу рыцарских орденов, связанных со Св. землей; многие из них стоят на путях паломников в Сантьяго-де-Компостела. Церковь Санта-Мария в Эунате (пров. Наварра; 2-я пол. XII в.) - 8-гранное здание с небольшой граненой апсидой, перекрытое лотковым сводом с нервюрами и окруженное со всех сторон открытой аркадой. Находящаяся в том же районе ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель-Рио (пров. Наварра; кон. XII - нач. XIII в.) также 8-гранная, но пропорции ее более вертикализированы. С запада к ней примыкает цилиндрическая башня, с востока - полуциркульная апсида, в центре возвышается граненая колокольня. Иное решение имеет 10-гранная ц. Вера-Крус в Сеговии (1208). Ее внутренняя 2-этажная граненая капелла окружена сводчатым обходом, с востока к ней примыкает 3-апсидный алтарь. Эта конструкция, напоминающая ротонду и кувуклию Гроба Господня, в неск. упрощенном виде повторяет тамплиерский храм в мон-ре Христа в Томаре (Португалия; 2-я пол. XII в.). Возможно, с этими постройками связана и небольшая ц. Сан-Маркос в Саламанке (1178): архаический тип 4-столпного 3-апсидного храма, увенчанного кубической башней над средокрестием, вписан здесь в геометрически правильный круг стен. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. По мнению Э. Ламбера, ряд романских храмов И. отражает влияние бургундской архитектуры (см.: Azc á rate. 1990. P. 26). Ранним примером является собор бенедиктинского мон-ря Сан-Лоуренсо-де-Карбоэйро в Галисии (пров. Понтеведра; после 1171 - до 1192), где апсида имеет обход, капеллы к-рого образуют 3-частный алтарь; все пространство перекрыто нервюрными сводами сложной конфигурации. Вост. часть собора Эль-Сальвадор в Авиле (начат до 1181) с двойным полуциркульным деамбулаторием могла быть построена по образцу обхода базилики Сен-Дени близ Парижа (1135-1144); снаружи она встроена в городскую стену и оформлена как бастион. Близкий тип сводов имеет ц. Сан-Висенте в Авиле (1130 - нач.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Во 2-й пол. XII в., при аббате Иоанне, крупный скрипторий действовал также в бенедиктинском мон-ре Лорван, где был создан ряд роскошных иллюминированных рукописей (наиболее известны бестиарий «Книга птиц» (1184), комментарии блж. Августина на псалмы и Лорванский Апокалипсис («Беатус») (1189); см.: Egry. 1972). Положение мон-ря изменилось после возвращения на родину инфанты Терезы († 1250), дочери португ. кор. Саншу I (ее брак с кор. Леона Альфонсо IX был аннулирован в 1196). Приняв решение уйти в мон-рь, инфанта настояла на ликвидации общины бенедиктинцев под предлогом недостойного поведения монахов и в 1205 г. основала в Лорване жен. цистерцианский мон-рь Пресв. Девы Марии (создание обители утверждено буллой папы Иннокентия III «Causam que vertebatur» от 15 нояб. 1210). Как правило, монахини этой обители происходили из самых знатных семей королевства. Монастырь возглавила сестра Терезы Санша Португальская († 1229), которая позднее основала близ К. 2-й жен. цистерцианский мон-рь - Санта-Мария-ди-Селаш. Инфанты Санша и Тереза, похороненные в Лорване, были причислены к лику блаженных Римско-католической Церкви (папская булла «Sollicitudo Pastoralis Officii» от 23 дек. 1705). В еп-стве К. существовал также муж. цистерцианский мон-рь Санта-Мария-ди-Сейса, к-рый в 1195 г. стал дочерней обителью аббатства Алкобаса. С XII в. в юж. части диоцеза находились владения духовно-рыцарского ордена тамплиеров (с 1318 орден Христа). Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) В 1-й пол. XIII в. в еп-ство К. прибыли монахи нищенствующих орденов. В 1217 или 1218 г. был основан францисканский мон-рь св. Антония (Санту-Антониу-душ-Оливайш); в 1221 г. здесь принес монашеские обеты католич. св. Антоний Падуанский , учившийся в школе мон-ря Санта-Круш. В К. францисканцы основали мон-рь Сан-Франсишку-ди-Понти.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Пресв. Богородица с Младенцем. Миниатюра из Часослова Иоанны Кастильской. 1496–1506 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 18852. Fol. 287v) Пресв. Богородица с Младенцем. Миниатюра из Часослова Иоанны Кастильской. 1496–1506 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 18852. Fol. 287v) Миниатюры с изображением «М.» получили распространение во франц. и в англо-нормандских рукописях, преимущественно Псалтирей и часословов, со 2-й пол. XII - XIII в. Напр., на миниатюре в Псалтири из Эймсбери (Oxon. All Souls College. lat. 6. Fol. 4v, сер. XIII в.) Богородица изображена кормящей Младенца Христа, сидящей на престоле и попирающей дракона; слева у Ее ног - коленопреклоненная фигура ктитора, в верхней части композиции - ангелы. Особую ветвь извода «М.» составляют изображения в миниатюрах франц. рукописей, иллюстрирующие чудо, описанное в «Зерцалах» Винсента из Бове. Это чудо связано с заболевшим клириком, который молился Богоматери, после чего Она явилась ему и исцелила его Своим молоком (Paris. fr. 316. Fol. 277v, 1333-1334 гг.). Богоматерь дважды показана как «М.»- с Младенцем на руках и у одра больного клирика. Из символики подобных образов проистекает выбор «М.» для изображения Божией Матери на миниатюрах и алтарных картинах, созданных Ж. Фуке по заказу Этьена Шевалье, казначея и придворного франц. кор. Карла VII, напр. на диптихе из Мулена (ок. 1450, Королевский музей искусств, Антверпен) и на миниатюре из Часослова (1452-1460, Музей Конде, Шантийи). Распространенным в католическом искусстве стало изображение явления Божией Матери с Младенцем Бернарду Клервоскому, или «Чудо лактации». В Португалии в г. Назаре почитается статуя Богородицы (XIV в. (?)), кормящей Младенца Христа. Согласно местному преданию, в V в. мон. Кириак бежал из Назарета в Испанию, спасая образ от иконоборцев; в 711 г. статуя была перенесена из Испании в Португалию мон. Родриго и в 1182 г. обретена Фуашем Ропинью в ларце в гроте на морском берегу. В XVII-XVIII вв. благодаря этому образу Божией Матери Назаре стал одним из крупнейших паломнических центров Португалии ( Penteado P. Peregrinos da memória: O Santuário de Nossa Senhora de Nazaré, 1600-1785. Lisboa, 1998). Образ Божией Матери «М.» в контексте вифлеемских реликвий «млека Пречистой Богородицы»

http://pravenc.ru/text/2563854.html

Все 3 диоцеза подчиняются непосредственно Папскому престолу и входят в Епископскую конференцию Сев. Африки. Католический собор св. Петра в Рабате. 1921 г. Католический собор св. Петра в Рабате. 1921 г. Католич. Церковь непрерывно действует на территории совр. М. с XIII в. В 1219 г. посланные сюда ученики католич. св. Франциска Ассизского приняли мученическую кончину в Марракеше и Сеуте. Позднее епископом земель, находившихся под властью Альмохадов, стал свящ. Доминик, пребывавший в Фесе, в 1232 г. он был замучен, и через 2 года еп-ство было перенесено в Марракеш. С XIV в. в М. действовали ордены мерцедариев и тринитариев, занимавшиеся выкупом рабов и их обращением в христианство. В авг. 1472 г. папа Римский Сикст IV буллой «Clara devotionis» выделил из еп-ства Сеута, подчинявшегося архиеп-ству Лиссабон, еп-ство Танжер, к-рое в янв. 1514 г. передало часть своей территории новому еп-ству Фуншал, а в сент. 1540 г. вошло в архиеп-ство Эвора. В 1566 г. еп-ство Марракеш было упразднено, в июне 1570 г. еп-ства Танжер и Сеута были объединены, но из-за конфликта Папского престола с Португалией кафедра объединенного епископства оставалась вакантной еще полвека. Учрежденная в нояб. 1630 г. апостолическая префектура Марокко, подведомственная францисканцам из Андалусии, в июле 1693 г. была преобразована в апостолический викариат, но в 1-й пол. XVIII в. утратила этот статус, придя в упадок (там служили 3 францисканца). Прекращение работорговли в сер. XVIII в. способствовало появлению на подчиненной префектуре территориии большего количества католиков (в т. ч. торговцев и моряков), но только в апр. 1908 г. папа Римский Пий X вернул префектуре статус викариата. В июле 1923 г. папа Пий XI разделил его на 2 викариата - Рабат и Танжер - соответственно в зонах франц. и испан. протекторатов на землях султаната. Окончательное оформление структуры католич. Церкви в М. относится к понтификату Пия XII , к-рый в июле 1954 г. на части территории викариатов Танжер и Гардая учредил апостолическую префектуру Испанской Сахары и Ифни (с мая 1970 - Испанской Сахары, с мая 1976 - Зап. Сахары), а затем возвел в ранг архиеп-ств викариаты Рабат (сент. 1955) и Танжер (нояб. 1956).

http://pravenc.ru/text/2562382.html

В Шри-Ланке история Б. начинается со 2-й пол. III в. до Р. Х., после прибытия миссионеров инд. царя Ашоки (в т. ч. его сына Махинда и дочери Сангхамитты), к-рые привезли отросток древа Бодхи и др. реликвии. Для их хранения возвели неск. храмов и ступ. При царе Ваттагамани (29-17 гг. до Р. Х.) состоялся 4-й собор, на к-ром на языке пали был записан 1-й буддийский канон Типитака (Три корзины; санскр. Трипитака) господствовавшей здесь школы тхеравады. Хотя с V в. по Р. Х. сингальские цари поддерживали только тхераваду, особенно в истолковании монахов Махавихары, в III-XII вв. благодаря мон-рю Абхаягиривихара заметно было и влияние махаяны. В кон. V в. на острове работал Буддхагхоша , завершивший редактирование и комментирование Типитаки (день его прибытия на Шри-Ланку в наст. время является гос. праздником). В 1505- 1658 гг. Шри-Ланка (Цейлон) становится колонией Португалии, затем Голландии (1658-1796) и Великобритании (1796-1948), власти к-рых (особенно португ.) нанесли огромный урон Б. В наст. время Б. исповедуют ок. 70% населения (ок. 12 млн чел., преимущественно сингалы), действуют 7 тыс. мон-рей и храмов, из 20 тыс. монахов тхеравады большинство принадлежат к подшколе Сиам-никая (1753 или 1762); кроме того, имеются мон-ри Амарапура-никаи (1763) и строго аскетической Раманния-никаи (1863 или 1865). Совр. ланкийский Б. отличается от тхеравады стран Индокитая отсутствием практики временного монашества. В стране открыты буддийские ун-ты, изд-ва, находится штаб-квартира всемирного об-ва Маха Бодхи, основанного Анагарикой Дхармапалой, молодежные ассоциации буддистов и т. д. Дальневосточный Б. Китай - единственная страна Азии, в культуру к-рой Б. вошел в пору существования развитой государственности с собственной религиозно-идеологической системой. Первые буддийские сутры, по преданию, были привезены в Лоян (столицу империи Хань) при имп. Минди (58-76 гг. по Р. Х.) , там же позднее появился буддийский мон-рь Баймасы. Первый буддийский трактат на кит. языке «Сутра 42 статей» относится к нач. II в. по Р. Х. Основоположником Б. в Китае считается мон. Ань Шигао, к-рый прибыл в Лоян в 148 г. и вместе с учениками перевел на кит. язык ок. 30 трактатов. Вначале, судя по текстам, проповедовался Б. переходного типа от хинаяны к махаяне, позднее утвердилась махаяна.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Пол Фрегози Часть VI. Отклонение на юг. Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Отвоевание Иберии касалось не только Испании, а джихад в Иберии действовал не только против Испании. Помимо Франции, у Испании имелся еще один сосед, Португалия, выросшая из суматохи, неразберихи и крови неумолимого конфликта между христианами и маврами. Португалия, в то время графство, присоединенное к Кастилии, известное в предыдущие века как Лузитания еще до того, как стала частью Римской империи, обрела независимость в XII веке, когда её оккупировали частично мавры, а частично кастильцы. Её борьба за независимость оказалась жестокой и ожесточенной. Это история об алчности, интригах и крови, начавшейся, когда молодой французский рыцарь, потомок короля Генриха Бургундского, как-то утром въехал в Сарагоссу и предложил свой меч королю Альфонсо VI Кастильскому и Леонскому, а вскоре после этого женился на (незаконнорожденной) дочери короля Терезе. Присутствие Генриха Бургундского в Кастилии не случайно. Французские рыцари находились в авангарде крестоносцев, отправившихся воевать в Святую Землю. Иерусалим не всегда был единственным местом, привлекавшим этих христианских воинов. Испания, расположенная гораздо ближе к Франции, также была захвачена неверными маврами, а Кастилия и Арагон – переполнены французскими авантюристами благородного происхождения, которых манили на юг от Пиренеев пафосные призывы римского понтифика спасти Испанию от сарацин. Юные джентельмены Франции стекались за Пиренеи на помощь своим сражающимся испанским католическим родственникам не только из чувства христианского братства, но и, прямо скажем, из-за любви к приключениям и надеждам на большие награды. Беспокойные, амбициозные и предприимчивые, а некоторые даже надеющиеся создать из хаоса войны небольшое королевство для себя и своих детей! Такими они были! И таким был Генрих Бургундский. Правнук короля Франции Роберта Благочестивого, Генрих Бургундский принадлежал к тем рыцарям королевской крови, которые бродили по спорным и неспокойным землям Европы и Ближнего Востока с мечом в руке в поисках дела, за которое можно сражаться, и воюя за трон, на который можно взобраться. Он прибыл в Кастилию с самыми лучшими рекомендациями: будучи племянником недавно умершей королевы Кастилии Констанс, бывшей бургундской, и женой короля Альфонсо VI Кастильского и Леона. Возможно, король Альфонсо надеялся, что Генрих Бургундский окажется еще одним Сидом. Будучи королевской крови, он был готов, благодаря своему положению, присоединиться к королевской кастильской семье. Поэтому король отдал бургундскому рыцарю руку своей дочери, а в качестве приданого графство Португалия, принадлежавшее тогда Испании и часть кастильских владений, в основном занятых мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

под власть гр. Галисии Раймунда Бургундского, к-рый назначал в К. наместников-французов. Еп. Гонсалу Пайш (1109-1128), ставленник архиеп. Бернарда Толедского, добился от графа Португалии Генриха (Энрике) Бургундского и его жены Терезы передачи в его юрисдикцию крупного мон-ря Лорван (1109), где вскоре вместо устава св. Фруктуоза был введен бенедиктинский устав. Церковные преобразования, сопровождавшиеся искоренением мосарабского богослужения и назначением на важные должности французов и выходцев из Сев. Испании, привели в 1109 или 1110 г. к мятежу населения К. против гр. Генриха и еп. Гонсалу, в к-ром принял участие приор соборного капитула Мартин. По-видимому, только после этого епископу удалось добиться повиновения от соборных каноников. Папа Римский Пасхалий II призвал духовенство и жителей К. прекратить сопротивление епископу и «исправить свои привычки» (ut mores vestros corrigatis; булла от 18 июня 1116). Церковные преобразования в духе григорианской реформы продолжались при еп. Бернарде из Лангедока (1128-1146), также бывш. монахе Клюни. Крепость Монтемор. XII в. Крепость Монтемор. XII в. На рубеже XI и XII вв. графство К. вошло в состав Португальского графства, в город из Гимарайнша была перенесена основная резиденция гр. Генриха Бургундского. В 1139 г. его сын гр. Афонсу Энрикиш (1112-1185) объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании независимого гос-ва. В 1111 г. горожане, восставшие против злоупотреблений должностных лиц, добились от графа грамоты (форала) с подтверждением городских привилегий. Нормы, связанные с внутренней жизнью города, зафиксированы в форале кор. Афонсу I Энрикиша (1179) и в городских статутах сер. XII в. («Correctio morum Colimbrie»; см.: Варьяш. 2006. С. 78-86). К., расположенная на границе христ. и мусульм. гос-в, сохраняла важное стратегическое значение. По свидетельству араб. путешественника аль-Идриси (1-я пол. XII в.), город, имевший мощные укрепления, был окружен полями и виноградниками; путь к побережью океана, пролегавший по р.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010