6) Наконец, подготовляется почва для возникновения контрреволюционных, церковно-монархических и фашистских организаций. Явление вполне закономерное. Религиозность населения административно загоняется в подполье. Она выливается в тайные формы, ищет выхода и находит его сначала в некотором изменении религиозных обрядов и их приспособлении к существующей обстановке, а впоследствии в формы организации нелегальных групп, которые широко используются контрреволюционным элементом для создания контрреволюционных групп фашистского и террористического порядка. Ярким примером может служить Ольховатский р н, Воронежской обл . В нем до революции было всего 12 церквей. Сейчас ни одна не функционирует. Только 3 церкви закрыты законным путем постановлением ОблИК " а 816 и после проведения массовой работы. При приезде работника Комиссии в район работники РИКа заявили ему, что «сектантства в районе нет, религиозность не наблюдается», бродячих попов в районе нет, молений по домам нет, а верующие в РИК с жалобами не обращаются видимо потому, что < " > церквями не интересуются». Впоследствии оказалось правильным только последнее утверждение о том, что верующие в РИК не обращаются. После многочисленных обращений в прошлое время ходить в РИК действительно бросили. Религиозная жизнь течет по руслу, неизвестному для РИК " а. На территории района около с Карояшинки в конце 1935 г. была обнаружена нелегальная церковь – пещера, где устраивались скрытые моления. На них присутствовало до 30 человек. Пещера была вырыта по инициативе контрреволюционной группы церковно-монархического характера. По делу этой группы осуждено 18 человек. Группа существовала с 1934 г., распространила свое влияние на ряд районов области, она состояла, главным образом, из кулацкого, бродячего элемента. Задачей ее была поставлена контрреволюционная агитация против советской власти. Группа в своей деятельности широко использовала религиозные настроения населения. Нелегальная церковь была ее главным средством влияния. Вслед за этим делом была разоблачена контрреволюционная деятельность попа церкви самого села Ольховатки Попова Е. , который, окружив себя церковно-монашеским элементом, вел систематическую агитацию против советской власти, используя религиозные предрассудки населения. Попов систематически проводил нелегальные собрания верующих, на которых распространял провокационные антисоветские слухи, говорил «о гонениях на//религию в СССР», Попов учил верующих: «власть вмешивается в церковные дела, закрывает церкви для ссыпки хлеба. Вам нужно протестовать, не допускать закрытия церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 марта 1932 г. Президиум Ленинградского городского совета принял решение о закрытии Владимирской ц. и о передаче церковного здания Государственной публичной б-ке для размещения антирелиг. отдела. 22 июня того же года храм был закрыт. Н. стал служить в Покровской ц. на Боровой ул. Он усердно воспитывал прихожан в духе Евангелия и трудов св. отцов, к-рые глубоко изучал. Проповеди составлял в письменном виде для распространения среди верующих, чтобы паства в случае его ареста могла вникать в учение Господне. 22 дек. 1933 г. Н. был арестован и заключен в одну из ленинградских тюрем. Обвинялся в участии в «церковно-монархической организации». На допросе Н. открыто изложил суть своих религ. убеждений: «...я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг - воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской Православной Церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных... Всякая власть является законной, поскольку на ее стороне сила; в случае прихода белых и свержения советской власти сила очутится на стороне белых, и власть их, как более сильная, будет законной». 25 февр. 1934 г. Особая тройка Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе приговорила Н. к 5 годам заключения; он был отправлен в Северо-Восточный ИТЛ (на территории совр. Магаданской обл.). В февр. 1938 г. против находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато новое дело. Священномучеников архиеп. Онуфрия (Гагалюка) , еп. Антония (Панкеева) , прот. Ипполита Красновского , священников Н., Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского , Василия Иванова , Максима Богданова , Михаила Дейнеку , Александра Ерошова , Александра Саульского , Павла Попова , Георгия Богоявленского, псаломщика мч. Михаила Вознесенского и др. обвинили в создании контрреволюционной группировки. На допросе Н. заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел». В марте 1938 г. арестованные были перевезены из лагеря в тюрьму в г. Благовещенске. Они были расстреляны по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. и погребены в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

3030 Опять же намек на г. Радева, который решил выгнать всех профессоров 70тилетников, и в частности и в особенности меня самого, под отказами и угрозами целых три месяца. – Примеч. H. H. Глубоковского. Генерал-майор Тодор Димитров Радев после увольнения из армии занимал пост министра народного просвещения в двух кабинетах – П. И. Златева (22.1.1935–21.IV.1935) и А. С. Тошева (21.IV.1935–23.XI.1935). 3031 ЦДА. 1442 к. 2. Л. 211–215. Глубоковский получил также приветствия от Богословского факультета Афинского университета (за подписью декана профессора А. Аливизатоса от 29 ноября 1935 г.), от проживавшего в Болгарии архиепископа Дамиана (Говорова), секретаря Болгарского Св. Синода архимандрита Кирилла (Маркова), от М. Г. Попруженко, А. П. Доброклонского (из Белграда), от профессоров Св.-Сергиевского Православного Богословского Института игумена Кассиана (Безобразова) и H. H. Афанасьева, а также от секретаря Института Е. М. Киселевского, от преподавателя Духовной семинарии в Сараево и ученика по СПб ДА о. В. А. Тимофеева, от ученика по Богословскому факультету Софийского университета иеромонаха Аверкия (Таушева) из Ужгорода в Прикарпатской Руси, от миссионера М. А. Кальнева , племянника прот. К. В. Попова (из США) и других. 3032 Лаговский И. Заслуженный профессор Д-р Богословия H. H. Глубоковский//Вестник РСХД. 1937. 3–4. С. 20. 3039 В библиографических заметках Глубоковский писал, что председатель Комиссии митрополит Симеон высказывался против митрополита Стефана «крайне резко, по-болгарски – «брутально» и оскорбительно и часть этих личных выпадов записал в журнал... Я, тогда не знакомый близко с болгарскими нравами вообще, был тяжко поражен гнетущими впечатлениями, как и доселе (1934, III, 2–10, суббота) испытываю их при всяком воспоминании...» (ЦДА. Ф. 1442 к. 20. Л. 199). 3041 Прежде чем зачитать доклад на пленарном заседании 10 июля, архимандрит Мефодий заявил: «...я имею честь познакомить авторитетное Совещание с означенным мнением Глубоковского, которое является не только мнением этого знаменитого богослова, но и мнением всей Болгарской Православной Церкви по данному вопросу» (Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви. 8–17 июля 1948 г. М., 1949. Т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Петр Попов. Живое и действенное слово. Опубликовано: 17 июня 2023         Церковь Вознесения Господня в селе Вознесенье            Священномученик Петр Попов родился в 1895 году в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. В 1918 году он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 году он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца. Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, не старался угодить власть имущим, не устрашался угроз сынов мира сего и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В мае 1934 года отец Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Тутаевского района. Вернувшись к служению у престола Божия, отец Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову. «Господь наш Иисус Христос, ходя по берегу моря Галилейского, увидал рыбарей Петра и Андрея, Иакова и Иоанна и позвал их следовать за Собою. Они тотчас оставили все и последовали за Ним.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/854-...

Указом Синода ЭАПЦ от 16 февраля 1922 года в Тюри был открыт самостоятельный приход. 1 мая был утвержден церковный совет, который начал свою деятельность с обращения к другим храмам пожертвовать необходимую утварь. На эту просьбу откликнулись из Марьямаа, Палдиски, Арусааре и других мест Эстонии. Своего настоятеля на приходе не было, и богослужения совершали случайные священники. Такое положение дел не способствовало нормальной жизни прихода, появились уклонения в лютеранство. 1 января 1925 года ушел на пенсию и поселился в Тюри таллиннский учитель Федор Канемяги. На приходском собрании 15 марта он был единогласно избран на должность настоятеля. 22 марта в Таллиннском Преображенском соборе Федор Канемяги был рукоположен во священника и уже 29 марта провел первое занятие по Катехизации. К 1932 году в Тюриском приходе насчитывалось 253 прихожанина. Протоиерей Федор Канемяги скончался в 1934 году и был погребен на местном кладбище. В 1965 году власти закрыли Пайдеский Успенский храм, и приход был соединен с Тюриским. Частая смена священников, нехватка средств привели здание храма в очень плохое состояние. Благодаря энергии настоятеля священника Бориса Мерлина и усердию прихожан в 1998-2003 гг. был проведен большой внутренний и внешний ремонт, переделана крыша, и Свято-Троицкий храм в Тюри приобрел надлежащий вид. Все это позволило совершить освящение нового престола и всего храма архиерейским чином. Чин освящения Свято-Троицкого храма в Тюри был совершен 1 мая 2004 года митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием в сослужении настоятеля Таллиннского Иоанно-Предтеченского храма протоиерея Павла Попова, настоятеля Иоанно-Предтеченского храма Вильянди священника Агапита Альтсаара, настоятеля Свято-Троицкого храма Тюри священника Бориса Мерлина, настоятеля храма Рождества Богородицы города Раквере священника Александра Лебедева и ключаря Александро-Невского кафедрального собора священника Леонида Конощенка. В Свято-Троицком храме под престол были положены мощи священномученика Сергия Флоринского, честные останки которого покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере. За богослужением молились прихожане поселка Тюри, его окрестностей и паломники из других храмов Эстонии.

http://sobory.ru/article/?object=14634

К 1 янв. 1917 г. в В. е. существовало 1128 храмов (16 соборных, 54 монастырских, 1014 приходских, 30 домовых, 14 кладбищенских), еще 63 строились. В 1918 г. был освящен Свято-Владимирский собор в Воронеже. В 1919 и 1920 гг. в епархии было закрыто более 150 церквей, более 10% духовенства умерли во время эпидемии сыпного тифа, мн. приходы лишились священников во время гражданской войны. К сер. 30-х гг. в епархии действовали ок. 200 приходов, к 1 янв. 1939 г.- 16 храмов (из них 3 в Воронеже), в июне 1941 г.- 2 храма (в с. Терновом Острогожского р-на и в с. Лесное Уколово (ныне в Белгородской обл.)). Церковные расколы на территории В. е. К февр. 1923 г. перешедший в обновленчество архиеп. Тихон (Васильевский) и его викарии совершили более 10 «епископских хиротоний». После закрытия в 1929 г. Митрофанова мон-ря, затем Смоленского собора кафедра обновленцев до 1940 г. находилась в воронежской Никольской ц. После образования в 1928 г. Центральночернозёмной обл. обновленцы создали в ее границах Воронежское областное митрополитанское церковное управление (ВОМЦУ), включавшее 12 епархий: Борисоглебскую, Воронежскую, Елецкую, Козловскую, Моршанскую, Острогожскую, Россошанскую, Тамбовскую, Орловскую, Старооскольскую, Белгородскую и Курскую. 4 последних диоцеза выделились из ВОМЦУ в 1934 г. После ареста в февр. 1936 г. обновленческого «митрополита» Александра Медведева воронежское обновленческое епархиальное управление практически прекратило существование. С 1935 по апр. 1940 г. были закрыты все обновленческие храмы (более 100), среди них - Никольский, последний из действовавших в Воронеже. В годы войны открылось более 20 обновленческих приходов (в Россошанском, Новокалитвянском и Ольховатском р-нах). Однако после назначения в апр. 1942 г. Александром Введенским на Воронежскую кафедру «митрополита» Корнилия Попова Воронежский облисполком отказал последнему в регистрации. Григорианский раскол проник в Воронеж в 1926 г., но не имел большого распространения. В 1927 г. григорианцам была передана Покровская ц. в Воронеже, а после ее закрытия в 1930 г.- Спасская. В кон. 1926 г. григорианские приходы на территории Воронежской губ. были объединены в епархию, к-рую возглавил бывш. Уразовский еп. Митрофан (Русинов) с титулом «епископ Острогожский и Валуйский». В 1931 г. воронежских григорианцев возглавил Иероним, назвавшийся «епископом Воронежским и Задонским», вскоре его сменил «митрополит» Виссарион, в 1933-1937 гг. григорианскими приходами управлял «архиепископ» Евлогий.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Афанасово. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Богородицкая с. Афанасово каменная, с такою же колокольней, построена в 1810 г. тщанием прихожан. Церковь обнесена камен. оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной в честь Смоленской иконы Божией Матери, в теплой б) правый во имя Архистратига Михаила, в) левый во имя святителя Николая Чудотворца. Расстояние от Костромы 34 в. Ближайшие церкви: Знаменская с. Кузнецова и Николаевская с. Сухорукова в 7 в., Богородицерождественская с. Богородицкого и Богородицерождественская пог. Рожнова в 8 в. 1 февраля 1704 г. " по указу великаго государя, ... а по челобитью Матвея Андреева сына, да Григорья Максимова сына Ярлыковых, велено новопостроенные церкви Пр. Богородицы Одигитрии, которую построили они в Костромском уезде в Луговой половине в Андомском стану в поместье своем в сельце Афанасове, на попа с причетники положить дани по сказке их челобитчиков с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских с 20 дворов крестьянских средних... " . 12 февраля 1704 г. " выдан антиминс в село Афонасово в новопостроенную церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии, кресцовской поп Тарасий Иванов взял антиминс и росписался " . Церковь писалась в Судиславльской десятине. http://old-churches.ru/ko_073.htm Храм в Афанасове относится к числу относительно “молодых” на территории района: его возвели в конце первого десятилетия XIX в. вблизи от дворянской усадьбы. Выдержанный в стиле классицизма, одноглавый, с трехъярусной колокольней храм был освящен в 1810 г. В нем имелось три престола: 1) в холодном четверике – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в теплой трапезной 2) правый – во имя архистратига Михаила, 3) левый – во имя свт. Николы. Церковь в Афанасове была закрыта в 1934 г. В настоящее время прекрасный храм стоит заброшенным и разрушается. http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php Богородицкая церковь села Афанасова каменная, с такою же колокольнею, построена в 1810 г. тщанием прихожан. Церковь обнесена каменною оградою, внутри коей находится приходское кладбище. Престолов три: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в теплой: правый – во имя архистратига Михаила, левый – во имя святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=50585

Вид на Знаменский собор и памятник А. В. Колчаку (2004, скульптор В. М. Клыков). Фотография. 2009 г. Вид на Знаменский собор и памятник А. В. Колчаку (2004, скульптор В. М. Клыков). Фотография. 2009 г. После 1919 г. начались гонения на насельниц и клириков обители. Согласно летописи Иркутска, в янв. 1920 г. И. м. был «занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монахинь переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря - военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» ( Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902-1924 гг./Сост., предисл. и примеч.: Н. В. Куликаускене. Иркутск, 1994. С. 392). Согласно «Дневнику» (1922-1927) настоятеля иркутской Знаменской ц. свящ. Петра Попова, после кончины в марте 1926 г. игум. Анатолии в мон-ре состоялись выборы новой игумении - Рафаилы (Хлыновской; 1933) (ГА Иркутской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 375). Вероятно, в том же году сестры зарегистрировались как трудовая артель, до 1928 г. богослужения в храмах совершались ежедневно по монастырскому уставу. В окт. 1928 г. началось выселение сестер из келий обители. В янв. 1929 г. игум. Рафаила (Хлыновская), монахини Евстолия (Суходольская), А. А. Щёголева и М. М. Потапова были обвинены в том, что 9 лет хранили в И. м. «боевое знамя» с изображением вмч. Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, вышитое в монастырской мастерской для атамана Г. М. Семёнова в момент предполагавшегося освобождения Иркутска от большевиков. Все сестры были выселены из мон-ря (Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 12320). Хоругвь «Спас нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского обл. краеведческого музея (Инв. 792). Евангелие, подписанное и подаренное обители Петром I, долгое время прятали в куче угля. Постановлениями президиума городского совета от 11 июля 1934 г. и Сибирского крайисполкома от 17 июля того же года Знаменский храм был закрыт, в нем устроен рабочий клуб; все иконостасы были сломаны, стены постепенно разрушались. Одновременно рядом с И. м. был устроен гидропорт, в 1935 г. на территории обители разместились штаб гидроотряда, мастерские, общежитие. С 1945 г. в отремонтированном Знаменском храме совершаются богослужения, 1 янв. 1949 г. он получил статус кафедрального собора. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. комплекс построек И. м. был отнесен к памятникам федерального значения.

http://pravenc.ru/text/674063.html

7 Что сейчас? В двадцатых годах все фигуры, изготовленные для памятника, переплавили на костромском заводе «Рабочий металлист». К десятой годовщине Октябрьской революции на «царском» постаменте должна была быть установлена фигура Ленина. К торжественной дате не успели: постамент оказался слишком твердым и, хотя работы велись круглосуточно, памятник вождю мирового пролетариата открыли только 1 мая 1928 года. Фигуру Ленина с тех пор однажды заменили на другую фигуру Ленина. Странный памятник и сегодня стоит в Костроме в Центральном парке, удивляя туристов своей необычной историей. Костромская губерния была упразднена в 1929 году. Кострома перестала числиться губернским городом. Территория губернии перешла сначала Ивановской, затем — Ярославской области. В 1922 году кремлевские храмы, Успенский и Богоявленский соборы, были переданы обновленцам, в 1929 году закрыты, в 1934 году — взорваны и снесены. На территории бывшего кремля разбили Парк культуры и отдыха. В 1944 году Кострома стала административным центром вновь образованной Костромской области. Сегодня в Костроме развиты машиностроение и металлообработка, энергетика и электроника, приборостроение и деревообрабатывающая промышленность. Традиционно город остается центром текстильной промышленности. Кострома входит в Золотое кольцо России. Туристические маршруты проходят через город. Главная достопримечательность Костромы — музей-заповедник Ипатьевский монастырь с Троицким собором. Рядом с обителью находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Здесь собраны церкви, избы, мельницы и другие памятники деревянного зодчества из всех уголков Костромской области. В костромском Богоявленском монастыре хранится Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня Костромской земли, перед которой Михаил Романов дал согласие занять московский престол. 19 июля 2015 года Кострому посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Тогда же был установлен и освящен закладной камень на месте Успенского собора. Фото свящ. Николая Попова

http://sever.foma.ru/kostroma-gorod-koto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010