Смирнов (1855). С. 291. Об Иринее Фальковском см.: Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский, епископ Чигиринский, в: ТКДА. 1883. 6–9 (здесь и записка Иринея о состоянии академии в 1802 г.: 8. С. 550 и след.); Флоровский. С. 104 и след. 1423 Макарий. С. 144; Шпачинский. С. 429, 434. Еще дольше схоластический метод преподавания философии продержался в Казани (Можаровский. Ук. соч. С. 24–26; Благовещенский. С. 67), а также в Александро-Невской семинарии (Мартынов. С. 76; Чистович. С. 39). 1424 Смирнов (1855). С. 157, 209 и след. О Владимире Каллиграфе см.: Попов. Арсений Мацеевич (1912). С. 164–167; Барсов Н. Малороссийские проповедники XVIII века, в: Христ. чт. 1874. 1. С. 269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. 1425 Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. 1426 Смирнов (1855). С. 299. 1427 Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. 1428 Смирнов (1855). С. 300 и след. 1429 Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2-й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). 1430 Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. 1431 Смирнов (1855). С. 297. 1432 ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). 1433 Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар-Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г. – университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия – обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

В поиске союзников (чтобы хоть просто сознавать: я не один) Лесков обращает взор на двух крупнейших своих современников в литературе — на Достоевского и Льва Толстого. В1883 году он пишет статью «Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи». Чтобы не одному в таковом сане пребывать? Статья была написана уже после смерти Достоевского, с которым у Лескова сложились непростые отношения. Можно даже говорить о взаимном недоброжелательстве, хотя и не слишком откровенном — тлеющем. Самое острое столкновение произошло в 1873 году, когда Достоевский в ответ на выпад Лескова ответил в «Дневнике писателя» фельетоном «Ряженый». Прежде, правда, всё складывалось как будто благополучно: «Леди Макбет…» была опубликована в «Эпохе», журнале Достоевского, предполагалось и дальнейшее сотрудничество (при писаревской анафеме подспорье немалое), да журнал сам подпал под запрет. Всё бы ничего, да не стерпел Лесков неблагоприятного отзыва Достоевского о «Запечатленном ангеле». Писатели и вообще ревниво относятся ко всякой критике, Лесков же, с его характером, кажется, и вовсе взъярился. А уж после того, как Достоевский отказался напечатать в «Гражданине» «Очарованного странника», — автор отвергнутой повести дважды, под псевдонимами «Псаломщик» и «Свящ. П. Касторский» (не без претензии на связь с духовным сословием), обвинил редактора в незнании церковной жизни. Достоевский несправедливые обвинения отверг легко, да ещё язвительнее, пожалуй, поддел своего оппонента, посмеявшись над пристрастием «ряженого» к писателю Лескову: самохвальство раскрыл несомненное. Год спустя Достоевский — тоже ведь не бесстрастным был — сочинил эпиграмму: Описывать всё сплошь одних попов, По-моему, и скучно, и не в моде; Теперь ты пишешь в захудалом роде; Не провались, Лесков. Корчили, конечно, страсти, но благородные всё же были люди. Прочитавши разбор романа «Анна Каренина» в «Дневнике писателя», Лесков пришёл в восторг и, не откладывая, тут же ночью, как только прочёл (7 марта 1877 года), отправил Достоевскому короткое письмо со словами, достойными не быть забытыми: «…так хорошо — чисто, благородно, умно и прозорливо, что я не могу удержаться от потребности сказать Вам горячее спасибо и душевный привет. Дух Ваш прекрасен, — иначе он не разобрал бы этого так. Это анализ умной души, а не головы. Всегда Вас почитающий Н. Лесков» (10,449).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Это житие в латинской транскрипции напечатал Иосиф Добровский в книге Mährische Legende von Cyrill und Method, Prag, 1826 г. Опустив календарную память, он поместил только текст жития. Добровский не соблюдал правописание рукописи, не ставил ь и ъ, опуская в конце слов и ставя черту на его месте в таких формах, как тъи, съи: T-j, s-j, prvago, proš-dša, slovskich, nanša, обозначая через je: uitelje, v Moravje, выводил из под титла svjato; паионьски передал через panonskija, вместо сд напечатал sjed, вместо глигори дилога Grigorija dialoga; передавал буквы в числовом значении цифрами; не передавал или изменил ендикть на indikt; кнезы передал knezi; нмечьскимъ njemeckim. Любопытно исправление одного места по изьбледению, ро izbledeniju (izsledeniju?) Grigorija dialoga; он верно перемещал T перед сотное, понимая дату, как в тысящное: в болгарском списке вместо сотное стоит только: тное, что с -г- и дает исправленное Добронским чтение. Интересно, что в 1826 г. он не передавал знаки носовых, как следовало бы, а в то же время он признавал болгарское происхождение текста, называя легенду болгарской. По рукописи 1330 г. библ. Акад. Наук в Белграде та же легенда была издана Я. Шафариком в 16 книге Гласника за 1863 г. и отд. оттиском, при чем в статье к ней был приложен фотолитографический снимок. Сербский текст легенды, к сожалению, не помогает объяснить затруднения при прочтении даты, в которой в болгарской рукописи в нескольких местах есть подчистка: выскоблены несколько букв. В виду особенной важности этого жития мы приложили снимок с него в вышедшей в Киеве книге. Чрезвычайно распространенные проложные жития Кирилла и Мефодия каждого в отдельности были напечатаны в Прологе. По разнописным прологам их впервые издал М. Погодин в переводе сочинения И. Добровского «Кирилл и Мефодий» – славянские первоучители», Москва, 1825 г. Эти жития напечатаны были также Иос. Первольфом в книге Ргатепу djin eských, v Praze, 1873. Оно входило в состав хронографа второй редакции, оканчиваясь занимательным добавлением: «мы же славянский и болгарский языкъ да глаголемъ святому отцу нашему и учителю Кириллу и философу, вечная память», списки Хронографа 1646 и 1647 г. А. Н. Попов , «Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции», Москва, 1869.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постройки Ашоки состоят из квадратного здания с покоящейся на нем массивной надстройкой в форме шара (купола). Над ним устраивалась терраса, большею частью с многоскатной крышей. Эти постройки, первоначально бывшие надгробными памятниками, содержат реликвии. Так, между прочим, в одной из ступ в центральной Индии находятся два каменных сосуда и в них реликвии, которые надпись на сосуде приписывает любимым ученикам (Будды) Могаллане и Шарипутре. В различных странах, которые с течением времени привяли буддизм, ступы, как и все буддийские монументы, получили легкие стилистические изменения, смотря по архитектурным вкусам страны. Но главный тип еще хорошо удержался и в новейших, относящихся к ритуалу, ступах. Остатки железной ограды в Баргуте и ворота её, которые открыты были Хунингамом в 1873 году, показывают хотя несколько позднейший, но тот же самый стиль, как и постройки Ашоки. Этот стиль в основе своей имеет национальный характер, в своих изображениях он с величайшим искусством дает рисунки местных животных и растений и т. д.; но с этой национальной основой соединяются элементы и символы, которые носят персидско-западно-азиатский характер; в некоторых случаях встречаются даже греческие элементы. Эти иноземные элементы можно указать в изображениях существ: крылатых или снабженных рыбьими хвостами четвероногих животных, химер и грифов, в помещении на затылках человеческих фигур вместо волос змей, в изображениях божеств, стоящих на своих атрибутах, подобно тому как изображались ассиро-вавилонские боги и т. д. Баргутские рельефы, далее, особенно важны для истории мифологии буддизма тем, что почти все рельефы снабжены объяснительными надписями. Итак, не смотря на запрещение изображений правилом, которое считает для монаха недозволенным рассматривать картины, писать «выдуманные картины, фигуры женщин и мужчин», осматривать «картинную галерею Празенаита» и т. д., все-таки развился богатый мир форм в увеселительном парке царя. Уже это возникающее искусство не довольствуется прославлением прежних священных мест, но прибавляет также и прославление народных низших божеств, охранителей, давая, чрез богатые декоративные элементы, основание художественному преобладанию и легендарному расширению древних простых легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

К сожалению, текста у меня не сохранилось. В нем рассказывается, как Иларион, глядя на стоящий в его приемной аквариум, задумывается о рыбе и об икре и приходит к мысли, что полезно было бы монахам Лавры для кандидатских сочинений писать об икре: иностранных и древних языков они не знают, а тут могли бы писать на основании личного опыта. Им же было бы лестно получить кандидатский значок, тем более что некоторые из них иногда достигают высоких степеней. Правда, тут же Иларион с иронией отмечает, что значок этот для них не подходит: он был бы «яко усерязь злат в ноздрех свиния». Затем Иларион якобы с грустью размышляет, какие высокие звания носят восточные патриархи – «Папа», «Судия Вселенной», «Тринадцатый Апостол» – будучи при том всегонавсего «рабами султана», но спохватившись и воскликнув – «Не введи меня во искушение!» – кричит: «Василий, чаю!» Язык памфлета острый и меткий, совсем в духе высказываний Рождественского, когда он, выражаясь словами Н.С. Лескова при описании Аввакума Китайского («Таинственные предвестия»), бывал «начитавшись этикеток»... Приведенные слова о П.А. Флоренском находятся в другом, самом интересном и значительном произведении сборника – «Челобитной на черного дьякона Трифона», о которой я говорю более подробно в связи с иеродиаконом Вассианом (Пятницким). «Тайная история Академии» была издана, по-видимому, крайне ограниченным тиражом и если имелась в академической библиотеке, то на руки студентам не выдавалась, и я о ней ничего не знал приблизительно до 1925 г., когда получил ее от С.С. Глаголева уже не в качестве ученика, а как сослуживец по школе. He менее любопытно и то, что название «Academiae Historia Arcana» встречается в «Воспоминаниях» профессора М.Д. Муретова (Богословский вестник, 1916, 10–12, с. 602) не как указание на определенную брошюру, a как своеобразный эзотерический термин в применении к аналогичному сборнику фольклорного порядка, только рукописному, который существовал в 1873–1877 гг. и был тогда же вскоре сожжен. 78 О поездке футуристов к Флоренскому весной 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

(т.е.ЗЗ + 1873=1906). Позволю себе привести еще несколько выдержек, дающих представление об этом замечательном документе христианского – и гражданского! – сознания Флоренского. «Безбожное дело убийства Сына Божия как бунтовщика, развращающего народ, свершилось. И этот урок, казалось бы, ужасом перед насильственной смертью должен наполнить душу всякого царя, всякого правителя, всякого священника, всякого патриота, всякого потатчика убийству. Теперь перенесемся через протяжение 19-ти веков в самый христианский центр считающегося самым христианским из государств. Иль вы не понимаете, что это вновь и вновь Христа расстреливают, и вешают, и бьют, и оскверняют ? He понимаете, что каждый выстрел направлен в тело Христово?.. Все это творится перед глазами нашими, перед глазами христиан! Стоны замученных и убиваемых, убитых без покаяния, вопли заключенных и оскорбляемых несутся к алтарю Всевышнего и заглушают наши молитвы. Слезы и рыдания тысяч матерей и сестер мешают нашим песнопениям. Бог не может быть с нами: по горло поднялась кровь пролитая; ею скоро захлебнемся в океане собственных преступлений. Смотрите, чтобы не сбылись над нами слова Господа Иисуса: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Да минует нас cue, Господи Иисусе! He дай новым фарисеям вновь насмеяться над Твоею смертью, когда вспоминают страдания Твои!..» 82 Приведу первую (биографическую) часть цитированной статьи: « Флоренский Павел Александрович, математик, физик, богослов. Род. 1882 г. Окончил Московский университет в 1904 г., где работал главным образом на математическом ф-те под руководством Н.В. Бугаева и изучал на историко-филологическом ф-те философию под руководством С.Н. Трубецкого и Л.М. Лопатина. В 1904 г. поступил в Московскую духовную академию и сосредоточился главным образом на философии и истории религий. В 1908 г. был избран на кафедру истории философии. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «О Духовной Истине» и в том же году принял сан священника, не занимая приходской должности.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

1869 . Поляковская М. А. Освещение фессалоникского восстания 1345 г. в памятнике риторической литературы//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 73–83. 1870 . Поляковская М. А. Оценка периода генезиса феодализма в трудах М. Я. Сюзюмова (К 95-летию со дня рождения)//АДСВ: Вопросы социального и политического развития. – Свердловск: УрГУ, 1988. – С. 7–19. 1871 . Поляковская М. А. Поздняя Византия: «дворец как храм»//АДСВ. – 2009. – Вып. 39. – С. 352–359. 1872 . Поляковская М. А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. ( Николай Кавасила )//АДСВ. – 1975. – Вып. 12. – С. 104–116. 1873 . Поляковская М. А. Понимание патриотизма Димитрием Кидонисом//АДСВ. – 1980. – Вып. 17. 1874 . Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами середины XIV в.//ВВ. – 1979. – Т 40. – С. 9–21. 1875 . Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 256 с. 1876 . Поляковская М. А. Своеобразие развития городского сословия в Византии//Вопросы истории. – Уфа, 1969. 1877 . Поляковская М. А. Эволюция парадного обеда византийских императоров (XXIV вв.)//АДСВ. – 2000. – Вып. 31. – С. 157–172. 1878 . Полянский Ф. Я. Цена и стоимость в условиях феодализма: Влияние государственной, муниципальной и цеховой регламентации на ценообразование в эпоху феодализма. М.: МГУ, 1983. – 242 с. 1879 . Пономарев С. Святые Отцы Церкви, их жизнь и писания. – СПб., 1896. 1880 . Пономарив О. Д., Чернишов Т М. Византийська литература//Украïнська литературна енциклопедия: У 5 т. – К., 1988. – Т 1. – С. 318–319. 1881 . Попова О. С. Византийские иконы XIV – первой половины XV в.//Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII-XV вв. – М., 1991. 1882 . Попова Т В. Античная биография и византийская агиография//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. – С. 218–266. 1883 . Попова Т. В. Византийская народная литература. История жанровых форм эпоса и романа. – М.: Наука, 1985. – 272 с. 1884 . Попов И. В. Идея обожения в древневосточной церкви//Вопросы философии и психологии. – 1906. – Т. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамбовская губерния Сергей Кононович Бочаров , крестьянин Тамбовского уез. Родился в 1874 г., окончил земское уч., занимается земледелием и служит волостным писарем. Среди крестьян пользуется популярностью; довольно начитанный и хорошо знающий быт крестьян. Внепартийный. Иван Терентьевич Лосев, крестьянин Шацского уез. Родился в 1871 г., грамоте научился дома, занимается земледелием и плотничеством. Принадлежит к парламентской трудовой группе. Как оратор производит в Думе сильное впечатление. В речи по поводу адреса сравнивает положение народа с положением Самсона, над которым издеваются филистимляне (правительство). Все трудовое крестьянство находится в критическом положении. Его берут, как игрушку, но я должен, сказать, друзья, что не ручаюсь, выдержит ли этот несчастный Самсон. Он скажет: «Умри, душа моя, вместе с филистимлянами». Антип Петрович Матыкин , крестьянин Шацкого уез. Родился в 1873 г. Грамоте обучился дома. Занимается сельским хозяйством и производством кирпича. Был смотрителем хлебозапасного магазина и сельским старостой. Страстно ждет разрешения аграрного вопроса. Ни к какой партии не принадлежит. Василий Савельевич Миронов , мещанин г. Козлова. Родился в 1867 г., грамоте обучался дома, служил модельщиком в литейной мастерской. Незадолго до начала заседаний Думы участвовал в московском съезде союза русских людей, в Думе же примкнул к трудовой группе и настолько полевел, что был одним из 14 депутатов, подписавшихся под известным манифестом депутатов-рабочих. Василий Тимофеевич Окунев , крестьянин Кирсановского уез. Родился в 1880 г., кончил начальное училище, с 19 лет служил волостным писарем. С 1904 г. служит счетоводом губ. зем. упр. Связи с крестьянами никогда не утрачивал и в члены Госуд. Думы избран крестьянской курией. Причисляет себя к «особой» крестьянской группе. Евдоким Дмитриевич Попов , крестьянин Усманского уез. Родился в 1866 г., грамоте обучался дома. Занимается сельским хозяйством и служит управляющим частного местного имения. Состоит поверенным своего сел. общества. Внепартийный. Егор Ермолаевич Уткин , крестьянин с. Яблоковец, Шихманской вол., 37 лет; грамотный, занимается сельским хозяйством, служил волостным старшиной. Внепартийный. Тихон Яковлевич Учуватов , крестьянин Темниковскаго уез. Родился в 1877 г., грамоте обучался дома, занимается земледелием. Внепартийный. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

в училище он забегал (именно «забегал», а не приходил, потому что такова была его манера ходить) только по разу в неделю (редко чаще), больше по субботам: прибежит, нашумит над первым же попавшимся ему навстречу, распорядится наказанием кого-либо, и через несколько минут его уже и нет в училище. Канцелярским делами он не придавал большого значения и мало ими занимался. Архивные документы за его время в худшем порядке, чем за время о. Чапурского: сшиты не все наряды, нумерации по листам не имеют, только начиная с 1868 г. некоторые из более важных нарядов пронумерованы; до этого года не имеется и описей нарядов. Реестры входящих и исходящих бумаг до 1869 г. не велись. (История Никольского духовного училища. С. 122-124.) Н. Н. Глубоковский вспоминал о нем, как о «добрейшем человеке», имевшем привычку изощренно щелкать иных воспитанников по носу, что обычно заканчивалось кровотечением (Т. А. Богданова. Судьба христианского ученого. С. 46). Попов Дмитрий Федорович – был помощником смотрителя Никольского духовного училища с 1861 по 1884 годы. Преподавал Священную историю. Уволен по болезни со службы в чине надворного советника. Получал пенсию после 33-летней безупречной службы. Умер 15 сентября 1890 года. У Никифора Александровича ошибочно указан год смерти 1893. Сын Дмитрия Федоровича был женат на сестре Никифора Александровича. См. «История Никольского духовного училища». С. 128-129. Грехнев Флегонт Васильевич. Окончил ВДС по 2-му разряду в 1968 году. По состоянию здоровья оставил службу в 1873 году (История Никольского духовного училища. С. 137). Так в тексте. Может быть, имеется в виду «до первой недели». Кубасов Иван Степанович (22.12.1835—05.04.1909) – сын дьякона Шарженской Михайло-Архангельской церкви, Никольского уезда, окончил ВДС в 1857 г. по 1-му разряду. 1857 г. учитель сельского Шарженского училища, с 30.01.1859 г. учитель Вологодского духовного училища, 19 марта 1859 г. переведен по прошению в Никольское училище (по его собственным словам их «поменяли местами» с А.

http://bogoslov.ru/article/6174136

Другие постройки В 70-х гг. XVII в. к югу от зап. ворот было построено караульное помещение, а к северу - «палаты над погребами». Первое было надстроено в 1718 г.; в кон. XVIII - нач. XIX в. верхний этаж занимал наместник, нижний - казначейство, из-за чего здание стало называться канцелярией; оно сохранило допетровский декор. Второе было включено в объем здания ДУ (1873-1875, 80-е гг. XIX в.), исказившего зап. фасад мон-ря. Не позднее 1693 г. при сев. воротах была построена караульня, в 1713-1714 гг. надстроенная 2-м этажом. Позже кельи у сев. ворот вместе с примыкавшим крыльцом были включены в объем нового жилого корпуса, сооруженного в скромной стилистике барокко, вероятно, по проекту И. Ф. Мичурина. В 80-х гг. XVIII в. здесь временно жил настоятель, затем размещалась монастырская канцелярия. Впосл. в нем жили на покое настоятели московских монастырей. В 1749-1750 гг. были построены архимандричьи покои у сев. ворот и расположенная неподалеку настоятельская. Согласно архивным документам, новые покои были пышно украшены лепниной, изразцовыми печами, картинами и шпалерами. В 1779-1781 гг. 2-й, деревянный, этаж возводится заново архит. И. Р. Залусским; примечательна парадная лестница. Покои, кухня (позже баня) и сад представляют собой усадебный комплекс, характерный для Москвы XVIII в. В 1758-1762 гг. был построен удлиненный корпус братских келий, в 1880-1882 гг. надстроенный 2-м этажом (архит. А. П. Попов) и обращенный в монастырскую гостиницу. Крупные барочные наличники здания являются примером удачной стилизации; в трапезной при реставрации открыты росписи на сюжеты из истории основания Д. м. К 2007 г. здесь находятся б-ка и воскресная школа, проживают насельники. Между братскими кельями и зап. стеной мон-ря расположены здания каретника, конюшни и квасоварни кон. XVIII в., впосл. надстроенные и приспособленные под жилье. Некрополь До кон. XVII - нач. XVIII в. братию Д. м. хоронили, вероятно, в Андреевском мон-ре, к которому обитель была приписана. Затем у стен Малого собора Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010