Парфений, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Попов Петр Тихонович) Родился в 1811 году в Задонском уезде Воронежской губернии в семье священника. Первоначально учился в Воронежской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. В 1835 году окончил курс академии со степенью магистра. В том же году 7 октября назначен профессором Орловской духовной семинарии. 13 октября 1836 года принял сан священника. С 1 октября 1840 года – протоиерей Елецкого собора. 16 ноября 1841 года пострижен в монашество. 24 октября 1842 года определен инспектором Орловской духовной семинарии. 20 апреля 1844 года назначен ректором Орловской духовной семинарии, а 20 мая возведен в сан архимандрита. С 22 октября 1845 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря. С 12 апреля 1848 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. 29 февраля 1852 года назначен ректором Казанской духовной академии. 14 марта 1854 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. 13 сентября 1860 года назначен епископом Иркутским и Нерчинским. 31 марта 1863 года возведен в сан архиепископа. Избран почетным членом Киевской духовной академии. Скончался 21 января 1873 года. Будучи епископом Томским, он познакомился с методами работы Алтайской духовной миссии и впоследствии создал две раздельные миссии в Иркутской епархии – Иркутскую и Забайкальскую (1862). В период управления Иркутской епархией владыка Парфений совершил около 8 тысяч крещений среди бурят и отчасти якутов. Преосвященный Парфений составил акафист святителю Иннокентию, епископу Иркутскому. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 419. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 491, 557, 969, 1017. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 338.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел, епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (Попов Петр) Родился в 1813 году в Енисейской губернии в семье священника. 14 июля 1834 года окончил курс Иркутской духовной семинарии и 7 октября рукоположен во священника при Нерчинском заводе. В 1837 году переведен в кафедральный собор города Красноярска. С 6 декабря 1858 года – протоиерей. 2 марта 1860 года пострижен в монашество; возведен в сан архимандрита, а 6 марта того же года хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. 13 марта 1866 года освящал камен­ный храм в честь Нерукотворного Спаса в Якутском Спасском монастыре. С 9 ноября 1866 года – епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии. С 10 июня 1870 года – епископ Енисейский и Красноярский. С 31 марта 1873 года – епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. Скончался 25 мая 1877 года в городе Благовещенске-на-Амуре. «Епископ Павел много потрудился на миссионерском поприще, он часто объезжал все епархии, на которых служил, и даже посещал Японию, куда впервые назначил православных священников и диаконов (в его ведении была Японская духовная миссия). Преосвященный Павел был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, все выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный... живущий только для других...» (отзыв архиепископа Японского Николая (Касаткина , † 1912; память 3/16 февраля)). Литература: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 463. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1400. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 916. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 557, 1019–1020, 1022. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 76, 78, 79, 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Этому последнему обязано русское правительство получением в 1848 году обстоятельных сведений о торговых путях из внутреннего Китая в западный и к границам Сибири. Между тем в епархиях, соседних с Иркутскою и Камчатскою, в период архипастырства архиепископа Нила (Исаковича) , Дионисия (Хитрова) и Иннокентия (Вениаминова) произошли перемены. На Тобольской кафедре после архиепископа Афанасия святительствовали: сперва Владимир (Алаудин) с 14 ноября 1842 года, при котором скончался 28 марта 1843 года известный исследователь Сибири Петр Андреевич Словцов, а вслед за Владимиром – Георгий (Ящуржинский) с 30 июня 1845 года по 1 апреля 1852 года. Оба названные владыки всецело отдавались борьбе против раскола и особенно против беглопоповщинского толка, 316 облюбовавшего для себя пермско-уральские окраины Тобольской губернии. Такую же противораскольническую борьбу, только еще в больших размерах (вследствие обилия рационалистических и изуверских сект), вел Томский Владыка Афанасий (Соколов), заступивший с 14 июня 1841 года место Агапита (Вознесенского), а чрез двенадцать лет сделавшийся преемником Иркутского архиепископа Нила (Исаковича) . На Иркутской кафедре Владыка Афанасий прослужил недолго, всего около трех лет, и его место заступил с 3 ноября 1856 года Евсевий (Орлинский) , оставивший кафедру 13 сентября 1860 года своему знаменитому преемнику Парфению (Попову). Преосвященный Парфений из магистров Киевской духовной академии начал свое архипастырское служение с 14 марта 1854 года на Томской кафедре и чрез шесть с половиной лет был перемещен на Иркутскую кафедру, на которой и оставался в сане архиепископа до дня своей кончины, последовавшей 21 января 1873 года. Он совершил миссионерское путешествие в Тункинский край, описанное в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1871 год, и написал очень обстоятельное сочинение под заглавием «Иркутская духовная миссия». 317 В его время и по его ходатайству, направленному чрез генерал-губернатора графа Муравьева, образована с 25 мая 1861 года Енисейская епархия, на которой в одни годы с ним святительствовали: сперва до 6 апреля 1870 года Никодим (Казанцев), а затем до 31 марта 1873 года Павел (Попов), скончавшийся 25 мая 1877 года в бытность на Камчатской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

510 Регламент или Устав Духовной Коллегии (с манифестом об учреждении Духовной коллегии от 25 января 1721 г.)//Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. СПб., 1830. T. VI. 3718. С. 333. 511 «Vier Bucher von wahrem Christentum» (первая книга появилась в 1605 r., первое полное издание четырех книг – в 1609 r.). 514 Переводы творений священномученика Киприана начали публиковаться в «Трудах Киевской духовной академии» уже с января 1861 г. 521 См.: Журнал от 26 января 1916 г.//Извлечения из Журналов Совета КДА за 1915/1916 уч. г. Киев, 1916. С. 196 526 Щеголев H. (И.) Судьбы Церкви Божией на земле//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 3–62; С. 3–46; Ч. III.C. 1–72. 531 Красин M. Творение блж. Августина «De Civitate Dei» как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. Казань, 1873. 534 Родников Η. П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и Церковью, сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей Церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов Западной Церкви. Казань, 1897. 536 Светлов П., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование//Богословский вестник. 1902. 5, 6, 10, 11; 1903. 1–4, 6, 7/8; 1904. 1, 3, 5. 542 П(орфирий (Попов)), а(рхим.)/Учение блаж. Августина о неповторяемости таинства Крещения//ТКДА. 1864. 5. С. 3–47. 546 Юркевич П. (Д.) Сердце и его значение в духовной жизни человека: По учению слова Божия//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 63–118. 554 «Мыслю, следовательно, существую» (лат.) – утверждение Рене Декарта, легшее в основу рационализма Нового времени. 558 Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства//ПС.. 1876. 7. С. 59–92. 559 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 560 Именно в эти годы пишется магистерская диссертация выпускника КДА 1893 г. архимандрита Иннокентия (Пустынского) «Пастырское богословие в России за XIX век» (Сергиев Посад, 1899), a также ряд других работ, связанных с пастырским служением. См. также: Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 3 (20). M., 2006. С. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

15 . Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич ) (1797–1879) – митрополит Московский и Коломенский, святитель. Выдающийся миссионер, лингвист, этнограф. Один из инициаторов учреждения в 1870 Православного Миссионерского общества. В 1977 канонизирован Русской Православной Церковью. 16 . Парфений (Петр Тихонович Попов) (1811–1873), архиепископ Иркутский и Нерчинский, миссионер. Вел духовно-просветительскую деятельность среди бурят и якут. Крестил среди них 8 тыс. человек. Создал две духовные миссии в Иркутской епархии – Иркутскую и Забайкальскую (1862). 17 . Вениамин Благонравов (1825–1892), архиепископ, миссионер. Занимался подготовкой отчетов о деятельности сибирских миссий, которые представляют собой ценные церковно-исторические этюды. 18 . Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин) (1836–1912), равноапостольный, архиепископ. Прославления в лике равноапостолов удостаиваются подвижники, просветившие светом Христовым целые страны и народы. Св. Николай был апостолом Японии. 19 . Православное миссионерское общество – церковно-общественное объединение в Российской империи, существовавшее с сер. 19 в. до 1918. Идею создания общества с целью содействия работе православных миссий впервые выдвинул архимандрит Макарий (Глухарев). В 1865 оно было учреждено и благословлено Священным Синодом. Покровительство этому обществу оказывала императрица Мария Александровна. В 1869 указом императора Александра 2 общество было упразднено. 20 . Саблуков Гордий Семенович (1804–1880) – русский востоковед, православный миссионер. Из семьи священника. Окончил Оренбургскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). Учитель Н. Г. Чернышевского. Автор первого (печатного) перевода Коран с арабского языка (1878), «Приложений к переводу Корана» (1884) и «Сведений о Коране» (1884). 21 . Ильминский Николай Иванович (1822–1891) – востоковед, филолог, православный миссионер. В 1847 возглавлял при Казанской духовной академии Переводческий комитет, в котором были переведены на татарский язык богослужебные книги и фрагменты Св. Писания: Литургия свт. Иоанна Златоуста (1851), Часослов (1852), Евангелие (1855), Апостол (1860), катехизис свт. Филарета (Дроздова) , митрополита Московского (1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Павел, епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии (Попов Алексей Яковлевич) Родился в 1827 году в Никольском уезде Вологодской губернии в семье священника. В 1840 году поступил в Вологодскую духовную семинарию. В 1846 году, по окончании духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию. 13 декабря 1850 года окончил курс академии и назначен преподавателем Вологодской духовной семинарии. 13 июля 1851 года получил звание магистра. 26 сентября 1855 года рукоположен во священника. С 1857 года – ректор Вологодских духовных училищ и член консистории. С 5 мая 1866 года – протоиерей. Овдовев, 15 января 1867 года пострижен в монашество; 22 января возведен в сан игумена и назначен настоятелем Арсениева Комельского монастыря Вологодской епархии; с 6 февраля того же года – ректор Вологодской духовной семинарии; 5 марта возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии. 13 октября 1868 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. Скончался 4 ноября 1874 года. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 455, 558. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 734, 739, 754. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 408. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 408. Церковная летопись «Духовные беседы». – СПб., 1860–1876; 1874, 47. – С. 333–334. Вологодские епархиальные ведомости. – 1874, 1. – С. 1–10; 22. – С. 371–397. Тамбовские епархиальные ведомости. – 1875, 1. – С. 24. Христианское чтение. – СПб., 1873, январь-апрель. – С. 766. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 720. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 72. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Советск. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). Казанско-Богородицкая церковь в Жерновогорье. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Илии Пророка , Сретения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1869 и 1880. Строительство колокольни 1895-1901гг.. Год утраты:1938 (разобрана на кирпич) Архитектор: А.С. Андреев Адрес: Кировская область, г. Советск, северная часть города, территория бывшего с. Жерновогорское (Жерновогорье). Координаты: 57.605884, 48.958643 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты «Приход в Жерновогорье был основан в 1860 году. Его сформировали из деревень Кукарской слободы (Советский район). Сначала срубили деревянную церковь, но прихожане решили твердо — выстроим каменный храм. Были готовы к тому времени чертежи на скромное здание, но деятельный и энергичный священник А. Попов стал хлопотать о проекте грандиозного собора, и обязательно «убранного местной опокой». Заручившись пожертвованием своего дяди — отставного подполковника И. И. Сунцова — в размере 10 тысяч рублей, Попов заказывает проект вятскому архитектору А. С. Андрееву. И тот в июне 1873 года прибывает в Жерновые Горы для личного контроля за строительством. Храм был выстроен за 6 лет. Освящение главного престола в честь образа Казанской Божьей Матери состоялось в ноябре 1882 года. Каменная колокольня, коридор с палатками для библиотеки были окончены позднее, а в 1906 г. территория церкви была окружена ажурной оградой на белом цоколе, забранной в опочные столбы. День освящения вылился в многолюдное гулянье. Очевидец вспоминает: «Средний купол снаружи весь был в огне, а внутри весь храм как бы уставлен всевозможными свечами — у каждого из предстоящих была возжженная свеча. К освящению собралось много народу, так что громадный храм не вмещал молящихся. Были почти все почтеннейшие жители из слободы Кукарка. По окончании литургии в доме председателя церковно-приходского попечительства С. А. Елькина предложена была для посетителей трапеза...»

http://sobory.ru/article/?object=33488

Во владении причта 33 десятины земли, дающей ему до 80 р. в год. Жалованья на причт получается 147 р., хлебной руги от прихожан 203 меры и 2 гарнца и дохода до 80 руб. Священнический дом построен в 1882 г. и псаломщический в 1845 г. Из бывших приходских священников известны: 1) Илия Елизаровский в 1760-1761 г., 2) Максим Овчинников до 1765 г., 8) Симеон Паромов до 1781 г., 4) Епифаний Шустов до 1810 г., (за болезнию которого служили в 1796 г. два месяца Афанасий Колчин, до 4 сентября 1802 г. Феодор Машков, с 1808 г. Петр Колчин и с 1809 г. Стефан Кононов), 5) Феодор Алексеевский по апрель 1815 г., 6) Иоанн Владимиров с 15 мая 1815 г. по 8 марта 1820 г., 7) Афанасий Кириллов, 8) Феодор Машков (вторично), 9) Герман Попов с 1825—1860 г., 10) Димитрий Варфоломеев с 5 августа 1860 по 25 февраля 1870 г., 1!) Димитрий Козмин по 1873 г., 12) Василий Сидоров до 1875 г. и 13) Алексий Новиков с 5 марта 1875 г., по февраль 1877 г. Ныне приходским священником состоит Иоанн Васильев Порфирьев, 50 л., уволен из низшего отделения семинарии, бывший сельским учителем, на епархиальной службе в должности дьячка с 5 ноября 1868 г., в сане диакона с 9 февраля 1869 г. и священника в настоящем приходе с 21 мая 1877 г. При нём псаломщик Василий Иванов Граников, 23 л., кончивший курс в Астраханском 4-х классном городском приходском училище, на епархиальной службе в описываемом приходе с 28 сентября 1894 г. Извлечено священником Смирновым из описания (рукопись от 28 января 1880 г. и от 11 марта 1895 г.) приходского священника И. Порфирьева и из клировой ведомости за 1894 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 125-130. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60690

Начало Беловежу положил охотничий двор Короля Ягеллы, возникший около 1409 над рекой Лютовней; позже в округе появились угодья Королей Сигизмунда I Старого и Стефана Батория. С «фольварка», впервые упоминаемого в 1649 и населенного русскими крестьянами, мельниками, рыбаками, и начиналась Поляна Беловежская. По преданию, уже в это время здесь существовала православная церковь, на предполагаемом месте которой, у Бровской дороги, стоит теперь памятный крест. На нынешнем месте поселение возникло в 1710 после эпидемии чумы, когда жителям «фольварка» ради своего спасения пришлось сжечь дома и, возможно, храм, после чего Король Август III построил для себя новую охотничью мызу. С 1795 Беловежем, вместе с Пущей, стали владеть российские Императоры. На рубеже XIX века около полусотни русских семей были приписаны к униатскому Сухопольскому приходу, но в связи с отдаленностью храма крестьяне в 1793–1801 построили в Беловеже Никольскую церковь. Место этого деревянного, крытого соломой униатского храма до начала 1970-х обозначала липовая аллея, ведущая к кладбищу. Во время Отечественной войны 1812 года дворец и село Пуща были сожжены наполеоновскими войсками. В 1845 для именитых гостей был построен новый дом. В селе жило тогда около 600 человек. К этому времени приход находился уже в лоне Православной Церкви и имел свою возведенную в 1853 деревянную Никольскую церковь, которую 7 октября 1860 посетил Император Александр II, приехавший в Пущу на охоту. С 1860-х в Беловеже действовала приходская школа, с 1870 — попечительство, которое возглавлял управляющий царским дворцом генерал-майор П. Попов. В 1873 прихожане выстроили на кладбище новую часовню-церковь свв. Кирилла и Мефодия, дошедшую до наших дней. В нее поместили образ Покрова Богородицы XVII века. Этот деревянное здание имеет традиционный трехчастный план и включает низкий притвор, квадратный основной объем, увенчанный главкой, и алтарный прируб. В сентябре 1870 в Никольскую церковь приехал епископ Брестский Донат (Бабинский) и велел ее разобрать, но это не было сделано. «Запущенной и ветхой» нашел в 1885 церковь и вел. кн. Михаил Николаевич (по другому источнику, вел. кн. Николай Николаевич). Вернувшись в столицу, он стал хлопотать о постройке каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=34568

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия ) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича) . В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников. Арх.: Архив САНУ. Ucmopujcka збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637. Ист.: Д. Кроз jeдhy збирку hobujux акта Цариградске nampuapшuje о Београд, 1933. 8. 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64. Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии//ПО. 1873. 4. С. 713-716; С. Просветна делатност mpojuцe грчких владика у Босни//ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Ucmopuja. 2. С. 456; Српски jepapcu. С. 192. В. И. Косик, Н. Радославлевич Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/293487.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010