Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца 30 , в половине семнадцатого века в Москве так была проводима первая седмица великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание, наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, причем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор, и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают влечение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Так о каком неведении идет речь? О внутреннем неведении, когда сам человек не знает себя. Почему нам тяжело попросить прощения? Почему это вызывает дискомфорт, а иногда и внутреннее противление? Что происходит в нашей душе? Какие струны задеваются этим действом? Неведение самого себя — это, в первую очередь, отсутствие опыта работы над самим собой. В повседневных заботах мы менее всего думаем о своей внутренней жизни. Мы думаем о том, как решить задачи, стоящие перед нами, как добиться успеха, как преодолеть трудности, как избежать опасностей. Но менее всего мы думаем о том, что с нами в данный момент времени происходит, какие стороны нашей души задевает то или иное явление, та или иная проблема, почему мы реагируем так, а не иначе. Очень часто, когда мы не удовлетворены своей собственной реакцией на окружающих, мы в первую очередь виним в этом их самих. Мы постоянно в другом видим причину нарушения своей внутренней гармонии, своего спокойствия. Но чаще всего причина не вовне, а внутри. Даже если перед нами человек действительно недостойный, почему на его недостойные слова мы реагируем именно так, а не иначе? У нас ума не хватает, такта не хватает, воспитания не хватает, или общение с этим человеком задевает что-то более глубинное внутри нас самих? Огромный пласт наших проблем, связанных с межличностным общением, обусловлен нашим внутренним состоянием, в котором мы сами разобраться не можем, в неведении самих себя, говорит святитель Иоанн Златоуст. И, продолжая эту тему, он утверждает, что незнание самого себя чаще всего проистекает от нашего прилепления к материальному. Замечательное слово «прилепиться», то есть стать единым целым с материальным фактором. Речь идет не только о деньгах, но вообще о материальном обустройстве, чему мы в значительной степени посвящаем свое время, свои знания, свои усилия, свои средства. И если человек прилепляется к этому внешнему окружающему его миру, прилепляется и разумом, и сердцем, то как же можно переключить сознание на самого себя и взглянуть туда, в глубину, проанализировать причину своих неудач?

http://patriarchia.ru/db/text/4400316.ht...

Огонь от Господа, о душа, дождем пролив, Господь когда-то сжег землю Содома. В гору, как тот Лот, душа, убегай, и заблаговременно укрывайся в Сигоре. Беги от пожара, душа, беги от сожжения Содома, беги от уничтожения в божественном пламени. Согрешил пред Тобою один я, согрешил больше всех; о Христос Спаситель, не презри меня! Ты Пастырь Добрый: отыщи меня, агнца, и не пренебреги мной, заблудившимся. Ты сладкий Иисус, Ты Создатель мой! Тобою, Спаситель, я оправдаюсь. Признаюсь Тебе Спаситель: согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти мне грех, прости, как Милосердный. Троице: О, Троица-Единица, Боже! Спаси нас от заблуждения, от искушений и от неблагоприятных обстоятельств. Богородице: Радуйся, Бога вместившее чрево, радуйся, престол Господень, радуйся, Матерь Жизни нашей.   ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, ибо предстояло Тебе родиться от Девы и явиться людям, и сказал он: «Услышал я слух о Тебе, и убоялся». Слава силе Твоей, Господи! Дел Своих не презри, создание Свое не оставь, праведный Судия. Хоть я один и согрешил, как человек, более всякого человека, Человеколюбец, но Ты, как Господь всех, имеешь власть отпускать грехи. Приближается конец, о душа, приближается, а ты не задумываешься, не готовишься; время на исходе, восстань: близко при дверях Судия; как сон, как цветок, время жизни бежит, что мы всуе мятемся? Протрезвись, о душа моя, дела твои, что содеяла, взвесь, и приведи их пред очи твои, и слез твоих капли пролей, скажи откровенно Христу про дела и мысли и оправдайся. Нет в жизни греха, ни деяния, ни порока, в которых бы я, Спаситель, не погрешил, умом и словом, и произволением, и расположением, и умонастроением, и делом согрешив, как никто иной когда-либо. Поэтому и осужден, поэтому и обвинен был я, несчастный, своею совестью, мучительнее которой ничего нет в мире; Судия, Избавитель мой и Поручитель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего. Лестница, которую видел в древности великий между патриархами, является, о душа моя, примером деятельного пути и гностического восхождения; так что, если желаешь проводить жизнь деятельную и гностическую, и созерцательную, обновись.

http://bogoslov.ru/article/6025120

В календарях, изданных в 1944–1949 годах, содержится минимальное количество богослужебных текстов. После того, как в 1949 г. Богослужебные указания начинают печататься отдельной книгой, сюда включается значительное число таких текстов. Первые выпуски Богослужебных указаний явно ориентированы на ситуацию отсутствия в храмах необходимых богослужебных книг. Здесь помещаются тропари и кондаки праздникам, подробно описываются последования молебна, панихиды, отпевания мирян в Пасхальную седмицу и т.д. Многие тексты снабжены подстрочными пояснениями, переводами и краткими словарями. В 1958 г. выход Богослужебных указаний прекращается. Публикация богослужебных текстов возобновляется (теперь уже в календарях) лишь в 1968 г. Первое время печатаются тексты, заимствованные из стандартных богослужебных книг (Повседневное молитвенное правило 378 , Каноны Спасителю, Божьей Матери и Ангелу-хранителю, Молитвы на сон грядущий, Молитвы утренние, Последование в Неделю Пасхи, Последование ко святому причащению и благодарственные молитвы, Всенощное бдение, бываемое по усопшем, Последование великия панихиды, Чин отпевания мирян в седмицу Пасхи, Канон молебный при разлучении тела и души, Канон Андрея Критского с указанием на библейские параллели и переводом непонятных славянских слов, Служба в понедельник первой седмицы Великого Поста и т.д.). В семидесятые годы характер текстов, публикуемых в календарях, постепенно меняется. Это связано с тем, что задача дать читателям самые необходимые богослужебные тексты постепенно отходит на второй план. Теперь внимание публикаторов привлекают редкие тексты. В 70-е годы в календарях был напечатан ряд прежде не издававшихся служб и акафистов, в том числе два акафиста, составленные Патриархом Сергием (Страгородским) . В подавляющем большинстве случаев церковнославянские тексты, входящие в состав календарей и Богослужебных указаний, набраны гражданским шрифтом. Лишь в двух случаях (календари на 1977 и 1978 гг.) славянский текст воспроизводится фототипически. Безусловное преобладание гражданского набора связано, по всей вероятности, с отсутствием типографского церковного шрифта. 8.5. Издание основного круга богослужебных книг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Покой — это не праздность. Кстати, славянское слово «праздность» на русском языке звучит очень убедительно — «пустота». Праздный человек — это человек пустой, лишенный внутреннего содержания. И когда мы в молитве святого Ефрема Сирина просим: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то на первом месте — особая просьба к Богу оградить нас от праздности, от пустоты. Когда мы просим Господа оградить нас от праздности, мы просим Его оградить нас от величайшей опасности, которую праздность таит в себе, - от способности вбирать в себя все, что нас окружает, часто без всякого разбора. Не сама по себе праздность опасна — опасность заключается в том, что вместо праздности появляется нечто, воспринятое из окружающей среды, чаще всего греховное. Праздность — это и есть некий синоним греха, потому что на место праздности, место пустоты немедленно приходит грех как некое вещество духовное, способное заполнять пустоту человеческой души. Ну а что же нам делать для того, чтобы никогда не поддаваться праздности? Как соблюдать себя, чтобы душа не сделалась пустой? Необходимо наполнять душу таким содержанием, которое поглощало бы душу, захватывало ее; а для того чтобы это содержание имело спасительный смысл, мы должны душу свою наполнять прежде всего Божественными истинами, Божественными глаголами, потому что только Слово Божие несет нам абсолютную истину и есть величайшая ценность. Из проповеди в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Храме Христа Спасителя, 15 марта 2021 года. Заголовок дан редакцией ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – март 2023. – С.24-25. – (рубрика “Вопрос номера” ) ВЕРА (раздел). – С.26-45. Диакон Игорь Цуканов. Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая. [Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?] Ил.: Джордж Ричмонд.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова) Великий Покаянный канон св. Андрея Критского в последние годы жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) – яркого церковного пастыря и дипломата советского периода — прочитывался им на русском языке в собственном пере­воде с церковно-славянского языка. Каждый раз, по прочтении тек­ста в храме, он делал поправки, исправлял неточности. Перед глаза­ми читателя — последняя, подготовленная владыкой Никодимом версия канона. 6 марта, 2013 Великий Покаянный канон св. Андрея Критского в последние годы жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) – яркого церковного пастыря и дипломата советского периода — прочитывался им на русском языке в собственном пере­воде с церковно-славянского языка. Каждый раз, по прочтении тек­ста в храме, он делал поправки, исправлял неточности. Перед глаза­ми читателя — последняя, подготовленная владыкой Никодимом версия канона. ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО в переводе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Скачать в формате PDF В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Песнь 1-я ОТКУДА НАЧНУ ОПЛАКИВАТЬ ОКАЯННОЙ МОЕЙ ЖИЗНИ ДЕЯНИЯ? КАКОЕ НАЧАЛО ПОЛОЖУ, ХРИСТЕ, НЫНЕШНЕМУ РЫДАНИЮ? НО, КАК МИЛОСЕРДНЫЙ, ДАРУЙ МНЕ ПРЕГРЕШЕНИЙ ОСТАВЛЕНИЕ. ПРИИДИ, ОКАЯННАЯ ДУША, С ПЛОТИЮ ТВОЕЮ, СОЗДАТЕЛЮ ВСЕХ ИСПОВЕДАЙСЯ, ВОЗДЕРЖИСЬ, НАКОНЕЦ, ОТ ПРЕЖНЕГО НЕРАЗУМИЯ И ПРИНЕСИ БОГУ В ПОКАЯНИИ СЛЕЗЫ. ПЕРВОЗДАННОМУ АДАМУ В ПРЕСТУПЛЕНИИ ПОРЕВНОВАВ, ПО­ЗНАЛ Я СЕБЯ ОТЧУЖДЕННЫМ ОТ БОГА, ОТ ВЕЧНОГО ЦАРСТВА И БЛАЖЕНСТВА, ГРЕХОВ РАДИ МОИХ. Быт. 3:6,7. УВЫ, НЕСЧАСТНАЯ ДУША МОЯ, ДЛЯ ЧЕГО УПОДОБИЛАСЬ ТЫ ПЕРВОЗДАННОЙ ЕВЕ? ИБО ВИДЕЛА ТЫ ЗЛО И УЯЗВИЛАСЬ ТЫ ГОРЬ­КО, ПРИКОСНУЛАСЬ ТЫ К ДРЕВУ И ВКУСИЛА ТЫ ДЕРЗОСТНО ПА­ГУБНОЙ ПИЩИ. Быт. 3,6. ВМЕСТО ЧУВСТВЕННОЙ ЕВЫ ВОССТАЛА ВО МНЕ ЕВА МЫСЛЕН­НАЯ, ВО ПЛОТИ СТРАСТНЫЙ ПОМЫСЛ, ПОКАЗУЩИЙ СЛАДКОЕ, И ПРИ ВКУШЕНИИ ВСЕГДА НАПАЯЮЩИЙ ГОРЕЧЬЮ. ДОСТОЙНО ИЗГНАН БЫЛ ИЗ ЕДЕМА АДАМ, КАК НЕ СОХРАНИВ­ШИЙ ОДНУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ, О СПАСИТЕЛЬ; Я ЖЕ ЧТО ДОЛЖЕН БУДУ ПРЕТЕРПЕТЬ, ОТМЕТАЯ ВСЕГДА ТВОИ ЖИВОТВОРНЫЕ СЛОВА. Быт. 3,23.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

в Китае. Мастера по части заполнения досуга, придворные аристократы изобрели в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву, потом — удобный способ передачи тайной информации в деле интриг, а еще позднее — возможность рискованных игр с судьбой. Однако прошло немало времени, пока карточные игры не стали распространенным явлением. Первое упоминание в хрониках о сарацинской игре «наиб» (араб, «naib» — карты) относится к посл. четв. XIV столетия, причем карты в то время еще изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели различие как в мастях, так и в фигурах. Карты итальянского типа в конце XIV в. появляются во Франции при психически больном короле Карле VI, а уже при Карле VII в haч.XV столетия возникают карты с собственными национальными мастями: сердце, серп луны, трилистник, пика. А в конце XV в. во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор. В России карты появились в haч.XVII в. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В.Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 г. Более века карточные игры преследовались в России законом, пока в 1761 г. не последовало установление о разделении игр на запрещенные — азартные и разрешенные — коммерческие. Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное их производство. Печатание карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу воспитательных домов. Мефимоны — церковная служба, совершаемая в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих. Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг. Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся. Слезы блудницы Щедре, и аз предлагаю, очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг, и срамляюся. Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их. Слава, Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго. И ныне, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, едина всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам. Песнь 3 Ирмос: На недвижимом Христе камени заповедей Твоих, утверди мое помышление. Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали. На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай. Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене. Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене. Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене. Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе Спасе оправдаюся. Исповедаюся Тебе Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен. Слава, Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний. И ныне, Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся Мати жизни нашея. Песнь 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей Господи. Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека Человеколюбче: но имаши яко Господь всех власть, оставляти грехи. Приближается душе конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся? Воспряни о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

http://pravoslavie.ru/1600.html

Аминь. Дух уныния — дух безбожия. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя (7 марта 2011 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно повторяем за великопостными богослужениями, содержатся такие слова: «Господи и Владыко живота моего, дух… уныния не даждь ми». Уныние — очень опасное чувство, которое сопровождается печалью, скорбью, а иногда и отчаянием. Эти переживания особенно хорошо известны людям одиноким, престарелым, больным, проходящим через трудные жизненные обстоятельства. С человеческой точки зрения уныние может быть вызвано разными причинами. Нередко это не вполне сложившаяся жизнь, кончина близких или недобрые отношения с родственниками, которые становятся словно чужими; часто уныние вызывается потерей здоровья; порой это тягостное состояние посещает нас, когда происходит срыв в профессиональной карьере, случаются конфликты на работе. Но уныние — это грех, а значит, вне зависимости от объективных факторов у него есть некая духовная причина. И если эту духовную причину понять, то все непростые житейские ситуации окажутся лишь поводами к унынию. Часто источником уныния становится одиночество человека. В этом случае им овладевает чувство, будто окружающие люди отвернулись от него, подвели, оставив один на один с непростой жизненной ситуацией. И он более не может возлагать на них надежду, не видит вокруг себя тех, кто мог бы стать ему опорой или защитой. Причиной уныния бывают и другие внешние обстоятельства. Так, оно постигает человека, когда вдруг оказывается, что образование, карьера, профессиональные навыки, друзья, коллеги, деньги, власть не могут помочь ему преодолеть жизненные трудности: уповал на все эти блага, но тщетно — надежда оказалась посрамлена. Уныние может овладеть человеком и в силу какого-то физического заболевания. В таком случае человек сам себя «подвел»: оказался недостаточно сильным, закаленным, плохо заботился о своем здоровье, надеялся на себя, на свои собственные силы и возможности, но надежда не оправдалась.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Зной дневной терпел по бедности патриарх, и мороз ночной переносил, каждый день кражи совершая, пася, дерясь, рабски служа, чтобы с двумя женами сочетаться. Двух жен понимай как деятельность и гнозис в созерцании: Лия, как многодетная, это деятельность, Рахиль же, за которую пришлось много потрудиться, – гнозис, ибо без трудов ни деятельность, ни созерцание, о душа, не будут иметь успеха. Троице: О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую, как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую. Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.   ПЕСНЬ ПЯТАЯ Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою. В ночи я проводил всегда жизнь свою, ибо мраком и глубокой мглой стала для меня ночь греха. Но сыном дня, Спаситель, покажи меня. Рувиму подражая, несчастный, осуществил я беззаконное и преступное намерение по отношению к Всевышнему Богу, осквернив ложе свое, как тот отцовское. Исповедаюсь Тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как согрешили прежде братья Иосифа, чистоты плод продавшие и целомудрия. Родными праведная душа была связана, продан был в рабство кроткий, прообразуя Господа. Ты же, душа, сама целиком продалась порокам своим. Иосифа праведному и целомудренному уму подражай, несчастная и жалкая душа, и не бесчинствуй в неразумных похотях, постоянно преступая закон. Если и во рву обитал некогда Иосиф, Владыка Господи, то прообразуя погребение Твое и Воскресение; я же что Тебе и когда таковое принесу? Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица. Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.

http://bogoslov.ru/article/6025120

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010