В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИОГО ПОСТА     Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.    «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост — избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.    «Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.    «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».     Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.    «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем. Адам был изгнан из рая из-за ослушания, и отторгнут от наслаждения, прельщенный словами женщины, и сидит нагим, увы мне, напротив рая, рыдая. Итак, постараемся все использовать время поста, слушаясь евангельских заповедей, чтобы, через них угодив Христу, снова воспринять жилище рая. Вступление в Великий пост ознаменовано вечерней, совершаемой вечером в Неделю сыропустную и относящейся уже к понедельнику первой седмицы поста. Первая часть вечерни носит торжественный характер. Совершается вход с кадилом и произносится великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя». Во время произнесения прокимна все находящиеся в алтаре переоблачаются в темные одежды, и далее вечерня совершается уже по великопостному чину. Меняются и напевы, используемые при богослужении. Стихиры, исполняемые на вечерне, напоминают о смысле поста как духовной весны, времени воздержания не только от скоромной пищи, но и от греховных поступков: Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти... Постараемся все смирить тело воздержанием, проходя божественное поприще непорочного поста, и будем молитвами и слезами искать спасающего нас Господа, и полностью оставим злобу, взывая: согрешили пред Тобою...  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся. Время поста с радостью начнем, предоставив себя для духовных подвигов, очистим душу, очистим плоть, будем воздерживаться, словно от снеди, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, совершенствуясь в которых с любовью, да сподобимся увидеть драгоценное страдание Христа Бога и святую Пасху, духовно радуясь.  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Аудио (MP3) > > Богослужебные песнопения Канон св. Андрея Критского - mp3 и текст канона автор: Mon, 10 Mar 2008, 10:45 Обсудить на форуме Версия для печати Дорогие братья и сестры! В дни Великого поста нагрузка на сервер нашего сайта очень большая, поэтому возникают сложности с прослушиванием файлов он-лайн. Советуем скачивать аудиофайлы на совй компьютер. Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского  - текст В по недельник Первой Седмицы Великого поста Во вторник первой седмицы Великого поста В среду первой седмицы Великого поста  В четверг первой седмицы Великого поста Понедельник первой седмицы Великого поста 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.08 3.870 мб. 2 Вторая песнь: Вонми небо - 4.23 3.118 мб. 3 Третья песнь: На недвижимом Христе - 3.01 2.828 мб. 4 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 5.55 5.544 мб. 5 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.48 3.574 мб. 6 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.08 2.944 мб. 7 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2,27 2.298 мб. 8 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою - 4.40 4.372 мб. 9 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.29 4.208 мб. 10 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 8.04 7.554 мб. Вторник первой седмицы Великого поста 11 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.21 4.072 мб. 12 Вторая песнь: Вонми небо - 3.45 3.512 мб. 13 Третья песнь: Утверди Господи - 3.12 3.004 мб. 14 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 4.50 4.526 мгб. 15 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.41 3.456 мгб. 16 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.30 3.292 мгб. 1 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2.07 1.996 мгб. 2 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою - 4.13 3.958 мгб. 3 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.04 3.814 мгб. 4 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 6.29 6.082 мгб. Среда первой седмицы Великого поста

http://pravmir.ru/audio/article_893.html

«Любезно, людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы). «Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы). «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы). «Начнем, людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). Сущность и истинный смысл христианского поста, по учению нашей Постной Триоди, изображается в таких привлекательных чертах: «Пост не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы). «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста). «Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы). «Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но, якоже Христос, в смиренномудрии» (тропарь 8-й песне канона утрени вторника сырного).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, которая читается священником на богослужениях Великого поста. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех ее прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз читается про себя молитва «Боже, очисти мя, грешного» с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. Впервые эта молитва читается в храмах в среду и пятницу Сырной седмицы, затем - во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, и в первые три дня Страстной седмицы. Есть благочестивая традиция в эти дни включать ее и в домашнее молитвенное правило. Пассия - особое богослужебное последование, совершаемое вечером во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста. На каждой из них прочитываются отрывки, повествующие о страданиях Христовых, по одному из Евангелий. В центре храма обычно устанавливается Распятие, а молящиеся стоят с зажженными свечами в руках - как и на утрени Великой Пятницы, когда читаются двенадцать Страстных Евангелий. Постная Триодь - богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия периода с Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы. Таинство Соборования - одно из семи таинств Церкви, совершаемое во многих храмах Великим постом. Во время таинства христианин семикратно помазывается освященным елеем (растительным маслом), каждому помазанию предшествует чтение молитв, Апостола и Евангелия. Благодать, ниспосылаемая в Таинстве Соборования, врачует духовные и телесные немощи человека. Собороваться может любой христианин старше семи лет; предварительной подготовки к таинству не требуется, однако многие священники указывают на тесную связь соборования с покаянием и советуют прежде соборования (особенно соборующимся впервые) исповедать свои грехи. Сухоядение - одна из самыхстрогих форм поста, предполагающая употребление хлеба, сырых овощей и фруктов. По монастырскому уставу предписывается во вторник, среду, четверг и пятницу первой седмицыпонедельник - полное воздержание от пищи), с понедельника по четверг Страстной седмицы (в пятницу - полное воздержание от пищи) и по понедельникам, средам, пятницам остальных седмиц Великого поста. Однако надо помнить, что сегодня для большинства верующих такая форма поста не по силам, и мирянам необходимо согласовывать свою меру пощения со священником. Пост существенно ослабляется или отменяется для болящих, беременных и детей, смягчается для учащихся и людей, занятых тяжелым физическим трудом. [Подготовила Елена Сапаева ]

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Постимся постом… отвратным? Вы получаете удовольствие от поста? Однако наше настроение вовсе не является критерием «приятности» поста 30 июня, 2015 Вы получаете удовольствие от поста? Однако наше настроение вовсе не является критерием «приятности» поста Летние посты обычно протекают легче зимне-весенних. И думается о качестве поста меньше. Протоиерей Игорь Прекуп предлагает все же подумать – о практике поста и нашем отношении к нему. Широко известно выражение «постимся постом приятным». Это из стихиры на стиховне вечерни понедельника первой седмицы Великого поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Т.е. пост должен быть приятен Господу . Протоиерей Игорь Прекуп Хорошо, конечно, если постящемуся тоже приятно поститься в обыденном смысле этого слова, когда пост ему дается без внутренней ломки и раздражения. Однако не его настроение является критерием «приятности» поста, но замысел Того, Кто установил пост еще в раю. Часто приходится это выражение слышать, когда православные поздравляют друг друга с наступившим постом и желают его душеполезного прохождения. Кто-то просто и серьезно, кто-то с иронией произносит, как бы подразумевая, что должен-то он быть приятным, это да, но… немощные мы! По правде сказать, меня всегда удивлял этот ажиотаж перед многодневными постами, особенно перед Великим: «Ну, с Божией помощью! – из года в год вздыхает на сырной седмице один знакомый батюшка. – Надо, что ж, надо, так надо. Понесем. Ничего, все преодолеем, Богу содействующу». И все, вроде бы, правильно, да как-то очень уж трагично. Можно подумать, Великий пост – это блокадные нормы хлеба и сон голышом в спальном мешке из власяницы! Что тут выдерживать?!! Чего вздыхать?! Что преодолевать? Неужто минет Прощеное воскресенье, и ка-а-ак сгустятся тучи, да ка-а-а-ак налетят демонския полчища, да ка-а-а-ак начнут они терзать православный народ, соблазняя его яствами заморскими, мяс а ми да телес а ми, зеленым вином да похабствами, так, что не вздохнуть и не устоять супротив тех искушений душе православной – душе немощной, одебелевшей от приверженности плотским страстям и похотям? ..

http://pravmir.ru/postimsya-postom-otvra...

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010