В земском «Сборнике» повторяется тезис о том, что «раскольники составляли первоначальное ядро населения Балакова», но причины столь масштабного сокращения долевого присутствия старообрядцев в общей численности сельчан никак не объясняются 616 . Возможные доводы о наплыве в Балаково исключительно православных переселенцев, сильно «разбавивших» число местных старообрядцев, представляются малоубедительными. Напротив, в Балакове появляются новые раскольничьи общины тех согласий, которые в XVIII– начале XIX века на Иргизе не проживали вовсе. Если в 1833 году в Балакове не было зарегистрировано ни одного беспоповца так называемого поморского согласия 617 , то в 1889 году их насчитывалось уже 490 человек. В этом же статистико-экономическом очерке главной причиной появления нетрадиционных для Балакова беспоповских согласий автор называет конфессиональное отступничество поповцев: «Разделение их (старообрядцев. – П.С.) на 6 отдельных по вероисповеданию групп произошло уже в позднейшее время под влиянием пропаганды пришлых расколоучителей» 618 . Вряд ли данное утверждение можно признать абсолютно справедливым. Увеличение количества раскольничьих течений в селе произошло не только (и не столько) вследствие взаимной миссионерской деятельности внутри самого балаковского старообрядчества. Прежде всего, оно стало результатом массового притока старообрядцев в Балаково извне, причём как поповских, так и беспоповских согласий. Процесс этот начался в 1830-х годах и приобрёл масштабный характер с середины XIX столетия. Причины миграции были следующие. Во-первых, это упомянутое разорение старообрядческих иргизских монастырей, которое привело к массовому расселению по округе беглопоповцев, не принявших единоверие. Во-вторых, бурное развитие торговли и промышленности в Балакове, которое также привлекало сюда большое количество активных и предприимчивых старообрядцев Самарской, Саратовской и других губерний Российской империи. Большинство балаковских старообрядцев принадлежало к «торгово-промышленному классу общества», который, добавим, формировался главным образом из «пришлых» раскольников. Так, например, купеческие семьи Мальцевых, Мичуриных, Лобановых, Ефановых, предприниматель Н.А. Пастухов – выходцы из города Николаевска, хлеботорговец С.Г. Мельников – родом из города Вольска, промышленник и изобретатель Ф.И. Блинов – родом из беспоповцев Вольского уезда, И.В. Зудин – уроженец Хвалынского уезда 619 . Заметим, что раскольники не оставляли своей активной миссионерской деятельности среди православных христиан Балакова и представителей других вероисповеданий. В начале XX века один из балаковских старообрядческих священников говорил об этом открыто: «Присоединений к старообрядчеству Белокриницкой иерархии много: присоединяются из никониан и беспоповцев главным образом». Отмечены случаи обращений в старообрядчество иудеев и мусульман 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перечисленные беспоповщинские секты, сосредоточив все свое внимание на одном пункте своего учения – на вопросе о браке, совершенно почти упустили из виду другой пункт своего учения, именно – вопрос об отношении к православным. По основному учению беспоповщины выходит, что православные – чада антихриста, с которыми нужно прервать всякую связь и всякое сношение; между тем, последователи перечисленных сект сего не делали, поддерживая сношения с православными. На этот разлад между учением и жизнью беспоповцев обратил внимание Даниловец – простой пастух, неизвестный по имени и живший при Андрее Денисове. Он, исходя из беспоповской мысли о воцарении среди людей антихриста, требовал совершенного отчуждения от чад антихриста, т. е. православных и раскольников других сект; мало этого, он восставал против употребления беспоповцами паспортов и денег, на которых положена печать антихриста, и против хождения по мостовым улицам, выдуманным по ухищрению антихриста. Такое учение нашло себе среди поморян последователей, образовался, таким образом, среди беспоповцев новый 12) толк, названный но имени основателя «Пастухово согласие», а последователями – »адамантово согласие» для выражения своей твердости и верности беспоповщинскому первоначальному учению. Появился двенадцатый по числу толк среди беспоповцев «Пастухово согласие» и «адамантово согласие», который только себя считает истинною церковью Христовою. Учение Пастухова или адамантова согласия пришлось не по душе Андрею Денисову, нуждавшемуся в царских милостях, какие и получал. Посему сие согласие вначале неособенно распространялось, благодаря авторитету влиятельнейших вождей Выговского поморского скита; впоследствии же времени учение адамантового согласия возобновлено с большею строгостию и последовательностию новопоявившимся 13) беспоповщинским толком, известным под названием «странников или бегунов». Толк этот основан в 1714 году, в Ярославской губернии, Филипповцем – беглым солдатом Евфимием, названным в раскольническом монашестве Евстафием. Евстафия побудил отделиться от Филиппиовцев и образовать сей толк разлад между учением и жизнию беспоповцев. Евстафий, исходя из мысли о наступлении со времени патриарха Никона царства антихриста, учил о том, что единственно верное средство к освобождению от сего царства – вечное странствование, отчего последователи его называются странниками или бегунами. Секта эта быстро распространилась в 20-х годах настоящего столетия, когда во главе ее стал начитанный крестьянин Ярославской губернии Никита Семенов, и в 50-х годах сего же столетия, благодаря трудам вожака, беглого кантониста Феодора Кривого. По учению странников, антихрист живет на земле в лице царей. Патриарх Никон был предтечею антихриста, на что указывает мирское имя его Никита, которое соответствует числу имени апокалипсического зверя – 666 ( Νηκτις О – 70 – Ν – 50 – η – 8 – κ – 20 – η – 8 – τ – 300 – ι –10 – s – 200=666).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sostojan...

Отправление «служб» церковных и разных «треб» в безпоповщине принадлежит тем же лицам, коим вверено там совершение крещения и исповеди. Оно имеет тот своеобразный характер, с каким явилось в наставлениях Аввакума и впервые в широких размерах практиковалось в Выговской пустыни. Охранители «старых», дониконовской печати, книг должны были закрыть последние. В стенах той же Выгореции очень рано был написан подробный «устав поморской службы церковной и келейной». Впоследствии в безпоповщине не мало появилось новосочиненных «чинов». Таковы «чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния, – чин очищения жены родившей отроча, – чин благословения в неделю ваий, – чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен», и несколько других «чинов». Известен также: «чин для поставления пастырей словесных овец». 461 Значение этого чина определяется тем, что хотя безпоповцы имеют наставниками и распорядителями в собраниях при богослужении мирян, однако право на управление и отправление служб имеет не каждый, а лишь тот, кто получил на то благословение от наставника. Благословение это совершается на собрании, при большом стечении народа, или, по случаю нужды и потребности, при нескольких лицах, чрез положение семипоклонного начала, с чтением кратких молитв и славословий, и имеет значение поставления на священную степень. Получивший благословение называется уже «благословенным отцом», а не просто «отцом». Ряд «благословенных отцов», по мнению безпоповцев, имеет преемственность, так как будто бы еще Павел епископ коломенский «нерукоположенным дал благословение на строение душеспасительных таин»; составлен даже хронологический перечень сих «нерукоположенных». 462 А между тем Павел коломенский скончался в то время, когда в среде противников патриарха Никона еще не могло быть и речи об иерархии. Из учения об антихристе вытекают отношения безпоповцев к Церкви и государству. Их отношения к православной церкви, требуя, в духе аввакумовских правил, полного разрыва с нею, являются, в вполне последовательно, строже последних. Всех, приходящих к ним от «греко-российской» Церкви, большая часть безпоповцев принимает не иначе, как чрез повторение крещения. Перекрещивание бывает и в том случае, если присоединяется к безпоповщине кто-либо из беглопоповцев, австрийцев и безпоповцев-неперекрещенцев, на том основании, что все сии принимают в свои согласия сынов православной Церкви вторым или третьим чином. Таким образом и в этом случае безпоповцы проповедуют такую особенность, которая не может найти для себя оправдание в правилах Аввакума, потому что защитник посолония говорил лишь о необходимости «довершения» крещения, а никак не повторения, и то только на тот случай, когда крещение совершено по новому Требнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

устанавливает приблизительную цифру их до 81069 душ обоего пола при 1,104,908 душ обоего пола всего количества населения Томской губ. (в 1882 г.). А прибавив и сектантов Томского края, автор полагает, что численность всего вообще томского расколо-сектантства к 1880 г. должна быть не менее 100,000. Толки в томском расколе – те же, что и всюду, преимуществуют же – поповщина, стариковщина и поморское согласие. От стариковщины автор различает согласие часовенных. Первая, по нему, представляет среднее между поповщиной и беспоповщиной. С последней её сближают требоисправители из простых стариков и старух; поповщинский же её характер сказывается в том, что она не восстаёт против священства вообще, и у заправителей её нередко хранятся в виде сухариков запасные дары. Отличие её от часовенных автор полагает в том, что последние, относясь фанатичнее к православной Церкви, к православным священникам прибегают очень редко, тогда как у стариковщины не считается особенно тяжёлым грехом это обращение; наставники часовенных вводятся в их обязанности через благословение от других наставников, также преемственно получивших оное с Иргиза, Рогожского кладбища и т. под., – у стариковщины этого не требуется. Есть у них некоторые и обрядовые разности. – Руководителями у поповцев служат их лже-епископы и попы. Из первых известны – Савватий, Герасим, Мефодий и теперь здравствующий, и правящий – Антоний; попов насчитывает автор до 30. Беспоповцами руководят разного рода старики й наставники. С особенною подробностью автор говорит о Беловодской иерархии и о неоднократных попытках раскольников прошлого и недавнего времени отыскать «древле-православное священство» то в Беловодье, то в Китае. Характеризуя внутреннюю жизнь томского раскола, автор отмечает сильную настойчивость и удивительную изобретательность раскольников в обережении своей целости и самобытности в виду практиковавшихся против них правительственных мероприятий. Средства, употреблявшиеся раскольниками для этого, были весьма разнообразны: секрет и таинственность, тайники при домах и на пасеках, упорство в непослушании начальственным распоряжениям, самовольное открытие запечатываемых часовен, отстаивание, даже иногда с оружием в руках, сводных браков, многочисленные прошения и ходатайства, подложные указы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы помочь горю, покровцы дважды нанимали в разных местах землю под кладбище; но богатый Ковылин, «следуя оному велиару, иже рать творяше со святыми», каждый раз «отбивал ее» у поморцев. Тогда покровцы обратились с жалобой на Ковылина к «градоначальствующему и в управу благочиния, на что последовал господину частному приставу приказ – допустить просителей к хоронению усопших на Преображенское старообрядческое кладбище». Но что значил «частный пристав» для человека, у которого бывать в гостях за честь поставляли сами градоначальствующие? Если же полиция иногда приказывала Ковылину допустить покровцев на кладбище, – он прибегал к другому роду мщения мнимым врагам своим, и именно: приказывал, «чтоб когда их стада и един козел будет на кладбище, чтоб поморского согласия над усопшим не смели петь надгробного», и кроме того приказывал отводить поморцам для погребения умерших самые неудобные места на кладбище. Так, «егда скончавшуся рабу Божию Евстратию Федоровичу 439 , тогда Илья (Ковылин) велехитрый приезжает в частный дом в чаянии таковом, чтоб удержать похороны до пятого дня и более». Когда же эта попытка не удалась, то «егда покойного тело было принесено, Ковылин с наушником своим Иваном Федотовым скакаша по кладбищу в ресорных дрожках, глядя на дело своего злострастия, и подъехав сказали (покровцам, горевавшим о потере одного из самых уважаемых членов поморской общины): вот вам место спокойно, точию тело на воде положено будет». Но и это еще не все: желая силой заставить поморцев смириться пред «гордым патриархом федосианской церкви», а, следовательно, и пред его требованием – оставить учение о необходимости брачной жизни, Ковылин решился на немыслимый для набожных раскольников – кощунственный поступок: «поревновав гордостному дракону», он «с могил покровского согласия памятники собрал и землею оные сравнял, камни истесав, а кресты древяные в дрова употребил». После такого поступка Ильи Алексеича, поморцам, знавшим интимные отношения Ковылина, к властям, потворствовавшим хлебосольному богачу, действительно не оставалось ничего более, как смириться пред «отличным бракоборцем» и употребить все средства к примирению с таким сильным и неразборчивым в средствах мщения врагом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В XIX веке Чистополь был не только важным экономическим центром губернии, но и местом концентрации важнейшего духовного феномена в истории России – старообрядчества. Движения, которое объединило многие миллионы верующих и оказало существенное влияние на развитие отечественной культуры и экономики. В Чистополе XIX века большинства населения старообрядцы не составляли, но их было немало: по официальной статистике в Чистополе XIX и начале XX вв. значилось от 700 до 2200 староверов. Подавляющее большинство состоятельных и влиятельных чистопольских купцов принадлежало к старообрядцам – это Челышевы, Шашины, Логутовы, Маланьичевы, Маклаковы, Вачуговы, Макеевы, Мясниковы. Сейчас роль старообрядцев в жизни города, разумеется, сильно упала. Однако до нас всё-таки дошли старообрядческие памятники дореволюционной эпохи. Их малочисленность объясняется еще и тем, что до 1905 г. староверы были лишены права иметь общественное имущество и строить храмы. Если староверы и открывали моленные, то снаружи они выглядели как жилые постройки, так как, следуя закону, староверы не могли украсить молитвенные дома ни крестом, ни иконой. Поэтому чистопольские купцы-старообрядцы не жалели средств для строительства красивых в архитектурном плане зданий под моленные.Один из известных благотворителей, миллионер, коммерции советник Василий Львович Челышев, в 1882 г. при личной встрече с императором Александром III добился разрешения на открытие в Чистополе молитвенного дома для поморского согласия. Это был первый молельный дом старообрядцев в г.Чистополе. Василий Львович в 1900 г строит для молельни новое помещение на территории той же усадьбы, а в 1906 г., после смерти мужа, его вдова Екатерина Васильевна Челышева рядом с молельней строит здание со службами и учреждает в нем женскую богадельню. Комплекс зданий сохранился до нынешнего времени. В статье использованы материалы: Е. Б. Долгов, иерей Алексий Колясев «Чистополь - Хлебный город» Из альманаха КДС «Православный Собеседник» ч.2, 2006 и сайта http://pruf.livejournal.com/112408.html

http://sobory.ru/article/?object=24333

Что такое лоции и как поморы умудрялись плавать по морям без навигатора Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа. Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично. Сколько всего поморов? По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год. Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав. Когда заходит речь об отсутствии крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. На Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истек, будущий великий ученый некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

http://sever.foma.ru/pomory-chto-nam-izv...

Скворцов В. М. Отдел VIII. Расколоведение и расколообличение 1. Характеристика учения раскольнических толков и согласий Аароновщина – безпоповщинское согласие, существующее в Архангельской и Вологодской губерниях. Последователи его отвергают запись в раскольнические списки и паспорта и признают возможность совершения брака мирянином. Австрийцы – см. поповцы, приемлющие австрийское или белокриницкое священство. Адамантовы – безпоповщинский толк, выделившийся из поморского. Учение этого толка в общих чертах сходно с поморским, но отличается от него большею последовательностью выводов. Проповедуя наступление царства антихристова, адамантовы отвергают все нововведения и все, что носит на себе печать антихриста. Так, они учат не брать в руки денег, паспортов и других предметов, на которых изображен государственный герб (по их мнению, печать антихриста), запрещают ходить по каменным мостовым, как изобретению антихристова времени, и жить в городах и селениях, чтобы не осквернить себя общением со слугами антихриста. Во избежание разврата, адамантовы признают брак, где бы и когда бы он ни был совершен. Основателем этого толка был пастух Василий Степанов, почему и самый толк называется еще пастуховым; но сами последователи называют себя не иначе, как адамантовыми, т.е. твердыми последователями старой веры. Аристовщина – безпоповщинское согласие, основанное в начале 19 стол. петербургским купцом Аристовым. Аристовцы – это строгие, первобытные федосеевцы, не допускающие никаких послаблений по вопросу о браке. Требуя строгого безбрачия, они отвергают молитву за царя, молятся порознь пред своим створчатым образком, который берут с собою даже в дорогу, и только изредка собираются для общественных молитвословий; клятвы не употребляют, военную службу считают смертным грехом, потому что христианину заповедана любовь ко врагам, и никаких молений об умерших не совершают, потому что надеются и так попасть в райские обители. Бабушкино согласие – или самокрещенцы – небольшой безпоповщинский толк, существующий в среднем Поволжье. Первые последователи его крестили сами себя (отсюда название самокрещенцы), а так как дети крестить сами себя не могут, то обыкновенно их крестит повивальная бабка (отсюда название бабушкино согласие). Безденежники

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В 1706 г. беглый дьячек Феодосий Васильев отделился от выгорецкого поморского скита и составил в новгородской области толк феодосеевцев, который отличался особенною ненавистью к православию. Они доказывали: 1) титла, написанного Пилатом, И.Н.Ц.И., как титла евангельского, не следует отвергать; 2) пищу, покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; 3) поклонение иконам не своего толка – осквернение; 4) молитва за государя – нечистота; 5) брачное сожитие – тоже. Этот толк выделил феодосеевцев польских и рижских, с их особенностями. Из отрицания некоторыми брака появилась секта детоубийц, – людей, которые приняли за правило закапывать в землю живые плоды своей нечистой жизни. Беглый стрелец Филипп, надевший на себя монашеское платье, по смерти настоятеля Даниловского скита, надеялся быть полным правителем скита. Когда же избран был Семен Дентов, Филипп поднял смуту. Еще более возмутился он, когда даниловцы, в царствование имп. Анны, подчинились требованию молиться за царя. Филипп, объявив их еретиками, подобрав 50 сторонников, ушел за 15 верст от скита и завел Филиппово согласие. В нем проповедывалось самоубийство. В 1743 г., когда к ним прибыла комиссия Самарина, Филипп, с некоторыми своими последователями, предали себя самосожжению. Против самоубийства восстал пастух Денисов. Он составил свое – пастухово согласие. Он запрещал брать деньги и паспорта, – на них знак антихриста. Не следует ходить по каменной мостовой, как по произведению антихриста. Мужик Онисим завел согласие разиней. Они, собираясь на молитву в великий четверток, стояли разиня рот, ожидая, что причащать их будут ангелы. По наставлению другого мужика, образовались подрешетники, которые принимают за св. причастие изюм, который выносила девка из подполья в решете и раздавала им. Другой мужик завел потемщину, толкуя, что надо крестить в потьмах, по ночам, как крестился Христос, или при смерти. Жена стрельца, Акулина, основала акулимовщину – общество братьев и сестер; вступающие в это согласие меняются крестами, целуют иконы; попы и чернецы расстригаются; живут грязно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Глава III. История безпоповщины § 17. Условия образования безпоповщины. Общие её начала Одна часть раскольников оселась на севере России, в местности известной под именем Поморья. Поморье и теперь представляется пустынным и малонаселенным. Некоторые приходы уездов повенецкого, олонецкой губернии, и кемского, архангельской, раскинуты на сотни верст с самыми первичными, в некоторые времена года невозможными, путями сообщений. Легко представить, каковою была эта местность более двух сот лет назад. Церквей было мало, да и существовавшие нередко оставались по несколько лет без священников. Вследствие этого многие умирали без исповеди и св. причастия, младенцы подолгу оставались без крещения, или были крещены мирянами за нужду, брачные четы сожительствовали без церковного венчания. Нередко в приходских храмах дневные богослужения отправлял дьячок. Где церквей не было, там на общественное богослужение собирались в часовни и довольствовались «службою» начетчика. Такое положение Поморья естественно издавна приучало местных жителей к той мысли, что возможно обходиться и без священников. Случилось, что и главными распространителями раскола в Поморье были большею частью простые, не имевшие священного сана, иноки. Таким образом сам собою, на готовой почве, вопрос об иерархии получил в поморском расколе разрешение в том смысле, что можно, конечно по нужде, помимо священных лиц содевать свое спасение. Это и есть основное положение безпоповщины. И только уже впоследствии, спустя много лет, и при том на первый раз по толчку совне, к тому, что образовалось под влиянием предшествовавших обстоятельств и вследствие житейской необходимости – к безпоповщинской практике, последователи безпоповщины стали подыскивать теоретические основания. Какие же это были основания и в каком отношении стояли они к учению первых расколоучителей? Оснований было придумано несколько, но не все они были придуманы сразу, как не сразу и каждое из них в отдельности сделалось достоянием всей безпоповщины. Когда диакон Феодор говорил, что, если нет попа старого рукоположения, лучше совсем не иметь никакого, то он указывал лишь на то, что попы нового ставления «не священи суть»; очевидно, в принципе он нимало не умалял значение церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010