А) относительно состава заупокойного богослужения в седмичные дни мы найдем следующее: а) В определении Московского, 1667 г., собора сказано: «Егда совершается поминовение о усопших, третины, девятины, сорочины, годины, или во ино время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребении, кроме стихир, блаженны, апостола и евангелия, и целования, в конце же службы или по отпусте ходят и на гроб, поюще: Со духи праведных, и прочая; диакон ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, возглас: Яко ты еси воскресение и отпуст по обычаю за упокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святей литургии чтется апостол и евангелие дне и усопшему, святому же на литургии не чтется ни апостол, ни евангелие того ради, от панихиды в вечер оставляется апостол и евангелие, яко да чтется во святей литургии. По заамвонней же молитве абие поют: Со духи праведных, и прочая; таже диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, и по возгласе: Яко ты еси воскресение, и абие Буди имя Господне, якоже и в Служебнике напечатано есть на л. 440. По отпусте же святыя литургии ходят и на гроб паки, аще тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст за упокой». По смыслу этого постановления главные черты заупокойного богослужения суть следующие: накануне поминального дня после вечерни – панихида (та самая, устав которой изложен в 14 гл. Типикона, а последование в субботней службе 1 гласа Октоиха), и по окончании ее лития на могиле почившего; утром – заупокойная литургия и на ней – заупокойные апостол и евангелие, а по заамвонной молитве лития; по окончании литургии – та же лития на могиле. А так как в постановлении собора они указаны без различия по отношению к дням, то ясно, что применимы в равной степени и к субботним, и к седмичным. Нельзя этого сказать только о воскресных днях, потому что хотя соборным постановлением не исключены и сии дни, но они исключаются из числа поминальных дней, как выше мы уже заметили, Типиконом и Номоканоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

С XI в., когда начинается процесс клерикализации литургии, появляются различные чинопоследования мессы: для пап, епископов разных степеней, аббатов, простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на Престолах обыкновенных и привилегированных, и т.д. Это оказывает решающее влияние на развитие в последующем католического служебника – Миссала. С X в. в качестве самостоятельной книги появляется Требник (rituale) – предназначенное для священника собрание чинопоследований таинств и обрядов. С XIII в. в качестве самостоятельной книги появился Понтификал, описывающий особенности священнослужения римского понтифика. Папская месса имеет ряд уникальных особенностей; фактически у папы – собственный обряд мессы. В торжественных папских богослужениях присутствуют особые церемонии и литургические обычаи, которых нет в обычных обрядах Римской церкви. Сохранение этих обычаев и обрядов должно свидетельствовать, что папа – не только главный иерарх латинской церкви (до недавнего времени носивший титул патриарха Запада), но Отец и Глава Церкви Вселенской. Основу текстов для совершения литургических часов в древности составляла Псалтирь. Однако по мере развития богослужения суточного круга ее начинают дополнять Коллектарий и Орационал (сборник молитв на определенные дни), а также Гимнарии (собрания гимнов). Книгой, позволяющей следовать при совершении богослужений церковному календарю, является Мартиролог. Кроме того, к концу I тыс. оформились основные книги, предназначенные для певчих и содержащие не только тексты песнопений, но и музыкальные указания: Антифонарии и Градуалы. Названные типы книг в Средние века не подчинялись жестким нормам в отношении структуры и состава текстов, поэтому книги одного типа могли существенно отличаться. В отдельных богослужебных обрядах на Западе имелись некоторые собственные типы богослужебных книг. Например, Liber offerentium в мозарабском обряде включала частные последования мессы, за исключением Евхаристии; чтения входили в состав Liber commicus и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тела умерших погребаются в землю только на три года, по истечении коих вырываются из земли, очищаются от неё, омываются в воде с вином, насухо вытираются хлопчатой бумагой и располагаются в таком порядке: череп с надписью имени покойника, дня и года его смерти становится в хронологическом порядке на передних полках склепа, а прочие кости размещаются по ящикам – ножные к ножным, ручные к ручным и т. д. Над усыпальницами устраиваются небольшие поминальные церкви для богослужения по субботам и в дни церковных поминовений. Таким образом, Афон и ныне служит центром самой высокой религиозно-созерцательной жизни не только православного греческого востока, но и мира славянского, по-прежнему остаётся горой святой, монашеским раем, домом Божьим и вратами небесными. Заслуга афонских монахов в области религиозной состоит и в том, что они всегда были носителями истинного православья, верными чадами греко-восточной церкви, защитниками точного соблюдения её догматов и канонов. За истинное и правое исповедание веры и за высокую нравственную жизнь, многие из подвижников Афона достигли небесных венцов и прославлены чудесами и знамениями, как это отчасти можно видеть из «Афонского Патерика». Но Афон в истории православной церкви имеет и иное значение. Его подвижники всегда отличались любовью к наукам и просвещению. В тиши уединения они усердно занимались чтением и изучением книг и достигали иногда обширнейших познаний. Многие из них выступали и на литературное поприще и оставили после себя ценные произведения из различных областей знания, главным же образом по богословию, как это отчасти можно видеть и из нашего обзора учено-литературной деятельности греческих, писателей XIX века, помещённого в следующей главе. Величайшая заслуга афонских книжников состояла и в том, что они собрали при монастырях богатейшие библиотеки рукописей греческих и славянских и сохранили для науки многие весьма важные и ценные произведения литературы христианской и древне-классической. Перепиской рукописей монахи занимались преимущественно сами и достигали в этом искусстве большого совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Ни тела, ни самого себя я не чувствовал, буквально плавая в преизбытке благодати, которая, казалось, струилась безпрерывно и нескончаемо с купола храма.Утром, вместе с братией, мы присутствовали на молебне преподобному Сергию, а затем с зажженными свечами отстояли на амвоне литургию, во время которой нас причастили. На обеденную трапезу нас, с пением и свечами, монахи повели через Лаврскую площадь. Народ бежал за нашим шествием, с любопытством рассматривая и фотографируя новопостриженных монахов. В трапезной мы сидели перед лицом наместника и старцев с внешней стороны стола. Есть перед ними было неудобно, поэтому я съел только хлеб и выпил чай. После чего мы в алтаре молились до вечернего богослужения, в течение которого вновь стояли на амвоне, держа в руках зажженные свечи.  Так продолжалось трое суток. Периодически в храме нас навещали монахи, приходил и отец Кирилл, чтобы подбодрить нас утешительным словом и добрым наставлением. Навещал меня и мой друг, отец Пимен, вместе с отцом Прохором. Довольные нашим постригом, они улыбались и поздравляли нас, желая благодатного монашества. После окончания трехдневного укрепления в монашестве нам дали отдохнуть один день. Затем вновь потянулась череда ежедневных послушаний - " свечной ящик " , уборка снега, посещение богослужений, на которых мы читали помянники - большие книги с многочисленными записями о здравии и упокоении, и толстые пачки поминальных записок, поданных богомольцами. Помню громогласное и впечатляющее воскресное пение на клиросе, которым управлял знаменитый тогда регент, архимандрит отец Матфей. Монахи и благочестивые миряне стояли внизу, под возвышающимся над ними клиросом, заполненном певчими, среди которых выделялась внушительная фигура архимандрита. Мы, молясь, молча читали толстые пачки записок. Время от времени отец Матфей сверху наклонялся к нам и страшным шепотом грозил: " Перестаньте сейчас же шелестеть, из-за вас ничего не слышно! " Глядя на красные от напряжения лица поющих певчих, мы не могли понять, о чем он говорит.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=237...

Патриарх Ириней: Благодаря Гаагскому трибуналу никто не несет ответственности за тысячи изгнанных и убитых сербов 26 ноября, 2012. Новостная служба Гаагский трибунал показал свое истинное лицо, оправдав хорватских генералов Анте Готовину и Младена Маркача, заявил Патриарх Сербский Ириней. Он призвал сербов оставаться единым народом и просить о поддержке Россию. 26 ноября. ПРАВМИР. Патриарх Сербский Ириней заявил, что Гаагский трибунал, наконец, показал свое истинное лицо, оправдав хорватских генералов Анте Готовину и Младена Маркача. Он добавил, что Трибунал также продемонстрировал, что это был политический суд, сообщает Theorthodoxchurch.info . «Этим приговором Трибунал снял маску со своего лица и, наконец, показал, что это политический суд, которому не хватает элементарных правовых и этических норм, и цель которого — сделать виновных невинными, а жертв объявить виновными», — сказал Патриарх в воскресенье в ходе заупокойной службы по сербам, пострадавшим в ходе военных действий в 90-е годы. По его словам, решение Гаагского трибунала поставило под угрозу право на правосудие и подтвердило «что оно основано не на правовых нормах, а на интересах великих держав». Он добавил, что благодаря Гаагскому трибуналу никто теперь не несет ответственность за 200 тысяч изгнанных сербов, сожженные дома, церкви и тысячи убитых. «Очевидно, что Гаагский трибунал скрывает преступления против сербов», — заявил Патриарх Ириней, добавив, что «в результате оказывается, что сербы совершили преступления против самих себя». Он призвал сербов хранить единство и просить о поддержке Россию. В заупокойном богослужении приняли участие члены ассоциации беженцев, премьер-министр Ивица Дачич, первый вице-премьер Александр Вучич, спикер парламента Небойша Стефанович и другие министры Сербии. После поминальной службы состоялся марш протеста. Несколько тысяч граждан приняли в нем участие, требуя справедливости для сербов, пострадавших в военных действиях.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarx-irinej-blagod...

о сем см. Западнорусск. церковная Уния в ее богослужении и обрядах, о литургии св. Златоустого и Василия В. стр. 97). На этом основании обычай этот, по всей справедливости, надобно признать древнейшим и самостоятельным обычаем бывшей киевской митрополии, если не наследованным прямо с востока, то во всяком случае возникшим вообще из благоговейного уважения к св. тайнам и из естественного и разумного опасения, чтобы не осквернить их прикосновением нечистых рук. К тому же есть свидетельство, что в древней православной церкви священники не всегда совершали омовение рук только пред проскомидией, но и «пред самым перенесением даров с жертвенника на престол», остатки токового обычая и теперь еще можно видеть в подобного рода омовении рук, совершаемом архиереями во время херувимской песни (запов. или чиноположен.апост. кН. VIII гл. 11, 12). Кроме сего, обычай омывать руки для священников пред причащением. св. тайнам нельзя назвать лишенным смысла и в настоящее время. Особенно он не только может, но и должен иметь место там, где в церкви по бедности или по другим каким-либо причинам при совершении литургии употребляются простые кадильницы медные, от которых всегда могут остаться следы на руках, требующие очищения ради восприятия св. тайн... Кроме сего во многих местах священнику приходится вынимать на литургии много частиц по желанию прихожан или богомольцев за живых и умерших, и притом не на одной только проскомидии, но и при дальнейшем продолжении литургии (сравн. выше отдел. V, §§ 84 – 86). При этом священнику, как известно, приходится не раз брать в руки поминальные книжки или записки, покрытые пылью и т. п. Вследствие этого, самое простое благоразумие требует, чтобы священники, по необходимости омывали всякий раз руки после этого, и без сомнения, самое лучшее в благоприличнейшее время для такого омовения может составлять чтение просительной ектении, непосредственно пред раздроблением св. тайн, чтобы потом причаститься им в надлежащей чистоте, по уставу церковному (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ревность его к священнослужению была так велика, что несмотря на преклонные лета и на телесные немощи он до последнего времени один правил все церковные службы и требы, многочисленные в многолюдном приходе. Помощник понадобился ему уже в последние месяцы его жизни. Иные недовольны были тем, что в последнее время он не так скоро являлся к церковному богослужению, как желали бы; другим не нравилось, что он вообще неторопливо совершал оное. Но первое извиняется немощами старости и болезни, и грешно было бы отказывать ему в снисхождении в сем случае. Последнее не есть недостаток, а достоинство. Он потому неспешно совершал церковную службу, что благоговел пред делом Божиим, помня угрозу: проклят, кто творит дело Господне с небрежением. Очень жаль, если некоторые не довольно ценили в нём этого благоговейного отношения к делу священнослужения. – С особенною тщательностью он совершал моления об усопших, не пропуская ни одного имени, записанного в поминальных книжках, и не различая между просящими о поминовении богатых и бедных. Вообще он с одинаковым вниманием относился ко всем, прибегавшим к его молитвам и духовной помощи, будучи чужд лицеприятия и корыстолюбия. Братия святого храма сего! Почивший ваш пастырь был усердным молитвенником за вас, ревностным попечителем о душах ваших. И вы, без сомнения, как чада его по духу, не забывали поминать его в своих молитвах при жизни его. Но особенно он нуждается в них по смерти. Не откажите ему в этой духовной услуге. Вспомните, как он усердно поминал ваших усопших сродников. Поминайте и вы его с такою же любовью и усердием, умоляя Господа, да простит его вольные и невольные грехи и да дарует венец вечного живота верному до смерти рабу своему, – согласно Его обетованию: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота. Аминь. 96 Он окончил курс в Моск. Дух. Академии в 1832 году в числе первых магистров. Сокурсником ему был митрополит Филофей, преосвященный Евсевий, архиепископ Могилёвский, и знаменитый учёный A. В. Горский. Читать далее Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения/[Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - II, 410, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

198). С мельчайшими подробностями описывает Никон, поведение и внешний вид пристава и его веселящихся гостей: «И после Поста и Свтлой недли, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. А он, Степан, не дождався совершения, похал, нарядясь, со женою сдши в одних санях. А перед ними хали твои, государевы, стрельцы,//нарядясь в красныя кафтаны, а за ним, Степаном, каптана красная и тасчут санники блые» 7, л. 198–199). «Не дождався совершения» панихидного богослужения в сороковой день после кончины царевича Алексея, пристав, «нарядясь, похал в гости, а стрельцы пред нимъ в красных кафтанех верхами» 7, л. 199). Никон замечает, что цвет одежд стрельцов и пристава и повозки Степана красный. Рассказывая о Наумове, Никон явно подчёркивает противоположности в его поведении: вместо поминального обеда по царице Марии Ильиничне Степан устроил «пир» «заздравной». Смерть царевича Алексея Алексеевича тоже не вызвала тоски и горя у пристава: «И паки, какъ к Степану всть пришла, что грхъ ради наших, сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великаго князя Алексия Алексиевича не стало, а ево, де, Степанова, двка пришла в ыную избу и говорила: „Нын, де, на Москв кручина, а у нашего боярина радость“» 7, л. 199). Обращает на себя внимание и тот факт, что противоположности в поведении Степана Никон подчёркивает при помощи высказываний, построенных на комическом приеме оксюморона. Фразы, вложенные в уста людей из окружения Степана и даже самого патриарха, напоминают выкрики балагура: «Нын, де, на Москв кручина, а у нашего боярина радость», – это заметила «Степанова двка»; обличая пристава с крыльца, перед всем народом сам Никон кричал: «Нын у наших государей на Москв плач и стование, а у Степана нын радость и веселие...» 7, л. 199). Если вспомнить, что Никон составляет письмо царю на Рождество, то эти детали приобретают определённый смысл. На мой взгляд, для характеристики поведения и образа пристава Степана Наумова Никон прибегает к народной обрядности и образности святок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Традиция поминок в церкви есть. Но в отличии от обычаев поминальных - она неизменна. А вот обычаи бывают разные, и среди них много ГРЕХОВНЫХ. Михаил, так и Вы греховные обычаи выдаете за традицию. Михаил, Пятигорск 21 декабря 2015г. 02:06 Прекращайте нести чушь и делать вид, что вы ничего не понимаете. Если вы вне традиции, а вы, судя по вашим комментам, вне ее, то вы и неправославный. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 23 декабря 2015г. 11:38 Михаил, но судя по Вашим комментам, Вы на протяжении всей темы высказываетесь чисто от соображений ума своего,  при этом говорите категорично и даже агрессивно. Собеседники Вам говорят об истории Церкви, истории богослужения - Вы отвечаете одно: " Всё ерунда, никто ничего не знает " . Сами же не приводите ни одного конкретного примера, ни одной ссылки на историю Церкви или свв. отцов. Так что, выходит совершенно неубедительно. Какой смысл в такой " беседе " ? Алэксандрос 20 декабря 2015г. 02:13 +++Традиция изменчива,+++ Вот это и есть модернизм. Радикальный и безпошадный. Предание неизменно. 22 ноября 2015г. 20:07 Что есть " индивидуально-освятительное " и " декларативное " значения причащения? И что тогда есть Таинство? Причащающийся получает - по вере своей. Если причащающийся верует, что " ...сие есть Самое Пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя, " то - по вере получает просимое: милость Божию, прощение прегрешений и неосужденного причащения. Говение - для кого это? Соблюдая многодневные посты, однодневные, посты же в среду и пятницу, причащающийся по воскресным, праздничным и иным дням православный христианин к воскресному дню подходит без поста в субботу, его же не соблюдают и служащие священники. Это же относится и к кануну праздничных дней, который не выпадает на день постный. Подготовка к причащению сводится к правилу, устанавливаемому духовником. Ежели такового не установлено, подготовка должна сводиться к тому, что реально по силам. И по внутреннему состоянию души. Этот вопрос контролирует совесть. Нам дан образец, к которому мы должны стремиться.

http://bogoslov.ru/article/4788563

Стать молитвой – таково предназначение человека, как назначение птицы – летать. И человек, ставший молитвой, пусть никому неведомый, затворившийся в глубине пещеры, восстанавливает великое единство божественного и человеческого и позволяет воде живой невидимо напоить собою весь мир и все дела человеческие. На Афоне нет «устава» в западном смысле слова, однако здесь есть проложение пути и примеры, есть совместный духовный опыт, который созидается в каждой общине по-своему и всегда допускает выход из нее для подвига, более трудного – наедине с Богом. Таким образом здесь соседствуют, иной раз соревнуясь или дополняя друг друга, Афон северный с его большими монастырями, рассеянными на лесистых холмах – ибо это одно из тех немногих мест, где сохранился первоначальный лес, отчасти благодаря запрету, изгоняющему коз – и Афон южный, поместившийся на склоне высокой горы из белого известняка. Афон скалистых «пустынек» отшельничества и «калив» – хижин, где несколько монахов – чаще всего учитель с учениками – трудятся и молятся вместе. При турецком владычестве Афон сохраняет свою автономию, выплачивая подать. Вслед за водворением «идиоритмической» системы в монастырях, при которой каждый следует своему «собственному ритму», его дисциплина ослабевает, так что за пределами богослужения исчезает вся общинная жизнь. Однако во второй половине XVIII века начинается второе обновление вместе с движением «колливадов». Последние ищут глубину духовной жизни, укореняя ее в «тайнах», т. е. великих таинствах Церкви. Они особо почитают Евхаристию воскресного дня и ратуют за еженедельное причащение задолго до возникновения подобных устремлений на Западе. Они противятся умножению всякого рода окололитургических обрядов, в особенности благословения и потребления поминальных пирогов и кутьи – «колливов» (отсюда и прозвание их – «колливады», что в насмешку было дано этим реформаторам). На том же Афоне святой Никодим Святогорец составляет «Добротолюбие» – обширную антологию мистического богословия, ибо подлинное богословие для него всегда мистично.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010