Предстоятель Русской Православной Церкви, согласно Уставу, носит титул Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви. В Уставе указана и формула такого возношения: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси» (4, 1). «Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем» (4, 4). Отношения между Святейшим Патриархом и Священным Синодом, согласно уставной формулировке, «определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора» (4, 5). Патриарх вместе с Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы и председательствует на них. В данном положении есть изменение в формулировке в сравнении с предыдущим Уставом, в котором говорилось, что патриарх созывает Соборы «по своей должности» без указания на участие в таком созыве Синода. Патриарх созывает заседания Священного Синода. В единоличные обязанности Святейшего Патриарха Устав включил следующее: патриарх несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Церкви за межсоборный период; поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви; осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви; подписывает общецерковные документы после их одобрения Синодом; осуществляет исполнительнораспорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Синода, а также и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; «имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами» (4, 7) (новация по отношению к предыдущему Уставу, заимствованная из соответствующего Определения Поместного Собора 1917–1918 гг. – В. Ц.), «утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий; принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей» (4, 7) – нововведения, связанные с тем, что предыдущий Устав не предусматривал такого института, как Самоуправляемые Церкви; патриарх также издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1 . Отношение Греко-римских императоров к соборам не областным – или поместным, которые собирались обыкновенно по приглашению главного епископа, иначе – митрополита той или другой области 1548 , а к соборам епископов, собиравшихся, по возможности, со всех концов областей Римской империи или вселенской, вполне определилось и уяснилось в период семи вселенских соборов: оно состояло преимущественно в трех главнейших действиях. Действие первое: императоры, обыкновенно по ходатайству пред ними высшей церковной власти, своими указами собирали предстоятелей Церкви на вселенские соборы, назначали место и время для этих соборов, давали средства для содержания собравшихся епископов. Так, первый вселенский собор созван Императором Константном великим, второй – Феодосием старшим, третий – Феодосием младшим, четвертый – Маркианом, пятый – Юстинианом великим и проч. Действие второе: императоры иногда, хотя редко, присутствовали лично на соборах или, по крайней мере, на некоторых соборных заседаниях и были верховными наблюдателями деяний соборных, охранителями тишины и порядка на соборах. Так, Константин великий присутствовал на первом вселенском соборе и сам открыл заседания его торжественного речью, Маркиан присутствовал на некоторых заседаниях четвертого вселенского собора, окруженный блистательной свитой из высших государственных сановников. Большею же частью императоры, вместо себя, уполномочивали присутствовать на соборах высшие доверенные лица. Такими уполномоченными от императоров были: на третьем вселенском соборе – граф Кандидиан и статс-секретарь государственный Иоанн; на четвертом вселенском – целая Комиссия из высших государственных сановников; на пятом вселенском – Кевтор Константин и другие; на седьмом – Петрона, славнейший консул и Иоанн императорский логофет. Этим уполномоченным давалась инструкция, по которой они должны были заботиться о сохранении благочиния на соборе, предотвращать или устранять личные несогласия и неуместные споры между присутствовавшими, доносить императору о важнейших событиях или беспорядках па соборе, объявлять предложения императора отцам собора на их обсуждение и под. Действие третье·. по окончании соборов отцы обыкновенно обращались к императорам и просили их «утвердить своим соизволением и согласием» соборные постановления, и императоры утверждали эти постановления, выражали свое соизволение, согласие собственноручной своей подписью под соборными актами и вслед за тем особыми своими эдиктами или указами и таким образом сообщали соборным решениям, кроме их духовной обязательной силы, еще гражданскую обязательность в своей империи, и ограждали неприкосновенность их в глазах всех своих подданных. В частности, известно, например, что император Юстиниан под актами пято-шестого или Трульского собора подписался так: «Флавий Юстиниан, верный во Иисусе Христе Боге, царь Римский, согласившись со всеми определениями соборными и принимая их, подписался» 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

поиск:   разделы   рассылка Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

VII Вселенский, второй Никейский собор, соглашаясь с требованием собора VI-ro, прибавляет: «аще обрящется некий начальник, возбраняющий сие (т.е. созвание собора) да будет он отлучен. Аще же кто из митрополитов пренебрежение исполнит сие, не по нужде и насилию, и не по какой-либо уважительной причине: таковый да подлежит эпитимии по правилам» 16 . Настоящее требование соборов вселенских со всею полнотою его смысла не только повторялось, но и на самом деле осуществлялось соборами поместными 17 . Словом, если захотим обозначить полный и общий смысл правила Св. Соборов, рассуждающих о настоящем предмете; то он будет следующий: для рассмотрения церковных нужд, благоустройства всех вообще дел и разрешения сомнительных случаев должны быть каждогодно собираемы соборы, которые признаются единственным, законным органом церковного управления и благоустройства, высшим всех других «областные епископы, законополагает Вторый Вселенский, 1-й Константинопольский собор, да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают церквей... Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго церковнаго распоряжения. При сохранении же вышеписаннаго правила о церковных областях, явно есть, яко дела каждыя области благоупреждать будет собор тоя же области». 18 Эти соборы, оставаясь высшим, должны быть также постоянным, административным органом в делах каждой области, в пределах каждой поместной церкви – для разрешения недоуменных в них случаев и разбирательства дел судных. «Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано быти в каждой области соборам... К сим соборам да приступают пресвитеры и драконы и все почитающие себя обиженными и от собора да приемлют суд» 19 . Необходимость, законность и благотворность соборов как высшего и постоянного органа в деле управления Христовой церкви, обыкновенно связывают с тем общим о ней понятием, по которому она признается вселенским обществом верующих, неограниченным никаким местом, временем и даже народом, с тем, что И. Христос, Сам пребывая божественной Главою своей Церкви, не дал никому из апостолов особенных прав вселенского полномочия и преобладания над всею церковью, а тем самым ясно предуказал начало для совещательного, именно соборного образа управления Его Церковью , что апостолы, чувствуя над собою и в самих себе силу и действия Святаго Духа, последовали именно сему способу управления. Принимая подобные мысли действительными доказательствами в настоящем случае, мы попытаемся представить другие, новые для сего основания, которые скрываются в самых началах устройства и характере учения Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Патриарх: кто это, что означает титул Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» 31 августа, 2008 Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» Кто такой Патриарх Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριρχης; образовано от слов πατρ – отец и αρχ – начало, власть, начальник или глава отцов. Православные Патриархаты Существует 9 православных Патриархатов: Читайте также — Епископ-Апостол Патриарх Московский и всея Руси 1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. 5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

http://pravmir.ru/patriarh/

Патриарх — главный архиерей (епископ), предстоятель Поместной Православной Церкви. Первый среди равных епископов Патриарх имеет первенство чести среди и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх принадлежит к третьей степени священной иерархии – епископату. Сан Патриарха является пожизненным. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх: а) несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии Церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство Церкви; г) созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них; д) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия; е) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; ж) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Церкви; з) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; и) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; л) представляет Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами; н) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов и епархий; о) утверждает журналы Синодов Экзархатов и Митрополичьих округов; п) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей; р) утверждает постановления высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде; с) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом, за исключением ректоров духовных учебных заведений, а также игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения;

http://azbyka.ru/shemy/patriarh-i-papa.s...

Достоин внимания следующий вывод В.В. Буреги: «Хотя уставы Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей содержат положение, что Собор является высшей церковной властью, все же это положение имеет существенные оговорки. Например, высшая власть в вопросах догматических и канонических в Польской Церкви однозначно усваивается Собору епископов, который в этом отношении возвышается над Поместным Собором. Сходную тенденцию можно видеть и в уставе Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Здесь решение принципиальных догматических и канонических вопросов отнесено к компетенции Священного Синода. Устав Болгарской Православной Церкви также гласит, что решения Церковного Собора по догматическим, каноническим и богослужебным вопросам могут быть оспорены Священным Синодом. Напомним, что Священные Синоды двух последних Церквей фактически тождественны Архиерейским Соборам (Соборам епископов). Таким образом, даже в тех Церквах, где существуют органы, аналогичные Поместному Собору Русской Православной Церкви, высшая власть в сфере вероучения, канонического устройства и богослужения сохраняется за епископатом». Итак, можно констатировать, что в других славянских Поместных Церквах высшая церковная власть остается ответственностью именно архиереев, однако, как правило (за исключением Сербской Церкви), при решении вопросов привлекаются к участию в их обсуждении священники, монахи и миряне. Кажется, что такое дело было бы в определенной степени небесполезным и для Русской Православной Церкви. На наш взгляд, Поместный Собор с участием мирян, монашествующих, диаконов и священников мог бы принести пользу, уврачевав то непонимание, которое нередко имеется между архиереями и их паствой, проистекающее часто из-за отсутствия полноценного общения между ними, которое целенаправленно разрушалось в советские времена. Совместная работа на Поместном Соборе – разумеется, при условии, что право голоса будет лишь у архиереев, – могла бы реально преодолеть эту печальную удаленность друг от друга.

http://pravoslavie.ru/29005.html

И.Сергеев: - А разве архиерейский собор не непогрешим по определению? Ведь решения любого собора начинаются словами «Изволилось Духу Святому и нам»? о.В.Цыпин: - Такая формулировка совершенно нормальным образом встречается и в постановлениях соборов поместных. Естественно, что всякий церковный собор исходит из надежды на то, что действует он по благодати Божией. И более того, все мы, священники, проповедуя, полагаем что то, что мы говорим с амвона, мы говорим, опираясь на благодать Божию, которая действует в Церкви, но никакой гарантии непогрешимости того, что скажет священник с амвона, что скажет епископ с амвона или в своем послании, что скажет Собор поместный, нет. Непогрешимость церковное учение усваивает единственному церковному институту – Вселенским соборам. Но не вообще всякому собору, в котором представлены епископы разных поместных церквей, а только тем, которые впоследствии были признаны таковыми, т.е. вот этим семи Вселенским соборам. Мы знаем другой подход в Католической Церкви – непогрешимость, присущая церкви, там усваивается епископу Рима. Православное учение разительно отличается в этом отношении. Но непогрешимость – это очень ответственно и серьезно, это значит абсолютное, полное, точное выражение самого Откровения. Откровение Божие выражено в Священном Писании и Священном Предании, и соборные оросы тех семи Вселенских соборов, догматические оросы обладают, по учению Церкви, непогрешимостью. Это тот фундамент, на котором строится церковное богословие. И.Сергеев: - А обладают ли непогрешимостью каноны, которые были на этих соборах приняты? о.В.Цыпин: - А вот это вопрос сложный. Если иметь в виду литературу по этому вопросу, мы увидим разные точки зрения. У одних авторов – обладают, у других авторов – не обладают. Я полагаю, что подход к решению этого вопроса должен быть таким: догматическая идея, богословская, нравственная идея, содержащаяся в каноне, обладает непогрешимостью, укоренена в Священном Писании, укоренена в Священном Предании Церкви, но что касается конкретной санкции, которая предусматривается канонами, то эта санкция обусловлена обстоятельствами времени.

http://radonezh.ru/analytics/budet-li-vo...

Επσκοπος σχολζων (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также εκκλησα σχολζουσα (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе σχολζων, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписывает извергнуть его ( πβλητον εναι) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе ( τελεα σνοδος) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо σχολζοντι епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. Правило 20 Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области соборам епископов дважды в лето: в первый раз, по третией седмице после праздника пасхи, так чтобы в четвертую седмицу пятидесятницы собор совершался, и о сем да напоминает епархиальным епископам митрополит: второму же собору быти от пятагонадесять дня месяца октовриа, который есть десятый иперверетеа. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от собора да приемлют суд. Но никому да не будет позволено составляли соборы самим по себе. без тех епископов, коим вверены митрополии.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Далее, рассматривая 5 правило никейского собора, г. Заозерский прежде всего находит сходство между этим каноном и 37 пр. апостольским. «Здесь (в 5 правиле никейского собора), – говорит Заозерский, – законодатель переносит на провинциальные соборы одно из полномочий, какие апостольским 37 правилом возлагались на соборы под председательством примаса. Таким образом, до некоторой степени власть и положение примаса и соборов, им собираемых, была перенесена рассматриваемым постановлением на митрополита и провинциальные или епархиальные соборы». В чём же между ними различие? На этот вопрос Заозерским даётся такой ответ: «При сходстве апостольского правила 37 с 5 правилом собора никейского относительно двух обязательных ежегодных соборов и относительно времени их составления, резко бросается в глаза разность определения компетенции соборов, устанавливаемых сравниваемыми правилами. Апостольским правилом предоставлено соборам рассуждать о догматах благочестия и решать случающиеся церковные прекословия – компетенция весьма широкая. Между тем 5 правило 1 вселенского собора весьма точно и подробно изображает один только предмет соборной деятельности – рассматривать жалобы отлучённых местными епископами – не по малодушию ли и распре или подобным побуждениям они подпали отлучению. Разность достопримечательная» (стр. 233). Но эта «достопримечательная» разность более на словах, чем на самом деле. Странно было бы, конечно, думать, что никейский собор к компетенции епархиальных соборов относит лишь некоторые судебные дела, как об этом говорится в 5 его каноне. Сам г. Заозерский, описывая вводимую никейским собором форму поместного управления, расширяет эту компетенцию областных сборов, когда говорит, что «провинциально-митрополичьи соборы составляются для рассмотрения» вообще «текущих дел» (стр. 235). В последующих церковных постановлениях, которые касаются той же формы поместного управления, о которой говорит и никейский собор, епархиальным соборам приписывается широкая компетенция. Так, по 20 правилу антиохийского собора, епархиальные соборы созываются «ради нужд церковных» и «ради разрешения сомнительных случаев».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010