Что такое… Информационная подборка к «Теме номера». Ил.: «Пятидесятница». Картина Елены Черкасовой; Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – февраль 2009. – С.15,17,19. – (рубрика « Тема номера: Церковная иерархия »). Приводятся сведения о том, что такое… … Церковь …апостольское преемство …Таинства . – С.15; … чины церковные (Черное духовенство. Епископы. Представители белого духовенства: Священники. Диаконы). – С.17; …облачения …посох …митра …панагия …дикарий и трикарий. – С.19. Священник Георгий Рябых , и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, кандидат политических наук, член Комиссии по подготовке Поместного Собора. Парламентаризм и соборность. Фото предоставлено пресс-службой Московской Патриархии//Фома. - – февраль 2009. – С.20-21. – ( рубрика «Тема номера: Церковная иерархия »). В качестве врезки – « Цитата » (Из интервью Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла «Российской газете» 23 января 2009 года) – С.20. Патриархи Русской Православной Церкви (ХХ–ХХ I вв.). Подборка биографических справок//Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »). По срокам правления представлены: Патриарх Тихон (1918-1925). Фото из архива ПСТГУ. – С.22; Патриарх Сергий (1943-1944). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Алексий I (1945-1970).           Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Пимен (1971-1990). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.23; Патриарх Алексий II (1990-2008). Фото Виктора Корнюшина. – С.23; Патриарх Кирилл (2009-). – С.23. О роли Патриарха. О том, как личные качества того или иного из русских Патриархов последнего столетия отражались на жизни и судьбе Церкви, рассказывает известный специалист по истории Церкви, член комиссии по подготовке Поместного Собора профессор протоиерей Владислав Цыпин . Записал Алексей Соколов //Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Со времени Поместного Собора РПЦ 2009 г. было образовано 6 новых епархий, число правящих и викарных архиереев увеличилось на 14 человек, были открыты Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 7 семинарий и 2 духовных училища. К 2011 г. в Московском Патриархате действовало 5 академий, 2 православных университета, 47 семинарий и 37 духовных училищ. Решение о создании Межсоборного присутствия было принято летом 2009 г. Патриарх Кирилл рассказал, что в фев. 2010 г. состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. С фев. по окт. комиссии присутствия разрабатывали утвержденные президиумом темы, касающиеся актуальных проблем церковной жизни, и подготовили более 20 документов. В декабре президиум рассмотрел эти документы. Патриарх распорядился направить их для обсуждения во все епархии и высшие богословские школы. Некоторые документы, касающиеся Поместных и Архиерейских Соборов в РПЦ, а также издания мат-лов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых на богослужении, президиум Межсоборного присутствия решил передать на обсуждение Архиерейского собора 2011 г. Характеризуя положение автономных и самоуправляемых Церквей и заграничных учреждений, докладчик коснулся, в частности, проблем православия, вызванных существованием параллельно каноническим структурам Московского Патриархата неканонически учрежденных « Бессарабской митрополии » в Молдове и Константинопольской юрисдикции в Эстонии и с удовлетворением отметил положительные сдвиги в положении православных верующих в Китае, где впервые за долгие годы с согласия властей были возобновлены богослужения в ряде храмов. В докладе было отмечено, что в дальнем зарубежье увеличивается число приходов Русской Православной Церкви. В межсоборный период образовано 33 новых прихода, не считая отдельных православных общин, регулярно окормляемых клириками РПЦ. Были построены и освящены новые храмы в Улан-Баторе, Риме, Токио, Тайланде (Паттайя). Восстановлен и освящен храм в Пекине. Близилось завершение строительства храма в Объединенных Арабских Эмиратах – первого русского православного храма на Аравийском полуострове. В 2009 г. состоялось открытие Духовной семинарии в Париже. В кон. 2009 г. заметным событием в жизни Церкви стала передача Российской Федерацией комплекса зданий подворья РПЦ в городе Бари (Италия) в безвозмездное пользование Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Затем Предстоятель коснулся вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Церкви. Патриарх Кирилл также сообщил, что за межсоборный период архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев, и сегодня в РПЦ несут служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих. Всего со времени Поместного Собора 2009 года было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха. Докладчик довольно подробно остановился на анализе различных тем, связанных с духовным образованием. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Рус. Церкви за последние годы. Помимо этого Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством, а также поделился своим видением межправосл. и межхрист. отношений, взаимодействия с представителями других религий. Члены Собора заслушали доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) , в к-ром он дал оценку современному положению канонического православия в пределах Украины. В последующие дни члены Архиерейского Собора приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием: «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви», «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Была утверждена новая редакция Устава РПЦ с учетом внесенных в него поправок. Архиерейский Собор также принял решение общецерковном прославлении прп. Далмата (Мокринского) , причисленного ранее к лику местночтимых святых Курганской епархии. Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей. Собором было принято Положение о наградах РПЦ, которое упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Рус. Церкви, учреждавшихся в разное время. Члены Собора единогласно утвердили на новый срок действующий состав Общецерковного суда. В заключение Архиерейский Собор принял постановления и обратился с посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/1991854.html

10 дек. 1984 г. И. хиротонисан митр. Филаретом (Вознесенским ; † 1985) во епископа Манхаттанского. Окормлял приходы в шт. Пенсильвания. Собором епископов был утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского Синода. Вел миссионерскую работу: посещал приходы, в т. ч. вне США, отправлял посылки с духовной лит-рой в Россию, участвовал в работе миссионерских съездов. В 1986 г. назначен председателем Комитета рус. правосл. молодежи. В 1995 г. он получил титул «епископа Вашингтонского» с местопребыванием в Нью-Йорке. 14-20 янв. 1996 г. посетил миссию на Гаити, приезд И. стал 1-м посещением страны рус. православным архиереем. 20 июня 1996 г. после ухода на покой по болезни архиеп. Павла (Павлова) был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С того же года является главным редактором офиц. печатного органа Сиднейской епархии ежемесячного ж. «Церковное слово». В 1997 г. с целью поддержки возрождения Православия в Китае посетил эту страну с группой бывш. харбинцев. 23 янв. 1998 г. И. освятил пришедшие в Австралию российские корабли «Надежда» и «Паллада», 13-22 июня 1999 г. возглавил миссионерскую поездку на о-в Тайвань и в Республику Корея. Организовывал паломничества из зарубежья в Россию, поддерживал православную миссию в Индонезии. В 1999 г. после бомбардировки Югославии войсками НАТО И. направил письмо премьер-министру Австралии, в котором выразил несогласие духовенства и паствы епархии с агрессией НАТО против сербского народа и просил правительство не поддерживать военные акции в Югославии. В 2003 г. был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 2006 г. И. был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода с местопребыванием в Нью-Йорке, оставаясь архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. После кончины Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (16 марта 2008) исполнял обязанности Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 12 мая 2008 г. Архиерейским Собором РПЦЗ И. был избран ее Первоиерархом с возведением в сан митрополита, 13 мая - Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ, 14 мая был утвержден Свящ. Синодом РПЦ в должности Первоиерарха РПЦЗ, 18 мая 2008 г. в Знаменской ц. в Нью-Йорке возведен в сан митрополита. Деятельность И. на посту главы РПЦЗ направлена на укрепление достигнутого в мае 2007 г. единства с РПЦ, на окормление рус. диаспоры и на усиление свидетельства о Православии в совр. мире. 10 дек. 2008 г. утвержден членом Комиссии по подготовке Поместного Собора РПЦ 2009 г. 24 дек. 2008 г. Свящ. Синод РПЦ, принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, включил И. в Президиум Архиерейского Собора 2009 г. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008).

http://pravenc.ru/text/389183.html

Напомним, что впервые вопрос о необходимости создания Церковно-общественной палаты был поставлен делегатами Поместного Собора в январе 2009 года , сразу после избрания Патриарха Кирилла . 28 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял Определение " О жизни и трудах Русской Православной Церкви " , в котором говорится, что " Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора " . Этот пункт Определения вызвал бурные дискуссии на заседании Собора . В ходе обсуждения избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом Предстоятель РПЦ подчеркнул, что " никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет " . На пленарном заседании некоторые члены Поместного Собора выступали за придание этому органу сугубо совещательных, консультативных функций, автоматически перепоручив тем самым принятие властных решений, в частности, в сфере вероучения, исключительно Архиерейскому Собору. В частности, по мнению епископа Венского и Австрийского Илариона, необходимо создать " нечто вроде церковной Общественной палаты, где будут вестись дискуссии на актуальные темы " . Тем не менее, некоторые делегаты выступали за сохранение существующего положения, закрепленного в уставе Русской Православной Церкви. Предложение создать Церковно-общественную палату вызвало бурные дискуссии в СМИ, в том числе и на " Русской линии " . Как заявил в интервью РЛ епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) , " идея создания церковно-общественной палаты означает, прежде всего, увеличение возможности общения и бесед со священнослужителями для мирян " . " Надо усилить связь между представителями общества и Церкви. И, полагаю, такая форма будет очень интересной и очень полезной в наше время " , - отметил епископ Михаил.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/31/ot...

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал 56) преосвященный Антоний, епископ Бориспольский назначен ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии. 14 ноября 2007 года постановлением Священного Синода УПЦ ( журнал 105 ) назначен председателем Синодальной Каноническо-богословской комиссии. На Архиерейском Соборе УПЦ, прошедшем 21 декабря 2007 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, епископ Бориспольский Антоний как Председатель Каноническо-богословской комиссии УПЦ возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу УПЦ. Указом Президента Украины от 24.03.2008. включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.2008 включен в состав наблюдательного совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года ( журнал 40 ) назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ. 24 сентября 2008 года возведен в сан архиепископа. Принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27–29 января 2009 года в храме Христа Спасителя. 27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ ( журнал ) включен в состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ. Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. ( журнал ) вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП. В ходе состоявшегося 29 января 2010 года первого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где были утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия и их состав, решением президиума Межсоборного присутствия возглавил комиссию по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

http://bogoslov.ru/person/372863

Блаженнейший Владимир принял управление Украинской Православной Церковью в очень непростое время, а отошел ко Господу в еще более сложное. В 1990 году Украинский экзарзхат РПЦ получил Томос (грамоту) от Патриарха Алексия Второго, которым провозглашалсь Украинская Православная Церковь в качестве независимой и самостоятельной в управлении. В ноябре 1991 года УПЦ на своем Соборе под председательством митрополита Филарета (Денисенко) решила обратиться к Патриарху Московскому с прошением о даровании УПЦ полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии. Под этим обращением подписались все епископы УПЦ (хотя позже трое из епископов свои подписи отозвали). Вопрос о самостоятельности УПЦ был отнесен на рассмотрение Поместного собора РПЦ (однако на следующем Поместном соборе 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл, этот вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался). В 1992 году митрополит Филарет неожиданно провозгласил образование Киевского патриархата. Не согласные с таким решением епископы на соборе в Харькове избрали своим Предстоятелем митрополита Владимира, занимавшего на то время Ростовскую кафедру. В Украине начиналась борьба за приходы между юрисдикциями, иногда превращавшаяся в стычки и побоища. Была угроза захвата и Киево-Печерской лавры. Новый предстоятель оказался тем, кто смог сохранить хрупкий мир в Украинской Православной Церкви. О нем можно сказать словами Евангелия: «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит». Он старался действовать не принуждением, но любовью и терпением, как настоящий человек Божий. С тех пор выросло целое поколение людей, которое не помнит Украинской Православной Церкви без Блаженнейшего Владимира. Я поступил в семинарию через год после того, как Блаженнейший взошел на Киевский митрополичий престол. Помню, с каким трепетом мы, молодые семинаристы, молились на его службах а затем шли с ним крестным ходом из Трапезного храма на Ближние пещеры. Блаженнейший произносил проповедь не в конце службы, а после Евангелия. Его слова были словами не ученого, но пастыря, обращающегося прежде всего к сердцу и воле человека. От его рук я принял и пресвитерскую хиротонию.

http://pravmir.ru/sluzhenie-lyubvi-i-ter...

Однако вопрос об автокефалии заблокировал его не кто иной, как Варфоломей. Ещё в 2019 году в ответ на его ложь о том, что это из-за отсутствия Московского патриархата на Крите «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл правду: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея… » На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех поместных православных церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает: а) согласие Поместного собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) …консенсус всех поместных православных церквей, выражаемого единогласием их соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014-го и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА». Это подтвердил на киевской конференции и представитель Польской церкви. Он привёл слова своего предстоятеля Блаженнейшего Саввы, сказанные им уже после Критского совещания: «Надо быть в [вопросе предоставления автокефалии] последовательным до конца. В случае Украины его нарушил Константинопольский патриарх. Мы раньше договаривались, что предложение о предоставлении автокефалии вносит так называемая Мать-Церковь, но автокефалию предоставляем все мы, то есть предстоятели. Патриарх же настаивает, что только его подпись должна находиться на томосе».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

" Мне кажется, что сейчас наступит следующий этап духовного просвещения, новый этап работы с молодежью. К сожалению, только в самые последние годы появились новации в этом вопросе. Увы, священники не поняли задачи, которые перед ними поставил Архиерейский Собор, который принял решение о необходимости менять формы работы с молодежью, находить более близкие самой молодежи формы. По долгу службы я сам сталкиваюсь с этим и вижу, что застарелые формы работы с молодежью уже не годятся сегодня, необходимо искать новые. Решение Архиерейского Собора 2008 года о необходимости поиска новых форм работы с молодежью – это некий намек на то, что мы должны искать такие формы работы, которые не противоречили бы традиционной церковности, но в то же время мы должны говорить с молодежью на понятном им языке. Нужны такие формы, которые были бы близки современной молодежи. По опыту работы нашего Святодуховского центра я вижу, что молодежь очень чутко отзывается на наши поиски, которые приносят хорошие результаты. В работе с молодежью мы постоянно ищем новации, инновационные моменты, но уже не в материальной жизни, как в государстве, а в духовной. Поэтому мне кажется, что Святейший Патриарх будет выполнять и эти задачи. Тем более, что он довольно близок к молодежи, которую знает, поскольку он был ректором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Он знает эти проблемы. Он будет заниматься этим делом " , – выразил уверенность наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 28 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял Определение " О жизни и трудах Русской Православной Церкви " , в котором говорится, что " Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора " . Этот пункт Определения вызвал бурные дискуссии на заседании Собора. В ходе обсуждения избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом Предстоятель РПЦ подчеркнул, что " никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как отметил преподаватель МДА, " вовсе не обязательно речь идет об одном постоянно действующем органе " . " Если вспомнить начало ХХ века, то предсоборная работа осуществлялась во многих форматах: в 1905-1906 годах проходило анкетирование архиереев по ряду вопросов, в 1906 году - Предсоборное присутствие, состоявшее из нескольких десятков экспертов, а начиная с 1912 года - Предсоборное совещание, состоявшее из десятка специалистов. Помимо этого плодотворные дискуссии шли в рамках епархиальных собраний, церковных братств... Лично я считаю, что упомянутые в соборном определении " механизмы " также могут быть комплексными, то есть включать в себя и опрос епархиальных архиереев (а также учебных заведений и церковных ведомств), и создание рабочих групп для обсуждения конкретных вопросов, и созыв семинаров или конференций, и региональные съезды представителей епархий. Главное - чтобы совокупность подобных должным образом координируемых механизмов позволила начать реальное, конструктивное, общецерковное обсуждение назревших вопросов, становясь, таким образом, неким постоянным собором нашей Церкви " , - заключил иеромонах Савва (Тутунов). Напомним, что 28 января 2009 года Поместный Собор принял Определение " О жизни и трудах Русской Православной Церкви " , в котором говорится, что " Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора " . Этот пункт Определения вызвал бурные дискуссии на заседании Собора . В ходе обсуждения избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом Предстоятель РПЦ подчеркнул, что " никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/02/06/ie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010