Урегулирование государственно-церковных отношений распространилось и на другие религиозные организации. В октябре 1943 г. Совнарком принял постановление об организации при СНК Армянской ССР Совета по делам Армяно-григорианской Церкви, а в мае 1944 г. – о создании Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. Их права, обязанности и организационная структура строились по аналогии с Советом по делам Русской Православной Церкви 575 . Важные изменения произошли в последний год войны. 15 мая 1944 г. скончался Патриарх Сергий. В этот же день на экстренном заседании Священного Синода было принято постановление о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя, согласно завещанию Патриарха, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). На этот раз с выборами нового главы Русской Православной Церкви Сталин не торопился, желая придать им крупный международный резонанс. 21–23 ноября в Москве состоялся Собор епископов, на котором был обсужден проект положения об управлении в Церкви и определен порядок избрания Патриарха. При обсуждении последнего вопроса архиеп. Лука напомнил постановление Поместного Собора 1917–1918 гг. о том, что Патриарх должен избираться тайным голосованием и жребием из нескольких кандидатов. Это предложение не встретило поддержки, был выдвинут единственный кандидат – митр. Алексий 576 . В своем выступлении он доложил об открытии новых многочисленных храмов, начале богословского образования, возобновлении издательской деятельности. А 24 ноября епископов принял Г. Г. Карпов и заявил, что при содействии Совета по делам РПЦ: «...3) дана возможность изготовления и получения церквами необходимых предметов религиозного культа; 4) все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста; 5) внесен ряд поправок в налоговые вопросы, облегчающих условия жизни служителей религиозных культов» 577 . 31 января 1945 г. в Москве начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Такого полномочного собрания ее духовенства и мирян не было с 1918 г. На Собор были также впервые приглашены православные Патриархи и их представители из Румынии, Болгарии, Сербии, стран Ближнего Востока, Грузии, зарубежные русские иерархи. Значительную сложность в тех условиях представляло уже размещение и обеспечение всем необходимым 204 участников. Собор вообще стал единственным, исключая военные, правительственные совещания, собранием такого масштаба в годы войны. На первом его заседании было обсуждено и принято «Положение об управлении Русской Православной Церковью», составленное при активном участии работников Совета по делам РПЦ, а на втором – 2 февраля – митрополита Алексия открытым голосованием избрали Патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С окт. 1937 г. в связи с финансовыми трудностями изд-ва журнал выходил 2 раза в месяц в сокращенном объеме и без некоторых рубрик. В мае 1940 г. из-за немецкой оккупации издание было приостановлено. В 1941-1942 гг. стараниями главного редактора «D. C.» пресв. Ф. Пти были напечатаны и разосланы подписчикам 8 брошюр, заменивших регулярные выпуски журнала. В авг. 1944 г., после освобождения Парижа, издание «D. C.» было возобновлено и с сент. стало еженедельным. В возрожденном журнале, печатавшемся на 16 страницах, существовали рубрики «Католическое действие», «Насущные вопросы», «Досье», «Законодательство и судебная практика», «События и информация». С февр. 1945 г. «D. C.» стал выходить в довоенном формате дважды в месяц. В янв. 1962 г. ввиду предстоявшего открытия Ватиканского II Собора объем журнала был увеличен до 48 страниц, с 4 нояб. 1962 по 6 февр. 1966 г. в нем помещалась рубрика «Деяния Собора», в к-рой подробно освещались работа Собора, дискуссии, выступления, публиковались итоговые тексты документов. В 1987 г. вышел пробный (нулевой) номер англоязычного аналога «D. C.», озаглавленный «Catholic International», к-рый подготовил амер. ассумпционист пресв. Р. Фортин. В наст. время «D. C.» выпускается изд-вом ассумпционистов «Bayard-Presse» дважды в месяц. Тираж каждого номера, выходящего на 48 страницах, составляет 14 тыс. экз. В журнале имеются рубрики «Документы пап», «Документы Святого престола», «Досье», «Церковь во Франции», «Церковь в мире», «События». Помимо статей, затрагивавших вопросы внешней и внутренней жизни Римско-католической Церкви в мире и во Франции, в «D. C.» публиковались материалы, касавшиеся событий из жизни др. христ. конфессий, в т. ч. РПЦ. Одной из первых таких публикаций стала большая статья П. М. Волконского о Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановлении Патриаршества (номер от 27 авг. 1921). Много документов было посвящено темам отделения Церкви от государства в Советской России и гонений на христиан в СССР. В 1988 г. в 5 номерах журнала 1953, 1960, 1963, 1964, 1966) печатались материалы, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/178767.html

Этот разговор довольно показателен: если бы м[итрополит] Алексий был серьезно занят вопросом о плане дальнейшего развития русской церк[овной] жизни, у него - при вопросе Карпова о цели свидания Митрополита со Сталиным - вырвалась, хотя бы общая фраза об этом, как одной из целей свидания с главой правительства, но этого не было. Как и вообще в характере М[итрополита] Алексия, он погружен больше в ежедневную жизнь, без больших принципиальных рассуждений, если кто-либо их не затрагивает, озабочен больше событиями дня, предоставляя, однако, им течь «своим порядком», не усиливаясь особенно направлять их по твердо намеченной цели. Человек минуты, Митрополит Алексий, даже и при намеченной цели, может под тем или иным впечатлением или советом дать совершенно другое направление делу, о котором он раньше иначе думал. Конечно, это - не в принципиальных вопросах. Зная это, я сам подставлял ему вопросы о разных сторонах церк[овной] жизни в дальнейшем ее ходе. Сам он сказал только, что «вот вопрос об открытии церквей. Да, туго очень идет: то разрушены церкви, то заняты другими учреждениями» (и только; о к[аких]-л[ибо] проектах мероприятий речи нет). Я сказал ему, что сильно озабочивает проблема кадров: ведь у нас состав клира ниже среднего, «некого в руки взять»... Он на это только ответил: «выслано много; если бы вернулись...», а о подготовке и характере ея дальнейших кадров - ни слова; заметил только, что «обещали через месяц найти нам более обширное помещение для Бог[ословского] института в Москве, а до сих пор не нашли»... [xxxvii] 31 января 1945 года в Москве состоялось первое заседание Поместного Собора РПЦ, на котором Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) 2 февраля был избран Патриархом Московским и всея Руси, а интронизация состоялась 4 февраля в Елоховском Богоявленском Соборе. Архиепископ Григорий выступил на первом заседании с докладом «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Делегация духовенства Ленинградской Епархии в составе протоиереев С. Румянцева, М.Славницкого, Ф. Полякова, П. Тарасова, Н.Ломакина, председателя двадцатки Николо - Богоявленского каф. собора Н.Д. Успенского, регента Спасо-Парголовской церкви К.М. Федорова, во главе с архиепископом Григорием, поднесла Первосвятителю куколь, специально изготовленный посох, средства на который собирали все храмы города, и владыка Григорий от себя - икону Святителя Московского Алексия.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Архиерейский собор РПЦ 8 сентября 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана». Собор единогласно избрал патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия, интронизация состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе Москвы. Проведение Собора и избрание Патриарха способствовали восстановлению ранее прерванных связей с православными и инославными Церквами. По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 - награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». С другой стороны, открытые при немецких оккупантах храмы нередко вновь закрывались советскими властями, а духовенство подвергалось репрессиям за сотрудничество с оккупантами. Так, показательна судьба сотрудников уже упомянутой Псковской миссии . После кончины патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права местоблюстителя патриаршего престола вступил митр. Алексий (Симанский) , единогласно избранный на последнем заседании Поместного Собора 31 января-2 февраля 1945 г. патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Грузинский Каллистрат (Цинцадзе), представители Константинопольского, Иерусалимского, Сербского и Румынского патриархов.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

Патриарху обещали учесть его просьбы. Митрополита Николая, желавшего поставить вопросы о созыве Поместного Собора, расширении сети Духовных школ, проповеднической деятельности на встречу не пригласили. Правда, вскоре Маленков оказался снят с поста председателя Совета Министров и даже часть обещанного им Патриарху не была выполнена. Интересно, что по вопросу снижения налогообложения в Совете по делам РПЦ было специальное заседание 3 августа 1954 г., на котором ярым противником снижения выступил заместитель Г.Карпова С.К. Белышев. Он заявил, что переквалификация налогообложения духовенства с 19-й (где налоги составляли 81%) на 18-ю (69%) 1023 статью было бы равносильно признанию Церкви в качестве «какой-то общественно полезной организации в нашем социалистическом обществе». При голосовании большинством в 7 голосов против 3 Совет высказался за переквалификацию на 18-ю статью. Однако приведено в жизнь это решение было только с января 1981 г. 1024 . И все же 1955–1957 гг. стали наиболее благоприятными для Православной Церкви с 1947 г. Впрочем ее рост, несмотря на вспышку гонений, ощущался уже в 1954 г. Впервые за последние пять лет не сократилось, а увеличилось число священнослужителей – с 11912 до 11993. Прекратился и процесс старения духовенства – доля лиц моложе 40 лет в его составе изменилась с 9,1 на 11,2%. 312 человек поступило в монастыри и среди них было много молодежи, чего не наблюдалось ранее. Так, насельницами Пюхтицкого монастыря стали 5 молодых ленинградок. В октябре 1954 г. инициативная группа из 50 женщин в Фалештском районе Молдавии ходатайствовала об открытии нового монастыря и т.д. 1025 . Выросло число паломников. Например, к источнику у Курской Коренной пустыни с 8 до 15 тысяч. Появлялись и новые места поклонения, возрождались старые святыни. В Ленинграде только на Смоленском кладбище была восстановлена часовня «Анны-босоножки», воздвигнуты кресты с надписями «Антонида-блаженная», «Платонида-страдалица», «Иван-Богослов» и т.д. Но особым почитанием стала пользоваться новая святыня – могила «сорока мучеников» (1930-х гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлогия (Георгиевского) на правах викария (1925), инспектор и доцент Св.-Сергиевского богословского института но кафедре литургики и церковного устава (19251927), командирован митр. Евлогием в Ниццу для ревизии местного прихода (1925), уехал в Югославию (1927), настоятель церкви и законоучитель при кадетском корпусе в Бела Цркв (27.1.19271.9.1927), состоял тогда в юрисдикции РЗЦ, наместник одного монастыря в Сербии (19271929), вернулся опять в Париж и принят митр. Евлогием на правах викарного епископа, вторично инспектор и доцент Св.-Сергиевского богословского института но кафедре литургики (19291931), откололся от митр. Евлогия из-за его перехода под омофор Константинопольского патриарха и выбрал юрисдикцию МП, за что и был исключен из клира епархии митр. Евлогия (9.3.1931), основатель и первый настоятель храма Трехсвятительского подворья в Париже (14.3.193122.11.1933), возведен в сан архиепископа (19.4.1932), командирован в США митр. Нижегородским Сергием (Страгородским) на нравах экзарха МП и управляющего Северо-Американской епархией (22.11.19331947), возведен в сан митрополита (14.7.1939), участник Поместного Собора РПЦ в Москве (1945), окончательно вернулся в СССР и назначен на Рижскую кафедру (21.8.1947), митрополит Ростовский (27.3.1951), митрополит Саратовский (28.11.1955), уволен на покой (20.2.1958), пребывал в Псково-Печерском монастыре. Автор акафистов, духовных статей, воспоминаний. Соч.: Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о божественной литургии. П., 1932 Житие прп. Серафима Саровского . П., 1935 На рубеже двух эпох. М., 1994 Молитва 1осподня. М., 1996 (2-е изд. 1998) Всемирный светильник, прп. Серафим Саровский . М., 1996 Божьи люди. Мои духовные встречи. М., 1997; Дневниковые записи. СПб., 1998 О богослужении Православной Церкви. М., 1999 Послужи народу... Два сорокоуста. М., 1999 Отец Иоанн Кронштадтский . М., 2000. Архив: Послужный список еп. Вениамина (Федченкова) (19251931). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, православные приходы Южной Америки стали «яблоком раздора» между Карловацким Архиерейским Синодом РПЦЗ и Американской митрополией (которая после Кливлендского Собора 1947 г. стала подчиняться Москве). «После войны на некоторое время под юрисдикцию Американской митрополии перешли также приход Свято-Троицкого храма в г. Лима (Перу), две перуанские русские православные общины в городах Писку и Няня, Покровский (затем – Успенский) приход в г. Каракасе (Венесуэла), приход украинской автокефальной Церкви в венесуэльском городе Баркисименто». 395 В Аргентине произошел раскол между прот. К. Изразцовым и Архиерейским Синодом РПЦЗ, в результате чего священник объявил о переходе своего Свято-Троицкого прихода под власть Американской митрополии. Другие приходы РПЦ в этой стране остались верными Русской Соборной Православной Церкви за границей, которая учредила здесь отдельную Аргентинскую епархию. 396 В конце 1940-х гг. из 14-ти епархий РПЦЗ четыре действовали в Южной Америке – Аргентинская, Бразильская, Чилийско-Перуанская и Венесуэльская. 397 8. Русская православная эмиграция в Японии Японская Православная Церковь сформировалась на основе Российской Духовной Миссии, которая действовала в стране в последней трети XIX века и возглавлялась Свт. Николаем (Касаткиным) . Впервые подробный анализ истории ее построения как Поместной Церкви, вплоть до обретения ею адекватного канонического статуса представлен в книге Н.А. Сухановой «История Японской Православной Церкви в XX веке: путь к автономии». Исследовательница отмечает, что в 2000-е гг. японские авторы немало продвинулись в изучении периода управления Церковью митрополитом Сергием (Тихомировым) , а вот для отечественной историографии и эта эпоха во многом остается белым пятном. Несколько тысяч беженцев с восточных территорий России (среди которых были служащие белых правительств, военные, дворяне, представители интеллигенции) были вынуждены отправиться в Иокогаму, Цуруга, Кобэ, и далее в Маньчжурию либо в Новый Свет. Некоторые из них оставались в Японии. «Согласно материалам Министерства внутренних дел Японии, в 1917 г. число русских поданных в стране составляло 439 человек, а уже к 1922 г. русская диаспора выросла в 3 раза. Большинство эмигрантов сосредоточилось в 4 городах: Токио, Иокогаме, Кобэ и Хакодатэ. Лидировала Иокогама, расположенный близ Токио крупный порт: в 19201922 гг. здесь проживало более половины русского населения в Японии – до 600 человек». 398 В Иокогаме русские арендовали здание для Русского собрания, в нем же устроили и православную церковь . Служить в ней приезжал прот. Петр Булгаков, настоятель церкви при старом российском имперском посольстве в Токио (дядя писателя). Прот. Петр оказался спорной фигурой: в 1923 г. он примкнул к обновленцам. 399

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение века в церковной прессе (напр., в БТ) неоднократно высказывались предложения об исправлении отдельных частей формуляра литургии (диалога после великого входа, тропаря 3-го часа, благодарственной молитвы по причащении и пр.), о чтении анафоры вслух всего народа (что практикуется многими священниками). Проблема корректировки современного формуляра литургии до настоящего времени не разрешена. В 90-х гг. в некоторых епархиях (напр., в Сумской) в те дни, когда положена литургия на вечерне (в Великие Четверг и Субботу, в дни совершения литургии преждеосвященных Даров и др.), литургия совершалась во второй половине дня, как и предписано уставом. В 70–80-х гг. XX в. в академическом храме ЛДАиС совершалась литургия ап. Иакова. Круги триодных и минейных праздников. Триодный цикл не претерпел в XX в. никаких изменений. Богослужение Великим постом совершается полнее, чем в другое время года. Литургической проблемой является распространившаяся практика совершения постом вечерни утром, а утрени – вечером. Во многих храмах и мон-рях из-за недостаточного знания устава службу на протяжении всего Великого поста совершают по последованиям первой седмицы, что приводит к ошибкам: при использовании «Служб первой седмицы» во все седмицы поста песнопения 2, 3, 4, 5, 6-й седмиц заменяются по незнанию песнопениями 1-й (напечатанными в «Службах»), в самих «Службах» есть уставные неточности. Одна из редакций «Служб» содержит тексты не традиционной, а реформированной (см. выше) Триоди. В Великие Пятницу и Субботу совершаются вынос плащаницы Спасителя и надгробное пение, эта традиция, почти не зафиксированная в Типиконе, достойна внесения в него. На Св. Пасху почти во всех храмах совершается ночное богослужение. В XX в. появилось большое число новых праздников минейного цикла – памяти новопрославленным святым и множество соборных памятей, к которым относятся праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (появившийся уже в XVII в., он стал торжественно отмечаться только в XX в.) и Соборы святых отдельных епархий и даже мон-рей. Празднование всем Российским святым было восстановлено на Поместном Соборе 1917–1918 гг., оно совершается в неделю (воскресенье), следующую за неделей Всех святых. В воскресенье после 25 янв. (7 февр.) включительно совершается Собор новомучеников и исповедников Российских. По определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. 9 мая (н. ст.) совершается поминовение православных воинов в память о погибших во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого прекрасно подходит чин поминовения воинов, павших на поле брани, ранее совершавшийся в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Заседание Экзаршего Собрания (Церковный Собор) состоялось, как и планировалось, 8 декабря в кафедральном соборе в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Праге. На это Собрание прибыли делегаты всех четырех православных епархий Чехословакии, члены Епархиальных Управлений, Экзаршего Совета, представители богословского православного факультета, многочисленные гости, а также сотрудники Государственного Управления по церковным делам. Доклад о канонических основах автокефалии и об истории этого вопроса сделал профессор богословского православного факультета г. Кульгейм. Затем протопресвитер Н. Ф. Колчицкий огласил Акт Русской Православной Церкви от 23 ноября о даровании автокефалии Православной Церкви в Чехословакии, после чего членами Собора единогласно было принято постановление об автокефалии. Епископ Честмир выступил со вторым докладом - о кандидате на пост Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. Он предложил кандидатуру митрополита Елевферия, в течение пяти лет трудящегося во главе Православной Церкви в Чехословакии в должности Экзарха Московской Патриархии. Открытым голосованием митрополит Елевферий был избран на пост первого Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. На следующий день 9 декабря в соборе святых Кирилла и Мефодия состоялася интронизация новоизбранного Предстоятеля Церкви. Порядок интронизации был соблюден точно такой же, как при интронизации Святейшего Патриарха Алексия в Москве в 1945 году. 18 декабря 1951 года Патриарх Алексий направил послание всем Главам и Предстоятелям Автокефальных Православных Церквей, в котором сообщалось о «даровании Православной Церкви Чехословакии права самостоятельного устроения на началах автокефалии». Таким образом, с 8 декабря 1951 года Чехословацкая Православная Церковь существует как автокефальная. Но все же нужно признать, что проблема кандидатов на епископские кафедры оставалась для новой Поместной Церкви актуальной в течение всех пятидесяти лет ее самостоятельного бытия. Мы уже видели, что первым Предстоятелем стал выходец из России, специально отпущенный для этой цели из юрисдикции РПЦ.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В более поздней своей работе 819 профессор-протоиерей Г. Митрофанов пересмотрел свои взгляды на позицию митр. Сергия (Страгородского) . Исследователь пришел к выводу, что его политика была во многом ошибочной. 820 По мнению автора, с самого начала своего существования РПЦЗ провозгласила идею о том, что как только рухнет безбожный режим и возникнет возможность для проведения свободного Поместного Собора, духовенство РПЦЗ будет участвовать в этом Соборе, и будет решать проблемы восстановления церковного единства. 821 Такое «потепление» к деятельности РПЦЗ можно считать исторически закономерным и идущим в русле общего улучшения взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ, которое имеет место в последнее время. Определенное значение для историков русского зарубежного Православия имеет работа протоиерея Владислава Цыпина , так как она содержит раздел «Церковная диаспора 19201937». 822 По мнению автора, тот факт, что большинство архиереев оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни, не подлежит сомнению. И все-таки с канонической точки зрения своевольное оставление епархии является предосудительным действием. Впоследствии, отмечает прот. В. Цыпин , сознавая каноническую уязвимость своего положения на чужбине, сами архипастыри, их сторонники и апологеты ссылались на 39 правило Трулльского Собора которым архиепископу Кипрскому, бежавшему после захвата острова мусульманами в Гелеспонт, предоставлялось право продолжить свое архипастырское служение в качестве первого епископа своей автокефальной Церкви, находящейся в изгнании на территории иной Поместной Церкви – Константинопольского Патриархата. Однако, по мнению исследователя, ссылка на этот канон едва ли правомерна, потому что тогда произошло переселение почти всего православного народа Кипра, а в XX веке лишь небольшая часть паствы вместе со своими архипастырями покинула родину. 823 Прот. В. Цыпин считает, что канонический статус ВЦУ был двусмысленным: образовано оно было как учреждение, подведомственное Константинопольской Патриархии, а само себя считало идентичным с ВЦУ на Юге России и оставшимся в подчинении Патриарха Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010