Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом . Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора) . В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов. Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов . В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме . Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

http://bogoslov.ru/article/377177

1 апр. 1941 г. К. был назначен исполняющим должность управляющего делами Московской Патриархии. С окт. того же года К. находился в эвакуации в Ульяновске вместе с патриаршим местоблюстителем митр. Сергием. В мае 1942 г. назначен управляющим делами Патриархии. Служил в ульяновском Казанском соборе. В авг. 1943 г. вернулся к настоятельству в Богоявленском храме в Елохове. На Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. , избравшем митр. Сергия на Патриарший престол, К. был введен в состав Свящ. Синода в качестве временного члена. На церемонии интронизации патриарха Сергия в Елоховском Богоявленском соборе К. перед началом Божественной литургии огласил деяние Архиерейского Собора об избрании патриарха. После кончины патриарха Сергия († 15 мая 1944) К. принял деятельное участие в работе Архиерейского Собора РПЦ 21-23 нояб. 1944 г. , на к-ром он делал доклад о порядке избрания патриарха, а также в подготовке и проведении Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. , избравшего патриарха Алексия I (Симанского) . 25 февр. 1945 г. К. был возведен в сан протопресвитера. Как управляющий делами Московской Патриархии, являлся одним из наиболее влиятельных церковных деятелей. 10 апр. 1945 г. он участвовал вместе с патриархом Алексием I и Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) во встрече с главой Советского государства И. В. Сталиным , на к-рой обсуждались важнейшие вопросы государственно-церковных отношений. В мае-июне того же года К. входил в состав делегации во время патриаршего визита на Св. землю, потом посетил с митр. Николаем Великобританию. Зёрнов, увидевшийся там с К. впервые после гражданской войны, сказал о нем: «Теперь - потухший вулкан. Как и тогда, это был исключительный человек, волевой, умный, но отныне закрытый непроницаемой броней». Летом того же года К. вел в Москве переговоры о возвращении в правосл. Церковь главы обновленцев А. И. Введенского , к-рый, однако, отказался от предложенного ему принятия после покаяния в мирском чине. В сент.-окт. 1945 г., во время визита в Германию, К. сыграл большую роль в воссоединении с РПЦ находившегося ранее в юрисдикции К-польского Патриархата Брюссельского архиеп. Александра (Немоловского ; впосл. митрополит), временно управлявшего рус. правосл. приходами в Германии. В дальнейшем К. продолжал активно участвовать во внешнецерковной деятельности, входил в состав делегаций РПЦ во время визитов на Ближ. Восток (1946) и в Болгарию (1948).

http://pravenc.ru/text/1841816.html

12 февр. 1944 г. возведен в сан митрополита, назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. 4 февр. 1945 г., во время интронизации Патриарха Алексия I , вручал ему куколь (ЖМП. 1945. 2. С. 60). На Украине И. руководил возвращением в юрисдикцию Московской Патриархии приходов, находившихся во время оккупации в раскольнических автокефальных образованиях. В 1-й послевоенный год И., налаживая церковную жизнь, сделал очень много для преодоления последствий раскольнических действий еп. Поликарпа (Сикорского) и «архиереев», получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов. Вслед. депортации нем. войсками при отступлении епископата автономной Украинской Православной Церкви И. длительное время был единственным архиереем патриаршей ориентации на Украине. Он являлся членом Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Вместе с Львовским и Тернопольским еп. Макарием (Оксиюком) , Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком) , управляющим делами Киевского Экзархата прот. Константином Ружицким был представителем от РПЦ на Львовском Соборе греко-униат. священников и мирян 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение о воссоединении с правосл. Церковью. И. принял активное участие в процессе воссоединения греко-католиков (униатов) зап. областей Украины и Закарпатья с Русской Церковью, укреплял их в Православии. 8-18 июля 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, а также в Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей . Был избран почетным членом МДА. И. был требовательным и строгим в соблюдении церковных правил и канонов. Часто служил в различных мон-рях и церквах Украины. Архиерейские служения И. отличались особой молитвенностью, его простые и назидательные проповеди привлекали большое число молящихся. И. постоянно заботился о восстановлении разрушенных в предвоенные десятилетия храмов, к-рые были открыты в годы войны, но пребывали в запустении. Усилиями И. был отреставрирован и передан Церкви кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Владимира в Киеве, в к-ром совершались строго уставные богослужения с общим пением молящихся и чтением акафистов. С кон. 50-х гг. XX в. усилилось давление на Церковь со стороны властей, начавших при Н. С. Хрущёве очередную антирелиг. кампанию. В 1959 г. было отказано в выделении участка под строительство нового здания Киевской ДС, в последующие годы верующие лишились десятков церквей. Так, в Киеве из 25 действующих храмов осталось только 8. Особенно тяжелым ударом явилось закрытие в 1963 г. Киево-Печерской лавры .

http://pravenc.ru/text/469550.html

6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих. Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г. , избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский) , Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов) , Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией. 8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым) .

http://pravenc.ru/text/189719.html

Ф. 1880. Оп. 3. Д. 22. Л. 2) и фактически нигде не служил (возможно, только тайно в домах прихожан). В этот же период в семье Шавианидзе случилось горе: 9 янв. 1942 г. был арестован и 17 окт. расстрелян старший сын Н., 26-летний Шалва, аспирант филологического фак-та Тбилисского гос. ун-та, ученик проф. К. Кекелидзе , участник антисоветского заговора 1941 г. и секретарь антисоветской орг-ции. В семье не знали о расстреле Шалвы (младший сын Н., Отар, узнал об этом в кон. 80-х гг. XX в., когда при президенте Грузии З. Гамсахурдии был открыт доступ к архивам). Н. до конца жизни ждал Шалву и просил семью, «когда появится его старший сын», позаботиться о нем (Семейный архив митр. Наума). В 1943 г. католикос-патриарх Каллистрат отозвал Н. в Тбилиси и назначил ключарем кафедрального собора Тбилисский Сиони . Святейший поселил его рядом с собой, Н. выполнял обязанности секретаря католикоса-патриарха, считался постоянным представителем ГПЦ в Правительстве Грузии. При его участии был исправлен и усовершенствован месяцеслов ГПЦ, к-рый стали помещать в издаваемом с 1945 г. Календаре Грузинской Патриархии; с 1947 г. Н. подписывал Календарь как ответственный за выпуск. В 1943 г. Н. участвовал в переговорах ГПЦ с офиц. представителем патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) архиеп. Ставропольским и Пятигорским Антонием (Романовским) , после к-рых РПЦ признала автокефалию ГПЦ и между Церквами установились дружественные отношения (Джвари вазиса. 1989. Вып. 4. С. 83-84). 28 янв. 1945 г. Н., еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазаришвили), прот. Симеон Монаселидзе и игум. Зиновий (Мажуга) в составе делегации ГПЦ во главе с католикосом-патриархом Каллистратом прибыли в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ (31 янв.- 2 февр. 1945), на к-ром был избран патриарх Московский и всея Руси Алексий I (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 2. Л. 70, 76). Во время этого визита патриарх Алексий I наградил Н. крестом с украшениями. В 1943-1944 гг. в Грузинскую Патриархию неоднократно поступали ходатайства жителей Кутаиси, прихожан храма в Мцване-Квавила, о назначении им пастыря.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Что такое… Информационная подборка к «Теме номера». Ил.: «Пятидесятница». Картина Елены Черкасовой; Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – февраль 2009. – С.15,17,19. – (рубрика « Тема номера: Церковная иерархия »). Приводятся сведения о том, что такое… … Церковь …апостольское преемство …Таинства . – С.15; … чины церковные (Черное духовенство. Епископы. Представители белого духовенства: Священники. Диаконы). – С.17; …облачения …посох …митра …панагия …дикарий и трикарий. – С.19. Священник Георгий Рябых , и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, кандидат политических наук, член Комиссии по подготовке Поместного Собора. Парламентаризм и соборность. Фото предоставлено пресс-службой Московской Патриархии//Фома. - – февраль 2009. – С.20-21. – ( рубрика «Тема номера: Церковная иерархия »). В качестве врезки – « Цитата » (Из интервью Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла «Российской газете» 23 января 2009 года) – С.20. Патриархи Русской Православной Церкви (ХХ–ХХ I вв.). Подборка биографических справок//Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »). По срокам правления представлены: Патриарх Тихон (1918-1925). Фото из архива ПСТГУ. – С.22; Патриарх Сергий (1943-1944). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Алексий I (1945-1970).           Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Пимен (1971-1990). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.23; Патриарх Алексий II (1990-2008). Фото Виктора Корнюшина. – С.23; Патриарх Кирилл (2009-). – С.23. О роли Патриарха. О том, как личные качества того или иного из русских Патриархов последнего столетия отражались на жизни и судьбе Церкви, рассказывает известный специалист по истории Церкви, член комиссии по подготовке Поместного Собора профессор протоиерей Владислав Цыпин . Записал Алексей Соколов //Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

П. активно развивал межправосл. связи. Он посетил большинство Поместных Православных Церквей: К-польскую (апр. 1987; авг.-сент. 1994, когда участвовал в торжествах по случаю 150-летия Богословской школы на о-ве Халки), Антиохийскую (апр.-май 1995), Иерусалимскую (янв. 1988), Грузинскую (март 1988), Сербскую (июнь 1989), Румынскую (сент. 1994; окт. 1995, когда участвовал в торжествах по случаю 110-летия автокефалии и 70-летия Патриаршества), Болгарскую (окт. 1989), Кипрскую (окт. 1988; окт. 1990, когда участвовал в торжествах в честь 1100-летия храма св. Лазаря в Ларнаке), Элладскую (янв.- февр. 1989), Финляндскую (май 1989). П. также участвовал во мн. знаменательных событиях из жизни братских Церквей: в праздновании 900-летия основания мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (сент. 1988; совместно с патриархами К-польским Димитрием I (Пападопулосом) и Румынским Феоктистом (Арэпашу) ), в Собрании предстоятелей Православных Церквей на Фанаре (15 марта 1992), в Большом Соборе в Стамбуле (Η Μεζων κα Υπερτελς Σνοδος), к-рый созвал К-польский патриарх Варфоломей I (Архондонис) для разрешения кризиса, связанного с попытками Иерусалимского патриарха Диодора I (Каривалиса) учредить представительство в Австралии (30-31 июля 1993; совместно с архиеп. Афинским и всей Эллады Серафимом (Тикасом) ), в Собрании предстоятелей и представителей Поместных Церквей на о-ве Патмос, которое было приурочено к 1900-летию написания Откровения ап. Иоанна Богослова (24-26 сент. 1995), в торжествах кафедрального собора св. Мины в Ираклионе (Крит) (9-13 нояб. 1995; совместно с К-польским патриархом Варфоломеем). П. поддерживал дружественные отношения с РПЦ. В 1945 г., будучи архидиаконом, он впервые посетил Московский Патриархат, сопровождая Александрийского патриарха Христофора II (Даниилидиса) во время его визита в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ, на котором был избран патриарх Алексий I (Симанский) . В 1979 г. в сане митрополита Карфагенского П. посещал РПЦ, сопровождая патриарха Николая VI. Первый визит П. после избрания на Патриарший престол состоялся 1-8 марта 1988 г. 28 сент.- 3 окт. 1991 г. П. принимал патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , совершавшего офиц. визит в АПЦ. В ходе визита в РПЦ 21 мая - 7 июня 1993 г. П. посетил Москву, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Калугу, Одессу, Измаил, Болград; был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. 3-15 мая 1996 г. П. приезжал в Москву и Одессу, где участвовал в торжествах в честь 40-летия основания подворья АПЦ.

http://pravenc.ru/text/2579109.html

Е. с. избирал секретаря из лиц духовных или светских, с теми же религиозно-нравственными качествами, какие требовались для избрания членов совета, и непременно с высшим образованием. Секретарь утверждался, как и члены совета, высшей церковной властью по представлению правящего архиерея. Он должен был присутствовать на заседаниях совета, не участвуя в принятии решений. Секретарю подчинялась канцелярия Е. с. Ведению совета, по Определению Собора, «подлежали дела: а) о распространении и охранении Православной веры, б) о Богослужении, в) о сооружении и благоустроении церквей, г) о духовенстве, д) о приходах, е) о церковном хозяйстве, ж) дела епархиальных учреждений и обществ» (Там же. С. 27). Кроме того, в особом примечании Собор вверял Е. с. «впредь до учреждения судебных присутствий, дела судебные и бракоразводные» (Там же). Дела в Е. с. решались большинством голосов, при равенстве которых перевес имел голос председателя. В случае несогласия правящего архиерея с решением совета дела передавались высшей церковной власти для окончательного решения. Е. с., учрежденные в епархиях РПЦ на основании соборного Определения, действовали в первые годы после Поместного Собора, но в условиях гонений на Церковь, когда перестали созываться епархиальные собрания, по истечении срока полномочий прекращали существование и Е. с. В отдельных епархиях Е. с. учреждались властью правящих архиереев, но по мере ужесточения репрессий в отношении Церкви в 30-х гг. функционирование Е. с. на территории СССР стало окончательно невозможным. Учитывая реальные обстоятельства церковной жизни, сложившиеся в 40-х гг., Поместный Собор 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» предусматривал образование при правящем архиерее Е. с. властью самого архиерея. Е. с. в соответствии с Положением лишь содействует архиерею в управлении епархией, но не ограничивает его власти. Ст. 27 гласит: «Задача Епархиального Совета - подготовлять к архиерейскому решению дела, направляемые в Епархиальный Совет для этой цели Епархиальным Архиереем» (III 27). Т. о., совет не имел властных полномочий и являлся только совещательным и вспомогательным учреждением. Согласно Положению 1945 г., Е. с. состоял из 3-5 лиц в пресвитерском сане, назначаемых архиереем. Е. с. в действительности образованы были после Собора 1945 г. лишь в неск. епархиях.

http://pravenc.ru/text/190003.html

В 1920 г. переведен в Ярославль настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. в Коровниках. Среди прихожан пользовался авторитетом, в первые годы после революции участвовал в устраиваемых властями диспутах, часто выступал с проповедями. После закрытия храма служил в пригороде Ярославля за р. Которослью в оставшейся у православных часовне при Никольской ц., захваченной обновленцами. В маленькой часовне помещалось только 15-20 молящихся, но желавших послушать о. Владимира было так много, что верующие стояли службу на улице. Был возведен в сан протоиерея. В 1938 г. овдовел. В 1941 г. участвовал в организации Фонда обороны, занимавшегося сбором средств и материальных ценностей, добровольно вносимых населением для нужд фронта. В авг. 1942 г. получил от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) предложение об архиерействе. 20 нояб. 1942 г. определен быть по пострижении в монашество епископом Можайским. Постриг, наречение и хиротония во епископа должны были состояться в Москве по ближайшему усмотрению митр. Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) . 22 дек. 1942 г. по ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова) награжден митрой с возложением панагии. 22 янв. 1943 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 24 янв. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Николай (Ярушевич). Д. был назначен викарием Московской епархии. С 6 сент. 1943 г. епископ Ульяновский. Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. 12 сент. Д. присутствовал на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Сергия. С дек. 1943 по февр. 1944 г. временно управлял Орловской епархией, освобожденной от нем. войск. Входил в состав комиссии по чиноприему обновленческих архиереев. Д. был в числе принимавших 4 дек. 1943 г. покаяние обновленческого митр. Корнилия (Попова) , 2 марта 1944 г.- бывш. первоиерарха обновленческой церкви митр. Виталия (Введенского) . С 26 мая 1944 г. епископ Рязанский и Шацкий, с 6 окт. 1944 г. епископ Рязанский и Касимовский. Участник Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. был вызван на зимнюю сессию Свящ. Синода. Управляя Рязанской епархией, Д. добился возвращения верующим Борисоглебского собора г. Рязани, закрытого в 1935 г. 22 июня 1946 г., накануне дня памяти свт. Василия Рязанского, Д. получил разрешение начать в храме богослужения и благословил сделать в соборе придел во имя свт. Василия. 27 янв. 1947 г. освятил главный престол Борисоглебского собора и совершил торжественный благодарственный молебен. Собор вновь получил статус кафедрального. Опубликовал в ЖМП статьи: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани - митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)» и др.

http://pravenc.ru/text/178153.html

14 июня 1944 г. Синод РПЦ определил вдовому прот. С. Фестинатову по пострижении его в монашество быть епископом Владимирским и Суздальским, временно управляющим Ивановской епархией. 24 авг. того же года в крестовой патриаршей церкви патриаршим местоблюстителем митр. Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским; с февр. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) был пострижен в монашество с именем Онисим. Архиерейскую хиротонию О. 27 авг. в московском патриаршем соборе Богоявления в Елохове возглавил местоблюститель митр. Алексий. 21 нояб. 1944 г. О. стал членом Предсоборного совещания епископов. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Способствовал возвращению в каноническую Церковь еп. Афанасия (Сахарова), одного из немногих оставшихся в живых руководителей непоминающих . В февр. или марте 1945 г. находившийся в заключении еп. Афанасий обратился к О. с просьбой передать его письмо новоизбранному патриарху Алексию I, что и было исполнено. Это означало признание еп. Афанасием своим каноническим священноначалием и патриарха Алексия I, и О. как епархиального архиерея. В своих письмах из лагерей еп. Афанасий постоянно передавал «братский привет» О., называя его Владимирским владыкой. В дальнейшем, когда еп. Афанасий вышел на свободу и проживал в пос. Петушки (ныне город) Владимирской обл., О. поддерживал с ним постоянную переписку, в которой они обсуждали важные канонические вопросы. О. занимал Владимирскую кафедру на протяжении 26 лет. В первые годы управления О. епархией ему удалось добиться возвращения Церкви значительной части закрытых в прошлые десятилетия храмов. К 1952 г. во Владимирской епархии действовали уже 72 церкви. Также до 24 июня 1946 г. О. управлял Ивановской епархией, в то время там были открыты 35 храмов, в т. ч. кафедральный Преображенский собор в Иванове, переданный верующим в крайне запущенном состоянии и восстановление которого потребовало больших усилий. В 1953 г. местными властями под предлогом отсутствия священников были закрыты 7 приходов во Владимирской епархии, однако начавшееся с того же года возвращение из мест заключения ранее репрессированных священников, к-рых О. активно привлекал к служению, способствовало численному росту духовенства. Если в 1953 г. в епархии был в штате 71 священник, то в 1957 г.- уже 83 священника. О. по-прежнему уделял большое внимание восстановлению древнего владимирского Успенского собора. В 1950 г. был начат капитальный ремонт здания храма, 650 тыс. р. на эти цели выделила Патриархия, более 2 млн р. было собрано епархией. В течение 3,5 лет были проведены расчистка и укрепление наружных стен, отремонтирована кровля, заменены оконные переплеты, устроены системы вентиляции и отопления, частично подновлены и восстановлены фрески и иконы. 11 июня 1954 г., на праздник Св. Троицы, Успенский собор был освящен, и в нем возобновились постоянные службы.

http://pravenc.ru/text/2578427.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010