Отсюда видим, что Дух Святой и Его дары преподавались только апостолами, только через возложение рук и только крещеным. И до нашего времени миропомазание, или «печать Духа Святаго», преподается после крещения, потому, во-первых, что Церковь унаследовала это от святых апостолов через Предание, и потому, во-вторых, что Писание определяет его как конечное удостоверение нашей веры в Евангелие: В Нем (то есть во Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, были запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Итак, сперва засвидетельствование веры в Господа Иисуса Христа исповеданием и крещением, а после – удостоверение ее печатью Духа Святого. Сектант : Священное Писание нигде не говорит о помазании миром, но лишь о возложении рук, с которым ничего общего не имеет ваше так называемое таинство. Поэтому мы считаем его новшеством православных. Священник : Оно отнюдь не новшество, ибо и в Священном Писании действие, сообщающее человеку Дух Святой, называется помазанием (см.: 1Ин.2:20–27 ; 2Кор.1:21–22 ). И хотя в указанных мною местах говорится по преимуществу об укреплении христиан Духом Святым, помазание подразумевает и внешнее действие, через которое сообщается благодать. А то, что возложение рук на крещеных и помазание их миром составляют одно таинство, подтверждается святыми отцами и церковными писателями первых веков. Ибо они, желая указать библейские основания таинства миропомазания, приводили те же тексты Деяний апостольских, какие привел тебе я об апостолах Петре и Иоанне у самарян (см.: Деян.8:14–17 ) и об апостоле Павле в Коринфе (см.: Деян.19:6 ). И потому как возложение рук, так и миропомазание суть апостольские установления. Апостолы совершали таинство миропомазания двояким образом: и возложением рук там, куда являлись лично, и миром в общинах, которые не могли посетить из-за непрерывного их умножения и где помазание новокрещеных перепоручали поэтому епископам, ими же посвященным. Невозможно предположить, что помазание святым миром введено было в эпоху послеапостольскую, поскольку Церковь не вводила и не дозволяла вводить ничего, помимо установленного апостолами. А если бы ввела, то в себе самой встретила бы противодействие такому новшеству, но тогда и свидетельства об этом непременно сохранились бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

помазания, которое дало имя Господу». В греческом тексте Нового Завета можно тоже встретить интересные строки. Например, в послании к Коринфинам говорится: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» Еще один важный термин – «сфрагис», что значит «печать». Крещение и миропомазание рассматриваются как печать. и до сих пор в нашем чинопоследовании священник сопровождает послекрещальное помазание словами: «Печать дара Духа Святаго». В первом послании Иоанна богослов говорит: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин. 2,20). Исследователи спорят до сих пор, было это реальное помазание или символическое, но тем не менее богословские основы помазания как литургического элемента уже присутствуют в то время. В Ветхом Завете помазывали царей, священников и пророков. В Новом Завете самое близкое из них к послекрещальному помазыванию это помазывание священника. Апостол Петр называет всех христиан «царственное священство». Действительно, вся жизнь христианина становится жертвой, которую он приносит в Церкви христовой. Помазание делится на две части: пресвитер мажет все тело, и епископ возлагает руки с помазанием головы и особой молитвой. Далее следует Поцелуй мира, который был знаком вхождения в семью. Прилюдно поцеловать человека возможно было только тогда, когда он был твоим родственником. Древнеримская помолвка, например, заканчивалась поцелуем молодых. Таким образом, после крещения катехумены становились братьями и сестрами для всех членов общины. Неоднократно в посланиях апостола Павла мы видим строки: «Приветствуйте друг друга святым целованием». Это знак того, что все члены Церкви – братья и сестры во Христе. В древней Церкви существовала не одна схема процесса крещения. Средиземноморская схема существовала из этапов: Вместе с тем в Сирии и Палестине до четвертого века сохранялась схема, которую мы рассматривали на примере крещения сотника Корнилия: До четвертого века единства в христианской практике не было, мирно сосуществовали разные практики.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Прежде всего о самарянах говорится здесь, что они не приняли Духа Святого, а были только крещены. Значит, Дух Святой не преподавался через крещение. Далее о них говорится, что апостолы возложили руки на них и они приняли Духа Святого. Значит, самаряне приняли Духа Святого через особое таинство, которое было отлично от крещения и видимым действием которого служило возложение рук. Но апостолы во всех своих действиях и словах при устроении Церкви Христовой были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь. Вот почему верно то, что и таинство миропомазания, коим апостолы преподавали верующим благодать Духа Святого, есть дело и установление не апостолов, собственно, а Самого Бога. Правда, в приведенном месте говорится не о помазании миром, а о возложении рук. Но есть другие свидетельства Слова Божия, в которых говорится о принятии верующими даров Духа Святого именно через помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: «вы имеете помазание от Святого и знаете все». Равным образом апостол Павел свидетельствует: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас с вами есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». Слова: «вы имеете помазание», " помазавший нас… Бог» – ясно показывают, что внешним действием в таинстве, через которое верующим преподавался Дух Святой, служило также и помазание миром. Отсюда следует думать, что апостолы преподавали верующим Духа Святого первоначально через возложение рук, но впоследствии заменили этот видимый знак, по внушению же Духа Святого, другим священнодействием, именно помазанием крестившихся освященным миром. Итак, верно то, что миропомазание установлено Богом. Что касается благодатного невидимого действия таинства миропомазания, то на это действие указывает катехизис, когда учит, что в миропомазании подаются верующему «дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». В крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа; через миропомазание же нам даруется Самый Дух Святой со всеми Его благодатными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

С. Успенский Миропомазание История Таинства Миропомазания На первых порах христианства Таинство Миропомазания совершалось Апостолами через возложение рук на вновь крещенных. Так, когда самаряне приняли слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились, Апостолы послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о новокрещеных, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а они были только крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого, говорит книга Деяний святых апостолов (8, 14–17). Так совершалось это Таинство в самом начале истории христианской Церкви. Но скоро, благодаря быстрому приумножению новых членов Святой Церкви, низведение Духа Святого путем возложения рук епископа стало неудобным и было заменено помазанием, как говорится в Священном Писании : «Вы (христиане) имеете помазание от Духа Святого и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 20, 27 ). С тех пор и в нашей Церкви это Таинство совершается через помазание особо освященным Миром. Бабушкин урок Что такое Миропомазание? В один из зимних вечеров, когда ветер отчаянно кружил снежные хлопья и застилал прохожим глаза, наша бабушка сидела у камина. Около нее расположились и мы, дети, заранее сговорившись сидеть тихо и внимательно слушать то, о чем будет говорить бабушка. – Милые дети! – начала торжественно бабуся. – Сегодня в нашем доме произошло очень важное событие: крестили вашего братца и совершили над ним Святое Таинство Миропомазания. Вы, вероятно, заметили, как наш духовный отец помазывал освященным Миром его лоб, глаза, рот, нос, уши, грудь, руки и ноги? – Как же, как же, – сказали мы, – все видели, бабушка. – Мало, дети, видеть Святое Таинство, надо знать его смысл и почему каждое Таинство необходимо для христианина. Слушайте внимательно, а я постараюсь, как умею, объяснить вам все, что не забыла.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 17–20. Один только дар, могущий что-нибудь значить, молитвенно исповедует перед Богом Давид, – именно, благое свое намерение, а также чистосердечие, с которым принесены были от народа пожертвования Господу. Но и этот дар он (Давид) ставит в зависимость от благодати Господней, которая только и может поддержать в человеке благочестивое настроение. Посему, обращаясь ко Господу, дабы Он всегда направлял к Себе сердца народа израильского, Давид молит Господа и о сыне своем, дабы Он даровал ему сердце правое к соблюдению заповедей Его и ревность к построению храма Господня. Ст. 21. Молитва царя Давида заключалась тем, что благословило Господа все собрание, пало – и поклонилось Господу и царю, а на другой день принесены были многочисленные жертвы – …тысячу тельцов, тысячу овнов, тысячу агнцев с их возлияниями, и множество жертв от всего Израиля... Ст. 22–25. ... и в другой раз воцарили Соломона, сына Давидова, и помазали пред Господом в правителя верховного, а Садока во священника… Вторичное помазание Соломона на царство оказалось нужным потому, вероятно, что в первый раз оно совершено было наскоро и без соблюдения надлежащей торжественности и великолепия, по случаю бунта, произведенного Адонией с его клевретами 778 . Вторичное же помазание Садока первосвященника устроено было с той целью, чтобы совершенно отстранить от престола и скинии фамилию другого первосвященника (Авиафара, отца Ахимелехова), бывшего сторонником Адонии, и тем показать, что дело Адонии навсегда проиграно, и, что престол царский есть наследие, неотъемлемо принадлежащее Соломону. Таким образом, перед смертью, Давид имел утешение видеть несомненный залог осуществления своих планов о престолонаследии и построении храма, ибо видел он, как …сел Соломон на престоле Господнем (в смысле наместника Господня в народе израильском), и, как все начальники и сильные, также и все сыны царя Давида подчинились Соломону царю, и как возвеличил Господь Соломона пред очами всего Израиля... По случаю двукратного помазания царя Соломона и первосвященника Садока, небезосновательно замечают толковники, что в этих обрядах ветхого завета не было ничего священнодейственного, таинственного и невозвратного, подобно новозаветным таинствам 779 . Посему-то, может быть, и цари Иудейские не всегда и не все, восходя на престол, принимали помазание, равным образом, и для вступления в священнические обязанности не необходимо было жрецам ветхозаветным помазание священным елеем. В сем отношении неизмеримо стоят выше таинственные священнодействия церкви новозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В качестве компонента иногда входит в состав­ные ладаны мирра. Название мирра происходит от греческого mirra, это ароматическая гумми-смола, вытекающая при поранении коры ствола тропических деревьев, или скорее кустарников, рода коммифора, семейства бурзеровых, того же семейства настоящий ладан. В русском языке на­ряду с миррой употребляется название смирна . И тут возникает путаница, потому что смирна — это камедь, подобная мирре, но получаемая совсем с другого растения, а именно со Smyrnium perfoliatum, или «смирниумом», он же «конская петруш­ка». Путаница еще возможно от того что Смирной назывался известный порт, который стоял в устье реки Мелес на западном берегу Малой Азии; ныне это турецкий город Измир. Естественно, через его порт проходили благовония, а, как известно, ве­щества часто называли не по месту произраста­ния, а по пункту, из которого они вывозились. Имя мирра можно давать только смоле, получаемой из дерева Commiphora myrrha или Balsamodendron myrrha. О ней и пойдет речь в этой главе. Мирровые деревья произрастают в Афри­ке, на берегах Красного моря и Индийского океана, а также в Азии, на Аравийском полуос­трове. Мирра представляет собой куски разнообразной величины в виде отдельных зерен или слипшихся масс желтовато-прозрачного или буроватого цвета с терпким запахом и горьким вкусом. Запах у нее замечательный и сильный: маленькое ее количество наполняет своим ароматом большое пространство. С древних времен мирра была предметом торговли. Название мирра, произносимое вслух, многим кажется знакомым, потому что священное ми­ро для Священного помазания у христиан обя­зательно включало в свой состав мирру в виде одного из компонентов. Впервые мирра, или, в русском переводе, «смирна», упоминается в Библии в книге Исход (30:23): «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, трост­ника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания».

http://azbyka.ru/o-kadile-i-ladane

Нельзя не сказать о традиции «ладановарения», то есть о приготовлении ладана из нескольких компонентов. В православных монастырях русской, греческой, румынской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Существует, например, ладан «Студитского монастыря по Оптинскому рецепту», «Охридского болгарского монастыря», румынского монастыря «Брынковяну». Очевидно, что традиция «ладановарения» существует давно, и центром этой традиции в настоящее время являются монастыри Старого Афона. Качество ладана, приготовленного в этих монастырях, изумительно – что ж, это и понятно – его составляют монахи 184 . В качестве компонента иногда входят в составные ладаны мирра . Название мирра происходит от греческого mirra, это ароматическая гумми-смола, вытекающая при поранении коры ствола тропических деревьев, или скорее кустарников, рода коммифора, семейства бурзеровых, того же семейства настоящий ладан. В русском языке наряду с миррой употребляется название  смирна. Тут возникает путаница, потому что смирна – это камедь, подобная мирре, но получаемая совсем с другого растения, а именно со Smyrnium perfoliatum, или «смирниумом», он же «конская петрушка». Путаница еще возможно от того что Смирной назывался известный порт, который стоял в устье реки Мелес на западном берегу Малой Азии; ныне это турецкий город Измир. Естественно, через его порт проходили благовония, а, как известно, веществ часто называли не по месту произрастания, а по пункту, из  которого они вывозились. Имя мирра можно давать только смоле, получаемой из дерева Commiphora myrrha  или Balsamodendron myrrha. О ней и пойдет речь в этой главе. Мирровые деревья произрастают в Африке, на берегах Красного моря и Индийского океана, а также в Азии, на Аравийском полуострове. Мирра представляет собой куски разнообразной величины в виде отдельных зерен или слипшихся масс желтовато-прозрачного или буроватого цвета с терпким запахом и горьким вкусом. Запах у нее замечательный и сильный: маленькое ее количество наполняет своим ароматом большое пространство. С древних времен мирра была предметом торговли. Название мирра, произносимое вслух, многим кажется знакомым, потому что священное миро для Священного помазания у христиан обязательно включало в свой состав мирру в виде одного из компонентов. Впервые мирра, или, в русском переводе, «смирна», упоминается в Библии в книге Исход (30:23): «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания».

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если нет верующих, живущих церковно, крёстных родителей, то не должны отказывать в таинстве крещения. Восприемничество должно быть не формальным, а реальным. Крёстные родители должны вместе с родителями участвовать в духовном воспитании новопросвещенного члена Церкви. Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» ( Пс. 51:10 ). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем, голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист: «и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8:11 ). Это было знаком примирения с Богом. Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:1 ). Искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа устранила завесу, отделявшую верующих от Святого святых, куда мог только раз в год входить первосвященник. Врата в Царствие Небесное отверзлись всем уверовавшим во Спасителя. Св. апостол, обращаясь ко всем ученикам Христовым, говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Поэтому в Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Они получают печать дара Святого Духа в таинстве миропомазания. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14 ). Кроме этого многообразную благодать Святого Духа православные христиане принимают во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия, когда священник или епископ изображает на челе освященным елеем крестное знамение. Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Цель жизни христианина, по словам преподобного Серафима Саровского , — «стяжание Святого Духа». Божественный Дар Святого Духа получен нами в залог, взращивая в себе этот дар, нам предстоит принести духовные плоды. Таинство Покаяния В таинстве Миропомазания человек получает богатые и разнообразные дары благодати. Но сила греховных навыков, козни диавола и зло мира всё-таки оказывают давление на новую его жизнь. И после крещения в душе христианина остается склонность ко греху, способная снова соделать его рабом греха и удалить от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое могло бы очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством является таинство Покаяния. Покаяние — это Таинство, в котором христианину при раскаянии в своих грехах и исповедании их перед священником даруется через него от Бога прощение. Слово «покаяние» (греч. [it’TCtvoia, «метаниа») озЕтчает в буквальном смысле «перемена мыслей», «изменение ума». Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 2 Кор. 1:21–22 Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Ин. 2:20, 27 Покаяние — результат внутренней работы христианина над собой. Это итог пересмотра всей жизни человека и объективная ее оценка с точки зрения Закона Божия. Покаяние — это осознание того, что прежние греховные поступки, слова и мысли несовместимы с высоким христианским званием и не достойны его. Осознавая свои грехи, человек всеми силами старается очиститься, измениться, обновиться, духовно преобразиться. Вообще, покаяние как подлинное изменение образа мышления ведет за собой изменение образа поведения. Оно требует немалого времени, поскольку осуществляется в несколько последовательных этапов, главнейшим из которых, но не единственным, является исповедание грехов перед священником. Покаяние начинается с раскаяния: человек осознает всю низость своего падения и отступления от Бога. Далее следует обращение человека к Богу для снискания прощения грехов и Божественной милости. Третий этап — исповедание грехов перед Богом и священником. После чего наступает очищение и обновление благодатью Божией ума и воли человека и укоренение в добродетели: человек приобретает твердость в неуклонном следовании по пути спасения, становится неподвластным соблазну искушений, ибо преодолел зависимость от совершенных ранее грехов.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Глава 4 1–2. Жертва за грех и обряд ее, неодинаковый по различию общественно-теократического положения лица согрешившего, 3–12. первосвященника, 13–21. всего общества, 22–26. князя, 27–35. частного лица. Лев.4:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.4:2 .  скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; Если жертвы всесожжения и мирные были известны евреям и до закона Моисеева, то жертвы умилостивительные или грехоочистительные, жертвы за грех жертвы повинности, являются собственным установлением закона Моисеева. Постановления о них образуют новый законченный раздел ( Лев.4–7 ). Эти жертвы уже не предоставляются свободе и усердию каждого члена теократического общества: они обязательны при наличности греха, преступления, подлежащего жертвенному очищению. Не всякий, однако, грех допускал такое очищение, а только совершенный по ошибке, «bisdigagah», LXX: κουσως, Акила: ν αγνο, Vulg.: per ignorantiam, слав.: « не хотящи " , т. е. по ошибке вследствие общечеловеческой слабости, а отнюдь не с явным намерением не «дерзкою рукою» (bejad ramah), Чис 15.30 ; за последние грехи безусловно назначалась смерть. Жертвы умилостивительные, по идее, должны были воспитывать совесть евреев в особенной чуткости к разного рода уклонениям от нравственного долга. Лев.4:3 .  если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, Лев.4:4 .  и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; В постановлениях о жертве за грех (и жертве повинности) не делается различия по материальному состоянию ответственных лиц, но по роду и степени их вины и по общественно-теократическому положению их. Первым в этого рода градации стоит «священник помазанный», hakohen hammaschiach, LXX: ρχιερες, слав.: " архиерей помазанный», т. е. первосвященник (ср. Лев.16:32, 21:10 ). За первосвященником следовали: общество израильское, как коллективное юридическое лицо, князь народа, наконец, какое-либо частное лицо. Грех первосвященника делал виновным весь народ, представителем которого являлся первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010