XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРОПОМАЗАНИЕ [Греч. τ Χρσμα - Помазание], таинство , совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов. В просторечии миропомазанием иногда называют также елеопомазание на всенощном бдении , что в корне неверно: елеопомазание представляет собой рядовое благословение с использованием неосвященного елея (согласно Типикону, масла от лампады, горевшей во время службы у иконы праздника; на практике нередко используется елей с ароматическими добавками, что, возможно, и является причиной того, почему некоторые прихожане ошибочно считают его св. миром), к-рое можно принимать хоть каждый день; М. же является сакраментальным актом - таинством, к-рое совершается с использованием св. мира, освященного по особому чину, и, как правило, предстоятелем Поместной Церкви, и принять его можно лишь один раз в жизни. Богословское содержание М. неразрывно связано с его внешней формой как: 1) помазания, следующего за Крещением и совершаемого при помощи 2) св. мира, к-рым епископ или священник с произнесением 3) слов о «печати» (или иных) изображает знаки креста на теле принимающего таинство. Помазание и дар Св. Духа Как таковое, крещальное помазание освященным елеем или миром с раннехрист. времен служит видимым указанием на невидимое получение крещаемым дара Св. Духа (ср.: «Главное невидимое действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа» - Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 358). Этот дар уже сам по себе называется помазанием: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1. 21-22). Ему причастны все члены Церкви Христовой: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Ин 2. 20). Этот дар усыновляет человека Богу Отцу и соединяет его со Христом: «Вы... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8. 15-17); освящает и просвещает человека; наставляет его в истинах веры: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2. 27).

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

138. Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Быша же тогда обновления во Иерусалимех. ( Иоан. Х. 22 ). И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго. Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности. Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» ( Быm. XXVIII. 16 ); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» ( Быт.28:17 ): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в миропомазании олтаря, при освящении храма Христианскаго? После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в оньже сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» ( Числ. 7:1–3 ). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миром благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О Таинстве святого Миропомазания I. Православное учение о таинстве святого Миропомазания Миропомазание получило начало свое, с того времени, как Дух Святый сошел на Апостолов (Деян. гл. 2),запечатлев их Божественной Своей благодатью, дабы они постоянно и неослабно проповедывали веру Христову. В такой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святый сошел на Апостолов в виде огня и излил на них дары Свои, так и ныне, когда священник помазывает миром крещаемого, изливаются на него свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении сего таинства: печать дара Духа Святого. Аминь. Он как бы так говорит: «чрез помазание сим святым миром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Святого Духа, которые ты получаешь в укрепление христианской веры твоей». Сие согласно и со словами Апостола: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас, есть Бог, который и запечатлел нас, дал залог Духа в сердца наши. ( 2Кор. 1:21–22 ). Сие помазание миром, или лучше сказать, сие действие помазания во времена Апостолов совершалось чрез возложение рук; ибо Писание говорит: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святого ( Деян. 8:17 ). После Апостолов дары Духа Святого стали передаваться чрез помазание миром, как свидетельствуст святый Дионисий Ареопагит , ученик блаженного Павла (Церков. Иерарх. 2:1). Для таинства миропомазания требуется, чтобы миро освящено было верховным епископом, и чтобы оно составлено было из приличного вещества, как-то: елея, бальзама и других мастей. За тем требуется, чтобы священник непосредственно после крещения помазал известные члены крещаемого, произнося сии слова: печать дара Духа Святого. Аминь. От сего таинства происходят таковые плоды: во первых, как чрез крещение мы возрождаемся, так чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней, и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: Спасе нас по Своей милости банею паки бытия и обновления Духа Святого Его же излия на пас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит. 3:5–6 ). Во вторых, силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда думе нашей. Сие таинство не повторяется, разве только для тех, которые, отвергпувшись имени Христова, опять каются в тяжком грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

15. Слово в день торжественнаго венчания и священнаго помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Московском Успенском соборе сентября 15 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1821 Не прикасайтеся помазанным Моим. Псал. 104:15 . Среди торжества о Помазаннике Божием, при воспоминании помазания Его, ко времени слово о помазанных Божиих. И какое слово! Пророк, между «судьбами Божиими по всей земли», отличая особенную судьбу помазанных, не довольствуется собственным указанием на то очевидное действие сея судьбы, что Бог «не оставил человека обидети их» ( Псал. 104:14 ); Он отверзает небо и дает услышать оттоле творческое слово, созидающее их безопасность: «не прикасайтеся помазанным Моим». Под именем «помазанных» в сем изречении первоначально разумеются некоторые начальники избраннаго Богом племени. Но поелику тоже имя помазанных тем же Словом Божиим усвоено предержащим властям, от Бога поставленным, то мы не погрешим теперь, если, возведя ум свой на небо, представим себе, что Царь царей и Господь господей, с высочайшаго Престола Своего, указует на всех помазанных от Него властителей, и заповедует всем подвластным: «не прикасайтеся помазанным Моим!» Не удивительно, что громовым гласом нужно было возвещать сию заповедь народам языческим, глухим для кроткаго слова Божия. Кто бы подумал, что для Христианских народов нужно будет вновь написать ее кровию христианских народов? Но она написана кровию и огнем на жесткой скрижали Европы; и в просвещенном веке есть мудрецы, которые доныне еще не умеют прочитать сих грозных и вместе спасительных письмен! Благочестивые Россияне! кто, как вы ныне, «творит молитвы, моления, прошения, благодарения... за Помазаннаго Царя и за всех, иже во власти суть» ( 1Тим. 2:1–2 ): тот, если делает сие искренно и усердно, являет делом, что на сердце его написан закон благоговения и любви к помазанным Божиим. Посему можно быть уверену, что здесь нет никого, для кого бы нужно было заповедь о неприкосновенности помазанных Божиих проповедывать, как новую заповедь. Но как во время заразы желающие предохранить себя умножают очистительный огнь и курение, так во времена, когда зараженный дух века распространяет мнения тлетворныя, не безполезно и нам размышлением воздувать хранящуюся у нас искру истины, дабы чистыми и неповрежденными сохранить чувствования сердечныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

339. Беседа в день священного коронования и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Успен. соборе августа 26; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.) 1857 год Светел паче многих нынешний день: потому что на нем отражается свет бывшего за год пред сим дня, который озарил Россию светом царского венца, и простер над нею благоухание царского священного помазания. Возвратись, незабвенный день. Приближься к нашему зрению. Тогда мы смотрели на тебя наиболее оком радующегося сердца. Теперь нам досужнее посмотреть на тебя и оком размышляющего ума. Вспомним, что это был достопамятный Бородинский день, в который Россия одна противостояла всей Европе, в который дух завоеваний и преобладания, не знавший дотоле преград, приразился челом к стене, встретясь с духом любви к Царю и Отечеству. Сему дню по достоинству досталась честь быть днем Царского венца, и торжественным свидетелем любви народной к Царю. Вспомним тогдашнее ясное и тихое утро. Оно как бы нарочно приготовлено было, чтобы явиться зеркалом и образом души Царевой. Вспомним тогдашнюю в Кремле и окрест Кремля прекрасную тесноту, которая выражала сердечное стремление к Царю всего народонаселения московского и, по возможности, чрез представителей, всего народа русского, или точнее, всех народов царства Всероссийского. Найдется ли довольно сильное слово, которое изобразило бы тогдашний всеобщий восторг? – И пусть не найдется. Это ненайденное слово вам и слышимо, и понятно: поелику от тогдашних сердечных воскликновений есть и ныне верный отголосок в верных сердцах. Особенно желал бы я, чтобы каждый сын России в таком же свете узрел ныне мысленным оком, как мы тогда мысленным и чувственным оком зрели Благочестивейшего Царя нашего и Благочестивейшую Супругу Его, и совершавшееся с Ними в сем святилище в священнейшия минуты священного дня. Как смиренным являлось Их величие пред лицем Царя царствующих, и вместе как величественным Их смирение! Какое благоговение пред святынею! Какое одушевление молитвы! Какое небесное безмолвие в церкви, когда венчанный Царь один преклонил колена, и горящая молитва о благословении свыше на Него и на царство Его просиявала из Его сердца, и очей, и уст, и тихо воспламеняла все сердца; сливала их в одно кадило, в один благоуханный фимиам; и его, без сомнения, невидимо принимал Ангел Хранитель России, «и в зыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Anok. VIII. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Протопресвитер Михаил Помазанский. «То, что имеешь, держи» (Апок. 2:25) Современное христианство, понимаемое в широком смысле слова, извратив подлинную идею Церкви, в духовной растерянности последних десятилетий ищет для себя неких новых путей. Вчера, в экуменическом движении, оно обратилось к мысли построения Царствия Божия на земле, даже в соединении с противохристианскими силами. А сегодня, в тех же сферах зовет к «обновлению Пятидесятницы». Это значит – к восстановлению таких событий или состояний, к умножению тех переживаний, когда Дух Святой, по повествованию священной книги Деяний, излился обильно, «как бы от несущегося сильного ветра» на святых апостолов: «и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». По-видимому, толчок к этому мечтательному устремлению дало общение с сектой Пятидесятников в экуменизме, сектой, пытающейся в своей среде воспроизводить, как бы подражать духу Апостольской Пятидесятницы и тем свидетельствовать о «благодатности» их религиозного объединения, их секты. По попадавшим в печать сообщениям можно судить, что названное движение принципиально не встретило возражений и в Римо-католической церкви и имеет там свои опыты. В Америке проявилось оно и в кругах «православного» экуменического направления. Мы не имеем потребности изучать это явление: «Что нам судить внешних?» ( 1Кор. 5:12 ). Нам следует только оградить себя самих. Чтобы оставаться верными апостольскому и святоотеческому преданию, нужно отмежеваться от этой новизны, от соответствующего ей образа мыслей. Для этого обратимся к самому повествованию книги Деяний, к подлинной Апостольской Пятидесятнице и к связанной с ней непосредственно дальнейшей проповеди святых апостолов. Итак, в тот день, 50-тый по Воскресении Христовом, исполнилось над апостолами обетование Спасителя, что «они будут крещены Духом Святым». Тогда Дух Святой обильной благодатью в виде огненных языков излился на них, – и с этого момента из их уст излилось вселенское благовестие о Воскресении Сына Божия, Господа Иисуса Христа, из мертвых, совершившемся только за 50 дней перед этим; раздалась проповедь о событии, которое должно было потрясти ибо оно доказало истинность высокого и чистейшего учения Его и Его божественность, как Единородного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 111. Утреннее дополнение Лития, елеопомазание и катехизация Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Прошлый раз мы рассмотрели то, как оканчивается Утреня. Но на этом она может и не закончится…. ЛИТИЯ К ней в некоторых случаях присоединяется еще лития, как и на Вечерни. Отличие только в том, что утренняя лития гораздо более краткая, нежели вечерняя и состоит из выхода в притвор (по тому же чину, как на вечерней литии) при пении ОДНОЙ «самогласной стихиры», будь то стихира храма или празднуемого святого или так называемая евангельская стихира, которая поется лишь на воскресном богослужении в соответствии с Евангельским чтением. Особенность только та, что на литии поется лишь одна стихира и ей предшествует малое славословие («Слава и ныне»), которым она тесно соединяется с Утреней. ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ При наступлении же великого праздника, ко всему этому еще добавляется литийная молитва «Владыко Многомилостиве» и по усмотрению настоятеля бывает связанный с этой молитвой обряд помазания елеем, который мог даже заменять собой утреннюю литию. В Типиконе об этом говорится так: И исходит иерей с кадилом, предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго апостола, и отдав кадило стоит одесную страны аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святаго апостола. И по целовании един поклон: и взем стручец на то устроенный, помазует себе от кандила (лампады) святым елеем крестообразно, на челе своем: и братия подобне целует икону святаго, игумен же помазует святым елеем прочую братию. По помазании же святаго елеа, поем час первый. Возникновение данного священнодействия связано с обычаем Лавры прп. Саввы Освященного, в которой с V века стали совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. Со временем подобное помазание елеем стало совершаться после отпуста утрени в дни памяти и других почитаемых святых, когда им есть бдение, а особенно в Господские и Богородичные праздники. Правда, в воскресные дни помазание не совершалось.

http://azbyka.ru/video/111-utrennee-dopo...

Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

http://pravmir.ru/soborovanie-videozaris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010