В 1948 году Московский и всея Руси Патриарх Алексий совместно с русским епископатом особым постановлением дали Польской церкви благословение на автокефалию со всеми вытекающими из этого правами. В 1951 г. Московский Патриархат предоставил автокефалию Чехословацкой Церкви. Таким образом, в настоящее время Вселенская Православная Церковь объединяет 14 поместных, автокефальных церквей. Несмотря на неодинаковую древность происхождения, различие в формах управления, в размерах территорий и количестве верующих, все православные поместные церкви являются полноправными, равноправными и равночестными между собой, независимыми одна от другой в избрании и поставлении пастырей и церковном управлении, и взаимозависимыми в вере и любви, что особенно проявляется в соборной жизни Церкви. 1 . Самостоятельность и равноправное положение поместных церквей в отношении своего управления и избрания пастырей ведут свое начало от времен апостольских и закреплены в целом ряде соборных постановлений. 2 . Каждая автокефальная церковь пользуется правами в области местного законодательства и независимого суда в своих пределах на основании 37-го ап. правила и 2-го пр. II Ввел. Собора. Самостоятельность автокефальных церквей не является абсолютной. Как части Вселенской Церкви, поместные церкви ограничены в отдельных сферах своей церковной деятельности. В области вероучения деятельность автокефальных церквей заключается в сохранении и распространении учения Вселенской церкви (7 пр. III Вс. с. и I пр. VI Вс. с.). Автокефальные церкви обязаны соблюдать каноны, принятые Вселенской церковью (2 пр. VI Вс. с. и I пр. VII Вс. с.). В области богослужения свобода автокефальных церквей ограничивается соответствием содержания богослужения догматическому учению Церкви и верностью церковному литургическому преданию в его существенных чертах. Каждая автокефальная церковь , как часть единой Вселенской Церкви, должна хранить единство веры в союзе мира к любви со всеми автокефальными церквами. В качестве первого требования в области межцерковных отношений канонические правила Православной Церкви предписывают, чтобы ни одна автокефальная церковь не нарушала прав другой церкви (2 пр. Вс. с., 13 пр. Антиох. Соб., 39 пр. VI Вс. с., 32 Апост. пр., 5 прав. I Вс. с. и 3 пр. Антиох, с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 июля 1928 г. правительство Греции издало закон «О церковном управлении митрополий Вселенского Патриархата на новых территориях». По новому закону «все митрополии святейшего апостольского и патриаршего Вселенского престола на новых территориях признают в качестве своей административной власти Священный Синод Православной автокефальной Элладской Церкви в Афинах, которому передается Вселенским Патриархатом управление ими при сохранении в отношении них его канонических прав», а митрополиты новых территорий «во всем приравниваются к митрополитам автокефальной Элладской Церкви». Единственное исключение делалось для о-ва Крит: его церковная автономия сохранялась и епархии острова оставались в непосредственном подчинении КПЦ ( Βαβοσκος. 1973. Σ. 11-13). 4 сент. 1928 г. К-польский Патриархат утвердил это решение офиц. церковным актом, в который в свою очередь внес существенные оговорки относительно характера передаваемого Элладской Церкви «управления» своими епархиями: оно должно было касаться только «внутренних вопросов» этих епархий (ν τος π μρους τν παρχιν τοτων) и осуществляться «в виде опеки» (πιτροπικς) (Ibid. Σ. 9). Акты 1928 г. стали итогом длительных поисков наиболее приемлемого для всех сторон устроения церковного управления на «новых территориях», начавшихся еще в 1912 г. (ΓΠ. 1928. Σ. 18-26, 55-63, 193-120). В эти годы рассматривались как минимум 5 вариантов решения проблемы: 1) упразднение автокефалии Элладской Церкви, ее вхождение в состав КПЦ и создание единой церковной области на территории «Великой Греции» (утратило силу после 1922); 2) вхождение епархий «новых территорий» в состав Элладской Церкви (обычное в практике КПЦ решение в подобных ситуациях); 3) сохранение 2 церковных юрисдикций на территории Греции; 4) создание на базе епархий «новых территорий» автокефальной Церкви; 5) их объединение в автономную Церковь в составе КПЦ. В 1924 г. по инициативе Фессалоникийского митр. Геннадия (Алексиадиса) был проведен неофиц. опрос среди архиереев «новых территорий» относительно наилучшего, по их мнению, решения вопроса о статусе их епархий. Большинство (25 из 40) высказалось тогда за создание автономной (самоуправляемой) церковной области с собственным Синодом во главе с Фессалоникийским митрополитом, однако против этого решения выступили представители К-польского Патриархата. Наконец, в 1927 г. Афинский архиеп. Хризостом представил свой проект, согласно которому епархии «новых территорий» полностью встраивались в адм. и финансовую структуру Элладской Церкви, но оставались в «духовном» подчинении К-польскому Патриархату. Именно это предложение и было реализовано в 1928 г. ( Anastassiadis A. Sisyphean Task or Procrustean Bed?: Matching State and Church Borders and Promised Lands in Greece//Spatial Conceptions of the Nation: Modernizing Geographies in Greece and Turkey/Ed. N. Diamandouros et al. L., 2010. P. 65-91).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

В том же году возведен в сан архимандрита. Поочередно был наместником (или настоятелем) монастырей – Дерманского и Загаевского на Волыни, Жировицкого на Гродненщине. Активно занимался политической и общественной деятельностью. В 1932 г. хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынско-Ровенской епархии. Принадлежал к Польской автокефалии. В 1940 г., вскоре после присоединения Западных областей Украины и Белоруссии к СССР, перешел служить в Украинский Экзархат Русской Православной Церкви. Назначен епископом Владимиро-Волынским. После немецкой оккупации Украины обратился к Митрополиту Варшавскому Дионисию с ходатайством благословить хиротонии новых епископов для воссоздаваемой Украинской Автокефальной Православной Церкви. Митрополит Дионисий удовлетворил данное ходатайство. Тогда же возведен в сан архиепископа Луцкого и объявлен «временным администратором Православной автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины». В марте 1942 года Патриаршим Местоблюстителем Русской Православной Церкви Митрополитом Сергием (Страгородским) с Собором архиереев запрещен в священнослужении, его священнодействия объявлены недействительными а распоряжения незаконными на основании ряда канонических положений. В случае неподчинения объявлялся лишенным священства и монашества с момента нарушения запрещения. Епископскому суду Московского Патриархата не подчинился. В мае 1942 года на «Соборе» УАПЦ получил титул «митрополита Киевского». В 1944 г. эвакуировался в Варшаву, затем через Словакию в Германию. С 1946 г. – митрополит-администратор Украинской Автокефальной Православной Церкви в эмиграции. В 1950 г. переехал во Францию и жил недалеко от Парижа. Поляков Филофеи Петрович (1893–1958), протоиерей. Родился в семье священника. Диакон Николаевской церкви на Петровском острове в Петрограде (1914–1918). В 1918–1921 гг. служил в тыловом ополчении Красной Армии. Иерей (1921). Священник Никольской церкви на Петровском острове (1921–1922), настоятель церкви Михаила Архангела (1924–1932). В 1929–1932 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кипрская Церковь и английское завоевание (1878 – 1960) 11.5. Развитие Кипрской Православной Церкви с 1960 г. по настоящее время Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства 12.2. Элладская Православная Церковь в XIX в. 12.3. Элладская Православная Церковь в XX в. 12.4. Греческая «Церковь истинных православных христиан» Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. 13.2. Борьба православных албанцев за церковную независимость 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Раздел VI. Автокефальные Православные Церкви второй половины ХХ в. Глава 14. Польская Православная Церковь 14.1. Христианство в Польше до принятия Городельской унии 14.2. Положение православных в Польше после Городельского сейма до конца XVIII в. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. 15.2. Православие в Чехии в XIX-haчaлo XX в. 15.3. Положение Православия в Восточной Словакии: краткий обзор 15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. 15.5. Автокефальная Чехословацкая Православная Церковь во второй половине ХХ в. и ее современное состояние Глава 16. Православная Церковь в Америке 16.1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917 – 1970 гг. 16.3. Православная Церковь в Америке с 1970 г. и ее современное состояние Библиография     Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный мистический организм – Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В томосе об автокефалии Польской Церкви Патриарх Григорий VII декларировал, что решение о предоставлении самостоятельности какой-либо Поместной Церкви может принимать исключительно Вселенский Патриарх. Однако Патриарх, похоже, сам ощущал ущербность такого заявления и поэтому решил подкрепить его более конкретным историческим доводом. Томос, апеллируя в польском вопросе к событиям, связанным с передачей Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в конце XVII в., провозглашал: «Изначальное отделение Киевской митрополии и зависевших от нее Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к святой Русской Церкви произошло никак не в согласии с законными каноническими установлениями, не были соблюдены соглашения о полной церковной независимости Киевского митрополита, носившего титул экзарха Вселенского престола». Но, вероятно, опасаясь, что и этот довод будет звучать не слишком убедительно, Патриарх Григорий отторжение от Русской Православной Церкви ее западных епархий неуклюже попытался оправдать «возлагаемым на наш святейший Вселенский престол каноническим долгом осуществлять попечение о святых Православных Церквах, находящихся в нужде». Инициированный Мелетием IV курс в отношении автокефалии Польской Православной Церкви продолжил и Патриарх Василий III, который в 1927 г. даровал митрополиту Дионисию (Валединскому) титул «блаженнейший». Весьма показательно, что к этому времени Патриарх Константинопольский считал себя уже вправе целиком единолично изменять титул предстоятеля автокефальной Церкви. Как известно, Дионисий (Валединский), ставший предстоятелем Польской Православной Церкви благодаря противоканоническим мерам Константинопольских Патриархов, в дальнейшем и сам действовал аналогичным способом. С началом Великой Отечественной войны именно Дионисий санкционировал провозглашение раскольнической т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» и поставил во главе нее «митрополита» Поликарпа (Сикорского), а затем уже в условиях наступления советских войск летом 1944 г. не постеснялся принять от украинских раскольников неканонический титул «патриарха».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЯ [Греч. μητρπολς - мать-город, что значит столица провинции], область, находящаяся в канонической власти митрополита , будь то глава автокефальной или автономной Церкви либо объединения неск. епархий. Так, Русская Церковь являлась одной из М. К-польского Патриархата от начала ее существования до 1448 г., когда она стала фактически автокефальной, сохранив при этом статус М., пока не была преобразована в 1589 г. в Патриархат, при этом отдельная Киевская М., объединявшая неск. епархий, просуществовала в составе К-польского Патриархата до 1687 г., когда она была окончательно переведена в состав Московского Патриархата. В окт. 2011 г. Свящ. Синод Русской Православной Церкви принял решение о радикальном преобразовании адм. деления Московского Патриархата и в связи с этим издал «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви». В соответствии с «Положением» епархии стали разукрупняться, при этом новообразованные епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, объединялись в М., территориально совпадавшие с прежними епархиями, к-рые подверглись разукрупнению. Процесс умножения числа епархий и М. с тех пор продолжается. Они расположены на территории Российской Федерации, и одна М. (Минская) - на территории Белорусского Экзархата. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским Собором 2013 г., епархии могут быть объединены в М., к-рые «образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (Устав РПЦ. 2013. XIV 2). В соответствии с «Положением о митрополиях Русской Православной Церкви» «митрополии, включающие в себя две или более епархий» являются «одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви» (Положение. 1). Решения о создании или упразднении М., их названиях, границах принимаются Свящ. Синодом, после чего эти решения исполняются, но при этом они подлежат утверждению на ближайшем Архиерейском Соборе. Епархии, вошедшие в состав М., остаются в прямом каноническом подчинении Патриарху, Свящ. Синоду, Архиерейскому и Поместному Собору и в прямой подсудности Общецерковному суду (Там же. 4, 5).

http://pravenc.ru/text/2563402.html

1917 г. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25-28 февр. 1919 г., избрал еп. Александра правящим архиепископом Североамериканской епархии. В связи со сложностью передачи сообщений в Россию это решение было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Во 2-й пол. 1918 г. митр. Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греч. приходов, являвшихся частью А. и С. е., епархию Элладской Православной Церкви в Сев. Америке. Эту поездку митр. Мелетий совершил по благословению Патриарха К-польского Германа V, но без ведома и согласия управляющего епархией еп. Александра. В февр. 1921 г. он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиепископии К-польского Патриархата , к-рая и была провозглашена 15 сент. 1921 г. Это явилось нарушением целостности А. и С. е. Русской Церкви. Митр. Мелетий IV (Метаксакис) своими действиями, не санкционированными священноначалием РПЦ, нарушил те священные каноны, к-рые запрещают епископам простирать свою власть на чужую епархию (III ВС. 8; Антиох. 9; Карф. 64, 67). 1 марта 1922 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата принял решение «об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» (ВВ. 85), под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 г. во главе Американской архиепископии К-польского Патриархата в Сев. Америке архиеп. Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиеп. Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода К-польской Церкви от 1 марта 1922 г. Это побудило архиеп. Александра созвать 20 мая 1922 г. специальное заседание архиереев РПЦ в Сев. Америке. Архипастыри А. и С. е. единодушно отвергли притязания К-польского Патриархата и выразили сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Тихону за его решение о назначении митр. Херсонского и Одесского Платона (Рождественского), прибывшего в США весной 1921 г., Патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/115924.html

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Архив Пн Завершилось заседание Межправославной подготовительной комиссии 26 февраля 2011 г. 13:58 26 февраля 2011 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы завершилось начавшееся 22 февраля заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. В работе комиссии, проходившей под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат), принимали участие представители четырнадцати автокефальных Православных Церквей, в том числе делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом . Членами делегации были также архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и переводчик А.Г. Чуряков. Комиссия, задачей которой является предварительная проработка вопросов повестки дня Всеправославного Собора, продолжила начатое в 2009 году рассмотрение темы подписания Томоса об автокефалии. В ходе состоявшейся продолжительной дискуссии единогласное решение по данному вопросу не было принято. Таким образом, признано, что тема автокефалии и способа ее провозглашения требует дальнейшего изучения. Комиссия обсудила тему диптихов Предстоятелей Православных Церквей, изучила ее канонические и экклесиологические аспекты, описала современную практику Православной Церкви в этом вопросе, существующие в настоящее время критерии включения Церквей в Священные Диптихи и определения расположения имен Предстоятелей в них, а также отметила необходимость в будущем составить единые диптихи Православной Церкви. Были изучены пожелания Польской и Албанской Православных Церквей о достижении единообразия в размещении их Предстоятелей в священных диптихах автокефальных Православных Церквей. Комиссия предложила учесть эти просьбы и рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в диптихи. На заседании комиссии были также высказаны мотивированные просьбы Грузинской Православной Церкви об усвоении ей шестого места в священных диптихах всех Православных Церквей и Кипрской Православной Церкви об усвоении ее Предстоятелю более высокого места в священных диптихах. По этим вопросам достижение общего согласия в настоящее время не оказалось возможным, как и по вопросу о различиях в священных диптихах отдельных Церквей, связанных с отсутствием всеправославного согласия относительно численности Церквей, признанных в качестве автокефальных.

http://patriarchia.ru/db/text/1417623.ht...

Предстоятель «Автокефальной Православной Церкви в бывшей Польше» (в созданном немецкими оккупантами генерал-губернаторстве) митрополит Дионисий (Валединский) пытался расширить каноническую территорию Польской Церкви до пределов оккупированной УССР. Самого его немцы не пропустили за пределы генерал-губернаторства, и в 1941 г. он назначил архиепископа Волынского Поликарпа (Сикорского) администратором «Автокефальной Православной Церкви на освобожденных землях Украины», которую впоследствии ее архиереи стали называть «Украинской Автокефальной Православной Церковью» — УАПЦ. В отличие от УАЦ, УАПЦ не признавала канонического подчинения Московской Патриархии, принимала в сущем сане «липковцев» (или «самосвятов» — членов УАПЦ, возникшей после незаконного и кощунственного рукоположения в Киеве 23 октября 1921 г. запрещенного в священнослужении протоиерея Василия Липковского в сан митрополита священниками и мирянами), сотрудничала с ОУН бандеровского и мельниковского направлений, в богослужениях повсеместно использовала украинский язык. В УАЦ были две группы: часть архиереев, в том числе митрополит Алексий (Громадский), желала объединения с УАПЦ, другая часть стояла за каноническое единство с Русской Православной Церковью. И «автокефалисты», и УАЦ пытались ставить епископов и открывать приходы на всей территории УССР, включенной в состав Рейхскомиссариата «Украина», и в зоне военной оккупации (по состоянию на начало 1943 г. в зону оккупации Вермахта, где вся полнота власти сосредоточилась в руках армейской тыловой немецкой администрации, входили в том числе территории Гомельской, Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Крымской областей БССР, УССР и РСФСР к югу, востоку и северо-востоку от Рейхскомиссариата «Украина»). СПРАВКА ОБ АВТОРЕ. Иеромонах Иустин (Дмитрий Георгиевич Юревич) родился в 1967 г. в Киеве. В 2008 г. закончил богословский факультет ПСТГУ, в 2009 г. — богословско-педагогический факультет Черновицкого ПБИ, в 2018 г. — аспирантуру того же вуза (присуждена степень доктора богословия). В мае 2010 г. рукоположен в сан диакона и пресвитера, служил в Григорие-Бизюковом монастыре. В феврале 2013 г. принял монашеский постриг с именем Иустин. Настоятель Покровского храма с. Качкаровки и Архангело-Михайловского храма с. Мыловое Бериславского округа.

http://e-vestnik.ru/analytics/voyna_na_h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010