Кроме названных учеников и продолжателей старца Паисия, у него в Молдавии было еще много помощников по переписке, исправлению и переводу святоотеческих книг, имена которых уже были названы нами в другом месте. Упомянем также и об архипастырях, сочувствовавших старцу и поддерживавших его. Таковыми были митрополит Гавриил, предоставивший старцу Драгомирну, Иаков и Вениамин. По дальнейшему распространению Паисиева влияния в Молдавии у нас нет достаточно сведений. Известно только, что многие монастыри в Молдавии и Валахии имели своими настоятелями его учеников. Гораздо больше сведений мы имеем об учениках старца Паисия в России. В Россию вышло особенно много его учеников, под воздействием которых в наших монастырях произошел большой подъем духовной жизни, возросли интересы и любовь к чтению и изучению книг, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Паисия и вводившие в своих монастырях его общежительный устав и порядки монастырской жизни; появились архипастыри, глубоко сочувствовавшие направлению старца Паисия и оказывавшие ему свое покровительство и поддержку. Многие светские образованные люди также были увлечены этим духовным движением, а некоторые, оставив мир, приняли монашество и стали выдающимися деятелями в духе старца Паисия. В общем получилось глубокое и широкое духовное движение, неослабевавшее в русском монашестве до самой революции. Постараемся перечислить, насколько можем, главнейших участников этого движения. И сначала упомянем о тех лицах, которые еще при жизни старца обращались к нему из России за духовным руководством. Таковы: друг юности старца иерей Димитрий, по всей вероятности, священствовавший в Полтаве, иноки полтавского Крестовоздвиженского монастыря 3 , группа ревнителей благочестия из северной России, настоятельница Арзамасской общины М. П. Протасьева. Из переписки ее с преемником старца архимандритом Софронием видно, что последний посылал для ее обители иконы, портрет старца Паисия и рукописные экземпляры отеческих книг в переводе старца Паисия; как-то: Добротолюбие, книгу святого Варсонуфия, 12 слов Симеона Нового Богослова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В 1779 году в Киевской епархии было – 968 церквей. Тоже число церквей значится в ней по ведомостям 1782 г., хотя при учреждении Киевской губернии в 1781 году в ней числилось – 963 церкви. В 1785 – 1786 гг., за происшедшими тогда переменами в границах Киевской епархии, церквей в ней осталось – 639, по другим сведениям – 677, в 1790 г. – 688 церквей. 1012 При образовании Киевского наместничества (1781 г.) в него вошли города Градижск и Голтва с уездами. Оба города, по церковному управлению, из упраздненной Переяславской епархии поступили в ведение Киевского митрополита вместе с другими киевскими уездными городами. При введении епархиальных границ в соответствие с губернскими, в силу указа от 31 марта 1785 года, г. Градижск (Градище) с 2 церквями, три села в уезде с хуторами, деревнями и слободами с 4 церквами, город Голтва с 4 церквями, одно местечко, 13 сел, в том числе с. Заполье, с слободами, хуторами и 19 церквами из Киевского наместничества отошли к Екатеринославскому, оставшись по церковному управлению в ведении Киевского митрополита. По указу Св. Синода от 5 февраля 1790 г. оба города с частями их уездов, входившими в состав Киевской епархии, отошли к Екатеринославской епархии. 1013 В Градижском уезде к Екатеринославской епархии отошла Певгородская пустынь, упраздненная в 1756 г бывшая приписной к киевскому Николаевскому первоклассному монастырю. По упразднении пустынь назначена для содержания бедных, увечных и требующих призрения нижних чинов и т. п. людей. В 1790 году в Екатеринославской губернии окончательно определился состав монастырей. По ордеру Потемкина и ведомости приложенной при нем от 15 мая 1790 г. в ней значились мужские монастыри: 1. Полтавский Крестовоздвиженский, второго класса, 2. Григорьевская пустынь второго класса, 3. новоназначенный Спасо-Николаевский первого класса. 1. Нефорощенский Свято-Успенский монастырь, по ордеру Потемкина, превращен в штабной двор и полковую церковь , 2. Сокольский Преображенский уничтожен и остался только приходской церковью, 3. Змиевский (а не Злыевский) Николаевский совершенно уничтожен, 4. Самарский Пустынно-Николаевский м. приписан к екатеринославскому архиерейскому дому. Штат Спасо-Николаевского монастыря в 1790 г. не был назначен; число штатной братии предполагалось в нем до 35 человек, во главе с игуменом. Из женских монастырей в Екатеринославской губернии оставался только один – Великобудинский; в нем жили игуменья и 17 штатных монахинь и не менее 50 заштатных черниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сравнивая полную ведомость о киевских монастырях за 1756 г. со старой ведомостью 1722 года, профессор Ф. И. Титов находит в именной ведомости 1756 г. вновь упоминаемыми: 1. Киево-Софийский кафедральный монастырь (он известен в 1730 году) и приписные к нему скиты: а) Моравский Онуфриевский (он также известен в 1730 г.), б) Задесенский Николаевский, в) Трехсвятительский, 2. Киево-Греческий Екатерининский монастырь, 3. Липянский Онуфриевский, 4. Сорочинский Михайловский, 5. Пустынно-Скельский Преображенский. (Два последних монастыря значатся в 1730 г., а Батуринский Николаевский значится и в 1722 году, хотя проф. Титов почему-то относит его к новым). Из женских монастырей в списке 1756 года вновь значатся: 1. Велико-будицкий Преображенский и 2. Быстрицкий Вознесенский. Среди скитов, приписанных к мужским монастырям, вновь показаны: Козелецкий Троицкий (к Козелецкому Георгиевскому), Ветхо-Рождественский (к Нежинскому Благовещенскому), Слепогородский Онуфриевский (к Лубенскому Мгарскому), Булановский – Болемовский (к Полтавскому Крестовоздвиженскому) и Преображенский (к Годяцкому Красногорскому). 918 Количество киевских епархиальных монастырей оставалось без изменений до второй половины 70-х годов XVIII в., пока не произошло существенных изменений в территориальном составе малороссийских епархий. 919 Киево-Печерская Лавра и Киево-Межигорский монастырь, удерживая свои ставропигиальные права, оставаясь вне зависимости от киевского архиерея и после того, как ему 25 октября 1742 г. был возвращен титул митрополита. 920 Киево-Печерская Лавра получила права ставропигии еще в 1159 г., испросив подтверждение этих прав в 1592 году у константинопольского патриарха Иеремии. 921 В 1686 г. она изъята из подчинения константинопольскому патриарху и подчинена московскому патриарху, который передал ее в ведомство митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского. При назначении преемнику Гедеону Варлаама Ясинского Лавра снова сделана ставропигией (1690 г.), в 1708 году права лаврской ставропигии были подтверждены, с учреждением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Псков.25 Генваря 1822 г. 43. Ведомость 1756 г. о Монастырях в Киевской Епархии Малороссийских 1 . Кафедральный Киево-Софийский. – Приписные к нему следующие три: 2 . Моровский Онуфриевский, 3 . Задесенский Николаевский, 4 . Трехсвятительский Киевский. 5 . Киево-пустыннониколаевский. Приписный к нему 6 . Пивогородицкий Николаевский. 7 . Киевозлатоверхомихайловский. – Приписные к нему следующие два: 8 . Красногорский Чернуский, 9 . Онуфриевский в Липянском Скитке. 10 . Киевобратский Училищный Богоявленский. 11 . Киевовидубицкий Михайловский. 12 . Киевокирилловский Троицкий. 1З. Киевогреческий. 14 . Киевопетропавловский. 15. Козелецкий Святогеоргиевский. 16 . Приписный к нему Козелецкий в скитку Троицкий. 17 . Нежинский Благовещенский. 18. Приписный к нему Ветхорождественский. 19 . Максановский Преображенский. 20 . Батуринский Николаевский. 21 . Гамалеевский Харлампиевский. 22 . Глуховский Петропавловский. 23 . Лубенский Мгарский. Приписный к нему 24 . Слепородский Онуфриевский в Скитку. 25 . Густинский Троицкий. Приписный к нему 26 . Деймановский в Скитку. 27 . Сорочинский Михайловский. 28 . Нехворощинский Успенский. 29 . Приписный к нему Сокольский в Скитку. 30 . Полтавский Крестовоздвиженский. 31 . Приписный к нему Болемовский в Скитку. 32 . Пустынноскельский Преображенский. 33 . Красногорский Гадяцкий. 34 . Приписный к нему Преображенский в Скитку. Монастыри Киевской Епархии Девичьи. 1 . Киевофлоровский Вознесенский. 2. Киевобогословский. 3 . Киевоиорданский. 4. Козелецкий Богословский. 5 . Нежинский Введенский. 6 . Новомлинский Успенский. 7 . Пустынномутинский. 8 . Глуховский Успенский. 9. Ладинский Покровский. 10 . Великобудинский Преображенский. 11 . Пушкаровский Покровский. 12 . Быстрицкий Вознесенский. Сверх того неподчиненные Епархиальному Начальству были 1 . Киево-Печерская Лавра, 2 . Межигорский, с приписными к ним. Ведомость 1766 г. О монастырях Епархии Киевской Греческого исповедания мужеских и девичьих под Польским Правленьем. 1 . Монастырь общежительный Братский Виленский мужеский, Сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Имя митрополита Серафима (Чичагова) выбито на плитах мемориала на Бутовском полигоне. 2017 г. Разносторонне талантливые люди, деятели высокой культуры и образованности были чужды грубому режиму большевиков. Поэтому в целом после участия в Соборе 1917–1918 владыку Серафима можно именовать скитальцем. Впервые святитель арестовывался в 1921 году, в 1922 году был сослан на Север. Вскоре после возвращения из ссылки, в 1924 году, опять ненадолго арестован. В 1927 году поддержал «декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Церкви большевистскому государству, в 1928 году стал митрополитом Ленинградским и Гдовским. В 1933 году уволен на покой, стал мирно жить на подмосковной станции Удельная, но все равно не давал покоя гонителям. Он продолжал заниматься благотворительностью среди православных людей, страдавших от натиска безбожников, регулярно принимал духовных чад. В 1937 году 80-летний, больной гипертонией старец был обвинен в создании «глубоко законспирированной контрреволюционной монархической агитации» и расстрелян на Бутовском полигоне. 60 лет спустя владыка Серафим (Чичагов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1997 года. Другого члена Великого Собора протоиерея Сергия Ивановича Четверикова (1867–1947) избрали от клира Полтавской епархии, но его известность была, в общем-то, общецерковной. Уроженец Екатеринославской губернии, выходец из купеческой семьи, он окончил гимназию в Таганроге, учился на медицинском факультете Московского университета, затем перешел в Московскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидата богословия в 1896 году. По завершении обучения был рукоположен в священный сан и служил настоятелем храма при знаменитой православной трудовой общине — Крестовоздвиженском трудовом братстве Неплюева в Глуховском уезде Черниговской губернии. По своему уставу Братство пользовалось правом избрания священника. Вскоре о. Сергий в губернском городе Чернигове стал настоятелем церкви святой Параскевы Пятницы, но в первый же год нового двадцатого века резко поменял географию его служения: по приглашению епископа Гермогена (Долганова; в будущем также члена Собора 1917–18 годах; в 1918 году принял мученическую кончину) в 1901 году отец Сергий стал священником в Саратове, где настоятельствовал в храме при женском епархиальном училище, трудился законоучителем, участвовал в миссионерской работе местного Братства святого Креста (подобные Братства существовали во многих епархиях, и через них осуществлялась «неформальная миссия», они аккумулировали «общественную инициативу» по христианскому просвещению населения).

http://foma.ru/portret-epohi-v-sudbah-ch...

Смотря на нее и на Принца Петра, Фридрих и Супруга его, каждый год посещавшие их, изъявляли сожаление; но не могли объясняться с ними без переводчика, ибо они говорили только по-русски. Единственное увеселение Принца и сестры его состояло в картах, и Иосиф принужден был принимать участие в этой невинной забаве. Принцесса Екатерина подарила ему рисунок тушью, изображающий место их заключения в Холмогорах. Она не училась рисовать и, со всем тем, довольно искусно представила свое уединенное убежище. Драгоценное это произведение принадлежит мне с 1819 года. Я получил его из рук бывшего тогда Архимандритом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря Иосифа, за пять лет до его кончины. Принцесса Екатерина переселилась в вечность в Государствование Императора Александра, 9-го апреля 1807 года, на 66-м от рождения, назначить наследниками своими Датских Принцев Христиане Фридриха и Фридриха: Фердинанда. Лишась сестры, и братьев, она желала возвратиться в Россию и постричься в монахини утешала себя только молитвою; терпела разные неудовольствия от находившихся при ней чиновников и служителей и, пред кончиною писала к Императору Александру о пожаловании им пенсии. Она также походила на отца; была сухощава, небольшого роста, белокура, косноязычна; объяснялась с братьями и с сестрою посредством знаков; понимали их по одному движению губ 211 . Доселе в Горзенской Лютеранской церкви стоят на виду четыре гробницы, заключающие бренные останки Отраслей Царя Иоанна Алексеевич а. Государствование Императрицы Елисаветы Петровны 13-й Генерал-Фельдмаршал Лудовик-Вильгельм, Принц Гессен-Гомбургский Лудовик, Иоанн, Вильгельм, Принц, Гессен-Гомбургский, сын Ландграфа Фридриха-Якова, родился в 1704 году и, по словам Манштейна, не получил воспитания, соответственного высокому происхождению. Отец его желал вступить в нашу службу (1717 г.) Генералом над всею кавалериею; но Петр Великий не изъявил согласия; отказал ему и в доставлении Курляндского Герцогства, на которое Ландграф Гессен-Гомбургский простирал свои виды, как ближайший родственник Герцога Фердинанда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова), на обороте которого начертан текст духовного завещания братии. К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня. В настоящее время монастырь разрушен полностью. Храмы: Архангела Михаила (1726 г., утрачен), Воздвижения Креста Господня (в 1803 г. обращен в приходской, утрачен), Георгия Победоносца надвратный (1726 г., в 1756 г. обращен в приходской, в 1801 г.разобран), Успения Божией Матери (1784 г., утрачен) http://drevo-info.ru/articles/17894.html История монастыря состоит из нескольких периодов: - Существование и упадок монастыря в селе Бизюково на Смоленщине. Он был создан боярами Салтыковыми в 1621 г. и в 1803 г. упразднен указом императора Александра I. - Возникновение в 1782 г. Софрониевского подворья и создание монастыря в 1803 году тем же указом Александра I. В середине лета 1922 года, после окончательного установления советской власти, монастырь прекратил свое существование. - 1992 год - начало возрождения монастыря. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, оплот Православия на юге Российской империи, занимавший в начале XX столетия в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры, расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. Почти полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Истины. Неоценимо духовное наследие монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в двух разных местах и в разное время. В царствование Екатерины Великой земли от Днепра до Южного Буга получают название Новороссия. В её состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена - ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной».

http://sobory.ru/article/?object=38460

Мария , 1840–53. Аполлинария , 1854–59. 3 Георгиевского Переяславского упразднённого 291 : Игум. Иероним Дубина , 1685. Полтавского Вознесенского архим. Пахомий определён в 1777 (?). 4 Крестовоздвиженский, под Полтавой, основан около 1650 г. Ныне второклассный. [IV. 871; V, 598.] Игумены [ Самуил , 1658 и 59.] Антоний Почека , 1766–70, перев. в Гамалеевский. Амфилохий Леонтович , 1770–76. 28 июля перев. в Яковлевский Ростовский. Феоктист Мочульский , архим., 28 июля 1776 перев. из Ростовского Яковлевского; уволен 4 сент. 1779; (с 1781 архим. Колязинский). Никифор Феотский , архиепископ Славенский, управлял мнтрём 1779–97, (и другие архиереи). Архимандриты Феодосий , 1802–10. Аполлос , 27 июня (sic) 1810. Иосиф Ильицкий , с 1811; † 20 сент. 1824. Гавриил , 1825–42. Нифонт , 1842–45. Феофил 21 июня 1845 перев. из Раненбургского Петропавловского; до 1869. 5 Красногорского Гадяцкого, заштатного [III, 683; IV, 802; VI, 984]: Игумены Гедеон , 1654. Антоний , 1765–76. Иларион , 1777–80. Димитрий Устинович , с 12 янв. 1785, потом 8 сент. игум. Выдубицкий. В 1785 г. мнтрь упразднён. 6 Густинский Троицкий, близ Прилук, основан на земле кн. Корибута Вишневецкого, Святогорцем Иоасафом, пришедшим в Киев с игум. Межигорским Афанасием в 1600 г., а сюда около 1614. [III, 761.] Игумены Иоасаф , основатель, † 8 окт. 1616. Варлаам, в 1617, очень недолго. Комментарий, в 1617 и 18, удалён в Межигорский; после там игуменом. Никифор , в 1618–20, удалён в Межигорский. Евфимий , в 1620 и 21, отказался. Варлаам , вторично, 1622–24. Филарет поставлен в окт. 1624. Иов , 1625–1627, перев. в Мгарский. Феодосий , 1628 и 29, перев. в Мгарский. Исаия , в янв. 1629–31. Иов , 1631–35. Иринарх , в 1636. Тогда мнтрь сгорел. Василий в июне 1638 бежал в Путивль с имением монастырским; вскоре †, в Молченском мнтре. Мнтрь пустел год. Илия Торский , возобновитель, с 1639: † 10 авг. 1645. Евфимий Стефанович , 1646. Иосиф , 1657–60. Авксентий Якимович поступил 24 янв. 1665; † 16 дек. 1695. Иов , с 6 авг. 1703.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

07.1942 01.1943 30.01(12.02)1944 04(17)07.1955 04(17)07.1955 06(19)10.1955 06(19)10.1955 08(21)05.1959 08(21)05.1959 01(14)08.1961 Иоасаф Лелюхин 01(14)08.1961 01(14)11.1961 Алипий Хотовицкий 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 18(31)05.1973 18(31)05.1973 06(19)02.1990 07(20)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 04(17)09.1990 11(24)11.1990 14(27)07.1992 06(19)09.1992 24.08(06.09)1993 06(19)10.1993 Днепропетровская, григ. Основана в 1925 г. Викарная кафедра: Луганская. 09(22)12.1925 Владимир Соколовский-Автономов Днепропетровская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Павлоградская, Запорожская, Бердянская, Мариупольская, Луганская. 1922 06.1923 10.1922 14(27)11.1922 30.08(12.09)1923 Афанасий Вечерко 19.12.1924(01.01.1925) Николай Гиляровский 04(17)11.1924 10(23)06.1925 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 19.08(01.09)1926 05.1935 28.12.1937(10.01.1938) 1309 Вторая дата – определение на покой. В музее надгробий при Александро-Невской Лавре хранится плита со следующей надписью: «Евгений Булгар, арх. Славенский и Херсонский. † 27.05.1806 г. на 91-м году жизни». 1310 «...† убит 13 окт. 1792 г. в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, где его мощи нетленны...» (Н.Д. Иерархия... С. 114). Причина и подробности убийства не сообщаются. 1313 Архиепископ Афанасий (Иванов) «...признал удобным переместить кафедру из малолюдного военного Новомиргорода, стоящего на окраине епархии, в центральный город Екатеринослав, строившийся там, где до сего было селение Половица». Скончался святитель при весьма прискорбных обстоятельствах: «...одолеваемый преклонными летами и болезнию, отправился в Черноморье, к Пятигорским минеральным водам, не имевшим тогда надлежащего медицинского устройства и, при самолечении горячими водами, от обжога заболел, скончался 18.08.1805. Тело его перевезено и погребено в Николаевской Самарской пустыне ... от Екатеринослава в 20 верстах» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17). 1314 Вторая дата – дата кончины. Под его руководством «...был издан первый провинциальный календарь учителем семинарии Синицким, под заглавием: «Календарь на лето от Рождества Христова 1810-е, переведенный с польского при Екатеринославской семинарии. Печатан в Харькове в Университетской типографии». Книжка редкая, в 54 страницы. После обыкновенных статей в календаре помещено: «Краткое историческое известие о Славенской епархии, ныне именуемой Екатеринославскою, ее архиереях и семинарии»...» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На станции Чаплино в пределах Екатеринославской губернии был казнён архимандрит Вениамин из Москвы. Казнён он был за то, что заступился за приговорённого к смерти на той же станции бывшего земского начальника. Слабого старика, едва передвигающего ноги, тащили на казнь по вокзальному перрону. На месте казни его раздели и платье его палачи разделили между собой. Затем жертву стали нещадно бить шомполами. Сила ударов была столь велика, что одним из ударов была отбита коса. Архимандрит, весь окровавленный, молчал и только молился, но ударами по рукам ему умышленно мешали креститься. Мучение продолжалось бесконечно долго, пока, наконец, несчастному не отрубили голову. В Бахмутском уезде той же губернии сельскому священнику Попову предложили отслужить панихиду по самому себе, а когда он отказался выполнить, его тут же расстреляли. Другому сельскому священнику в том же уезде большевики перед смертью выкололи глаза и вырвали бороду. В селе Рождественском Александровского уезда красноармейцы отрубили местному священнику руки и ноги по туловище и в таком виде повесили за волосы на акацию, а затем расстреляли и три дня не позволяли снимать тело с дерева. В Полтавской губернии красноармейцы заняли Лубянский Спасо-Преображенский монастырь, повеселились в нём и принялись грабить и кощунствовать. Затем через некоторое время их офицер приказал настоятелю священно-игумену Амвросию собрать всю братию. Часть монахов была в отсутствии и всего собралось 25 человек. Их объявили арестованными, потребовали выдачи ключей от келий и всех других монастырских помещений. Затем монахам было приказано принести дрова и при этом им объяснили, что все они будут сожжены. Но приближение Добровольческой армии расстроило их планы, нельзя было медлить, и спешно погнали всех арестованных монахов в город, а оттуда повели на вокзал. Здесь среди ночного мрака их стали расстреливать партиями. Расстрел начался с настоятеля Амвросия, которого убил выстрелом из револьвера комиссар Бакай, стоявший во главе стражи. А затем красноармейцы стали расстреливать остальных. Семнадцать монахов было убито, а остальные семь были только ранены и притворились убитыми. В самой Полтаве в конце июня 1918 г. был арестован большевиками иеромонах Крестовоздвиженского Полтавского монастыря Нил. Несколько раз его водили на допрос. С последнего допроса он вернулся сильно избитым. Сопровождавший его красноармеец заявил, что арестованный монах так упорен, что ничего не хочет говорить и что на него придётся истратить 37 рублей, т.е. стоимость пули. Действительно, 4 июля он вместе с двумя неизвестными был выведен в лес, и там все трое были расстреляны. Осмотр трупа иеромонаха Нила установил, что убийство его сопровождалось тяжёлыми, безмерно мучительными истязаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010