Свято-Сампсониевский храм (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сампсониевская церковь — мемориальная церковь-памятник на поле Полтавской битвы. Содержание История [ править править код ] История этой полтавской святыни по-своему уникальна. Сразу после Полтавской битвы российский царь Петр I выдал указ об учреждении в честь победы над шведами на поле боя мужского монастыря, а в нем двух церквей: верхней каменной, во имя святых апостолов Петра и Павла (именно на день памяти этих святых, совершаемой по юлианскому календарю 29 июня, то есть в день своего тезоименитства, Петр I назначал Полтавскую битву, но Карл XII начал ее раньше – 27 июня, в день преподобного Сампсона), и нижней – Сампсоновской, во имя Сампсона Странноприимца. Однако в силу разных причин этот указ так и не был воплощен в жизнь. Прошло время. В 1840 году тайный советник И. С. Судиенко, служивший при почтовом ведомстве во время царствования Екатерины II, пожертвовал капитал в 1000 тыс. руб. на сооружение церкви на поле Полтавской битвы. Был объявлен конкурс на проект храма над братской могилой российских воинов, и в 1841 утвержден проект архитектора И. И. Шарлеманя, доработанный в 1848-м. Храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца был заложен в 1852 году, а освящен – в 1856-м, строился он на средства уже упомянутого благодетеля И. С. Судиенко. Первая церковь была небольшая, каменная, простой архитектуры: византийский стиль, прямоугольная в плане, четырестолбная, увенчивалась центральным куполом и четырьмя декоративными главками по углам. Напротив нее, со второй стороны Братской могилы российских воинов (согласно давней украинской традиции, как и все поле битвы, она носит название от побежденной армии – Шведская могила), построили два небольших каменных домика для причта. С 1857 года Сампсоновская церковь была приписана к Крестовоздвиженскому монастырю. На ее содержание из процентов капитала все того же Судиенко до 1875 года отпускалось 435 руб. в год, а позже – 1000 руб. Свято-Сампсониевский храм. Начало ХХ века.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сампсони...

Диканька. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь сооруженна в 1780 г. в стиле позднего барокко и имеет в плане форму креста. Это единственный памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Н.В. Гоголя, который часто бывал в ней. Существует легенда, якобы именно здесь бывал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством» (к сожалению, фрески не сохранились: большая часть их была уничтожена). www.explore.in.ua Троицкий каменный храм в историческом центре Диканьки, на месте старой деревянной Крестовоздвиженской церкви, был построен в 1780 году внуком казненного гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Запорожского войска Василия Кочубея, бунчужным Полтавского казацкого полка Павлом Кочубеем. С Троицкого храма началось строительство в Диканьке каменных культовых зданий. Церковь имела два тайных входа в подземелье: один соединялся с системой подземных ходов, вырытых под поселением для защиты от внешних врагов, второй вел к склепу под церковью возле правого клироса, в котором в 1786 году был похоронен П.В. Кочубей с супругой. Троицкая церковь построена в стиле позднего барокко: крестообразная, углы оформлены пилястрами и прямоугольными колоннами, стены с большим количеством лепных украшений завершаются высокими карнизами. За композицией это тетраконховая, центрической конструкции с четырьмя полукуполами однокупольная церковь. Поставленный на поддерживающие арки высокий световой четверик увенчан массивным восьмериком, грани которого, установленные по сторонам света, завершались полукруглыми фронтонами в виде кокошников. Восьмерик увенчивался ярусным верхом сложной конструкции. Церковь отличалась изысканным декором, здание было очень пропорциональным, близким к классическим архитектурным образцам. Оригинальной особенностью на то время был вымощенный чугунными плитами пол, под которым, в определенных местах, открывались тайные входы под храм. К западу от храма в 1781 году была построена двухъярусная четырехугольная колокольня, значительно ниже церкви, с простым декором. Церковная территория была обнесена металлической изгородью, здесь же находилось кладбище, на котором еще со времен существования предыдущего, Крестовоздвиженского, храма хоронили местную знать. Как свидетельствуют народные предания, именно на этом кладбище (а не в селе Жуки) покоится прах выдающегося казацкого летописца Самийла Величко.

http://sobory.ru/article/?object=17943

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Николай Пирский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Пирский Николай Васильевич; 7.04.1857, с. Солошино Кобелякского у. Полтавской губ.- 9.06.1935, Полтава), архиеп. Полтавский и Кременчугский. В 1877 г. окончил Полтавскую ДС, после чего служил учителем. 2 нояб. 1880 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в его родном селе. Помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя солошинских церковноприходской школы и школы грамоты, а также народного уч-ща в с. Дийнековка. С 1887 г. являлся окружным наблюдателем церковных школ, с 1888 г.- товарищем (заместителем) председателя Кобелякского уездного отделения Полтавского епархиального училищного совета. 21 сент. 1898 г. назначен настоятелем храма во имя Иоанна Предтечи в г. Прилуки Полтавской губ. Одновременно стал прилукским уездным наблюдателем церковных школ, от духовенства его избрали членом Прилукской городской думы. 27 июля 1899 г. переведен священником к Крестовоздвиженскому собору в г. Кобеляки, назначен благочинным кобелякских городских церквей. В 1905 г. стал настоятелем Крестовоздвиженского собора, возведен в сан протоиерея. Автор неск. статей и брошюр по истории храмов и селений Полтавской епархии, публиковавшихся в «Полтавских епархиальных ведомостях». В февр. 1907 г. избран депутатом 2-й Гос. думы (распущена в июне того же года). Входил в состав депутатской фракции правых монархистов. С окт. 1908 г. помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя кобелякских мужской и женской гимназий. Был избран гласным Кобелякского уездного земства от духовного ведомства, председателем Кобелякского уездного отд-ния Полтавского епархиального училищного совета, директором Кобелякского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета. В июне 1909 г. прот. Н. В. Пирскому было поручено произнести приветственную речь от имени епархиального духовенства в честь прибытия в Полтаву по случаю празднования 200-летия Полтавской битвы имп. мч. Николая II Александровича (тот в ответ, поблагодарив, сказал, что помнит протоиерея по Петербургу). После Февральской революции 1917 г. против прот. Н. В. Пирского были выдвинуты обвинения в участии в монархических орг-циях и причастности к подавлению революционных выступлений в 1905 г. Однако рассмотревший его дело в окт. 1917 г. епархиальный совет постановил: «...дать отзыв Преосвященному Владыке о протоиерее Николае Пирском как о человеке неопасном в политическом отношении и не способном к контрреволюционным выступлениям, всегда исполнительном и не выходящем за пределы предоставленных ему прав, и аккуратном в исполнении поручаемых ему обязанностей».

http://pravenc.ru/text/2566006.html

С.В. Шумило 4. «Найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» О том, как происходил сбор пожертвований и милостыни афонскими и молдавскими монахами на Запорожской Сечи, мы имеем немало описаний. В частности, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) описывает, что на Сечи, как и вообще в Запорожских землях, афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по несколько лет 51 , посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для осуществления у христиан церковных треб и для оказания верующим духовного утешения» 52 . Кроме того, по словам еп. Феодосия, иногда запорожцы и сами путешествовали на богомолье не только в монастыри Левобережной и Правобережной Украины, но и на Афон, и в буковинскую Драгомирну, входившую в состав Молдовлахийского княжества 53 . Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) описывает, как он приблизительно в этот же период собирал милостыню на Запорожье для своего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В частности, он сообщает, что жили они на Сечи в отдельном т. н. «чернецком дворце» 54 , где останавливались монашествующие и священники. Собрав пожертвования, они «выехали из Сечи караваном, при коем угнали оттудуж 16 верховых лошадей, столько вывезли материи, сколько и галуну, сафяну, мишин и прочего», а также «с верхом два воза рыбой и два с солью» 55 . На основании этого описания мы можем представить, как собирали пожертвования и посланные прп. Паисием на Сечь монахи из Драгомирны. Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить» 56 . О том, насколько успешной была миссия посланных прп. Паисием монахов на Сечь, мы можем судить по дошедшим до нас архивным документам. Так, в протоколе допроса постриженника прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

сост. Александр Ратшин Полтавской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Полтаве на берегу реки Ворсклы; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Полтавской семинарии. Основан в 1650 году, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, игуменом Лубенского Мгарского монастыря, Каллистратом. – В 1709 году обитель эта была разорена шведами. – Здесь соборная церковь Воздвижения Честного Креста. Архимандриты здешние имеют преимущество носить на скрижалях мантии своей изображения Великомученика Георгия и Сампсона Странноприимца, в день памяти коего последовала знаменитая Полтавская победа. МГАРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в 5 верстах от уездного города Лубен, на горе, искони называемой Мгари, около подошвы которой протекает река Сула; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1619 году, игуменом Густинского Троицкого монастыря Гаием; в то время, когда Малороссия была еще в зависимости польских королей. Главною вкладчицею при построении этой обители была супруга Овручского Старосты, Райна Михайловна Корыбутова, урожденная княжна Вишневецкая. – Игуменство здесь продолжалось сначала основания до 1743, а в сем году учреждена архимандрия. Монастырь имеет две каменные церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с четырьмя приделами: Великомученика Георгия, Архистратига Михаила, Первомученика Стефана и Николая Чудотворца. Храм этот построен Малороссийскими Гетманами в 1682–1694 годах. В нем почивают открыто мощи св. Афанасия, Патриарха Константинопольского, скончавшегося 5 апреля 1654 года в самой этой церкви после служения, на возвратном пути из Москвы; мощи эти находятся не в гробе, а в креслах, по обыкновению Восточных церквей. Тут же погребен Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский). 2) Благовещения Богородицы, с трапезою. В XVIII веке был здесь игуменом, а потом, с 1743, первым архимандритом, Иоасаф (Горленко), впоследствии епископ Белградский. В царствование Екатерины II, монастырь этот был отдан для пребывания Константинопольскому Патриарху Серафиму, изгнанному турецким Султаном и искавшему покровительства России. В 1775 году он переведен отсюда в Максаковский монастырь, Черниговской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван) Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха. В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии; с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии. После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией. С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря. 4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии. 7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии. 9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую. С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским. 5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода. Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЫЛЕВСКИЙ [болг. Дилевски] Николай Михайлович (10.11.1904, г. Чугуев Харьковской губ.- 23.10.2001, София), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики. В 1915 г. поступил в Петровско-Полтавский кадетский корпус, после окончательного закрытия корпуса в 1919 г. вернулся в Чугуев, но вскоре был вынужден покинуть Россию вместе с отступавшими частями армии ген. Врангеля. До февр. 1921 г. жил на о-ве Халки, потом переехал в Стамбул и поступил в рус. Крестовоздвиженскую гимназию. В 1922 г. гимназия вместе с преподавательским и ученическим составом была перемещена в Болгарию в г. Пештера. В 1925 г. Д. окончил гимназию с серебряной медалью и 16 окт. записался на медицинский фак-т Софийского ун-та, но через семестр перевелся на историко-филологический фак-т. С 1928 г. был стипендиатом болг. правительства, которое выделило 2 стипендии особо выдающимся студентам рус. происхождения. В 1930 г. окончил историко-филологический фак-т Софийского ун-та по специальности «славянская филология». В 1930-1931 гг. проходил стажировку в 3-й муж. гимназии в Софии. С сент. 1931 г. преподаватель болгарского языка и лит-ры в педагогическом уч-ще в г. Неврокоп (ныне Гоце-Делчев). С 1934 по 1972 г. лектор Софийского ун-та, читал курсы «Русский язык» и «Историческая грамматика русского языка», доцент (1948), профессор (1955). Защитил канд. дис. «Сложные глагольные основы в современном русском языке» (1948), докт. дис. «Основные проблемы устойчивости/подвижности русского ударения» (1954). В 1951-1971 гг. зав. кафедрой рус. языка Софийского ун-та, в 1951-1955 гг. зам. декана филологического фак-та. В 1967 г. специализировался в МГУ. Основные научные интересы Д. затрагивали историю и лексикологию рус. и болг. языков, русско-болг. языковые параллели и различия, русско-украинско-болг. культурные и лит. связи. Помимо многочисленных лингвистических исследований написал учебники: Курс грамматики современного русского языка: Фонетика (София, 1950); Русская граматика (София, 1950, 1952, 1964, 1972, 1978, 1985); Краткий очерк истории и исторической грамматики русского языка (София, 1951, 1953). Более 35 публикаций Д. посвятил лексическому и стилистическому комментированию и разъяснению «темных мест» «Слова о полку Игореве» (библиографию Д. по этому вопросу см.: Буланин Д. М. Дылевский Н. М.//Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 2. C. 152-155).

http://pravenc.ru/text/180744.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а. Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки. Основана была эта обитель в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. В 1695 году он был захвачен и опустошен крымскими татарами. В 1709 году монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной русскими. По преданиям, в монастыре была штаб-квартира Kapлa XII. Первые монастырские сооружения были деревянными. В конце XVII b., после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В.Л. Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы на него царю Петру А в 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. После изгнания шведов уже позднее, в первой четверти XVIII b., его достраивал сын В.Л. Кочубея – полтавский полковник В.В. Кочубей. В 1756 году по правую сторону алтаря устроен придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на хорах с правой стороны в 1761 году – во имя святителя Николая, с левой стороны в 1795 году придел во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. В конце XIX b. они обновлялись. Замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году. Вторая монастырская церковь – Троицкая, была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году. Она считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – великомученицы Варвары (1864 год), по левую сторону – во имя архистратига Михаила (1866 год, разобран в 1894 году). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находились трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой. Третья церковь – Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны. Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная в 1786 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Афанасий II, епископ Могилевский и Полоцкий (Вольховский) Родился в г. Полтаве в семье священника. Окончил Тверскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1765 году по окончании академии рукоположен во священника к Полтавской Николаевской церкви. 1 октября 1769 года принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре. С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе. С 1776 года – игумен Новгородского Кириллова монастыря. С 1781 года – наместник Александро-Невской лавры. В 1783 году переведен сначала в Новгородский Отенский монастырь, а затем (23 ноября) – в Вяжищский монастырь с возведением в сан архимандрита. 13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 5 марта 1795 года – епископ Могилевский и Полоцкий. 27 августа 1797 года уволен на покой в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 1 января 1801 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. О преосвященном Афанасии существуют различные мнения. Некоторые утверждали, что епископ Афанасий был недостойный архиерей, нехороший, безграмотный человек. Он даже знакомое ему Евангелие не мог читать без частых остановок и ошибок. Вот как сообщает по этому поводу Добрынин. «Как это могло статься, чтобы в царствование Екатерины Великой был архиерей безграмотный? А вот как: Екатерина, будучи на седьмом десятке лет и уже истечении своего века и царствования, естественно, не всегда уже видела все там, где прежде умственный и вещественный ее глаз досягал. А граф Безбородко, будучи при ней канцлером и министром и правителем всех дел, хотя был достоин сих почестей и царского доверия, но он имел мать лет восьмидесяти с лишком. Она не давала сыну покоя своими из Малороссии письмами, требуя, чтобы Александро-Невский наместник, архимандрит Вольховский непременно был сделан архиереем. Инакоже? – сыну проклятие. Ну кому же захочется быть прокляту от матери? Вот и вся сказка, по крайней мере, так говорили все, ибо каждый любопытен был знать, почему на такую важную степень возведен человек неграмотный и послан в такую губернию, где всякий ксендз говорит латинским языком, а многие и другими иностранными, не включая русского и польского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Quiz:Uзbecmheйшue монастыри Украины Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Данный тест позволит вам проверить свои знания об известнейших монастырях Украины каком одесском монастыре находятся мощи преподобного Кукши Одесского? - Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь + Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь - Свято Иверский мужской монастырь какой обители почил и завещал быть похороненым святитель Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец? - Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь - Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) - Свято-Введенский Киевский мужской монастырь + Спасо-Преображенский Мгарский монастырь обитель не была закрыта в советскую эпоху, во многом благодаря религиозно-просветительским программам русской службы BBC, в которых епископ Василий(Родзянко) предал широкой огласке угрозу закрытия монастыря? - Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра - Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева пустынь) + Свято-Успенская Почаевская Лавра - Свято-Успенская Святогорская Лавра из украинских монастырей почитается Поместными Православными Церквями как третий (среди Иверии, Афона и Серафимо-Дивеевского монастыря) «земной Удел Пресвятой Богородицы»? - Свято-Успенская Почаевская Лавра + Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра - Киевский Покровский женский монастырь - Свято-Успенская Святогорская Лавра какой обители находится могила Петра Алексеевича Столыпина? - Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь) - Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - Свято-Троицкий Ионинский Киевский мужской монастырь + Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра монастырь находится на месте первого каменного храма на Руси, который был построен святым равноапостольным Владимиром, а впоследствии разрушен? + Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь - Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра - Свято-Троицкий Ионинский Киевский мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Quiz:Известней...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010