Первоначально один человек мог быть членом только одного ордена и носить только его знаки. Когда ордены фактически перестали быть организациями, эта норма ушла в прошлое. Однако статуты некоторых орденов еще и в ХХ веке требовали, чтобы их знаки не соседствовали на одежде со знаками других орденов.В практике обычно носились на одежде знаки только высшего ордена. Знаки остальных орденов надевались лишь в торжественных случаях. В это же время – в начале XVIII века – ордена, как государственная награда , появились в России. Сам по себе обычай награждать особо отличившихся воинов или служивых людей за верность и отвагу существовал на Руси задолго до этого, с древних веков. В качестве награды использовались оружие, дорогие меха, золотые и серебряные кубки или ковши, реже – золотые и серебряные нательные кресты. В XV–XVII вв. широкое распространение приобретают жалованные золотые. Князья, а затем и цари щедро награждали ими участников сражений и военных походов. При награждении учитывалось общественное положение награждаемых: чем знатнее было их происхождение, тем большего размера и веса был золотой. Тысячи таких наград были пожалованы участникам Крымских походов в 1687 и 1689 годах. Тогда же вошло в обычай носить их, пришивая на рукав или на шапку. Среди награжденных этими государственными наградами были и духовные лица. В начале XVIII в. отечественная традиция жалованных золотых нашла свое отражение в наградных медалях императора Петра I. Среди них особое место занимали золотые миниатюрные царские портреты под короной, украшенные эмалью и бриллиантами. Этой высокой и почетной награде Петр I предавал особое значение и лично награждал ею своих ближайших сановников и полководцев, отличившихся в сражениях. Однако, именно при нем в основу государственных наград была положена западная традиция орденов. Первый российский орден возник после Полтавской битвы по личному указу императора Петра I. Им стал орден Святого апостола Андрея Первозванного . Эта высшая государственная награда вручалась за особые военные подвиги и государственную деятельность, «дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». 10 марта 1699 года первым кавалером ордена стал фельдмаршал Ф.А. Головин. Сам же царь, в звании бомбардир-капитана, был награжден орденом Св. Андрея в 1703 году за взятие двух шведских кораблей в устье Невы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

Затем, по обкатанной уже схеме, действовала советская власть в отношении российского зарубежья: подыскивалось лицо, которое могло бы принять на себя инициативу по организации раскола. Это должен был быть епископ, уже проявивший себя искателем выдвижений, внешнего почета и власти. Иными словами, весьма честолюбивый и властолюбивый епископ. А советская власть брала на себя задачу помогать кандидату, всячески подкармливая честолюбие избранного лица, пока и сам он не начнет действовать в желательном направлении. Вольно или невольно, но ближайшее окружение митрополита Евлогия (Георгиевского) осуществляло как раз то, что было желательно большевистской власти, которая сумела издать от имени Патриаршего управления указ, создающий все предпосылки для заграничного раскола. На первых порах митрополит Евлогий отверг указ как провокацию большевиков, но затем признал его имеющим каноническую силу. Эта разительная перемена в отношении к указу, происшедшая в периоде 1922 по 1926 год, объясняется тем, что Митрополит подпал под сильнейшее влияние своего окружения. Архиепископ Феофан неоднократно говорил, что с митрополитом Евлогием можно было и договориться, если бы не его окружение, ведь он делал шаги к примирению. Но всякий раз благие его намерения разрушались этим окружением, основным ядром которого были Бердяев, Булгаков, Карташев. Закваска у них была вполне революционная и в какой-то мере сродни советской. Им нужен был раскол Заграничной Церкви. Владыка Феофан говорил, что болезнь у митрополита Евлогия началась с типичного раскола, но переросла в конце концов в явление более сложное и опасное. Владыка не употреблял слова «ересь», но это само собой напрашивается из его рассуждений применительно к позднейшим событиям. В 1926 году владыка Феофан писал знакомому архимандриту: «Дела наши церковные таковы. Митрополит Евлогий не смиряется. Окружение его толкает на раскол. Мы все могли бы уступить ему, но не можем вручить в руки его судьбы Православия. Он опутан сетями YMKA. A YMKA действует разлагающим образом на студенческие кружки. Профессор Бердяев в журнале «Путь» 5 открыто заявляет, что раскол в Церкви неизбежен и необходим. Один только православный иерарх митрополит Евлогий «возвысился до сознания реформировать Православие» и в этом смысле является «орудием Промысла Божьего» в наше время. По-прежнему прикрываются они именем и заветами Патриарха Тихона. Пользуются тем, что его нет в живых и он не может возвысить своего голоса против затей новых «реформистов Православия».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Памятник в Бендерах планируют установить в 2009 году — в год 300-летия со дня смерти Мазепы. Указ об установке памятника Мазепе подписал президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов. Изготовление памятника Мазепе заказал в Молдавии вице-президент Приднестровья Александр Королев. Также в СМИ республики была распространена информация о том, что «памятник Мазепе в Приднестровье устанавливают по просьбе Ющенко». Данное событие вызвало широкий резонанс не только в Приднестровье, но также в России, Молдавии и на Украине. Ряд политиков и общественность ПМР выступили против закладки памятника Мазепе, которая рассматривалась как «плевок в лицо России». В частности, в заявлении общественных организаций республики отмечается: «Считаем неуместной закладку гранитной плиты в основание бюста гетману на территории Бендерской крепости. Население республики неоднозначно относится к этой исторической личности и идее установки памятника. Более того, при закладке плиты не было никакого совета с народом. Мы осуждаем эту идею и призываем всех граждан Приднестровья присоединиться к нашему протесту». Общественные организации Бендер расценили это событие, как «попытку внести раскол в единство приднестровского народа, в общность интересов России и Украины» и потребовали от президента, парламента и городских властей Бендер демонтировать плиту. «Гетман Иван Мазепа в истории известен как предатель и изменник, запятнавший свое имя позором и многими недостойными поступками. Православной Церковью Мазепа предан анафеме за клятвопреступничество, разрушение монастырей и храмов, гонение верующих и осквернение православных святынь. Почему в Приднестровье пытаются обелить второго Иуду и призывают жителей республики преклоняться перед такой личностью?» — говорится в заявлении общественных организаций города. В настоящее время на Украине идут бурные споры о правомерности анафемы, предпринимаются попытки оправдать и даже героизировать личность Мазепы (его именем назвали улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра). Особенно активно это делается в преддверии 300-летнего юбилея Полтавской победы.

http://patriarchia.ru/db/text/579122.htm...

Юрий Чайка и митрополит Кирилл ознакомились с выставкой проектов казачьей молодежи. В их числе — мобильный мультимедийный музей «История казачества», Ресурсный центр Терского казачества, казачьи полевые сборы на приз атамана Терско-Малкинского казачьего общества. Состоялся открытый диалог с представителями казачьей молодежи. Юрий Чайка отметил, что сам является родовым казаком и поделился подробностями: «Мои предки в 1862 году ушли из Полтавской губернии на Азовское море, где было рождено Черноморское казачество. Потом оно объединилось с линейными казаками и стало Кубанским войском. Мой дед был командиром казачьей сотни, погиб в Гражданскую войну… Поэтому казачество для меня — не пустой звук. Это моя кровь, мои корни». Церемония открытия форума началась с молитвы, которую вознесли митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт. В своем обращении к участникам председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством отметил особый путь «воинов Христовых», как именуют себя сами казаки: «Находясь на границе империи, храбрые воины не только стремились к сохранению мира, но и формировали удивительное сообщество людей, объединенных евангельскими ценностями. Вся их жизнь и культура были пропитаны удивительной верой. И даже самоотверженное воинское служение являлось следствием крепкого духа воинов, воспитанного через преданность Богу и борьбу со страстями». Выступая на торжественном открытии форума, полномочный представитель Президента отметил, что для казака крайне важно духовно-нравственное воспитание, а православная вера была и остается определяющей всю его жизнь. «Казак без веры — не казак! Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, " именно в казачестве преемственно сохранились патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности " . Поэтому я бы хотел еще раз поблагодарить за организацию данного форума Синодальный комитет Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством. Получив на подобных образовательных площадках знания и обменявшись опытом, у вас есть реальный шанс принять участие в нашей общей работе и внести свой вклад в новую историю российского казачества», — подчеркнул Юрий Чайка и пожелал участникам продуктивных дней, новых друзей и полезного общения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5827667...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, г. Ментона, Франция), советский гос. деятель, нарком просвещения в 1917-1929 гг., один из организаторов антирелиг. борьбы. Формально его отцом считался действительный статский советник В. Ф. Луначарский, однако до рождения сына мать Л. ушла от мужа и состояла в связи с действительным статским советником А. И. Антоновым. Согласно воспоминаниям Л., от своего родного отца, «человека радикальных настроений», он получил «первый толчок к атеизму и революционно-демократическому воззрению на окружающее». В 1887-1895 гг. учился в киевской 1-й мужской гимназии, вступил в нелегальный марксистский кружок. В 1895-1896 гг. обучался в Цюрихском ун-те (Швейцария), где прослушал курсы философии и естествознания под рук. Р. Авенариуса, увлекся его доктриной эмпириокритицизма. Сблизился с действовавшими в эмиграции орг-циями рус. социал-демократов. Прервал учебу по семейным обстоятельствам (сопровождал сводного брата на лечение во Францию). В 1898 г. вернулся в Россию, стал членом подпольного Московского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). 13 апр. 1899 г. арестован в Москве, заключен в Таганскую тюрьму. После освобождения 8 окт. того же года проживал как подследственный под полицейским надзором в Калуге и в Полтавской губ. 29 апр. 1900 г. был вновь арестован в Киеве, заключен в киевскую Лукьяновскую тюрьму до июня того же года. В февр. 1902 г. приговорен по делу Московского комитета РСДРП к 2 годам ссылки в Вологодскую губ. (жил в Вологде, а с марта 1903 в г. Тотьме). После отбытия срока ссылки вернулся в Киев, в окт. 1904 г. выехал в Зап. Европу. Стал ближайшим соратником В. И Ленина , входил в состав редакций большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». В нояб. 1905 г., во время первой рус. революции, приехал в С.-Петербург. Был арестован в дек. того же года, находился в заключении в петербургской тюрьме «Кресты» до февр. 1906 г. После освобождения продолжал агитационно-публицистическую деятельность, неск. раз привлекался к следствию за революционные выступления в печати. В февр. 1907 г. вновь эмигрировал в Зап. Европу, проживал в основном в Италии. В 1908 г. из-за разногласий по тактике революционной борьбы отошел от большевистской фракции РСДРП. Был членом самостоятельной группы «Вперед» в составе РСДРП (до 1913), при этом не прерывал тесных личных контактов с Лениным. Участвовал в организации межфракционных партийных школ на о-ве Капри и в г. Болонья (Италия). Помимо политической публицистики получил известность как автор работ по философии, эстетике, культурологии, искусствоведению, литературоведению. Выступал как сторонник связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, пропагандист «пролетарского искусства»; написал ряд драматических произведений.

http://pravenc.ru/text/2110889.html

Архиепископ Полтавский Филипп обратился к руководству города и страны с просьбой помочь решить спор вокруг Свято-Николаевского храма Полтавы 12 марта 2007 г. 14:41 Архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп обратился к руководителям областных органов власти, правоохранительных и судебных структур по поводу событий вокруг Свято-Николаевского храма Полтавы. По словам вадыки, ситуация обострилась, и ему с трудом удается сдерживать стремления многих верующих, представителей общественных организаций и политических партий вмешаться в конфликт. Конфликт вокруг Свято-Николаевского храма длится вот уже более 5 лет. Церковь, построенная в XVII веке, в 1961 году, по решению властей, была закрыта. После этого в здании находился художественный комбинат, и к 1991 году бывший храм оказался в аварийном состоянии. В 1994 году была создана религиозная община, которая на волне патриотизма 90-х была зарегистрирована в юрисдикции «киевского патриархата». Эта община и занялась восстановлением храма. В 2002 году было принято решение вернуться в лоно канонической Православной Церкви. После этого и начались попытки захвата храма, судебные тяжбы, которые длятся и по сей день. Новый виток противостояния вокруг Свято-Николаевского храма разгорелся 3 марта 2007 года. В этот день националисты, при поддержке местных властей, сотрудников частного охранного предприятия и милиции захватили здание церкви, взорвав при этом двери. Прихожане церкви попытались не допустить грубого проникновения в храм. Находившиеся рядом сотрудники милиции не воспрепятствовали силовому захвату помещения церкви, а прибывший на место конфликта губернатор В.Асадчев пообещал «киевскому патриархату» поддержку, — рассказал председатель приходского совета Свято-Николаевской церкви Сергей. Как известно, судьба храма рассматривается Верховным Судом Украины, и захват произошел как раз накануне вынесения вердикта. Сейчас в храме закрылись 15 сторонников «киевского патриархата», в то время как около 100 верующих требуют передать храм канонической Церкви. Православие в Украине /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/211723.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Лазаренко Григорий Яковлевич; 1879, с. Новоселица Полтавской губ.- 1930, г. Майкоп Северо-Кавказского края), деятель иосифлянского движения (см. Иосифляне ). Из крестьянской семьи. Принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха. В 1919 г. в Киеве епископами сщмч. Макарием (Кармазиным) и Парфением (Брянских) В. был хиротонисан во епископа Лебединского, викария Полтавской епархии, хиротония была признана Патриархом св. Тихоном . В 1920 г. епископ Хорольский, викарий Полтавской епархии, в следующем году, возможно, был назначен на Богучарское вик-ство Воронежской епархии. С осени 1925 г. епископ Майкопский, викарий Краснодарской и Кубанской епархии. В кон. 1925 г. арестован в Майкопе по обвинению в антисоветской агитации, заключен в тюрьму г. Ростова-на-Дону, позднее отправлен в Москву. Освобожден в нояб. 1926 г., вернулся в Черноморский округ. 12 дек. 1926 г. был арестован в с. Заповедное Туапсинского р-на, в февр. 1927 г. переведен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму, в марте освобожден под подписку о невыезде из Майкопа. После издания «Декларации» 1927 г. отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , уехал на Украину, с авг. 1927 г. по март 1928 г. служил в сельских храмах Сумского и Белгородского округов. В нач. 1928 г. стал активным иосифлянином, ездил в Ленинград к еп. Димитрию (Любимову) . 18 марта 1928 г., приехав в Воронеж, передал объединенные и возглавленные им приходы непоминающих в Харьковском, Сумском округах и на Кубани под окормление еп. Алексия (Буя) , а сам стал представлять его в горах Сев. Кавказа. Жил нелегально в скиту в урочище Пеус, окормлял иосифлян Майкопского, Черноморского и Армавирского округов. Арестован в сент. 1929 г. по обвинению в руководстве «Черноморским филиалом Истинноправославной церкви», бежал в Ср. Азию. 27 февр. 1930 г. заочно приговорен тройкой полномочного представительства ОГПУ в Северо-Кавказском крае к высшей мере наказания. Арестован в 1930 г. в Ср. Азии, перевезен в Майкоп, расстрелян в тюрьме. Арх.: Центральный гос. архив общественных организаций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 76; Ф. 2. Оп. 7. Д. 406. Л. 29; ЦДНИ ВО. Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-24705. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 964; Истинно-православные в Воронежской епархии/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. М.; СПб., 1996. Вып. 19. С. 324, 344-346, 351; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 211; Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 26, 35, 39, 40, 95-103, 107, 110, 230, 266; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 27, 33, 41, 100, 104, 105, 109, 125-128, 276, 286, 290, 360. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154193.html

п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» с. 66]. Таким образом был найден разумный путь к сохранению канонического строя церковного управления, как бы трагически для Церкви ни развернулись события в стране. Русская Церковь за рубежами советской России (1921–1923) Наряду с тяжелыми обстоятельствами церковной жизни в России святителю Тихону пришлось решать многочисленные проблемы, связанные с русской эмиграцией: после революции и Гражданской войны тысячи людей были вынуждены покинуть Родину. Вместе с паствой за рубеж ушли многие архипастыри. После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский) , Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые Гражданской войной на юге страны. Архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились в Крыму, до 1920 года остававшемся под властью белых. После поражения генерала Врангеля архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) также эмигрировали. Вместе с архиереями в эмиграцию ушло многочисленное духовенство, наслышанное о том, как красные относятся к священникам, служившим молебны о победах Белых армий. В силу сложившихся обстоятельств лидером церковной эмиграции становится владыка Антоний (Храповицкий) – митрополит Киевский, в недавнем прошлом один из кандидатов на Патриарший престол. 19 ноября 1920 года в Константинопольском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович » состоялось первое за пределами России заседание Высшего церковного управления на юге России, в котором участвовали митрополиты: Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Порывающие с «Московской Патриархией» порывают, на самом деле, с Вселенской Православной Церковью Как сообщается, 20 апреля в Харькове прошел собор Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ. В нем приняли участие около 40 делегатов из разных частей Украины, Россию представлял известный публицист Яков Кротов; приветствия направили архиепископ Святослав (Шевчук) и лидеры ОУН, «Свободы» и «Правого сектора» (террористическая организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.). На соборе были единогласно приняты «Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ». Таким образом часть раскольников перешла к униатам. Хождение из юрисдикции в юрисдикцию, от православных к католикам и обратно, это довольно обычное дело в истории многочисленных расколов – больших и включающих всего десятки членов, в России, Украине или других православных странах. Бывает, что люди мигрируют между общинами и юрисдикциями поодиночке; бывает, что группами. Но всегда за этим стоит определенная духовная неустроенность, проблема, которая имеет тенденцию прогрессировать. Сергей Худиев Церковные расколы могут иметь разный первоначальный генезис. Одни люди уходят из Церкви потому, что считают себя последним оплотом истины среди всеобщего отступления и верят в то, что всё, что осталось от вселенской Церкви – это только они. Всё остальное одолено вратами ада. Другие расколы носят чисто политический характер – раскольники не предъявляют к Церкви вероучительных претензий, всё, что их интересует – это политика, они значительно больше заинтересованы в идее нации, чем в Царстве Божием. Но на развитие любого раскола оказывают влияние схожие психологические и духовные тенденции. Любой верующий, упорно пребывающий в заведомом грехе, пытается как-то преодолеть тревогу, вызванную этим обстоятельством, и создает сложные системы самооправданий – это не грех, или это грех, но не в моем случае. Обычное явление в этой ситуации – своего рода психологическая контратака, когда человек заранее ищет обвинить тех, кто мог бы упрекнуть его.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-raskola/

Директор Музея четырех соборов (Исаакиевский, Смольный, Воскресения Христова (Спас на крови), Сампсониевский) Николай Буров поблагодарил епископа Маркелла за то, что в течение пяти лет он возглавляет праздничные богослужения в этом соборе, и вручил ему список иконы Каплуновской Божией Матери. " 306 лет назад произошло событие, которое до сих пор вызывает гордость у наших соотечественников и которое стало переломным в Северной войне. По преданию, перед Полтавским сражением Петр Великий молился иконе Каплуновской Божией Матери. Эта икона до сих пор хранится в Полтаве, в Сампсониевском соборе есть списки этой иконы. Мы хотим вместе с Украинским и Полтавским землячеством в Санкт-Петербурге подарить Вам список Каплуновской Божией Матери для Феодоровского Государева собора в Царском Селе. Пусть этот образ напоминает об одной из самых значимых в истории России побед! " - сказал Николай Витальевич. Епископ Маркелл, который днем ранее побывал в Тихвине на праздновании 500-летия Успенского собора Тихвинского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла привез оттуда для прихожан храма иконки Тихвинской Божией Матери с патриаршим благословением, и они были розданы молящимся. После богослужения духовенство вместе с прихожанами совершило крестный ход к могиле солдата Петровской эпохи Николая Лопотева, где была отслужена лития по всем погибшим в Полтавском сражении солдатам и возложены цветы. У памятника Петру I, находящемуся недалеко от Сампсониевского собора, также были возложены цветы. В Сампсониевском саду состоялось торжественное открытие I Международного историко-культурного военно-патриотического фестиваля " За Россию и российское благочестие " . Почетными гостями мероприятия стали глава администрации Выборгского района Валерий Гарнец, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, генеральный секретарь - руководитель секретариата Совета межпарламентской ассамблеи СНГ Алексей Сергеев. " Мы хотели возродить добрый патриотический праздник в Выборгском районе, потому что наш собор - старейший храм в Выборгском районе, - сказал настоятель протоирей Александр Пелин. - Этот храм - памятник истории города, вокруг него были захоронения выдающихся личностей - основателей Санкт-Петербурга, военачальников, прославивших русское оружие. Собор свидетельствует о доблести русского человека, русского солдата. Но без духовной составляющей праздник невозможен, нельзя говорить о соборе только как о некотором архитектурном сооружении. Память должна быть живой, действенной, созидать, делать актуальными события древности. В этом заключается значение подобного рода мероприятий. Благодаря совместным усилиям духовенства, правительства, общественных организаций, казачества нам удалось организовать этот праздник. В условиях искажения истории, нередко происходящего в наше время, особенно важно обратиться к истокам, традициям, возродить и сохранить историческую правду, укрепить принципы патриотизма, духовного единства и преемственности поколений " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010