Впрочем, если будет решено праздновать означенный день по нашим церквам, то по крайней мере будет время к тому подготовить духовенство, и бывшее ныне при кафедральном соборе богослужение будет для сего лучшим средством. Я намерен пробыть в Жировицах до августа месяца, может быть, до 10-го числа, а тогда уже отправиться на Белосток и Гродно обратно в Вильно. Жировицы есть истинное сердце епархии – сюда стекается духовенство со всех концов епархии как за детьми, в училищах находящимися, так и по делам – и я буду в состоянии действовать здесь на умы гораздо удобнее, чем во время разъездов. Сверх того, нужно мне здесь заняться семинарией; нужно также дать соответственное настоящим обстоятельствам направление по делам консистории; самое посвящение и приготовление 600 антиминсов потребует немаловажного времени. Притом, я теперь обременён и письменными делами более, чем когда-нибудь, и мне нужно с ними справиться. Сколько ни думаю, а всегда на той мысли останавливаюсь, что нужно оставить в Жировицах и семинарию и консисторию. Здесь настоящий центр епархии, и место сие почти не подвержено влиянию Римлян. В Вильне, напротив, как юношество, так и духовенство подвергалось бы важным искушениям, нравственным, религиозным и политическим – да притом заставлять духовенство отправляться с детьми и по делам в Вильно, за двести, триста и четыреста вёрст, так сказать, вне епархии, значило бы разорять оное. По моим соображениям, лучше всего учредить в Вильне другое присутствие консистории, по примеру консисторий в обеих столицах, и между обоими присутствиями разделить дела по местному удобству. По затруднительности дел Виленской губернии, консистория для ней одной не будет излишня – да кто знает, не пригодится ли она, даст Бог, со временем и для особой Виленской епархии? Графу Протасову, 27 июня 1840 г. 768 (конфиденциально). Я просил Ваше Сиятельство о назначении мне в Вильно, из излишнего теперь для Белоруссии Полоцкого кафедрального штата, регента Кутузова и от 5 до 10 певчих и, по внушению Вашему, писал о том официально от 5 истекшего мая к преосвященному Василию за 479, а к Вашему Сиятельству за 480. Преосвященный Василий отвечал мне от 16 мая, что он не может мне дать певчих, не желая разлучать их с родственниками, и что от регента потребовал чрез консисторию, желает ли он отправиться в Вильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Распоряжения по этим перечислениям церквей поглощали большую часть моей деятельности в сем году. В особенности я старался воспользоваться древлеправославным духовенством, перечисленным ко мне от Минской и Полоцкой епархии. Многих из оного назначил благочинными почти над третью всех воссоединённых церквей Литовской епархии. Однако же не в одном из них обманулся. Иные, вместо ожидаемого скорейшего слияния, отдаляли оное неуместными притязаниями к смирному воссоединённому духовенству, так что нескольких нужно было сменить. Я ходатайствовал о подчинении в сем же году и воссоединённого моего духовенства Подольской губернии тамошнему епархиальному начальству, но это отложено до будущего. Не не у места, однако же, будет приложить здесь под 50 и 51 относящиеся к сему бумаги, именно: отношения к графу Протасову от 1 мая и 8 августа, а также предложение, данное консистории от сего последнего числа. Перечисление к разным епархиям, сколь оно ни было хлопотливо, не останавливало, однако же, других распоряжений, утверждавших и скреплявших совершившееся воссоединение. Итак, в сем 1840 году сделано между прочим: 1) Вытребовано в первый раз для Литовской епархии св. миро из Киева. Оно прежде заготовлялось на месте для каждой Униатской епархии. 2) Испрошены мною от Святейшего Синода для всех церквей общие Православной Церкви антиминсы; посвящены мною в Жировицах; разосланы по всем церквам; прежние же Униатские антиминсы вытребованы и преданы сожжению. 3) Сделано распоряжение, чтобы в западных губерниях поучения и изъяснение катехизиса произносились на простом наречии. Целью было устранить польский язык, употреблявшийся для сего часто по воссоединённым церквам. 4) Сделано гласным право воссоединённого духовенства присоединять Латинян, и начало вдруг приносить порядочные плоды. 5) По прилагаемому при сем, под представлению моему от 1 апреля, отпущены для Литовской епархии потребные богослужебные книги, и затем прежние Униатские служебники вытребованы, и некоторое время хранились в архиве, а после преданы сожжению, по большей части, в моём присутствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Из церковнослужителей же, в которых также чрезвычайно нуждалась Полоцкая епархия, перемещались такие, «кои не разумели причетнических предметов или с разумением оных соединяли неблагонравие. И хотя они были отрекомендованы своим начальством не худо, но по перемещении оказались неодобрительными и могли быть оставлены только по неизбежной нужде». 12-го ноября 1834 г. в Св.Синоде состоялось такое постановление: 1) выслать из других епархий в Полоцкую для занятий священнических мест 20 человек, окончивших семинарский курс, обучавшихся на казенном содержании, и для занятия причетнических должностей – 30 из не окончивших курса; 2) командировать на один год 10 образованных священников, из Смоленской епархии трех, Псковской – трех и Волынской – четырех. Содержание командируемым было назначено такое: окончившим курс семинарии – 240 р., не окончившим, способным занять диаконские места, – 120 руб., причетнические – 60 р.асс. в год. Кроме жалованья полагалось единовременное пособие: первым по 400 р., вторым по 200 р., третьим по 100 р. Командированным на один год священникам положено было жалованье по 75 р. в месяц. Синод поручил Комиссии духовных училищ выслать указанное число кандидатов в течение двух лет. В 1835 г. начали прибывать кандидаты на священно-церковно-служительские должности из епархий: Калужской, Смоленской, Киевской, Орловской, Рязанской, Владимирской и Воронежской. Однако, быстро увеличивавшееся, вследствие частых воссоединений, число приходов Полоцкой епархии, а одновременно с этим и усилившаяся нужда в большем числе новых кандидатов побудили пр.Смарагда в марте 1836 г. снова просить Синод о высылке, кроме командированных уже, еще 20 человек для занятий священнических мест, пяти – для диаконских и 35 – для причетнических. Синод исполнил просьбу пр.Смарагда, поручив Комиссии духовных училищ командировать в Полоцкую епархию 60 кандидатов, предоставив им право через 4 года возвратиться в родные епархии. Независимо от этого, 10 священников, отслужившие один год и не пожелавшие остаться в Полоцкой епархии, были заменены новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Е.В. 1892, 34; Тобольской – в Тобол. Е.В. 1894, 6; сн. Мин. Е.В. 1890, 4–5). – Подольской Дух. Консисторией было объявлено духовенству епархии, чтобы при прошениях о разрешении браков несовершеннолетним: 2) чтобы подписывался не один священник, как принято в Подольской епархии, но и другие члены причта (диакон или псаломщик); – за несоблюдение этих требований будет налагаться денежный штраф с виновных в пользу попечительства о бедных духовного звания; вместе с этим приходские священники должны внушать своим прихожанам, чтобы марки, необходимые для приложения при прошениях, наклеивались, а не прилагались только при бумагах, так как не приклеенные марки могут утрачиваться, или же прикладываться не к тем бумагам, к каким они (марки) были представлены, потому что обыкновенно приходится принимать за один раз несколько различных прошений (см. Рук. д.с.п. 1889, 14). Эти прошения обыкновенно от Преосвященного поступают в Консисторию, куда и следует обращаться за получением архиерейских резолюций на таковые прошения. – Телеграммы Преосвященным о разрешении брака оставляются без последствий 811 (см. распоряж. местн. епарх. начальств: в Черн. Е.В. 1886, 5; в Курск. Е.В. 1898, 48; в Омск. Е.В. 1899, 5). – В Пензенской епархии ради сокращения расходов было дозволено посылать прошения по почте 812 , причем также было дозволено писать удостоверение причта о причинах брака на самых прошениях о разрешении брака 813 (Пенз. Е.В. 1882, 1; см. также распоряж. Волын. епарх. начал. в Вол. Е.В. 1892, 4). – Священникам Полоцкой епархии было дано знать местным епархиальным начальством, чтобы они внушали своим прихожанам обращаться к Преосвященному с просьбой о разрешении брака в родстве брачущихся или их несовершеннолетии только тогда, когда состоялся уже между брачущимися, их родителями или опекунами решительный сговор и твёрдое намерение, а не одно только не вполне выяснившееся предположение (см. Ц.О.В. 1876, 136). – В виду того, что некоторые причты выдавали своим прихожанам метрические выписки для ходатайства о разрешении несовершеннолетним на вступление в брак за полгода и даже раньше того срока, в который может быть дано это разрешение властью архиерейской (причем, возможно, что к сроку разрешения жениха и невесты уже на свете не будет, или самое сватовство расстроится, и по той или другой причине выдача выписки, прошение и расход на него и архиерейское разрешение сделаются напрасными), – Ставропольским Преосвященным было дано знать причтам епархии, чтобы они от преждевременной выдачи метрических выписок на подобные случаи воздерживались (Ставроп. Е.В. 1889, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Памятным событием того времени было перенесение мощей прей. Евфросинии из Киева в её родной город Полоцк. Оно тоже было обставлено весьма торжественно (торжества продолжались с 19 апреля по 22 мая, во многих городах епархии) и послужило оживлению рели­гиозной настроенности православных. Достойно упоминания учреждение в конце 1909 г. при Свято-Духовском Братстве Литовского Епар­хиального Древлехранилища (что-то вроде му­зея древности), задачей которого было «собира­ние, хранение, а также описание и изучение предметов церковной старины с целью дать возможное представление о ходе церковно­исторической жизни в крае». Для духовенства епархии немаловажным событием было повышение жалованья. Решение об этом было принято 20 мая 1908 г. Третьей Государственной Думой, признавшей «сущест­вующий способ обеспечения духовенства через поручное даяние за требы унизительным и вредным для пастырской его службы Церкви и народу». 5 июня 1910 г., находясь в С.Петербурге по делам Святейшего синода, скоропостижно скон­чался архиепископ Никандр. Его преемником на Литовской кафедре стал, упоминаемый уже, архиепископ Рижский и Митавский АГАФАНГЕЛ (Преображенский). Рижской епархией он управлял около 12 лет, так что с ситуацией в регионе был достаточно знаком, хотя религиоз­ная обстановка в Литовской епархии и была несколько сложнее, чем в Латвии. Архиепископ Агафангел, как и его пред­шественник, был выходцем из преподавательской среды. Окончив в 1881 г. Московскую Духовную Академию и женившись, он несколько лет преподавал в духовных школах, и только лишившись семьи (жена и сын в одно­часье померли), принял (в 1885 г.) монашеский постриг и спустя четыре года был уже хирото­нисан во епископа, став викарием Иркутской епархии. Современники (в бытность его уже в Рижской епархии) отмечали, что это был «...тонкий дипломат и умный администратор...». «Он был человек – внешностью и поведением – князь, душой же глубоко верующий, труженик и дружелюбен ко всем», – писал о нём журнал «Вера и жизнь» (1936, На Литовской кафедре он пробыл всего три с половиной года: в январе 1914 архиепископ Агафангел был переведён на Ярос­лавско-Ростовскую ка­федру. Не последнюю роль в этом сыграло обострение отношений с местными государст­венными чиновниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Назначенный на Тверскую епархию 23 апреля 1879 года, преосвященный Савва прибыл в Тверь 8 июня того же года. Тверичи уже были предупреждены о своем будущем архипастыре отзывом святителя-подвижника, высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Филофея († 1882), 19 лет управлявшего Тверскою паствою, его чтившею и любившею. «Слава Богу! – заметил владыка Филофей при вести о назначении преосвященного Саввы Тверским архипастырем. – Я рад за Тверскую паству; ей Господь дает пастыря доброго-доброго; я его хорошо знаю». 2235 И действительно, все время свыше семнадцатилетнего управления преосвященного Саввы Тверскою паствою, как и прежде, ясно показывало, что в лице его являлся «добрый-добрый» человек, благостнейший архипастырь, всегда готовый от благого сокровища своего износить благое, в обилии в нём заключавшееся. Его имя, без сомнения, крупными чертами написано будет на скрижалях истории Тверской епархии за последние десятилетия, и мы лишь кратко очертим его деятельность на этой епархии. В общем, всё время его управления Тверскою епархией было не время борьбы, как на кафедре Полоцкой, а скорее время мирного благоустроения и благопопечительного заве- —301— дования всеми сторонами жизни этой епархии, как на кафедре Харьковской. К числу особенных событий и деяний времени его управления Тверскою епархией можно отнести обновление крестовой церкви архиерейского дома в Тресвятском, исправление и благоукрашение самого архиерейского дома и увеличение средств содержания сего дома; окончание постройки здания духовной семинарии и общежития при ней, а равно и освящение семинарской церкви, и т. п. Характер управления его епархией, как засвидетельствовано было особенно ясно и сильно в юбилей его епископства в 1887 году, 2236 и по кончине его в словах и речах в память его, был кроткий, миролюбивый, соединенный, как и прежде, с благоразумною осторожностью, твердостью и даже строгостью когда нужно, но более всего с благоснисходительностью к немощам человеческим, с отечески-любвеобильною попечительностью о всех нуждающихся, особенно же сирых и вдовицах, при чем он всегда живо представлял себе свое собственное сиротство и безысходную нужду во время оно, а потому всегда ущедрял и из собственных средств всех, по возможности, нуждавшихся в помощи и в составленном пред кончиною духовном завещании своем отказал весьма значительную сумму в попечительство о бедных духовного звания Тверской епархии с сею целью; с матерински-нежною, можно сказать, любовью относился к воспитанию юных поколений, опять сам на себе испытав благодетельное значение доброго воспитания и образования и потому не жалея также своих средств на поддержание, умножение и улучшение учебно-воспитательных и особенно духовных учреждений своей епархии, обильно снабжая их, кроме архипастырских наставлений по предметам воспитания и образования, также и книгами из своей богатой сокровищницы книжной, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Приобретения Московской митрополии на западе: а) присоединение к ней значительной части Черниговской епархии б) присоединение Смоленской епархии в) присоединение епархии Полоцкой, хотя временное г) учреждение епархии в Юрьеве Ливонском и потом ее закрытие 6. Епархии Московской митрополии под конец настоящего периода 7. Степени этих епархий 8. Пределы этих епархий ТОМ 7 Глава IV. Монастыри Вступление: число монастырей в Московской митрополии и сведения о них I. Монастыри в средней полосе России: 1. В Москве: шестнадцать новых монастырей 2. В Боровске, Волоколамске и Переяславле-Залесском: а) три замечательнейшие: Пафнутиев, Иосифов и Данилов б) прочие монастыри 3. В других городах и местностях не в далеком расстоянии от Москвы 4. Во Владимирском крае 5. В Нижегородском 6. В Костромском 7. В Рязанском 8. В Смоленском 9. В Тверском 10. В Ростовском 11. В Казани и Астрахани II. Монастыри в северной полосе России: 1. В Новгороде: девять новых монастырей 2. В пятинах Новгородских: а) Бежецкой б) Деревской в) Шелонской г) Вотской д) Обонежской 3. В Псковском крае: а) в самом Пскове — четырнадцать новых монастырей б) в области Псковской 4. В Беломорском крае 5. В Белозерском 6. В Вологодском и Пермском III. Различие монастырей и их внутреннее устройство: 1. Различие монастырей по происхождению: главные причины основания их 2. Различие по населенности: монастыри малые и большие, монастыри приписные 3. Различие по внутреннему устройству: монастыри общежительные и необщежительные, или особные 4. Уставы для общежительных монастырей: а) преподобного Евфросина Псковского б) преподобного Иосифа Волоколамского в) преподобного Корнилия Комельского г) Новгородского архиепископа Макария д) преподобного Герасима Болдинского 5. Наказная грамота для особных монастырей 6. Скиты и уставы скитского жития: а) преподобного Нила Сорского б) неизвестного 7. Монастыри мужеско-женские 8. Монастыри княжеские 9. Степени монастырей IV. Нравственное состояние монастырей и монашества: 1. Главные недостатки и меры против них

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Что дело обстояло не иначе, это подтверждается письмами, которыми Лужинский на первых порах своей командировки очень охотно снабжал митрополита Булгака. Мы имели под рукой 27 таких писем 280 ; первое из них помечено 14-м мая, а последнее – 2-м октября 1833 года, – следовательно, все они относятся к первым 4,5 месяцам пребывания Лужинского в полоцких краях. Из содержания этих писем видно как то, какие «сведения и пояснения» 281 , касающиеся епархии, хотелось Булгаку получить через Лужинского, какие распоряжения поручено было последнему сделать в епархии, так и тο, о каких своих действиях и распоряжениях Лужинский находил нужным и возможным докладывать своему патрону. Писал же Лужинский и, прежде всего и чаще всего, об архиепископских имениях: об их полном упадке, вследствие небрежности прежних властей, хищничества экономов и домоправителей, о своих распоряжениях и мерах к подъему их благосостояния и пр., и пр. Очевидно, это был для митрополита самый больной вопрос. Гораздо реже говорит Лужинский о епархии, о духовенстве, о семинарии, о консистории, о православном епископе Смарагде, сообщая обо всем этом совсем скудные сведения. Относительно устройства униатских церквей по греко-восточному обряду, согласно постановлению Коллегии, о положении этого дела, о своих распоряжениях и мерах по этому вопросу упоминает только три раза: в письмах от 14-го мая, 12-го июня и от 24-го июля. Очевидно также, что и этот вопрос в некоторой степени интересовал митрополита. Но Лужинский ни словом не обмолвился ни в одном письме о своих беседах с униатскими священниками, о которых он подробно трактует в своих «Записках», касательно древней прародительской православной веры, о воссоединении унии, о подписках в согласии присоединиться, которые он в это время успел отобрать от некоторых видных духовных лиц Белорусской епархии, – все это, очевидно, делалось без ведома митрополита и должно было оставаться тайной для него 282 . А между тем, это было самым главным во всей работе Лужинского 1833 года. Сам он, конечно, не мог решиться на такое и великое, и вместе с тем опасное дело, так как оно вершилось без ведома митрополита и против его убеждений и взглядов. Нужен был силный человек, который бы обеспечил ему безопасность такого действования. Этим человеком был, конечно, еп. Иосиф Семашко , «на крепкую руку которого», по выражению Лужинского, в это время, «особенно опиралось богоугодное дело воссоединения» 283 . Он, конечно, отъезжавшего к белорусским униатам своего товарища снабдил другой инструкцией и советами, которые состояли в том, чтобы Лужинский постепенно и осторожно выведывал, насколько подготовлена к воссоединению белорусская униатская почва, и всеми средствами располагал умы и сердца белорусских униатов к готовности воссоединиться с православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

§ 8. Хотя епископов мы видим в России еще при первом митрополите Михаиле, однако они тогда не имели для себя определенных кафедр и округов. Разделение России на епархии произошло при митрополите Леонтии, по предварительному совещанию с князем Владимиром 146 . Впрочем, при жизни последнего было открыто не больше 8 епархий. После же него к началу следующего периода появилось вновь еще столько же; но зато одна из ранее существовавших, именно Тмутараканская, закрылась вследствие наплыва сюда половцев, так что всех епархий осталось 15, если не считать митрополичьей, именно: Новгородская, Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Туровская, Полоцкая, Смоленская, Галичская, Рязанская, Владимиро-Кляземская, Перемышльская, Ростовская, Белгородская, Юрьевская и Угорская. Большей частью их пределы совпадали с пределами удельных княжеств, и епископские кафедры обыкновенно бывали в удельных стольных городах. Исключение в этом отношении представляли собственно 3 последние епархии. Епархии вообще были очень велики; особенно выдаются такие, как Новгородская, Ростовская (до отделения от нее Владимиро-Кля-земской), Черниговская (преимущественно вначале) и Владимиро-Волынская; самыми незначительными были Юрьевская, Белгородская и Переяславская, кафедры которых были недалеко от Киева 147 . § 9. По правам все епископы были равны между собой; но некоторые из них носили особенные титулы; именно переяславский – титул митрополита как занимавший прежнюю митрополичью кафедру, новгородский с 1165 г. титул архиепископа, в силу гражданского значения Новгорода. Епископ в принципе есть духовный начальник над своей паствой и духовный ее судья; власть его поэтому двояка: административная и судебная. В частности, эта власть выражалась в следующих правах: 1) высший надзор за епархией, особенно за духовенством, 2) издание грамот или словесных приказов касательно церковных дел в епархии, 3) созвание духовных лиц на съезды, 4) поставление духовных лиц и 5) церковный суд. Вообще права епископа у нас были те же, что и в Греции; но действительное положение его у нас было гораздо выше. Он чувствовал себя, с одной стороны, независимее от митрополита, с другой – выше над своим духовенством, чем это было в Греции, где епархии были несравненно меньше по объему и оттого епископы – ниже по епархиальному положению и менее начальственны. Но что самое важное, – это именно то, что наши епископы пользовались гораздо более широкой юрисдикцией, чем греческие. Расширение это к концу домонгольского периода состояло в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Сущность этого проекта заключалась в применении к унии некоторых реформ, за коими представлялась со временем возможность воссоединения ее с православием . Для ведения этого дела был назначен статс-секретарь Блудов, со званием главноуправляющего духовными делами иностранных вероисповеданий, и это управление было отделено от министерства просвещения. Таким образом, весь ход этого дела основан был на проекте Семашко и на представлениях коллегии, душой которой был он. Принятые по этому случаю меры заключались в следующем: Прежде всего, последовало Высочайшее повеление о переименовании 2-го департамента римско-католической коллегии в греко-унитскую коллегию 49 , а другим повелением, особенно важным, состоявшимся по представлению коллегии, последовало 50 подчинение монахов епархиальному ведомству, упразднение излишних базилианских монастырей и заведение на счет монастырских фундушей семинарии для Брестской епархии 51 , а также и общеобразовательных уездных духовных училищ с целью подготовления учеников к семинариям. Вслед за тем для увеличения эдукационного фундуша были упразднены две унитские малые епархии: Луцкая и Виленская, так что из четырех епархий унитских составились две: Литовская, которой епархиальное управление помещалось в местечке Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой управление епархиальное по-прежнему было в Полоцке. В 1827 году я был командирован из коллегии для основания литовской семинарии в Жировицах, в звании ректора семинарии. Огромно каменное монастырское строение послужило удобным помещением для семинаристов. При семинарии решено было устроить и одно из предложенных низших (уездных) духовных училищ. Архиереями были: Литовской епархии митрополит Булгак, а Белорусской епархии Иаков Мартусевич (Красовский уже не был в живых). Митрополит Булгак, как председатель греко-унитской коллегии, постоянно жил в Петербурге, а Литовской епархией управлял, по поручению Булгака, в звании официала, Антоний Тупальский, товарищ по воспитанию покойного полоцкого архиепископа Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010