Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке 27 вересня 2009 р. 00:00 В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых. В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита. В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

Филарет, епископ Нижегородский и Арзамасский (Малишевский Фома Фёдорович) Родился в 1807 году в селе Рогино Рогачевского уезда Могилёвской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Полоцкой духовной семинарии, а затем в Главной духовной семинарии при Виленском университете. 1 июня 1830 года окончил курс семинарии со степенью магистра богословия. 1 сентября того же года определён учителем французского и славянского языков в Полоцкую духовную семинарию. 8 ноября 1830 года рукоположен во священника целибатом. С 1830 по 1833 год, по распоряжению высшего начальства, был слушателем словесных наук в Санкт-Петербургском университете. 14 февраля 1833 года назначен профессором статистики, французского и немецкого языков в Полоцкую семинарию, а 14 июня 1833 года переведён профессором церковной истории, греко-восточных обрядов, церковного пения и французского языка в Литовскую семинарию. В 1834 году определён секретарём Правления Литовской семинарии. С 1836 года состоял членом Литовской духовной консистории с увольнением от должности секретаря. 15 июля 1837 года возведён в сан протоиерея. 15 сентября 1837 года назначен в Полоцкую семинарию на должность инспектора и профессора библейской и церковной истории и нравственного богословия. 12 февраля 1839 года протоиерей Фома Малишевский вместе с униатским духовенством подписал соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года он был принят в общение с Православной Церковью. В 1839 году награждён орденом святой Анны III степени. 13 февраля 1840 года назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и председательствующим Полоцкой духовной консистории. 10 августа 1840 года принял монашество, а на другой день. 11 августа1840 года возведён в сан архимандрита. В 1841 году назначен членом Епархиального попечительства. С 1843 года состоял благочинным монастырей Полоцкой епархии и по должности ректора не раз ревизовал окрестные духовные учебные заведения. Награждён орденом святой Анны II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каково значение Всебелорусского Крестного хода в контексте происходящих событий? О возрождении на белорусских землях практики крестных ходов и прошедшем 19 августа Всебелорусском Крестном ходе, посвященном 1030-летию основания Полоцкой епархии 07.09.2022 480 Время на чтение 3 минуты Фото: БЕЛТА/Виталий Пивоварчик и Оксана Манчук Как уже сообщала «Русская Народная Линия», в августе прошёл Всебелорусский  Крестный ход, приуроченный к 1030-летию основания Полоцкой епархии . Крестный ход начался 19 августа в день праздника Преображения Господня. В Свято-Успенском Жировичском монастыре архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий напутствовал паломников и возглавил начало торжественного шествия. Паломники прошли 250 километров, их маршрут пролегал через 4 епархии и 18 храмов. Крестный ход завершился 26 августа торжественным шествием по городу Минску, после которого митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию и молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Минская» в Свято-Духовом кафедральном соборе. Мы попросили нашего постоянного автора, Дмитрия Куницкого, рассказать об этом. Практика Крестных ходов возрождается на белорусских землях Русской Православной Церкви в последние годы, с приходом нового митрополита, после десятилетия (и особенно пятилетия) определенного подморожения данного священного обряда, связанного как с идеологической атмосферой в белорусском государстве, так и с духовным кризисом в самом Белорусском Экзархате, на руководящих уровнях которого прочные позиции тогда занимали более ли менее идейные западники-русофобы, националисты литвинского типа, либералы, экуменисты, обновленцы или, по крайней мере, люди теплохладные, ориентированные на решение текущих узких материальных, финансовых и организационных вопросов (нередко личного уровня). Для православных христиан известно, что Крестные ходы имеют колоссальную мистическую силу, проявляющуюся в благодатном многостороннем просвещающем воздействии на людей как на личном (участников Ходов), так и на общественном (городском, страновом) уровне – от прекращения страшных эпидемий до умиротворения волнений, просветления умов. Просветление умов сообщает им мышление в русле Божьей воли и касается широкого спектра вопросов, включая цивилизационные и геополитические: несомненно, что всё, что входит в понятие Русского мира, как раз и отражает в себе Божью волю. Потому так ненавидят Крестные ходы западные элиты, их службы и местные агенты и сочувствующие: напротив, они стремятся осквернять пространство противоположностями Крестных ходов с противоположным им эффектом, прежде всего, шествиями содомитов (гей-парадами), с чем и связано такое значение, которое придают их защите политические элиты Запада.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/ka...

Глава I. Епархиальное Управление Пределы Литовской епархии. Епархиальные архиереи. Преосвященные викарии. Духовная консистория. Благочинные. Съезды благочиннические, училищные и епархиальные. Литовские епархиальные ведомости, как официальный орган епархии. В год воссоединения униатов, т.е. в 1839 году, в состав Литовской епархии входили, кроме тех частей, которые находятся в оном в настоящее время, еще части нынешних епархий – Минской, Волынской, Киевской и Каменец-Подольской, которые были приписаны от униатской Белорусской епархии к униатской же Литовской епархии, по представлению обер-прокурора Св. Синода, Протасова, в видах подготовки их, под руководством пр. Иосифа Семашки, к воссоединению с православною церковью. Впрочем, уже в следующем году, после воссоединения униатов, т.е. в 1840 году, произошла перемена в составе Литовской епархии, вызванная местными удобствами, а именно: воссоединенные церкви Минской губернии, принадлежавшие прежде к униатской Литовской епархии, перешли к Минской, а древле-православные церкви последней, расположенные по Гродненской губернии и Белостокской области, были причислены к Литовской епархии. Древле-православные церкви, состоявшие в Виленской губернии, были перечислены от Полоцкой к Литовской епархии, и последняя была поставлена во второй класс, после Херсонской, и пр. архиепископу Иосифу, получившему сей титул в день официального утверждения Императором Николаем Павловичем акта о воссоединении униатов, т.е. 25 марта 1839 года, было назначено 6 апреля 1840 года именоваться Литовским и Виленским и священно архимандритом Троицкого Виленского монастыря, а с 14 марта 1845 год – Св. Духовского, викарию же его, «Брестским», вместо «Пинского». Между тем в 1842 году произошли новые перемены в составе Литовской епархии. 18 декабря сего года, по Высочайшему повелению, в видах уравнения северо-западных губерний в пространстве и населении, была составлена из северных уездов нынешней Виленской губернии – Тельшевского, Шавельского, Россиенского, Ново-Александровского, Вилкомирского и части Ковенского, новая губерния, под названием Ковенской, с назначением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович), архп. Мцхетский и Тбилисский Католикос-Патриарх всея Грузии Родился 10 ноября 1854 года в семье священника Грузинской епархии. В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. С 1883 г. – помощник смотрителя Телавского духовного училища. В 1865 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище. В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище. 2 ноября 1896 г. пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б. Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря – благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе”. 10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита. 23 авг.1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: Экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид. С 12 авг. 1900 года – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии. С 10 марта 1902 года – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 3 мая 1903 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 23 апреля 1904 года – епископ Орловский и Севский. С 3 февр.1906 года – епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию. С 25 янв.1907 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 15 февр. 1908 года уволен на покой. Будучи на покое, проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском св. Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии). С 10 янв.1915 года – епископ Полоцкий и Витебский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По Высочайшему указу 22-го апреля 1828 года, которым, вместо прежних четырех униатских епархий, учреждалось две – Литовская и Белорусская, к Белорусской епархии, кроме церквей Витебской и Могилевской губерний, составлявших до этого времени Полоцкую униатскую епархию, были отнесены церкви в уездах: Минской губернии: Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском; Волынской губернии: Житомирском и Овручском; Киевской – Радомысльском, Сквирском и Махновском: Курляндской – в Зельбургском 18 . К ней же причислены были четыре прихода Херсонской губернии. Центром епархиальной жизни был оставлен кафедральный Полоцкой епархии город Полоцк, а архипастырем – Полоцкий униатский епископ Иаков Окелло-Мартусевич. Таким образом, новая Белорусская епархия представляла прежнюю Полоцкую епархию, расширенную частями прочих трех, существовавших до 1828 года, униатских епархий: Литовской, Луцкой и Брестской 19 . Размер новой епархии был совсем необычный: при сравнительно незначительной ширине, она тянулась в длину от граничащих с Псковской и Смоленской губерниями северных уездов Витебской губернии почти до самого Черного моря. Такое разграничение епархии могло бы показаться весьма странным, если бы оно не было намеренным. Сокращая число епархий, правительство имело в виду задуманное им дело воссоединения униатов, в частности же преследовало две цели: 1) оградить униатскую иерархию и вообще духовенство от католического влияния и 2) поставить униатов в более выгодные условия для сближения их с православием . Так объясняли дело еп.Семашко в своей записке от 25-го апреля 1834 года 20 и министр Блудов 21 в своей «записке для предварительного прочтения членам Секретного Комитета». «Прежде имелось четыре униатских епархии; две из них Виленская и Луцкая, по местопребыванию епархиального начальства, слишком подвержены были влиянию римлян, да кроме сего, последняя состояла только из 120 тысяч униатов в трех губерниях, между православными разбросанных, и большую часть своего духовенства отдавала в распоряжение римлян для их костелов; ныне обе сии епархии упразднены, чем не только униаты в половину ослаблены, но и доставлена удобность заместить благонадежными людьми важнейшие должности. По управлению остальными двумя епархиям», – писал И.Семашко в 1834 году. А Блудов в 1835 г. добавлял: «Униаты, составляющие 2 нынешние епархии, рассеяны по 10 губерниям, из коих в семи имеются епархии греко-российские. Можно будет еще и при существовании Греко-униатской коллегии подчинить постепенно греко-униатские церкви сим семи епархиям, оставив только сначала на волю духовенства относиться к униатским архиереям в нуждах совершенно духовных, именно: за великим миром и посвящением в духовный сан. Отдаленность, ласковое обхождение православных духовных начальств и другие, с сими совокупно действующие, преобразовательные меры заставят униатских священников вскоре отказаться от этого права. Таким образом, отойдут в ведение греко-российских архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Гавриил (Воеводин), архп. Полоцкий и Витебский Родился около 1871 года в Петербургской епархии. В 1890 году окончил СПБ гимназию. В 1894 году – СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1893 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1894 году по окончании академии посвящен во иеромонаха и назначен преподавателем Владикавказского духовного училища. В 1895 году перемещен преподавателем в Александровскую Ардонскую семинарию. В 1896 году назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии. 1898 г. – инспектор Полтавской семинарии. 1901 г. – в сане архимандрита был настоятелем Уфимского Успенского монастыря и член Уфимской Духовной Консистории. 1908 г. – настоятель Богоявленского монастыря и начальник училища пастырства на Волыни. 20 июля 1910 года – настоятель Тригорского монастыря. Будучи начальником пастырского училища, архимандрит Гавриил прекрасно вел дело воспитания будущих пастырей Церкви. В целях придания училищу большого значения и доверия со стороны духовенства и населения, а начальнику его большего авторитета было признано благовременным возвести начальника училища в высший духовный святительский сан, с присвоением ему наименования епископа Острожского и с оставлением в должности начальника Житомирского училища пастырства, 25 июля 1910 г. архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Острожского, вик. Волынской епархии. Хиротония совершалась в Житомирском кафедральном соборе. Чин хиротонии совершали: архп. Волынский и Житомирский Антоний в сослужении с епископами: Евлогием Холмским, Никоном Кременецким, Иннокентием Каневским и Гавриилом Измаильским. В последующие годы занимал викарные и епархиальные кафедры. С 9 июня 1915 года был назначен епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии. С 26 января 1916 года – епископ Гавриил назначен епископом Барнаульским, вторым викарием Томской епархии. С 1919 по 1922 г. последовательно занимал кафедры: Акмолинскую и Петропавловскую. С начала 1922 года на покое в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава XIX После достигнутого, торжественно отпразднованного и всюду объявленного «воссоединения», униатский вопрос даже с формальной стороны не мог считаться законченным, так как оставался не воссоединенным еще очень большой класс униатов, – мы разумеем униатов, совращенных в латинство. Совращения происходили в течение всего униатского периода и по временам были чрезвычайно многочисленны. Г.Киприанович говорит, что в 1803 году в одной Полоцкой епархии совратилось в латинство около 100 тысяч человек униатов 1221 , a по словам прот.Наумовича, в 1807–1808 г.г. униатская церковь потеряла еще 50 тысяч человек, перешедших в католичество 1222 . Сколько было совращенных в Полоцкой епархии к 1839 году, этого не могло сказать само Белорусское епархиальное начальство, так как в архиве Белорусской консистории, истребленном в 1812 году неприятелем, не осталось ни перечней, ни именных списков Белорусских униатских прихожан за прежние годы 1223 . Несомненно, однако, что число совращенных здесь было очень внушительно: в Дриссенском уезде почти каждый униатский приход сильно пострадал от совращений: иные, как Россицкий, потерявший 1625 душ 1224 , остались почти ни с чем, а другие, как Дерновичский, состоявший из 1720 прихожан, целиком отошли к римской церкви 1225 . Опытные католические миссионеры умели вырывать жертвы даже из священнических семей. Множество униатских священнических жен и дочерей, как мы уже видели, исповедовали католическую веру. Весь этот громадный класс совращенных влачил нелегальное с точки зрения закона существование. С самого начала 19-го столетия стали издаваться Высочайшие указы о возвращении совращенных, при чем сенатским указом от 8-го августа 1810 г. было разъяснено, что только совращенные до 1798 года имеют право оставаться в римской церкви, прочие же должны вернуться в унию. Как была исполнена Высочайшая воля, можно судить по тому, что в 1814 году консистория бывшей Виленской митрополичьей епархии жаловалась второму департаменту Римско-католической духовной коллегии, что римское духовенство не только не возвращает униатов, прежде перешедших в римский обряд, но еще и новые производить совращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010