Между тем, человек столь подозрительного направления находился в совершенной независимости от патриарха. Опираясь на свое исключительное придворное положение, Симеон Полоцкий во всех предприятиях своих действовал с полною самостоятельностию, не только не спрашивая в них особого разрешения у Иоакима, но часто выступая совершенно вопреки его личным предначертаниям. Обыкновенно, в этих случаях он искусно заслонялся авторитетом государя, чем возбуждал сильнейшее неудовольствие патриарха, относившегося с особенною ревностию к прерогативам собственной власти. Так: не может быть сомнения, что в своем проекте Славяно-Греко-Латинской Академии Симеон действовал в совершенную противоположность с намерениями Иоакима, которому, также как и патриарху Иерусалимскому Досифею, желательно было только расширение греческого типографского училища. Учреждение Симеоном Верхней типографии еще менее могло нравится патриарху; потому что создавало простор для литературной деятельности человеку противоположного с ним направления. Правда, на изданиях этой типографии Симеон, наряду с именем государя, неизменно выставлял имя патриарха; но, с его стороны, это была только мастерская уловка, приводившая в крайнее смущение Иоакима. Впоследствии, осуждая общее направление Симеона, патриарх с особенною горечью жаловался на это: «Толико той Симеон освоеволився», говорит он, между прочим, – «дерзне за некиим попущением, яко и печатным тиснением некия своя книги издати, оболгав мерность нашу, предписа в них, якобы за нашим благословением тыя его книги печатаны. Мы же, прежде типикарскаго издания, тех книг ниже прочитахом, ниже яко либо видехом, но, яже еже печатати, отнюдь не токмо благословение, но ниже изволение наше бысть...» 417 Мало того: в Москве носился слух, что Симеон, пользуясь своим влиянием на государя, задумывал даже удаление самого патриарха Иоакима. Говорили, будто он убеждал своего царственного ученика установить в России четырех патриархов, на место бывших здесь четырех митрополитов: в Новгороде, Казани, Ростове и Крутицах, – послать Иоакима патриархом в Новгород, а Никона возвратить в Москву и назвать папою 418 . Конечно, этому слуху невозможно придавать серьезного значения; но все-таки он весьма характеристичен для уяснения исключительного положения Симеона: ясно, что и самому патриарху Иоакиму не совсем удобно было затрагивать этого привилегированного царского любимца.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Таким затейливым стихотворным произведением Симеон постарался встретить вступление на престол царя Феодора Алексеевича; но при его написании им руководило не одно лишь желание дать общие полезные наставления своему царственному питомцу. В связи с этим частным намерением главная цель этого произведения состояла в том, чтобы доставить юному государю известное духовное утешение в понесенной им горестной утрате. «Аз», говорит Симеон в своем прозаическом посвящении этого произведения государю, – «достослезное отшествие пресветлаго родителя твоего со плачи о нем общими написати потщахся: и раданий утолительная предположих, яже суть глас последний, завет премудрый и кончина христианская, всеми убо желаемая, но не всеми получаемая...» 320 Мы уже знаем, что Симеон не в первый раз является утешителем своих венценосных покровителей в постигающих их семейных несчатиях. Еще задолго пред этим он, точно в таком же роде, явился участником скорби царя Алексея Михайловича, по случаю кончины его первой супруги: тем более эта роль приличествовала ему теперь, при новых совершенно исключительных обстоятельствах. 18-го июня 1676-го года, когда совершилось венчание царя Феодора Алексеевича на царство, Симеон представил государю другое стихотворное произведение свое, не менее обширное по размерам, но отличавшееся уже совершенно противоположным, торжественным характером. Произведение это, направленное к прославлению совершившегося радостного события, носит пространное и витиеватое заглавие: «Гусль доброгласная, восклицающая желания всех санов и чинов российских и благоприветствия нововоцарившемуся благочестивейшему тишайшему пресветлейшему великому Государю Царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу. В день веселия сердца его, в онже венчаяй Господь милостию и щедротами возложи на главу его венец от камене честна всесвященными руками Святейшаго и Всеблаженнейшаго Великого Господина Кир Иоакима, Патриарха Московского и всея России» 321 . Подобно тому, как в предыдущем своем стихотворном произведении Симеон Полоцкий старался облегчить и рассеять глубокую скорбь молодого государя, так точно и в настоящем случае он сознательно стремится к тому, чтобы увеличить его радость. В этом смысле, в своем посвящении «Гусли», он прямо заявляет государю: «ея же сладостию да возвеселиши сердце твое, да возрадуеши душу ти праведную, да утешишися чувствы твоими царскими» 322 . Достойна замечания при этом та общая и весьма характеристическая манера, в которой ловкий стихотворец составил и поднес государю это новое произведение своей панегирической музы: по словам Симеона, «Гусль» его была «трудолюбием мысленно сооруженная, усердием уструненная, бряцалом пера биенная, рачительства десницею и смирения шуйцею поднесенная... 323 »

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

2) Столь же двойственным является Симеон в книге г. Татарского и в рассуждении его вероисповедания. В голо­словной фразе г. Татарский решительно объявляет, что Симеон был несомненно православным (34 с.) и затем, никаких доказательств этого он не приводит, вероятно, по невозможности привести их. А факты, упоминаемые в его книге, говорят нам, что Симеон истинно-православным не был. Перечислим их. Рейтенфельс и Евфимий считают его униатом (33 стр.), он был учеником иезуитов, из заведений которых он вышел всецело пропитанным латинской ученостью и усвоившим их взгляды на жизнь (33, 34, 42 с.); патриарх Иоаким католические заблуждения Медведева, за которые он был осужден Собором, производил из устоглаголаний ему его учителя Симеона (70 с.); он же считал Симеона прельщенным от иезуитов, не признавал его вполне православным, находил в его сочинениях ереси латинского зломудрствования (297–8) и впоследствии, наложил на его книги запрещение. Ереси эти были следующие: a) Симеон разделял католическое мнение о времени пресуществления даров и даже пропагандировал его, и притом, с большими предосторожностями (173–4 с.), а это показывает, что он знал, что это мнение противно православию; это мнение после его смерти с упорством защищал его единомышленник Медведев, за что был осужден, его сочинение «Манна» сожжено, а само мнение анафематствовано; b) в основание своего главного догматического сочинения «Венец веры кафолической» он положил не православный символ, а католический или так называемый, апостольский, за что упрекал его и справедливо, Евфимий (177 с.); кстати, сказать, тот же Евфимий в этом сочинении Симеона находил столько не православных мнений, что, выписавши их из него, составил целый сборник под заглавием: «написася сие из книги, глаголемые венец веры, сложенные по мудрствованию латин­скому: восточному же благочестию противные» (177 с.); Симеон держался католического мнения о непорочном зачатии Богоматери, о чем г. Татарский не упоминает; Симеон отзывался о библии в переводе семидесяти, уважаемом всей восточной церковью, неуважительно, находя в ней «прилоги непотребные и речений премены неприличные от преписующих и еретиков», отвращал «от чтения тоя православные человеки» (178 с.); сам не пользовался, по этой же причине и славянской библией, не смотря на то, что она всегда имела высокий авторитет в России и в прочих православных славянских землях, и даже доселе неотменно употребляется при богослужении, а главное, Симеон похвалил «латинские и польские библии Иеронимова преведения»; значит библии, употребляемые и высоко чтимые в восточной церкви, он осуждал и убеждал не читать их, а католи­ческую Вульгату восхвалял и имел смелость приводить из нее тексты далее в церковных проповедях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

657 Слово поучительное Иоакима на соборе 1690 г. из Остена, рукоп. Имп. П. Б. Q. I. 334. л. 11 об., Погод. 1227; Остен, 125; Описание p. с. б., II, 3, стр. 432. 660 Г. Миркович указывает «La pérpétuité de la foi de l " eglise Catholique, touchaut l " eucharistie Paris. 1669. XII, p. 68 et 75. Cp. Sainte Beuve. Port Royal, t. V Paris 1878 стр. .352. 661 Это прение издано в Остне (стр. 71. Горкий II, 3, стр. 428). Хотя подлинность его отчасти и подтверждается тем, что в киевской лаврской рукописи сочинений Епифания есть это же прение (Тр. Киев. Дух. Ак. 1861, X, стр. 176 ст. Певницкого), но мне это кажется несколько сомнительным, особенно в виду существования сочинения Евфимия (сборн. син. непер. V л. 376–386) о том же вопросе, составленного «от словес писанных и устоглаголанных Епифания Славинецкого (Горский II, 3, стр. 445). Л. Н. Майков в своей доселе лучшей монографии о Симеоне Полоцком (Древн. и Новая Россия 1875 г.) не касается этого обстоятельства. Г. Татарский ( Симеон Полоцкий М. 1886), и его задорный критик Г. Я. (Личность и деятельность Сим. Пол. К. 1887) признают подлинность прения. Нам нечего говорить после этих работ о православии и высоком значении Симеона Полоцкого . Достаточно прочесть отзыв Епископа Дамаскина Руднева (1737– 1795). Библиотека Российская (Пам. Др. Письм. 1881, XI, стр. 87) о проповедях Полоцкого: « Симеон Полоцкий был преученый человек. Проповеди его в книгах на весь год содержащиеся так хороши, что и ныне с поправкой слов не уступят самым лучшим проповедникам». Серьезное исследование о проповедях Полоцкого принадлежит В. Попову Симеон Полоцкий как проповедник. М. 1886. Латинское мнение Полоцкого о пресуществлении приведено см. стр. 58 (Вечеря дух. л. 8). 662 Полоцкий, вообще не пользовался любовью духовных, особенно высших. Виною порочности общества он прямо ставил неумение и нерадение отцов духовных: не учат и не наставляют детей своих духовных, а к архиереям он писал: Архиереем к тому сущим в благодатиˆЖелал бых речение образ приписати,

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Литератор–профессионал появился на московском «феатре» при царе Алексее Михайловиче (тоже, кстати говоря, писателе: его перу, в частности, принадлежит «Урядник сокольничьего пути», замечательное по словесному изяществу наставление по соколиной охоте). Возглавил цех «трудников слова» Симеон Полоцкий, переселившийся в Москву в 1664 г. Он работал с усердием и производительностью почти графоманскими: исписывал за день восемь страниц нынешнего тетрадного формата, все больше стихами, и почерк его «зело бе мелок и ум писист» (из свидетельства жившего с ним в одних покоях Заиконоспасского монастыря Сильвестра Медведева), Это и проповеди, и вирши «на случай», по поводу церковных и светских праздников, рождений, именин, новоселий, бракосочетаний, кончин многочисленных членов царского семейства, это и стихотворение просветительское, из античной, раннехристианской, западноевропейской (но не русской) истории, — они собраны в монументальной поэтической энциклопедии с заглавием «Вертоград (т. е. сад) многоцветный». Симеон Полоцкий в Москве учредил (и занял) должность придворного поэта, и все шестнадцать отпущенных ему судьбою зрелых лет жил припеваючи. Государи Алексей Михайлович и Федор Алексеевич щедро его жаловали. У нищего белоруса завелись слуги, собственный выезд (сено получалось с лугов села Коломенского), столько всякого добра, что Симеону отвели погреб в стене Китай–города. И денег у него было в достатке, несколько мешков в монастырском подвале, он их и не трогал, так что мешки погнили. Умер Симеон в славе и в почете, удостоился пышного погребения. Хорошо быть поэтом? Как сказать… Западник Симеон Полоцкий благоденствовал в стольном граде, «близ царя», а его знакомец и оппонент протопоп Аввакум, вождь старообрядчества, томился в земляной тюрьме в далеком Пустозерске на Печоре, «в месте тундряном и безлесном». Аввакум тоже профессионал, хотя и стал им в силу обстоятельств. Прирожденный бунтарь и борец за «светлую Русь», защитник простецов, он в Пустозерске располагал единственным оружием — пером. «Попризнавшись со стражниками», Аввакум и его соузники наводнили Россию возмутительными сочинениями. Пустозерцам удавались предприятия поистине фантастические. Во время Крещенского водосвятия 1681 г., когда на кремлевском холме и по берегам Москвы–реки собрались сотни тысяч людей, один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу политические карикатуры с «хульными надписями», порочащими царя, светские и духовные власти. Оригиналы изготовил протопоп Аввакум! За этот бунт пустозерская четверица была приговорена к смертной казни. 14 апреля 1682 г., через полтора года после кончины Симеона Полоцкого, Аввакум и его сподвижники взошли на костер. Плохо быть писателем!

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Главным проводником этого влияния считался наставник царевича Симеон Полоцкий , который не замедлил столкнуться со старыми учителями, с самим патриархом: Симеон не хотел преклоняться пред высшими духовными русскими, считая их невеждами сравнительно с собою; русские духовные, естественно, были оскорблены, подмечали в его мнениях разницу с мнениями, утвержденными стариною, с удовольствием указывали на это как на признак неправомыслия неприятного пришельца, причем опирались на авторитет известного своею обширною ученостью монаха, вызванного в Москву из Киева, Епифания Славенецкого, келейного труженика, по характеру своему неспособного пробиваться вперед и толкать других. Как патриарх Иоаким и его единомышленники смотрели на Полоцкого и как старались противопоставлять ему Славенецкого, всего лучше видно из следующего современного известия: «Призван был из Киева в Москву царем Алексеем Михайловичем для научения детей славянороссийского народа еллинской науке некто иеромонах Епифаний Славенецкий, муж многоученый не только грамматике и риторике, но и философии, и самыя феологии известный испытатель и искуснейший рассудитель и опасный (осторожный) претолковник греческого, латинского, славянского и польского языков». Был и другой иеромонах – Симеон, по прозванию Полоцкий, и тот учился, но не столько, и знал только по-латыни да по-польски, а греческого писания ничего не разумел. Однажды патриарх Питирим пригласил обоих, Епифания и Симеона, к себе в крестовую палату; они стали разговаривать, и Симеон спросил Епифания: «Как, отец, святыня твоя верует о пресуществлении?» Епифаний отвечал, что молитвою иерейскою: сотвори убо и проч. происходит пресуществление. Симеон сказал на это: «В Киеве наша Русь, ученые тоже глаголют и мудрствуют, что только словами Христовыми: приидите, ядите и проч. пресуществляются дары» Епифаний отвечал: «Наши киевляне учились и учатся только по латыни и читают книги только латинские, по-гречески не учились и потому истины об этом не знают». Патриарх Иоаким отзывался о Полоцком: «Хотя он был человек ученый и добронравный, однако приготовленный иезуитами и прельщенный ими, поэтому читал только их латинские книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Некоторые средства для своего содержания Симеон получал, без сомнения, и от управляемой им обители, правда очень бедной и совершенно безвотчинной, но доходы которые он мог увеличить своею обычною предприимчивостию. Между прочим, с этой целию он завел «синодик обители Всемилостивого Спаса, сущия за иконным рядом», где в пространной речи, достойной его блестящего ораторского таланта, приглашал православных к записыванию в него душ умерших. Доказав подробно из Св. Писания, из многочисленных отеческих свидетельств и из житий Святых пользу поминовения умерших, Симеон заключает здесь воззванием: «являте убо милость умершим вашим, жертвы святые о спасении душ их приношением и иными всяческими благотвореньми: а они вашим пособием помиловании, умолять у Господа Бога милость и жизнь вечну душам вашим...» 300 Но несомненно, что главные средства для своего жительства в Москве Симеон получал, все-таки, из государевой казны; так как мы уже знаем, что он тотчас же по своем приезде сюда поступил на дворцовое содержание. От двора ему отпускался «денежный корм» в размерах «по 5 алтын в день», что по тому времени составляло оклад довольно значительный. Кроме того, для прокормления себя, своей родни и «челяди» Симеон получал оттуда же все продукты натурою; дрова ему так же выдавались из «государевого дровяного двора»; сено для лошади получалось из лугов коломенских, а овес из двора житнаго. Все это, соединенное вместе, обнаруживает особенное благоволение государя к Симеону и представляет нам его домашнюю обстановку в Москве как совершенно обеспеченную. Однако ж корм, отпускаемый Симеону как деньгами так и натурою, не всегда бы доставлен исправно; так что нередко ему приходилось обращаться с письменными просьбами относительно его выдачи. Этому обстоятельству мы и обязаны тем, что в черновых бумагах Симеона до нас дошли некоторые частные данные, рисующие довольно подробно и совершенно наглядным образом его внешнее положение. «Благодетелю мой премилостивый», – пишет он, например, в одном случае лицу заведовавшему выдачей царского корма, – «молю твое благоутробие, яви на мне якоже и прежде милость свою, прикажи государево жалованье мед пресный за 6 месяцев выдати; аз же, помня твое ко мне милосердие, непрестанно имам быти молитвенник о тебе благодетель моем» 301 . В другом случае Симеон обращается к тому же лицу с более уже важным прошением: «молю благоутробие твое да явивши на мне милость твою прежнюю и повелеши великаго государя жалованье за прошедший год муки пшенныя две четверти, а ржаныя 8 четвертей, 8 (?) масла коровья за Августа по памятем отпустити, чтобы мне не убытчтитися в моей скудности и тебе бы благодетелеви моему к тому болши не стужати...» 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 12.06.1896 04.10.1911 САМАРСКАЯ 04.10.1911 20.11.1913 Св. Симеон, кн. Полоцкий ПОЛОЦКАЯ ТВЕРСКАЯ 03.02.1289 Симеон (Симон) Серб КАЗАНСКАЯ 07.02.1646 26.09.1649 Симеон Стремоухов Безбородый ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 21.08.1509 21.11.1515 Св. Симеон (Сампсон) Хутынский в/у НОВГОРОДСКАЯ 11.08.1415 22.03.1416 НОВГОРОДСКАЯ 22.03.1416 15.06.1421 Симеон Шостацкий в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 21.04(04.05)1996 ВОЛОГОДСКАЯ 23.10.1664 08.1684 Св. Симон ВСЕРОССИЙСКАЯ 20.09.1495 30.04.1511 Св. Симон (Симеон) ЯРОСЛАВСКАЯ 20.06.1214 10.11.1214 ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 22.05.1226 Симон Виноградов ШАНХАЙСКАЯ 04(17)09.1922 07.1931 (?) ПЕКИНСКАЯ 07.1931 (?) 11(24)02.1933 Симон Гетя в/у ТИХВИНСКАЯ 06(19)07.1993 19.09(02.10)1993 ТИХВИНСКАЯ 20.09(03.10)1993 14(27)12.1995 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 21.10(03.11)1995 14(27)12.1995 МУРМАНСКАЯ 14(27)12.1995 Симон Ивановский КРЕМЕНЕЦКАЯ 11(24)03.1924 (ОСТРОЖСКАЯ (ОСТРОЖСКАЯ, паки 02(15)04.1939 08(21)08.1940) ОСТРОЖСКАЯ 08(21)08.1940 12.1941 ЧЕРНИГОВСКАЯ 12.1941 ПОЛТАВСКАЯ в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 04(17)07.1955 06(19)10.1955 ВИННИЦКАЯ 06(19)10.1955 01(14)08.1961 Симон Ишунин в/у БРЮССЕЛЬСКАЯ 10(23)03.1987 28.03(10.04)1987 БРЮССЕЛЬСКАЯ 29.03(11.04)1987 в/у ГААГСКАЯ 05(18)07.1991 Симон Лагов (Лаговский) КОСТРОМСКАЯ 06.09.1769 31.03.1778 РЯЗАНСКАЯ 31.03.1778 17.01.1804 Симон Новиков в/у РЯЗАНСКАЯ 28.09(11.10)1972 30.09(13.10)1972 РЯЗАНСКАЯ 01(14)10.1972 24.04(07.05)2003 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 19.02(04.03)1977 29.05(11.06)1977 в/у ОРЛОВСКАЯ 07.1987 28.08(10.09)1987 в/у ОРЛОВСКАЯ, паки 14(27)03.1988 06(19)07.1988 Симон Тихомиров ВЛАДИМИРСКАЯ и СУЗДАЛЬСКАЯ 21.11.1739 15.12.1747 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ и ЯРОПОЛЬСКАЯ 16.07.1744 15.12.1747 Симон Тодорский КОСТРОМСКАЯ 31.03.1745 18.08.1745 ПСКОВСКАЯ 18.08.1745 22.02.1754 Сщмч. Симон Шлеев ОХТЕНСКАЯ 03(16)06.1918 05(18)08.1921 в/у УФИМСКАЯ 05.1920 05(18)08.1921 Синезий Зарубин ОСТРОГОЖСКАЯ 31.05(13.06)1926 УРАЗОВСКАЯ 12.1926 КОЛЫМСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но деятельно заботясь о религиозном образовании юношества, Симеон Полоцкий , вместе с тем, стремился сообразовать его с началами христианской нравственности, выражающимися в бытовых отношениях правилами общественного и частного благоповедения. В этом отношении ближайшею задачею школьного воспитания он поставлял добронравие питомцев, признавая вообще высшим идеалом просвещения приобретение доброй нравственности. Уже в букваре своем он видимо обнаруживает такое воззрение, сопоставляя вероучительные статьи его рядом со статьями нравоучительного содержания; но с особенною ясностию это открывается из указаний его, рассеянных в «Вертограде многоцветном», представляющем во многих отношениях сборник заветных мыслей и желаний Симеона. Так: на вопрос – «Кто мудр?» – он отвечает здесь: Несть мудр, читавый много, видевый и знаяй, Но яже знает, добре тех употребляй 365 . В другом месте он развивает туже мысль гораздо пространнее и выразительнее: Варварска, неискусна, глупа вся бывают Во граде, в нем же нравов добрых не стяжают. Что пользует мудрость, злато и род славный? Что устная благодать и дом миру явный? Аще тя злонравие дива зверя деет, Аще житием гнустным вся честь твоя тлеет. Убо к даром естества тщися приложити Благи нравы: будеши отрок нарочитый 366 . Естественно, что при таких воззрениях своих на задачу первоначального школьного образования, Симеон Полоцкий , проявивший величайшую заботливость о нем, постарался дать в руки учащимся полезное назидательное чтение. С этой целию он приготовил свои печатные издания: «Тестамент или Завет Василия царя греческого к сыну его Льву Философу» и «Повесть о преподобном отце Варлааме пустынножителе и Иосафе, царе Индийстем». – Первая книга, приписываемая императору Василию Македонянину, содержит в себе нравоучительные наставления, обращенные им к своему сыну, воспитаннику знаменитого патриарха Фотия, – и до этого времени была распространена в юго-западной России в киевском издании 1646-го года 367 . Симеон издал ее в типографии верхней от 3-го января 1680-го года в подновленном виде относительно языка и с присоединением к ней стихотворного предисловия под заглавием: «Увещание к читателю» 368 . В этом «увещании» он убеждает родителей наставлять детей собственным примером в правилах нравственной жизни и давать им предлагаемую книгу для назидательного чтения. «Аще не родом», говорит он здесь между прочим, –

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

– Правда, в его управление уже не замечаем прежнего широкого участия Симеона в текущей церковной политике; но и в этом отношении устранение его было не полное. Как выдающийся ученый, состоявший под особенным покровительством государя и признаваемый в таком достоинстве со стороны самого патриарха Иоакима, Симеон Полоцкий и в это время был допускаем к обсуждению церковных вопросов, имеющих общее значение. В его бумагах мы находим постановление московского собора относительно «хода светлаго, в день цветоносия бывающаго и яждения на осляти», – писанное им в марте месяце 1678-го и обработанное в ораторской форме 421 . Кроме того, устраненный Епифанием Славинецким в 1674-м году от участия в новом переводе Библии на славянский язык, Симеон, после его смерти, снова был привлечен к этому делу и участвовал в исправлении славянского текста Деяний и Посланий Апостольских, происходившем в 1680-м году 422 . – Вот почему, когда Симеон Полоцкий скончался, патриарх Иоаким, несмотря на свое общее нерасположение к нему, счел своим долгом присутствовать на его погребении и не мог осуществить такого намерения своего только по независящим от него обстоятельствам. «Святейший патриарх», сообщат об этом Медведев, – «благоволил было и сам на погребении быти, точию ради в той день со кресты хождения, на погребении ему быти было невозможно» 423 . Нет сомнения, что в этом общем нерасположении патриарха Иоакима к Симеону имели огромное значение внушения ему чудовского инока Евфимия, находившегося значением его доверенного советника, в особенности по вопросам научного характера. Инок Евфимий, защищая усвоенное им греческое направление, продолжал относиться к Симеону с прежнею нетерпимостию, не оставляя излюбленного им занятия отыскивать и обличать в его сочинениях различные латино-польские тенденции. Наиболее строгому обличению с его стороны подвергалась в это время «Рифмотворная Псалтырь» Симеона, бывшая действительно прямым подражанием стихотворного перевода Псалтыри польского поэта Яна Кохановского.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010