Высокую оценку игум. Василию дает свт. Кирилл , еп. Туровский («Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме»), называя его «вторым Феодосием». В «Послании...» также содержится свидетельство, неизвестное по др. источникам, о том, что в игуменство Василия вокруг обители была возведена каменная стена. Высокий авторитет Киево-Печерского мон-ря в обществе позволял его игуменам проводить достаточно независимую политику в отношении светских и духовных властей. Известны конфликты Киево-Печерского мон-ря с киевскими князьями Изяславом Ярославичем, Святославом Ярославичем, Святополком Изяславичем. Мон-рь сохранял определенную дистанцию по отношению к митр. Клименту Смолятичу , а при игум. Поликарпе вступил в конфликт с Киевским митр. Константином II в вопросе о постах в Господские праздники (60-е гг. XII в.). Вероятно, в 1171 г. печерский настоятель получил титул архимандрита, возглавив черное духовенство столицы в его взаимоотношениях с митрополией и великокняжеской властью. По мнению Поппе, этот титул был пожалован игум. Поликарпу К-польским патриархом Михаилом III (1170-1178), соответствующую грамоту доставил на Русь приехавший в июне 1171 г. митр. Михаил. Согласно др. мнению (напр., Щапова), инициатива учреждения архимандритии в Киево-Печерском монастыре исходила от княжеской власти. Привлечение щедрых жертвователей и вклады богатых пострижеников обеспечили Киево-Печерскому мон-рю экономическую независимость и сделали его крупнейшим собственником. Уже в период игуменства Феодосия у обители имелись собственные села и «монастырские работники». После кончины кн. Ярополка Изяславича (22 нояб. 1086) Киево-Печерский мон-рь получил права на взимание доходов с Небельской, Деревской и Луческой волостей, а также с земель близ Киева. Вероятно, в 80-х гг. XI в. митр. Переяславский Ефрем передал обители двор в Суздале с храмом во имя вмч. Димитрия Солунского и пригородные села. На средства кн. Глеба Всеславича (600 гривен серебром и 50 гривен золотом) была возведена каменная трапезная.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

По завещанию Стеткевича, Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После присоединения Поднепровья к Российской империи указом Святейшего Синода от 26 апр. 1773 г. Б. м. перешел в ведение Могилёвского епископа РПЦ, к-рым тогда являлся свт. Георгий (Конисский) . В 1777 г. в Б. м. жили настоятель, 3 иеромонаха, 1 диакон, 1 монах, 3 послушника. В кон. XVIII в. настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на недостаточное число в обители иеромонахов, пьянство, драки, бродяжничество и невежество братии. Указом Синода от 28 окт. 1798 г. Б. м. был приписан к могилёвскому Братскому мон-рю , в к-ром была учреждена архимандрития. К нач. XIX в. в Б. м. жили 145, в 1833 г.- 71 насельник. Настоятелями обители являлись буд. архиереи: Венедикт (Григорович ; 1815-1821), Арсений (Москвин ; 1826-1827), св. Поликарп (Радкевич ; 1829-1835). Во время войны 1812 г. архим. Иоасаф в числе др. настоятелей могилёвских мон-рей был вынужден исполнить указ еп. Варлаама (Шишацкого) о присяге Наполеону и поминании его на богослужениях. По инициативе свт. Гавриила (Городкова) определением Святейшего Синода от 6 июля 1835 г. Б. м. был обращен в жен. с припиской к нему Борколабовского мон-ря, из к-рого в Б. м. перевели игум. Капитолину и большую часть насельниц (11 монахинь и 22 послушницы). К 1835 г. мон-рь владел ок. 1300 дес. земли, в 1842 г. он был лишен всех земельных владений и отнесен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. в мон-ре существовали: каменная теплая Никольская ц. и каменный Свято-Духовский собор с приделами во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Богородицы (собор был обновлен в 1810). С 1835 г. в соборе находилась копия Борколабовской иконы Божией Матери . 15 дек. 1895 г. от пожара пострадала Никольская ц., к-рую вскоре перестроили (освящена 4 дек. 1900). До кон. XIX в. монастырская ограда, кельи и др. помещения были деревянными, в 1899 г. были сооружены каменные ограда, колокольня, трапезная. С 1835 г. при Б. м. существовал дом призрения девиц духовного звания, содержавшийся на пособия правительства, пожертвования благотворителей, средства от продажи швейных изделий, изготовленных воспитанницами. В 1846 г. для дома призрения за оградой мон-ря был выстроен дом с больницей, разбит сад. В 1863 г. дом призрения преобразовали в уч-ще для девиц духовного звания, к-рое в 1892 г. было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, затем - первую в епархии жен. 2-классную церковноприходскую школу для всех сословий (в 1902 в ней училась 141 девочка). В нач. XX в. в Б. м. жили 18 монахинь и 55 послушниц. Могилёвский еп. Мисаил (Крылов) высоко отзывался о монашеской жизни насельниц.

http://pravenc.ru/text/153605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой и Елецкой епархии), в г. Ельце Липецкой обл., на Каменной горе. Основан в 1683 г. на месте скита елецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря . Входил в состав Воронежской (до 1775) и Орловской (до нач. 20-х гг. XX в.) епархий. XVII в.- 1764 г. Задонский иером. Геронтий (Кургановский) и воронежский историк Н. И. Поликарпов без ссылки на источники относили основание скита Троицкой обители к 1628-1629 гг., когда по благословению игум. Моисея старанием мон. Савватия в лесу на «старом городище», занимавшем каменный мыс, образованный р. Ельчик и оврагом Кременной Верх, был построен монастырский скит с деревянной ц. в честь «Рождества Пресвятыя Богородицы и Знамения Ея «Курския»». В неск. кельях жили по 2-3 монаха, иногда «за скудностью» скит пустовал, т. к. братия жила «в мирских домах» и часто «мирским подаянием» ( Поликарпов. 1896. С. 674). Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в. Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в. Впервые скит упомянут в перечне мон-рей Елецкого у., составленном в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича «холопом Алешкой Зеленым»: «На посаде ж монастырь Курская Богородица. Построин внове. В нем живет братьи пять человек. А игумна нет. А бобылей за монастырем четыря двора. А крестьян нет» (РГАДА. Ф. 210. Белгор. стол. Стб. 604). Обитель именовалась по находившейся в ней чтимой Курской иконе Божией Матери «Знамение». Благотворителями были купцы Г. Шустов, М. Росихин и елецкий воевода Л. Шекловитый (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.). На пожертвования последнего в скиту был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, приобретены иконы и церковная утварь (чаша, дискос), поставлены царские врата и проч. Каменногорский скит был обнесен деревянным острогом. В 1682 г. Елец посетил еп. Воронежский свт. Митрофан, к-рому проживавшие в городе монахини рассказали, «что живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием, а на божественную службу ходят в мужской монастырь» ( Пясецкий. 1899. С. 432-434).

http://pravenc.ru/text/189787.html

Лит.: Краткое описание пребывания государя царя и вел. князя Петра Алексеевича I-ro в Воронеже, и Митрофан, первый еп. Воронежский. М., 1832; Савостьянов Н. М. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852; Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь. Воронеж, 1887; Поликарпов Н. И. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофанова мон-ря//Воронежские ЕВ. 1900. 6. С. 250-258; Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3; Духовные светочи России. С. 46-61. Кат. 22-41; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1997; Зеленина Я. Э. Первопрестольник Воронежский//Воронежский епарх. вестник. Воронеж, 2003. 3(70). С. 111-114; она же. Иконография свт. Митрофана Воронежского//Русское церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 167-173; она же. «Сказание о обретении и открытии мощей святителя Митрофана Воронежского» и его влияние на житийную иконографию святого//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11: Патриарх Иоаким и его время. С. 175-180; она же. Образ нового святого в рус. искусстве синодального периода: Иконография свт. Митрофана Воронежского: АКД. М., 2004; она же. Житийная иконография свт. Митрофана//Воронежский епарх. вестник. 2004. 2(72). С. 94-99; она же. Об иконографии свт. Митрофана Воронежского и его почитании в Киеве//Moruляhcьki читання 2004: Збiphuk наук. праць/HKNIKЗ. К., 2005. С. 248-261; она же. О почитании свт. Митрофана Воронежского в Киеве: По памятникам иконографии//Воронежский епархиальный вестник. 2006. 1(74). С. 90-99; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009; Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - 1-я обитель игум. Митрофана (св. епископа Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; Кривцова М. А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобр. искусства Воронежа XIX - нач. XX в. (до 1917 г.): АКД. СПб., 2004; Преображенский А. С. Художественная жизнь Воронежского Архиерейского дома при свт. Митрофане (1682-1703)//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.). Ростов, 2006. С. 288-304; Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ., Паломнический центр МП. М., 2009. С. 300-306. Кат. 877-906; Большая русская икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 378-379. Кат. 185.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Приходская Покровская ц. находится в аварийном состоянии. 2 верхних яруса колокольни над притвором, кровля и купол храма утрачены. Могила родителей свт. Тихона, несмотря на утрату часовни, почиталась местными жителями и в послевоенные годы. Усердием настоятеля единственного, действовавшего после войны в Валдайском р-не Петропавловского храма прот. Валентина Слукина над ней после 1984 г. была положена плита и установлен крест. В 2004 г., когда исполнилось 270 лет со дня рождения свт. Тихона, над могилой была возведена кирпичная часовня с элементами архитектуры утраченного храма, освященная 9 нояб. того же года архиеп. Новгородским и Старорусским Львом (Церпицким) . Установлены новая памятная доска и икона свт. Тихона. Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1848. Л. 1-5; Оп. 94. Д. 24. Лит.: Богословский Н. Приход с. Короцка, IV класса//Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 2. С. 79-98; Краткий отчет строительного комитета по устройству Короцкой жен. общины во имя свт. Тихона. СПб., 1872; Ковалевский А. Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия (Макарова). М., 1887; Зверинский. 1890. Т. 1. С. 166; Зимнев И., свящ. Летопись церкви с. Короцка Валдайского у.//Новгородские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 5. С. 193-199; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Короцкого во имя свт. Тихона жен. общежит. мон-ря Новгородской епархии. Новгород, 1895; Геронтий (Кургановский), иером. Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Поликарпов Н. И. Короцкий Тихоновский жен. мон-рь Новгородской епархии, на родине свт. Тихона Задонского//Воронежские ЕВ. 1900. 3. Ч. неофиц. С. 89-94; Денисов. 1908. С. 604. 588; Поведский Ю. Н. Валдайское приселье. Тверь, 1997; Львова Е. В. И стояли над Селигером церкви//София. 2002. 1. С. 10-12; Памятники архитектуры Тверской обл.: Кат. Тверь, 2002. Кн. 2; Короцкий Тихоновский мон-рь. СПб., 2003; Иоанн (Маслов), схиархим. Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2006; Яшорин О. Соль земли//София. 2010. 3. С. 32-35; Мартынова В. Ф. Повествование о 3-престольном храме на Веригиной даче ст. Бологое: (Святыни Бологовской земли). Вышний Волочёк, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

10 авг. 1885 г. он был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии. После этого М. в. возглавляли епископы Феодосий (Рождественский; 16 февр. 1886 - 23 авг. 1892), Иоанникий (Казанский ; впосл. архиепископ; 23 авг. 1892 - 29 марта 1895), Полиевкт (Пясковский; 11 июня 1895 - 22 янв. 1900). С 22 нояб. 1896 по 18 февр. 1897 г. и в сент.- 1-й пол. окт. 1899 г. еп. Полиевкт временно управлял Рязанской епархией. 31 янв. 1900 г. на М. в. был переведен викарий Воронежской епархии Острогожский еп. Иосиф (Соколов). Этот архиерей, будучи почетным членом Воронежской ученой архивной комиссии, содействовал краеведу Н. И. Поликарпову в поиске в Рязанской духовной консистории и в копировании окладных книг Рязанской митрополии за 1676 г., содержавших материалы о Воронежском у. Много трудов положил на благоустроение Преображенского мон-ря, в к-ром на его средства начали возводить домовый храм во имя прав. Иосифа Обручника, небесного покровителя архиерея (строительство завершилось после его кончины). Еп. Иосиф умер 26 марта 1902 г. в С.-Петербурге, находясь на лечении. 5 апр. 1902 г. на Михайловскую викарную кафедру был назначен викарий Вятской епархии Сарапульский еп. Владимир (Благоразумов) . Он недолгое время продолжал заниматься благоустройством Преображенского мон-ря. В 1902 г. местопребыванием Михайловских архиереев стал рязанский Троицкий мон-рь, они являлись настоятелями этой обители. С окт. 1902 г. еп. Владимир временно управлял Рязанской епархией до приезда в Рязань назначенного на эту кафедру 18 дек. того же года еп. Аркадия (Карпинского) . 3 нояб. 1906 г. еп. Владимир был переведен на Благовещенскую кафедру (см. Благовещенская и Тындинская епархия ). 10 нояб. 1906 г. на М. в. был перемещен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Исидор (Колоколов) . 21 мая 1907 г. кафедра Михайловских архиереев была возвращена из Троицкого в Преображенский мон-рь. 26 мая 1911 г. еп. Исидор был уволен на покой и определен на жительство в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2563816.html

1866. 13. Ч. неофиц. С. 127). Первым Балахнинским епископом (17 июля 1866 - 29 авг. 1867) стал Макарий (Миролюбов) , с 14 янв. 1868 г.- Поликарп (Гонорский). 22 окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще (Там же. 22. Ч. неофиц. С. 831-855), устройство к-рого ставилось Н. в особую заслугу. В сент. 1867 г. с целью увеличения средств Нижегородского епархиального попечительства о бедных духовного звания с разрешения Синода при попечительстве открылся завод по изготовлению церковных свечей. 23 янв. 1868 г. по инициативе Н. было Высочайше утверждено определение Синода об упразднении Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря ввиду невозможности дальнейшего существования обители на том месте, где прибой Волги, обмывавший берег, грозил разрушить монастырские здания. Находя, что к перенесению обители на др. место «не представляется ни средств, ни надобности, согласно заключению Нижегородского епархиального начальства», 29 нояб./15 дек. 1867 г. Синод постановил упразднить мон-рь, а здания, угодья и капиталы передать Нижегородскому епархиальному попечительству «для усиления его средств к призрению бедных духовного звания, оставив на занимаемом монастырем месте в память существования там обители только церковь во имя преподобного Макария». Распределение братии по др. обителям Нижегородской епархии, раздачу по нижегородским храмам предметов ризницы, утвари и колоколов мон-ря Синод предоставил «усмотрению» Н. (Там же. 1868. 6. Ч. офиц. С. 53-54). Отпускавшиеся на мон-рь штатные суммы (1410 р. 50 к. в год) епископ просил передавать Печерскому мон-рю «в видах усиления средств этой обители к приличному содержанию преосвященных викарием Нижегородской епархии» (Там же. С. 54). В газетах сообщали, что упразднение обители «вызвало сильное неудовольствие в епархии, тем более, что и богатые недвижимые имущества этого монастыря были перечислены к архиерейскому дому» (Преосв. архиеп. Нектарий Надеждин: (Некр.)//Рус. ведомости. 1874. 200. С. 3. Стб. 5). 21 янв. 1869 г. (до окончания работы Комитета по преобразованию духовных академий) Н.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Сирийская яковитская Церковь представлена архиеп-ством Нидерландов под управлением митрополита и патриаршего викария. Архиеп-ство объединяет, по разным оценкам, от 15 до 25 тыс. чел. в 11 приходах (по 3 прихода в Хенгело и Энсхеде, 2 - в Амстердаме, по одному - в Рейссене (пров. Оверэйссел), Олдензале, Бадуведорпе (пров. Сев. Голландия)). Кафедра расположена в мон-ре во имя прп. Ефрема Сирина близ Глане (муниципалитет Лоссер, пров. Оверэйссел). Большинство верующих проживают в Амстердаме и в историческом регионе Твенте (юго-вост. часть пров. Оверэйссел) и имеют нидерланд. гражданство. Сирийская яковитская Церковь является членом Совета Церквей в Нидерландах. Первые сиро-яковиты - беженцы из Турции, Сирии, Ирака, Ливана и др. стран Ср. Востока - прибыли в Н. в 1975 г. В 1977 г. в Хенгело было уже ок. 100 семей. В том же году образована епархия Центр. Европы Сирийской яковитской Церкви, которая объединила верующих в Н., Германии, Бельгии, во Франции, в Швейцарии и Австрии. Центром епархии были Н., возглавлял ее патриарший викарий мон. Йешу Чичек. 24 июня 1979 г. он был возведен в сан архиепископа с именем Юлий. В 1981 г. было приобретено здание бывш. католич. мон-ря св. Олава в Глане. 7 июля 1984 г. мон-рь был освящен во имя прп. Ефрема Сирина и стал центром архиеп-ства. Число верующих быстро увеличивалось, что привело к учреждению отдельных епархий в странах Центр. Европы. В 1997 г. основана епархия Германии. После смерти архиеп. Юлия (2005) Синод Сирийской яковитской Церкви принял решение разделить архиеп-ство Центр. Европы на 3 епархии. 10 окт. 2006 г. создано архиеп-ство Нидерланды (Швейцария и Австрия вошли в состав 2-й епархии, Франция и Бельгия - 3-й). Патриаршим викарием нового архиеп-ства Н. был назначен мон. Авген Айдин. 10 апр. 2007 г. он был рукоположен во архиепископа с именем Поликарп. Общины Ассирийской Церкви Востока в Н. относятся к диоцезу Европы во главе с еп. Мар Авдишо (резиденция в Швеции), но собственных храмов у них нет, богослужение проходит в церквах др. конфессий.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском ; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих». В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно ( Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы. В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский ; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык ; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

http://pravenc.ru/text/577900.html

6 авг. 1812 г. митр. Гавриил обратился к командующему рус. Дунайской армией адмиралу П. В. Чичагову с донесением, в котором сообщил о своем отъезде из Ясс (город остался в Оттоманской Порте) и указал, что «для архиерейской кафедры приличнее других мест г. Кишинёв» (ранее в Кишинёве жил протопоп Лопушнянского цинута, в Лопушне находился его наместник). Для организации в Кишинёве центра Молдавского Экзархата митр. Гавриил просил предоставить ему в качестве кафедрального Михаило-Архангельский собор, «преклоненный» к Иерусалимскому Патриархату, а приписанный к афонскому Зографскому мон-рю мон-рь Кэприана обратить в загородный архиерейский дом. Эти просьбы были выполнены с учетом согласия патриарха Иерусалимского Поликарпа передать эту обитель в дар имп. Александру I, о чем предстоятель Иерусалимской Церкви сообщил в письме от 26 окт. 1814 г. обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну (РГИА. ф. 797. Оп. 2. Д. 7769). 24 сент. 1812 г. митр. Гавриил прибыл в Кишинёв, вместе с ним переехала экзаршеская консистория, разместившаяся первоначально в доме кишинёвского мещанина Сабова. Здание при кафедральном Михаило-Архангельском храме было отведено для нужд жившего в Молдавии греч. Иерапольского еп. Григория и викария Молдо-Влахийского Экзархата еп. Димитрия (Сулимы). Тогда же загородным имением митрополичьего дома стал мон-рь Кэприана, перешедший в ведение митр. Гавриила вместе с монастырскими владениями Пуркары и Раскайцы в Аккерманском у. 10 нояб. 1812 г. митр. Гавриил сообщил в Синод, что в его ведении состояло 749 церквей в 755 селениях Бессарабии. Экзарх просил о передаче ему степных приходов, указывал, что его титул следует сменить на «Кишинёвский и Хотинский», потому что в Кишинёве размещено гражданское управление, а в Хотине ранее был правящий епископ. 30 сент. 1812 г. митр. Гавриил распорядился открыть в Кишинёве духовное правление из 8 присутствующих с наименованием его экзаршеской дикастерией. Первоприсутствующим и кафедральным протоиереем стал Петр Куницкий, он же был назначен ректором предполагаемой к открытию Кишинёвской ДС. Тогда же митр. Гавриил представил в Синод «План для предположенной новой Заднестровской епархии, долженствовавшей называться Кишинёвской и Хотинской», предлагая сохранить за епархией статус митрополии и Экзархата. На основании «Плана...» Синод 4 дек. 1812 г. утвердил доклад об учреждении епархии.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010