Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник. Краткий рассказ о Л. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 26), составленной прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Акиндина . Согласно патериковому рассказу, Л., не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешел в киевский во имя вмч. Димитрия Солунского мужской монастырь . Здесь он стал затворником и за свое добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, к-рое с трудом могли нести 10 чел., он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, Л. повелел вести его в Печерский мон-рь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в мон-рь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресв. Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех» (Древнерус. патерики. 1999. С. 39). В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов. Л. иногда отождествляют с погребенным в Ближних пещерах еп. Туровским свт. Лаврентием , который упоминается в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. в качестве одного из участников пострижения и поставления на игуменство в Киево-Печерский мон-рь свящ. Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Однако Туровский архиерей, по всей видимости, является др. лицом, поскольку есть основания считать, что Л. жил во 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывает, во-первых, отсутствие данных, к-рые свидетельствовали бы о самостоятельном существовании Димитриевского мон-ря после 1128 г., когда, согласно сообщению Лаврентьевской летописи, он был присоединен к Киево-Печерской обители (Там же. Т. 1. Стб. 299). Во-вторых, повествование о Л. в патерике тесно связано с предшествующим рассказом о Никите Затворнике (см. Никита , свт. Новгородский, † 31 янв. 1108), который без благословения игум. прп. Никона (1078-1088) удалился в затвор, где был прельщен бесом, и только молитва 13 печерских иноков помогла спасти молодого затворника; среди них Поликарп называет буд. еп. Черниговского свт. Феоктиста , к-рый был рукоположен 12 янв. 1113 г., а скончался 6 авг. 1123 г. Общая логика повествования позволяет сделать вывод, что «отцы», спасшие Никиту и запретившие Л. подвиг затворничества,- одни и те же люди, а значит, по мнению Поликарпа, оба подвижника были современниками.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827, посад Воронок Стародубского у. Черниговской губ.- 23.02.1907, Белая Криница, Австрийская империя (ныне Черновицкой обл., Украина)), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии , публицист. Род. в семье купца 3-й гильдии, беглопоповца . В 19 лет поселился в келье при доме отца, занявшись помимо молитвенного правила изучением «старопечатных, уважаемых старообрядцами книг». В 1851 г. ушел за границу, ок. года жил в Молдавии, где познакомился с сочинениями инока Павла (Великодворского) , апологета Белокриницкой иерархии. Желая установить личное знакомство с ним, отправился в Белокриницкий мон-рь (см. в ст. Белая Криница ). Архимандритом мон-ря Аркадием (Ивановым) был пострижен в монашество, в 1853 г. Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, вскоре возведен в сан архидиакона. В 1855 г. переселился в Тисский мон-рь. В 1857 г. по приглашению Владимирского архиеп. Антония (Шутова), главы российских старообрядцев белокриницкого согласия, приехал в Москву. 20 сент. 1858 г. архиеп. Антонием совместно с Казанским и Вятским еп. Пафнутием (Шикиным) рукоположен во епископа. Специально для П. была учреждена Коломенская кафедра, т. к. предполагалось, что он станет помощником Московского архиепископа: П. должен был ездить по России и поставлять старообрядческих священников, «в Москве же не объявлять себя епископом и удаляться от службы, а ежели необходимость заставит, то служить без омофора (священническим чином.- В. Б.)». Поскольку Московская старообрядческая кафедра еще не была учреждена, для временного управления делами в Москву приехал представитель Белокриницкого митрополита Браиловский еп. Онуфрий (Парусов). П. получил от Онуфрия разрешение совершать богослужения в Москве «в омофоре, по-епископски», начал служить, говорить проповеди и вступил в борьбу с архиеп. Антонием за Московский престол (Переписка раскольнических деятелей. М., 1899. Т. 3. С. 199-201). В 1860 г. П. отправил архиеп. Антонию письмо, извещая, что слагает с себя сан. Письмо разбиралось 23 июня 1860 г. на заседании совета епископов (присутствовали помимо П. архиеп. Антоний, епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский и Онуфрий), П. просил благословения удалиться в мон-рь. Ему разрешили поселиться в мон-ре без права на епископское служение. П. решение не признал. Ради примирения архиеп. Антоний отказался от присланной ему митр. Кирилом грамоты с благословением занять Московский престол. 7 июля на 2-м заседании совета П. отказался от Коломенской кафедры и просил разрешения уйти «на уединение»; благословение было дано.

http://pravenc.ru/text/2579818.html

Прп. Иоанн, Киево-Печерский, Многострадальный. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) (XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Многострадальный, пещерник. Сведения об И. содержатся в Слове 2-го послания киево-печерского мон. Поликарпа архим. Акиндину, входящего в Киево-Печерский патерик: «Слово о Иване затворнице, многотерпеливем». В приводимом от лица И. повествовании рассказывается, что он принял постриг в молодые годы и, несмотря на строгое воздержание от пищи и воды, ношение вериг, молитвенный подвиг, 3 года был «томим на блуд». После долгой молитвы у гроба прп. Антония Печерского И. услышал голос святого, призывающий затвориться в пещере, «да невидением и молчанием брань упразднится». И. поселился в тесной пещере и усилил подвиги: он отказался от одежды и носил на теле только вериги. Затем преподобный вырыл яму такой глубины, чтобы помещаться в ней до плеч, и во время Великого поста закопал себя, оставив свободными голову и руки. Однако, как рассказывается в патерике, несмотря на все усилия, «но ни тако стремление плоти и ражжение телеси преста». В этом состоянии И. подвергся нападению диавола: в ночь на Пасху ему было видение «люта змия», являвшегося ему и раньше, чтобы изгнать из пещеры. На этот раз змей схватил в пасть голову преподобного и опалил волосы. После горячей молитвы преподобного чудовище навсегда исчезло. Раздавшийся Божий глас повелел И. для освобождения от искушения молиться похороненному в пещере святому (впосл. И. узнал, что это прп. Моисей Угрин , почитавшийся за целомудрие). И. спросил Господа, почему так долго Он попустил ему страдать, и услышал в ответ, что Бог «рабом крепкым и могущим тяжкаа и великаа дела поручает». И. пребывал в затворе «в велице воздержании лет 30, многым постом бе удручаа и железа на всем теле нося». Святой был известен как духовный наставник. К нему «некто от братии нашея часто прихожаше, смущаем бе от действа неприязнина на похоть телесную, и сего моляше блаженаго молитися за нь». И. убедил монаха, собиравшегося покинуть мон-рь, не делать этого и дал ему часть мощей прп. Моисея Угрина. Когда монах приложил кость к телу, «преста страсть и удове ему умрьтвеша».

http://pravenc.ru/text/469003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Соколов), митр. Киевский и Га-лицкий. Фотография. Сер. ХХ в. (Соколов Иван Александрович; 1.01.1877, г. Дмитров Московской губ.- 29.03.1968, Киев), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата. Из семьи диакона; отец умер за 4 месяца до его рождения. В 10 лет лишился матери. Окончил Перервинское ДУ, в 1897 г.- Московскую ДС. Назначен старшим учителем духовной школы при Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре . В 1901 г. вступил в брак, был рукоположен во иерея. Преподавал Закон Божий в московских гимназиях. В 1908-1912 гг. окончил Московский археологический ин-т, защитил дис. «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам», за к-рую был удостоен золотой медали. В 1915 г. овдовел. В 1918 г. назначен служить в бывш. Георгиевский мон-рь на Б. Дмитровке в Москве. В 1919 г. настоятель одного из московских храмов и благочинный 2-го отд-ния Никитского сорока (округа) Москвы, в это время был возведен в сан протоиерея. В 1919-1922 гг. археолог в Гос. комиссии по охране памятников старины, одновременно работал на пищевой фабрике 10. С 1923 г. в гос. учреждениях не работал. 29 сент. 1928 г. по принятии монашества хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского. Назначен викарием Московской епархии. С 25 сент. 1929 г. епископ Кимрский, викарий Тверской епархии. 17 марта 1931 г. вновь назначен епископом Орехово-Зуевским. С 14 мая 1934 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии; 4 сент. того же года переведен на Егорьевскую викарную кафедру. С янв. 1936 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 30 июля по окт. 1936 г. временно управлял Брянской, а с окт. 1936 по 23 мая 1937 г.- Вологодской епархией. 23 мая 1937 г. назначен епископом Архангельским. 21 янв. 1938 г. возведен в сан архиепископа. В том же году арестован, освобожден при общем пересмотре следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова . Поселился как частное лицо у родственников на даче в Московской обл. В нояб. 1941 г. И. сопровождал Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во время эвакуации в Ульяновск, был назначен архиепископом Ульяновским, награжден правом ношения креста на клобуке. 28 марта 1942 г. И. был среди подписавших судебное определение по делу главы неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви еп. бывш. Владимир-Волынского Поликарпа (Сикорского) . 1 авг. 1942 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, временно управляющим Ивановской епархией. Был членом Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г. , избран постоянным членом Свящ. Синода. Впосл. И. был членом мн. церковных и гос. комиссий.

http://pravenc.ru/text/469550.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088, Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших), пещерник. Источники Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Сведения об И. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», к-рое читается в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 6582 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в Киево-Печерском патерике . В некоторых списках патерика повествование об И. выделено в самостоятельный рассказ - «Слово о святем Исакии печернице» (Древнерусские патерики. 1999. С. 77). Летописный вариант рассказа об И. является первоначальным: сравнение 2 версий показывает, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без серьезных изменений (см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Есть основания полагать, что краткий рассказ об И. находился в не дошедшем до нас Житии прп. Антония Киево-Печерского 2-й пол. XI в. В рассказе Киево-Печерского патерика «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп , обращаясь к киево-печерскому игум. Акиндину , пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерусские патерики. 1999. С. 42). Летописный рассказ об И. (нач.: «Яко се бысть другыи черноризець именемь Исакии») представляет собой результат работы нескольких авторов. По мнению А.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Греч. Αγιος Μνας τς Ψαμθειας], греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы; построена в 1833 г. В 30-х гг. XX в. постройку исследовал А. М. Шнайдер, который описал ее древнюю полуподвальную часть, восходящую к IV-V вв., и выдвинул предположение о том, что на месте современного храма св. Мины в визант. эпоху должен был находиться мон-рь святых Карпа и Папилы. Эта гипотеза ныне считается весьма вероятной и принята исследователями. В X-XII вв. здесь существовал женский мон-рь с мартирием святых Карпа и Папилы (Μον τν γων Κρπου κα Παπλου), где находились почитаемые мощи этих святых. Согласно сведениям из визант. трактата «Patria Constantinopolitana» (X в.), св. Елена основала в К-поле мон-рь во имя святых Карпа и Папилы. Конструкция его храма напоминала мартирий (Patria CP. Vol. 2. P. 245; PG. 157. Col. 577). Подобные сооружения в ранней Византии имели обычно центрическую форму, в виде ротонд или октагонов. Предание о св. Елене явно недостоверно, хотя сохранившийся нижний ярус совр. храма св. Мины имеет форму массивной ротонды-склепа. В 1200 г. мон-рь посещал рус. паломник Антоний Новгородец, к-рый написал, что мон-рь был основан св. равноап. Константином. В К-польском Синаксаре под 13 окт. содержится память святых Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, «святейший мартирий которых находится близ Елениан» (SynCP. Col. 135). Неясно, имеются ли здесь в виду мощи всех 4 святых или только первых 2. Храм остался в руках христиан после падения К-поля в 1453 г. К XVII в. на том же месте существовала ц. во имя св. Поликарпа. Вероятно, это посвящение возникло как искажение имен святых Папилы и Карпа. В визант. эпоху культ св. Поликарпа в К-поле неизвестен. В 1604 г. в крипте церкви (в древней ротонде) была освящена агиасма св. Мины. В 1782 г. эта церковь была разрушена большим пожаром, от к-рого пострадал весь район Псамафия. В 1833 г. с разрешения тур. султана Махмуда II на средства местной греч. общины была построена новая церковь, освященная уже во имя только св. Мины. В 1878-1879 гг. здесь были найдены 4 древних надгробия. В 1955 г. церковь пострадала во время религ. столкновений, но вскоре была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2563302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛАКИОТИССЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Αμπελακιωτσσης]; в Навпактской митрополии Элладской Церкви. Расположен в горном массиве Цекури, возле с. Козица (Κοζτση, совр. Амбелакьотиса), в 60 км от Навпакта (совр. Нафпактос, Центр. Греция). По местному преданию, написанная евангелистом Лукой икона Божией Матери, принадлежащая мон-рю, происходит из митрополичьего храма г. Амбелакии в Фессалии (Αμπελκια). Богородица на ней представлена без Младенца, руки крестообразно сложены на груди, голова склонена вправо. После захвата в сер. XV в. турками Фессалии храм был разорен, иконы выброшены в р. Пиньос. Образ Божией Матери дважды чудесным образом возвращался на место разрушенного храма. В 1455 г. в день Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) икона была найдена на дереве высоко в горах близ Козицы. В следующем году на месте ее обретения монахами Самуилом и Антонием была построена церковь, освященная в честь Успения Пресв. Богородицы. Первым игуменом мон-ря стал Тимофей. В 1749 г. указом Патриарха К-польского Кирилла V мон-рь провозглашен ставропигиальным. Во времена тур. владычества и восстания 1821 г. мон-рь оставался одним из очагов греч. культуры, где были тайно устроены греч. школы и откуда осуществлялась поддержка борцов за свободу. Во время защиты г. Месолонги претерпели мученическую кончину двое монахов - Агафангел и Поликарп. Постановлением от 25 сент. 1833 г. мон-рь был упразднен, но 18 мая 1835 г. восстановлен по требованию жителей окрестных деревень. Соборный храм (кафоликон) мон-ря обновлен в 1847 г. архит. Христом Иоаннисом и представляет собой трехнефную купольную базилику с чертами визант. и ренессансного стилей, иконостас выполнен К. Зографом (1871-1874). Игуменский и келейные корпуса, трапезная и др. здания появились или были поновлены при митрополитах Дамаскине (1963-1965) и Александре (1984-1995). Появились новые метохи (подворья): святых бессребреников (Лутра), Преображения (Периста), прор. Илии (Платанос) и св. Пантелеимона (Пендайи в Фокиде).

http://pravenc.ru/text/114322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Александр (Орудов) (Орудов [Уродов или Арудов] Георгий Андреевич; 23.04.1876 (по др. сведениям, 4 апр. 1882), с. Невежкино Пензенской губ.- 14.08.1961, с. Соболево Санчурского р-на Кировской обл.), исп. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых), архим. Род. в крестьянской семье, по окончании земской школы 17 марта 1895 г. поступил в Санаксарский Темниковский мон-рь Тамбовской епархии. 30 авг. 1911 г. был пострижен в монашество с именем А. в честь блгв. кн. Александра Невского . 8 сент. 1911 г. еп. Тамбовским и Шацким сщмч. Кириллом (Смирновым) рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1913 г.- во иеромонаха. 6 авг. 1914 г. награжден набедренником. Братией мон-ря А. был избран и 20 июля 1915 г. архиеп. Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена. 10 апр. 1916 г. награжден наперсным крестом, 20 июля 1917 г.- палицей. В марте 1918 г. часть бунтарски настроенной братии обители, заручившись согласием большевиков на избрание нового игумена, восстала против А. и заключила его в неотапливаемую келью. В июле 1920 г. митр. Казанским Кириллом (Смирновым) А. был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пуст. , а 7 апр. 1922 г.- наместником Седмиозерной пуст. А. активно выступал против обновленчества в Казанском крае. При закрытии мон-ря в 1928 г. арестован, 30 окт. 1928 г. приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал срок в СЛОН, после чего еще 3 года (до 30 окт. 1934) находился в ссылке. Вел переписку со своим духовным отцом митр. Кириллом (Смирновым). Еп. Яранским Димитрием (Поспеловым), знакомым А. по Тамбовской епархии, 5 авг. 1935 г. был определен настоятелем церкви в с. Сретенском Котельнического р-на Кировской обл. В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую ц. с. Соболева Санчурского р-на Кировской обл., где служил до 30 нояб. 1937 г., не поминая за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (см. «Непоминающие» ). В 1937 г., не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 г., тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения. Затем, проживая в с. Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской ц. Вошел в юрисдикцию Московской Патриархии после избрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) . Духовником А. был игум. Димитрий (Роженцов), совершивший по благословению еп. Кировского и Слободского Поликарпа (Приймака) отпевание А. при огромном стечении народа. А. почитается в Казанской, Вятской и Марийской епархиях как прозорливый и духоносный старец. Известны чудотворения, совершавшиеся А. как при жизни, так и после кончины. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 6. 10. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/64272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Еп. Тмутараканский (Таматархский), кон. XI - нач. XII в. Постриженик Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). Дважды упоминается в Киево-Печерском патерике . В Слове о Никите-затворнике (см. Никита , свт., еп. Новгородский), написанном в 1-й трети XIII в. иером. Поликарпом , говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1077/78-1088) Н. («Никола, иже после епископ бысть Тмутараканю») был одним из наиболее авторитетных иноков обители, к-рые вывели из затвора неопытного юного монаха Никиту. Не исключено, что до своего поставления Н. был каким-то образом связан с игум. Никоном, жившим на Таманском п-ове до 1078 г. и основавшим там мон-рь, что и предопределило рекомендацию Н. на Тмутараканскую кафедру позднее. Другое упоминание Н. содержится в послании Владимирского еп. свт. Симона киево-печерскому мон. Поликарпу среди имен пострижеников Киево-Печерской обители, возведенных к 20-м гг. XIII в. на ту или иную кафедру; в перечне Симон в целом придерживается хронологического порядка. «Никола Тьмутороканю» указан между Миной, еп. Полоцким (поставлен митр. Никифором I 13 дек. 1105), и свт. Феоктистом , еп. Черниговским, поставленным из киево-печерских игуменов тем же митрополитом 11 (12) янв. 1113 г. Притом что летописание того времени довольно внимательно фиксировало хиротонии митр. Никифора I (1104-1121), Н. среди ставленников последнего не упоминается. Т. о., Н. в качестве Тмутараканского (Таматархского) епископа или принадлежал к иной юрисдикции, а не к Киевской митрополии, как полагал В. А. Мошин ( Мошин. 1932), или был поставлен раньше, поскольку в кон. XI - нач. XII в. Тмутаракань (Таматарха) перешел к Византийской империи ( Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 87). По всей видимости, более справедлива т. зр. Мошина. Наиболее вероятное время епископства Н.- 2-е княжение в Тмутаракани кн. Олега (Михаила) Святославича (1083-1094) ( Присёлков. 2003. С. 89-90). Возвращение князя из ссылки было связано с его подчинением верховной власти визант. императора. В таких условиях Тмутараканский епископ должен был подчиняться К-польскому патриарху (после 1079 в Тмутаракани не было князя, к-рый мог бы восстановить там епископскую кафедру, существовавшую уже в X в.). Этнический состав населения территории епархии был многообразен (греки, хазары, касоги, зихи, евреи), древнерусское население составляло меньшинство.

http://pravenc.ru/text/2565954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010