Молись о всех живых и мертвых, как о себе. Церковь учит тебя молитве [...], общей, – учись у ней. Согрешил пред Господом и ближними, ярясь на нищих и на противное мне делающее жену. Окаянный я: из-за комнатного воздуха рассорился с женою и духа благодати лишился, Духа Утешителя опечалил. Что дороже: воздух ли комнатный или душа и Дух Святой, всех оживотворяющий? Чего лишиться бедственнее: воздуха ли чистого или благодати Святого Духа, мира, правды, пространства, радости в Духе Святом? 8 ноября Благодарю многомилостивого и всещедрого Господа моего Иисуса Христа за величайшее спасение от величайшей беды и туги моей и от огня адского, постигших меня праведно за гнев и раздражительность на жену мою, за привычку ее растворять у меня в спальню дверь и впускать нечистый воздух из других комнат. Избавление всемилостивое от Владыки и Господа моего последовало по молитве покаяния моего всеусердного в квартире Аркадия Ивановича Шляпникова пред всенощной домашней; Господь истинно извел из ада душу мою, из ада – в прохладу и покой и в росу благодати Своей. Я служил с дерзновением, непреткновенно. Во время всенощной в Успенской церкви бесплотный злодей-искуситель многократно смущал, расслаблял и утеснял меня своими наветами и соблазнами при каждении на полиелее, когда увидел девицу старшую Броун, и при чтении Евангелия – читая его, я совсем расслабел душой под конец чтения то от произшедшей блазни, то от лица диакона Полетаева, обращенного ко мне, и крайне борзо и неспокойно дочитал его; после этого скорбь и теснота, от коих Господь избавил за покаяние мое и за чтение канона Архангелам; потом при чтении молитвы Христе, Свете истинный враг опять обычно изловил, смутил, омрачил, расслабил при конце молитвы, и я недоговорил ее от потери себя; от этой смерти, от этого огня Господь опять избавил меня по молитве моей и дал мне благодать и силу спокойно совершить молебен Божией Матери и [Архангелам]. Потом при служении всенощной в квартире Николая М. Именова враг неоднократно смущал и убивал меня, особенно на отпусте и при чтении Отче наш пред закуской и при благословении трапезы, и за веру и покаяние Господь избавлял меня от его козней и лаяния 78 и грызения. О адский пес! Поразит тебя совершенно Господь мой и избавит от тебя совершенно! Уповаю совершенно на сие. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господи! В любви Твоей утверди мене; любовь мира сего, любовь тварнуто отстави от меня, отринь, отрази от сердца моего. Тебе, Тебе единому да принадлежит сердце мое! Горе, горе да зрю всегда, ибо там, на небе, там, у Тебя отечество мне! Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном [ Кол.3:1–2 ]. Благодарю Господа, принявшего всесердечное и разумное покаяние мое на петербургском пароходе 27 мая, в поездку мою в Петербург и избавившего меня от тесноты, срамоты, помрачения страшного по поводу невольной уплаты мною денег за проезд на пароходе Сергия Федоровича Травлинского. Державно, чудно, скоро избавил меня Господь за покаяние и веру мою от смерти душевной и даровал мне милостиво жизнь, оправдание, святыню, мир, пространство, дерзновение. Благодать привлекла ко мне и директора гимназии Яниша, бывшего на пароходе. Благодарю Господа, сегодня во время всенощной избавившего меня за покаяние от смертоносного терния страстей моих и даровавшего мне слезы умиления, избавления, оправдания, мир, простор, дерзновение, свет и силу душе моей и мысли светлые для проповеди в Вознесение Господне. Вера – охранительница здравия, целомудрия, безопасности, подательница мира, правды, святости, света, силы, мужества, дерзновения и всякого благословения Божия, всякой благодати. Блаженны все, ходящие верою. 29 мая Вечер. Воскресение. Благодарю Господа за величайшую милость, явленную мне во время литургии, особенно во время чтения Евангелия, когда струя жизни и силы Божией излиялась в сердце мое и прогнала смерть сердца, скорбь и тесноту; благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин. Благодарю Господа, избавившего меня пред самой вечерней от подозрительности и гордости к отцу диакону Полетаеву, после покаяния и припадания моего к престолу. Благодарю Господа за державную помощь при крещении младенца Константина у Славинского Петра Николаевича. Сквозь красоту и сладость земных благ мы не видим, близорукие, тленности и скоротечности и суетности их и прельщаемся ими, отпадая сердцами от Бога. 30 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Осуждаю себя за чревоугодие и алчность при употреблении пищи и крепкого питья (пива и вина) у отца Николая, за этот постыдный плен, унизительный для меня наипаче как для иерея, долженствующего господствовать над чревом, а не быть рабом ему, подобно скоту немыслящему и не имеющему разума. Кто угождает чреву, тот не может взирать на небо и мудрствовать горняя, любить Бога и ближнего и побеждать страсти; он пресмыкается долу, он подобен птице, у которой обсечены крылья. Святые побеждали чрево, они всегда постились. Христианство , поставившее нас на такую высоту и сообщившее нам бесчисленные блага во времени и вечности, требует от нас воздержания всегдашнего и, конечно, стоит того, чтобы мы твердо следовали его предписаниям, если желаем достигнуть совершенства и блаженного бессмертия о Иисусе Христе, Господе нашем. 24 апреля Благодарю Господа, скоро и благостно, державно избавившего меня по молитве веры и искреннего покаяния моего от скорби и тесноты, мучения, срамоты, постигших меня за суровое обращение с нищими и отказа им в подаче милостыни по причине частого попрошайства. Избавление по молитве моей последовало в квартире Николая Михайловича Семенова, где я был на именинах сестры его Елисаветы. Благодарю Господа, и дома неоднократно меня спасшего от страстей и похотей за покаяние мое. [Братии] братские деньги, туне данные и собранные мною от прихожан с избытком, и возвращены с избытком, а нищенские колосья, собранные мною от тех же прихожан моим произвольным усердием, возвратятся все нищим, по слову Апостола: точию нищих да помнима [ Гал.2:10 ]. Это обязанность наша. И за попечение Господь всегда воздавал и воздает нам сторицею. Да освятятся милостию нашею общею (прихожан и братии) наши братские доходы, и достояние прихожан, и дела их, и вся жизнь их. Да исполнятся они всякими плодами добродетели. На панихиде у Баженова (старушка 83-х лет) вечером лишился я дерзновения и весь объят был дьявольскою боязнью оттого, что сердился на нищих и за уши отодрал их (двоих). Зачем я стыжусь как бы и боюсь и церемонюсь старшего диакона Полетаева, важничающего собою и выглядывающего сурово и пренебрежительно ко всем. Да буду преравнодушен, Бога единого да содержу в уме и в сердце, единого великого и всесильного. 25 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каченовский, и начитанность, между прочим, в греческих исторических книгах, греками привезенных; да и «самая-де летопись» говорит о Несторе, как о «муже просвещенном в свое время» (Словарь духовных писателей, т. II, по 1-му изданию стр. 449, а по 2-му – 89) 783 . Последнее доказательство, как доказательство idem per idem, в высшей степени неудовлетворительно (особенно в глазах скептика), а первые положения сами еще требуют аргумептации. Имевший полную возможность составить летопись, преподобный Нестор, по Евгению, вел ее с самого начала вплоть до 1110 г. исключительно один, основываясь на личном наблюдении, на устном предании и русских и греческих записях, – на последних, при том больше, чем на первых. «Нестор, как я замечаю, писал Евгений Анастасевичу от 20 декабря 1814 г., всю часть летописи до своих времен списывал больше с греческих записок, чем с русских». (Древняя и новая Россия, 1880 года, т. 18, стр. 363). – Хотя подлинная летопись печерского монаха, как и подлинники его продолжателей, до нас не дошла, тем не менее наш историк не сомневается в истинности той летописи, которая известна под именем Нестора (например, Кенигсбергский список). «Нестор, говорит он, историю своего народа ведет с небольшим 250 л., и потому мог иметь еще довольно верные предания. Верность его сказания доказывается и тем, что хотя продолжатели и переписчики его летописи инде прибавляли некоторые местные разных стран известия, до Нестора, может быть, не дошедшие: но из его собственных сказаний никогда не осмеливались ничего переменить, a разве от недоразумения, будучи не столько сведущи в иностранной словесности, как он, портили только собственные имена и названия, или сокращали и толковали по своему понятию, а чрез то вносили в летопись много нелепого и превратим, существенно же повествуемо с Нестором всегда оставалось в ином только вида (Словарь духовных писателей, т. II, стр. 452 по 1 изд. и 91 по 2 изд). Как бы для большего успокоения себя и читателей насчет достоверности начальной летописи, Евгений ссылается на заграничный авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Согрешил тяжко пред Богом и пред людьми и пред собою: вчера вечером поздно, почитав акафисты, поел ухи со снетками, ранее евши булку с чаем, за час; обременил себя; сны скверные и задорные, ненавистные по действу диавола (с Гурновым [...] собирать на погорельцев петербургских). Блудное бешенство скота по наваждению диавольскому в предшествии буйных матросов. Благодарю Господа, прогнавшего чрез прогулку мою на свежем воздухе в первом часу ночи наводы вражии во плоти к мечтаниям бесовским во сне ночном и оздоровившего меня. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния, когда я шел к утрене в Думскую церковь из собора (пред коим встретился с диаконом Владимиром Полетаевым и воссмеялся на его неудовольствие и огорчение за вчерашний неприход настоятеля), от скорби и ядовитого жжения и в начале всенощной спасшего меня от смертоносного терния греховного, препятствовавшего мне служить. Благодарю Господа за оживотворение Святыми Тайнами. Благодарю Господа за панихиду, добре совершенную мною до конца в таможне пред публикою у Г. Иванова (жена Евгения). 19 марта Благодарю Господа, давшего мне вчера благодать на панихиде в таможне спокойно и с дерзновением, с чувством сокрушения и умиления говорить возгласы и произносить отпуст панихиды и тем крепко уязвить невидимых бесов, прежде крепко уязвлявших меня. Напечатать в «Кронштадтском» и «Церковном вестнике» о пропаганде раскольников в среде православных и о хулах их на Святую Церковь , о их зловредности для Церкви и общества: крещение наше называют осквернением, от церковного пения совсем затыкают уши, около купели нашей крещенской бесы пляшут, в алтаре кто у нас? – сатана, говорят; помощь денежную обещают совращаемым. От любви дважды отпал я сегодня утром и впал в ярость и гнев, раз на Прасковью Ивановну Ковригину, старушку, за то, что не ждала меня у ворот дома, в коем надо было причастить больную Анну (блудницу бывшую) в доме Цепова; другой – на жену мою за то, что не хотела починить шубу лисью по подолу немного; но благодарю Господа, принявшего покаяние мое и помиловавшего меня и претворившего сердце мое из злого во благое, из смятенного в мирное, из утесненного в просторное. Слава щедротам Владыки моего Господа Иисуса Христа, оживляющего меня, мертвого душой, на всякий день, – да всякий день оживотворяет меня Господь, умерщвленного грехами. Велий ecu, Господи, всем и чудны дела Твоя и здесь, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих 29 . Научи меня, Господи, никогда не отпадать от любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После обедни поздней. Ну уж и адская баня с адской мукой задана была мне сегодня за обедней по поводу малейшего неудовольствия на диакона Полетаева, малого огорчения; из этого мгновенного огорчения, озлобления вселился в мое сердце сатана и смутил, уничижил и убил меня, так что я едва-едва ожил чрез веру в только что принятые Тайны и чрез покаяние всеусильное. И поскакал я, и поежился у жертвенника Господня в Петровском приделе – хоть совсем не показывай лица народу и беги из церкви. Это из-за пресыщения враги одолели меня! Как нужен пост! Как легко [после] было мне по уходе народа из церкви и по употреблении Святых Таин! Но в попечительстве в собрании пред царской панихидой и во время нее опять было мне ужасно худо от демонских страхов и соблазнов (хорошие молодые офицерские дамы Верховная и Борисова); препобедил их глубокими слезами, горькими слезами смиреннейшего покаяния и сознания в том, что я растлен до глубины души. У эконома Морского клуба во время панихиды я тоже избавился от страхов бесовских (бесы не давали мне выговаривать слова молений, наводя страх, неискренность, холодность, клевету, поношение на почившего царя, отчуждая от него душу мою) только слезами покаяния о глубочайшем растлении моего сердца. А на молебне враги не давали Евангелие читать и молитву водосвятную. При диаконе Полетаеве мне особенно тяжело бывает всегда. 11 апреля Великая Суббота. Всем сердцем благодарю Господа за избавление меня от адской тесноты, тьмы и тени смертной пред самой утреней (в церкви в Петровском приделе) и во время утрени, особенно же на первом часе пред выходом для говорения молитвы Христе, Свете истинный. Пред этим я чувствовал в душе ужасную тесноту и жгучее, смертоносное терние, а после неоднократного припадания к святому престолу с верою в покаянии я сейчас избавился от тесноты и терния, ожил, умирился, сердце мое расширилось, стало свободно, бодро, и молитву Христе, Свете... я произнес с живым чувством, твердо, с дерзновением. Потом во время исповеди Господь неоднократно избавлял меня, кающегося, от теснот вражиих. О, сколь сладостно иметь 49 в себе Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

299). Известия об этих рукописях преосв. Евгений мог получить или от Сопикова, с 1811 г. состоявшего помощником библиотекаря Императорской публичной библиотеки, или же от В. Г. Анастасевича. 9 апреля 1817 г. он писал последнему: «Вы теперь свободны и имеете доступ в Публичную библиотеку. Так, пожалуйте, примите от меня коммиссию по прилагаемой записке» (Древняя и Новая Росссия, 1880 г., т. 18, стр. 628). Почему знать, – может быть, преосв. опрашивал, между прочим, что-нибудь и о рукописях. 6, 7 и 9) В известных уже нам, опубликованных, А. Ф. Бычковым, «Материалах к словарю Евгения о русских писателях» (Сборник статей Академии Наук, V, I, стр. 247–278) под 50 сохранился «Реэстр рукописных книг Александро-Невской академической библиотеки», а под 51 – «Книги, выписанныя из реэстра книгам библиотеки Московской академии». Тут же под 49 находится «Опись рукописей, находящихся в Новгородской семинарской библиотеке. 1804 г., ноября 4 дня». Если относительно последней библиотеки нельзя безошибочно утверждать, что наш историка, была, лично знаком с нею, то относительно первой это более о чем несомненно (см. стр. 29 н. с.). 8, 10, 11, 12–17). Сказать что-нибудь определенное относительно способа Евгениевского знакомства с рукописями всех библиотек, под этими номерами нами указанных, решительно затрудняемся. Одно можем заявить, что у Евгения не было печатных каталогов этих библиотек, так как они не появлялись еще на станке Гуттенберга, хотя некоторые из них и имелись уже в рукописях еще в 1818 г. В письмах своих к Малиновскому, от 19 января и 16 марта этого года, Румянцев, извещает его о получении составленных П. M. Строевым каталогов рукописей библиотек Волоколамского монастыря и монастыря Воскресенского («Переписка с московскими учеными», стр. 63, 74). В рукописном сборнике Киево-Софийской библиотеки за 610 и у Евгения, действительно, сохранились: 1) тщательно переписанное, с карандашными пометами Евгения, «Подробное описание словено-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Волоколамского Иосифова монастыря, учиненное Павлом Строевым» 530 (в конце подпись: «Декабря 15, 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

10 января 1897 года указом Св. Синода архимандрит Арсений был переведен на должность инспектора Московской Духовной академии со званием исправляющего должность ординарного профессора с чтением лекций по кафедре библейской истории. Вскоре, 3–4 марта 1898 года, последовало назначение его ректором. Первой заботой нового ректора, принявшего Академию далеко не в лучшем состоянии, стало устроение истового и чинного богослужения силами студентов и преподавателей, а также упорядочение учебной и внеклассной студенческой жизни. Не были оставлены без внимания и материальные нужды студентов и профессоров, с которыми у архимандрита Арсения скоро установилось взаимопонимание, основанное на доверии и уважении, несмотря на его строгость и горячий нрав, а также на бунтарский настрой студенчества, характерный для всей учащейся молодежи России того времени. 16 января 1899 года последовало определение Св. Синода о рукоположении ректора Академии архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. 28 февраля 1899 года, в Прощеное воскресенье, в московском кафедральном соборе Христа Спасителя митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в сослужении епископов Дмитровского Нестора (Метаниева), Можайского Тихона (Никанорова), Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева), Нафанаила (Соборова), управляющего Спасо-Андрониковым монастырем, Антонина (Державина), находящегося на покое бывшего Псковского, хиротонисал архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Эта хиротония, совершенная в Москве, была первой после двадцатилетнего перерыва. К академическим заботам владыки Арсения прибавились епархиальные. Неоднократно, по поручению митрополита Владимира, епископ Арсений выезжал в Волоколамск и осуществлял ревизионные поездки по своему викариатству. В октябре 1899 года по инициативе преподавателей Академии с целью повышения культурного уровня студентов владыка Арсений дал согласие на открытие философского кружка, на занятиях которого он постоянно присутствовал. В ноябре 1899 года Московским епархиальным училищным советом Кирилло-Мефодиевского братства Владыка был утвержден в звании попечителя церковно-приходской школы, устроенной по его инициативе и открытой при Покровской академической церкви в 1898 году. 6 мая 1900 года епископ Арсений был награжден орденом святого Владимира 3-й степени. В том же году он был избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения и действительным членом Императорского Православного Палестинского общества. Тогда же его стараниями открылась при Покровской церковно-приходской школе воскресная школа для взрослых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Видел ясно покойника, полагавшегося в гроб, и кто же этот покойник оказался? Дядя мой Василий Михайлович, еще цветущий здоровьем и умерший как будто от вина, как казалось, и даже как будто не умерший, а заживо положенный во гроб. Сначала в корзину положили его, а потом корзину во гроб. А как бойко и живо, скоро убирал покойника во гроб гробовщик! А фартук его, или покров, коим он подпоясывался и коим, как мешком, накрывал ноги покойника... О имени Господни обратиться к Павлу Петровичу Синебрюхову с просьбою пожертвовать в пользу попечительства две тысячи рублей на постройку Дома трудолюбия. Дай Боже, Тебе всё возможно. Твоя есть земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [ Пс.23:1 ]. Благодарю Господа за доброе совершение второй ранней литургии в соборе, при чистом, громком голосе и при теплом чувстве. (Обедня Агафоновой по ее муже Антонии.) Благодарю за помощь и избавление при служении всех молебнов и особенно панихиды в театре по жене Тишкова. Благодарю за избавление от поползновения нечистого в сердце моем при чтении Евангелия у Захарии Сидорова в доме Голубева и в других случаях. 9 июля Напрасно я поел вчера дома вечером студени из телятины и селедки, после того как закусил в гостях у Кожевнина, Захарии Сидорова: сегодня утром тягость и боль в спине. Вечер. Господи! Воспомнаю милости Твои превеликие, которые Ты удивил на мне в день сей во время утрени, ранней обедни в Думской Успенской церкви и дома, после обедни, избавив меня от мучительства демонского и от озлобления на диакона Владимира и чтеца Димитрия; благодарю за помощь при служении литургии и при чтении седальнов и канона на утрени и за оживление чтением, за действие благодати во мне при чтении и пении, за мир, свободу, дерзновение. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей долгой и усердной от злого мечтания, диаволом во мне действуемого, после вечерни и в начале венчания брака в соборе и даровавшего мне благодать [побеждать] благим злое [ Рим.12:21 ], терпением, кротостью и укрощением сердца моего действительную или мнимую злобу Каменоградского и Полетаева диакона относительно меня. По благодати Христа Бога, я совершенно избавился от злого мечтания во время брака и весьма свободно, мирно, весело, торжественно венчал брак, радуясь о спасении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вчерашний день был для меня из-за диакона Полетаева, пьяницы, днем беды, напастей и скорбей; час литургии был для меня часом величайшей вражды, мятежа душевного и томления лютого, не мог я одолеть чувства неприязни к нему за неприход к служению, хотя я и молил о том Господа, и потом до самой вечерни я был в сильной тесноте и агонии. В гимназии немецкого пастора сильно встревожил и озлобил тем, что дозволил я себе заметить о его несправедливости при раздаче бедным вещей из Комитета. Нервы мои были по случаю дурной погоды и постной пищи и острых питий в крайнем расстройстве. За обедом я выпил бульону мясного тарелку для успокоения нервов и молока стакан. За вечерней от пения стихир и ектений успокоился. Церковные священные песни умягчают сердца, умиляют, просвещают, освящают, врачуют, укрепляют, утешают души, прогоняют страсти и демонские козни, умиротворяют души миром Божиим. Вечернее и утреннее богослужение нашей Церкви представляет величайшее разнообразие и богатство песнопений и чтений духовных всякого рода: песней покаянных, умилительных, хвалебных, благодарственных, просительных; от этих песнопений и каменные сердца могут сделаться мягкими как воск, исполниться всесердечною хвалою и благодарением и пламенною любовию к Богу, возвыситься к богословию и высоким созерцаниям христианских истин, бесконечной Божией любви, премудрости и всемогущества в творении и особенно искуплении рода человеческого, к созерцанию величия, святости и благодеяний Божией Матери и таинства воплощения, коему Она послужила достойно. Вчера и сегодня сурово обращался с нищими по причине крайнего их множества и непрестанного попрошайства их; некоторых вытолкал стремительно из двора церковного дома. Согрешил пред Богом и человеками и пред всеми святыми Ангелами чрез ярость и жестокосердие, чрез корыстолюбие, самолюбие и скупость мою, чрез утрату веры и упования на Бога, Коего щедрый промысл я испытал и вижу непрестанно надо мною и нищими. Помилуй мя, Человеколюбие, яко Твою благость и Твои щедроты оскорбил, похулил делом; Духа Святого оскорбил, опечалил моим бесчеловечием и скупостию и надеянием на земные блага, а не на Бога; весь закон Твой разорил, закон любви, временных благ не научился доселе презирать и ценить по достоинству вечные, плоти многострастной угождаю и вместо идола ее имею. Ближних я должен любить до самоотвержения, а не до самоугождения (то есть известную только мне долю подам, а больше – нет, хотя бы и имел, что подавать, и хотя бы крайне нуждался в помощи моей ближний) и в них видеть себя, даже более – Самого Христа, Коего они суть члены. Прости мне, Господи, грехи мои: самолюбие, злобу, гордость, плотоугодие, человекоугодие, корыстолюбие, лицеприятие, неискренность и недоброжелательство к ближним, подозрительность, недоверчивость, зависть, чревоугодие, леность, суровость, строптивость. 6 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010