Прочее соблюдается мне вечная правда, еюже воздаст ми за дела Он, Праведный Судия [ 2Тим.4:8 ]. Мне не нужно ваше злато и камни драгоценные, которые ослепляют глаза людям, привязанным к земле, а нужны ваши золотые души и один драгоценный, нетленный камень – Христос, на Котором даст Бог утвердиться всем нам! Его дай Бог возлюбить от всей души и к Нему прилепиться всем сердцем, на Нем основаться. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин.5:44 ] (как святые апостолы, мученики, преподобные). Они уже получают награду свою [ Мф.6:2,16 ]. Среда. Благодарю Господа, троекратно во время ранней обедни избавившего меня от козней вражиих – после прочтения Евангелия (а умертвил враг в конце проскомидии, когда я недоговорил молитвы предложения и отпуста, и в начале литургии оглашенных, когда я недоговорил Господи, устне мои отверзеши и благожеланий диакону); после великого входа, на котором я не выговорил от диавольского расслабления страхом сердца моего и особенно по употреблены Святых Даров, Господь избавил меня от диавольской злобы на бедную мать с ребенком неопрятным, поднесенным к Святым Тайнам. На литургии причастился я чудно, животворно, обновительно, премирно! А когда вышел со Святыми Дарами и стал причащать (или еще и до причастия) младенца Соломонию Анны Герасимовны Объедковой, я поддался насилию и подстрекательству врага бесплотного, презрел этих бедных, я, пресыщенный, и затем умер душой и благодати мира лишился, которую сейчас же старался возвратить покаянием искренним. Когда же великим усилием, покаянием и верою и причащением Святых Таин победил я грех, тогда о, как легко и мирно и просторно мне стало! Я восприял новую жизнь, небесную, святую, премирную! 10 января Отец диакон Полетаев из рук вон небрежно служит и, крайне неуважительно относясь к богослужению, так же относится и к священнику, например ко мне, и под рукой своей выделывает чрез дьячка разные пакости, поощряя его к грубостям священнику; сам, впрочем, старается быть в стороне, незамеченным. У Калашникова в чайном магазине при мне сел в шапке на стул и начал курить папиросу, на что был в неудовольствии и магазинщик. Крайний невежа новгородский! Сделался крайне горд и напыщен. Нищих я часто упрекаю в праздности и пьянстве, а сам я часто пью вино и немало. О, не осуди меня, Господи, судом моим, коим сужу других, меня многогрешного: каким судом судите, [таким] будете судимы, рекл Ты во Евангелии, и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить [ Мф.7:2 ]. Благодарю Господа, услышавшего смиренную молитву мою об исцелении отроковицы Софии (в квартире учителя Титкова в гимназии) и сотворившего с нею вскоре по молитве дивную перемену чрез обильный пот, из-за которого переменено было четыре рубашки одна после другой 8 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Воскресение. После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его, совершенные во мне во время утрени и особенно во время обедни в начале и после великого входа, когда диавольскую боязнь и неискренность поминовения высочайших особ, всегда смертоносно во мне отзывающихся, я должен был очистить и искоренить усердным покаянием. Господь исцелил меня, уязвленного жалом имеющего державу смерти, и даровал мне живот, и мир, и свободу, с которыми я совершил литургию. Причастился животворно; на заамвонной враг смутил, уязвил и спутал меня, отпуст скрал. Грешен! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать при венчании свадьбы восстать по падении на первых молитвах и прочие молитвы читать с дерзновением и силою, хотя при чтении последних молитв враги невидимые одолели меня, и я закончил скорее венчание, не дочитав некоторые из них. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты вражией, приключившейся у меня при пении панихиды у Неелова от пропуска слов и выражений ектений. Я вышел в парк Екатерининский и умолил Господа даровать мне прощение и мир. Слава Богу! 28 сентября Сегодня (понедельник) утром я подвергся крайнему смущению и горькой тесноте сколько из-за грехов моих, столько и из-за нерадения и крайнего сокращения службы Божией священником Петром Клепачевским с дьяконом Полетаевым и дьячком Никитиным Адрианом. Эти люди лишают меня и народ пищи духовной, не ими, а Церковью приготовленной, и изо рта вырывают, не давая читать положенного церковным уставом, и не воздают Господу и Пречистой Его Матери и святым угодникам должной похвалы и чести, пропуская нещадно стихиры и каноны и другие песни священные, в честь их составленные. Спешат не знаю куда и для чего! Должно быть, в жилища суеты и неги – поспать, да поесть и попить, да поиграть. Крайне возмутившись и искусившись от этого обстоятельства, я долго ходил около церкви и каялся в своих грехах, потом вошел в церковь , в Петропавловский придел, и здесь долго каялся и молился, часто припадая к святому престолу до окончания ранней обедни. Наконец Господь помиловал, умилосердился (я с негодованием оттолкнул двух нищих, часто попрошайничающих девочек, дав им только по пяти (не по десяти) копеек). Искушения произошли: а) из-за вчерашнего пресыщения: 1) на судне «Гроза», 2) частью дома и 3) в доме Герасима Мурашова у Параскевы Ивановны; б) из-за проспания урочного времени утрени и неисполнения молитв утренних и в) из-за небрежного вершения службы Божией соборянами (а благочинный потворствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа за избавление от многих тяжких искушений вчера во время ранней обедни, бывших следствием моего чревоугодия и нетерпения, особенно в конце литургии и на молебне пред Иверской иконою Божией Матери (диакон Владимир Полетаев казался мне очень груб и неуважителен; важничает). Но благодарю Господа, принявшего мое внутреннее покаяние и избавившего меня от козней вражиих и сподобившего меня причаститься животворно Святых Таин, а на молебне прочитать Евангелие. Даруй мне, Господи, кротость, незлобие, терпение, благость сердца, снисхождение, миролюбие. После обедни ранней. Как возблагодарю Тебя, Радость моя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, что Ты сегодня во время утрени, во время ранней литургии и после нее, по выходе из церкви, на пути в здание седьмого экипажа флотского в доковом рву даровал мне величайшее спасение (за тайную молитву покаяния и веру) от скорбей и теснот лютых, коими поразил меня супостат за мою подозрительность касательно дьячка Каменоградского, за неприязнь к нему. Я был мертв по прегрешениям, и Ты оживил меня и даровал мне видеть свет душой, ради имени Твоего и ради святых пречистых и животворящих Таин Твоих, ради страданий Твоих, ради безмерного благоутробия Твоего. О, сколь мне благо быть с Тобою! Какая ужасная беда удалиться от Тебя чрез злое расположение сердца хоть на одну минуту! И меня скоро могли бы постигнуть вечные муки со всеми их ужасами, с вечными слезами и скрежетом зубов, если бы цена искупительных страданий Твоих и Пречистой Крови Твоей не выкупала, не избавляла меня, грешника лютейшего, от этих вечных мук. О, даруй мне, Господи, прочее время жизни без порока в сердце, в слове и деле прожить во славу Твою и во спасение мое и других ближних моих. Мерзость Господу есть по прихоти, а не по крайний нужде в постные дни масло и молоко коровье и тем возбуждать страсти плотские. Так, я окаянный сегодня после ранней обедни поел перед чаем и во время чаю хлеба и булки с маслом в малом количестве и молока также и тем причинил своей плоти крайне сладострастное расположение, которое особенно было сильно во время сна и отдыха (в первом часу дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

132). И в самом деле, когда «возвратились депутаты из Рима, то готово уже было волнование всего православного народа» (стр. 140), готова была начаться сильная реакция зарождавшейся унии, тем более что против Поцея и Терлецкого вооружились еще до возвращения их Гедеон Болобан с Михаилом Копыстенским, узнавшие о подделке их подписей под посланием к папе, и кн. К. К. Острожский (стр. 140). Реакция эта, по мнению Евгения, могла бы повести за собою то, что «обратившаяся в унию Русь отпала бы к прежнему исповеданию своему» (ib), так как унии «при начале своем казалась не тверда и не надежна», «ибо и обратившиеся к ней колебались» (стр. 140), если бы «по смерти Рагозы не был преемником ему на митрополии Поцей» (ib). В 1596 г. в Бресте состоялся 3-й собор (описанный Евгением по тому же «Русскому хронографу», но на этот раз не буквально), где сторону унии держали, кроме M. Рагозы (тогда еще живого) и И. Поцея, епископы – К. Терлецкий, Дионисий Збируйский, Иона Гоголь и Григорий Герман и поверенный папы и короля; был составлен акт соединения церквей, под которыми и подписались все эти лица; православные представители на соборе хотя и протестовали против унии, «но все было тщетно» (стр. 142), – уния формально и на самом деле состоялась. «Таким образом, заключает пр. Евгений. чего папа не мог произвесть целым Флорентийским собором и двумя присланными от него в Россию митрополитами, Исидором и Григорием, то совершили пятеро русских епископов с митрополитом своим. Но сия несчастная уния вместо соединены и примирения двух главных церквей, восточной и западной, больше только поссорила их и породила в христианстве новую, ни на ту, ни на другую непохожую церковь ; а для Польская королевства сделалася семенем внутренних мятежей и внешних неприязией, и наконец весьма много содействовала разрушению оного» (стр. 148. Ср. письмо Евгения к Анастасевичу от 19 апр. и 31 мая 1814 г. Древн. и Нов. Росс., 1880 г., т. 18, стр. 844 и 847). Мы, надеемся, вполне оттенили мысль Евгения касательно того, что уния обязана своим появлением в юго-западной России только маленькой кучке иерархов, и в особенности И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

179 Напечатана под заглавием; «О начале торговых и государственных сношений России с Китаем и о духовной миссии в Пекине. (Сообщено)» – «Сибирский Вестник» 1822 г., ч. 18 стр. 99–164 и ч. 19, стр. 165–196. Сведения оканчиваются 1821 годом. 180 Об источниках истории Пекинской миссии в первый и второй период ее деятельности. (Православный Собеседник, 1888 г., январь стр. 152). 181 «Памяти преосвященного Евгения, бывшего ст. 1808–1813 г. епископа Вологодского, впоследствии м. Киевского» (Вологодск. епархиальн. вед., 1867 г., 22». Статьею этою, не цитуя ее (как небольшую), но лишь называя ее автора, мы будем пользоваться и далее. – Перечень всех 88 монастырей, составленный сам им пр. Евгением, напечатан в Волог. еп. изд. на 1864 г., 3–6 (ср. рук. сб. Киево-Софийской библ. 167). 182 В нем не было, напр., указаны на события 1811 г., появившихся теперь впервые и вставленных сам им уже Евгением. 183 Напр., преосв. автор в первый раз исчисляет здесь количество крестьянских душ, коими владел тот или иной монастырь до 1764 г. Источником для этого послужила ему «Краткая ведомость, учиненная о положенных в штат Вологодской епархии трех классов монастырях, сколько за каждым монастырем до положения их в штат имелось крестьян и служителей; и сколько в каждом монастыре находилось братии монашествующей, кроме настоятелей, также и в оставленных на своем содержании в 1764 г.» На «ведомости» преосв. Евгений карандашем заметил: «Списав, возвратить» (должно быть в консисторский архив). Она, однако, не была возвращена и помещается теперь в конце того же рукой, сб. К.-С. с. б. 167. 187 Две копии с этого летописца сохранились в библ. Киево-Соф. собора за 138 и 167 (л. 1–13 in qu.). 188 Его тяжесть увеличивалась еще от необходимости знакомиться с данными печатных источников – летописей, прологом, некоторых монографий (напр. монографиею Засецкого – «Исторические и топографические известия о г. Вологде», 1777 г.) и т. п. 189 Сообщаются биографические сведения об основателях. Полнее сведения эти переданы (о 13 святителях) в книге М. Кудрявцева – «История православного монашества в северо-восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского» (Москва. 1881 г., ч. II, стр.157–182) и – о всех – в труде Верюжского – «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых» (Вологда 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Евгения вошло в 1-ю ч. Истории российской иерархии, изд. 1827 г., стр. 348–357 и 394–395. Наконец, в бытность свою на епископской вологодской кафедре преосв. Евгений составил «Краткое сведение об угодниках Божиих, по вологодской губернии почитаемых» (числом 73). Сведение это, с небольшими подстрочными добавлениями г. Суворова, напечатано в «Вологодских епарх. Ведомостях» за 1864 г., 1, с. 9–20 и, без всяких добавлений, в книге Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местночтимых» (Вологда, 1880 г., с. 8–16). Две рукописи «Сведения» хранятся в библиотеке киево-софийского собора за 167 (первая редакция) и 138 (беловой, полный экземпляр) и одна (нам непосредственно неизвестная) в библиотеке вологодского софийского собора. В первой же библиотеке за 137 сохранилось перешедшее от м. Евгения и одно из главных пособий, коим он пользовался для своего «Сведения», – это – «Каталог российских святых» или «Книга глаголемая российских святых благоверных князей и благочестивых княгинь, преосв. митрополитов, и архиепиекопов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, преподобных святых отец, в коем граде или области, или в монастыре, или в пустыни пожиша и чудеса сотвориша, всякого чина святых, и где кто положен» 208 . На ряду с немногими поправками чьей-то посторонней руки встречаются здесь и поправки руки преосвящ. владельца рукописи. Они сделаны относительно святых новгородской, псковской, вологодской и древне-пермской епархии и касаются главным образом: 1) топографии монастыря или церкви, где покоятся мощи святого, 2) точного обозначения самого места упокоения (в приделе храма, или в алтаре и пр.), 3) хронологических дат, 4) имен святых (напр., имя св. Марии Димитриевны – супружницы Домонтовой – поправлено на Марфу), и 5) названия монастырей (напр., вместо Сергия «Курумерского» у Евгения написано «Нуромского»). Но несравненно более поправок и вместе дополнений сделал наш автор в самом «Сведении» своем. От того биографические известия об угодниках Божиих у него сравнительно полнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В той и другой есть несколько поправок его же руки. В Киево-Софийской же библиотеке сохранились и копии уставов. Варлаама Хутынского, Кирилла Белоозерского (обе под 184) и Иосифа Волоколамского 262, л. 1–162). Во всех них кроме поправок самого Амвросия, сделанных при поверке копий с подлинниками, встречается не мало заметок и преосвященного Евгения, касающихся разных примечаний к уставам. – Как, однако, ни трудились над этими уставами, все-таки им не суждено было увидеть свет Божий, – почему именно, нам неизвестно. Этот труд Амвросия, так. обр., пропал для науки и общества бесследно. Тоже можно сказать (по крайней мере пока) и о поправленных им II–VI частях Истории и российской иерархии, который св. Синоду хотелось отдать для просмотра и редактирования м. Евгению. В синодальном архиве их давным давно уже нет. По всей вероятности они пересланы были оттуда в Москву, где в 30-х или 40-х годах был организован центральный комитет для пересмотра, исиравления и дополнения всей вообще Истории российской иерархии, не исключая и 1-ой ее части. История этого комитета крайне темная; оффициально он не был, кажется, закрыть и считается до сих пор существующим где-то в Москве. Что он поделал, где находятся его работы и бумаги, – Бог весть: едвали не все они, а в том числе и злосчастные Амвросиевские, запропали и стали достоянием разных частных лиц и учреждений. – Пред своею смертию (24 дек. 1827 г.), преосвященный Амвросий передал архим. Иннокентию, настоятелю Кирилло-Белоозерского монастыря (где он жил на покое с 1826 г.), еще какие-то «девять книг (а не частей) Истории российской иерархии с рукописными дополнениями»; а этот в свою очередь передал их в 1880 г. П. М. Строеву, как о том извещал последний м. Евгения. (Барсуков, стр. 207). М. Евгений, отвечая Строеву, высказал предположение, что «все (эти дополнения), вероятно, внесены в экземпляр (Истории), возвращенный Амвросием в Синод (Барсуков, стр. 208). Кой-какие бумаги Амвросия перешли, по завещанию, и к самому Евгению, но между ними, извещал он Строева, «мало относящихся к Истории российской иерархии, а больше епархиальные» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1817 г., – Древн. и Нов. Россия, 1880, т. 18, стр. 629). Наконец, на имя Евгения и, конечно, по его просьбе, был прислан Б.-Каменским оригинал Селлиева труда «De Rossorum Hіerarchia» 150 , который перешел к нему от архиепископа Амвросия Зертис-Каменского и находится в московском архиве Министерства иностранных дел. С этого оригинала, может быть, и сделан Амвросием Орнатским перевод Селлиевой Иерархии, все пять книг которой вошли в «Историю российской иерархии», собранной первым 151 . Однако, преосвященный Евгений не ограничивался одним только собиранием или отбиранием иерархических материалов у других и при помощи других 152 , – он и сам разыскивал их, иногда при обстоятельствах далеко не благоприятных. «Кроме Софийской библиотеки там (в Новгородском соборе), писал он Румянцеву 20 февр. 1820 г., весьма много под кровлею и архивских старых бумаг, коими отчасти и я с преосвященным Амвросием пользовался при составлении Истории росс. иерархии. Но разобрать все сил и времени не достало» (Переп., стр. 29) 153 . «Я, извещает Евгений того же графа и в том же году, нашел (в Новгороде) и архиерейского дома старую архиву, разбросанною по двору и кой-что выбрал». (Переп., стр. 30). Заняв епископскую кафедру в Вологде, ученый архипастырь не перестаете делать архивные розыскания по части иерархической истории (местной), о чем мы упоминали еще выше и подробнее будем говорить ниже. У него, кроме того, имелись «свои (собственные) записки о всех русских архиереях», как сообщал сам он H. П. Румянцеву от 14 нояб. 1823 г. (Переп. стр. 83) и прот. И. И. Григоровичу от 5 нояб. 1824 г. (Чт. в Общ. Ист. и Др. Российских 1864 г. кн. 2, стр. 90) – записки, составлявшиеся, вероятно, с годами и, без сомнения, пригодившиеся для обоих изданий 1 ч. Истории рос. иерархии. Так или иначе приобретенные Евгением материалы для этой последней, а равно и материалы, добытые Амвросием, не оставлялись без просмотра с его стороны Так в библиотеке Киево-Соф. собора сохранился за 182 «Каталог российских архиереев», как назвал его сам Евгений или, что тоже, Московский иерархический каталог (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ведь, сам же Евгений pro domo suo, в письмах к Анастасевичу, проговаривается, что монастырские имущества были секуляризованы по причине признанной высшею светскою властию их экономической бесполезности. Как бы то, впрочем, дело ни было, и при этом пробеле «Введение» читается с удовольствием и ни мало не упало в научной ценности даже до настоящего времени. – Приведенные в нем апологетические доказательства стали с тех пор общим местом однородных работ, а масса статистических данных о монастырях только здесь и может быть найдена. 178 Припомним, что м. Амвросий говорил преосв. автору «Введения», что оно «много украсит» Историю Российской Иерархии (см. гл. I стр. наш. соч.), и он, на самом деле, не ошибся... Кроме «Введения» во 2-ую ч. Истории российской иерархии, перу Евгения принадлежит «Описание Пекинского монастыря» (стр. 489–500). «Во 2 ч. Истории российской иерархии, писал он Анастасевичу 16 авг. 1814 г, статья о Пекинском монастыре вся моего сочинения и собрана из записок синодских и последней нашей миссии, выехавшей из Китая в 1808 г.» (Древняя и Новая Россия 1880, т. 18, стр. 351–302). Здесь, однако, пр. Евгений умолчал об одном, весьма солидном, своем источнике, – мы имеем в виду Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами, происходивших с 1619 по 1792 г., учиненное государственной коллегии Иностр. Дел московского архива канцелярии советником H. Б-Каменским 1792 г.». Собственноручные выписки преосвященного из этой книги сохранились в рукописном сборнике Киево-Софийской соборной библиотеки 506 (или 505), причем замечено о ней, что она «прислана была ему от автора для прочтении и выписки по случаю сочинения истории Пекинского монастыря в 1809 г.» Сделанная выписка почти целиком вошла в эту историю. «Огромную книгу Б.-Каменского (603 листа) читал я, сообщал Евгений тому же Анастасевичу 22 апреля 1819 г., из нея всю почерпнул статью о Пекинском монастыре во 2 ч. Истории российской иерархии». «Эверс, прибавляет он тут же, перевел уже ее и на немецкий язык в своем Sammlung Russischer Geschichte».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Суббота пятой недели Великого поста. Слава бездне щедрот Твоих, бездне силы Твоей, Господи! Во время утрени и чтения Акафиста Божией Матери по молитве покаяния моего Господь избавил меня ради бездны заслуг Его крестных от смущения и тесноты, постигших меня после того, как я заявил настоятелю (очередному) о том, что я не буду читать Акафиста и буду совершать проскомидию, как и заявлял ему о том за два дня раньше. (Священника Клепачевского не было у утрени – спал дома, а я заявлял ранее, чтоб его будил к утрени. Протоиерей потворствует ему чрезвычайно.) И сколь легко и благо мне стало, когда Господь избавил меня от козней супостата! При этом я молил Господа помочь мне выговорить все имена высочайших особ на великом входе и на возгласе В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод, и диакону Полетаеву заявил я, что хочу всё выговорить, и Господь дал силу дерзновения – я выговорил. Во время причащения и разрезки Агнца на частицы враг сильно колебал меня и старался охладить сердце; я опять возмог благодатью Христовою, читая молитву покаяния: Господи, Боже наш, покаянием оставление человекам даровавый 114 , при чтении же песни: Тебе одеющагося колебал сердце малодушием и сомнением, при словах Егоже вмале 115 солнце на кресте висима узревше, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся 116 ... Ах ты, всерастлевающий бес, Церкви ли Святой, Евангелию ли боговдохновенному внушаешь ты, чтоб я не верил? И прочь лжец и клеветник пагубный... Когда я приобщал народ и дьячок Каменоградский сверх ожидания ушел с большой свечой к отцу Александру Таратину, помогавшему мне причащать народ, я смутился и впал в тесноту от дьявольской к нему неприязни, ибо Каменоградский показал мне многократно неприязнь, и я долго боролся внутренне с неприязнью, гоня ее именем Христа и евангельской любви, которою силился я всех объять, – и победил наконец благодатью и успокоился... Потом враг напал с другой стороны: я увидел сидоровского приказчика из дома Байкова, подходящего к Святой Чаше, прежде исповедовавшегося у меня, а теперь у другого священника, и возревновал по иудину нраву о сребрениках: зачем-де они не ко мне попали, а к другому? О, безумие! О, нечестие! Имея в себе Господа, источника всякой благостыни и щедрот, я возжадал, окаянный, денег и из-за них – о, ужас! отпал от Господа и от любви к ближним, от любви душ, искупленных безгрешною кровию Христовою! Я сознал свой грех, который жестоко мучил меня, смущал, теснил, мертвил, посрамлял и, стоя у Святой Чаши во время чтения благодарственных молитв, во время покаяния, получил прощение от Господа, мир и велию милость. Пред этим же молитву заамвонную читал от смущения с трудом. Благословение преподал с миром и отпустил народ с миром (отпуст сказал довольно спокойно). После обедни за литию (третию) по младенце Юлии Кареаковой получил нечаянную милость – десять рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010