В этот период преподобному Сергию было 15 лет, а Ростов Великий переживал тяжесть Туралыкова нашествия, непосильные дали ордынскому хану и голод из-за неурожайных лет,? преподобный Кирилл решил покинуть родной город, переехав а землю Радонежскую (около 1328 года). Тогда это был почти незаселенный край, поросший девственными лесами. Отрок Варфоломей, всем сердцем желая полностью посвятить свою жизнь служению Богу, тем не менее с любовью покорился воле своих родителей, оставаясь с ними, чтобы упокоить их старость. До времени он оставил неисполненным свое горячее желание, сохраняя повиновение родителям, и, конечно, впоследствие наследовал их благословение, которым он так дорожил. Дух иночества сообщился от сына к родителям: при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять ангельский образ по благочестивому обычаю древности: русские люди всех сословий старческие свои годы часто проводили в монастыре, чтобы приготовиться к вечной жизни. И вот Кирилл и Мария вступают в Покровский Хотьков монастырь, затем там же принимают великую схиму, но недолго им пришлось потрудились в своем новом звании: около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью Покровской обители, которая с того времени стала усыпальницей рода Сергиева. В течение сорока дней Варфоломей оставался здесь, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память. После этого, раздав бедным остатки небогатого имущества почивших, оставив все мирские дела, в духовной радости отправился вместе со Стефаном на пустынное жительство в самую глушь Радонежских лесов - на гору Маковец. Через некоторое время Варфоломей принял постриг с именем Сергий (7 октября 1342 года), а вскоре на этом месте была образована обитель Святой Троицы, выросшая впоследствии в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, где ныне и покоятся святые мощи Преподобного. По установившемуся обычаю, благочестивые паломники, идущие к преподобному Сергию, сначала заходят в Хотьков монастырь поклониться его родителям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону равноапостольных Кирилла и Мефодия. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 30-летием игуменских трудов в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре Святейший Патриарх Кирилл наградил игумению Олимпиаду (Баранову) орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени. Во внимание к помощи Покровскому Хотькову ставропигиальному монастырю президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», председатель Попечительского совета Благотворительного фонда поддержки многодетных и малоимущих семей «Общее дело» С.В. Саминский был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени. Далее Святейший Патриарх Кирилл, архиереи и духовенство перешли в собор Покрова Пресвятой Богородицы, где было совершено славление у мощей преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6070198.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор обители под управлением монахини Иннокентии (Мноян). На богослужении присутствовали: губернатор Хабаровского края М.В. Дегтярев; глава Сергиево-Посадского района Д.А. Акулов; глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова. В храме молились настоятельница Покровского Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова) с сестрами обители, воспитанницы монастырского приюта-пансиона для девочек, жители Хотькова и паломники. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря , руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Бикинского Пантелеимона на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Игумения Олимпиада (Баранова) приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святителя Филарета Московского. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Хотел бы всех сегодня поблагодарить за совместную молитву и Вас, матушка, за добрые слова и за подаренный образ. Я также приветствую губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича. Думаю, очень важно, что Вы сегодня были вместе с нами и молились о том, каким должен быть архипастырь, служащий в Хабаровском крае. Общее делание, которое мы сегодня совершили, и то, что Господь совершил через нас, немощных людей, — это возложение рук на священнослужителя, который стал преемником апостолов и призван осуществлять апостольское служение, продолжать их дело на Хабаровской земле. Дай Бог, чтобы именно так и проходило это служение во благо Церкви, Отечества и народа Хабаровского края».

http://patriarchia.ru/db/text/6070198.ht...

Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Памятник реставрирован в 1980-х гг. под руководством Б.Л. Малхасова: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Забеленные настенные росписи 1893г. требуют расчистки. Иконостас и утварь новейшие. По данным архитектора-реставратора С.В.Демидова, автором проекта храма был архитектор И.Т. Таманский. С.В. Демидов. По старой Троицкой дороге. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. К.В. Аминов Покровский собор с боковыми престолами во имя преп.Сергия Радонежского (южный) и св.Алексия, Митрополита Московского (северный) строился в 1811-1816 гг. попечением игуменьи Евпраксии (Коротаевой) на месте каменной трехшатровой церкви 1640-х гг. Автором проекта был И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова. Строительные работы велись под наблюдением А. Крюкова (1811-1812 гг.) и В. Тимофеева (1812-1816 гг.). Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Храм был закрыт в 1930 г., использовался в хозяйственных целях. В 1980-х гг. собор был частично реставрирован Б.Л. Малхасовым: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства. В 1989 г. храм был возвращен верующим, вначале в качестве приходского, а с возрождением ставропигиального женского монастыря стал его собором. В 2010-2013 гг. проходил последний этап реставрационных работ, А.В.Алешиным воссозданы утраченные в советское время интерьеры. В храме находится главная монастырская святыня - мощи родителей прп.Сергия, прпп. Кирилла и Марии (канонизированы в 1992 г.). По книге С.В. Демидова " По Троицкой дороге " . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровского Хотькова монастыря по адресу: г. Хотьково, Кооперативная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 9 апреля 2015 г. Уже то, что Покровский монастырь в Хотьково на заре его рождения связывают с именами родителей Сергия Радонежского, придаёт ему особое значение.

http://sobory.ru/article/?object=00081

Итак, грех есть зло, грех есть отвержение Бога, Его закона, Его правил, Его заповедей. А в жизни грех проявляется многими гранями, и эти частные обнаружения греха мы именуем пороками. Но есть среди пороков такой, что обнаруживает не одну только грань греха, а являет саму природу греха, — этим пороком является гордость. Святой Иоанн Златоуст говорит, что в гордости — начало греха и его опора, и это действительно так. Святой Иоанн Лествичник, желая показать, что в гордости обнаруживается сама природа греха, говорит, что гордость есть отвержение Бога, — то есть то самое деяние, которые совершил Денница; есть изобретение бесов, корень хулы, источник гнева и лицемерия, источник невозможности творить дела милосердия и быть сострадательным. Эти замечательные слова преподобного Иоанна помогают нам понять, что гордость — не просто черта характера, не просто одна из приобретенных дурных наклонностей. В гордости обнаруживается сама природа греха, суть которой — в отвержении Бога. Как же обнаружить в самом себе гордость? И как заметить присутствие гордости в других людях? Святой Василий Великий дает нам замечательное правило: гордость домогается предпочтения. Гордый человек всегда желает быть выше других, он всеми силами домогается позиции, возвышающей его над другими. Гордость может быть скрыта под личиной скромности, но обнаруживается всегда, и не только в мыслях человеческих, что особенно важно, когда мы хотим испытать себя на присутствие гордости, но и в поступках, которые мы сами совершаем или свидетелями которых мы становимся, когда их совершают другие люди. Обычно гордость поражает людей способных. Человек, опирающийся на свои способности, действительно может многого достичь в жизни, и это нормально. Так Господь пожелал, чтобы у одних были большие способности, у других — меньшие, чтобы один достигал одной высоты, другой — другой. Нет равных людей, и потому само занятие того или иного высокого положения еще не свидетельствует о том, что способный человек, достигая этого положения, опирался на гордость. Но, тем не менее, именно способные люди чаще всего подвергаются этому дьявольскому искушению. Они чувствуют свою силу, а чем больше человек чувствует свою силу, тем меньше он чувствует потребность в силе и в помощи Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

Со своей стороны, епископ Даниил тепло поблагодарил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за оказанный прием и просил передать Предстоятелю Русской Православной Церкви слова приветствия и благопожелания от Патриарха Коптского Тавадроса II. Глава делегации также выразил восхищение расцветом духовной жизни, который переживает сегодня Россия, в том числе строительством новых храмов в Москве, возрождением по всей стране поруганных и закрытых в советский период монастырей и открытием новых: «Мы не только видим нашими глазами, но и чувствуем сердцем, что Господь очень сильно любит Русскую Церковь и ее народ, промыслительно ведя Российское государство к великому будущему. Мы непрестанно молимся за наших русских братьев и сестер и всегда рады видеть их на Египетской земле, освященной самим Спасителем и сонмом дивных угодников Божиих». Вечером того же дня в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре делегацию Коптской Церкви торжественно принимала братия обители во главе с наместником, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси епископом Воскресенским Дионисием . 15 сентября гости из Египта посетили обители Подмосковья — Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Покровский монастырь в Хотьково , где поклонились святым мощам преподобного Сергия Радонежского, известного и почитаемого в Коптской Церкви, а также родителей игумена земли Русской — преподобных Кирилла и Марии. Представителей Патриарха Тавадроса II сердечно принимали наместник лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон и настоятельница Хотьковской обители игумения Олимпиада (Баранова). В Москве делегация посетила кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , Даниловский и Заиконоспасский монастыри, а также совершила прогулку по историческому центру российской столицы. Во время пребывания в пределах Московской епархии гостей из Коптской Церкви сопровождали наместник Данилова монастыря епископ Солнечногорский Алексий , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), эконом Заиконоспасского монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов и Р.А. Ахматханов, а также представители коптской общины Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

Старший сын, преподобный Стефан, стал архимандритом Московского Богоявленского монастыря и духовником великого князя Симеона Гордого. Младший сын, Петр, унаследовал от родителей святую семейственность и вырастил детей Стефана. Один из детей, Иоанн, двенадцати лет ушел в обитель Сергиеву, принял постриг, стал духовным отцом благоверного князя Димитрия Донского и был прославлен в лике святых как святитель Феодор, архиепископ Ростовский. А преподобный Сергий, будущий Радонежский игумен, стал собирателем земли Русской и вдохновил несогласных между собой князей на Куликовскую битву, ставшую главной вехой в освобождении Руси. Многие ученики преподобного Сергия основали впоследствии в разных краях Руси монастыри. Он стал духовным отцом не только подвизавшихся с ним иноков, но и многих поколений православных людей. Однажды, когда преподобная Мария еще носила святого младенца во чреве, во время Литургии дитя, почувствовав явление благодати, трижды воззвал к Богу так, что услышали все стоящие в храме. Господь избрал его еще до рождения... Младенец родился 3 мая (по ст.ст.) 1319 года и назвали его Варфоломеем, что значит " сын радости " . При крещении родители рассказали о том случае в храме священнику, и благоговейный иерей Михаил по наитию Божию сказал им в утешение: " Не смущайтесь, а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы " . Поняв указание Промысла Божия, они соответственно должны были и воспитывать своего сына. Тогда на Руси дело воспитания считалось святым и велось в строго церковном духе. Жизнь строилась по Евангельским заповедям, и еще с древности сохранялся обычай, чтобы старшие руководили свои родом: их решения считались законом, а они, умудренные опытом, учили только добру. Отроческие и юношеские годы Варфоломея были наполнены трудами, молитвой и воздержанием. Ревность по Богу влекла его к еще большим подвигам, но вызывала тревогу у родных, опасавшихся за его здоровье и силы. Списатели жития преподобного передают нам, какие трогательные споры происходили между святым отроком и его матерью, как любящий сын утешал свою мать...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Трагедия современного человечества заключается в том, что оно почувствовало свою силу. Развитие науки и техники, многие достижения, которые были действительно произведены человеческим разумом и человеческой волей, дали в руки людей огромную власть и силу. И для многих Бог перестал быть нужным. К Нему не нужно обращаться, когда заболел, потому что можно принять эффективное лекарство. К Нему не нужно обращаться за помощью, если у тебя есть деньги. К Нему не нужно обращаться за какими-то знаниями, если сам получил знания. Сила человеческая, связанная с гордостью, вытесняет Бога из человеческой жизни. Об этом и сказал святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, — сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается — он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати. Гордый человек всегда одинок, потому что гордость порождает высокомерие, гордость разрушает здоровые, дружеские отношения между людьми. Гордый всегда одинок, даже если его окружают люди, которых он называет своими друзьями. Ведь гордый человек не только домогается предпочтения, по словам Василия Великого, но и стремится защитить свою жизненную позицию, а потом и в каждом друге видит возможную опасность, чем и нарушаются добрые человеческие отношения. Гордый человек — несчастный человек. А иначе и быть не может, потому что жизнь, основанная на грехе, на отчуждении от Божественного, не может быть счастливой. Как же излечиться от этого порока? Есть ли какое-нибудь средство? Тот же святой преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Весьма полезно гордому человеку быть в подчинении, потому что подчинение — это по необходимости исполнение воли другого». Подчинение заставляет человека привыкать к исполнению указаний других людей, это как некая узда, удерживающая человека от безграничного проявления своей гордыни.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

• выявление талантливых воспитанников социальных учреждений и детей-инвалидов, живущих в семьях, и способствование дальнейшему развитию их творческих способностей. Организаторы объявляют благотворительный сбор подарков для участников фестиваля! Нужды: ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»: - Ковер для кабинета ритмики круглой или овальной формы (диаметр 2-3 м), чтобы незрячие или слабовидящие дети на занятиях могли ходить по краю и понимать, что такое круг. ГБСУСО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Березка»: - Костюм ростовой куклы на взрослого (герои мультфильмов, звери). Также для занятий со сложными лежачими детьми (стоимость с сайта интернет-магазина http://lecoshop.ru) нужны: Мяч гимнастический овальный 45 х 90 см - 1 шт. - 339 руб. Мяч гимнастический овальный 50 х 100 см - 1 шт. - 389 руб. Мяч гимнастический двухцентровый 45 х 90 см - 1 шт. - 349 руб. Мяч гимнастический двухцентровый 50 х 100 см - 1 шт. - 399 руб. МОУ «Бужаниновский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»: - Цифровой фотоаппарат с картой памяти, чтобы дети вместе с воспитателями могли фотографировать памятные моменты своей жизни, выступлнеия на концертах и праздниках и таким образом формировать личные фотоальбомы. Приют для девочек при Покровском Хотьковском Ставропигиальном монастыре: - Наборы для вышивания, бисероплетения, творчества. ОГСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для слабовидящих детей» г. Владимир: - 4 павлово-посадских платка размером 1400 с крупными разноцветными цветами (2 штуки – красная основа, 2 штуки – зеленая или синяя основа); - 5-10 м серого габардина (типа грубого домотканого льна для пошива рубашек мальчикам младших классов – участникам коллектива). ГБУ СО МО «Сергиево-Посадский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»: - Аппараты для выжигания, наборы акриловых красок, цветная декоративная глина для моделирования.

http://e-vestnik.ru/db/19-20_aprelya._ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010