Но какое событие могла так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы. В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство. Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого. Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции. Почему Православная Церковь так почитает Богородицу? Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании: «И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.). Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

http://zavet.ru/a/rss_1286261109.html

Покрывать все недочеты и слабости… Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… 14 октября, 2010 Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Гюстав Доре. Ной проклинает сына своего Хама Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих (Быт.9,20-25) . Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами, от погибели и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

Покрывать все недочеты и слабости… Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, 14 октября, 2009 Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. (Быт.9,20-25) Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую, Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами от погибели, и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

«Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим». «Остальное время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим». «„Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом просим». «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе, Господи». Молитва приношения Священник: «Господи Боже Вседержитель, Един Святый, принимающий жертву хвалений от призывающих Тебя всем сердцем, приими молитву и нас грешных и принеси к Святому Твоему Жертвеннику, и соделай нас способными принести Тебе дары и жертвы духовные, за наши грехи и за грехи неведения народа, и сподоби нас снискать благодать пред Тобою, чтобы жертва наша была благоприятною Тебе и, чтобы Благий Дух благодати Твоей нисшел на нас и на предлежащие дары сии и на весь народ Твой». «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же Ты благословен со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков». Народ: " Аминь». Священник: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе, да будет мир». Диакон: «Возлюбим друг друга, чтобы единомысленно исповедать». Народ: «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Священник, при пении народа, покланяясь трижды, говорит тихо при каждом поклоне: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя Господь твердыня моя и прибежище мое». ( Пс.17:2 ); и целует сверх покрова св. Дискос, Чашу и край Престола. Если есть сослужащие священники, то и они, целуя: тоже самое, подходят к предстоятелю; по очереди целуют друг друга в плечо и в правую руку. При этом старший говорит: «Христос среди нас», а подошедший отвечает «Есть и будет». Если служат несколько диаконов, то они целуют каждый свой орарь в том месте, где находится изображение креста, и друг друга в плечо, говоря то же самое, что и священники. Диакон: «Двери, двери. Будем внимательны к Премудрости Символа Веры ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Если ты не надеешься на свои слабые силы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», укройся во Мне от лица вражьего. Если ты стыдишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» ( Еф. 4:13 ), Я – Мать, питайся молоком Моим. «Я стена и столп» по крепости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, достаточные для питания всех чад, притекающих ко Мне. «Я – стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов». Много столпов мы находим в Священном Писании , и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу. Первый столп – ливанский: «Нос твой – столп Ливанский» ( Песн. 7:5 ). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда издавала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, издавала сладчайшее благоухание духовных добродетелей. Второй столп – Давидов: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» ( Песн. 4:4 ). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щитов» – это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Марии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных». Третий столп – из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» ( Песн. 7:5 ). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценится у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыблемой стойкостью и крепостью против врагов, достойна пред Богом, Ангелами и людьми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» ( Песн. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Мне было страшно этим заниматься и переносить захоронения, но я начал договариваться с родственниками, разговаривать с ними по-доброму, а когда с людьми говоришь по-доброму, объясняешь им – они понимают и соглашаются. Таким образом мы перенесли около 20-ти могил, и каждый раз я старался отслужить панихиду (в марте 2005 года я был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь преподобного Иосифа Оптинского, а в апреле того же года рукоположен в сан иеромонаха, так что теперь мог служить панихиды). Еще на новом месте мы старались поставить оградки и памятники тем, чьи могилки переносили. Перед началом реставрации меня назначили настоятелем подворья. Это для меня было новое и сложное послушание. В реставрации участвовали Министерство культуры и благодетели. Было решено раскатать храм по бревнышкам, сделать вычинку, заменить вставками гнилые места и заново собрать. Восстановили галереи-гульбищи , снизу добавился подклет – и храм поднялся. С прихожанами храма Покрова Как собирался наш приход Стал собираться приход. Люди приезжали из Москвы, Обнинска, Наро-Фоминска, Балабаново, других мест. После службы мы собирались на трапезу, обедали и общались. В наше время, как говорил апостол, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Люди очень тоскуют по любви, и если давать им такую любовь, то они соберутся в общину вокруг пастыря: «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10: 2–5). Всей жизни может не хватить, чтобы пытаться достичь такого идеала Пастыря, но Господь призвал нас, священнослужителей, к этому стремиться. На службах молилось больше двухсот человек, и наш храм даже не вмещал всех желающих По милости Божьей, по молитвам преподобного Пафнутия Боровского и моего духовника, батюшки Власия, нам удалось собрать дружную приходскую общину, которая росла с каждым годом. Я служил один, исповедал, причащал, беседовал. На службах молилось больше двухсот человек, и храм даже не вмещал всех желающих. У нас доходило до 330 крещений в год, и это была, конечно, не моя заслуга, а святые молитвы преподобного Пафнутия и Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/146923.html

Новые формы изучения Библии с молодежью. Опыт Омской епархии Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Омска иерей Роман Богатов разработал свою методику по изучению Библии с молодежью. В Омске он организовал два молодежных клуба — «Навигатор» и «Маяк», участники которых — молодые люди, соответственно, от 17 до 22 и от 23 до 29 лет. Старшие более глубоко и основательно изучают Священное Писание. Но чтение и обсуждение Библии — только небольшая часть программы их встреч. Есть еще такие увлекательные формы работы с материалом, как «знак» и «нав-ток» и еще некоторые их разновидности. «Знак» — это стих из Библии, как некий ориентир на пути к спасению, который чем-то привлек молодого человека. В течение 5-15 минут он рассказывает, что лично для него значит этот стих, как он его нашел, приводит толкование его отцами Церкви, разъясняет контекст стиха. А в конце презентации раздает всем этот стих, распечатанный на карточках размером с визитку. «Знаком» отец Роман назвал такую форму изучения Писания по аналогии с дорожными знаками, которые бывают предупреждающими, запрещающими, предписывающими и т. п. Точно так же и стихи Библии бывают разного характера. Вот два примера таких «знаков» от разных ребят: И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим (Иер. 29:13); В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18). Нав-ток 4 — это доклад на определенную тему, достойную внимания клуба, который отличает динамичное и краткое изложение (5-10 минут), интересные иллюстрации, православный взгляд на проблему. «Например, однажды у нас был нав-ток о всемогуществе Бога 5 . Всем известен провокационный вопрос: " Может ли Бог создать камень, который Он не может поднять? " — рассказывает отец Роман. — И после доклада, отсылающего слушателей к примерам десяти казней египетских, внезапного безумия Навуходоносора, проигнорировавшего слова Даниила, размышлений ребят о границах человеческой свободы и воли докладчик подарил всем свой " знак " . Это был стих Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? (Иер. 32:27)».

http://patriarchia.ru/db/text/6118163.ht...

Покров Небесный – самая высшая безопасность Веришь, что Царица Небесная тебя защитит? Или на поставишь еще две железные двери? 14 октября, 2018 Веришь, что Царица Небесная тебя защитит? Или на поставишь еще две железные двери? Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Всякий почти раз, когда совершается празднование Божией Матери, мы слышим Евангелие о Марфе и Марии. И еще два стиха из 11-й главы Евангелия от Луки — о том, как какая-то женщина из народа говорит Спасителю: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и грудь, от которой Ты питался». А Он на это отвечает: «Намного блаженней слышащие слово Божие и хранящие его». Мы по собственной жизни можем сказать, что очень редки у нас мгновения, когда мы блаженны. Счастливы и безмятежны. Все время возникают те или иные обстоятельства, которые заставляют нас нервничать, раздражаться, пытаться уберечь свой мир, растрачивая его. И редко-редко мы сосредотачиваемся. Редко-редко и на поверхности, и внутри нас все хорошо и спокойно. И вот здесь есть трагическая вилка. Спаситель говорит: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его . Слово Божие мы слышим, от нас это не отнято. Мы можем слышать его в храме, есть Священное Писание, есть масса толковательной литературы. Никто не скажет, что мы лишены слова Божьего. И в то же время мы не блаженны. Мы редко счастливы до конца. Значит, суть этой вилки в том, что мы слово Божие слышим, но не храним его. Не соблюдаем и не поступаем в соответствии с ним. Оно для нас не является абсолютным. Мы оказываем знаки внешнего почитания Священному Писанию, но в ситуации выбора — свой ближайший интерес и то, что сказал по этому поводу Христос, — мы самоубийственно выбираем свой ближайший интерес. И вся наша жизнь становится опытом выбора собственных ограниченно понятых интересов.

http://pravmir.ru/pokrov-nebesnyiy-samay...

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер. И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И Соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное. Церковь не случайно во вторую Неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую Неделю мы совершали Торжество Православия — торжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей. Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через таинство Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно — с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

http://patriarchia.ru/db/text/5608086.ht...

Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2:15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:17). Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть. Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете. Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф. 1:22-23).

http://patriarchia.ru/db/text/4873929.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010