Вредит душевному доброму устроению монашескому по отвержении от мира паки приближение к миру, нарушение уединения и безмолвия и частое исхождение из келлии или монастыря; как рыбы на суше медля умирают, так и иноки вне монастыря и келлии. Седя в безмолвии, от трех браней инок свободен бывает: от слышания, видения и глаголания (Патерик. Житие святаго Антония). Святый Моисей говорит: «Шед, сяди в келлии, и та научит тебя всему» (Патерик). А святый Василий Великий явно запрещает в своих правилах иметь частое исхождение, так говоря: «Исходить вне обители всячески остерегайся, убегая разсеяния твоих мыслей; от пиршества же, и пиянства, и житейских попечений воздерживайся» (О подвижничестве). Ибо и сие диавольское некое есть изобретение, понеже враг тщится таковою хитростию постоянство наше и предложение жития опровергнуть и в любосластия и в различныя помыслов разсеяния ввергнуть, но паче надобно нам, с самим собою в безмолвии беседуя, разсматривать и исправлять душевныя погрешности. Посему и должно всякому по большей части в безмолвии пребывать и в своем месте жить, чтобы сие было ему свидетельством постоянства нравов ( Василий Великий . Подвижнические уставы, гл. 7). Не ходить и друг ко другу без вины благословной и токмо ради посещения или разговоров, разве когда желательно посетить братию в непорочности жития лучшую для снискания от ней духовнаго назидания в свое подкрепление, но и в сем случае наблюдать, чтобы исхождение было нечастое и незазорное (Василий Великий. Подвижнические уставы, гл. 7). Если же случится монаху по некоторой своей нужде или для потреб монастырских выйти в город или в веси по общему избранию и благословению игумена послушания ради, то и тогда пещися о возвращении, не медля, и памятовать, что удаление от мира и безмолвие, совершаемое телом и духом, есть ума устроение, сердечный к Богу восход, чистое видение света, разумений Божиих бездна, покаянию матерь, кротости родитель, смиренномудрия сожитель и страху Божию сочетание, а, напротив, обращение с миром и многоглаголание есть лжи слуга, умилению разорение, смысла разсыпание, оклеветания дверь и молитве омрачение (Василий Великий. Подвижнические уставы, гл. 22 и 26; Ефрем Сирин . Слово 130; Иоанн Лествичник , ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Лк. 6: 36 . См.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. Гл. 25//Добротолюбие. Т. 3.  См.: 1Кор.3:18 .  См.: Иер.14:5 .  Видимо, старец Клеопа имеет в виду 1964 год, когда в Румынии объявили всеобщую амнистию и были выпущены на свободу посаженные в тюрьму за веру.  См.:  Иоанн , игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 1, гл. 4.  См.:  Василий Великий , святитель. Подвижнические уставы.  См.:  Никодим Святогорец , преподобный. Невидимая брань. Ч. 2. Гл. 10–13.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Четыре сотни глав о любви. Третья сотница. § 90; Четвертая сотница. § 22.  Ср.: Там же. Первая сотница. § 11.  Ср.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  См.:  В асилий Великий,  святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 33. § 1//  Василий Великий,  святитель. Творения: В 2х т. М., 2008. Т. 1. С. 530.  См.:  Афанасий Великий ,  святитель. Житие преподобного отца нашего Антония. § 60//  Афанасий Великий,  святитель. Избранные произведения. М., 2006. С. 37.  См.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  Ср.:  Нил Подвижник,  преподобный. 153 главы о молитве. § 117–120//Добротолюбие: В 5и т. М., 2003. Т. 2. С. 237–238.  См.:  Каллист и Игнатий Ксанфопулы,  иноки. Наставление безмолвствующим. § 64//Добротолюбие. Т. 5. С. 413.  Ср.:  Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. Слово 2.  См.:  Василий Великий,  святитель. Письмо 233 (225). К Амфилохию, вопрошавшему;  Его же.  Толкование на пророка Исаию. Гл. 13. § 273//  Василий Великий,  святитель. Творения. Т. 2. С. 813–814; Т. 1. С. 831.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопрос 55//  Максим Исповедник,  преподобный. Творения: В 2х кн. М., 1994. Кн. 2. С. 204.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 27. § 56. С. 227.  Ср.:  Прп. Исаак Сирин.  Слова подвижнические. Слова 23, 41, 59. С. 177, 276, 541–544.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 1. § 4. С. 3.  См.:  Прп. Ефрем Сирин.  133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике//  Прп. Ефрем Сирин.  Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   Погр. свящ. стихира гл. 3.    Погр. мipckux человек, стихира на славу при последнем целовании.    Погр. свящ., стихира гл. 3.    Там же. Тропарь пред 3 евангелием.    Мил ся дею — умиленно молюсь, препоручаю себя в милость, в заступление (Гр. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский словарь. М. 1900, стр. 305).    Погр. свящ. икос 13.    «Молитва... имеет два вида: первый славословие со смиренномудрием, а второй — низший — прошение». Василий Вел. Подвижнические уставы. Глава I. Творения СПБ 1911, т. П, стр. 485.    Св. Григорий Нисский, Творения ч. 8, М. 1872, стр. 89.    Кузнецов Н. Д. Вселенская идея празднования Рождества Христова, Сергиев Посад 1915, 25—27.    Минея, 27 сент. служба муч. Калистрату, на Господи воззвах, Слава.    Субб. Мясопустн., на Хвалитех, стихира 4.    Молитва на Вечерни Св. Пятидесятницы.    Псалтирь следованная: Слово Кирилла Иерусалимского о исходе души от тела.    Последование по исходе души, песнь 4, тр. 3.    Погр. свящ. Канон песнь 9, тр. 2.    Последование по исходе души. Молитва.    Погр. свящ. Стих. гл. 5.    Триодион, Пят. Ваий, Канон на Повечении, п. 9, тр. I. Суббота Ваий на Утрени канон 2, песнь 3, тр. I.    Субб. Ваий, Утр. Канон I, п. 77, тр. I 2-й сед. по 3 п.    Пяток Ваий, канон на повечерии п. 8, тр. I. Семидесятилетний старец, Митрополит Московский Филарет, после смерти своей матери († 20 марта 1853) писал: «Число лет ее и последний болезненный год подготовляли меня к лишению. С благоговением смотрю на ее отшествие. ОДНАКО ЧАСТО ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ» (Письма М. Ф. к архим. Антонию, т. 3, М. 1883, стр. 202—203).    Окт. гл. 8. Пяток веч. на стих покоин.    Окт. гл. 7. Пяток веч. на стих покоин.    Окт. гл. 6, Субб. утр. кан. 2, п. I, тр. 3.    Суб. Пятидесятницы, вечер, на стих. ст. 3.    Нед. Сыропустная, на Господи воззвах ст. I.    Там же на Хвалит, ст. I.    Там же канон п. 6, тр. 4.    Там же на Господи воззвах ст. 2.    Минея, 25 марта, на Хвалит. И ныне.    Октоих гл. 7, Пяток веч., на стиховне, Слава.    Октоих гл. 6, субб. утр. кан. 2, п. I, тр. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Деян. 7:60; Еф. 3:14.    Лк. 22:62.    Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224.    Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110.    Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33.    Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13.    Мф. 15:8-9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103.    Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.    Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267.    Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519.    Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. С. 823 (в примечании). В псалмах: 17, 20, 28, 29, 32, 46, 65, 74, 95, 97, 102, 104, 116, 117, 133, 144—150 и др. пророк Давид то сам восхваляет Господа, то зовет к этому все Божье творение. Замечательными образцами хвалебной молитвы в Ветхом Завете еще служат: псалом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1-6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1-18) и др.    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321.    Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого.    Там же.    Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты».    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130.    Там же.    Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11.    Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94.    Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12-23), царя Соломона (3 Цар. 8:22-53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15-20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1-14), псалмы 142, 118 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2057 Насколько нам известно, в смысле восприемника, принимающего на свою совесть грехи ученика и его душу на свою, старец трактуется первый раз у Иоанна Лествичника . Migne, P. G. LXXXVIII, 1189; р. пер. изд. 4-е, 274–275, Архим. Иннокентий („Пострижение в монашество“ стр. 45, 48. 50, 59:64) полагает, что передача принимаемого инока старцу была составной частью обряда пострижения с самого начала монашества. Но приводимые им данные этого не доказывают. 2060 Migne, P. G. XXXIV, 1138; р. п. 155. Однако, инок не должен был возноситься этим своим правом. „Брат сказал великому старцу: желал бы я, авва, найти старца по желанию моему и умереть с ним“. Старцу не понравилось настроение инока, и он ему заметил: „Ты ли должен следовать воле старца, или он последовать твоей воле, – и тогда ты успокоишься?“ Брат понял и раскаялся в своём превозношении. Пат. по гл. X, § 160, стр. 245, ср. Migne., Р. L. LXXIII. 932. 2068 Vita s. Johanni Dam. Acta sanct. Mai II, XXIV; Vita s. Stephani, ibid. Juli III, p. 550; p. п. Пал. Пат. вып. 11, стр. 90–91. Интересно отметить, что этот инок скоро оставил назначенного отца духовного, боримый помыслами, и перешёл к другому – св. Стефану, рр. 551 и 553; р. п. 93 и 99. 2073 Migne, P. G. LXX1X, 229 (1. II, ep. 67), p. п. III, 34. В наставлении новоначальным инокам Нил Син. не советует домогаться „учительского достоинства“, но продолжает: „если (инок) сделается способным приносить пользу и другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как Дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами“. Migne, P. G. LXXIX, 532–533 (ер. 263, 1. III) р. п. III, 380–381. 2075 Migne, P. G. XXXI, 632; р. п. V, 45 Тракт. о подвижничестве; col. 1400–1, р. п. V, 403–404. Подвиж. уставы гл. 21. „Сделаться сожителем“ какого-ниб. старца значит – выбрать его в руководители себе (Житие преп. Феодосия Киновиарха, гл. 7. Пал. Пат., в. 8, стр. 9; ср. гл. 9, стр. 16). 2077 Бл. Феодорита История боголюбцев Migne, P. Gr. LXXXII, 1308. Р. п. 28. В другом месте (col. 1325; р. п. 48–48) бл. Феодорит называет сожителями при подвижнике Маркиане двух учеников, живущих в отдельной хижине вследствие тесноты подвижнической кельи; передаёт о другом подвижнике Публии (с. 1353; р. п. 78) который „не позволял жить никому с собой, а учеников своих расселил по отдельным кельям.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посмотрите, как бьётся несчастная птица, когда она летит при сильном ветре! Как неровен её полёт! То она взлетает вверх, то опрокидывает её вниз, то подвинется она немного вперед, то снова относит её далеко назад. Так носится и человек ветрами лжеучений. Но как птица успокаивается в гнезде в густых ветвях дерева и мирно смотрит из своего убежища на несущуюся мимо бурю, так и человек обретает мир, когда прибегает к Церкви. Из своего тихого пристанища смотрит он на свирепую бурю «около церковных стен», скорбит о несчастных людях, которые застигнуты этой бурей вне Церкви и медлят укрыться под её благодатным кровом, и молится ко Господу: «Соедини их святой Твоей соборной и апостольской Церкви, да и тии с нами славят пречестное и великолепное имя в Троице славимого Бога». Священномученик Иларион (Троицкий) 1915 г. 3 Подвижнические уставы, гл. XVIII. Творения, ч. 5 изд. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр. 359, 360. 6 Толкование на ев. Иоанна, кн. 11, гл. 11. Творения, изд. Моск. Дух. Акад., ч. 15, Сергиев Посад 1912, стр. 105–112 passim. Только в самое последнее время на эту мысль обратил внимание богословской науки Митрополит Антоний (Храповицкий) . 9 Толкование на Евангелии Иоанна, кн. 11, гл. 11. Творений ч. 15, Сергиев Посад 1912, стр. 109–110. 10 Толкование на Евангелии Иоанна, кн. 10, гл. 2. Творений ч. 14 Сергиевский Посад 1909, стр. 324. 16 Толкование на посл. в Казань 1867, стр.123. Приведём ещё толкование православного богослова проф. Богдашевского (позже епископа Василия). .»..Единение Духа есть единство, которое соделывает Дух или производит его, – это единство, обитающее в Церкви, от Духа Божия.» Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев 1904, стр. 505. 20 Подробное толкование этого стиха см. у проф. Богдашевского, цит. соч., стр. 557–565, а так же у Ив. Мансветова. Новозаветное учение о Церкви. Москва 1879, стр. 143–160. 31 Подробное доказательство этой истины смотрите в кн. проф. В. Н. Мышцина. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад 1909, стр. 144–155. 299 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 281, 282.    Преп. Варсонофий. Отв. 254.    Он же. Отв. 253.    Преп. Варсонофий. Отв. 258.    Преп. Иоанн Кассиан. Кн. VI, гл. 1. С. 73. См.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 40.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 26.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 5-я. См. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. Т. I. С. 321.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 401.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 257.    См. канон и молитвы ко причащению и молитвы по причащении.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матф., § 4.    Он же. Беседа в храме Св. Ирины.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 1. С. 4.    Преп. Василий Великий. Творения. T. II. Подвижнические уставы. Гл. 2. С. 490—491.    Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 2-е. М., 1892. С. 240.    Он же. Путь ко спасению. С. 233—234.    «Слово Божие, — говорит свт. Тихон Задонский, — нужно с молитвою начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать» (Творения. Изд. 5-е. Том II. С. 8) «Когда садишься читать или слушать читающего (слово Божие), — говорит преп. Ефрем Сирин, — помолись прежде Богу, говоря: “Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение» (Добротолюбие. М., 1895. Т. II. Изд. 1-е. С. 468 (ср. С. 465—468).    Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. С. 240.    См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 61. См. также Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань (Ч. 1, гл. 16 и 19).    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отец. Изреч. Аввы Пимена, § 59, еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891. § 61. С. 309. Общие причины или поводы ко грехам, по мнению преп. Исаака Сирина, суть: женщины, вино, имущество, власть, телесное здоровье и т. п. Это, говорит св. Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам по нашей удобопреклонности к греховным страстям (Добротолюбие. Т. II, § 176. С. 706—707).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

65 Проф. Д.И. Богдашевский (ныне епископ Василий). Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам. Киев 1904, стр. 406. 68 См. F. Loofs. Leitfaden Zum Studium Der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle 1906. § 15:2. S. 99. 69 Доказательство апостольской проповеди, гл. 99. Русск. перевод в Христианском Чтении за 1907 г. ч. 2. 78 Св. Афанасий Вел. Против ариан II, 47. Творений ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр. 324. 79 Св. Афанасий Вел. К Аделфию, гл. 4. Творений ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903, стр. 306. 80 Св. Василий Вел. Подвижнические уставы, гл. 18. Творений ч. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1901, стр. 360. 84 Толкование на евангелие от Иоанна, кн. 11. гл. 11. Творений ч. 15. Сергиев посад 1912, стр. 109, 110. 85 Ambignorum liber. Migne. PG., t. 91, col. 1097A–B. Cfr. cap. theol. I, 25. PG., t. 90, col. 1135В–С. 86 Mystagog. cap. 1. Migne: PG.: t. 91: col. 668B. Cfr. col. 664D. Писания св. отцев и учителей Церкви: относящихся к истолкованию православного богослужения, т. 1, СПб. 1855, стр. 303, 300. 87 Католики под камнем разумеют ап. Петра и рассуждают так: « Церковь Христова есть собрание, общество людей. А то, что каждому собранию или обществу сообщает устойчивость, крепость единство и чему все принадлежащие к обществу должны прилежать и следовать, – есть авторитет или власть управления и направления. Истинная власть должна обладать каждым обществом и направлять его к тому, ради чего оно и устроено. Необходим авторитет, которым общество было бы крепко, которым оно сохранялось бы в единстве. Если такого авторитета нет, то общество не достойно своего имени; будут лишь отдельные и разрозненные члены. Если этому авторитету кто себя подчиняет, – тем самым определяет себя как члена общества. Так как Пётр есть тот, на ком Христос создаст Свою Церковь , то тем самым обещается на будущее время высший авторитет в Церкви. В словах Христа содержится обетование того, что Он сделает так, чтобы Пётр своей властью управления содействовал истинной твёрдости и единству, или другими словами, чтобы Пётр стоял на страже всей той истины, которая даёт зданию твёрдый фундамент». Jos. Knabenbauer. Evangelium secundum S. Matthaeum: pars altera: p. 55. Это толкование мы отвергаем, как слишком житейское (забота о прерогативах отдельного епископа) и совершенно убогое и жалкое в смысле идейно-богословском.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Отец Азарий – 1878, апреля 4-го дня. Иеромонах отец Василий – 1878, ноября 24-го. Иеромонах Арсений – 1879, ноября 17-го дня. Отец Анастасий – 1880, октября 6-го дня. Поп Фома – 1880, октября 13-го дня. Отец Иоасаф, живописец, – 1880, октября 13-го дня. 132 Собственноручная запись старца Иеронима УСТАВ Русскаго на Афоне святаго великомученика и целителя Пантелеймона общежительнаго монастыря Часть 1. Глава 1 Об иноческом общежитии вообще Что есть иноческое общежитие? Некоторые всякое иноков купное житие, где трапеза и одежда для всех общая, называют общежитием, хотя бы подвизающиеся в нем были разделены мудрованием и некоторыми чувственными вещами и каждый находящееся у них называл своим; но так как между ними бывают иногда ропотники, неблагодарные и сим подобные, которых и в мирских обществах терпеть не следует, то святый Кассиан и прочие богомудрые отцы свидетельствуют, что таковое иноков сожитие не есть истинное и совершенное и недостойно называться общим именем и житием. Поскольку иночество, как говорит Исидор Пилусиот, есть всех заповедей Божиих хранение, приятелище безгневно, нелукаво, негорделиво, несребролюбиво и тело, дом Самого Святаго Духа имущее, и прочее (Слово 278), сего ради таковому по всему подобает и общежительству иноческому в обители быть, каково в обителях древле святых было и попремногу превосходит всякое житие мирское, во всем подражая общежитию святых отец, начальников общежительных монастырей, и содержа их уставы, их чин, их обычаи, их учение, их предания и все их хотения. Святые отцы, разсматривая сущность иноческаго общежития, изображают оное так. Василий Великий поставляет его в содружестве совершеннейшем; содружество же (общение) совершеннейшее житие он нарицает, из котораго исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесныя силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, так что все в равной мере и рабы и господа друг другу и с непреоборимою свободою взаимно оказывают один пред другим совершенное рабство, не то, которое насильно вводится необходимостию обстоятельств, погружающее в великое уныние плененных в рабство, но то, которое с радостию производится свободою произволения, потому что любовь подчиняет свободных друг другу и охраняет свободу самопроизволом (Подвижнические уставы, гл. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010