свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Гл.18. Ср.: « Религиозные действия [как потребность человека в противоположность рабским религиозным действиям богослужения как послушания] суть самое духовное и прекрасное, они стремятся соединить даже то, что неизбежно разъединено самим развитием»;  поэтому « в этом царстве небесном он [Иисус] обещает усовершенствование законов и устранение их недостатков»;« это совпадение со склонностью есть πληρωμα  [плерома] закона, бытие, которое служит дополнением возможности, синтез субъекта и объекта, в котором субъект и объект теряют свою противоположность. Также и эта склонность, добродетель, есть синтез, в котором закон теряет свою всеобщность, а субъект — свою особенность, оба они лишаются своей противоположности»(Гегель В.Ф. Дух. христианства/Гегель В.Ф. Философия религии в двух томах. М.: «Мысль», 1976. Т.1. С.102-109). «…философия, которая помимо природы хочет понять также и весь бесконечно богатый мир человека, стало быть, в том числе и великое историческое явление христианства» (как часть этого «бесконечного богатства мира человека») «в его развитии и как звено этого мира, то ведь и без того понятно, что подобная философия, еще закладывая свою основу, наверняка подумала и о христианстве» (Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Т.1. С. СПб.: Наука, 2000. С.182). Ср.: «Все вы, выдумывающие такие мнения, помыслите о том, что Сего Самого Бога вы называете плодом недостатка, и произведением неведения, незнающим того, что выше Его, и многое другое говорите о Нем, — помыслите, какое великое богохульство вы допускаете…» (2:XXVIII:4 ). Православный молитвослов. Молитвы на сон грядущий. Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу. Ср.: «Ибо истинный и милосердный Бог, располагая для восстановления человеческого рода несказанно многим, избрал лучший путь осуществления, то есть для разрушения диавольского дела применил не силу могущества, а замысел справедливости. Взята была от Матери Господа природа, а не грех», заключавшийся в «добровольном» нарушении людьми «заповеди Бога и покорности воли древнего врага» (свт. Лев Великий. Слово 2 на Рождество Христово). «…Он облекся в страстное и смертное и тленное и неизбежно подлежащее нашим естественным страстям тело, и в этом теле, согласно с собственною Его природой, благоволил страдать и действовать даже до Воскресения из мертвых» (Соборное послание свт. Софрония Иерусалимского/Деяния Вселенских соборов. СПб, 1996. Т.4. С.152).

http://bogoslov.ru/article/4448597

Климент Александрийский. «Бог предназначил род наш для общности… Все — общее, и богатые не должны стремиться иметь больше… Ибо Бог дал нам (я знаю это) право пользования, но в пределах необходимого, и определил, чтобы пользование было общее. Неуместно, чтобы один имел в избытке, когда многие нуждаются» («Педагог», II,12, цит. по/5:85/). Онтологический довод. Еп. Василий Родзянко в/4/высказывает интересную мысль, что пафос тринитарного богословия великих каппадокийцев состоял в том, что человечество, по образу Троицы, сотворено как множество личностей, имеющих единую природу. Что же тогда грехопадение? Еп. Василий пишет: «Ответ нам дает свт. Василий Великий: «Единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей. Воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого». Осуществление этого идеала или хотя бы приближение к нему свт. Василий видит в монашеских общинах, где люди свободно объединяются настолько, что ясно видно их единое естество, которого не разрушает и которому ничуть не противоречит существование отдельных личностей»/4:111/. Обращаясь к «Правилам» Василия Великого мы видим, что общность имущества является одним из непреложных условий осуществления указанного идеала: «Вопрос 85. Надобно иметь в братстве какую-либо собственность? Ответ. Сие противно свидетельствам об уверовавших в Деяниях, в которых написано: «ни един же что от имений своих глаголаше свое быти ( Деян. 4:32 ). Посему кто называет что-либо своим, тот поставляет себя чуждым Церкви Божией и любви Господа, Который словом и делом учил полагать за друзей душу свою, а не только одно внешнее»/2:218/. «Ибо то общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества» («Подвижнические уставы», гл.18, цит. по/11:38/). Таким образом, взгляд святых отцов на благодатность общения имуществ уходит своими корнями в троическое богословие. Экклезиологический довод. Златоуст заметил, что речения Деяний Апостольских о евхаристии находятся по соседству с рассказом о единении имуществ. Так, непосредственно перед Деян.2,44-45 мы читаем:

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

Потому желающий быть свободным от суеты и многопопечения избегает супружества, как оков, и посвящает жизнь Богу. Высшей целью аскетической жизни является достижение святости, тишины, безмятежия, кротости, которые порождают духовную радость в душе человека. Свят. Василий учит, что перед христианином открывается двоякий путь ко спасению: служение Марфино (внешние дела) и Мариино (духовное делание). Идеально было бы совмещать оба служения, но так как это трудно достижимо, то лучше избрать духовное делание. Свят, пишет: «Подражай, чему хочешь: будь или служителем бедных, или любителем догматов Христовых. Если же можешь возревновать о том и о другом; то тем и другим приобретешь плод спасения. Впрочем духовное учение есть первое, а все прочее – второе по нем», «...созерцание учений Иисусовых выше служения телу» («Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве». гл. I). 4.      Из других отделов богословия свят. Василия приведем лишь несколько суждений. Свят. Василий считал Священное Писание богодухновенным до последнего слова, принимая его, как величайший авторитет. Признавал он и существование тайного Предания. Кроме Священного Писания и Предания, он признавал еще и третий источник религиозного ведения – познание природы (мира и человека). Самопознание – путь к Богопознанию. Бесплотность души дает понятие о бесплотности Бога. Богопознание невозможно без очищения души. Тело и душа начиная с грехопадения стали подобны чашам весов: когда одна поднимается, другая опускается. Грехопадение первых людей как раз и состояло в предпочтении чувственного духовному. Ангелы, как и весь мир духов, по мнению свят. Василия Великого , сотворены до сотворения времени. Поэтому ангелы – неизменяемы. Хилиазм свят. Василий отвергал. Глава седьмая. Святитель Григорий Богослов § 1. Жизнеописание Свят. Григорий Богослов родился около 329 года в имении своего отца, епископа Григория Назианского, вблизи небольшого города Назианза в Каппадокии. Семья свят. Григория, как и семья свят. Василия, отличалась святостью. Церковью причислены к лику святых отец свят. Григория еп. Григорий, мать диаконисса Нонна, брат праведный Кесарий и сестра преп. Горгония.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Какия добродетели, которыя прежде и паче всего подобает всякому вступившему в общежительство иноков исправляти? С благим и твердым намерением вступивший в иноческое общежитие, во-первых, должен пребывать в нем даже до смерти, отнюдь не возвращаяся вспять, да не будет столп сланый, яко жена Лотова, или как пес на свои блевотины возвращающийся, и исполнится на нем слово Господне, глаголющее, яко никтоже, возложив руку свою на рало и обращся вспять, управлен есть в Царствии Небесном (см.: Лк. 9, 62 ). Ибо немалая беда обещавшемуся все приличное иночеству хранить, потом же нерадеть о обетовании своем и на первое житие возвратиться, оставив союз духовнаго содружества, ибо, кто сие делает, тот себя подвергает Божию наказанию. «Якоже бо члены телесные, – говорит святый Василий Великий , – естественным связанные союзом, от тела отлучитися не могут, или, если отлучены будут, который отсекается, мертв делается; тако и подвижник, с братством соединившийся, крепчайшим естественнаго союза духовным соединением держимый, не имеет власти отделяться от тех, к которым приобщился, иначе мертв есть душею и лишается благодати Духа, поколику данное пред ним обещание нарушает. Дав обещание претерпевать даже до смерти всякую тесноту и скорбь иноческаго жития Царствия ради Небеснаго, он не может представить иной довольной причины к отлучению, как только одну сию, что терпит вред душевный от братства, но сия причина несть истинная, а некий точию предлог к отлучению, являющий легкомыслие и непостоянство инока. Ибо если кто скажет, что все братия злые суть, то сие есть ложь, всех бо не может обвинить, поскольку злобы ради сообщества они не сделали, чтобы всем единогласно быть злыми; если же кто скажет, что некоторые из братства суть злые, и небоязненно святость нарушают, и честность пренебрегают, и приличествующее подвижникам наставление презирают, то и сей довольныя для разлучения причины не выдумал, ибо ниже Петр, ниже Андрей или Иоанн, Иудина ради лукавства от прочаго апостолов лика разлучилися, ниже иной кто из апостолов сия причины ко отступлению принял и, чтоб Христу повиноваться, того злобою воспрепятствован не был; но учению Господню повинуяся, благочестию и добродетелям Его подражали, нимало Иудиной злобе не сообщающеся. Тако убо глаголяй, что я-де ради злых от духовнаго сообщества отлучитися принуждаюсь, не нашел благословныя вины своего непостоянства, но паче он сам есть земля каменистая, истины слова прорастить непостояннаго ради разума не могущая, но приражения ради малыя напасти или невоздержания ради страстей целомудреннаго сожития не терпит, и тотчас скоро прозябшее учения семя от зноя страстей увядает; причины же маловажныя и ко извинению его пред судищем Христовым нимало недовольныя по своему умствованию выдумывает и самого себя легко прельщает, ничего бо нет легче, как самого себя обманывать, потому что всяк самому себе судия преблагосклоннейший бывает, приятная полезная быти разсуждающий» (Подвижнические уставы, гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Глава 22 О должности всех работами и рукоделиями занимающихся 1 . Всем трудящимся в обители иметь послушание к игумену Бога ради и трудиться каждому по силе своей и доброй совести, отвергаясь во всех случаях мудрования своего и собственной воли. В летнее время заниматься в саду, пчельнике, огороде, на покосах, полях, рыбных ловлях и прочих послушаниях и работах; зимой же – иконописным, столярным, токарным, переплетным, портным и иными художествами и рукоделиями, приличными для монастыря. 2 . Никому не избирать трудов по воле своей, но делать что велено с повиновением, ежели дозволяют силы, а ежели не по силам дело, то объявлять игумену со смирением и его разсуждению и воле по воле Божией безпрекословно следовать ( Василий Великий . Подвижнические уставы, гл. 22). 3 . Во время трудов воздерживаться от нерадения, роптания и празднословия, но трудиться со смирением, терпением, с призыванием Божией помощи, с молитвою и богомыслием и в трудах помогать друг другу, вразумляя, утешая и подкрепляя друг друга; сие бо угодно Богу и нам спасительно ( Василий Великий . О подвигах иноческих). 4 . Бывает, что по действию злых духов и по своему невниманию во время трудов один другаго оскорбит словом или делом, то виновный да просит прощения у оскорбленнаго и в то же время да примирится, и никогда не оставлять примирения до другаго дня, по слову апостольскому: Солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4, 26 ). Общее примечание к должностям. Хотя обитель наша, как общежительная, в единомыслии стремясь к одной цели, имеет одну главу, одного общаго попечителя о временном и вечном нашем благополучии, но, поскольку братство наше состоит из разнородных братий: русских, греков и болгар, поэтому само собою разумеется, что некоторыя из вышеизложенных должностей, как-то: должность духовника, уставщика и иных – должны поручаться соответственным лицам, могущим принести пользу разнородным братиям. Текст Устава приведен по изданию: Устав Русскаго на Афоне святаго великомученика и целителя Пантелеймона общежительнаго монастыря. Б. м., 1903. АКАФИСТ святому Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Радость и блаженство их не абсолютны, но все больше и больше увеличиваются все большим и большим их возрастанием в любви к Богу, в приближении к Нему и, следовательно, в приобщенности к Его радости и блаженству. Следовательно, у Бога радость – состояние, а у ангелов и блаженных человеков – процесс, но процесс бесконечный, ибо бесконечно велика божественная радость, к которой они все более приобщаются. При том, процесс этот не индивидуален. Ангелы – соборны – кафоличны. Каждый ангел является личностью, но все вместе они составляют один нераздельный собор, подобный Троическому, Божественному Собору. Из этого ангельского собора выпал тот ангел, который не захотел постигать Божества, приобщаться к Нему, но свободной волей избрал противоположный путь: не к Богу, а от Бога, самоутвердился, и тем себя и всех последовавших за ним обрек на отъединенное существование, лишенное всякой радости, ибо они отторглись от источника радости – Бога. К соборному существованию был призван и человек. Святой Василий Великий пишет: «Монахи изглаждают в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы ни разделений, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек естества. Монахи суть точные подражатели Спасителю и Его житию по плоти. Ибо, как Спаситель составил лик учеников, даже и Себя сделал общим для апостолов, так и сии. Они – соревнуют жизни ангелов, подобно им во всей строгости соблюдая общность. Они-то предвосхищают блага обетованного царства, в доброхотном житии и общении представляя точное подражание тамошнему жительству и состоянию. Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеянное единство человеческое, по мере сил своих, они снова приводят в единение с самим собой и с Богом. Ибо это главное в спасительном домостроительстве: во плоти привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как лучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Вел. гл. XVIII, «Подвижнические уставы»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что ипостаси находятся одна в другой, не сливаясь, впрочем, но соединяясь, по слову Господа, сказавшего: " Аз во Отце, и Отец во Мне " (Ин. 14:11), — ни о различии хотения, или мысли, или действия, или силы, или чего другого, что производит в нас действительное и совершенное разделение " . св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Кн. 2. Гл. 22, 23 св. Василий Великий. К Григорию брату//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т.3. С. 51-52 св. Василий Великий. К Амфилохию, о Святом Духе//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 611 св. Василий Великий. О вере//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 297-298 св. Василий Великий. Слово о подвижничестве//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 319 св. Василий Великий. О посте//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 77 св. Василий Великий. Подвижнические уставы//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 509-511 Часть 3 Всякому непредубежденному читателю ясно, что в настоящем месте речь идет о нравственном, или точнее, о благодатно-нравственном единении членов подвижнического общежития с самими собой и с Богом через посредство единой воли, каковой в настоящем случае является воля настоятеля, воплощающего в себе волю Божию. " Всякое благочиние и согласие между многими, — говорит св. Василий в слове " О суде Божием " , — до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику; а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывают следствием безначалия " [ 1 ]. Понимать же восстановление первобытного единства человеческого естества, о котором здесь говорится, в смысле метафизическом, о котором говорит митр. Антоний, помимо всего прочего не позволяет нам уже то обстоятельство, что здесь говорится о восстановлении первобытного единства человеческого естества не только с самим собой, но и с Богом. Но не только св. Василий Великий, но и ни один из отцов Церкви никогда не допускали и не могли допустить мысли о каком-либо первоначальном единстве человеческого естества с естеством Божиим в смысле единства метафизического — по существу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Потому общее правило всех святых: кто сам по себе живет, тот бесплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть и в таком случае не может быть у него мирна. У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настроение своеволия остается то же. Все с советом твори. Без совета как без ограды. Ежели же это не безопасно, то что сказать о прямой непокоривости и прекословии! Это уж прямое бесовство. Есть еще надежда исправления, если кто прекословит равному или низшему, но кто идет против наставника, о том и говорить нечего. Отбившийся от послушания предается своей воле, а от своей воли – и злобе врагов – и погибает. Слушающийся же во всем скоро достигает меры детства, или совершеннейшей простоты, как это изображает святой Лествичник (там же, п. 121). Решительным послушанием одни всю внутреннюю со страстьми брань во веки разрушили; другие приобрели к обидам совершенную нечувствительность и безболезненность; иные достигли высочайшей степени незлобия и непринужденного простосердечия, явились младенцами, ничего хитрого не имеющими как в речах, так и в поступках (там же, п. 20, 21). Пример сему – Павел Препростой. Василий Великий послушание такое считает первейшею добродетелию (Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве, гл. 19, 22). Он учит ему примером обучающихся какому-нибудь искусству, кои до мала, во всей точности исполняют указываемое; выставляет в пример молчаливую покорность Авраама, когда повелено было ему выйти из Халдеи и после принести в жертву сына; от противного – пример апостола Петра, который после великой похвалы за одно прекословие, будто и благожелательное, услышал: «иди за Мною, сатано!» К этому именно предмету относит он и места Писания: «повинуйтеся наставникам» ( Евр. 13, 17 ); «слушаяй вас, Мене слушает» ( Лк. 10, 16 ). Вся же совокупность законных отношений к своему отцу состоит в том, чтоб не иметь своей воли, своего разумения, своего вкуса: все у него должно быть отцово, по его указанию, им измерено и установлено до малейшего движения. Состояние же человека, действующего по сему правилу, то есть под руководством, под начальством, не по-своему, есть состояние послушничества, великими похвалами превознесенное у святого Лествичника и у всех вообще святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Не отрицаю, в этом мире немало чудесных моментов, когда люди смеются. Да, знаю, человек не может все время оставаться серьезным и нахмуренным. Иногда ему просто необходимо разбавлять серьезность радостью и весельем. Итак, когда есть достойная причина для смеха, не хохочите громко, братья, не повышайте голоса и не смейтесь взахлеб, ибо это глупо и присуще людям невежественным, но ограничьтесь одной улыбкой и тихим смехом, как люди мудрые и благоразумные. По мнению премудрого Сираха, «глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется» ( Сир.21:23 ). Вот так и улыбнитесь, дабы только показать радостное настроение вашего сердца, и поступите, как написано: «Веселое сердце делает лицо веселым» ( Притч. 15:13 ). Так советует поступать вам святой Василий Великий : «Душевную радость изъявить светлой улыбкой не противно приличию... Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собою» (Правила, пространно изложенные. 17). Вот таким смехом рассмеялся и пророк Даниил, когда царь Кир сказал ему, сколько ест и пьет истукан бога Вила, как написано: «Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь» ( Дан.14:7 ). Проще говоря, во всем Священном Писании встречаются слова «смех» и «смеюсь». Они означают не хохот и безудержный смех, а радостное душевное настроение, как поясняет Василий Великий (Правила, пространно изложенные. 17). Когда и вам, братья, тоже потребуется развеять мрачное состояние души веселым словом, не прибегайте к шуткам и остротам. Пусть ваше слово будет весело и радостно и приправлено солью христианства и евангельской благодати, дабы вдвойне воздать и обрадовать того, кто это слово слышит. Произносить их следует свободно и в то же время с рассуждением, как предлагает Василий Великий : «Если же когда-нибудь станет необходимым немного разбавить хмурость посредством веселых слов, то да будет слово ваше исполнено благодати духовной и приправлено евангельской солью, чтобы содержащимся внутри мудрости снисхождением принести благоухание и доставить слушающему двойную радость: свободой и даром рассуждения» (Подвижнические уставы... Гл. 12). В церкви христианам не полагается шутить и смеяться

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Примечаю, – говорит святитель Василий, – что совокупное пребывание многих во многих отношениях полезнее. Во-первых, каждый из нас сам собою не может удовлетворить телесным потребностям, но к снисканию необходимаго имеем нужду друг в друге. Ибо, как нога одну силу имеет, а другой лишена и без помощи прочих членов находит, что ея деятельность не сильна и недостаточна к собственному ея поддержанию и не может вознаградить недостающаго, так и в одинокой жизни что есть, то делается для нас безполезным, а чего нет, то – невознаградимым». Напротив же, в обителях общежительных, где все вкупе иждивается и имеется все общим, «блага, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми: что бо богатее, яко ничтоже имети и вся содержати, лишаться излишняго, употреблять же нужное, не привлекаться желанием к земному отечеству, быть же наследником Царствия Христова» ( Василий Великий . Пространное изложение православной веры. Ответ на вопрос 7; Подвижнические уставы, гл. 18). В общежительстве союзом любве связуемых подвижников многия блага стяжаваются, как-то: страсть и любовь отводятся от богатства и сластей земных, яко ничтоже сущих, возводится же вся мысль к небесным, яко воистину сущим; вина и время подаются и удобность приносится, чтоб работати Богу, себе внимати и богомыслием упражнятися, ибо отдавшийся Богу общежитель не земных, но небесных царствий желает и, по слову мудрых, выше есть мира, господин вселенныя, равен Ангелам, согражданин святым, домочадец рая, наследник Божий, посему никого от сильных, ни единаго от князей обинуется, никому не ласкательствует, но свободным гласом всех обличает и дерзновенно врагам спасения сопротивляется. Кроме сего, великая общежития польза состоит в том, что отъемлет предлог и вину сваров, желаний, злоб и великих искушений и возбуждает друг ко другу любовь, ибо где пища и одежда едина всем и душа одна у всех, как туда найдет вход зависть, или презорство, или ненавидение, ибо откуда возмутся? Многое тамо равенство, темже и любы святая водворяется многа и удобство добродетели много (Златоуст на Евангелие от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010