Несторов рассказ и Житие Антония, а теперь обращусь к указанию на другие заимствования, сделанные из Жития Антония Печерским летописцем: эти указания послужат вместе с тем новым доказательством того, что названный летописец пользовался Житием Антония. Извлекая из Жития Антония исторические данные, Печерский летописец старался дать им хронологическое определение, так как летописный материал располагался им в хронологическом порядке. Древнейшим событием в истории Печерского монастыря было прибытие Моисея Угрина к Антонию, о чем говорилось в Житии Антония. Печерскому летописцу было важно определить год этого события, так как этот год был вместе с тем началом стечения подвижников в пещеру на Берестовом холму и началом самого Печерского монастыря. Житие Антония связало данные о жизни Моисея Угрина с определенными историческими лицами и событиями: Моисей был взят в плен Болеславом польским, когда тот, разбитый Ярославом, бежал из Киева (Пов. вр. лет под 1018 годом: «Болеславъ же побеже ис Кыева, възма именье и бояры Ярославле и сестре его»; Сказания Поликарпа: «възвращь же ся болеславъ в ляхи, поятъ ссобою обе сестре Ярославле, изыма же и бояр его. с ними же и сего блаженого моисия»). Моисей протомился в плену одиннадцать лет, страдая в оковах пять лет, а шесть мучимый за свое целомудрие (Арсен. ред.: «се же и в житии святого отца нашего антония вписано есть о сем моисии. како приде и скончася в добре исповедании о господе, пребыв. ? лет в монастыри. е лет в плене страдал окован. 5. лет за чистоту страдав в страсти) 25 ). Так читалось в Житии Антония, хотя, как увидим, Моисей освободился от плена через шесть лет после 1018 – 1019 года. Освобождение Моисея в Житии Антония было поставлено в связь со смертью Болеслава и последовавшим за нею мятежем, во время которого была убита его госпожа (ср. выше в разборе свидетельств Сказаний Поликарпа о Житии Антония). Но так как но расчету Печерского летописца Моисей, захваченный в плен в 1018 – 1019 году (ср. этот год в Начальном своде, а может быть и в Иаковлевом сказании о Борисе и Глебе), освободился из него через 11 лет, то указанное историческое событие – смерть Болеслава и последующий мятеж были отнесены Печерским летописцем к 1030 году 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература, – что скрывать? – Нет, не моим была кумиром. Пов е лено: и ветер в поле Колеблет тучи решето!.. Я поменяюсь, коль на то Откроется Господня воля. Но, как и ныне, – лишь Ему – Преображения познанье! …Из кожи змеи выползают, А людям это – ни к чему. Помилуй и прости Слово сердца Слово сердца оживляет плоть, И зовут уста мои: – Господь! И восходит слово к небесам, И Христос ему внимает там: – Господи! Помилуй и прости. Черные долги мне отпусти. Душу отбели до чистоты. До Креста. Как заповедал Ты. Обрати Свой милующий взор На Твою рабу, на мой позор. Покаяньем опалив уста, Вытри слезы горького стыда. У Тебя прошу я не утех: Ненависти – ненавидеть грех, Благодати – пребывать в любви, Той, рожденной на Твоей крови. И прошу молитвы – песни слез, Чтобы воздыхать к Тебе, Христос… За Христа, душа моя, держись: Он – твой Путь, и Истина, и Жизнь. Во тьме белеет огонек свечи Поводырем к молитвенному хлебу. И мается душа моя в ночи. И жалоба моя восходит к Небу: – Как изувечен Твой удел во мне! Как разорен! Как вкривь и вкось изломан! Но Крест висит на матовой стене, И муки нет, что Богу незнакома… Не оставь! На столе – ломоть. За окном – зима. Надо мной – Господь. Подо мною – тьма. Чередой утех Промелькнула жизнь. Руки вскину вверх – Ноги тянут вниз. А душа в цепях, Словно пленница, На семи страстях Спит да ленится. Мне бы плакать в крик – Сердце высохло. А святой родник – В Небе в ы соко. И надежды нет, Ну, ни крошечки! Вдруг забрезжит свет, Как в окошечке. Подниму глаза К лику – с долу я: Закипит слеза – Та, которая На исходе дня В слове молвится: – Не оставь меня, Богородица! Мольба Я, Тебя терявшая стократ, Снова умоляю о прощенье. В Твой словесный, в Твой духовный град Отправляю слезное прошенье. Заблудилась я в себе самой – И не потому ль! Не потому ли Ласточки последнею весной К моему жилищу не вернулись? К лучшим людям прилетят они, Доброту высокую почуяв… Господи! Спаси и сохрани Сына!! – за меня не наказуя! Сыну б расплатиться за себя… За своё позволь мне расплатиться,

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим, именовать и писать Ставропигиальным Воскресенским монастырем, Новый Иерусалим именуемым. (Указ. 11 Октября 1749 г. по Выс. пов.) Ставропигиальных монастырей настоятелям в тех своих и приписных к ним монастырях с монахами и во всем, что касается до порядка, устройства и благочиния, поступать так, как Архиереи в епархиях своих, а Епархиальным Архиереям всяким правлением их не ведать, но состоять им по всем делам в непосредственном ведении Св. Синода. (Указ. 31 Августа и 9 Сентября 1732 г.) Состоящих по епархиальным городам Ставропигиальных монастырей настоятелям во всяких церковных церемониях, благовестах и в прочем тому подобном, быть тамошним Епархиальным Архиереям в послушании и противности отнюдь не делать, поступая благочинно, как правила святые повелевают. (Опред. 14 Июня 1727 г.) Хозяйством Ставропигиальных монастырей и их благоустройством заведуют настоятели с начальной братией. (Указ 17 Июля 1788 г. П. С. 3. 16688.) Примечание. Правила благоустройства монашеских братств в Московских Ставропигиальных обителях, правилами которых указано руководствоваться и в отношении устройства монашеских братств в епархиальных монастырях, здесь прилагаются. (Опред. 13 – 18 Февраля 1853 г. 183.) 5. Об епархиальных монастырях Всем монастырям, кроме Ставропигиальных, быть подчиненным Епархиальному Архиерею во всем, что касается до благочиния и устройства. (Указ. 9 Сентября 1732 г. п. 14). Все мужские епархиальные монастыри разделяются на штатные и заштатные. Причем штатные монастыри разделяются на три класса, с учрежденными для них штатами содержания от казны 144 . Заштатные же монастыри содержатся на счет пожертвований и получаемых с земель и угодий доходов. (31 Марта 1764 г. Выс. утв. докл. Ком. о дух. им. П. С. 3. 12121. п. 310.) Общежительные монастыри заводить по епархиям, хотя в каждой по одному, о чем попечение надлежит иметь Епархиальным Архиереям. (Ук. 31 Марта 1799 г. ср. Ук. 20 Мар. 1862 г.) В девичьих монастырях, сверх собственно определенных в Духовном Регламенте монахиням правил, наблюдать, в рассуждении устройства и порядка, все то, что предписано для монашествующих мужских монастырей 145 . (Указ 31 Августа 1737 г. п. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(П. 4, ст. 443. Т. 16, ч. 2, изд. 1892 г. Сра. Выс. пов. 14 Июня 1888 г. Ц. Вед. 30, – 1888 г.). 59 . Священник, диакон и причетник, за браковенчание таких лиц, кои не достигли еще возраста для вступления возраста для вступления в брак определенного, если дознано будет, что они не употребляли должных мер к дознанию о сем, наказываются без отрешения от мест своих посылкой в монастырь: Священник в половину того времени, сколько не доставало брачившимся до гражданского совершеннолетия, а Диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия недоставало более года, то священник отрешается – от места и низводится на причетническое, по вышеозначенному расчету времени. Обличенные же в том преступлении во второй раз священнослужители, по отрешении от мест, определяются в причетники на полгода и более, смотря по обстоятельствам дела, а причетники посылаются в монастыри на половину срока, недостававшегося до совершеннолетия, или и совершенно исключаются из духовного ведомства и передаются в распоряжение губернского правления, если были судимы уже за неблагочинное поведение и подвергались взысканиям. Священнослужитель того же прихода, если и не участвовал в таковом венчании, но знал о незаконности венчания, не старался воспрепятствовать оному и не донес немедленно, наказывается по усмотрению епархиального начальства. (Ст. 188 Уст. Дух. Конс.). 60 . Священнослужители, повенчавшие брак лица, обязанного союзом супружеским, если учинили, то по несоблюдению предосторожностей, которые могли бы открыть незаконность брака, наказываются содержанием в монастыре от трех до шести месяцев. А если доказано будет, что они учинили не без ведома о препятствии: то Священнослужители лишаются санов, с оставлением в Духовном ведомстве на низших должностях, а причетники наказываются содержанием в монастырях на послушании до шести месяцев, или исключаются из духовного звания, смотря по их поведению в других отношениях. (Ст. 189 Уст. Дух. Конс.). а) В высочайше утв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

(149) То же//Там же. - 1905. - Декабрь. - С. 636. (150) Там же. (151) Там же. (152) См.: Там же. - С. 641. (153) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 283. (154) См.: Там же. - С. 284. (155) См.: Там же. (156) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Декабрь. - С. 638. (157) Там же. (158) См.: Там же. - С. 641. (159) Там же. - С. 639. (160) Там же. - С. 639 - 640. (161) Судебный процесс по делу о похищении иконы Казанской Божией Матери. Речь защитника Захарова прис. пов. К.В. Лаврского. Заключительная речь председателя суда С.В. Дьяченко. Приговор суда//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Июль - Август. - С. 222. (162) «В 1918 г., - указывает Н.Н. Чугреева, - М[осковская] К[азанская] и[кона] в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора (К похищению иконы Казанской Божией Матери//Мир. СПб., 1918. 47. С. 3), в наст[оящее] время её местонахождение неизвестно». (Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html /дата обращения: 04.04.2018/) (163) См.: Там же. (164) Там же. (165) Там же. (166) Там же. (167) Некрасов В.А. Указ. соч. - С. 4. (168) Конобеевский Ив. Указ. соч. - С. 811 - 812. (169) См.: Некрасов В.А. Указ. соч. - С. 4. (170) Там же. (171) Там же. (172) См.: Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (173) Там же. (174) Митрополит Феофан: «Мне не верится, что первообраз Казанской пропал бесследно»//Православный собеседник. - 2016. - 3 (03) (ноябрь). - С. 41.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

А так как не последовало этого обеспечения, то и невозможно было от священников требовать и ожидать пастырской плодовитой деятельности. Еще пр. Аркадий сознавался в недостатке истинных пастырей и объяснял св. Синоду, что епархиальное начальство, по необходимости, должно довольствоваться такими из священников, какие были, и что эта-то неудовлетворительность настоящим пастырством, между прочим, побудила его к ходатайству и об учреждении православного монастыря в Данилове. Причина, по коей лучшие воспитанники уклоняются от поступления на священнические места, между прочим, заключается и в необеспеченности материального быта их. Как велика бедность священников и вообще причтов олонецкой епархии, особенно Пов. и с.-вост. части Петрозаводского у., как она ослабляет и даже уничтожает пастырскую деятельность их и до чего она иногда доводит их, – об этом выяснено в 48 рук. для сел. пастыр. 1880 г. (Думы пастыря). Ко многим сельским священникам нашего времени вполне приложимы слова Посошкова, сказанные им о священниках того времени: «Поп ничем не отличается от мужика; жалованья государева мало; от мира никакого подаяния нет, и чем ему питаться, Бог весть... от этого церковь св. и духовная паства у них остается в стороне...». В 1870 г. во «Всеобщей газете» 158) напечатано было (кажется из Пудожа): «печальное зрелище представляет приходской священник, когда он в ветхой одежде, с мешком на плечах, пробирается по селу из хаты в хату, собирая от прихожан хлеб, сыр, яйца, масло и семена для посева...». О часовенных праздниках, священники, обходя все хаты (для сборов) своих празднующих прихожан, чтобы не обидеть своих гостеприимных хозяев, должны непременно везде есть, или, по крайней мере, выпить хотя рюмку вина, и вот, священник, по необходимости, посещающий всевозможные крестинные пиршества, мало-по-малу и сам привыкает пить вино и, в конце концов, эта привычка у многих, за неимением других развлечений в скучной и однообразной сельской жизни, обращается в страсть. «Наш сельский священник, ежедневно озабоченный добыванием средств жизни, мало-по-малу обращается в простого исполнителя одних треб; редкий из них даже говорит проповеди своего сочинения...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

архим. Антоний Милосердие. Чудо 22-е в 1676 году Бодрою си молитвою и не тщетною простынею ущедри нас и подаждь душам нашим милосердие свое во веки источающи (Пов. велик.) Около ворот Ильинского монастыря лежал нищий, по имени Стефан. Ноги его до того болели, до того покрыты были ранами и гнойными струнами, что он совершенно не мог сдвинуться с места. Лежа у ворот целое лето и питаясь подаяниями богомольцев, Стефан дошел, наконец, до такого состояния, что просил Бога прекратить столь горестную жизнь. В то же время не переставал он усердно молить Пресвятую Богородицу о подании исцеления, обещаясь в таком случае остаться и трудиться во всю жизнь в той обители. Лежа в ранах, он, подобно Лазарю, желал воспользоваться хотя бы крупицей благодати от богатой милостью и щедротами Царицы неба и земли, Пресвятой Богородицы. И молитва его не была тщетна; чрез некоторое время он получил просимое исцеление – полное здравие, после чего всю жизнь с усердием работал в Ильинской обители, непрестанно прославляя свою милостивую Целительницу. Беседа 22-я Ни на земле, ни на небе не встретишь такого обширного милосердия, каково милосердие Пресвятой Богородицы. Милосерды на небе, например, Ангелы, ибо предстательствуют и повсюду нас охраняют, однако Давид видел их беспощадно избивающими людей ( 2Цар.24:15–17 ). Встречаются и на земле, между людьми, милостивые, но не настолько, как Пресвятая Богородица. Ее милосердие можно сравнить с одним только милосердием Божиим, ибо то и другое одинаково именуются бездною. О милосердии Божием св. Дамаскин говорит так: В бездне греховной валялся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну (Гл. 2, песн. 6-я). Так же воспевает и милосердие Владычицы. Милосердия твоего бездну, призывающу, подаждь ми, яже Благосердого рождшая (Посл, мол., песн. 4 я). И кто может измерить сию бездну? О, глубина милости к роду человеческому! Подобно больнице, мир сей преисполнен разного рода калеками и больными, могущими занять более, чем пять, при овчей купели, притворов. Кто же врачует такое множество немощных? Ты, премилостивая Царица! Возмущение воды при овчей купели было один раз в год, один из больных получал и исцеление, а воды Твоего, Пресвятая Богородица, милосердия, кипят непрестанно и врачуют не одного, но целые сонмы немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

е. надо знать Церковь , которая научает верить в свою неодолимость адовыми вратами; надо жить в Церкви. – Но что сказать о тех людях, которые причастны одному из этих свойств призванного проповедника, но не успели доразвиться до полного, гармонического развития остальных? Ответ – и таким людям отчасти суждено иметь влияние на ближних, хотя далеко не столь полное и не столь широкое. Его не лишены даже те существа, которые, не обладая положительными свойствами избранника, свободны по крайней мере от противоположных им, но присущих всякому естественному человеку пороков, т. е. прежде всего гордости и холодной самозамкнутости, или как выражается Автор отъединенности. Таковы прежде всего дети и даже младенцы. Да дети у Достоевского получают всегда значение непроизвольных миссионеров. Эту мысль Достоевский воспроизводит так часто в различных повестях, что его было бы можно обвинить в повторениях, если бы он не умел в каждый, так сказать, вариант этой идеи вложить новую черту, как новый перл в великолепную диадему. Дитя подкидыш понуждает «Подростка» откинуть свою горделивую идею ради сострадания к его беззащитности, дитя смягчило злое, черствое сердце купца-фарисея в рассказе Макара Ивановича (Пов. «Подросток»), дитя Нелли примиряет оскорбленного отца с падшей дочерью, дитя Поленька смягчает убийцу Раскольникова и т д. Наконец, в последние минуты жизни богопротивных самоубийц, когда дух их окончательно восстал против Господа, Промысл ставит перед ними наяву, —56— или даже в горячечном бреду, облики невинных страждущих малюток, которые то на время отторгают их от злобного замысла, то вполне возвращают их к покаянию и жизни. Такова встреча нищего ребенка в «Сне Смешного Человека» и такая же встреча в бреду самоубийцы Свидригайлова («Преступление и Наказание»), или новорожденное дитя у Шатова в «Бесах». Чистота, смирение детей, и особенно при их беззащитности и страдании, пробуждают временную любовь даже в злодеях. Неверующие, как Иван Карамазов, в детских страданиях видят причины к пессимистическому ожесточению, а верующие, напротив, – к примирению и всепрощению, как отец Илюши (в «Братьях Карамазовых»), простивший врага Димитрия ради страданий умирающего малютки, которого он любил больше всего на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

192–229). Обе таблицы и эта статья попали сюда из третьей тетради, имеющей отдельную нумерацию. Следующая статья взята из четвертой тетради также с отдельной нумерацией (со стр. 235); статье предшествует стихотворение, начинающееся: После этого начинается: «Путешествие во Иерусалим, Египет и святые горы Афонскую и Синайскую» (стр. 237–252). На стр. 254-й отмечено: « 50; Цр εгр αд α мы к Российскому црству д αидохом здоровы и б εзвр εдны Божи εю млтию сохр αня εмы». На стр. 255–259 изображается, по-видимому, в стихах, очень грубых, восторг по случаю приезда в Москву и окончания путешествия автора и благодарственный псалом Богу. На стр. 262 отмечено рукой Крылова: «Конец путешествию». Наконец следует отрывок из пятой тетради, начиная со стр. 263-й, подписанной рукой Крылова: «Афон». Но об Афоне здесь всего две маленькие странички, где собственно описывается путешествие на Афон и остановка в Иверском монастыре и русском ските св. Илии и затем приводится число поприщ длины, вышины и ширины Афона, число монастырей, скитов в келий; о числе монахов и их национальности говорится: «монахов 12 тысяч было в то время, все православные: греки, болгары, сербы, и молдаване и российские (люди)». За этим следуют три белых листа до стр. 271-й, с которой начинается описание путешествия в Иерусалим по Средиземному морю, при чем автор подробно описывает некоторые достопримечательности тех островов, на которых он останавливался, и свои приключения там, иногда довольно любопытные. За этим описывается дорога из Яффы в Иерусалим и достопримечательности последнего. В конце записок приложено прошение, по-видимому, преосвящ. Порфирию. В этом прошении автор просит его « к αк ггла Бжия Его Имп εр αторскому В εлич εству или по духовной ч αсти доложить что 33; 17;м εю лично т αйну соб εнную, в с εб ε в αжность з αключ αющую, госуд αрю бъ27;вить слов εс α дел Бжии 51;крити сл αвно, что мне Бг 51;крил и пов εлел». Тайна эта заключается в следующем, как объясняется в прошении. Автору было в видении открыто, что император Николай возьмет от турок Цареград и Иерусалим и затем приводятся об этом пророчества, якобы св. отец, Иоанна Богослова и др. Преосвящ. Порфирий в начале прошения отметил: «Архимандрита Арсения, скончавшегося в монастыре Саввы Освященного близ Иерусалима. Я видел его в 1844 году. Он не в полном здравом уме».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Князь пересказывал: а) о назначении Варшавским Архиепископом Иоанникия, второго из кандидатовъ 184 (первым Евсевий Иркутский, третьим Макарий Харьковский); о первом из них, т. е. об Евсевии, Государь выразился, что на него имеет особые виды и не выпустит его из Великороссийских; о последнем сказал шутя: «Ты хочешь меня поссорить с Потемкиной из-за него?» 185 ; б) об исправлении в эктении царского титула; в) о надобности многих лиц для поставления в архиереи; г) о том, как граф благосклонно отзывался об экзаменах в Академии; д) о замешательствах, которые вышли в сношениях наших с Востоком, как выразился князь, от неверного перевода депеш нашего посланника. „Владыка, – выражался князь, – всех выносит на своих плечах“; е) о «Православном Обозрении»: „Правда ли, что в редакции недостает экземпляров для подписчиков“? Т. И. Ф-пов в своих беседах объяснил прежнее затруднение вести дела по Комитету, указывая на то, что Преосвященный Димитрий не тверд в собственных мыслях и предположениях и часто уступает представлениям Ректора Академии и Семинарии Петербургских, которые, как полагает он, имели тайные инструкции от Преосвященного Григория. Он также подтвердил слышанное мною от Кавелина, что Преосвященный Димитрий замышлял учредить отдельные духовные училища в качестве гимназий и в них сообщать ученикам общее образование. С своей же стороны Т. И. повторял выражение, что если мы сравняемся с гимназиями, то хорошо; если же нет, то нам будет стыдно. После того был еще у меня В. Н. Карпов, 186 который раскрыл, что желание Преосвященного Нектария, равно и Димитрия, – высвободить управление семинариями в свои руки и содержать их на свой счет, проистекает единственно из предположения уберечь тем церковные деньги от употребления на светских лиц, служащих по духовно-учебному и хозяйственному управлениям. Но что будет, продолжал Карпов, если Архиерей будет таков же, каков напр. Витебский Василий? В С. Петербургской Академии кто-то из неокончивших еще курса изъявил желание поступить в Японскую миссию и просил о посвящении его во священника безбрачно. Но на это не согласились, вероятно, по летам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010