Благословляя он шел впереди всех, а сии верные ученики служили народу, изъясняя его слова. И мы радовались, почитая славу вашего рода своею собственною. Как прекрасно то, о чем повествовали мы доселе, как хорошо было бы заключить этим наше слово! Но что следует за сим? «Призовите плачевниц» (Иер. 9:17), говорит Иеремия; ибо иначе невозможно успокоить пылающее сердце, переполненное страданием, если не облегчишь его стенаниями и слезами. Тогда разлуку услаждала надежда на возвращение; теперь же разлучился он с нами последнею разлукою: пропасть великая утвердилась между им и церковью; он покоится в недрах Авраама, а человека, который принес бы каплю воды, чтобы устудить язык скорбящих, нет! Погибла красота сия, смолк голос, сомкнулись уста, отлетела благодать; счастье сделалось рассказом (о прошлом). Причинил некогда скорбь и народу Израильскому Илия, возлетев от земли к Богу; но тогда вознаградил за разлуку Елисей, украшенный милотию учителя; ныне же рана не поддается уврачеванию; потому что и Илия взят и Елиссея не осталось. Обратите внимание на некоторые печальные и плачевные возглашения Иеремии, которыми он оплакивает опустошенный город Иерусалим; среди многого другого, чем выражает свою скорбь, он говорит следующее: «путие Сиони рыдают» (Плч. 1:4). Что сказано было тогда, то исполнилось и ныне. Ибо когда распространится молва о несчастии, тогда наполнятся пути плачущими и потекут по ним пасомые им, подражая воплю Ниневитян в несчастии. Но у них скорбь болезненнее, чем у сих последних. Ибо рыдания одних избавили от страха, слезы же других не подают никакой надежды избавиться от несчастия. Знаю еще и другие слова Иеремии, из его песнопения, включенного в книгу Псалмов и составленного по поводу пленения Израиля; вот сии слова: «на вербиих обесихом... органы наша» (Пс. 136:2), осудивши на молчание и себя и свои орудия музыкальные. Эту песнь я считаю своей собственной. Ибо когда вижу еретическое смешение (Вавилон значит смешение), и когда вижу искушения, проистекающие от этого смешения; то я называю это самое реками Вавилонскими, сидя близ которых мы плачем, потому что не имеем того, кто б перевел нас чрез них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но что более всего наполняло ее душу благоговейным страхом — это сознание, что на этом месте являлся Сам Господь и лицом к лицу говорил с людьми. В пробудившейся памяти восстали перед ней Ковчег Завета, каменные скрижали, жезл Аарона, медный змей, и сердце ее усиленно забилось от неведомых ей до той поры ощущений. Преклонив колена она вознесла благодарственную молитву Тому, Кто целым рядом чудес отличил ее народ от прочих народов и возвеличил город отцов ее над всеми остальными городами земли. В сияющих глазах Адины заискрилось гордое сознание своего еврейского происхождения, и торжествующий взор ее самодовольно блуждал по дивной местности, отмеченной на всем пространстве земли для видимого общения с небом. Сопровождавшие караван аравитяне, по примеру евреев, преклонили также колена перед святым градом, воздавая тем честь Аврааму, праотцу их по Измаилу, могила которого, по их понятиям, находится в окрестностях Сионской горы. Вдруг показался по дороге из города отряд скачущей конницы, с золотым орлом на голове. — Римляне! — закричали в один голос проводники и, быстро поднявшись на ноги, засуетились, чтобы освободить дорогу приближающемуся войску. Действительно, победоносные всадники летели, как вихрь, и, опрокинув в ров одного бедного еврея, погоняющего своего жалкого осла, скоро достигли вершины холма. Внезапная бледность мгновенно заменила свежий румянец на лице Адины; самодовольная гордость сразу умолкла в оскорбленном сердце и славу прошлого затмило унижение настоящего. Неожиданная встреча с римским легионом напомнила ей, что страна пророков и царей, прославленная от начала мира Самим Господом, была теперь не что иное, как завоеванная, порабощенная провинция! Тяжелая скорбь овладела сердцем ее, и, закрыв лицо покрывалом, она вся предалась охватившей ее тоске. Между тем в обшитых золотом латах, с громким шумом звенящего оружия и оглушительным стуком пятисот конских копыт, с быстротою молнии пронеслась воинственная конница и скоро исчезла из глаз. С нею вместе исчезло и радостное настроение, возбужденное в душе молодой девушки созерцанием святого града, и вспомнились ей слова Иеремии: “Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?” — Плч. 2:1-15 . Горькие слезы облегчили сокрушенное сердце; как истинная дщерь Иерусалима она плакала над погибшей славой своего народа.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Глава 27 Плач о Тире Гибель Тира так несомненна для пророка, что он может совершить уже над ним погребальный плач. Этот плач не менее искренний, чем плач XIX гл. о князьях Израилевых, ибо Тир был тоже своего рода избранником Божиим ( Иез.28.12–14 ) и уничтожение всякого величия не может не внушать сожаления. Представив Тир под образом одного из тех украшенных с царственным великолепием кораблей, которыми кипела гавань города, пророк гибель Тира рисует под видом крушения этого корабля на море. Получающиеся отсюда две части речи – описание корабля (ст. 3–9) и крушение его (ст. 24–36 – часть вдвое более предыдущей, так как гибель Тира главное для пророка; ст. 24–31 самая гибель, 32–36 впечатление, произведенное ею), разделяются отделом 10–23 ст., где пророк оставляет свое сравнение и описывает богатый рынок Тира. Глава считается самой поэтической в книге; таковы особенно 1 и 3 части ее, имеющие и стихотворное – именно двустишное – построение, напр.: Тир, ты говоришь: «я совершенство красоты». Пределы твои в сердце морей, строители твои усовершили красоту твою, и т. д. Иез.27:3 .  и скажи Тиру, по­селив­шемуся на выступах в море, торгу­ю­щему с народами на многих островах: так говорит Го­с­по­дь Бог: Тир! ты говоришь: «я совершен­ство красоты!» «На выступах в море», букв «на выступах», впадинах моря», т. е. на бухтах, гаванях. Их было две в Тире: Сидонская на севере и Египетская на юге; первая существует и теперь; положение второй не могли определить (Renan, Mission de Phenicie, р. 556). Слав.: «на морстем входе» – заливе. – «Торгующему». Букв. «торговке». LXX: «торжищу людй», εμποριφ λαων, рынке народов. – «С народами на многих островах». Главное значение Тира, что он был посредником в торговле Азии с островами и берегами (см. объяснение Иез.26.15 ) Средиземного моря. – «Ты говоришь». В самопревозношении Тир упрекается и в Иез.28.2 и д. – «Я совершенство красоты!» Плч. 2.15 ; Иез.16.14 . Слав.: «аз сам возложих на мя мою доброту» (усиливается самопревозношение). Красота и богатство Тира восхваляется всеми древними историками. Евр. келилат йофи. По-египетски, Финикия называлась Иаги – «красота»: Budde (Bibl. Urg. 358) сопоставляет с этим имя Иафег («красота»), которого он считает представителем Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

       «если око твое будет просто πλος, то все тело твое светло будет; если же око твое будет лукаво, то все тело твое темно будет» ( Мф.6:22,23 ). Простота же есть отсутствие примесей 105 , как сказал Христос апостолам: «будьте мудры, как змии, и беспримесны (κραιοι), как голуби» ( Мф.10:16 ). Образ «переплавки» позволяет передать мысль, что в «испытании» нечто разрушается и восстанавливается – проходит через смерть и очищается для другой жизни. Духом человек «беспримесный» являет собой «жизнь будущего века» – именно это и составляет суть апостольского служения. Господь испытывает (переплавляет) и праведного, и нечестивого. Но бессмысленно подвергать переплавке того, в ком нет искомого вещества: это тот, кто «любит неправду, связанную с насилием (хамас)». Между нечестивым и Господом существует как бы естественное отторжение: нечестивый любит насилие, а его самого ненавидит душа Яхве. Но если человек не подлежит испытанию и исправлению, какова его участь? Об этом следующий стих. Пс.10:6             Одождит на нечестивого сети, огнь и серу,                         и дух жгучий – часть чаши его. «Сети» – «силки» для ловли птиц ( Притч.7:23 ); сети падают сверху и густо, как дождь; птице (образ души) не вылететь 106 . «Огнь и серу» – курение серы и огонь – средства очищения. Огонь и сера, которые падают с неба дождем, – это такое очищение местности, после которого жизнь на ней не возобновляется. Так было при истреблении Содома. Дождь серы и огня был на Содом «с неба» ( Быт.19:14 ) – следовательно, для всей обитаемой земли гибель Содома была милостью. «Содом», погибший от серы и огня стал в Писании знаком утраты человеческого облика в сытой, беспечной и развратной жизни. А ведь мы видим часто, что нечестивые (которых Господь не испытывает) живут сытно, беспечно, развязно и долго. Псалом исправляет наше зрение: таковым, говорит Давид, – огонь и сера. Так произошло некогда в этой жизни (в Содоме), а после – «дух жгучий часть чаши их». «Дух жгучий» – чтобы представить, что такое «жгучий», у нас есть только два примера из Писания. 1) Когда человек голодает так, что у него на коже начинается воспаление, то это голод – «жгучий»: «кожа наша, как печь, воспалилась от жгучего голода» ( Плч.5:10 ). 2) Когда праведный окружен предателями веры, им овладевает «горячность», ревность: «горячность овладела мной от [вида] нечестивых, оставляющих Закон Твой» ( Пс.119 /118:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

О значении в устах пророка, когда он говорит от имени Божия, этой формулы мы уже говорили при толковании в 1:2. § 21. . Первая половина этого выражения значит «они выстроят» или «они будут строить». Перевод совершенным видом («они выстроят») нам кажется правильнее, потому что мысль пророка не та, что Иегова не даст Эдомлянам достроить, а та, что когда они выстроят, Он опять разрушит. И мы из позднейшей истории видим, что у них бывали крепкие города, хотя все-таки конечною судьбой их и их городов было разрушение и исчезновение 640 . Так переводят: LXX (ατο οκοδομσουσιν), вульгата (isti aedificabunt), тарг., сир., арабск. («они построят»), славянск. («они созиждут»), русск. синод. («они построят»). Рейнке, Велльгаузен, Кёлер, Эвальд, Кейль («sie werdeu bauen») 641 , Пьюзей («they shall build») 642 . Но Лютер передает условным предложением – «если они будут строить» («werden sie bauen»); подобный же оттенок сообщают своему переводу Орелли и Гитциг («sie mogen bauen») 643 . Первый перевод мы находим правильнее, хотя смысл не изменяется и при втором. Вторую половину LXX переводят «κα γ καταστρψω», вульг. – «et ego destruam», араб. и сир. – «а я разрушу», тарг. – «а я разорю», Лютер – «so will ich abbrecheu», славянск. – «и Аз разорю», русск. – «а Я разрушу». Комментаторы тоже переводят глаголом «разрушат» («niederreissen», «zerstoren», «einreissen» и т. п.) 644 . Форма есть 1 л. ед. ч. imperf, по виду каль от гл. , который значит «разрывать», «разрушать» (ср. Иов.12:14 ; Исх.15:7 ; Плч.2:17 ; Иер.45:4 ; Притч.14:1 ; Суд.6:25 ; 3Цар.18:30 ; 2Цар.11:25 ; Ис.14:17 ). Союз при , по смыслу речи, следует переводить противоположительным союзом «а». Общий смысл рассмотренной части ст. 4 состоит в усилении мысли, выраженной в ст. 3. Там ненависть Иеговы к Эдому доказывалась совершившимся окончательным разорением Идумеи. Здесь пророк говорит, что этим дело не ограничивается, что если Эдомляне и попытаются восстановить разрушенное, то Иегова этого не допустит. Это предсказание будущности Эдома оправдалось потом и историей этой страны. Хотя история Идумеи в общем и мало известна, но насколько известно, на этой стране действительно всегда тяготело бремя отвержения ее Богом, провозглашенное пророком Малахией и другими еще раннейшими пророками. Что происходило вскоре после Малахии, неизвестно. Правдоподобным представляется предположение Бунзена и Рейнке, что Идумея не миновала разгрома в войне, начатой персидским царем Дарием II Охом или, по-гречески, Нотом (423–404 г.) против Египтян. Египетский царь Амиртей, основатель 28 династии, победил персов, прогнал их из Египта и победоносно прошел до Финикии 645 . Эдом, по всей вероятности, был союзником персов и, конечно, поплатился за это союзничество. Бунзен приурочивает этот разгром Идумеи к 403 году и настолько уверен в правдоподобии своей догадки, что старается даже, как мы видели 646 , выставить 404 год, как «terminus, а quo» при определении времени деятельности пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В еврейском тексте Пс. 45:6 (44:7) стоит выражение – – престол Твой, Боже. Поскольку в еврейском языке падежей нет, (Бог, Боже) также может обозначать вокатив. При чем именно для Псалмов более характерна конструкция с вокативом, когда (Бог, Боже), как и в Пс. 45:6 (44:7), стоит в середине фразы: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» ( Пс. 48:9 (47:10)); «На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы» ( Пс. 56:12 (55:13)). И встает главный вопрос, действительно ли ο θεος принадлежит к престолу Сына, а не к Сыну. Некоторые допускают перевод Евр.1:8 как у Свидетелей Иеговы. Но все же, необходимо выяснить по каким причинам какой-либо из этих вариантов перевода не состоятелен, поскольку истина – это только один вариант и не может быть двусмысленной. В данном случае, поскольку идет речь о греческом языке и идет цитата из Ветхого Завета, приходится рассматривать, как употребляется выражение ο θρονος σου (трон Твой) в Септуагинте. Оно встречается три раза: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего». ( Пс. 45:6 (44:7)). Этот стих цитируется в Евр.1:8 , и он является объектом разногласий. «Престол Твой утвержден искони: Ты – от века». ( Пс. 93:2 (92:2)); «Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой – в род и род». ( Плч.5:19 ). В двух последних фрагментах ясно говорится, что престол является Божьим и вечным. Очевидно, что во всех этих трех стихах идет речь об одном и том же престоле Господа Бога. Следовательно, аналогичным образом в Пс. 45:6 (44:7) естественно подразумевается престол Господа Бога, а вовсе не престол как Бог, или что Бог является престолом для кого-то «во веки веков». Так и в других местах Септуагинты просто ο θρονος (трон) показывается принадлежащим Богу или царской линии и являющимся вечным. Также эта фраза в Септуагинте встречается в форме винительного (τον θρονον σου) и родительного (του θρονου σου) падежа: 3Цар. 1:47; 5:5 ; Пс. 89:4,14 (88:5,15); 132:11,12 (131:11,12). В каждом случае эта фраза используется независимо, то есть она никогда не определяется другим понятием, что «престол твой» – это есть что-то другое, «трон» нигде никогда не сопоставляется с Богом или кем-то еще. Таким образом, библейское употребление этой фразы не дает почвы для перевода Евр.1:8 и Пс.45:6 (44:7) в интерпретации Свидетелей Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

   41. Не обольщай себя (мыслию) о множестве подобных же грешников, и не говори так: «не я один совершил это, у меня много сообщников»; помни, что множество сообщников не делает преступления безнаказанным. Ведь и в Содоме и Гоморре и в прочих пяти городах обитало, конечно, бесчисленное множество народа, и (однако) все предававшие тело свое постыдной страсти без различия были сожжены огненным дождем; только один Лот, чуждый подобного бесстыдства, спасся от этого неизбежного (для прочих) пожара.    42. Итак, хотя теперь удали ты, несчастный, из сердца твоего обольщения змея и с воплем и непрестанными рыданиями ищи себе врачевства на неизбежный день (суда) теперь же, пока мрачная душа твоя обитает еще в этом нечистом теле твоем; всегда помни при этом изречение апостола: «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага или зла» (2 Кор. 5:10). Глава десятая    43. «Кто тя утешит, девице, дщи Сионя, яко возвеличися как море чаша сокрушения твоего... Пролий, яко воду, сердце твое пред лицем Господним» (Плч. 2:13, 19). Простри же к Нему руки твои во исцеление грехов твоих. Предайся, таким образом, рыданиям. И прежде всего, ни одного дня не пропускай (без прочтения) пятидесятого псалма, — он был воспет как раз при таком же положении — и ты продолжай читать его со слезами и воплем вплоть до следующего стиха: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    44. И сверх этого не без сокрушения сердечного пред лицом Бога Судии изливай также и следующее сетование: «кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез» (Иерем. 9:1), дабы оплакать мне раны души моей? Праздники мои превратились в печаль, и песни в плач (Ам. 8:10); замолк звук гимнов и веселие псалмов, и приблизился скрежет зубов и плач очей. «Онемех и смирихся и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38:3—4); «страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма» (Пс. 54:6); пучина объяла меня, наконец, погрузилась голова моя в расселины гор (Ион. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Я вижу Царя Израильского, Давида, исполненного сердечным сокрушением: он тяжко воздыхает из глубины сердца: каждую ночь омывает ложе свое слезами и омочает ими постелю свою. «Утрудихся», говорит он, «воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс.6:7): вижу то, ищу причины сердечного сокрушения его, и нахожу, что оно проистекает от великой любви его к Богу. Слышу, как он выражает пламенную любовь свою к Богу: «Имже образом», говорит, «желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к тебе, Боже» (Пс.41:2). «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс.41:3) Вижу, что он плачет, слыша презирающих Бога и говорящих: «где есть Бог твой? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?» (Пс.41:4) Вижу, что он печалится, сокрушается и плачет: поелику знает, что прелюбодеянием своим и убийством преогорчил Бога? Плачет, потому, что грех его всегда предстоит пред ним: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5).    Пророк Иеремия, говорит Священная История, был братолюбец, то есть, весьма любил ближнего своего (2Мак.15:14). Почему и по смерти своей не только молился пред Богом о людях, и о святом граде, но и явившись во сне Иуде Маккавею, сказал: «Приими святый меч дар от Бога, имже сокрушиши супостаты» (2Мак.15:16). Предвидя убо пленение Иерусалима и бедствие народа Израильского, просил будучи побуждаем любовию, не просто слез, но источника слезного. «Кто даст», говорил он, «главе моей воду, и очесем моим источник слез? Плачуся день и нощь, о побиенных дщере людей моих» (Иер.9:1). Столько же сокрушался и плакал, что померк свет очей его. «Оскудеша», взывал он, «очи мои в слезах» (Плч.2:11). Равным образом и Пророк Даниил, воображая себе опустошение Иерусалима, разрушение храма, и пленническое состояние рода своего в Вавилоне, пронзаем будучи любовию к Богу и ближнему своему, в толикое впал сокрушение, что целые три седмицы горько плакал. «В тыя дни», говорит он, «аз Даниил бех рыдая три седмицы дней» (Дан.10:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ему же     «Возвел еси человеки на главы наша» (Пс.65:12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними. Ему же    Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой — луны, третий — звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей — все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, — берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.    И слышу, как, сетуя о сем, взывает псалмопевец: «помилуй мя, ...яко мнози борющии мя с высоты демоны, попраша мя... весь день» (Пс.55:2—3); «яко возвел еси враги на главу мою» (Пс.65:12). И Иеремия оплакивает душу, которая прежде за преспеяния свои властвовала, а теперь по праву войны взята, бысть под данию (Плч.1:1), служа диаволу грехами. Впрочем, кто и впал в такие бедствия, если не до конца вознерадит о себе по малодушию, но, покаявшись, обратится к Господу и мужественно возобновит прежние любомудренные деяния, снова возвращается к тому Владычняя благодать и о нем изречет пророческое слово: обращуся, и «восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней» и преспеяния, и Божественные дарования, и внутреннее ведение восстановлю и устрою (Ам.9:11), «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9). Это написал я в ответ на то, что заключалось в письме твоем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3763...

11. Горъкое зелие, по евр. мерорим, означает собственно дикие горькие травы, с которыми Евреи, по закону, должны были вкушать пасхального Агнца ( Исх.12:8 ; Числ.9:11 ). Блаженный Феодорит замечает, что Моисей приказывает есть агнца с горькими травами в воспоминание горькой жизни и тяжкого рабства в Египте 62 . Горькие травы принадлежали к роду латука (Lactuca L.), который в разных своих видах во множестве рос в Египте, Синайской пустыне и в Палестине. Самый худой· вид латука преимущественно отличался своею горечью 63 . В Палестине Евреи разводили горькие травы в своих садах и огородах, а это значительно облегчало сбор горьких трав пред праздником Пасхи. Независимо от частного употребления латука при вкушении пасхального агнца, латук и доселе на востоке составляет одну из лучших приправ к кушанью. Египтяне почти ежедневно едят ныне латук с каждым куском хлеба и мяса. 12. Травы борифовы особенно известны потому, что Евреи умели добывать из них бор или бориф, род золы или поташа ( Иер.2:22 ; Мал.3:2 ; Иов.9;30 ). Эту золу еврейские белильщики употребляли в виде щелока или мыла при мытье одежд, а также при очищении металлов ( Ис.1:25 ) и при плавке стекла. Нынешние бедуины, живущие на восточной стороне Иордана, добывают поташ из двух видов salsola, обыкновенных в Сирии, Палестине, Аравии и Египте 64 . Добытый поташ арабы свозят в Газу, где находятся два или три мыловаренных завода, и продают его по очень низкой цене. 13. Пелынь, или полынь, по евр. лаанаг, имеет стебель почти в аршин вышины; он угловат, ветвист и стоит прямо. Листья полыни серо-зеленые, а небольшие круглые цветы висят вниз. Все растение содержит в себе много жидких, соляных и землистых веществ и имеет горький вкус ( Притч.5:4 ). Ветхозаветные пророки нередко упоминают о полыни, когда изображают человеческое нечестие, крайне горькое по своим последствиям ( Втор.29:18 ; Ам.5:7; 6:12 ), и когда представляют тяжесть наказаний Божиих, постигающих всякого человека грешника ( Иер.9:14; 23:15 ; Плч.3;15,19 ). Полынь и доселе растет в изобилии на почве палестинской и египетской 65 . Евреи почитали полынь за ядовитое растение и часто потому соединяли его с троскотом или рош.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010