Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, - говорит Божественная Милость, — и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Души бренноносные и трепетно-боязливые! Приступи к Источнику бессмертия и укрепись против страха смертного и ты, душа скорбная, униженная до праха и ропщущая на Бога за то, что тебя покрыла тень смертная ( Пс. 43; 26, 20 )… И ты, душа, считающая себя отчужденной от Господа, исполненная зол и приближенная аду, изнывающая от терзаний смертных ( Пс. 87 )… Душа спящая, когда конец приближается; душа, разлучающаяся от тела и слезящая… Все души земнородных, которым горька чаша смертная, придите и примите чашу спасения, упоявающую нас надеждой вечной, нетленной жизни! Грех и смерть, страшные не искупленному, не оправданному человечеству, не страшны причастникам Божественного естества. Грех бессилен, смерть беспечальна для них. Над грехом, крайне грешным, царствует преизбыточествующая благодать Божия. Смерть ведет нас в бесконечную, невообразимо прекрасную и вседовольную жизнь… Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Ив нем ( Ин.6:56 ). Это говорит Бог. Аминь. Плач на память Страстей Христовых (в Великий Пяток) Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его Плч.1:2 Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины; повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями (Плач Иерем.3:52–53), услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались (Плач Иерем.1:21). И стал посмешищем для всего народа моего, вседневной песнью их (Плач Иерем.3:14), все замыслы их против меня, речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день (Плач Иерем.3:61 62). Тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает (Плач Иерем.1:22), волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне (Плач Иерем.1:20), ибо далеко от меня утешитель (Плач Иерем.1:16)! Кто может исцелить тебя? (Плач Иерем.2:13.) Как близко совпадают с настоящим настроением наших чувств эти плачевные звуки, исторгшиеся из сердца скорбящего пророка! Кто может исцелить тебя? Как бы в ответ на это пророческое вопрошение возлюбленный Сын Божий воскликнул, предузрев близкий исход: Отче! избавь Меня от часа сего! — и Сам же присовокупил: Но на сей час Я и пришел ( Ин.12:27 ). И так как Сам Он предъизбрал решение положить душу Свою ( 1Ин.3:16 ) за люди Своя, то уже никто не мог спасти Его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Как же можно браться за одно внутреннее, когда еще не научились трудом и опытом от внешнего восходить к внутреннему! . Видно теперь, где во всей полноте, силе и красоте является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко ее значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение... Кто умеет молиться, тот уже спасается»... (Преосв. Феофан. Начерт. христианск. вероучения, 399). 7. Молитва есть пища для души Молитва для христианской души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Св. отцы весьма часто молитву называют пищей души. «Все люди имеют потребность в молитве не менее той, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– какую имеют дерева в воде; ибо как они не могут приносить плодов, не принимая сока от корней; так и мы, не будучи напоеваемы молитвами, не можем приносить в изобилии многоценных плодов благочестия» (Из 1-го слова о молитве). «Если ты лишишь себя молитвы, – говорит он же, – то сделаешь то же, как бы ты извлек рыбу из воды; ибо как вода составляет жизнь рыбы, так жизнь твою составляет молитва . Через молитву, как через воду, можно воспарить, перейти небеса и приблизиться к Богу» («Христ. чтен.» 1836 г., ч. 3, стр. 8). «Не оставляй молитвы, как духовной пищи, – говорит св. Геннадий,– ибо как тело, лишаемое пищи ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти» («Правила о вере и жизни христ.» прав. 44 в «Прибавл. к твор. свв. отц.» г. 3-й). 8. Библейские тексты о молитве М о л и т в а заповедана: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» ( Ис.55:6 ). – «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» ( Плч.3:41 ). – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7–11 ). – «Сказал также (Иисус Христос) им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). – «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). – «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). – «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). С м о л и т в о ю д о л ж н о о б р а щ а т ь с я к Богу, как нашему Отцу: «Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). – «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " » ( Гал.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

42 . Против помыслов души, которая устала и изнемогла от голода из-за малого количества хлеба и скудности воды: И даст вам Господь хлеб скорби и скудную воду, и более не приблизятся к тебе обманывающие тебя, ибо глаза твои увидят обманывающих тебя. И уши твои услышат позади тебя слова с обманом говорящих: вот путь, пойдем по нему или направо, или налево ( Ис.30:20–21 ). 43 . Обращаясь ко Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]: Вспомни обо мне, о, Господи, и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание ( Иер.15:15 ). 44 . Обращаясь ко Господу о демоне, который холодит желудок и все сухожилия тела, и ввергает в тело великую слабость, как бы от голода и продолжительной болезни, [говори]: Воззри, Господи, ибо я стеснен, внутренность ( κοιλα) моя волнуется во мне, и сердце мое перевернулось во мне ( Плч.1:20 ). Из Даниила 45 . Против помысла души, которая не довольствуется хлебом для пищи и водою для питья, но вместе с тем желает овощей, и не помнит скорби от семян, которые ели Даниил и товарищи его: И сказал Даниил Амелсару, которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу: «Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян полевых и воду для питья. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими». И послушал их и испытывал их до десяти дней. По окончании же десяти дней, лица их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Тогда Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена ( Дан.1:11–16 ). Из Евангелия от Матфея 46 . Против души, которая во время искушения хочет найти крепкие доспехи: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:1–2 ). 47 . Против помыслов, беспокоящихся о пище и одежде под предлогом гостеприимства, болезней и продолжительных телесных страданий:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Очень замечательны последние стихи главы XXI об удалении от дел вредного по влиянию своему иноземца Севны, склонявшего царя искать помощи в союзе с Египтом,-между тем как Исаия проповедывал непоколебимую веру в Бога, защитника Израиля 891 . Указание на Севну заставляет думать, что пророчество произнесено в виду грядущего нашествия Сеннахерима, армия которого погибает в стане под Ливной (или далее по пути к Пелузиуму). Угрозы ст. 2–3 не исполнились в этот раз, потому что царь и народ послушались Господа 892 , хотя исполнились позже и при обстоятельствах, напоминающих политическое положение дел при Исаии. Исаия предупреждал Ахаза не вступать в союз с Ассирией,-тот не послушался, и Ассирия принесла бедствие царству Иуды.-Исаия настаивает, чтобы Езекия не вступал в союз с Египтом и надеялся на Господа Бога; Езекия послушался и Господь помиловал Иерусалим. Но позже пророк Иеремия ( Иер. 27:6–22 ) возвестил Седекии волю Господню, чтобы цари Иуды покорились Вавилону и не надеялись на Египет 893 . Седекия не послушался пророка и Иерусалим был взят при нем Навуходоносором и он сам умирает в плену,-ослепленный. (См. весь ряд событий от царствования Иохаза и фараона Нехао до Седекии 4Цар. 23:36–25:8 ). 1 . Пророчество о долине видения. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? 2 . Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечем убиты и не в битве умерли; 3 . все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. Мы говорили во вступлении, что пророчество исполняется буквально при Седекии, который не слушается голоса пророка Иеремии, и что оно могло также исполниться при Езекии, если бы этот последний не послушался Исаии. Напомним несколько обстоятельства нашествия Навуходоносора. Седекия, не смотря на увещания Иеремии: „нарушает клятву с именем Божиим“, данную им царю Вавилонскому 894 . В настоящей главе Исаии первый стих рисует ожидание бедствия, вследствие этого поступка Седекии; второй и третий стихи предвидят последствия этого необдуманного – и главнейше незаконного, – шага. В плаче Иеремии ( Плч. 4:9 ) находится разъяснение слов: „пораженные твои не мечем убиты“; Иеремия говорит, воспоминая бедствия осажденного Навуходоносором Иерусалима, – „умерщвляемые мечем счастливее умерщвляемых голодом.... которые истаивают“. Слова стиха 3-го этой главы Исаии суть слова пророческие, исполнение которых мы видим в сказании книги Иеремии XXIX, 3–4; т. е. слова Исаии относятся к неудачному бегству Седекии и его сановников, захваченных Халдеями, как то подробно описано в 4Цар. 25 ; 2Пар. 36:11–17 . Мы знаем, что схваченный Седекия ослеплен, после того, как перед глазами его закололи сыновей его 895 , всех же вельмож и воинов отправили связанными в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда Исаия видит видение, то он называет Бога именем Адонаи, Владыка, ибо Он является в храме Своем как Господин и Судия, чтобы судить народ Свой. С этим надо сравнить видение пророка Амоса IX, 1 с тем же именем Адонаи (Господь) и с тем же значением Судии, произносящего приговор и исполняющего его. Имя Адонаи, как вечного Судии, карающего за преступления встречается и в Псалмах II, 4 и сл. и Пс. 36:13 ; и в плаче Иеремии ( Плч. 2:1–7 ). Мы говорили уже выше, что очень вероятно, что Исаия видит видение во храме, как позже в храме же видел Апостол Павел Господа нашего Иисуса Христа 441 . Завесы храма исчезают для духовных очей пророка, взор его проникает в Святая Святых. Земные символы, означавшие для Израиля присутствие Бога во храме, исчезают: вместо них он видит Владыку,-в человеческом конечно образе,-ибо „Бога по существу нельзя видеть“,-но образ этот одеян светом, яко ризою, и свет этот наполняет храм, как наполняло скинию и храм Соломонов облако славы, когда Господь освящал их 442 . Еще заметим, что у пророка Захарии VI, 12–13 „Отрасль“ „создаст храм Господень и примет славу и воссядет.... и будет священником на престоле Своем.... “ Из этого сближения многие богословы заключают, что видение Исаии, как видение Захарии пророка, раскрывает в таинственной дали Царя-Первосвященника 443 . 2 . Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Мы выше говорили, что имя Серафим переводится иногда словом огненный или пламенеющий. Этим названием высшие существа видимые Исаиею сближаются с словами 103 Псалма, ст. 4: „Ты творишь служителями Своими пламенеющий огонь“ 444 . Но существа эти имеют в видении Исаии образ человеческий, отличный от нашего, крыльями,-символами высших духовных способностей. Первые крылья знаменуют страх Божий, сознание своего ничтожества пред Творцом: и это вполне развитое сознание есть чувство высших существ, сотворенных Богом и тех смертных рабов Божиих, которые поднялись святою жизнию до страха и радости созерцания Бесконечного. Вторые крылья суть крылья сознания своей слабости и несовершенств своих пред лицем Владыки. Третья пара крыльев знаменует возможность и готовность перенестись, по воле Владыки мира, всюду, куда направит Он Своего посланного 445 . Так думаем мы, но всегда важно памятовать, что сказал начертатель книги, известной под именем „Премудрость Соломона“ ( Прем. 9:16 ). „Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал?“

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Горе — 1) глубокое душевное страдание , острая скорбь, сильная печаль ; 2) то же, что несчастье, беда ( Откр. 9:12 ). Является ли горе следствием греха? Как реалия человеческого бытия, горе вошло в мир лишь после грехопадения первозданных людей (см.: Грехопадение ), как следствие их преступления. До того, как прародители (см.: Прародители ) преступили Божественную заповедь, они не знали ни горя, ни даже более мягкой формы страданий. В данном осмыслении ответ на поставленный выше вопрос должен быть не иначе как утвердительным: горе является следствием греха. С другой стороны, если рассматривать горе не в столь широкой перспективе, а в узкой (то есть если иметь в виду не горе вообще, а конкретные случаи горестных переживаний), то можно заметить, что в различных ситуациях непосредственными причинами горевания служили и служат различные в нравственном отношении факторы. В этом легко убедиться на примерах Библейской Истории. Положим, горе, постигшее псалмопевца Давида, после того, как его обличил пророк Божий Нафан, имело причиной предшествовавшее горю прелюбодеяние с женой Урии Хеттеянина ( 2Цар.12:9-18 ). Страдание, которое испытал царь Давид, было связано с карой Господней и муками его совести. Совсем другой характер имело то горестное состояние, в котором пребывал Иеремия, оплакивая участь еврейского народа (впереди у него был томительный плен) и разорение Иерусалима ( Плч.1:12 ). Оплакиваемые Иеремией бедствия были вызваны беззаконием его соплеменников, отступивших от Бога, притом что сам он вёл строгую праведную жизнь. Вероятно, что слепорожденный, которого исцелил Господь Иисус Христос ( Ин.9:6-7 ), в связи с болезнью глаз испытал немало горестных мук. Тем не менее, на вопрос учеников «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», Спаситель ответил определённо: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:3 ) Во времена Нового Завета многие христианские святые претерпевали горестные страдания из-за той ненависти, которую язычники питали к ним не за их согрешения, а за то, что те исповедовали веру в Распятого и Воскресшего Христа.

http://azbyka.ru/gore

Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия. Все тело ее покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокаженного, отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. Как сокрушен жезл силы, посох славы!  ( Иер.48:17 ). Великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его (см.: Плч.1 1–2). Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для всех окружающих ее ( Иер.48:39 )! Вы, конечно, читали сообщения о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная! Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией – того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Святого Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверие жителей, и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия – войны, глады, моры, землетрясения, изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни. Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем мольбу: Иисус Наставник! помилуй нас ( Лк.17:12-13 ). святейший Патриарх Тихон Голодные волки и жадные коршуны

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/7

р. 303). Но мы, следуя чтению Вавилонского кодекса, разделяемому (по Кенн.) еще 26 кодексами, все-таки принимаем . 883 == – fructus, provenmus, прибыль, плод+ суфф. 3 л. м. р.; == – пища (от гл. )+ suf.; в обоих случаях неизвестно, к чему относится , к или . 885 а. а. O. При таком переводе, по справедливому замечанию Кёлера (Kohler, 67), – – совершенно излишне. 890 Так думает Фабер (S. 110). Употребленное таргумом слово (==дары) неизвестно к чему относится, – к или . Муретов относит к , п. ч. переводит: «и презренны доходы от нее» (стр. 258, пр. 2). Рейнке полагает, что это слово употреблено таргумистом для избежания антропопатизма в представлении о Боге и, по-видимому, считает заменой (74). 894 Порчу текста в данном месте, кроме упомянутых Греца и Фабера, признают еще Велльгаузен (197) и Новак (398). Но рекомендовать какую-либо определенную поправку они не решаются. Велльгаузену кажется легким, но не особенно удобным поправить (==«и умный человек презирает»...). 897 Следует читать – согласно со свидетельством бл. Иеронима и в виду признаваемой евреями принадлежности этого места к «тиккунэ соферим». 902 Исх.18:8 : «И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с Фараоном и с Египтянами за Израиля, о всех затруднениях (-), какие встретили их па пути, и как избавил их Господь». Чис.20:14 : «... так говорит брат твой Израиль: ты (царь Эдомский) знаешь все трудности ( ), которые постигли нас»; Плч.3:5 : «огородил меня и обложил горечью и теготою ( – русский Венский перевод почему-то передает «рвом»)»; Неем.9:32 : «... да не будет малозначуще пред лицом Твоим все страдание ( ), которое постигало нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков наших, и отцов наших, и весь народ Твой от дней царей Ассирийских до сего дня». 906 van Til, 92 (defatigatio). – Reinke, 328 (Muhe) – Kohler, 53 (Plage). – Keil, 689 (id.). – Hitzig, Ueb. 362 (Muhsal). – Ewald, 218 (Eckel). – Nowack, 398 (Muhsal). – Orelli, 215 (Plage). – Bachmann, 19 (Musal). – Pusey, 613 (weariness). – Smith, 357 (id.). Также русский – Синодский и Венский. Лютер; «es ist nur Muhe». Г. Грецов, – вопреки всем известным правилам евр. синтаксиса и данным словоупотребления, – переводит Мал.1 :13а: «и вы говорите вот какие ужасные слова» (33:98–102). Свой перевод он старается оправдать довольно длинным рассуждением, в котором, впрочем, ничего сколько-нибудь заслуживающего внимания не сказал, а несообразностей наговорил много.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Особливо же печалит Иерусалим то, что издеваются враги; и это, говорит он, соделалось по Твоему мановению. Плч.1:21 . Привел еси день, призвал еси время , и стало мне горе, горе. Просит же, чтобы и они подпали тем же бедствиям; ибо говорит: Плч.1:22 . Да приидет вся злоба их пред лице Твое . Видел и усмотрел Ты мое беззаконие, воззри и на их нечестие. И отреби их, яко же отребил меня о всех гресех моих, яко многа суть стенания моя, и сердце мое скорбит . Сирский толковник слово: «отреби» перевел здесь: «сокруши» их, как сокрушил меня. И сим оканчивается первый плач. ГЛАВА 2. И вот начало второго плача: Плч.2:1 . Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю, сверже с небесе на землю славу Израилеву, и не помяне подножия ногу Своею в день гнева Своего . И из сего явствует, что божественный Давид подножием ног Божиих именует Божий храм; ибо говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его» ( Пс.98:5 ). А Пророк уподобил бедствие мраку, и говорит, что город свержен с небес на землю. Поскольку лишен был благодати, по которой процветал; то легко соделался добычею врагов. Плч.2:2 . Погрузи Господь и не пощаде: вся красная Иаковля разори яростию Своею, твердыни дщере Иудины, изверже их на землю, то есть, сравнял с землею, оскверни цари ея, и князи ея . Сие предрек и блаженный Давид, ибо говорит: «положил ecu твердая его страх: расхищаху его вси мимоходящии путем» ( Пс.88:41–42 ). Плч.2:3 . Сокруши во гневе ярости Своея весь рог Израилев . «Рогом» называет князей и властелинов. Обрати вспять десницу его от лица врага, разжже во Иакове яко огнь пламы, и потреби вся окресть его . Бог не восхотел защитить от нападения неприязненных; уподобился же доблестному вождю, который легко может поразить врагов, но кладет руки назад, и неприязненным дает возможность одержать победу. И напротив того на меня, говорит Иаков, поднял Он руки Свои. Плч.2:4 . Напряже лук Свой, яко враг, утверди десницу Свою яко супостат, и изби вся красная в селениих дщере Сиони, излия яко огнь ярость Свою . Ибо враги во храм отваживались на убийства. Пророческое же слово дает видеть, что все это произошло по Божию попущению. Поскольку согрешили, то поступил с ними неприязненно, и руками врагов разорил ограды, сожег домы и причинил плач мужам и женам. Ибо сие сказует Пророк:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

и на вопль мой. Извещает же и о том, как умилостивил Человеколюбиваго; ибо говорит: Плч.3:57 . Приближился еси, в день, в оньже призвах Тя, и рекл ми еси, не бойся . И сего краткаго слова достаточно для утешения. Потом Пророк открывает, как Бог произнес правдивый суд на них и на неприязненных им, одних предал рабству, а других сподобил свободы. Испросив же гибели нечестивым врагам, окончил сим третий свой плач. ГЛАВА 4. Плч.4:1 . Како потемне злато, изменися сребро доброе? разсыпашася камыцы святыни в начале, всех исходов . Веществам сим уподобляет Пророк благочестие предков, и оплакивает происшедшую перемену в потомках. Ибо сие дают видеть и последующия слова: Плч.4:2 . Сынове Сиони честнии, превозносимые паче злата, како вменишася в сосуды глиняны, дела рук скудельничих . Сие предсказал Владыка и устами божественнаго Исаии: будут непотребны, как «глиняный сосуд сокрушенный» на мелкия части, которыми невозможно почерпнуть воды, или взять огня из печи ( Ис.30:14 ). Плч.4:3 . Еще же змиеве обнажиша сосцы, воздоиша скимни их дщерей людей Моих в неисцеление, яко же птица в пустыни . И самые лютые звери, говорит Пророк, имеют попечение о детях; но чрезмерность страданий довела жителей Сиона до того, что забыли они и самую природу. Большая часть их избита, прочее отведены в рабство, осталось же малое число, и они уподобляются одинокой птице, блуждающей по пустыне. Пророк изображает также бедствие, порожденныя голодом. Плч.4:4 . Прилпе язык ссущаго к гортани его в жажде: младенцы просиша хлеба, и несть им разломляющаго . Извещает же и о прежней их роскоши. Плч.4:5 . Ядуще сладостная погибоша во исходех , то есть, брошены среди торжища. Питаемии на багряницах одеяшася в гной . Сказует же, что виною сему был грех их, и уподобляет оный греху содомскому. Сказует также, что Назореи до бедствий были славны, а во время бедствия обходились с ними худо, Говорит еще, что быть убитым на войне лучше, нежели погибнуть от стрел голода. Упоминает в плачи своем и о тягчайшем из всех страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010