34. же приближис врем плодвъ, посла рабы сво къ плоды Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды 35. и рабвъ ваго уб биша, ваго же убиша, ваго же побиша. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями 36. Паки посла ины рабы множайш первыхъ: и сотвориша имъ такоже. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же Посла (он, т. е. хозяин, послал) рабы своя к делателям прияти (к виноградарям взять) плоды ею, т. е. условленную часть плодов. Послал слуг своих, т. е. Бог посылал к Еврейскому народу пророков, взят свои плоды, т. е. послушание, повиновение этим посылаемым пророкам. Но как поступали Евреи с пророками? Иного прибили(ового биша), иного убили (ового убиша); так, как известно из предания, напр. прор. Исаию распилили деревянною пилою, а иного(ового) побили камнями, как, напр., прор. Иеремию. Казнь побивание камнями часто употреблялась у Иудеев ( Втор. 13:10 и др. Ин. 8:59 ; Деян. 7:58 ). Св. апостол пишет о ветхозаветных праведниках и пророках: они испытывали поругания и побои, узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча и пр. ( Евр. 11, 36. 37 ). 37. Послди же посла къ нимъ сына своего, глагол: усрамтс сына моег. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего 38. же видвше сына, рша въ себ: сей наслдникъ: и удержимъ Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его 39. И изведоша вонъ из и убиша. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили Здесь Господь говорит Иудеям, что они, убивавшие своих пророков, не послушают и убьют и Его Самого. Это (сей есть) наследник. Под наследником здесь разумеется Господь И. Христос Сын Божий, Которому, как Он Сам говорит в Евангелии, все предано Отцем Его ( Мф. 11:27 ), и Который есть Господь всего, следовательно, и Господь виноградника духовного, т. е. церкви. Завладеем наследством (удержим достояние) ею, т. е. виноградником или церковию. Это обстоятельство притчи может быть и без значения, так как не все, до подробности, в притчах имеет значение (чит. объясн. 8 ст. 20 гл.). А если и объяснить, то это значит, что Иудейские начальники думали воспрепятствовать основанию церкви И. Христом и таким образом удержать за собою господство над вегхозаветною церковию, или духовным виноградником Его (Мих.). Вывели (изведоша) вон из виноградника и убили. Это указание на место смерти И. Христа, на гору Голгофу за Иерусалимом, где распят был Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   Для того, чтобы покаяться по-настоящему, а не только на словах, нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь.    Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос.    Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни:     «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» (Матф 7:15—18, 20).    В своей беседе, незадолго до Своих крестных страданий и смерти, Господь опять повторил подобное же предостережение:     «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить; я — Христос, и многих прельстят... и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки возстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»  (Матф. 24:4—5, 9—12).    Разве не такую именно картину наблюдали мы у нас на Родине в годы, предшествовавшие постигшей ее кровавой катастрофы?!    Плоды деятельности этих лже-пророков, приходивших к нам с отступившего от истинно-христианской веры Запада «в овечьих одеждах», оказались поистине ужасными, для многих тогда неожиданными, хотя и много было данных для того, чтобы распознать их «волчью» сущность. Но вот, что крайне печально, так это то, что и до сих пор далеко еще не все в нашей среде настолько прозрели духовно, дабы полностью по достоинству оценить все то зло, которое они принесли нам и со всей решительностью отвернуться от них и от их лживой клеветнической пропаганды, доведшей русский народ до такого массового духовного ослепления и безумного поругания и осквернения всех своих вековых святынь, — до закрытия и разрушения храмов, избиения священнослужителей и жесточайшего преследования всех искренно-верующих, не пожелавших отречься от своей веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

В добрый час! В неисчерпаемом богатстве духовного оружия, которым обладает церковь и целые тысячелетия побеждает врагов своих, найдутся средства для ниспровержения таких в сущности слабых и рыхлых материалистических идей, которые в истории философии всегда считались крайними и самыми унизительными произведениями ослабевших умов человеческих. Если они в последнее время возобладали в христианском мире, то потому только, что потворствуют господствующим в обществе заблуждениям и порокам. Известно из учения о душе человеческой, что благие мысли порождают благие дела, а злые мысли порождают преступления и пороки. Господь Иисус Христос сравнивает мысль с древом, а порождаемое ею дело с плодом: всяко древо доброе плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити ( Матф. 7, 17. 18 ). Поэтому размножение в человеческом обществе преступлений и пороков есть ясное указание на то, что в нем рассеяно множество лжеучений и чем больше распространяется мыслей враждебных божественной истине, тем больше надобно ожидать новых преступлений и пороков. С другой стороны, как бы ни были мелки и, по-видимому, ничтожны бродящие в человеческом обществе ложные мысли, соответствующее им зло непременно плодится, потому что они разносят в себе зародыши зла, а не добра, по слову Спасителя: „собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мат. 7, 16). Но философам известно, что как ложные мысли, как бы ни были они раздроблены, непременно держатся на каких либо общих началах: так и пороки, как бы они ни были мелки, непременно держатся на крупных и главных страстях, как болезненных искажениях природы человеческой. Наконец, всем таким противоестественным и гибельным явлениям в жизни человеческой, как заблуждениям, так и порокам, должна быть одна общая причина, или одно начало. Это начало указывает нам древний церковный учитель: „начало греха – гордость и обладаемый ею изрыгает мерзость“ ( Сир. 10, 15 ). Гордость в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви изображается как величайший из пороков и источник всех грехов, растлевающих род человеческий. Особенно в 72 псалме гордость представляется в чертах резких и возмутительных. „Я позавидовал безумным, говорит Псалмопевец, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле “. Но, прибавляет Псалмопевец, обращаясь к Богу, „на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасть. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли с ужасом! “ ( Пс. 72, 3–9, 18. 19 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 49 ). Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский ( 47, 197 ). Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 13 ). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...– не добродетель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 460 ). Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский ( 105, 69–72 ). Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный ( 75, 43 ). ДОБРЫЕ ДЕЛА «Вера без дел мертва» «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 17–18 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере ( 113, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

" Все мы - виноградник " сентября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова Веселого поселка " Святая Церковь предложила нам сегодня в назидание отрывок из Евангелия о винограднике и виноградарях, - сказал владыка в проповеди. - Господь рассказал эту притчу, беседуя с иудеями, и в завершение спросил, что, по их мнению, сделает хозяин виноградника с виноградарями, которым был вручен этот великолепный сад и которые убили всех слуг, а потом и сына хозяина. Иудеи сказали: " Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои " (Мф. 21:41). Господь рассказал эту притчу про них, про иудеев, которым Бог посылал пророков каждый век. И в конце концов послал Сына Своего Единородного, которого они убили. Иудеи сами себе вынесли приговор: богоизбранным народом отныне стали христиане. Мы все - виноградник, Господь нас насадил в этом мире. А для чего насаждают сады? Чтобы деревья приносили плоды. Это цветы сажают просто так, для красоты, а от деревьев - яблонь, вишен, слив - ждут плодов. Если сад плодов не приносит, его вырубают и сажают новые деревья. Так вот, души наши - это виноград, который Господь насадил в этом мире, чтобы наши души приносили плоды духовные - веры, покаяния, любви, терпения, кротости, милосердия. Вот каких плодов Господь ждет от нас! Он нам все дал, даже самого Себя, Свои Тело и Кровь, чтобы мы питались этой благодатью, укреплялись ею и приносили Ему плоды. Господь явил такую любовь, которой никто не может показать: отдал Себя за весь род человеческий " . " Апостол Павел в сегодняшнем послании переживает за коринфян, боится, как бы после его ухода из Коринфа они не потеряли веру, - продолжил архипастырь. - Поэтому говорит им: " Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды " (1 Кор. 16:13). А мы находимся в вере? " Как же, - ответят многие, - мы же православные, крестики носим! " Но это не признак веры. Занимаемся ли мы стяжанием благодати Святого Духа? Если молимся, постоянно в памяти держим Бога, читаем Евангелие, упражняемся в исполнении заповедей Божиих, тогда можно сказать, что находимся в вере. Если у нас есть любовь, а это главная добродетель, тогда мы в вере, а если ее нет? Апостол Павел говорит: " Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13:3). Посмотрите, есть ли у нас любовь. Идем в гости - должны идти с любовью. Возвращаемся - несем с собой любовь. И так каждый шаг у нас должен быть пронизан любовью. Она - свет во тьме ходящим. Фонарик зажжешь ночью - и с этим светом ходишь. Так и любовь: где бы мы ни шли, что бы ни делали, она всегда должна нам светить. Если любви у нас нет - значит, нет и веры. Значит, надо веру укреплять через подвиги - поста, молитвы, чтения слова Божия, житий святых. Вот апостол Павел и беспокоится: вдруг коринфяне потеряют веру? А ведь многие теряли от искушений и испытаний " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Господь наш Иисус Христос учил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их… Так, всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7: 15—17). Какие же плоды несут нам те, кто на словах так радеет о «библейском просвещении» России? Плоды этих «радетелей» — кощунственное глумление над смыслом Священного Писания, надругательство над нашим традиционным русским церковным языком, и, наконец, прямая ересь, распространяемая под видом «общедоступных переводов на живой современный русский язык, выполненный на научной основе и с научных текстов». Все мы, православные христиане, знаем наизусть, постоянно слышим в храмах во время Богослужения и произносим в наших духовных беседах вне храмов такие возвышенные русские Новозаветные выражения: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:28); «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3:13); «друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19), «возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:29); «Иисус, называемый Христом» (Мф. 27:22); «в начале было Слово» (Ин. 1:1); «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои» (Ин. 9:11); «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19)… Но вот как уродуют все это новоявленные «ученые переводчики Библии на живой современный русский язык»: «Это Моя Кровь, кровь Нового Союза»; «появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну, чтобы тот его омыл»; «приятель сборщиков податей и прочего отребья»; «наденьте на себя ярмо Моих Заповедей»; «Иисус, по прозванию Мессия»; «изначально был Тот, кто зовется Словом»; «один человек, по имени Иисус, помазал мне глаза грязью»; «Иисус Назарянин, еврейский царь». Святой Апостол Павел в своем Послании к Римлянам говорит о Господе нашем Иисусе Христе, что Он «родился от Семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в Силе, по Духу Святыни, через Воскресение из мертвых» (Рим. 1: 3— 4).В. Н. Кузнецова и те, кто стоят за нею и пропагандируют ее тексты, настаивают на переводе, согласно которому Апостол Павел якобы говорит, что Господь наш Иисус Христос был «по человеческой природе» потомком Давида, а «по Божественному Духу» был «Сыном Бога».

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Для оценки «специалистов» в духовной сфере Господь Иисус Христос дает такой совет: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые ( Мф.7:16–18 ). Другими словами, для духовного развития ученика его необходимо погрузить в среду духовно-нравственной деятельности. Он должен научиться понимать волю Божию и исполнять ее, несмотря на возможные искушения и сопротивления окружающего мира. Как он реагирует на события, какой делает выбор, какие совершает поступки? Пользуется ли он помощью Божией, может ли он приобщить других к Богу, стяжал ли он добродетельность, способен ли молиться, терпеть, верить, прощать, жертвовать собой, любить? Именно в такой перспективе раскрывается его духовное состояние и происходит духовное образование. Об идее «полного образования» и издержках «Болонского процесса» Произведя структурный анализ педагогической деятельности, еще раз заострим внимание на том, что представленная типология проистекает из человеческой онтологии 10 . В силу кардинального различия вышеуказанных антропологических уровней (природного, личностного и духовного) существуют и три типа педагогического воздействия на человека, которые дополняют друг друга, но не должны взаимозамещаться, вытесняться и тем более игнорироваться. Дифференцировать типы педагогического воздействия необходимо хотя бы для того, чтобы: • адекватно выстраивать образовательную практику в соответствии с ее исходными целями и ценностями; • вырабатывать соответствующие методы квалификации, которые позволяют оценивать сущностные аспекты подготовки, а не ее вторичные признаки; • не допускать непродуманного, авантюристичного переноса образовательных методов из одной сферы в другую, так как для реализации каждого уровня педагогической деятельности требуются свои подходы и средства, которые развивают именно доминантное направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

Живая вера И на живом, плодоносном дереве могут быть бесплодные, сухие ветки... Может быть, и мы с вами являемся бесплодными ветвями на величественном древе Христовой Церкви? Как же узнать, мертвые мы или живые во Христе? Св. ап. Павел дает такой совет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Мы, значит, можем испытать свою веру. Как мы это сделаем? Господь Спаситель дает нам ответ на этот вопрос. Он сказал: «Всякое дерево познается по плоду своему» ( Лк. 6:44 ); «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Мф. 7:17 ). Если мы приносим добрые плоды в своей жизни, мы являемся деревом добрым, мы не мертвые, а живые члены тела Церкви Христовой. В одном из своих Посланий св. ап. Павел упоминает об основных плодах истинной жизни со Христом. Он говорит: «Плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ). Это плоды, которых от нас терпеливо ожидает Господь Иисус Христос, и отчета в которых потребует от каждого из нас на Своем Страшном Суде. Пусть каждый, заглядывая в свою совесть, ответит себе на вопрос: возрастает ли в нем любовь ко Господу, любовь друг к другу, какая не желает никому зла; не желает никому того, чего не желает себе? Живет ли в нашем сердце святая радость о том, что все мы спасены Кровию Господа Спасителя, рождены Им для вечной жизни? Носим ли мы в себе радость о том, что нам Небесный Отец еще терпит каждого из нас на земле, дает еще дни жизни, чтобы мы потрудились для жизни будущего века? Обитает ли в сердце мир о Господе, когда человек может взирать на Господа чистыми духовными очами, когда с такой же чистой душой мы можем смотреть в глаза друг другу, не тая лжи и злобы друг против друга, удерживая язык от осуждения? Научились ли мы быть долготерпеливы? Это плод жизни со Христом, если всякую скорбь и лишение мы принимаем как бы от руки Божией и если никакая скорбь не раздражает нас и не вызывает озлобления. Дышит ли наше сердце благостью? сияет ли оно милосердием, когда человек не только от избытка, но и от своего недостатка готов поделиться с неимущим последним куском хлеба или последней монетой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

И кто знает? Чувствуется, что началось там у нас духовное возрождение, после охватившей русский народ с лишком полувековой тьмы. И быть может, возобновление в этом храме Богослужений будет знаменовать собою воскресение Святой Руси, по милости Пресвятой Богородицы, Успению Которой он посвящен, за искреннее покаяние русских людей и возвращение их к Богу. В первые годы нашей беженской жизни заграницей широко распространился слух, ведший свое начало будто бы от одного из прозорливых старцев, что спасение России от ига лютого безбожия произойдет именно в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. И сколь многие тогда ежегодно ожидали с нетерпением этого дня, но увы до сих пор тщетно! И не удивительно, ибо  «без покаяния нет спасения»,  а этого-то  самого главного – покаяния, все еще не было и не видно доселе,  в той достаточной мере, которая соответствовала бы степени того безмерного падения, в бездну которого низвергся наш несчастный заблудившийся православный русский народ, отрекшийся от своих исторических святынь и слепо пошедший на поводу у исконных врагов Христовых и лютых ненавистников нашего православного Отечества. Для того, чтобы покаяться  по-настоящему, а не только на словах,  нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь. Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос. Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» ( Матф 7, 15–18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И похожи груди твои на виноградные кисти . Бл. Феодорит: «Сосца же твоя подобны суть грезном. Хотя ты так высока и превознесенна, что высоты небесной досязаешь: однако приспособляешься к немощным ученикам своим, требующим учения твоего, подая им сосцы учения, ибо финик имеет плоды обыкновенно вниз висящие». Церковь , как высокая прекрасная пальма, сама имеет «полноту Наполняющего всё во всём» ( Еф. 1:23 ), чад же своих питает, как новорожденных младенцев чистым словесным молоком, дабы от него возрастали во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Видя красоту Своей Невесты, Жених выражает желание обладания ею. Христос пришел в этот мир, чтобы искупить и приобрести Себе деву чистую – Церковь святую, душу праведную, и усладиться любовью её. Это услаждение Христово Церковью Своею выражено здесь Им в четырех образах, ибо четырехконечным крестом обрёл Он Себе Церковь от четырех конец земли, от севера и юга, от запада и востока. Первый образ: Рекох: взыду на финик, удержу высоту верха его. Или Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее . Господь Иисус желает высоты духовного помышления и совершенства Своей Церкви. Ведь Он говорил ей: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:2 ). Господь желает ухватиться за ветви ее , удержать высоту верха ее. Так редко Он это может!.. Ибо всё понизу стелются, как кустарники и влажные мхи, помышления верующих. Но во святых Своих Господь восходит и к горнему и за них ухватился бы , как за ветви пальмовой кроны, желая удержать высоту верха ея. А в переводе Акилы: Удержу верхушки, шишки его. Это так объясняет бл. Феодорит: «Сии шишки суть плоды фиников мужеского рода, которые привиты будучи к финикам женского рода, твердым и зрелым плод их делают». Так к Церкви, сей Божественной пальме женского рода, привиты плоды Духа Христова мужеского рода, которые сделали твердыми и зрелыми плоды ее, которые и желает Христос обрести на ней. Второй образ: И будут сосцы твои яко грезнове винограда. И груди твои были бы вместо кистей винограда . Он желает сосцов Невесты, источающих уже не молоко, но вино от кистей винограда. Христос желает в Церкви Своей не только начатков учения от сосцов Ветхого и Нового Заветов, но желает и крепкого вина совершенного разумения Божественных догматов. Господь говорит ученикам: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им (младенцам, питающимся млеком) не дано» ( Мф. 13:11 ). «Ибо судя по времени, вам надлежало быть учителями... Всякий питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010