Разделы портала «Азбука веры» Плоды Духа Святого ( добродетели ) – результат воздействия на человека спасительной благодати Святого Духа ( Гал.5:22-23 ). Плоды Духа Святого суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святого Духа, данный человеку в Таинстве Миропомазания , должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен, раскрыт. Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями и жизнь согласно евангельским заповедям . В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Поэтому плоды Духа Святого являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона » ( Гал.5:22-23 ). Плоды Духа Святого принято отличать от Даров Духа Святого , представляющих действия благодати, направленные на созидание Церкви через различные виды служения. Плоды Духа Святого епископ Иларион (Алфеев) В праздник Пятидесятницы мы вспоминаем событие, которым завершилось домостроительство спасения рода человеческого. В этот день Господь послал на Своих учеников Святого Духа, сошедшего на них в виде разделяющихся языков: под действием Святого Духа представители разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме на праздник и говорившие на разных наречиях, начали понимать слова апостолов. Мы не знаем, говорили ли апостолы на разных языках или каждый из присутствующих слышал их говорящим на его языке, но смысл произошедшего заключается в том, что каждый слышал то, что он должен был услышать, на том языке, который он понимал. И с того момента, когда Господь послал Святого Духа на Своих учеников, тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность слышать дыхание Духа Божия и воспринимать евангельскую весть в тех понятиях и представлениях, в которых эта весть ему доступна.

http://azbyka.ru/plody-svyatogo-duxa

23 января 2017 года в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась лекция на тему «О главной цели духовной жизни», прочитанная епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) – наместником московского Сретенского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии, главным редактором интернет-портала Православие.Ru . Лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) (продолжительность: 1 час 29 мин.) Рейтинг: 9.7 Голосов: 1330 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 28 февраля 2017, 05:14 прочитала книгу О.ТИХОНА И НЕ ОДИН РАЗ Я БЛАГОДАРНА ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОЗНАКОМИЛАСЬ С ВЛАДЫКОЙ ТИХОНОМ Татьяна 23 февраля 2017, 17:35 nikita.bogoljub18 февраля. Спасибо Никита, я думала что это Апостолам сказано, про Царство Небесное внутри человека, когда Дух Святой приходит в чистую душу. Когда Уверен, что человек не будет падать, как свинья и возвращаться как собака к греху. Так приятно думать, что Царство Божие есть в каждом человеке хотя бы в зародыше, как горчичное зерно.Я жертвую на обед для нищих в храме, потому что они пропивают деньги. Это легко, когда есть деньги,но это не плоды, а просто милостыня за кого-то. Плоды это что-то другое, неведомое. nikita.bogoljub 18 февраля 2017, 12:29 Татьяне 29 января 2017, 22:00 Цитата: " ...Непонятно, как можно совмещать смирение - т.е. считать себя хуже всех, и надеяться стяжать Дух Святой,...найти Царство Божье у себя в сердце, как у святых. получается когнитивный диссонанс . " - Чтобы избежать когнитивного диссонанса (воображаемых противоречий) есть простой путь-обратиться за разъяснением к Св.Писанию: " Царство Божие внутри вас есть " -исчерпывающее указание что Оно уже там , " Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное " -гордые не способные каяться,а " смиренным дается благодать " .А как стать смиренным? Жить праведно и приносить плоды покаяния. " По плодам узнаете их " .Плоды-это дела веры:подайте нищему,накормите голодного,...-на деле!

http://pravoslavie.ru/100472.html

Скачать epub pdf IX. ВЗГЛЯД свт. ИГНАТИЯ НА ПЛОДЫ УМНОГО ДЕЛАНИЯ Терпеливое прохождение умного делания не может не увенчаться благими плодами, которые суть и дары благодати Божией. Эти плоды подаются тем, кто явил в своем делании твердость произволения к принятию их, в чем показал верность дарам благодати Божией, теперь вверяемым Богом человеку. Плоды умного делания способен описать лишь тот, кто достиг их, о них необходимо рассуждать из опыта своей жизни. «Плотской человек никак, никаким способом не может даже представить себе состояний духовных... познание этих состояний приобретается не иначе, как опытом» 841 . И мы обратимся к опыту умного делания свт. Игнатия, запечатленному в его духовном наследии, дабы извлечь из него знание тех духовных плодов, которых достиг он в своем личном делании, к достижению которых призвал и каждого из нас. Ранее было сказано, что благодать, по свт. Игнатию, действует сначала на один ум, его преображает и изменяет, подчиняет законам Евангелия. И поэтому первым плодом умного делания, первым духовным даром подвижнику является благодатное глубокое внимание при молитве. Внимание объемлет ум, заключает его в слова молитвы, он прилепляется к ним, весь в них погружается 842 . Внимательная молитва служит свидетельством, что душа расторгла нити греховных пристрастий, почему ум теперь свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему и Ему усваивается 843 . «Когда уже благодать Божия начнет явно помогать нам, – пишет свт. Игнатий, – то первый признак ее вспоможения есть неслагающийся помысл, как говорит святой Иоанн Лествичник (Сл. 15, гл. 9): то есть является мало-помалу в уме несочувствие к блудным помыслам и мечтаниям, вместо прежнего сочувствия, от которого происходили увлечение и побеждение при всяком случае, когда для сопротивления не употреблено было особенного усилия» 844 . Ум становится непарительным, он перестает мечтать и увлекаться помыслами, становится тихим и мирным. Внимание ума при молитве успокаивает кровь и нервы, способствуя сердцу пребывать в покаянии 845 . И эта мысленная чистота, эта тишина, умиротворение ума есть уже явление Бога человеку 846 . Христианин становится силою Божией неподвластен греховным помыслам, он оказывается способен тотчас распознавать приближение невидимого врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Хранить наследие Киевской Руси С 27 июля по 5 августа состоялся первый официальный визит Патриарха Московского и вся Руси Кирилла на Украину. Сегодня этот визит можно назвать историческим для украинского народа и для всей Русской Православной Церкви. Ясная и последовательная позиция Патриарха Кирилла, убежденность в духовном единстве народов Украины и России, звучавшая в каждом обращении Святейшего Патриарха к украинскому народу на протяжении всей поездки, была поддержана миллионами людей, которые горячо приветствовали своего Предстоятеля. Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Киева — «матери градов русских» — было связано с празднованием памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси (15/28 июля). Отмечать с особой торжественностью эту дату постановил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года, посвященный теме единства Церкви. Другая важная дата, к которой было приурочено Первосвятительское посещение Украинской Православной Церкви, — 450-летие принесения на Русь Почаевской иконы Божией Матери. Эта святыня особенно почитается в западной части Украины, где расположена Почаевская лавра — вековая твердыня Православия. Киев Молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на берегу Днепра стал началом десятидневного визита, в ходе которого Патриарх Кирилл объехал всю страну. На Владимирской горке Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали свыше двух тысяч человек, скандировавших: «Кирилл — наш Патриарх!». Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отслужили молебен и обменялись речами. Митрополит Владимир обратился к Предстоятелю со словами приветствия: «Благодать Святого Духа собрала нас с Вами сегодня здесь, в этих святых и прославленных местах, на крутых берегах святого Днепра, который стал для нас Иорданом. На этих берегах, освященных трудами и подвигами многих и многих преподобных, воссиявших здесь святостью и совершенством, мы собрались ныне у подножия памятника нашему Крестителю святому равноапостольному князю Владимиру, чтобы вознести молитву благодарения, молитву славословия и молитву прошения. Украина ждала Вашего приезда, Ваше Святейшество, и с радостью Вас встречает... Дай Бог, чтобы Ваш архипастырский визит принес прежде всего духовные плоды: плоды любви, плоды мира, плоды веры и добродетели… Помолитесь вместе с нами за нас, грешных, за то, чтобы наш народ боголюбивый, христолюбивый, трудолюбивый, который умеет молиться и хочет молиться всегда, жил в мире, благополучии, во взаимном разумении и понимании друг друга, при высоком христианском уважении, которое зиждется на заповедях святого Евангелия. Ласкаво просимо, Ваше Святешество, в Украину, и да благословит Вас Господь от Сиона (см.: Пс. 133, 3), а Вы да благословите нас всех от имени всей нашей Церкви благодатью, миром и человеколюбием!»

http://e-vestnik.ru/church/hranit_nasled...

Архим. Алексий (Поликарпов): Что такое духовная жизнь? (+Видео) К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. 8 октября, 2012 К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. Предлагаем вашему вниманию лекцию наместника Московского Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «О духовной жизни». Лекция прочитана в рамках общедоступного лектория «Основы православного мировоззрения» в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Что есть духовная жизнь ? Это и счастье, это и трудность. А вот преподобный Силуан говорит, что человеку с Богом трудно. То есть — трудное счастье? О душевном и духовном Ну что, если говорить о духовной жизни – наверное, вот вы уже ее проводите, эту духовную жизнь. И вот пришли сюда для того, чтобы ещё в большей мере подкрепить свои знания, в большей мере утвердиться в духовной жизни, в большей мере приобщиться Христу. Человек состоит из духа, души и тела. Дух — это сердцевина души. А плоть наша — вот это тело… если бы не было души, не было бы духа, не было бы и тела — оно не было бы живо. Мы бы уже не находились здесь, на земле, мы бы стези свои не проходили. То есть — жизнь в духе, жизнь с Богом – так, прежде всего. Говорят: вот какой душевный человек — хороший. Но душевный, как нам говорит Священное Писание — ещё не есть духовный. Дух оживотворяет, возводит человека и направляет его… Есть в Священном Писании понятие духовности. Там приводятся плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, кротость. И сказано, что такой человек находится в духе, с Богом. Когда мы говорим, что человек духовный – мы, наверное, разумеем, что он имеет особые добродетели. И так мы говорим не только о святых. Мы говорим, что такой человек имеет дарования духа, и вот эти дарования он проявляет в жизни.

http://pravmir.ru/chto-takoe-duhovnaja-z...

Эпилог Старец Иосиф усиленно возделывал землю своими трудами, своим подвигом, борьбой с искушениями, молитвой, созерцанием, потом и слезами. Но плоды этих трудов проявились главным образом уже после его преставления. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12:24 ). То есть как только преставился Старец, его труды начали давать ростки, а затем и приносить плоды. Что это были за ростки? Его духовные чада. Старец пахал, очищал землю, сеял, возделывал, а мы, его чада, этими трудами пользуемся. Бог поливал, он пахал, сеял, а мы теперь пожинаем плоды его трудов. Но все это сделал один человек. Вскоре после преставления Старца на Святой Горе началось возрождение, как по числу монахов, так и во внутренней жизни монастырей. Когда в 1921 году Старец пришел на Афон, там подвизалось пять с половиной тысяч монахов. Когда он преставился, оставалась лишь четвертая часть от прежнего числа. А одновременно с уменьшением числа монахов увеличивался их средний возраст. Казалось, что на Святой Горе живут одни старцы. Молодые иноки не приходили, а старики умирали. В 1971 году осталось лишь тысяча сто сорок пять святогорских монахов, то есть пятая часть того количества, которое было всего пятьдесят лет назад. Положение дел существенно изменилось, когда духовные чада Старца Иосифа начали восстанавливать один монастырь за другим. 174 Примечательно, что Старец Иосиф предвидел возрождение Святой Горы. Поэтому-то он перед смертью нам сказал: «У вас нет благословения жить вместе после моей смерти. Каждый будет жить самостоятельно». Вот почему он поместил отца Харалампия в келлии, где была церковь Честного Предтечи, меня – там, где была Благовещенская церковка, а отца Иосифа послал к отцу Феофилакту, в каливу Святых Бессребреников. Таким образом было положено начало трем отдельным большим общинам. Говорю с полной ответственностью: если бы на Святой Горе не было Старца, мы бы ничего не знали о молитве. Если бы Старец Иосиф был жив, то теперь, когда издается множество книг со святоотеческими писаниями об аскетической жизни и они пользуются большим спросом, когда столь широк интерес монахов и мирян к умной молитве, его калива стала бы местом паломничества и к нему стекалось бы море людей. Потому что Старец был единственным в своем роде учителем умной молитвы. Но в его время не было такого массового паломничества на Святую Гору, какое мы видим сейчас. Тогда на Афон почти никто не приходил.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Беседа 88 Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 1. Перемена в настроении ап. Петра после падения. – Петр как учитель мира. – 2. Смирение и кротость ап. Иоанна. – 3. Добрые плоды изучения и размышления о Слове Божием. – Заботы века сего и блага мира сего суть шипы, колющие нас со всех сторон. – Духовные блага услаждают взор. – Еще до награды небесной люди получают здесь плоды добрых дел. – Тоже самое и с дурными делами: еще до ада, они здесь производят терзания совести. – Следствия греха. – Раскаяние Ахава, которому нужно подражать чтобы получить прощение грехов. – Любостяжание разрушает благо, производимое милостыней. – Плоды добрых дел. 1. Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всеми, мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ) Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не вспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностью, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты знаешь, то есть, и настоящее, и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Местоблюститель Украинской Церкви: Для умиротворения нашего народа нужно молиться друг за друга 4 марта, 2014. митрополит Киевский Онуфрий Проповедь Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия после Божественной литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры в Прощеное воскресенье, 2 марта. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По милости Божией мы, дорогие братья и сестры, дожили до воскресения, которое называется Прощеное воскресение. И в этот день святая православная Церковь воспоминает печальные события из истории человечества – изгнание Адама из рая. Многие из нас знают, что Адам жил в раю в Эдемском саду, где был окружен всем, что нужно было человеку для полного счастья, радости. Он наслаждался миром общения с Богом. Но мы знаем и то, что для того, чтобы он мог совершенствоваться, Господь дал ему одну заповедь: из всех дерев плоды можно вкушать, а из одного, которое называется Древом познания добра и зла, Господь запретил вкушать плоды Адаму. Казалось бы, заповедь незначительная, нам трудно исчислить, сколько там было деревьев, которые приносили прекрасные плоды, которые были достаточны, предостаточны для того, чтобы Адам жил в полном удовольствии. Но в этой заповеди укреплялась воля Адама в добре. Если нет заповеди, то невозможно человеку духовно совершенствоваться. Человек, если он спортсмен, например, то для того, чтобы лучше преуспеть в своем спорте, он делает себе нагрузки. Специальные нагрузки, чтобы потом, когда нужно было, у него были натренированные мышцы, тело, – и он мог победить. Для духа тоже, для того, чтобы дух совершенствовался, нужно делать нагрузки. И эта нагрузка, которая давала Адаму возможность стать более совершенным, восходить по степени духовного совершенствования, было Древо познания добра и зла. Мы знаем, что, к великой печали для нас, к великой скорби, Адам не сохранил эту заповедь и был изгнан из рая праведным Божественным судом. Некоторые считают, что Бог мог быть настолько милостив, что мог оставить Адама жить в раю и так, хотя он не покаялся, не признал своего греха: он обвинил жену, жена обвинила змия. И некоторые считают, что Господь несправедливо поступил с Адамом, можно было его оставить в раю. Это неверные суждения. Для Адама изгнания из рая было меньшей скорбью, нежели если бы он без покаяния остался жить в раю.

http://pravmir.ru/mestoblyustitel-ukrain...

Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это - не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.) Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную, - общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою (Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо - круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов, - собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братии наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/954/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 10. Плоды святого причащения Если в обыденной жизни бессмысленные поступки часто приносят нам вред, то в духовной сфере нашего бытия они тем более опасны. Действия, которые мы предпринимаем для спасения своей души, должны быть строго целенаправленными. Шествуя по пути спасения, нам необходимо знать ориентиры, ведущие в Царство Небесное. Иначе можно легко заблудиться или напрасно потратить свои силы. Перед причащением мы должны хорошенько изучить, что христианину дает принятие Святых Даров. Узнав это, нам нужно подготовиться к таинству так, чтобы получить его плоды. Если мы не поставим перед собой такую цель, то зачем вообще причащаться? Плоды Святого Причащения многообразны. В своей совокупности они духовно преображают человека, благодатно воссоздавая в нем образ и подобие Божие. Приступая к чаше Господней, мы должны глубоко осознавать это и быть готовыми достойно принять великие дары Божий. Только в таком случае мы сможем достичь цели причащения. Соединение со Христом Старец Парфений Киевский , охваченный пламенной любовью ко Христу, в течение долгого времени повторял про себя молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити». Однажды, произнеся эту молитву, старец вдруг услышал тихий сладкий голос:  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 41 . Старец Парфений просил самого высшего блага для человека: соединения с Богом. И Господь, отвечая на его молитву, подтвердил Свое евангельское обетование о том, что такое единение возможно через причащение. В этом, собственно, и состоит основная цель нашего участия в Евхаристии: принять в себя Христа, соединиться со Христом и сподобиться жизни во Христе. Принимая Тело и Кровь Господа, мы становимся, по выражению святых отцов, христоносцами и одновременно сами бываем носимы Христом. «Как младенец, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский , — носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом:  Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною  ( Ин. 6:57 )» 42 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010