В самом деле, иногда бывает, что тот, кто оставался с нами в одном искушении, побежденный отступает пред другими. Во-вторых повелевается: «Не возлагайте надежды на вождей,» — ибо «проклят человек, который имеет надежду на человека» (Иерем. XVII:5). Тщетна надежда, возлагаемая на человека, и истинна та, которая возлагается на Бога. Посему и говорит Апостол Павел: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратное» (Деян. ХХ, 30); также и сам Господь говорит чрез пророка: «Вожди народа Моего не познали Меня: они глупые сыны, и непонимающие; они умны на то, чтобы делать зло, а делать добро они не сумели» (Иерем. IV:22). Правда, говорит он, они назывались вождями Моими и вождями народа Моего, но так как они не познали Меня, и делами своими лишили себя этого имени, то и являются они сынами глупыми и не понимающими; у них достает благоразумия только для того, чтобы подчинять себе простое стадо и попирать его ногами своими, а как делать добро и управлять народом, они не узнали этого. Не доверяйте вождям или: судьям], т. е. ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, ни [другому] какому либо чиноначалию человеческому. Не то я говорю, что вы не должны подчиняться этим степеням церковным: «Ибо кто будет злословить отцу или матери, тот должен быть предан смерти» (Левит. XX, 9), и Апостол учит, что должно повиноваться предстоятелям в церкви (1 Петр. II. (?) Евр. XIII, 17); но [я хочу сказать], что иное дело почитать вождей, а иное возлагать на них надежду. Будем почитать епископа, оказывать предпочтение пресвитеру и почтительно вставать пред диакон, но не будем возлагать на них надежды, потому что тщетна надежда на людей и тверда надежда только на Бога. — Третье повеление; «Храни себя от той, которая почивает с тобою,» не доверяйся ей. Посему и Апостол называет женщин сосудом некрепким, и повелевает, чтобы им от мужей оказывалась честь. Ибо «не создан муж для жены, но жена ради мужа» (1 Корнф. XI, 9) и «жена должна бояться мужа» (Ефес. V:33), говорит он. Обязанность жены бояться и любить мужа со страхом; обязанность мужа только любить, потому что любовь есть свойство совершенных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера в якобы грядущее благоденствие человечества еще здесь на земле – так называемый «хилиазм»  – решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая -тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» ( Матф. 24, 12, 21–22 ), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец. Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мира. Как православные русские люди, любящие свое отечество – святую Русь, – можем мы, конечно, питать в глубин души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, возстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть  мы сами  – есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какою ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и возстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную оторочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа. Но только не для того, чтобы опять начать жить беспечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда, и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мира и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле. К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Иеремии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Иерем. 6, 14) и тем вводят народ в заблуждение (Иезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: «мне снилось, мне снилось»... Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые разсказывают их в вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему» (Иерем. 23, 16–17, 25–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Власти и судилища были страшны народу по своей жестокости и неправосудию. «Князи в нем (т. е. в Иудейском народе), говорить Св. Софония, это – львы рыкаюищие, судьи его вечерние волки, которые к утру не оставляют даже костей ( Соф. 3:3 ). Спокойствия между гражданами не могло быть; потому что все Иудеи «от малого и до великого, все привыкли грабить, а от пророка (т. е. ложного) и до священника, все они действуют обманом (Иерем. 6:13). О, кто дал бы мне в пустыне (гов. Св. пр. Иеремия), пристанище путников! оставил бы я народ мой, и ушел бы от них; потому что все они прелюбодеи, скопище вероломных. И напрягают они язык свой, как лук для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо от одного зла к другому переходят они, и Меня не знают, говорить Иегова. Берегитесь, каждый, друга своего, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому (запинанием запнет), и всякий друг разносить клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят, приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Ты живешь среди коварства, по коварству, они отрекаются знать Меня, говорить Господь... Неужели Я не накажу их за это»? (Иерем. 9:1–9). Наказание, действительно, не умедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии, а может быть, и при Св. пр. Софонии, вторглись в Иудею сильные тогда враги Египтяне. Царь их, Нехао, шел отразить Ассириян, для чего по пути вошел и в пределы Иудейские. Иудейский царь Иосия, не желая разрывать союза с Ассириянами, хотел прогнать Египтян восвояси, но пал в Магеддоне ( 4Цар. 23:29 ). Так кончил жизнь свою один из лучших, прекраснейших царей Иудейских, как бы в предчувствии грядущих бед горько оплаканный всею Иудеею и Иерусалимом, и особенно Св. пр. Иеремиею в плачевной песни ( 2Пар. 35:25 ). С этого злополучного дня началось наказание Иудеев, начали исполняться угрозы пророков, в числе их и Софонии. Туча мрачная и страшная повисла над Иудеею, бедствия одно за другим, как оглушительные удары грома, стали разражаться над Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И сотни маленьких пташек: все и трепещат радостно... Отрадно! Недавно читал я в газете: какой-то учёный, Ив-кий, " открыл " в табачных листьях такие бактерии, что их ни в какой огромный микроскоп невозможно разглядеть... И вдруг мне припомнился огромный слон в цирке Дурова... Я и подумал: эта инфузория и слон — из одного корня?! А кит, — ещё огромнее слона, — тоже из бактерии?... Нет, нет, нет! Не " природа " ... Не принимает ум... А вот Бог создал и то, и другое: душа принимает это. Почему? — спросят меня. Отвечу: не знаю, а только вот: принимаю! — " Бог явил! " А кто хочет думать иначе — его воля... Я же, и вообще все люди, думаем так... Но это откровение, как я сказал, самое первичное, примитивное, общеизвестное. Однако оно лишь первоначальное. Дальше будут откровения Бога — более высокие и более яркие. К ним и перехожу. В) Голос сердца В таком порядке поставил сам апостол Павел. На втором месте у него стоит духовное откровение. О нём он так пишет: " Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую " (Рим. 2, 14—15). Вот это — второе откровение. Я назову его " голосом сердца " , как и апостол сказал. Так и Сам господь говорит: " ...извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... " (Мк. 7, 21). И вообще, в Слове Божием сердце признаётся корнем, или исхождением познания, а не ум. Так часто там и говорится. Например. " Помышления сердца их (допотопных людей) были зло " (Быт. 6, 5). Псалмопевец очень часто говорит о сердце, как источнике знания: " Размышления сердца моего — знание " (Пс. 48,4). Пр. Иеремия говорит, что люди " ходили по упорству сердца своего " (Иерем. 9, 14), человек " живёт по упорству сердца своего " (Иерем. 13, 10). Исайя: люди " рождали из сердца лживые слова " (Ис. 59, 13). И в новом Завете мы видим то же. Господь говорит: " для чего же вы (фарисеи) мыслите худое в сердцах ваших? " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо «всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32). Или: приготовься к сретению Бога твоего, чтобы со всем рвением принять приходящего к тебе Господа. Ибо это тот, Кто образует гром или укрепляет горы и при гласе которого колеблются края неба и основания земли (Сир. гл. 16). Он творит дух, под которым в настоящем месте мы разумеем не Духа Святого, как понимают еретики, но ветер или дух человека, потому что никто не знает, что в человеке, кроме духа, живущего в нем (I Кор. 2:11), и сам дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Или, наверное, под духом мы должны понимать душу согласно с написанным: «от имени дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся» (Псал. 103:29), и: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой, и сия рек, издше» (Лук. 23:46). Так как Им сотворен дух, то Он возвещает людям слово Свое или объявляет человеку речь его, потому что Он знает тайные помышления и понимает то, что тайно и в безмолвии говорит дух, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии по еврейскому тексту: «мало сердце человека» (или «всех» и «людей») «и неизследимо, кто познаешь его? Я Господь, испытующии сердце и проникающии внутренности» (Иерем. 17:9—10). Об этом Писание свидетельствует также в сто тридцать восьмом псалме: «несоделанное мое видесте очи Твои» (Псал. 138:16). Смысл этого следующий: прежде, чем я был создан; прежде, нежели были образованы члены мои, когда я еще заключался в семени, меня видели глаза Твои. И Иеремия слышит от Господа: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя» (Иерем. 1:5). И евангелист говорит: «ведый» Господь «помышления их» (Лук. 11:17). Если мы будем читать: «возвещает человеку слово Свое», то это нужно понимать согласно с выше сказанными словами: «Господь Бог ничего не соделает, не открыв тайны Своей рабам Своим, пророкам» (Амос. 3:7). Возвещающий же помышления человека и слово его или Свое есть тот же самый, Кто образует утреннюю зарю и рассвет и покрывает все облаками, и шествует по высотам земным и имя Которого есть Господь Бог всемогущий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но Богу не свойственно нуждаться в посторонней помощи для совершения того, что захочет Он сделать: напротив Богу более всего свойственно — не нуждаться ни в чем. Семена из земли Он извел не так (как солнце), но только повелел — и все произросло. И вот, чтобы ты знал, что не сами стихии, но повеление Божье творит все, что и самые стихии оно же вызвало из небытия, — Бог и иудеям, без всякой сторонней помощи, ниспослал манну: « хлеб небесный дал им » (Пс. 77:24). И что говорить, что солнце имеет нужду в других стихиях для сообщения зрелости и крепости плодам, когда и само оно нуждается во многом, для своего существования, и само для себя недостаточно? Чтобы ходить, ему нужно небо, как бы подостланный какой пол; чтобы светить, нужна ему чистота и тонкость воздуха, так что, если воздух чрезмерно сгустится, то и солнце не может показать света своего; и чтобы не быть ему нестерпимым для всех и не сжечь всего, опять нужна для него прохлада и роса. Итак, если другие стихии и одолевают солнце и восполняют его недостатки (одолевают, например, облака, стены и некоторые другие тела, закрывающие свет его; восполняют его недостатки, например, роса, источники и прохлада воздуха), — то, как оно может быть Богом? Богу свойственно не нуждаться ни в чем, и ничего не требовать ни от кого, но самому сообщать все блага всем, и никем не быть останавливаемым, как и говорят о Нем Павел и пророк Исаия. Один из пророков от лица Божьего так говорит: « не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь » (Иерем. 23:24); и еще: « разве Я — Бог только вблизи, а не Бог и вдали » (Иерем. 23:23). Также и Давид: « Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны » (Пс. 15:2). А Павел, объясняя вседовольство Божье и доказывая, что Богу в особенности свойственно, во–первых, ни в чем не иметь нужды и, во–вторых, давать всем все, говорит так: « Бог, сотворивший мир и все, что в нем, не требует ничто, Сам давая всему жизнь и дыхание и все » (Деян. 17:24–25). 5. Можно бы рассмотреть и прочие стихии, небо, воздух, землю, море, и показать их несовершенство и то, как каждая из них имеет нужду в другой, а без того гибнет и разрушается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Оттуда, по-видимому, он был отправлен в Египет, где и оставался в качестве пленника до самой смерти. Лучше бы умереть ему на поле битвы, подобно своему отцу. Это был юноша энергичный и много-обещавший, «молодой лев, ставший ходить между львами и научившийся ловить добычу». Но иноземный властелин «посадил его в клетку на цепи и отвел его в крепость, чтобы не слышен уже был голос его на горах Израилевых» (Иерем. 19:6, 9). Говоря о его судьбе, пророк Иеремия восклицал: «не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится, и не увидит родной страны своей» (22:10). На место низвергнутого царя фараон поставил Елиакима 259 , второго сына Иосии, на тяжелых условиях – ежегодной уплаты огромной дани. Этот ставленник фараона (переименованный в Иоакима) обязался уплачивать своему властелину сто талантов серебра и один талант золота, – сумму, которая была невыносима для маленького царства Иудейского, и, тем более тяжелую, что она взималась с беспощадною строгостью. Но и этою данью не ограничивались тягости народа. Сам царь, стараясь жить с царскою пышностью, делал и со своей стороны новые налоги на народ, которые взимал при помощи военной силы. Он построил себе новый дворец в Иерусалиме и на построение употреблял даровой труд народа, вынуждавшегося к тому силой. Понятно, что такой царь мог только ускорить гибель своего государства. Все эти бедствия должны были действовать на народ вразумительно и обращать его взоры к единому истинному Царю Израиля; но увы – зло прежнего идолопоклонства уже настолько отравило совесть народа, что он в самых этих бедствиях стал видеть себе мщение со стороны отвергнутых при Иосии богов. Ему казалось, что он был счастливее, когда поклонялся Ваалам и Астартам. Нашлись люди, которые стали проповедовать восстановление язычества. «Будем, говорили они, кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что, прибавляли они, тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Поток суетных страстей, уже текущий подобно большому ручью, пересохнет от теплоты, (идущей от) спасительного Слова; но это — только в том случае, если ты подойдешь с верой, если ты при постоянном благоговении к божественной речи ухватишь хотя самый край одежды, если ты с трепетом припадешь к ногам Господа. Где же ноги у Слова, как не там, где и тело Христово? О, вера, превосходящая великолепие всех сокровищ! О, вера, отличающаяся большею крепостию, чем все телесные силы; о вера, более спасительная, нежели все врачи! Лишь только женщина подошла, как она ощутила силу, получила исцеление — (и это произошло) подобно тому, как глаз, обращенный к свету, освещается прежде, чем ты почувствуешь (силу света), подобно тому, как действие света упреждает его восприятие. Застарелое и неизлечимое страдание, пред которым оказались бессильными всякое применение искусства и денежные издержки, вылечивается одним только прикосновением к краю одежды. Итак, дева, и ты, приступая (ко Христу), должна соблюдать благоговение той женщины и в (своей) вере подражать ее благочестию.    101. А сколь велико дарование в той, которая, стыдилась показываться (людям) и не постыдилась, однако, открыто признаться в (своем) недостатке! Не скрывай и ты своих прегрешений, открыто признавайся в том, что (Господь) уже знает; не избегай стыдиться того, чего не стыдились пророки. Послушай, что говорит Иеремия: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду» (Иерем. 17:14). Так сказала и эта женщина, прикасаясь к краю одежды: , ведь только та исцеляется, которую Ты исцелишь.    102. Если же кто-нибудь скажет тебе (так большею частью искушаются верные): «Где Слово Господне? то пусть Оно приидет» (Иерем. 17:15); даже Господу — и то было сказано: «Пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него; Он уповал на Господа; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27:42, 43). Итак, если кто скажет тебе это с издевательством и пожелает вызвать тебя на пустой разговор, то не отвечай ему; и Христос ведь не пожелал отвечать таковым (людям).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поэтому, если бы кто-либо из иудеев сказал тебе: «Ты поклоняешься Распятому?» – то ты ответь ему ясным и сильным голосом и с радостным лицом: «Да, и поклоняюсь, и не перестану поклоняться». И хотя бы он стал смеяться, плачь о том, что он безумствует и не понимает того, что говорит; и возблагодари Господа Христа за то, что Он проявил к нам такие благодеяния, которых никто не в состоянии даже и постигнуть без помощи небесного откровения. Ведь и смеется он потому, что, как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 ). Но что говорит безумный, неблагодарный и непокорный иудей? «Если Христос есть Бог, как вы говорите, и Сын Божий и пришел для спасения людей, то зачем Он распят и умер такой позорной смертью ?» Мы ответим ему немногими словами, выбрав их из писаний пророков. О, беззаконный и неблагодарный иудей, Христу надлежало быть распятым, потому что закон и пророки возвестили так; человечеству надлежало получить спасение через Христа. Прежде всего Моисей говорит: «Вы увидите жизнь вашу, висящую перед вашими, и не будете иметь веры жизни вашей» ( Втор. 28:66 ). И Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ). Также и Иеремия: «придите, и вложим древо в хлеб его» (Иерем. 11:19). И «взяли... цену Его, и дали... за землю горшечника, как сказал мне Господь» ( Матф. 27:9–10 ). А что распятый Христос есть Бог , послушай Ездру, который говорит: «Благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим перед очами нашими». И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: «Взирайте на него, и не умрете» ( Числ. 21:9 ). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: «Придите... и истребим его от земли живущих» (Иерем. 11:19). И, в свою очередь, Христос устами того же пророка говорит: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал» (там же). А также затем и Давид, как бы от лица Христа, говорит: «пронзили руки мои и ноги мои, и делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Псал. 21:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010