Содержание I. Паримия 26 октября в воспоминание землетрясения, бывшего в Константинополе (Гл. II, 2–12) II. Паримия в Великий четверток (Иерем. XI:18–23, XII:1–5, 9–11, 14, 15) III. Паримия в Великую субботу (Гл. XXXI, 31–34)     Иеремия родился в Анафофе, городе колена Вениаминова, лежавшем на север от Иерусалима не вдали от него. Анафоф был один из городов священнических, и Иеремия происходил от жившего там священника Хелкии. По надписанию книги пророчеств, Иеремия проходил свое служение с 13-го года Иосии царя Иудейского (629 – 611) и во дни сына его Иоакима (611 – 600), до взятия Иерусалима Халдеями при Седекии. Но это не окончательный предел деятельности пророка: в некоторых главах его книги (XL-XLIV) описываются его дела и судьба и по разрушении Иерусалима. К сему же времени относится и книга его Плач. Поприщем его пророческой деятельности был сначала отечественный его город Анафоф, потом Иерусалим, куда он удалился после злоумышлений на его жизнь анафофских жителей. По разрушении Иерусалима он поселился в Массифе, города Вениаминова колена ( Hab. XVIII, 26 ), местопребывании Вавилонского наместника Годолии; затем по убиении Годолии мятежниками, увлечен был ими в Египетский город Тафнис, где и скончался. К пророческому служению Иеремия призван в молодых летах (I, 6–7) и продолжал его более 42 лет, среди непрерывных оскорблений и бедствий, которые терпел за свои обличения и угрозы от царей, священников, лжепророков и простонародья. Угрожая Иудеям Вавилонским пленом, Иеремия вместе предсказывал об окончании его через 70 лет. К утешительным предсказаниям Иеремии относятся предсказания о временах Мессии, когда Бог так будет близок и доступен людям, что никто уже не будет жалеть об утрате, при разрушении Иерусалима, ковчега завета и не будет чувствовать нужды в восстановлении ветхого завета (III, 16), и когда к истинной вере будут обращаться все народы (17). Излагая обетования о временах Мессии, Иеремия именует Его Потомком Давидовым, Царем мудрым и правосудным (гл. XXIII, 7–8; XXXIII, 14–22), предрекает об установлении Им нового завета (XXXI, 31–34) и о вечности новозаветного священства (XXXIII, 18 – 23). К числу предсказаний Иеремии относятся также предсказания о судьбе иноземных народов. Он предсказывает, что Вавилон возвысится на развалинах сопредельных ему царств и наконец сам будет низвергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

40. Итак, набольшие в монастырях, если увидите, что кто либо нуждается в чем и терпите недостаток, не нерадите о нем, зная, что вы должны дать отчет за все стадо, в «немже вас Дух Святый постави еписко­пы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28). Посему «должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на Мя» (Рим. 15:1 –3). И Апо­стол говорит о себе: «во всем угождаю не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10:33). 41. Если же Господь и Спаситель наш так заповедал, и Святые так действовали, и отцы наши так нас учили, то воспрянем от сна, и будем усердно исполнять то, что заповедано нам. «Елико бо предпаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы» (Рим. 15:4). Никто из нас да не будет для другого виною заблуждения, и не станем ревновать тем, кои благоденствуют в жи­воте сем (Пс. 36:7). Пусть они имеют в изобилии все потребное для тела, но, ведь, умирая, они ничего из того не возьмут с собою. Сыны века сего только в животе сем имеют упование; потому что они от мира, а мир любит свое.-Но те, кои суть сыны Божии, помнят слово Евангель­ское: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15:18); и еще: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4); и еще: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16:33); и еще: «Блаженни плачущии: яко тии утешатся. Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся, блаженни изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5:4—6. 10).-О сынах же века сего что напротив говорится? «Горе вам богатые: яко отстоите утешения вашего. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся: яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6:24. 25). 42. Посему будем избегать содружества с миром, чтоб удостоиться услышать: «вечер водворится плач и заутра радость. Слыша Господь и помилова мя... Разтерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29:6—11.12). Ибо кто из Святых без борьбы и скорби прошел путь мира сего? Иеремия говорит: «Не седох на сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: наедине седох, яко горести исполнихся» (Иерем. 15:17); и св. Давид пишет: «яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс. 34:14). Их стопам последуя, разумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Потерпим; и исполнится на нас обетование рекшего: «на время мало оставих тя, а с ми­лостию великою помилую тя» (Ис. 54:7). Итак, если скорбь и теснота на время, а не всегда пребудут, то будем сеять слезами, не ослабевая, да радостью пожнем: ибо знаем, что Господь избавляет чтителей Своих от искушений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

– в) Значит: пустой, ничтожный . Идолы называются часто ( Втор. 32, 21 . 1Цар. 16, 26 ; 2Цар. 17, 15 . Иерем 2, 5. 10, 15. 14, 22. 44, 22) в смысле совершенной пустоты и ничтожества их (слч. 1 Корин. 8, 4). В этом значении противополагается и как совершенное ничто Бытию действительному, полному силы и жизни ( Втор. 32, 31 . Пс. 31, 7 ). – г) Значит: не проницаемый, не разгаданный, не известный, тёмный, покрытый мраком. В этом значении отождествляется с . Так говорится о выкидыше 6, 4 ст.: во мгле () пришёл и во мрак () отошёл никем не виденный; – о темных днях ) в школе 11, 8: все, что будет, – мгла непроницаемая, покрыто мраком (слч. 9, 9); также о не постижимости судьбы праведных для них самих 9, 1: всё перед ними покрыто мраком (LXX: τα παντα προ προαωπου αυτων ματαιοτης). – Прилагаясь к стремлениям и делам человека, значит: тщетный, напрасный, бесполезный. Дела ()  труды () человека называются напрасными (синон. бесполезными, Еккл. 2, 11 ); в этом значении в нашей книге часто соединяется с погоня за ветром (1, 14. 2, 11. 17. 26; 4, 4. 6, 9.). 43 Помощь от людей называется бесполезной синоним с ; Исаи. 30, 7 : Египет попусту () и напрасно () будет помогать. Надежда на что-либо, кроме Бога, на богатство, на людей и проч. называется тщетною, напрасною ( Пс. 62, 10. 11 . Плач. 4, 17 ). В этом значении употребляется иногда в виде наречия и значит: попусту, напрасно, тщетно ( Иов. 9, 29 . Исаи. 30, 7 . Пс. 39, 7 и др.). – Прилагаясь к мыслям и речам людей, означает: неосновательность, ложь, обман, пустословие, легкомыслие, бессмыслие, неразумие и просто глупость . Пс. 94, 11 : Господь знает мысли людей, что они не основательны, безрассудны (слч. ст. 7–10). Иер. 23. 16 : не слушайте слов пророков сих (ложных), обманывающих () вас видениями своего сердца, а не от Господа. Иов. 21, 24 : как же вы хотите утешать меня – лживыми словами? И остаётся в ответах ваших одна ложь .  Зах. 10, 2 : утешают обманом (). Иов 27, 12 : вот все вы и сами видели: для чего же вы столько пустословите ( )? – 2Цар. 17. 15 : что худого нашли во Мне отцы ваши, что они удалились от Меня и пошли вслед пустоты (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

О бегстве в Египет Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская. – Исаии 19, 7. От Египта воззвах сына Моего. – Осии у Матф. гл. 2, ст. 18; Осии 11, 1 . Об избиении младенцев Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. – Матф. гл. 4, ст. 18; Иерем. 31, 11. О крещении Господнем Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася. Псал. 76 , ст. 13. Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Исаии гл. 1, ст. 16. Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме. Иерем. 4, 14. Сия глаголет Господь: воскроплю на вы воду чисту и очиститеся. Иезекииль 36, ст. 25. Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими. Наум гл. 1, ст. 12. Се Аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим. Малахии гл. 3, ст. 1. В день он изыдет вода жива из Иерусалима. Захарии гл. 14, ст. 8. О чудесах Христовых Он болезни наша приял. Исаии. О воскресении Лазаря От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я. Осии гл. 13, ст. 14. О входе в Иерусалим Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Псал. 8, 3 . Радуйся зело, дщи Сионя. Се Царь твой грядет к тебе, всед на осля и жребя. Матф, 21, 5. Захарии. О тайной вечери Се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов. Иерем. гл. 31, ст. 31. О соглашении Иуды предателя И поставиша мзду мою тридесять сребреник. Захарии гл. 11, ст. 12. О бичевании Господа Плещи моя вдах на раны и ланите мои на заушение. Исаии гл. 50, ст. 6. О крестном пути Аз же яко ягня незлобивое ведомое на заколение. Иеремии 11, ст. 19. О вознесении на крест Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Исаии 53, ст. 7. О распятии И будет живот твой висящ пред очима твоима. Второзакония гл. 38, ст. 66. Ископаша руце мои и нозе мои. Псал. 21, 17 . Предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися. – Исаии 53, ст. 12. О снятии со креста От лица неправды взяся праведный. Исаии 57, 1. О положении во гроб Возлег, уснул еси, яко лев и яко скимен: кто возбудит Его? Быт. 49 , ст.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

30. Отрекшись от мира и начав шествовать под знаменем креста, да не обращаемся вспять, и да не ищем прохлады временной, подражая Ефрему, который говорил: «обогатех, обретох прохлаждения себе» (Осии 12,8), чтоб и нам не услышать того же, что он услышал: «вси труды его не обрящутся ему ради неправд», «имиже согреши; чтоб и на нас не исполнилось: наченьше духом, ныне плотию скончаваете. Толика пострадаете туне» (Гал.3, 3. 4); чтоб и против нас не было сказано: «закон погибнет от жерца, и совет от старец..... и руки людей земли разслабеют» (Иез. 7, 26. 27). «Старцы от врат оскудеша, избраннии от песней своих умолкоша» (Плач Иерем. 5,14); и еще: «имя Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2, 24); и чтобы за презрение наставлений отца нашего не быть нам забытыми от него, и чрез грехи свои совсем не лишиться помощи Божией и святых Его. 31. Ибо какой в нас плод и какой знак, что храним заповеди Божии? Или в чем исполняем мы воспринятое нами звание? Не все ли нарушено нами, и непобеждены ли мы любостяжанием? Прилично и к нам сказать: «откуду брани и своры в вас?» (Иак. 4, 1). Не от любостяжания ли? Поелику, каждый из нас ищет своей пользы а не ближнего; то пророк Иезекииль, как бы живой, доселе пророческим словом обличает нас, говоря: «сии купцы» (27, 21). Какой ответ дадим мы в день суда, или что можем представить в тот последний час в защиту себе? — Все это совершилось с нами; поелику «священницы восплескаша руками своими, и людие возлюбиша таковая, и яко же людие, тако и жрец» (Иерем. 5, 31). Сего ради и говорит Господь: «отмщу на них пути их, и умышления их воздам им» (Осии 4, 9). 32. Не о всех вас говорю сие, но о тех, кои небрегут о заповедях отцов. «Лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданные им святые заповеди» (2Петр.2, 21). Скорбя о таковых людях, пророк Иеремия пишет: «оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое, излияся на землю слава мои, о сокрушении дщере людей моих, внегда оскуде младенец и ссущий на стогнах градских. Матерем своим рекоша: где пшеница и вино? внегда разслабленным быти им, яко язвленным на стогнах градских, егда разливахуся души их в лоно матерей их» (Плач Иер. 2, 11. 12). Мы знаем, что «Бог не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит» (Псал. 146, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

20:8—24). Да не пребудем в ожесточении сердца нашего, иначе прогневаем Бога, и Он став врагом нашим, скажет: «дах им заповеди недобры, и оправдания, в них же не будут живи» (25); ибо они вкусили от плода лжи и поклонились делам рук своих, и наполнилась земля их от начала волхвованиями, как земля иноплеменников. 30. Отрекшись от мира и начав шествовать под знаменем креста, да не обращаемся вспять, и да не ищем прохлады временной, подражая Ефрему, который говорил: «обогатех, обретох прохлаждения себе» (Осии 12,8), чтоб и нам не услышать того же, что он услышал: «вси труды его не обрящутся ему ради неправд», «имиже согреши; чтоб и на нас не исполнилось: наченьше духом, ныне плотию скончаваете. Толика по­страдаете туне» (Гал.3:3. 4); чтоб и против нас не было сказано: «закон погибнет от жерца, и совет от старец..... и руки людей земли разслабеют» (Иез. 7:26. 27). «Старцы от врат оскудеша, избраннии от песней своих умолкоша» (Плач Иерем. 5:14); и еще: «имя Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2:24); и чтобы за презрение наставлений отца нашего не быть нам забытыми от него, и чрез грехи свои совсем не лишиться помощи Божией и святых Его. 31. Ибо какой в нас плод и какой знак, что храним заповеди Божии? Или в чем исполняем мы воспри­нятое нами звание? Не все ли нарушено нами, и непобеждены ли мы любостяжанием? Прилично и к нам сказать: «откуду брани и своры в вас?» (Иак. 4:1). Не от любостяжания ли? Поелику, каждый из нас ищет своей поль­зы а не ближнего; то пророк Иезекииль, как бы живой, доселе пророческим словом обличает нас, говоря: «сии купцы» (27, 21). Какой ответ дадим мы в день суда, или что можем представить в тот последний час в за­щиту себе? – Все это совершилось с нами; поелику «священницы восплескаша руками своими, и людие возлюбиша таковая, и яко же людие, тако и жрец» (Иерем. 5:31). Сего ради и говорит Господь: «отмщу на них пути их, и умышления их воздам им» (Осии 4, 9). 32. Не о всех вас говорю сие, но о тех, кои небрегут о заповедях отцов. «Лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданные им святые заповеди» (2Петр.2, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

40. Итак, набольшие в монастырях, если увидите, что кто либо нуждается в чем и терпите недостаток, не нерадите о нем, зная, что вы должны дать отчет за все стадо, в «немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20, 28). Посему «должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на Мя» (Рим. 15, 1 —3). И Апостол говорит о себе: «во всем угождаю не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10, 33). 41. Если же Господь и Спаситель наш так заповедал, и Святые так действовали, и отцы наши так нас учили, то воспрянем от сна, и будем усердно исполнять то, что заповедано нам. «Елико бо предпаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы» (Рим. 15, 4). Никто из нас да не будет для другого виною заблуждения, и не станем ревновать тем, кои благоденствуют в животе сем (Пс. 36, 7). Пусть они имеют в изобилии все потребное для тела, но, ведь, умирая, они ничего из того не возьмут с собою. Сыны века сего только в животе сем имеют упование; потому что они от мира, а мир любит свое.—Но те, кои суть сыны Божии, помнят слово Евангельское: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15, 18); и еще: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4, 4); и еще: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33); и еще: «Блаженни плачущии: яко тии утешатся. Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся, блаженни изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5, 4—6. 10).—О сынах же века сего что напротив говорится? «Горе вам богатые: яко отстоите утешения вашего. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся: яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6, 24. 25). 42. Посему будем избегать содружества с миром, чтоб удостоиться услышать: «вечер водворится плач и заутра радость. Слыша Господь и помилова мя... Разтерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29, 6-11.12). Ибо кто из Святых без борьбы и скорби прошел путь мира сего? Иеремия говорит: «Не седох на сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: наедине седох, яко горести исполнихся» (Иерем. 15, 17); и св. Давид пишет: «яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс. 34, 14). Их стопам последуя, разумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Потерпим; и исполнится на нас обетование рекшего: «на время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя» (Ис. 54, 7). Итак, если скорбь и теснота на время, а не всегда пребудут, то будем сеять слезами, не ослабевая, да радостью пожнем: ибо знаем, что Господь избавляет чтителей Своих от искушений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

В 4-й песни, как и во 2-й, можно выделить 2 части: 4. 1-11 и 4. 12-22 ( Благовещенский. 1899. С. 5-6). Вначале пророк изображает печальную участь «сынов Сиона»: тот, кто раньше благоденствовал, теперь унижен («...равноценные чистейшему золоту… сравнены с глиняною посудою...») (Плач 4. 1-2). Народ испытывает страшный голод: «...дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач 4. 3-5). Наказание, постигшее Иерусалим, «превышает казнь за грехи Содома» (Плач 4. 6). Князья народа, ранее блиставшие величием, теперь черны, и «не узнают их на улицах» (Плач 4. 7-8). Матери, обезумев от голода, поедали своих детей (Плач 4. 10). Так «совершил Господь гнев Свой» (Плач 4. 11). Во 2-й ч. пророк говорит о причинах гибели Иерусалима: все это случилось «за грехи лжепророков… за беззакония священников», проливавших кровь праведников (Плач 4. 12-16). Тщетной оказалась надежда народа на помощь союзников, которые не смогли спасти его. «Помазанник Господень», на кого надеялся народ, схвачен врагами (Плач 4. 17-20). Даже соседний Едом перешел на сторону врага и радовался погибели Сиона (Плач 4. 19). Но близок конец наказания «дщери Сиона», и тогда Бог воздаст Едому за его беззаконие (Плач 4. 22). Пятая песнь отличается от других не только отсутствием акростиха, но и жанром - она наиболее близка к общественным плачам Пс. 44; 59; 73; 78; 82. В Вульгате и Септуагинте ее предваряет надписание: «Молитва Иеремии пророка». Пророк просит Бога «призреть… на поругание» Израиля (Плач 5. 1). Народ лишился собственности и вынужден покупать даже воду для питья (Плач 5. 2-4). Бедствие, постигшее Сион, есть наказание за грехи мн. поколений (Плач 5. 7). Тяжело сносить оскорбления от надменных победителей, однако еще тяжелее видеть насилие и бесчестье, причиняемые ими женам и девам Израиля (Плач 5. 11). Враги не щадят ни юного, ни старика, «прекратилась радость сердца», глаза побежденных «померкли» (Плач 5. 12-18). В завершение И. п. пророк молится Богу об обращении народа к Господу и уповает на Его милость (Плач 5. 19-22). Богословские идеи

http://pravenc.ru/text/293616.html

27 Mathei]. 2) В подлиннике Евангелиста Матвея первоначальное указание было на пророка Захарию, но потом, по ошибке переписчика, вместо Захарии поставлен Иеремия. Вероятность этого мнения подтверждают тем, что в некоторых списках Евангелия нет указания на пророка Иеремию. [Lightfoot. Hor. Ad Matth. c.27. v.9 opp. t 2. p.384]. 4) Под одним именем – пророка Иеремии св. Матфей приводит два пророчества: одно из Захарии – о тридцати сребренниках, другое из Иеремии, сродное с первым по внутреннему смыслу (Иерем.гл.19). Пророк Захария получает от Бога повеление (по смыслу Евр. подлинника) положить получаемые тридцать сребренников прежде в храм Господень, а потом бросить их горшечнику [el haozer]. Думают, что этот горшечник жил в долине Еннон, близ храма, где, по всей вероятности, жил и тот, к которому был послан пророк Иеремия (Иерем.гл.18). Это было место ужаса и всеобщего отвращения [Lightf. орр. т.2 p.200]; ибо здесь совершались страшные преступления в честь идола Молоха. Пророк Иеремия разбил на этом месте сосуд (Иерем.19:2, 10) в знамение того, что Господь сокрушит люди сия (Иудеев), яко же сокрушается сосуд скудельный, иже не может к тому исцелитися (Иерем.19:11). Пророк Захария повергает сребренники сперва во храме, ибо они – цена Лица Божественного; потом бросает их на долине Еннон, через что напоминает Иудеем, как те преступления, которые они совершали в этой долине, так и то пророчество Иеремии, по которому Господь грозил им отвержением. Таким образом, Евангелист приводит два сродные между собою по смыслу пророчества: Иерем.19 гл. и Зах.11 : ст.13. Это мнение подтверждают тем, что 1) пророчество Захарии Евангелист приводит не подлинными словами, а высказывает только мысль, заключающуюся в обоих пророчествах, 2) Село скудельниче, купленное ценою крови Спасителя находилось именно в долине Еннон [Lightf. opp. t.2 p.690, in Act. Apost. c.1. v.19]; сребренники, поверженные Иудою предателем пред первосвященниками, употреблены ими на покупку того именно места, на котором грозная речь пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Церковь, правда, не благословила Апокалипсис для общецерковного чтения, но знала то, что защищала от ранних нападений даже внутри ее самой и одобрила вопреки объективно-авторитетным возражениям, для нее не менее веским и важным, чем позднейшие критические атаки. Разве обе стороны не могли заметить очевиднейших диссонансов, а Церковь не сумела сгладить и устранить их, хотя бы специальными научными трудами своих писателей? При таких условиях мы обязаны согласиться решительно, что в Апокалипсисе не предполагалось инкриминируемых противоречий, а усматривалась достаточная внутренняя солидарность. Можно ли найти примирение на этом пути, который, во всяком случае, должен быть исследован прежде всего, потому что нельзя рекомендовать разные радикальные ремонты без наличности неисправностей. Действительно ли последние – и в какой степени – налицо? Нам сообщается (XVI, 19), что «Вавилон великий воспомянут пред Господом» (μνσθη νπιον το Θεο). Значит, уже до этого с ним было дело, пока отложенное и как бы преданное забвению. Посему между двумя свидетельствами – не механическая коллизия, а взаимная связь предположения вторым первого. Выражено это не совсем обычно для нашего сознания, но Библия свободно говорит и о забвении (Пс. IX:13, 19, 33; XII, 2; LXXVI, 10; Ис. XL:27; XLIX, 14; Иерем. XXIII:39; Амос. VIII:7; Плач Иерем. V:20; Ос. IV:6), и о воспоминании (Быт. VIII:1; XIX, 29; XXX, 22; Исх. II:24; 1 Царств. I:19; XV, 2; Иов. XIV:13; Пс. XCVII:3; CVIII, 14; Иерем. XLIV:21; Плач Иерем. V:1; Апок. XVIII:5) Божием для антропоморфического оттенения той идеи, что тягостное для людей определение Божие как бы забывается по верховному снисхождению ради исправления и спасения человеческого, а за отсутствием ожидавшегося раскаяния и улучшения – воспоминается и приводится в действие. Эта разница между принципиально несомненным тезисом и его обусловленным фактическим применением принимается и для разбираемого случая у св. Андрея Кесарийского о Вавилонской каузе ς κ ληθς δι μακροθυμας ες μνμην λθοσης.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010