Всероссийский Собор это предложение одобрил. Во главе делегации был поставлен владевший укр. языком митр. Платон (Рождественский). В ее состав вошли бывш. товарищ министра исповеданий проф. С. А. Котляревский, религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой , свящ. Иаков Ботвиновский и К. Мирович. Делегации предстояло принять участие во Всеукраинском Соборе и провести переговоры с правительством Центральной рады и церковными орг-циями Украины с целью умиротворения церковной жизни. Получив сообщение об обращении ВПЦР «К украинскому народу», делегация немедленно выехала из Москвы в Киев. Опасаясь не добиться перевеса на предстоящем Всеукраинском Соборе, сторонники автокефалии предприняли ряд непоследовательных действий, в т. ч. попытались получить благословение Патриарха Тихона на проведение Собора. Патриарх принял для беседы прибывшую в Москву 12 дек. 1918 г. делегацию ВПЦР во главе со свящ. А. Марычевым. Впосл. в кругах укр. автокефалистов бытовало предание, что свт. Тихон якобы благословил членов рады на проведение Собора, однако подтверждающих этот факт документов не обнаружено. Напротив, согласно утверждению Харьковского митр. Антония (Храповицкого), Патриарх заявил, что об автокефалии Украинской Церкви не может быть и речи, но согласился на ее широкую автономию. Делегация представителей Патриарха и Всероссийского Собора прибыла в Киев, и 20 дек. 1917 г. митр. Платон официально уведомил митр. Владимира и всех правящих архиереев укр. епархий о проведении Всеукраинского Собора в Киеве. Делегатов на него предлагалось выбирать по той же схеме, что и на Всероссийский Собор: помимо епископата от епархиального города или уезда - священник, диакон (или псаломщик) и 3 мирянина, от Киевской ДА - 3 представителя, от семинарий, др. духовных учебных заведений и мон-рей - по 1. Позже было решено, что по 1 делегату на Собор направят и воинские части. Стремясь предотвратить влияние ВПЦР на работу Собора, митр. Платон уведомил раду, что Собор будет проведен на канонических основаниях - его созовут и возглавят епископы; члены ВПЦР могут принять в нем участие наравне с представителями др. церковных орг-ций Киева, за исключением лиц, участие к-рых в Соборе невозможно по каноническим причинам. Он резко осудил решение ВПЦР не признавать постановления Всероссийского Собора и прекратить поминовение Патриарха Тихона за богослужением. Владыка отмечал, что вопрос об автокефалии Украинской Церкви не имеет под собой канонических и исторических оснований, решить его можно лишь на основе свободного волеизъявления всей укр. паствы. Митр. Платон предупреждал о неоднозначном отношении к идее автокефалии в церковном народе, что было чревато расколом, и вновь повторял, что Украинская Церковь может ограничиться автономией с правом полного внутреннего самоуправления.

http://pravenc.ru/text/155554.html

- Какова история возникновения Патриарших приходов в США? - К 1917 году Русская православная епархия была уже серьезной церковной организацией со своими школами и православными братствами. По сути дела, во времена святителя Тихона - в начале XX века - мы видим в этой епархии - русской только по имени, по принадлежности к Русской Церкви - видим действительно реальную Поместную Американскую Церковь, которая имела любовь и попечение о православных людях разных национальностей, населявших Америку. Среди ее прихожан были и болгары, и сербы, и греки, и арабы, и румыны. 1917 год стал рубежным. Прекратилась финансовая поддержка из России, возник вопрос: как выживать? Начинают рушиться привычные связи с центром, возникает целый комплекс проблем. Скоро из России возвращается митрополит Платон (Рождественский), который ранее нес здесь служение в качестве правящего архиерея. Митрополит Платон, официально никем не назначенный, попросту бежал из России от гражданской войны. Опираясь на свой прежний авторитет, он вступает в управление епархией, а назначенный до него архиепископ Александр (Немоловский) вынужден был покинуть пределы Америки. Первое время митрополит Платон считал необходимым поддерживать связь и общение с архиереями Русского Зарубежья. К сожалению, почувствовав конъюнктуру, он пошел на поводу у тогдашних церковных сепаратистов, которые на церковных съездах потребовали для русской епархии права автокефального бытия... Стремление к обособленности оказалось сильным, а митрополит Платон не захотел ему противодействовать. Он вел себя двойственно: на Соборах в Америке соглашался с церковниками-сепаратистами, а приезжая для общения с архиереями РПЦЗ в Европу - заверял, что сто и т за единство Церкви, что возглавляемая им Американская митрополия нуждается лишь в несколько большей самостоятельности, поэтому статуса автономной ей вполне достаточно. Потом он совсем отказался поддерживать отношения с Зарубежной Церковью, и 19 декабря 1927 года появилась самопровозглашенная «независимая автономная и автокефальная» Американская Православная церковь. Она не имела общения ни с Московской Патриархией, ни с РПЦЗ, не была признана другими Поместными Церквями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Платон, епископ Владимирский и Яропольский (Петрункевич) Родился в 1700 году в городе Соснице Черниговской губернии в дворянской семье. Окончил Киевскую духовную академию. По окончании курса прибыл в Коломну, состоял при Коломенском епископе Вениамине (Сахновском, † 1743), которым был пострижен в монашество. Принимал участие в епархиальном управлении. В 1740 году возведен в сан архимандрита Севского Преображенского монастыря. С 9 мая 1742 года – архимандрит Владимирского Рождественского монастыря и член Святейшего Синода. 20 марта 1748 года хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского с оставлением членом Святейшего Синода. Скончался 16 апреля 1757 года в Москве. Погребен в Московском Крестовоздвиженском монастыре. В декабре 1757 года по указу Святейшего Синода гроб с телом епископа Платона был перевезен во Владимир и погребен в кафедральном соборе. Преосвященный Платон, по отзыву епархиальных историков, был архипастырь весьма деятельный, с твердою волею, с решительным, крутым характером. Памятниками его епархиальной деятельности остались основанная в 1750 году духовная семинария и архиерейский дом, построенный им в Рождественском монастыре. Особенно заботился преосвященный Платон о духовной семинарии, на которую затрачивал много своих личных средств и которую он всячески поддерживал. Труды: Указ-послание духовенству о достойном звания их поведении, 1756//Владимирские губернские ведомости. – 1879, 30. Слово на Преображение Господне. – М., 1742. Слово на день Полтавской победы. – М., 1743. Слово на возвращение императора из Киева. – М., 1745. Слово на Новый год. – М., 1746. Слово на день восшествия императрицы Елизаветы на престол. – М., 1746. Слово на день святого апостола Андрея. – М., 1746. Литература: Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1. – С. 50. Надеждин К. Очерк истории Владимирской семинарии//Владимирские епархиальные ведомости. – 1865, 1867, 1886, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После лихолетья гонений на Русскую Православной Церкви, мы радуемся о возрождении в последние годы ее мощной миссионерской деятельности, которая способствовала открытию тысяч храмов, монастырей, учебных заведений и множеству других форм церковного служения, которые всевозможно утешают и духовно окормляют людей, приобщая их к спасению во Христе. Радостно также видеть возобновление дореволюционной практики созыва Всероссийских миссионерских съездов, способствующих изучению, обсуждению и целенаправленности миссионерской деятельности Церкви. На миссионерском съезде в Москве в 1917 г. председательствовал митрополит Тифлисский, экзарх Кавказский Платон (Рождественский). Всего три года до этого, он вернулся из Америки, прослужив семь лет архиепископом Северо-Американским, где продолжал и развивал миссионерскую деятельность своих именитых предшественников святителей Иннокентия и Тихона. Позже, владыка Платон окончил свой земной путь в Америке, снова возглавляя Американскую Церковь, следуя в ней духу соборности Всероссийского Церковного Собора 1917-18 гг., где он был среди виднейших участников, и дальше развивая Поместный и миссионерский характер Американской Церкви. На миссионерском съезде 1917 г., владыка Платон сказал «Сейчас мы имеем свободу. Но добро будет лишь, если Русь будет православной, святой Русью. Миссионерский крест, это мученичество — к мученическому подвигу зовет нас Господь». Как видно, миссионерская деятельность и миссионерское видение Русской и Американской Церквей во многом взаимосвязаны. Надеюсь, что в будущем появится возможность организации совместных конференций или иного сотрудничества наших Церквей по миссионерским вопросам. Усердно молюсь да будет ваш съезд вдохновлен Духом Святым, подавая всем вам силы и мужество нести миссионерский крест мученичества, о котором говорил митрополит Платон, дабы миссионерское свидетельство Русской Православной Церкви, молитвами всех наших святых миссионеров подвижников, верно несло, с чуткостью таких миссионеров как святитель Иннокентий, благую весть Евангелия для спасения всех людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1320051.ht...

— Какова история возникновения Патриарших приходов в США? — К 1917 году Русская православная епархия была уже серьезной церковной организацией со своими школами и православными братствами. По сути дела, во времена святителя Тихона, в начале XX века, мы видим в этой епархии — русской только по имени, по принадлежности к Русской Церкви — действительно реальную Поместную Американскую Церковь, которая имела любовь и попечение о православных людях разных национальностей, населявших Америку. Среди ее прихожан были и болгары, и сербы, и греки, и арабы, и румыны. 1917 год стал рубежным. Прекратилась финансовая поддержка из России, возник вопрос: как выживать? Начинают рушиться привычные связи с центром, возникает целый комплекс проблем. Скоро из России возвращается митрополит Платон (Рождественский), который ранее нес здесь служение в качестве правящего архиерея. Митрополит Платон, официально никем не назначенный, попросту бежал из России от гражданской войны. Опираясь на свой прежний авторитет, он вступает в управление епархией, а назначенный до него архиепископ Александр (Немоловский) вынужден был покинуть пределы Америки. Первое время митрополит Платон считал необходимым поддерживать связь и общение с архиереями Русского Зарубежья. К сожалению, почувствовав конъюнктуру, он пошел на поводу у тогдашних церковных сепаратистов, которые на церковных съездах потребовали для русской епархии права автокефального бытия… Стремление к обособленности оказалось сильным, а митрополит Платон не захотел ему противодействовать. Он вел себя двойственно: на Соборах в Америке соглашался с церковниками-сепаратистами, а приезжая для общения с архиереями РПЦЗ в Европу, заверял, что стоит за единство Церкви, что возглавляемая им Американская митрополия нуждается лишь в несколько большей самостоятельности, поэтому статуса автономной ей вполне достаточно. Потом он совсем отказался поддерживать отношения с Зарубежной Церковью, и 19 декабря 1927 года появилась самопровозглашенная «независимая автономная и автокефальная» Американская Православная церковь. Она не имела общения ни с Московской Патриархией, ни с РПЦЗ, не была признана другими Поместными Церквями.

http://patriarchia.ru/db/text/3153930.ht...

Алма-Атинская (григ.) Анатолий Алма-Атинская (обн.) 29 .10(11.11).1927–10(23).10.1928: Капитон Лавров 11 .1928–09.1931: Мелхиседек Николев 12 .1931–12.1934: Михаил Трубин 1934–11(24).11.1936: Михаил Орлов 11(24).11.1936–26.09(09.10).1937: Вениамин Молчанов 1937–1943: 1943–1944: Анатолий Синицын Алма-Атинская (укр.) Георгий Кроткевич Алтайская 19 .08(01.09).1920–16(29).02.1926: Макарий Невский 16(29).08.1924–: Василий Дохтуров, в. у. Алтайская (обн.) –1923: Гавриил Воеводин 31 .05(13.06).1923–09(22).09.1923: Николай Чижов 08(21).07.1923–26.01(08.02) .1924: Макарий Торопов 19 .08(01.09).1923–1927: Александр Введенский 2 1926–: Александр Авдентов 25 .06(08.07).1928–1931: Анатолий Синицын 1931–1934: 03 .1934–25.06(08.07).1935: Григорий Климчук 1935–1936: Сергий Баженов Аляскинская 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Филипп Ставицкий 1920–1927: 1927–1930: Алексий Пантелеев 29 .09(12.10).1930–1934: Антоний Покровский, заруб. 1934–06(19).04.1939: Антоний Покровский, заруб., паки –1946: Алексий Пантелеев Аляскинская (заруб.) Иоанн Шаховской Аляскинская (обн.) 1923–1923: Иоанн Кедровский 1923–1925: 1925–: Владимир Александров –1933: 1933–1934: Амвросий Райнис Американская 30 .07(12.08).1914–1918: Евдоким Мещерский 1917–1921: Александр Немоловский, в. y., в третий раз 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Платон Рождественский, в. у. Стефан Дзюбай, в. у. 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Платон Рождественский, паки 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Вениамин Федченков Американская (заруб., автоном.) 1924–1934: Платон Рождественский 1934–1950: Феофил Пашковский Американская (обн.) 1923–1934: Иоанн Кедровский 1934–05.1944: Николай Кедровский Амурская см. Благовещенская Амурская (обн.) 1930–19.03(01.04).1931: Константин Знаменский 1932–12(25).10.1933: Владимир Сычёв. в. у. Ананьевская 16(29)05.1921–27.11(10.12).1925: Парфений Брянских Андреевская (обн.) 13(26).05.1925–05.1926: Мелхиседек Аверченко Аргентинская и Южно-Американская 1943–07 1952: Феодор Текучев Ардатовская 08 .1922–1922: Иувеналий Мошковский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Члены Совета государственного объединения, а также другой общественно-политической организации – Национального центра – составляли Особое совещание при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России. Находясь в должности протопресвитера, отец Георгий Шавельский стал членом СГОР. Туда же входили бывшие депутаты Государственной думы, члены Временного правительства, представители высшего православного духовенства, крупные предприниматели, в частности член ЮВРЦС князь E. Н. Трубецкой 18 . Собрание состоялось в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого). Председательствовал митрополит Платон, секретарем являлся известный общественный деятель, член Союза русских национальных общин В. М. Скворцов. В нем приняли участие: митрополит Херсонский Платон (Рождественский), архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), архиепископ Екатеринославский Агапит (Вишневский), епископ Кубанский Иоанн (Левицкий), протопресвитер Георгий Шавельский , протоиерей профессор А. П. Рождественский, протоиерей В. Свенцицкий , князь E. Н. Трубецкой, граф В. В. Мусин-Пушкин, представители Вооруженных сил – полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов и др. 19 На организационном собрании выступили: протопресвитер Г. Шавельский , митрополит Платон, архиепископы Димитрий и Агапит, епископ Иоанн, протоиерей А. Рождественский , E. Н. Трубецкой, В. В. Мусин-Пушкин, В. М. Скворцов. Официальным поводом к собранию, как зафиксировал протокол, было объявлено обсуждение особых мер пастырского окормления на фронте и в тылу 20 . Протопресвитер Г. Шавельский рассказал собранию о намеченных в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения духовно-просветительных мероприятиях: оживление пастырской деятельности, вовлечение в эту деятельность духовенства из беженцев, организация популярных научных и богословских лекций, издание и распространение религиозно-нравственной и апологетической литературы. Эти мероприятия должны осуществляться на территории нескольких епархий, поэтому он считал учреждение единого церковного управления для этих епархий «канонически неизбежным».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

.. Желаю всех Вас обнять, лично с Вами побеседовать. Но, видно, это возможно для нас лишь вне условий земной нашей многоскорбной и суетной жизни. Простите и помолитесь. Господь да поможет Вам нести крест изгнания». Совет митрополита Сергия не помог: 1926-й стал годом трагического разделения русской эмиграции. От Русской Зарубежной Церкви отделились митрополит Евлогий (Георгиевский), управлявший русскими приходами в Западной Европе, и митрополит Североамериканский Платон (Рождественский). Митрополит Евлогий, ранее отказывавшийся от главенства в РПЦЗ, с 1924 г. стал претендовать на власть, мотивируя свои права указом патриарха Тихона 348 от 1922 г. Конфликт привел к тому, что митрополит Евлогий покинул заседания Архиерейского Собора 1926 г. Другой отделившийся иерарх, митрополит Платон (Рождественский), вступил в конфликт с Зарубежным Синодом из-за разного понимания пути Североамериканской митрополии. Если Синод хотел сохранять митрополию в составе РПЦЗ вплоть до падения большевизма, то митрополит Платон считал необходимым провозгласить автокефалию в Америке. Детройтский Собор 1924 г. принял соответствующее решение. Это и привело к разрыву, который также совершился на Архиерейском Соборе 1926 г. § 2. Структуры русской церковной эмиграции в 1927–1936 гг. Русская Зарубежная Церковь Православие стало главным связующим звеном для русской эмиграции. На всех континентах открывались приходы и епархии, основывались монастыри, появлялись свои подвижники. Центром Русской Зарубежной Церкви стал городок Сремские Карловцы. Здесь в нескольких комнатах патриаршей резиденции проживал митрополит Антоний, здесь же проходили заседания Архиерейского Синода. Помимо главы РПЦЗ в заседаниях принимали участие иерархи, проживавшие в Югославии, – епископы, а затем архиепископы Гермоген (Максимов), Гавриил (Чепур), Сергий (Петров), Феофан (Гаврилов). Другие архипастыри РПЦЗ, прибывавшие в Югославию по делам, также участвовали в заседаниях в качестве полноправных членов. Особую миссию взял на себя епископ Курский Феофан (Гаврилов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 марта 1922 г. Священный Синод Константинопольской Церкви по предложению Патриарха Мелетия IV принял решение «об обязательном и исключительном подчинении» Константинопольской Патриархии всей православной диаспоры. Вслед за тем Константинопольский Синод взял обратно у Синода Элладской Церкви право юрисдикции над православными греческими приходами в Северной Америке и перевел их под омофор Патриарха Константинопольского. Впоследствии из Североамериканской епархии выделялись и другие нерусские эмигрантские приходы, образуя отдельные епархии в составе поместных православных Церквей своих национальностей. Так происходил процесс дробления Американской Церкви на сообщество юрисдикций.    В сентябре 1922 г. состоялся III Всеамериканский церковный Собор клириков и мирян, избравший митрополитом Американским и Канадским Платона (Рождественского). Митрополит Платон был утвержден в этой должности Карловацким Синодом. Патриарх Тихон в сентябре 1923 г. издал указ о назначении Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией.    В конфликте между митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием, разгоревшемся после Карловацкого Собора, митрополит Платон был на стороне владыки Евлогия, оспаривая права Карловацкого Синода на высшую церковную власть в диаспоре, и в связи с этим, а также в условиях отсутствия нормальных сношений с Московской Патриархией в делах текущего церковного управления держался вполне самостоятельно.    После освобождения Патриарха Тихона из-под ареста и его заявлений о лояльности советскому режиму митрополит Платон и подведомственное ему духовенство в Америке выступили с рядом политических заявлений и в церковной печати, и даже с амвона. Вынужденный реагировать на них, 16 января 1924 г. Патриарх Тихон издал указ следующего содержания:    «Ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях Североамериканского митрополита Платона (Рождественского), направленных против советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви, постановляем: 1) уволить митрополита Платона от управления Североамериканской епархией со дня объявления настоящего Нашего распоряжения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После освобождения патриарха Тихона из-под ареста и его заявлений о лояльности советскому режиму митрополит Платон и подведомственное ему духовенство в Америке выступили с рядом политических заявлений и в церковной печати, и даже с амвона. Вынужденный реагировать на них, 16 января 1924 г. патриарх Тихон издал указ следующего содержания: «Ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях североамериканского митрополита Платона (Рождественского), направленных против советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви, постановляем: 1) уволить митрополита Платона от управления Североамериканской епархией со дня объявления настоящего Нашего распоряжения. 2) Иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, коему и предписать объявить настоящее мое распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной мною ему инструкции. Предложить митрополиту Платону (Рождественскому) прибыть в Москву, в Наше распоряжение». Этот указ не был, однако, официально выслан митрополиту Платону, и это обстоятельство помогло ему в отстаивании имущества епархии, в том числе церквей и даже Свято-Никольского собора в Нью-Йорке, от посягательств со стороны назначенного в Америку обновленцами лжемитрополита Кедровского. Если бы указ патриарха Тихона был официально отправлен, шансы Кедровского на выигрыш процесса, который он вел в американском суде, могли бы вырасти; однако он проиграл процесс 23 декабря 1924 г., когда его иск был отвергнут американским апелляционным судом. В апреле 1924 г. под председательством митрополита Платона в Детройте состоялся 4 Собор Американской митрополии, на котором была провозглашена временная автономия Церкви на период до урегулирования взаимоотношений между Церковью и государством в СССР. На Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах в октябре 1924 г. митрополит Платон заявил, что временная автономия его архиепископии не является автокефалией и не означает разрыва с патриархом Тихоном. В тот момент Собор поддержал митрополита Платона в особом обращении к американской пастве. Но митрополит Платон демонстрировал независимость от зарубежного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010