Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

1. Св. Ангелы возносят сегодня Богу славу в вышних, величают Его, прославляют за Его бесконечную любовь к людям, отдающую Сына Своего единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 15 ). Они в славословии свидетельствуют о тех великих страданиях, которые понесет за нас Сам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы не страдали вечно, а получили нескончаемое вечное счастье. Закон правды требовал наказать преступника. И если бы действовала только Правда Божия, то мы бы погибли духовно. Никто, даже самые великие праведники, не могли взять на себя грехи всего человечества. Это совершил и совершил добровольно по Своей безграничной любви Сын Божий Спаситель. 2. В рождественскую ночь Ангелы воспели также: «...и на земле мир». Понятие мира многообразно. Есть мир внешний. Это мир между родителями и детьми, мужем и женой, между соседями и целыми странами, – короче: всякое согласие между людьми, братство, мирное сожительство. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», – говорил Господь Своим ученикам накануне страдания ( Ин. 14, 27 ). Есть и другой мир, также оставленный Спасителем ( Ин. 20, 19 ). Это мир внутренний, мир с Богом и со своей совестью, очищенной от всякой греховной скверны. Раскрывая это понятие мира, митрополит Московский Платон говорит, что в рождественскую ночь Ангелы воспели как бы так: «Слушай, вся земля! Вонми, вся поднебесная! Весь человеческий род! Благовествуем всем вам мир. Вы были враги Богу: своими без числа преступлениями... беззакониями... пороками... Но ныне... разделяющая вас от Бога преграда разрушилась; ныне небеса отверсты, и пламенное оружие, двери райские стерегущее, далеко бежит; ... ныне с вами Бог примиряется. Воззрите на лице Его: уже оно к вам сияет отеческой любовью; Он Сам идет (в тексте: «бежит» – К.С.) к вам на сретение и подъемлет руки на объятия вас... готовит славный пир, и понеже хотел ознаменовать, сколько любит вас, то не изобрел лучшей для вас пищи, как угощать вас даже Телом Своим, напоевать даже Кровью Своею. Таково состояние не есть мир, мир незаслуженный, мир пречудный, мир бесценный, когда толико непостижимого величества Бог снисходит к человеку, к персти, брению и ничтожеству? Это видя, – глаголют Ангелы, – мы... не могли удержаться, чтобы не воспеть мир на земле и этим пением огласить небо и землю, воздвигнуть весь человеческий род» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Исправляющий должность доцента Московской академии Глаголев, по получении им степени магистра богословия, утвержден в звании доцента, а потом – в звании экстраординарного профессора. Исправляющие должность доцентов С.-Петербургской академии Рождественский, Московской – Спасекий и Казанской – Писарев утверждены в звании доцентов. Доцент Киевской академии Титов рукоположен во священника Киевской Андреевской церкви и с кафедры же общей гражданской истории перемещен на кафедру русской церковной истории, на кафедру же общей гражданской истории назначен лектор английского языка, кандидат богословия Мухин со званием исправляющего должность доцента и с оставление в должности лектора английского языка. Определены на службу: в звании доцента, по кафедре новой гражданской истории в Московской академии, магистр богословия, помощник инспектора той же академии Андреев; в звании исправляющих должность доцентов – кандидаты богословия: в С.-Петербургской академии – по кафедре догматического богословия Ленорский и по кафедре библейской истории профессорский стипендиат Быстров; в Киевской академии – по кафедре нравственного богословия профессорский стипендиат иеромонах Платон (Рождественский) и по кафедре истории философии преподаватель Подольской духовной семинарии Кудрявцев: в Казанской академии – по кафедре русской церковной истории профессорский стипендиат Покровский – по кафедре педагогики и пастырского богословия казанский епархиальный наблюдатель церковных школ священник Дружинин, и по кафедре греческого языка – Родников. Кроме того, в Киевской академии определены лектором французского языка преподаватель Киевской 1-й гимназии Регаме, в Казанской – практикантом арабского языка сирийский араб, кандидат богословия, Жузе и практикантом в татарском разговорном языке священник кладбищенской г. Казани церкви Егоров. Оставили службу в академиях: в С.-Петербургской – заслуженные ординарные профессора Катанский и Елеонский и нештатный преподаватель по кафедре русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы заслуженный профессор Императорского С.-Петербургского университета Ламанский; в Киевской – заслуженный ординарный профессор, Киевский городской голова, Сольский и лектор французского языка Тарасевич; в Московской – заслуженный ординарный профессор академии и ординарный профессор Императорского Московского университета Лебедев и заслуженный экстраординарный профессор Смирнов; в Казанской – заслуженный ординарный профессор, доктор богословия и доктор церковной истории, член-корреспондент Академии Наук Знаменский (состоявший с конца 1895 года сверхштатным), исправляющий должность ординарного заслуженный профессор Некрасов, экстраординарный профессор протоиерей Смирнов и практикант в калмыцком разговорном языке Бадмаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Фото: pxhere.com Впечатлений слишком много, чем же наполнить себя? Рождественское письмо Архимандрит Савва (Мажуко) — о том, как освободить место для главного 5 декабря, 2020 Архимандрит Савва (Мажуко) — о том, как освободить место для главного Фото: pxhere.com В нашем мире есть книги и цветное телевидение, интернет и мобильные телефоны. Все эти технологии мне и вам по душе. Но впечатлений слишком много! И если спрашивать мою душу, она, возможно, вот так же закричит, пытаясь защититься от избытка образов, сведений и звуков. И тут же радостно и мучительно набросится на новый ролик в интернете, смешную картинку, забавную историю, свежую сплетню, срочную новость, от которой «содрогнулся весь мир». О том, чем мы наполняем разум и сердце, рассуждает архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко) Знатоки утверждают, что первые три дня после смерти можно будет путешествовать — лети, куда душе угодно! Мечтали вы, скажем, побывать в Париже, но не довелось, можете смело планировать на смерть, чтобы не отвлекаться от прижизненных забот. Хотя покойный Платон не был столь оптимистичен. Он полагал, что чем сильнее душа привязывается к телу, тем больше она прибавляет в весе, тяжелеет, становится неповоротливой, и тут уже не до душевных полетов. От общения с плотью дух оплотняется, дебелеет и, выбравшись со смертью из тела, не то что летает, но двигается с трудом, и вынужден бродить угрюмо среди могил и надгробий ( Федон 81d-e). Что кладбища полны привидений, известно даже ребенку, но бояться их не стоит: эти призраки вас не догонят, у них самих одышка. Проблема ожирения у привидений до сих пор не решена. Поневоле задумаешься: каким призраком стану я? Оказывается, даже в очень стройном теле может обитать дух с целлюлитом, а в благодушном толстячке — душа с повышенной летучестью. Из одного тела душа легко метнется в небеса, из другого — вывалится с глухим грохотом, как мешок картошки. Полнеют души не только от пристрастия к телесным удовольствиям. Не пироги и ватрушки повинны в избыточном весе! Они сами первые жертвы! Они невинны, как весенние цветы! Видимо, так устроен человек, что тело иногда принимает на себя избыток того, чем переполнена душа.

http://pravmir.ru/vpechatlenij-slishkom-...

В октябре 1891 года в Санкт-Петербургской духовной академии встал вопрос о замещении освободившихся кафедр Русской гражданской истории и Священного Писания Нового Завета. С кафедрой русской гражданской истории вопрос был решён достаточно быстро – её занял преподаватель Литовской духовной семинарии Платон Жукович 15 , 16 . Относительно же кафедры Священного Писания Нового Завета, освободившейся после уволившегося по состоянию здоровья профессора протоиерея В.Г. Рождественского , возникли разногласия. Ректор академии, Преосвященный Антоний (Вадковский) , епископ Выборгский 17 , в качестве кандидата на кафедру выдвинул преподавателя Воронежской духовной семинарии, магистра богословия, Н.Н. Глубоковского . Экстраординарный профессор духовной академии В.В. Болотов в качестве кандидата на кафедру предложил А.П. Рождественского, преподававшего в это время в Великих Луках. Кроме того, вакантную кафедру хотел ещё занять преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии, магистр богословия, А.А. Бронзов , подавший прошение ректору академии о включении его кандидатуры в голосование. Болотов, выступавший против занятия кафедры Священного Писания Нового Завета Глубоковским, противопоставлял «звезде» Глубоковского – «огонёк» научной жизни, который «так непритязательно, но так чисто, так бездымно» горел, по его словам, в А.П. Рождественском, отмечал его «ясность взгляда и простоту понимания» 18 . Вероятно, на исход голосования повлияли авторитет и доводы профессора Болотова, поскольку большинство членов Совета академии проголосовали именно за А.П. Рождественского. Однако через десять дней, 21 октября, последовала резолюция Высокопреосвященнейшего Палладия (Раева) , митрополита Санкт-Петербургского, о том, что на кафедру Священного Писания Нового Завета назначается Н.Н. Глубоковский , как «более соответствующий службе при академии» 19 . В феврале 1892 года А.П. Рождественский перевёлся из Великолуцкого в Псковское духовное училище, где продолжил преподавание русского и церковно-славянского языков 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

После одного из обедов, поблагодарив Государя за высокое назначение, я прямо спросил его: повелит ли он мне теперь жить в Петрограде, или, оставаясь в Ставке, от времени до времени наезжать туда для участия в заседаниях Синода? – Ваше главное дело в армии. Поэтому вы должны оставаться в Ставке, а в Синод будете наезжать, – ответил Государь. Я еще раз поблагодарил его. В начале ноября я впервые участвовал в заседаниях Синода. Начало новой синодальной сессии совпадало с рядом крупных перемен в иерархии русской церкви. Умер Киевский митрополит Флавиан; на его место 23 ноября 1915 г. был переведен Петроградский митрополит Владимир; на Петроградскую кафедру был назначен экзарх Грузии, архиепископ Питирим, а на место последнего (5 дек. 1915 г.) – Кишиневский архиепископ Платон. Каждое из этих назначений требует особых пояснений. Перевод первенствующего члена Св. Синода Петроградского митрополита на Киевскую кафедру был фактом небывалым в истории русской церкви. Его не могли понимать иначе, как опалу. Так и было на самом деле. Нельзя отрицать, что назначение митрополита Владимира на Петроградскую кафедру было совсем неудачным. Безукоризненно честный и прямой, но не блиставший ни наружным видом, ни ученостью, ни гибкостью ума, ни даром слова, ни уменьем держать себя в высшем обществе, простой и непосредственный, – он оказался серым и невзрачным для северной блестящей столицы. Он еще более проигрывал, когда его сравнивали с его предшественником – образованным, умным, воспитанным, тонким и элегатным миторополитом Антонием (Вадковским) . Рассказывали, что при первом же посещении на Рождественских Святках 1912 года царской семьи, он произвел на нее тяжелое впечатление своей угловатостью и простоватостью. Указанные недостатки не помешали бы, однако, митрополиту Владимиру оставаться на Петроградской кафедре, если бы тут не примешалось другое. Митрополит Владимир открыто стал на сторону врагов Распутина. А затем он же выступил главным обвинителем распутинского друга епископа Варнавы в известном нам уже деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

176. Всемирная история, под ред. Е.М.Жукова и др.: т. 1. — М., 1956,с.473–596. 177. Всеобщая история искусства, под ред. Л. Д. Чегодаева: т. Г. — М., 1956:с. 51–128. 178. Древний Восток: Книга для чтения, под ред. В. В. 1953. — 224 с. 179.  Дьяконов И. М. Народы древней Передней Азии//Труды Института этнографии: т. 39. — 1958:с. 5–72. 180.  Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. — М., 1969. — 492 с. 181.  Дюкурдэ Г. История цивилизации от древнего до настоящего времени/Пер. с франц.: т.1. — М., 1898. — 354 с. 182.  Гельвальд. История культуры/Пер. с нем.: т. 1. — СПб., 1898. 183.  Гоммель Ф. История древнего Востока/Пер. с нем. — СПб., 1905. — 152 с. 184.  Кольб Ф. История человеческой культуры/Пер. с нем.: т. 1. — Киев, 1899. 185.  Конрад Н. И. (ред.), Брагинский И. С., Позднеева Л. Д. Литература древнего Востока. — М., 1971. — 411 с. 186.  К.орелин М. История древнего Востока. — М., 1901. — 371+IV с. 187.  Ленорман Ф. Руководство к древней истории/Пер. с франц. — Киев, 1876–1878. 188.  Масперо Г. Древняя история народов Востока/Пер. с франц. — М., 1911. — 714с. 189.  Майер Э. Экономическое развитие древнего мира/Пер. с нем. — М„ 1910. — 108 с. 190.  Нёльдке Т. Семитские языки и народы. — М., 1903. — XV+164 с. 191.  Платон (Рождественский), en.. Древний Восток при свете Божественного Откровения. — Киев, 1898. — 671-T-VI с, 192.  Ренан Э. Место семитских народов в истории цивилизации. — М., 1888. — 32 с. 193.  Струве В. В. История Древнего Востока. — М., 1941. — 483 с. 194.  Тураев Б. А. История Древнего Востока: т. 1–2. — Л., 1937. — XII+338:321 с. 7. Ассирия и Вавилон. 195.  Белявский В. А. Война Вавилонии за независимость (627–605 гг. до н.э). и гегемония скифов в Передней Азии//Исследования по истории стран Востока. — Изд. ЛГУ. — 1964. — С.93–128. 196.  Его же. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М., 1971. — 319 с. 197.  Бенцольд К. Ассирия и Вавилония/Пер. с нем. — СПб., 1904. — 143 с. 198.  Боскавен Ч. Религия Вавилона/Пер. с англ.//РВТ, 15:с. 15–26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

По его мнению, «при желании законодательной церковной власти можно вызвать в жизни академической еще весьма обильный источник религиозного одушевления, даже теперь, после всех непростительных ошибок, допущенных в отношении последней» 2193 . В числе таких ошибок он указывал на небрежность и неразборчивость Синода в назначении ректоров: из восемнадцати ректоров, назначенных за последние 24 года (то есть с введения устава 1884 г.), только восемь могли быть признаны им удовлетворительными, «и притом при самой снисходительной критике» 2194 . «Отчет» архиепископа Антония, в котором прозвучал тон барина, усмирявшего позволивших себе слишком большие вольности «мужиков», вызвал «вынужденный ответ» со стороны группы профессоров КДА, считавших себя обязанными защитить честь не только родной школы, но и академий в целом, поскольку «Отчет» использовался печатью «как обвинительный акт против всех духовных академий» 2195 . В «Ответе» Киевской академической корпорации, подписанном 14 профессорами во главе с ректором епископом Феодосием 2196 , опровергался ряд наиболее важных обвинений (в частности, в противоцерковном направлении), выдвинутых архиепископом Антонием, указывалось на противоречия, а также некритическое или недобросовестное использование документов, и, мягко говоря, неправду «Отчета» в целом. Архиепископ Антоний был наименован «личным недругом» Академии 2197 . Бывший ректор КДА архиепископ Платон (Рождественский), обвиненный ревизором в допущении анархии в Академии, подал заявление в Синод с протестом против столь несправедливых заявлений, порочащих и его как ректора, и возглавляемую им академическую корпорацию 2198 . Под «Ответом» отсутствовали подписи «правых», в том числе С.Т. Голубева , В.Ф. Певницкого , Д.И. Богдашевского. Последний писал по поводу «Ответа» профессору КазДА И.С. Бердникову : «Хотя наши кадеты много сотворили зла и много его еще и ныне творят, а все-таки я одобряю их настроение подвергнуть разбору отчет Антония, дать ему хороший отпор» 2199 . А спустя несколько месяцев (в марте 1911 г.) посылая И.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Персидские легенды рассказывают, что Зороастр для убеждения персидского царя в своем высшем посланничестве позволял лить себе на грудь расплавленную медь и оставался при этом невредим и т. п. Сам Зороастр, по-видимому, больше был вынуждаем к подобным мнимым чудесам своими соотечественниками, чем сам чувствовал к ним расположение. Одно персидское предание влагает в уста Зороастра изречение, что самое учение его есть чудо, не нуждающееся в подтверждении через внешние чудеса. Зороастр пользовался за свои умственные качества уважением не только своих соотечественников, но и других народов. Даже греки, которые высказывали презрение к чужестранцам, признавали в Зороастре мудреца. Так отзывается о нем сам Платон (в «Алкивиаде»). Восточные народы приписывали Зороастру важный эпитет «раджа» – мудрец. Это прозвание усвояют ему и магометане, несмотря на свое отвращение к его религии. За всем тем, как в умственном, так особенно в нравственном отношении, Зороастр является в самих персидских сказаниях о нем не чуждым некоторых важных недостатков, несовместимых с понятием об истинном божественном посланнике. Особенно в последнее время его жизни, по некоторым из этих сказаний, проявлялись неблагоприятные черты в его характере: мстительность, фанатизм и склонность к суеверию. Раздраженный против туранского царя, который не хотел принимать его учения, Зороастр, вооружив против него персидского царя Дария, был виновником жестокой кровопролитной войны, в которой, по некоторым преданиям, и сам погиб. По тем же преданиям он желал умереть от громовой стрелы (от молнии), откуда видно, что он разделял суеверное почтение своих соотечественников к огню. Смерть от удара молнии персы считали признаком особенного благоволения богов. По свидетельству древних греческих писателей, персы имели обширную религиозную литературу; объем одной персидской Зенд-авесты в древности простирался до 21 книги. Эти книги кроме религиозного и нравственного учения заключали в себе астрономические сведения, историю и государственное законодательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

По его мнению, «и православные церкви, желая более детальной, отчетливой формулировки догматических верований англиканства, достаточно признали свою близость в благоприятном сужденьи о центральном пункте насчет законности и действительности англиканской иерархии» 3200 . Глубоковский внимательно следил за богословской литературой на английском языке, высоко оценивая ее научные достоинства и помещая отзывы на страницах русской печати. С 1895 г. он состоял в оживленной переписке с одним из активнейших деятелей Англиканской Церкви И. В. Биркбеком, «много, плодотворно и благородно» трудившимся на поприще сближения англиканства с православием и не раз приезжавшим с этой целью в Россию 3201 . После кончины Биркбека Глубоковский написал о нем большую статью, причислив его к «светочам» человечества и «творцам христианского братства», служившим великой миссии «водворения всецелого христианского объединения» и «христианской солидарности» 3202 . Столь же сочувственно Глубоковский относился к идее созыва Всемирного христианского конгресса по вопросам «веры и церковного устройства» («Faith and Order»), выдвинутой в 1910 г. представителями Американской епископальной церкви на Всемирной конференции в Эдинбурге 3203 . С этой целью в разных странах были созданы специальные комитеты, «православно-русский» возглавил архиепископ Платон (Рождественский), привлекший в помощь себе некоторых профессоров духовных академий, в числе их и H. H. Глубоковского 3204 . Глубоковский положительно оценивал разностороннюю деятельность созданной в Эдинбурге «соединенной комиссии», о деятельности которой поместил заметку на страницах петербургского еженедельника «Церковный вестник» 3205 . Он поддержал и самый принцип, положенный в основание процесса междуцерковного единения, – честное изложение и полное обсуждение того, «в чем мы разделяемся, а также и того, в чем сходимся» 3206 . В 1913 г. в Нью-Йорке был основан специальный богословский журнал «The Constructive Quarterly», призванный дать всем христианским исповеданиям возможность представить «объективное, чуждое полемики, изложение касательно себя и дать освещение разных жизненных и научных вопросов со своей конфессиональной точки зрения» 3207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010