После архиеп. Питирима Грузинским экзархом был назначен архиеп. Платон (Рождественский ; 5 дек. 1915 - 13 авг. 1917; позже митрополит Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказский). В 1916 г., в его предстоятельство, при Комитете по сбору пожертвований была открыта мастерская, где работали раненые воины (Сакартвело. 1916. 184. С. 3). При церквах и мон-рях Г. Э. действовали приюты для детей-сирот, лечебные стационары и др. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23179. Л. 6). При епархиальных комитетах были созданы специальные миссии, к-рые должны были снабжать военные части и госпитали церковной лит-рой, иконами и крестами (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Антивоенная пропаганда политических партий привела к увеличению случаев дезертирства с передовых позиций: в Закавказье за все время первой мировой войны дезертировали 3441 чел. 10 февр. 1916 г. экзарх Платон получил от обер-прокурора Синода особое поручение принять чрезвычайные меры для военного призыва (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 56924). Задачей военного духовенства было поднятие боевого духа в армии, для чего проводились проповеди о воинском долге, агитация против политических партий. Специально созданные «духовные отряды», состоящие из духовенства, встречали поезда и раздавали бойцам молитвенники, кресты, иконы. Духовенству, служащему в военных частях, давалась помощь от доходов Церкви. Их земли безвозмездно обрабатывались, семьи получали финансовую поддержку и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 59405. Л. 1; Ед. хр. 27066. Л. 2). Г. Э. повышал оклады духовенству. В 1915 г. в казне комитета было собрано 51 070 р. 37 к., в 1916 г.- 53 477 р. (ДВГЭ. 1916. 19. С. 195). В сборе средств принимали участие и научно-образовательные учреждения Г. Э. В 1916 г. ими было собрано 1384 р. 7 к. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 64555. Л. 1). В комитет поступали пожертвования от духовенства, с к-рого удерживали 2% от жалованья. Мон-ри и церкви должны были ежемесячно отчислять пожертвования (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 54406. Л. 1; Ф. 488. Ед. хр. 26424. Л. 1; Ед. хр. 24173. Л. 80). При комитетах также действовали мастерские, где работали раненые солдаты.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Поэт Исаия и пророк Вергилий — такие разные и такие гениальные, но говорили будто об одном. И греки, и римляне вдумчиво читали туманные книги сивилл и находили в них знаки и предсказания о рождении Избавителя. Мудрейший Платон так ясно говорил об истине, что первые христиане и правда верили, что он все подсмотрел у Моисея. Израильские пророки писали о людях, сидящих во тьме и тени смертной, а Платон говорил о пещере иллюзий, в которых живет человечество, и о подлинном свете, к которому надо прорваться, воспитывая зрение, — и не случайно тут про целебный звездный свет: Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет ( Государство VII, 516 b). И разве не пророчество об искупительной жертве его слова о мудреце, который из жалости к людям попытается спасти хотя бы одного от мрака пещеры: О нем бы стали говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки? ( Государство VII, 517 a). Чтобы понять всю драматичность ожидания Избавителя, современному человеку следует погрузиться в древние тексты и исследования. Правда, есть и другой путь: волнение о приходе Искупителя сродни той тревоге о рождении антихриста, которой болеет наше время. Мы так же чутко вглядываемся в признаки пришествия последнего врага, как древние иудеи и римляне всматривались в знамения прихода Спасителя. Два самых ярких знамения Мессии — звезда и цветок. Кто первым заметил звезду Рождества? Нет, не волхвы! Был человек, который увидел вифлеемскую звезду на четырнадцать столетий раньше персидских магов. Звали его Валаам. Падающий пророк Провидец Валаам — фигура трагическая. Ему было дано видеть многое, но сам он был человеком слабовольным и малодушным и, похоже, сам это прекрасно понимал:

http://pravmir.ru/czvety-i-zvezdy-rozhde...

Таким образом, хотя и являясь «частным богословским мнением» 516 , учение святителя Феофана Затворника о душе мира, тем не менее, всецело принадлежит православной традиции церковного богословия. 464       Пимен (Хмелевской), архим. Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова : машинопись. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1957. С. 62. URL : theophanica.ru/catalog/arhim.Pimen_ (Hmelevskoy).pdf 467       Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М. : Ин-т русской цивилизации, 2009. С. 506. 468       Личность адресата святителя была установлена сотрудниками Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . Доклад о семействе Шишковых как адресатах святителя Феофана был представлен д. филол. н. В.В. Кашириной на VII Семинаре студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника » в рамках XXV Международных Рождественских чтений (г. Москва, 26 января 2017 г.). 469       Так, учение Платона о возникновении мира, развитое им в диалоге «Тимей», в изложении А.Ф. Лосева , «содержит концепцию космоса как живого существа, одаренного умом. Тут мы видим целую иерархию принципов – ум, душа, тело, что по отношению к космосу дает космический ум, космическую душу и космическое тело. Тело космоса, таким образом, одушевлено и одарено умом, т.е. космос есть живое, разумное существо, созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Диалектика космоса, следовательно, строится так, что ум-мудрость, к которому пришел Платон в «Филебе», переходит в свое инобытие, становится душой, а душа, переходя в свое инобытие, становится космическим телом. Но для этого надо, чтобы космос был подражанием не отдельному, но универсальному живому существу, живому существу в его идее». См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3./пер. с др.-гр.; общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. (Филос. наследие).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда вздумаешь насмехаться над другими, обратись к самому себе: нет ли в тебе самом того, над чем хочешь смеяться, ибо самолюбие прикрывает многое, что стоит еще большей насмешки (Платон). Лучше бросать камень напрасно, чем пустые слова. – Удар меча легче удара языка: тот ранит тело, а этот душу (Пифагор). Легче удержать горящий уголь на языке, нежели тайну (Сократ). Только неблагородный способен в глаза хвалить, а за глаза злословить (Сократ). Из диких зверей кусается более всех ябедник, а из домашних – льстец (Диоген). Скорее можно довериться коню необузданному, нежели слову необдуманному (Феофраст). Для того нам дано два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили (Зенон). Лгуны приобретают ту выгоду, что когда они и правду говорят, то им не верят (Аристотель). Больше верь своим очам, нежели чужим речам (Сократ). Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу. Чем больше завидуешь, тем больше становишься причиною добра для того, кому завидуешь (Периандр Коринфский). Железо съедается ржавчиной, а завистник своим нравом (Антисфен). Завистники тем более несчастны, что кроме своего несчастья сокрушаются еще о чужом счастьи. – Злые радуются не столько своему счастью, сколько чужому несчастью (Феофраст). Язык, чрево и похоти обуздывай. – Виноград приносит три грозда: первый – удовольствия, второй – опьянения, третий – неприятности. – Первый бокал пьют для здоровья, второй для удовольствия, третий ради наглости, а четвертый ради безумия (Анахарсис). Вино без меры и мудреца делает легкомысленным. – Золото люди сведущие узнают на огне, а ум человека показывает себя через вино (Феогнид Мегарский). Юноши до 18 лет не должны пробовать вина, ибо не следует к огню прибавлять еще огня. Затем до 30 лет можно умеренно употреблять вино, а после 40 лет его можно употреблять уже как лекарство для освежения сил в виду приближающейся старости, говорил Платон. Он советовал пьяницам чаще смотреться в зеркало: авось они увидят свое безобразие и отстанут от пьянства. Когда выходишь из дому, то рассуди о том, что хочешь делать; а когда придешь домой, то рассуди о том, что ты сделал (Клеовул Линдский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть Рождественский подарок для атеиста 09.01.2009 260 Время на чтение 3 минуты Уважаемый атеист, сегодня такой торжественный день, что даже Вы, должно быть, радуетесь Рождению Владыки вселенной... Не буду вдаваться в лирику, поскольку Вы её не любите. Собственно, мой подарок Вам имеет целью сделать Вам приятное. Ни в коем случае не хочу Вас ни в чём убеждать, поскольку у меня это не получится. Как Вам известно, у еврейского народа был когда-то царь Давид, который написал много произведений, именуемых псалмами. Царь Давид прославил себя мудрым правлением и был выдающимся человеком для своей эпохи. Думаю, что слова этого человека и для Вас будут некоторым авторитетом. Потому что это не только выдающийся государственный деятель. Это и мыслитель. Его псалмы сохранились до нашего времени, и нет никаких оснований предполагать, что он был хоть немного глупее нас с Вами или был ближе нас к обезьянам. Ведь в древности было много великих людей, не то что сейчас: мелочь типа продвинутых интернетчиков, которые гораздо более напоминают обезьян, чем Аристотель или Платон. Нет оснований и для того, чтобы подозревать царя Давида в неискренности и в каких-либо скрытых целях написания псалмов. Наоборот, они совершенно искренни, и поражают своей простотой и глубиной. Так вот, среди прочих псалмов, хочется обратить внимание на 18-й псалом. Он начинается так. " Небеса поведают славу Божию, творение же рукУ Его возвещает твердь " . Это русская транскрипция церковно-славянского текста. В этих простых словах заключается то, что безуспешно пытались найти и сформулировать философы более поздних эпох, - очевидность бытия Божия. Поскольку Вы - атеист, в Вашем мировоззрении, по-видимому, есть место только для одной лишь логики и здравого смысла. Собственно, Вашему здравому смыслу и предназначается подарок. Попытаться проникнуть в смысл этих простых слов. Ведь это должно быть интересно такому умному человеку, каким являетесь Вы. Отдельные слова этой фразы имеют приблизительно следующие современные эквиваленты. Небеса - это небесные светила, звёзды, их суточный, годовой ход, видимая часть небесной сферы. Поведают - значит свидетельствуют (неопровержимо), обозначают. Творение - всё то, что сотворено, в данном случае - твердь. Сотворено рукой Его. Мановением воли Его. Возвещает - значит приблизительно то же, что и современное слово. Провозглашает. Твердь - в данном случае небесная твердь. Означает пространство вселенной. Причем не только трёх измерений, а всех существующих. Включая всё содержимое и порядок устройства.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/09/...

375 От глагола преть (перен.) – усердно заниматься каким-либо пустяковым делом, бесполезно тратить время. 376 Выступление ораторов по поводу восстановления патриаршества на этом заседании см.: Деяния... Т. 2. С. 301–315. – Примечание. 378 съезд был созван по инициативе московского Совета объединенного духовенства и мирян по благословению Св. Синода в Москве 1–12 июня 1917 г. На открытии съезда присутствовали обер-прокурор В. Л. Львов и член Св. Синода архиепископ Платон (Рождественский). В его работе приняли участие около 1200 делегатов, избранных епархиальными съездами. Помимо приходских священников и мирян, составлявших подавляющее большинство, в заседаниях съезда участвовали также представители монашества и духовных учебных заведений (по одному от епархии), единственным архиереем на съезде был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Съезд был призван к обсуждению церковных проблем, обсуждаемых на епархиальных съезда, а также позволил показать настроение церковной общественности, формируя своего рода повестку для предстоящего Поместного Собора. Съезд не имел полномочий в части реформирования церковных порядков. – Примечание. 379 Выступление Члена Собора епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганева) см.: Деяния... Т. 2. С. 314–315. – Примечание. 381 На 28-м заседании Собора 21 октября 1917 г. секретарь Собора В. П. Шеин зачитал заявление (за подписью 32 членов Собора), в котором предлагали обратиться к Временному правительству с тем, чтобы оно изменило состав комиссии по разделению русско-грузинской церковной собственности. В заявлении предлагалось, чтобы новую комиссию возглавил В. Н. Бенешевич . Секретарь сообщил также о решении Соборного Совета направить заявление в Отдел об устроении церковных дел на Кавказе. Члены Собора обсудили ситуацию в Закавказье. Члена Собора протоиерей А. П. Рождественский сделал сообщение о своей поездке на Кавказский военный фронт с посланием от Собора (См.: Деяния... Т. 2. С. 334–336).– Примечание. 382 Впоследствии митрополит Варфоломей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Согласно «Положениям о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 и 3 июня 1907 гг., духовенству предоставлялось право участия в выборах в этот законодательный орган Российской империи на основании ценза: по сельской курии при наличии ценза церковной земли, а по городской на основании иного имущественного ценза (домовладения, доходов и пр.). Ход выборов представителей в Думу от духовенства тщательно контролировался со стороны Синода. При выборах в III Государственную думу на места направлялись секретные послания, которые рекомендовали ограничить участие в выборах священнослужителей, сочувствующих партиям «левее октябристов». В центральной церковной печати регулярно появлялись статьи, призывающие духовенство активно действовать в избирательной кампании вкупе с правыми организациями. Епархиальные власти использовали для воздействия на ход выборов епархиальные съезды духовенства и местную печать. Большую поддержку многим прошедшим в Думу священнослужителям оказывали церковные братства и монархические организации 356 . Предполагалось создать в Думе «духовную группу» (фракцию), но из-за различия взглядов депутатов от духовенства этого сделать не удалось, что опрокинуло все расчеты правящих кругов, стремившихся иметь в Думе вполне послушных депутатов – духовных лиц. Вот данные о представительстве православного духовенства и их политической ориентации в четырех Государственных думах. В Первую Государственную думу было выбрано шесть священников и два епископа. Епископы примкнули к правым, священники – к левым депутатам и центру. Во Вторую думу избраны 11 священников и два епископа – Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский). 3 депутата-священника примкнули к фракции кадетов, 4 – к социал-революционерам, остальные 4 священника и оба епископа распределились между октябристами и правыми. В Третьей и Четвертой думах численность депутатов от духовенства увеличилась (45 – в Третьей, и 46 – в Четвертой). Партийный «расклад» депутатов от духовенства в Третьей думе был таков: 15 священников примкнули к правым, 13 – к умеренно правым, 2 – к националистам, 9 – к октябристам и 4 – к прогрессистам; епископ Платон примкнул к правым, а епископ Евлогий – к умеренно правым. В Четвертой думе только по два депутата принадлежали к прогрессистам, октябристам и центру, 19 священников примкнули к умеренно правым, остальные 19 священников и оба епископа – к правым. Такое «поправление» депутатов от духовенства в Думе было обусловлено тем, что по избирательному закону 3 июня 1907 г. духовным лицам было запрещено присоединяться к левым фракциям в Думе. Вместе с тем правительство, увеличивая с 1907 г. для духовенства число депутатских мест в Думе, надеялось создать внушительную опору правым. Однако эта надежда оказалась впоследствии мнимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п., имеют для себя основание в настоящем. Этого рода предчувствия, конечно, не имеют ничего общего с пророчеством. Они, как учил уже Платон, условливаются главным образом физиологическими причинами. Как ни мало исследована эта едва ли не самая темная область в кругу психических отправлений, однако же всеми психологами признается за неоспоримый – тот факт, что предчувствие не есть нечто не существующее в сфере психической жизни, – что оно при известных условиях обнаруживается и в своем обнаружении подчинено определенным, хотя мало еще исследованным, законам. Платон сделал наблюдение, что предчувствие в своем обнаружении условливается главным образом физиологическими сторонами человеческой природы и находится в зависимости от темперамента известного лица и от других свойств организации. Рассуждая в одном месте своего диалога «Тимей» (n. 71) о предчувствии, оно сообразно со своим воззрением на отправления психической деятельности, именно сообразно с трехчастным делением духовной природы человека, относит предчувствие к самой низшей стороне душевной жизни, непосредственно граничащей с чувственной стороной. Новейший физиолог Карус предчувствие объясняет главным образом тоже особенной физиологической чуткостью и органической восприемлемостью или нервозностью индивидуумов, причем указывает на некоторые болезни, в которых особенно развивается у людей способность предчувствия, – например, на водобоязнь. Если есть предчувствия высшего порядка, относящиеся к духовной области, – предчувствия угрожающей опасности, несчастия, близости смерти своей собственной или близкого лица, то и для них необходимо предположить какую-нибудь объективно-реальную основу, существующую в настоящем, будет ли то неясно сознанное ощущение каких-нибудь внутренних физико-психических процессов, ускользающих от рассудочного анализа, или отвне данное предуведомление, выходящее из круга доступных науке опытов и наблюдений. Но мера, объем и границы подобных предчувствий, во всяком случае, весьма ограничены. На вопрос, чту может и чту не может входить в область предчувствия, до каких пределов может простираться предчувствие в его естественном обнаружении, можно ответить в немногих словах следующее: предчувствие всегда характеризуется более или менее смутным представлением ближайшего будущего, непосредственно совпадающего с настоящим и необходимо имеющего основание для себя в настоящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Религия, таким образом, была первоначальной колыбелью искусства. Но если держаться и той теории, что искусство имеет самостоятельный источник своего происхождения, что оно развилось не из религиозных, а из эстетических потребностей человеческого духа и никогда не ограничивалось одною областью религии, во всяком случае нельзя не признать того факта, что во все времена, и особенно в более древние, искусство находилось в самой тесной связи с религией. Уже одно то, что величайшие произведения в области поэзии, живописи, музыки, архитектуры и скульптуры происходили из воодушевления религиозной идеей, указывает на самое близко сродство между религией и искусством. Это подтверждается также и господствовавшим в древности взглядом на искусство, как на нечто священное. В древности поэтам и художникам приписывался дар «божественного» вдохновения. Они назывались у греков пророками и служителями муз – prof)htai ka9i yerap)onteq, к древнейшим из них прилагалось название теологов (ye)ologoi) 201 . Поэт в глазах древних был лицом священным. К великим поэтам, как, например, к Гомеру, прилагалось название «божественный». Платон называет поэта «=ier9on pr)agma» «=ier(on cr)hma» 202 . Древние философы самых противоположных направлений, как, например, Демокрит и Платон, сходились в признании невозможности, чтобы кто-нибудь мог быть великим поэтом без дара божественного вдохновения 203 . Сами древние поэты разделяли это мнение и считали необходимым в деле поэтического творчества божественное вдохновение. На это указывают обычные обращения их к богам и музам с молитвенными воззваниями, в которых они испрашивают себе высшей силы вдохновения. Первый стих, которым начинается Илиада Гомера Нельзя не признать существенно неправильными тех взглядов на отношение религии к искусству, по которым религия по самому своему духу не благоприятствует или даже прямо враждебна искусству 210 . Главная ошибка подобных взглядов состоит в том, что в них за религию принимаются известные односторонние искажения ее истинной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Еще одной идеологически близкой РПЦЗ группой были монархисты, и некоторые архиереи не скрывали своего сочувствия им. По некоторым сведениям, митрополит Платон (Рождественский) обращался к президенту США У. Гардингу с просьбой оказать помощь в восстановлении русской монархии. Подобные просьбы митрополит адресовал и российскому послу Б.А. Бахметеву. Все эти попытки окончились неудачно. Государственный департамент США даже вынужден был официально разъяснить митрополиту неуместность его обращений. 136 Впоследствии митрополит Платон отошел от проповеди монархических идей. Известный сторонник царской власти архиепископ Серафим (Соболев) в начале 1920-х гг. принимал участие в работе монархических групп, но очень скоро отошел от этого, сосредоточившись на церковных делах. 137 Подобных примеров в эмиграции было немало, и сотрудничество представителей РПЦЗ с монархистами часто оказывалось недолгим, а в целом – не особо тесным. Одной из причин являлось то, что, соглашаясь благословить монархию в качестве будущего политического устройства России, руководство РПЦЗ никогда не пошло бы на обличение немонархических движений, зная, что и среди их участников есть немало сочувствующих Русской Зарубежной Церкви. Разочарование в монархических партиях отчасти было связано и с их внутренними распрями. Среди сторонников царской власти выделялись так называемые легитимисты, поддерживавшие Кирилла Владимировича Романова, и непредрешенцы, настаивавшие на том, что избрание монарха должно осуществиться после освобождения России. РПЦЗ старалась лавировать между этими течениями. И если митрополит Антоний поддерживал «легитимистов», то РПЦЗ в целом от такой поддержки воздерживалась. Сам митрополит Антоний, бесспорно, находился под влиянием своих единомышленников – Граббе, Лопухина , в меньшей степени Махароблидзе и архимандрита Феодосия (Мельника). Однако это влияние не было безусловным, что подтверждает, например, история примирения Зарубежного Синода с митрополитами Платоном и Евлогием в середине 1930-х гг. 138 В какой-то степени на митрополита Антония влияли монархисты, например партия Кирилла Владимировича. Однако это объяснялось скорее идеологическими симпатиями митрополита, а не материальной или какой-либо другой заинтересованностью. Во-первых, митрополит Антоний еще задолго до революции зарекомендовал себя как искренний монархист и черносотенец. 139 Во-вторых, он, как свидетельствовали и его почитатели, и враги, был бессребреником и вел жизнь очень скромную. 140 В-третьих, митрополит Антоний был далеко не самым лучшим дипломатом и администратором, чтобы просчитывать ходы и вести игру с политическими партиями. 141 Поэтому, вывод о материальной или иной заинтересованности митрополита Антония (для него или для РПЦЗ в целом) был бы неправильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010