Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (ВАКУЛЬСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Вакульский) Архим. Амфилохий (Вакульский) 6 мая 1908 года был возведён в сан игумена . 1 августа 1908 года был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский полуостров ) и назначен также благочинным Михайловского округа. На Чукотке пробыл с 1 июня 1909 по август 1910 года; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апреля 1912 года стал благочинным Канады и настоятелем прихода в Эдмонтоне , провинция Альберта, с проживанием в приписном к нему приходе в посёлке Рэббит-Хилл . 6 мая 1914 года был возведен в сан архимандрита . 20 апреля 1915 года был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий. 10 сентября 1916 года был определен членом Аляскинского духовного правления. После отъезда его в Канаду православная паства, оставшаяся в Северной Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, главным образом пресвитериан и методистов . Из более чем 3 тысяч православных к 1916 году в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму отец Амфилохий по собственному прошению в июне 1916 года был переведен на Северную Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Квикпахской миссии на реке Юкон, при Крестовоздвиженской цекрви, и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 году был избран викарным епископом Аляскинским . Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии был направлен епархиальным начальством в Москву , к патриарху Тихону , однако по обстоятельствам времени не смог проехать далее Риги . Наречение во епископа состоялось по благословению патриарха 28 июня 1924 года в США. 28 июля того же года митрополит всей Америки и Канады Платон (Рождественский) , епископы Чикагский Феофил (Пашковский) и Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали Амфилохия во епископа .

http://drevo-info.ru/articles/10637.html

(Поскольку «ум» в старославянских переводах с греческого передает термин νος, «разум», очевидно, представляет собой словообразовательную кальку термина δινοια, что, впрочем, не мешало ему идти в ход для передачи слова γνσις, как в Рождественском тропаре: «…возсия мирови свет разума»; так или иначе, однако, этимология предрасполагала слово «разум» к выполнению функций термина «рассудок», чего отнюдь не произошло.) Характерно, что если ratio – «рассудок», то варианты того же латинского термина в романских языках, например фр. raison, обычно передаются по-русски как «разум». 176 DomseifF 1970, S. 12–13. Продолжая аналогию, заметим, что было бы наивно объяснять этот процесс однозначно антиклерикальными или однозначно женоненавистническими настроениями; так же точно, если люди превращают слово «риторика» в ругательство, это не значит, что они не имели никакого вкуса к блеску реальной риторики. Гюго провозгласил: «Смерть риторике!» – что не мешало ему быть писателем чрезвычайно «риторичным» в самом расхожем значении этого слова. 177 Это не просто «глас народа» хотя бы потому, что за компрометацией конкретных терминов обычно стоит умственное движение, вызванное конкретными властителями дум. Платон вел целенаправленную пропаганду против софистики, гуманисты Ренессанса и позднее энциклопедисты – против схоластики, теоретики романтизма – против риторики. С другой стороны, однако, пропаганда не имела бы такого – хотя бы на поверхности – сокрушительного успеха, если бы не апеллировала к чемуто очень «общечеловеческому». 182 В этом смысле греки были совершенно логичны, когда при всем мечтательном преклонении перед восточной «мудростью» (о том, как велик был здесь удельный вес фантазии и насколько скуден конкретный интерес, хорошо сказано в остроумной книге: Momigliano 1975) фактически исходили из того, что не только философия, «самое имя которой чуждо варварской речи» (Diog. Laert. I, 4; пер. Μ. JI. Гаспарова), но и художественная литература имеется только у них самих во всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивленные глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка. – Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой. – Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок. – Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой. Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дернул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слезы. Передвинув палец от губ к покрасневшему носику, Коля часто заморгал длинными ресницами и зашептал: – Злой… Злой мальчик. В детскую вошла молодая, красивая женщина с гладко зачесанными волосами, скрывавшими часть ушей. Это была сестра хозяйки, та самая, с которой занимался когда-то Сашкин отец. – Вот этот, – сказала она, показывая на Сашку сопровождавшему ее лысому господину. – Поклонись же, Саша, нехорошо быть таким невежливым. Но Сашка не поклонился ни ей, ни лысому господину. Красивая дама не подозревала, что он знает многое. Знает, что жалкий отец его любил ее, а она вышла за другого, и хотя это случилось после того, как он женился сам, Сашка не мог простить измены. – Дурная кровь, – вздохнула Софья Дмитриевна. – Вот не можете ли, Платон Михайлович, устроить его? Муж говорит, что ремесленное ему больше подходит, чем гимназия. Саша, хочешь в ремесленное? – Не хочу, – коротко ответил Сашка, слышавший слово “муж”. – Что же, братец, в пастухи хочешь? – спросил господин. – Нет, не в пастухи, – обиделся Сашка. – Так куда же? Сашка не знал, куда он хочет. – Мне все равно, – ответил он, подумав, – хоть и в пастухи. Лысый господин с недоумением рассматривал странного мальчика. Когда с заплатанных сапог он перевел глаза на лицо Сашки, последний высунул язык и опять спрятал его так быстро, что Софья Дмитриевна ничего не заметила, а пожилой господин пришел в непонятное ей раздражительное состояние. – Я хочу и в ремесленное, – скромно сказал Сашка. Красивая дама обрадовалась и подумала, вздохнув, о той силе, какую имеет над людьми старая любовь.

http://azbyka.ru/deti/sbornik-rozhdestve...

Этот спор – столь же старый, как старо в человечестве начало философствующей мысли, и до настоящего времени неоконченный. Величайшие философы: Сократ, Платон и Декарт были на стороне того мнения, что высшие идеи врождены уму человеческому, что это – идеи трансцендентные, т. е. неприобретенные и независимые от внешнего опыта. Аристотелю, Локку и всем вообще философам-эмпирикам, напротив, казалось и кажется, что эти идеи человек приобретает из опыта, что вообще никаких врожденных идей у человека вовсе нет, что они составляют приобретение каждого человека, а некоторые из них – продукт долгого культурного развития всего человечества. Поэтому учение о врожденности человеку религиозного сознания требует некоторого объяснения, в виду возражений против него со стороны философов-эмпириков. При этом прежде всего следует установить ясное понятие о том, что разумеется под именем врожденности вообще и в каком смысле врожденность человеку религиозного сознания составляет несомненный психологический факт. Понятием врожденности необходимо предполагаются два свойства: а) природное предрасположение к чему-нибудь и б) неприобретаемости этого предрасположения никакими искусственными средствами и способами. Эти именно свойства мы подразумеваем, когда говорим, например, о врожденных инстинктах животных. Мы утверждаем, что те или иные свойства прирождены известным животным, когда видим, что свойства эти при благоприятных условиях непременно обнаруживаются в них и развиваются до известной степени, указанной природой грани. Когда мы видим, например, что цыпленок, только что вылупившийся из яйца матери, пристально всматривается в разбросанные перед его клювом мелкие частички яйца, в ползающую перед его клювом муху или другое мелкое насекомое, и вдруг, без всякого предшествующего опыта, обнаруживает поползновение съесть их, – между тем, как ничто несъедомое не возбуждает в нем подобного поползновения, – мы относим это действие к врожденным свойствам его природы. В то же время замечая, что голодное дитя в раннем его возрасте, оставленное без надзора матери или кормилицы, кладет себе в рот все, что попадается под руку – и съедомое и несъедомое, полезное и вредное, – мы заключаем, что ему не врождена инстинктивная способность различать съедомое от несъедомого, и хотя недостаток этой способности нередко сопровождается печальными последствиями, при отсутствии надзора и наблюдения, однако же никому не удалось каким-нибудь искусственным способом создать эту отсутствующую природную способность в дитяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов. Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы. На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая помогает человеку казаться кем-то, и не быть самим сабой.

http://patriarchia.ru/db/text/79883.html

П. П. Кудрявцева . 12 янв. 1906 г. в КДА были возобновлены учебные занятия. К кон. янв. 1906 г. в КДА был выработан проект нового устава, к-рый с 3 по 8 февр. обсуждался в Совете. Проект предполагал проведение коренной реформы академий. Предлагалось переименовать духовные академии в Православные богословские академии, окончательно ликвидировать сословную замкнутость академий и придать им характер всесословных высших богословских учебных заведений. Проект устанавливал выборность ректора, ограничение служения на ректорской должности 5-летним сроком, допускал временное исполнение должности ректора лицами, не имеющими священного сана. Проект также существенно расширял права Совета академии и предполагал внесение корректив в учебный процесс: открытие кафедр истории Вост. Церквей после разделения Церкви, истории Западнорусской Церкви, основных начал законоведения и сравнительного языкознания. Проект вызвал бурные дискуссии в Совете КДА. Против него активно выступила консервативная часть корпорации. Ряд преподавателей (профессора Голубев, Певницкий, К. Д. Попов, М. Ф. Ястребов , Дмитриевский, А. И. Булгаков , Н. К. Маккавейский , доц. Ф. И. Мищенко ) подали в Совет свои особые мнения по поводу нового устава. Голубев выступил с острой критикой проекта. Используя связи в С.-Петербурге, он старался блокировать инициативы «либералов». Тем не менее составленный комиссией проект устава был принят Советом с незначительными поправками и отправлен в Синод. В кон. мая 1906 г. инспектор Ястребов вышел в отставку по болезни. 31 авг. 1906 г. тайным голосованием был избран новый инспектор КДА, один из лидеров «либерального» крыла корпорации проф. Рыбинский. 2 нояб. 1906 г. он был утвержден в должности Синодом. В июне 1907 г. ректор еп. Платон (Рождественский) был назначен на Алеутскую и Североамериканскую кафедру. 6 сент. 1907 г. в Киеве состоялось избрание нового ректора путем тайного голосования. Избранным оказался свящ. Глаголев (впосл. протоиерей), экстраординарный проф. кафедры древнеевр. языка и библейской археологии. Однако Синод не утвердил его в должности ректора, настаивая на избрании кандидата из числа монашествующих (в КДА традиционно должность ректора совмещалась с должностью настоятеля Братского мон-ря). Новое голосование состоялось в Совете 19 дек. того же года. Был избран викарий Полтавской епархии еп. Феодосий (Олтаржевский). Этот выбор был утвержден Синодом.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Даже индийские брамины не имели такого значения в Индии, как в Египте египетские жрецы. Здесь жрецы стояли во главе всего не только религиозного, но и гражданского быта, были неизбежными руководителями народа в делах религии и почти во всех отношениях общественной жизни, имели огромное влияние на политику, занимали судебные и общественные должности, были единственными знатоками искусств и наук, которые они удерживали в руках своего сословия с помощью им одним понятного иероглифического письма. Египетские жрецы пользовались славой мудрецов, сведущих в познании тайных сил природы, не только у своих соотечественников, но и у иностранцев. Некоторые из греческих писателей называли их «отцами философии», у которых греческие философы – Фалес, Пифагор, Анаксагор и сам Платон заимствовали некоторые из своих глубоких философем. К этому мнению склонялся отчасти Геродот (II, 123). Указываем на эту особенность в египетской религии потому, что ею объясняется и еще одна из важнейших сторон в этой религии, именно развитие в Египте своеобразной жреческой теософии, в тайны которой они не посвящали народную массу. В народной религии – в Египте преобладали грубое идолопоклонство и зоолатрия. Но кроме народной религии с древних времен там существовала особенная жреческая религия – религия избранных, с отпечатком высших идей сравнительно с народными верованиями. Эта религия проповедовалась в египетских мистериях, где преподавалась целая система вероучения, излагавшаяся, по свидетельству Страбона, в 42 священных книгах. Эти мистерии пользовались большим почетом, как у древних писателей, так и у некоторых из новейших исследователей египетской религии; из них производили многие верования других народов, им, между прочим, приписывали огромное влияние на образование древних греческих мистерий. В новейшее время ученые исследователи египетской религии (Бунзен, Лепсиус, Вилькинсон и др.) своими более точными исследованиями этих мистерий много способствовали ослаблению того впечатления, которое они производили на некоторых из древних и на новых исследователей конца прошлого века, хотя и эти исследователи далеко еще не могут считаться сказавшими последнее слово по вопросу о значении этих мистерий в истории религий древнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Даже великий Платон считал небесные светила полубожественными существами, погруженными в созерцание высшего мира. Подобного же мнения не чужд был и Аристотель – этот знаменитый естествовед классической древности. Та же мысль не чужда была и древним стоикам, которые, предполагая одушевление всей природы непрерывно простирающимся в ней божественным духом, особенное сосредоточение божественной силы признавали в небесных светилах. Неудивительно, что под влиянием подобных воззрений астрономия, во все время существования древнего язычества, не могла освободиться вполне от примеси астрологии и связанных с нею суеверий. Только благодаря учению Св. Писания, которое уже в Ветхом Завете безусловно осудило звездогадание и звездопоклонение как заблуждения, астрономия могла постепенно с течением времени стать на строго научную почву и окончательно вытеснить из своей сферы астрологический элемент. Осуждая все виды волхования и чародейства, христианство тем самым проложило путь к устранению из естественной научной области магии и теургии, в сетях которых запутывалась языческая наука о природе. Если и в христианском мире были и есть алхимики, магики, чародеи, то в этом нужно винить не христианство, которое, безусловно, высказывается против волхования, а людей, не усвоивших высоких начал христианства. Нельзя, наконец, не обратить внимания на то, как трезво и вместе сочувственно относились к природе древние знаменитые Отцы церкви – Василий Великий , Григорий Нисский , изучавшие природу и постоянно обращавшиеся к ней в своих разъяснениях высоких истин откровения. Они стояли на почве христианского мировоззрения, из него заимствовали основные черты своего воззрения на видимую природу, от него унаследовали все вообще свое отношение к ней – разумное, чуждое и тени того презрительного, пессимистического отношения к ней, которое Фейербах произвольно навязывает христианству! Если мы спросим, наконец, откуда взято обвинение, будто христианство сосредоточивает все внимание только на индивидууме и разрывает связь его с обществом, – то и на этот вопрос не найдем разумного ответа у сторонников этого обвинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Все греческие боги – в большей или меньшей степени грешники. А это неблагоприятно отражалось на нравственности и тех людей, которые считали таких богов за богов и возвышение до них считали пределом человеческого совершенства. Как бы ни старались выставить на вид нравственный элемент в греческом политеизме, нельзя, однако же, отрицать вообще, что этот политеизм всегда, очевидно, имел наклонность извинять порок, а в некоторых случаях доходил даже и до его оправдания. При такой системе верований, где каждый инстинкт имел своего бога и каждая страсть имела своего представителя и заступника на Олимпе, требовалось или редкое сочетание особенно благоприятных условий воспитания, или необыкновенная сила здравого ума, чтобы сохранить должную границу между высоким и низким и, стремясь к уподоблению богам, не уподобиться в известном отношении скотам. Без сомнения, для более здравого языческого ума Юпитер, как нравственный правитель мира, был олицетворением нравственных добродетелей; но как сын Кроноса на греческом Олимпе он был только ограниченный монах, и часто, как это ясно указывает Илиада Гомера, был вынуждаем потворствовать нарушениям своих собственных повелений со стороны других богов. Вследствие этого политеизм никогда не был в состоянии твердо поставить принцип нравственной жизни и облечь его той безусловной властью, которая справедливо принадлежит ему по самой его природе. Философы, возмущавшиеся таким порядком вещей (как, например, Ксенофан и Платон), совершенно отчаивались обратить к чистой нравственности таких людей, которые, даже когда вели трезвую жизнь круглый год, все-таки считали необходимым долгом благочестия явиться публично пьяными в праздник Диониса. После этого легко понять, как велико, как могущественно и благотворно в нравственном отношении было для людей христианское учение о воплощении Бога-Слова. Оно создало новую систему нравственности, новый высший круг нравственных понятий; оно пробудило в людях сознание, что их природа освящена, возвышена до единения с истинно божественным Существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

43% россиян готовы  на выборах депутатов поддержать кандидата из числа православного духовенства. Эта цифра кажется мне слегка завышенной и  вызывает удивление. Хотя в истории России духовенство и политика —  не такие уж несовместимые понятия. Духовенство было представлено во всех четырех Думах  в начале 20 века. Так, в состав Первой Думы входило 6 священников, а Второй Думы – уже – 11 священников и два епископа — Чигиринский епископ Платон (Рождественский) и  Холмский епископ Евлогий (Георгиевский). В Думах следующих созывов число духовенства еще более увеличилось. Причем принимали они участие в работе разных фракций  — от крайне правых до крайне левых, революционно настроенных. Мне кажется, что респонденты (в том числе пожилые люди) отвечают здесь положительно, вновь исходя из нравственных принципов, а не имея в виду конкретное вероисповедание. Молодые чаще говорят, что не готовы поддержать кандидата из числа православного духовенства на думских выборах, скорее всего потому, что  они недостаточно имеют жизненного опыта и просто индифферентны к политической ситуации. Читайте также: Нужны ли православные в политике?  — опрос службы «Среда» Александр Морозов: Думаю, что участие приходского священника в муниципальной жизни — естественное, полезное дело Екатерина Егорова: Положительно отвечают те, кто хочет идти, не отклоняясь от «линии партии» Екатерина Добренькова: Поддерживая православных политиков, люди надеются заполнить идеологический вакуум Роман Лункин: Словосочетание «православный политик» — своего рода ярлык, а не содержательное понятие   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 августа, 2019 22 августа, 2019 5 декабря, 2019

http://pravmir.ru/olga-vasileva-sushhest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010