Аппарат «Новые горизонты» девять лет летел к Плутону, чтобы передать на Землю сведения об этой планете, которая в шесть раз легче Луны, но зато имеет океан, скрытый под километрами льда. В 2020 году несколько орбитальных зондов открыли на Марсе целую систему озер с жидкой водой под ледяным панцирем. В том же году в атмосфере Венеры обнаружили фосфин — вещество, которое на Земле производится только живыми организмами. Мы смотрим на звезды в поисках лучшей жизни. Вот-вот мы получим сигнал от более развитой цивилизации, и они бескорыстно помогут нам справиться с болезнями и нищетой. Говорят, уже открыто немало планет, похожих на Землю — в случае катастрофы есть куда бежать! Мы не ищем света, мы сами решаем, что свет, а что тьма. Мы не ищем добра, мы назначаем добром то, что сочтем нужным. Мудрый Платон предрек не только приход Спасителя, но и явление антихриста, и имя ему подобрал неожиданное — Атлант, в память о первом царе Атлантиды.  В диалоге «Федон» умирающий Сократ рассказывает о людях, возлюбивших тьму. Это толпа, которая ощупью шарит в потемках, не желает выйти на свет и верит всяким выдумкам, а «силы, которая наилучшим образом устроила все так, как оно есть сейчас, — этой силы они не ищут и даже не предполагают за ней великой божественной мощи. Они надеются в один прекрасный день изобрести Атланта, еще более мощного и бессмертного, способного еще тверже удерживать все на себе, и нисколько не предполагают, что в действительности все связуется и удерживается благим и должным» ( Федон 99 c). Согласно Гесиоду, на крайнем западе, вблизи Океана титан Атлант держит небо на голове, подпирая его руками ( Теогония 517-520). Давайте, наконец, найдем и обуздаем последний принцип, выведем универсальную формулу, и подчиним их себе, повесим на Атланта все и успокоимся, и заживем! На дальнем западе будет стоять наша опора и надежда! Атлант — антихрист? Атлант, который расправил плечи? Кто он — талантливый финансист, смелый политик или самообучающаяся программа — «Скайнет» или корпорация «Амбрелла»? Кто бы он ни был, безумные волхвы современности готовы хоть сейчас отдать ему и золото, и ладан, и смирну, и пытливо выведывают час его рождения под багровой вавилонской звездой.

http://pravmir.ru/czvety-i-zvezdy-rozhde...

Студенты уделяли много времени народным лекциям, чтениям и проповедям по заводам, тюрьмам, ночлежкам под руководством Ив. Кузм. Окунцова, а также диспутам со старообрядцами под руководством проф. Ивановского. Академии много дали нам знаний и практики для нашей дальнейшей работы в Церкви. Прядивка Богом благословенная, патриархальная Прядивка, в 72 верстах от города, большое, богатое село, где женщины ходят еще в домотканых плахтах вместо юбок, а посреди села, против разбитой деревянной школы, глубокий колодезь единственный на все село и над ним высокий «журавель» с деревянной окованной бадьей, которыми вытягивают воду – изобретение местных инженеров самородков. Здесь у колодца – прядивская газета со всеми новостями, как когда-то у древнего Израиля у городских ворот. В Прядивку мне пришлось ехать из Екатеринослава два дня по морозу в студенческой шинельке, подбитой ветром. Но вернусь для ясности немного назад. В Киевской Академии мне прямо объявили, что за данные по поводу студенческой «гороховой забастовки» показания (а они были очень фактичны и прямолинейны) я увольняюсь без права поступления в другую Академию. «Ах, Максименко, – встретил меня студент старшего курса вдовый протоиерей о. Порфирий Рождественский (будущий митр. Платон) – какое несчастье: я слышал, что вас уволили. Что же теперь вы будете делать? Какое несчастье, какое несчастье» ... Это не беда, о. Протоиерей, – храбрился я, – пойду в народ служить, как уже давно решился. И действительно, деваться было некуда. Попытался было пристроиться учителем в церковноприходскую школу. Пошел к Заведующему. Так куда там! Он только сердито выругал: «вы-де осрамили нашу семинарию, ведь и птица никакая не гадит в свое гнездо». Время учебного года было уже позднее, ученье по школам давно уже началось. Начались и холода. Наудачу пошел я к инспектору министерских школ (был он из семинаристов). К моему счастью оказалась незанятой разбитая школа в с. Прядивке, где уже третий год нет занятий. Да и жалованье там с 300 понижено до 120 руб. в год. Делать нечего. Согласился и поехал. Что же нашел?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

I. Иван Саввич Пальмов , рязан. уроженец (1880 – год окончания академического курса), с 1904 г. – доктор церковной истории, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор, член Академии наук. II. Платон Николаевич Жукович, литовск. (1881), с 1901 г. – доктор церковной истории, сверхштатный заслуженный ординарный профессор. III. Феофан Алексеевич Тихомиров , новгор. (1883), с 1891 г. – экстраординарный профессор, в 1894 г. оставил службу при академии, даровитый преподаватель, страдал косноязычием: этот недостаток побудил его оставить академическую службу. IV. Александр Александрович Бронзов , новгор. (1883), с 1901 г. – доктор богословия, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор. V. Архимандрит Михаил (Грибановский) , тамбов. (1884), магистр 1888 г., инспектор (см. выше). VI. Александр Павлович Высокоостровский, новгор. (1885), даровитый преподаватель, долго, около 13-ти лет, как не имевший степени магистра, был и. д. доцента; с 1909 г. – секретарь совета. VII. Протоиерей Тимофей Александрович Налимов, петрогр. (1886), магистр 1890 г., в 1896 г. – экстраординарный профессор, с 1906 г. – в отставке; в 1909 г. был избран баллотировкой совета в ректоры Петроградской академии, но не получил утверждения. VIII. Протоиерей Евгений Петрович Аквилонов, тамбов. (1886), с 1905 г. – доктор богословия, ординарный профессор, скончался протопресвитером военного духовенства. IX. Виталий Степанович Серебреников , вятск. (1886), с 1909 г. – доктор богословия и ординарный профессор, ныне заслуженный ординарный профессор. X. Николай Константинович Никольский , петрогр. (1887), с 1899 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор, член Академии наук; в 1906 г. оставил службу при академии. XI. Петр Семенович Смирнов, рязан. (1887); с 1909 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор. XII. Николай Никанорович Глубоковский , вологод. (1889), питомец Московской академии; с 1898 г. – доктор богословия и ординарный профессор, член-корреспондент Академии наук. XIII. Протоиерей Михаил Иванович Орлов, новгор. (1889), с 1908 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XIV. Протоиерей Александр Петрович Рождественский, псков. (1890), с 1911 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XV. Димитрий Павлович Миртов, рязан. (1891), с 1915 г. – доктор богословия и ординарный профессор. Достойно примечания время окончания всеми этими почтенными, ныне старейшими профессорами 440 , академического курса – в десятилетие от 1880 до 1890 г. Не сказалось ли здесь несколько действие прежней, не совсем еще выдохшейся, закваски?.. Просим читателей обратить внимание на отмеченное (год, указанный в скобках) время окончания поименованными лицами академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

231 Аристотель по другому поводу (в связи с характеристикой идеального эпического действия) определяет «целое и законченное» как «имеющее начало, середину и конец» («Поэтика» XXIII, 59а 18, пер. М. Л. Гаспарова). О важности феномена вступления для античного понимания литературного текста как эстетического целого, замкнутой в себе формы, нам приходилось писать в другом месте: «Внутренний ритм вступления не безразличен к объему открываемого вступлением текста, он уже предполагает этот объем заранее данным, как замкнутую пластическую величину с четкими контурами, не могущую сжаться или растечься в нарушение своей меры…» ( С. С. Аверинцев . Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» С. 224). 234 Примеры звуковой и словесной игры очень обильны в благословениях Иакова (Книга Бытия 49, 3–27) и Моисея (Второзаконие 33, 1–29), см.: Е. Sellin, G. Fohrer. Op. cit. S. 71. 235 Такая реконструкция осуществлялась целым направлением семитологии в англосаксонских странах. Итоги работы нескольких поколений ученых подведены в книге М. Блэка (М. Black. Op. cit). 238 Один из особенно ярких примеров – гимн на Страстной Четверг о предательстве Иуды 17 по изданию Мааса-Трипаниса). 240 Как известно, слово «демиург», примененное Платоном и платониками к творцу мироздания, нормально употреблялось по-гречески в применении к мастеру. Другое слово – noirjtrî – обозначает в Никейско-Константинопольском символе веры Бога как «творца» неба и земли; одно из значений этого же слоза – «поэт». 241 «Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным» («Тимей», 28а, пер. С. С. Аверинцева : Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 469). 243 О принципе evapyeia как одной из центральных характеристик греческой литературной традиции см.: С. С. Аверинцев . Греческая «литература» и ближневосточная «словесность " … С. 224–229. Средства создания наглядности в поэтике Романа еще подлежат изучению, но предварительно можно отметить насыщенность текста причастными конструкциями, уточняющими обстоятельства образа действия; например, в Рождественском гимне о Марии, поклоняющейся младенцу Христу – «поникнув (киуоюа), преклонилась, и заплакавши (кХсс(ог> са), сказала…» 1 по изданию Мааса-Трипаниса)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

25 ноября 2022 Вчера на 97-м году жизни скончалась королева Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II, которая также была главой Церкви Англии. Предлагаем вспомнить статью выдающегося богослова XX века архиепископа Василия (Кривошеина), посвящённую аспектам богословского диалога между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием. Статья профессора протоиерея Думитру Станилоэ представляет собой первую из двух лекций, прочитанных им в Оксфорде в январе 1969 года. Статья посвящена православному пониманию учения о Предании. Румынский богослов рассматривает законы, по которым может развиваться богословский язык, чтобы соответствовать нуждам современности. Отец Думитру Станилоэ также поднимает проблему очищения богословского языка инославных христиан от элементов, не соответствующих Преданию. Соответствие богословского языка инославных христиан преданию Церкви рассматривается как необходимое условие для возможного сближения Церквей. 21 марта 2022 Портал «Богослов.Ru» публикует исторический документ, незнакомый для русскоязычных читателей. Выступление архиепископа (впоследствии митрополита) Платона (Рождественского), управляющего Русскими Церквями в Северной Америке (1907–1914 гг.), состоялось 27 февраля 1911 года в Филадельфии по приглашению факультета Филадельфийской школы богословия, Церковного братства и Филадельфийского церковного клуба. В своей речи архиепископ Платон размышляет о возможности объединения Русской Церкви с англиканской и необходимых для этого условиях. На взгляд владыки, англикане должны согласовать своё догматическое учение с учением Православной Церкви. Обрядовая сторона при этом совершенно второстепенна и не потребует никаких перемен. 18 марта 2022 11 февраля 2022 2 октября 2020 Глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор выступил с лекцией в Фордемском университете (21 сентября 2020). 22 июня 2020 Со следующего академического года в Папском Латеранском университете можно будет пройти двухгодичный курс по специальности «Межконфессиональное богословие в экуменической и коммуниональной перспективе», передает Vatican News. Речь идет о втором цикле обучения, называемом в Папских университетах лиценциатом: согласно общепринятой международной классификации академическая степень его выпускников соответствует степени магистра богословия.

http://bogoslov.ru/topic/27264

Я так счастлива, что узнала семью Amte в Индии, семью мою, в некий миг Вечности. Это сделало мою жизнь более богатой. Многовозлюбленный мальчик мой Vikas (сын Амте). Сколько уже лет ты связываешь нас своими письмами! Будь благословен и радостен! Один друг, А. П., который сейчас находится в ашраме Саи Баба, приедет посетить вас. Ему 32 года, и он – изумительный инженер. Как было бы хорошо, если бы ему понравилось ваше дело и он остался у вас. Однако, трудность в том, что он не сможет вас посетить, если Саи Баба не даст ему разрешение! Бог сотворил нас свободными, но человек открыл способ стать рабом... человека! Жаль? Будем надеяться... Сегодня – Рождество Христово. О, если бы «Свет Мира» давал бы вам всегда Свет Свой. Всю мою любовь – тебе, возлюбленный мой «Сократ». Так же и «Платону». Душа, соединившаяся с Создателем, – душа, которая любит ВСЕХ, без различия, во Свете Истины. Афины, 14–1–1984 Возлюбленный брат! Возлюбленная сестра! Возлюбленные мои «Сократ» и «Платон» и все остальные возлюбленные члены семьи Амте, которых я не знала. Рождественская ваша открытка и пожелания принесли мне большую радость. Ваша открытка всегда самая красивая из всех, что я получаю каждый год! Не нахожу слов выразить свою благодарность Богу за то, что я узнала вас, Амте. И я так рада за новую награду Baba Amte! Духом я буду со всеми вами при вручении в Нью-Дели в феврале. Буду благодарить Бога, давшего Baba любовь Свою, силу Свою, мужество Свое, чтобы воевать против неведения, предвзятости и равнодушия, дабы он стал ангелом-победителем! Да, Baba! Потому что верю, что самая сильная бомба – это любовь. Любовь – это единственная бомба, способная разрушить все зло на земле. Вспоминаю, как познакомилась с тобой – по благодати Божией, – как полюбила и как удивлялась тобой, как разделяла надежды и даже веру твою, что свет победит тьму. Очень часто, когда говорю о своем «паломничестве» в Индию, любимые ваши лица проходят передо мною. Выскажу ли «поздравления» тебе, Baba, за премию? Нет! Нет! Скорее всего поздравляю тех, кто тебя избрал для премии, потому что это означает, что они тебя поняли...

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Архиепископ Сергий в эти дни безвыездно находился на Валаамском подворье. Ближе к вечеру 1 ноября в подворье пробрался гонец от Собора. В принесенной им записке содержалась просьба к Сергию и проживающему тут же архиепископу Антонию (Храповицкому) прибыть на экстренное заседание в семинарию. Посоветовавшись, архиереи вслед за проводником вышли в город – темный, холодный, безлюдный. К десяти вечера им удалось благополучно достичь цели. В актовом зале, как можно было судить по обстановке, страсти кипели уже несколько часов. Председательствовал архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). Сергий и Антоний подоспели к завершающей стадии споров. На голосование был поставлен вопрос: идти ли всем Собором к воюющим сторонам или направить делегацию от Собора? Архиереи высказались за делегацию. Тотчас определили и ее состав. …Ранним утром сформированную накануне депутацию в Военно-революционный комитет провожали буквально со слезами на глазах, не надеясь более увидеть этих людей. Все вместе соборяне перешли Садовое кольцо, дошли до Епархиального дома. Далее толпой идти было опасно, и депутация отправилась в путь одна. Впереди шли двое крестьян с флажками в руках, со скуфейками на головах. За ними – трое священников и двое епископов с Евангелиями и иконой, с повязками Красного Креста на рукавах. Позади шел митрополит Платон (Рождественский) – в белом клобуке на голове и омофоре на плечах. Улицы были пустынны. Отдельные редкие прохожие передвигались от дома к дому, прижимаясь к зданиям, стрельба не затихала, и ходить было опасно. Увидав необычную процессию, они усердно крестились. Вот и дом генерал-губернатора, где их сразу же обступили озлобленные солдаты и люди в штатском. Раздались возгласы: – Эй, черти с крестом, чего надо? Проваливайте к юнкерам! Идите в Кремль, к своим белым! С криками «Чего с ними церемониться!» – толпа, все более распаляясь, прижимала депутацию к стене дома. Положение было угрожающим. Ситуацию спасло появление красногвардейца с винтовкой, крикнувшего: – Кто тут митрополит от Собора?! Проходи!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вот это для него типично. В это время действительно было голодно. На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было. Но Владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить. Это все, что я могу о нем сказать, потому что это единственное, чем он для меня памятен: своим лежанием на каменном полу и возношением богослужения к небу. И цельностью, хотя и с изрядной долей наивности» . В Америке В мае 1933 года Владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, выехал в Америку, где должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. В то же время Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) дал ему поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Вскоре митрополит Платон самочинно провозгласил свой Митрополичий округ автономным, тем самым уклонившись в раскол, и 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. И снова, как несколькими годами раньше во Франции, архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении: он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. Подавляющее большинство клира и мирян поддержало митрополита Платона. Причиной тому, в первую очередь, было крайнее неприятие паствой – эмигрантами первой волны – всего, что связано с Советским Союзом, в том числе Патриаршей Церкви. Газеты писали: «Теперь уже нет никаких сомнений, что приехавший в Нью-Йорк еп. Вениамин... ловкий советский агент-пропагандист, темной рукой переброшенный из Парижа в Америку для того, чтобы усилить и без того бешеный кадр сторонников признания советской России» . Накал страстей был таким, что однажды после собрания для безопасности Владыке предложили выйти через запасной выход, но он решил идти, как и входил, через главный. Кто-то бросил в него окурок, послышались оскорбительные выкрики... Однако Владыка неизменно сохранял доброжелательность и невозмутимость, смирение – и чувство собственного достоинства.

http://pravoslavie.ru/49054.html

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Надеюсь, что позитивная тенденция, которая наметилась в отношениях с Римско-Католической Церковью при прежнем понтифике, получит продолжение и при Папе Франциске 19 марта 2013 г. 13:37 Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы Сергея Брилева, ведущего информационно-аналитической программы «Вести в субботу», которая вышла в эфир телеканала «Россия 1» 16 марта 2013 года. — В новостях сейчас периодически упоминаются вместе родной для нового понтифика Буэнос-Айрес и подмосковный Наро-Фоминск. Почему? — Это связано с тем, что архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , который несет свое служение в Америке, встречался с Папой, когда тот еще был аргентинским кардиналом. Управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Юстиниан в настоящее время также временно управляет Аргентинской и Южноамериканской епархией Русской Православной Церкви. В ходе поездок в Южную Америку у него были встречи с кардиналом Бергольо, который теперь избран главой Римско-Католической Церкви. — Следует ли из этого, что были минимальные личные контакты между иерархами Русской Православной Церкви и новоизбранным Папой? — Еще одним иерархом, который часто встречался с нынешним Папой, был митрополит Феодосийский и Керченский Платон , ранее возглавлявший Аргентинскую и Южно-Американскую епархию. В те времена Папа, будучи аргентинским кардиналом, два или три раза в год посещал наш приход в Буэнос-Айресе, присутствовал на Рождественской, Пасхальной службах и на праздничных трапезах; он проявлял большой интерес к Православию. — На каком языке Вы собираетесь общаться с новым Папой? Он же типичный латиноамериканский священник, который говорит на родном испанском языке, но знает и итальянский. — Сейчас этот вопрос выясняется: либо мы будем говорить с помощью русско-испанского переводчика, либо будет предложен еще какой-то вариант. Но я не сомневаюсь в том, что мы сумеем найти общий язык. У председателей Отдела внешних церковных связей традиционно был тесный контакт с предыдущими понтификами. Мы доносили до них напрямую наши озабоченности, говорили о том, что нас беспокоит в православно-католических взаимоотношениях. С Бенедиктом XVI я встречался и имел продолжительную беседу, во время которой имел возможность озвучить все, что нас беспокоит, и получить ясные и убедительные ответы. Мой предшественник на посту председателя ОВЦС, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, встречался с Бенедиктом XVI после его интронизации, а до того — с Иоанном Павлом II. Они обсуждали очень существенные и болезненные для наших взаимоотношений темы. Например, ситуацию на Западной Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/2857096.ht...

Этот ученик потщился, елико было ему дано, в себе самом воплотить добродетели своего великого  наставника, опытно проходил под его руководством жизнь духовно-подвижническую и потому в состоянии был лучше, чем кто-либо иной, списать жизнь своего святого старца в назидание наше… Но и он сознавал всю трудность такого дела, и он говорил: «Якоже не мощно есть малей лодии велико и тяжко бремя налагаемое понести, сице и превосходит нашу немощь и ум подлежащая беседа… Подобаше ми отнюдь со страхом удобь молчати и на устех своих перст положити, сведущу свою немощь… Яко выше силы моея дело бысть, яко немощен есмь, и груб и неразумичен». Одно, что заставило его взяться за труд, – это горячая любовь к почившему старцу: «Любовь и молитва Преподобного того старца привлачит и томит мой помысл, и принуждает глаголати же и писати " … Он скорбит об одном: как бы не пришло в совершенное забвение житие такого великого старца, как бы чрез это забвение не потеряна была навсегда духовная польза читателей… «Аще убо аз не пишу, а ин никтоже не пишет, боюся и осуждения притчи онаго раба лениваго, скрывшаго талант и обленившагося». С такими мыслями приступал к своему труду первый благословенный «списатель» жития Сергиева. Нужно ли говорить, с какими чувствами должен приступать к сему делу недостойный писатель нашего грешного времени? И он должен сознаться, что не без долгих колебаний решился на свой труд, призывая на помощь молитвы Преподобного старца и его присного ученика Епифания премудрого … А когда для полноты изображения личности угодника Божия приходилось говорить о внутренних духовных состояниях, он брал черты из писаний богомудрых отцов-подвижников, изобразивших эти состояния на основании собственного опыта в своих писаниях… Последуем же, благочестивый читатель, шаг за шагом во след блаженному Епифанию, будем благоговейно внимать его простому, задушевно-теплому, сердечному повествованию; прислушаемся и к тем урокам, какие извлекают из его рассказа наши святители, Платон и Филарет, митрополиты Московские, Филарет, архиепископ Черниговский, Никанор, архиепископ Херсонский, и другие проповедники и благочестивые писатели… И если эта книга даст вам возможность хоть немного отдохнуть душою за ее чтением, хоть на несколько минут забыть окружающую вас суету земную, перенестись мыслью и сердцем в отдаленную по времени, но тем более близкую нашему сердцу родную древность, повитать со святыми и преподобными обитателями дремучих лесов Радонежских, подышать благоуханием молитв Сергиевых, насладиться созерцанием его боголюбезного смирения, тогда мы почтем себя счастливыми и воздадим славу Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010