Каноны были «византийской трухой»; сомневались во многом, что было свято и традиционно. И, что самое главное, это то, что утерялся дух самой церковности. Таинства назывались обрядами. Красоты и смысла богослужебной символики и всего литургического богословия просто не знали и не понимали. В монашество никто почти в академиях не постригался. Архиерейский состав комплектовался в подавляющем числе из вдовых батюшек. И когда в академиях Киевской и Петербургской впервые постриглись после долгого перерыва два студента, Окнов и Грибановский, то стали говорить, что Питирим Окнов прорубил окно в монашество, а после Михаила Грибановского монахи пошли расти как грибы. Алеша Храповицкий стал одним из первых таких грибов. И он со свежестью несеминарской рутины, с задором молодости, с огнем своего вдохновения и таланта начал в Московской академии, а потом и в Казанской утверждать то, что Лебедев и Евгений Голубинский ядовито, с усмешечкой разочарованного в своем прошлом бурсака разлагали и отрицали. Антоний стал о Церкви учить не как о каком-то учреждении, не консисторски, не схоластически-формально, а живо провещал, или, точнее, как гром прогремел о том, что Церковь — это жизнь в Духе Святом, в Таинствах, что Церковь евхаристична, а Евхаристия церковна, потому что она только в Церкви. Для Антония Церковь была все, от чего получает свое бытие и осмысление остальная жизнь. Вне Церкви вообще ничто не имеет оправдания и смысла. Словом, Антоний, 28-летний ректор, вдохнул в омертвевшую от синодальной рутины и филаретовской опеки школу новую веру в примат Церкви. Он вернул засыхавшей в схоластике школе ее жизнь, ее дух и ее смысл. И школа сразу же ожила в этой вере   в Церковь, и самая церковность забилась полнокровным ключом в стенах казенной школы. Вот именно казенщины, формализма, синодальщины, филаретовщины (в ее отрицательном аспекте) не было у молодого архимандрита Антония, ставшего через несколько лет великим аввой нашей духовной школы. Это было его сущностью, и отсюда вытекала его безусловная цельность и целостность.

http://pravoslavie.ru/3137.html

736 Черкасова Мария Александровна (1841 – после 1912) – известный педагог и благотворитель. В 1879–1881 гг. занималась миссионерской деятельностью в Японии под руководством свт. Николая (Касаткина) , начальника Японской Духовной миссии. В 1887 г. по поручению Императорского Православного Палестинского общества приехала в Бейрут, где в последующие 10 лет организовала одну за другой 5 русских школ, которыми и руководила до 1912 г. Память о «Маме-Черкасовой» доныне сохраняется среди православного населения Ливана. – Ред. 737 Очевидно, с целью получения дополнительной информации об Иерусалиме, который Михаил посетил осенью 1886 г. и куда М. А. Черкасова намеревалась ехать учительницей. – Ред. 738 Павел (Доброхотов Прокопий Нилович; 1814–1900 г.). С 1866 г. епископ Вологодский и Устюжский, с 1869 г. – Псковский и Порховский, с 1882 г. – Олонецкий и Петрозаводский. С 1897 г. на покое. – Ред. 739 Питирим (Окнов Павел Васильевич; 1858–1920). Сын протоиерея, окончил Киевскую ДА, по окончании которой 3 июня 1883 г. принял монашество. Это было первое после большого перерыва пострижение в Киевской ДА. После того как в СПбДА (также после длительного перерыва) принял монашество Михаил (Грибановский) , в академической среде острили, что «Окнов прорубил окно, а после Грибановского монахи стали расти как грибы». Хиротонисан 17 июля 1894 г. во епископа Новоград-Северского, с 23 ноября 1915 г., – митрополит Петроградский и Ладожский. После Февральской революции 1917 г. уволен на покой. Умер на руках митрополита Антония (Храповицкого) в январе 1920 г. – Ред. 1 Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Л» 9. С. 128 и след. То же: Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 2000. С. 302–350. 747 Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901) – богослов, духовный писатель. Профессор метафизики в Казанской ДА, позже – инспектор и профессор апологетики в МДА. С 1899 г. ректор СПбДА, рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1899 г. С января 1901 г. на покое, по болезни. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В этот период Церковь совершала патриотическое служение. Еще в 1910 г. по указанию императора Святейший Синод разработал специальный план по работе духовенства в воинских частях, на флоте и в госпиталях (ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 198. Ед. хр. 329. Л. 1). В 1911 г. экзарх Иннокентий через благочинного рус. мон-рей архим. Антония поручил настоятельницам жен. мон-рей в Бодбе, Самтавро, Мамкоди организовать курсы по подготовке сестер милосердия (ЦГИАГ. Ф. 1612. Ед. хр. 44. Л. 38). В 1912 г. в Тифлисе было основано братство св. Надежды, целью к-рого была подготовка резервных кадров сестер милосердия. Подготовительные курсы действовали также при мон-рях в Мокви, Теклати и др. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53507. Л. 23). Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Преемник экзарха Иннокентия архиеп. Алексий (Молчанов) управлял Г. Э. со 2 нояб. 1913 по 20 мая 1914 г.; скончался от тяжелой болезни. На экзаршем престоле его сменил архиеп. Питирим (Окнов ; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915). С первых же дней войны Святейший Синод стал разрабатывать комплексную программу мер, обращенных на нужды отечества: особое значение приобрело общественное богослужение, церковная проповедь, издательская деятельность. В сент. 1914 г. Г. Э. опубликовал «Молитвы о победе в войне русского воинства» (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26425. Л. 3). Сотрудники Г. Э. (работники канцелярии и духовенство) систематически посещали госпитали и полевые лазареты с проповедью, благотворительной и медицинской помощью. 15 янв. 1915 г. на специальном собрании Г. Э. было принято решение об обеспечении раненых в госпиталях религ. лит-рой и периодическими изданиями (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Вслед за внутренними епархиями Российской империи при Г. Э. были созданы благотворительные об-ва и комитеты, в т. ч. Комитет по сбору пожертвований на военные нужды (1905), куда вошли экзарх Питирим, епископы Эриванский Пимен (Пегов) и Горийский Антоний (Гиоргадзе), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов, протоиереи С. Городецкий, С. Шошиашвили, Н. Мамарашвили, Т. Веселовский (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). На фронте вместе совершали богослужения вблизи передовых позиций и проповедовали среди воинов архиеп. Питирим с епископами Варшавским Николаем (Зиоровым) и Минским Митрофаном (Краснопольским) ( Щеглов. 2005).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Как обращение из прошлого к нынешним арзамасцам можно воспринимать чудом сохранившееся в местном краеведческом музее обезображенное надгробие из черного мрамора, на котором еще можно прочесть надпись: «Под сим крестом покоится Алексеевскою монастыря приснопамятная игумения Евгения. Скончалась 27 апреля 1914 года на 81 году. Управляла обителью 35 лет». В годы Первой мировой войны отношения между Синодом и правительством заметно ухудшились, что было связано с общим кризисом общественной системы. Да и сам Синод раздирали противоречия. Фактически его делами распоряжался Григорий Распутин. Взрыв недовольства вызвали события 1915 года, когда на Петроградскую кафедру вместо митрополита Владимира (Богоявленского) был перемещен экзарх Грузии митрополит Питирим (Окнов) – ставленник Распутина, а Владимир был отправлен в Киев. Питирим сразу же занял видное место при дворе, пытаясь проводить в Синоде политику придворной камарильи, помня слова императрицы Александры Федоровны о русских епископах и членах Синода: «Все они какие-то странные, очень мало образованны, с большим честолюбием… Это какие-то духовные сановники… Народ идет не за сановниками, а за праведниками». Однако на этот раз бесцеремонное вмешательство светских властей вкупе со старцем вызвало протест со стороны Синода. Сергий возглавил оппозицию в Синоде и составил письменный отзыв на имя государя. За это он и удостоился выговора и неудовольствия в первую очередь со стороны императрицы Александры Федоровны. Члены Синода бойкотировали Питирима, который молча здоровался при посещении заседаний Синода, ни с кем не общался и также молча уезжал. Игнорировались и действия обер-прокурора Раева, сторонником которого выступали Питирим и митрополит Московский Макарий (Невский) . Все его предложения заведомо проваливались остальными членами Синода – митрополитом Киевским Владимиром, архиепископами Новгородским Арсением, Финляндским Сергием, Дмитровским Тихоном; епископами – Нижегородским Иаковом, Гродненским Михаилом, а также протопресвитером военного духовенства Г. И. Шавельским и даже протопресвитером придворного духовенства Дерновым. Из 30–40 запланированных к обсуждению в Синоде дел решение принималось по трем-четырем, остальные откладывались. Откладывались… до неопределенного времени. Центральное церковное управление фактически было полностью парализовано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Однако архиепископу Кириллу был предпочтен архиепископ Владикавказский Питирим (Окнов). Личность для многих – одиозная и сомнительная. Некогда любимец и выдвиженец Саблера, после неудачно проведенных торжеств по прославлению святителя Иоасафа Белгородского , архиепископ Питирим быстро утратил милость своего высокого покровителя и был «сослан» с богатой Курской кафедры на Владикавказскую. Однако обретя нового влиятельного «друга» в лице Распутина, архиепископ Питирим в 1913 году был переведен в Самару, а вскоре на экзаршую кафедру в Грузии. Поскольку последняя считалась четвертой кафедрой в России после трех митрополичьих (Петербургской, Киевской и Московской), то архиепископу Питириму оставался лишь один шаг до митрополитства, каковой он успешно совершит после фактической «ссылки» митрополита Владимира (Богоявленского) с Петербургской кафедры на Киевскую (за оппозицию Распутину). Впрочем, как покажет история, и владыка Кирилл не избежит назначения на экзаршую кафедру в Грузии, но это уже будет при святителе патриархе Тихоне. Среди особых памятных событий 1914 года, конечно, было и посещение Тамбова 7 декабря государем императором Николаем II, направлявшимся в Москву после длительной инспекционной поездки (Царское Село император покинул еще 18 ноября). Государь помнил, конечно, владыку Кирилла и по урмийским делам, и по гдовскому служению, и вот теперь имел возможность встретиться с ним еще и на тамбовской земле, после состоявшейся летом канонизации святителя Питирима. Эта встреча, видимо, произвела на императора самое благоприятное впечатление, что и было им отмечено в своем дневнике: «7-го декабря. Воскресенье. В 10 ч. прибыли в Тамбов. После встречи поехали в собор, знакомый мне по 1904 году. Владыко Кирилл отлично и скоро отслужил литургию. Приложились к мощам святителя Питирима и пошли к его колодцу. Заехали в военный лазарет и в поезд к завтраку. После завтрака посетили еще три лазарета и под конец заехали на полчаса к А. Н. Нарышкиной. Она нездорова и не могла выехать из дома. Уехали из Тамбова под отличным впечатлением всего виденного» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имея дар плача, старец всегда служил со слезами.    Видя, сколь великую пользу получает обитель от богомудрого старца, враг усилил борьбу против него. О внутренней брани схиархимандрита Иоанникия можно только догадываться, по своему смирению он никому этого не открывал, но враг, потерпев в ней поражение, воздвиг на него гонение внешнее. По внушению вражескому на старца восстал отставной генерал П. Митропольский, который арендовал у Глинской пустыни дом. Генерал настроил против схиархимандрита Иоанникия небольшую кучку братий и 1909—1910 гг. написал в Святейший Синод 6 обвинительных заявлений, порочащих настоятеля . Основные обвинения состояли в том, что схиархимандрит Иоанникий слишком строго относится к братии, трапеза в обители весьма постническая, послушания трудные. На эти обвинения можно было бы ответить, что поступающие в обитель сами должны были видеть, на какую строго-подвижническую жизнь они идут и быть готовыми к лишениям телесным ради духовного совершенства. Но враг внушил ропотникам еще и оклеветать настоятеля в якобы разорительном для монастыря ведении хозяйства . И хотя быстрое умножение числа братии, рост доходов, земель и капиталов обители, ее щедрая благотворительность, возведение новых храмов, учреждение скита и «Дома трудолюбия», иными словами явное процветание обители убеждало в обратном , генерал П. Митропольский добился, чтобы в течение 1909 г. в обители было проведено две ревизии административно-хозяйственной части пустыни, а в 1910 году еще одно дополнительное следствие, по результатам которого Курская духовная консистория не только не подтвердила виновность настоятеля, но признала его образ жизни безупречным .    Курский архиепископ Питирим (Окнов), который лично знал высокоподвижническую жизнь схиархимандрита Иоанникия и видел ту великую духовную пользу, которую получала Глинская пустынь от его руководства, в течение двух лет защищал старца от гонителей. Отсылая в Святейший Синод заключение Курской духовной консистории, оправдывающее схиархимандрита Иоанникия, архиепископ Питирим письменно просил митрополита Флавиана (Городецкого) «встать в защиту Глинской пустыни и ее достойного настоятеля» , так как ожидал со стороны П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Последняя милость преосвященного в частности была оказана самой игуменьи Тихоне. По освящении трапезы она два раза подавала ему прошение об увольнении на покой, но он не соглашался. Наконец, видя ее скорбь за отказ сказал: «Когда меня уволят, тогда и вас удерживать не буду». В 1908 году, 20 февраля, игуменья Тихона получила от Саблера уведомление, что преосв. Лаврентий уволен на покой. Недолго думая, она подала в третий раз прошение о себе, и на этот раз милостивый владыка внял воплю ее наболевшей души и поодаль от себя ходатайство в Святейший Синод об ее увольнении. Вечная память да будет ему от нас, благодарных сестер Каширской, Никитской обители! 76 Оканчивая наше описание, молитвенно воззовем ко Господу молитвой наших архипастырей за нас: «Призри с небесе, Боже! и виждь, и посети виноград сей и укрепи и, его же насади Десница Твоя»! 1 Тульская епархия открыта по указу Императора Павла от 16-го октября 1799 года. Пред этим временем все уезды Тульской губ. с 1788 года входили в состав Коломенской епархии (см. памятную книжку Тульской губ. за 1899 г. отр. 3 отд. II.); с открытием Тульской епархии Коломенскому епископу Мефодию Св. Синод предписал перенести свою кафедру в город Тулу. 2 Епископ Питирим (Окнов) прибыл в г. Тулу из Чернигова 27 ноября 1896 г., где состоял викарием и присутствовал при открытии цельбоносных св. мощей святителя Феодосия; в Туле преосвящ. Питирим пробыл до 1903 г. и переведен в Курск, где пребывает доселе. 3 Кроме древней Параскевиевской церкви рядом, немного повыше, виднелся хороший каменный храм; говорят, что ранее очень давно здесь выстроены были четыре церкви, одна близ другой; самый поселок зовется именем «Четыре». Как гласит предание, причина скученности храмов та, что здесь была злая сеча во время набегов татар, в память чего и воздвигнуты вышеозначенные храмы. Интересуясь всем, я записал в памятную книжку вереницу сел, следующих от Серпухова до Каширы. На Тульской стороне первым было село Лукьяново, затем с. с. Липицы, Тешилово, Пущино, Тульчино, Вдали виднелись главы храма с. Ново-Никольского – родины митрополита Исидора, с. Сенькино; за ним знаменитое с. Городище. Далее с. Красино-Убережное с богатым домом и усадьбою князя Трубецкого. С. Хорошово с церковью – школою, с. Григорьевское, с. Тарасково с чудным домом-дворцом помещика Глебова, и последнее к Кашире с. Колтово, где у бабушки юность свою провел всем известный усердный духовный деятель Владимир Карлович Саблер. На Московской же стороне только проехали три села: первое Лужки; близ Серпухова, второе вдали виднелось Турово и третье к Кашире с. Лужники; еще встречались небольшие поселки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В Петербурге, переведенный после кончины митрополита Антония и назначенный первенствующим членом Синода, митрополит Владимир столкнулся с интригами распутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царем последовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру. В январе 1918 году, вскоре после избрания Патриарха, митрополит Владимир, которого называли Всероссийским архипастырем, потому что он занимал последовательно три главных кафедры: Московскую, Петербургскую и Киевскую, был злодейски убит в Киеве бандитами-анархистами. Это был иерарх чистой и святой жизни. В 1915 году на Петербургскую кафедру был назначен переведенный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому благоволил Распутин. Попытка противодействовать Распутину стоила обер-прокурорского кресла А.Д. Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском духе. А.Д. Самарин, сменивший В.К. Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А.П. Волжин (1915–1916) и особенно последний обер-прокурор царского правительства Н.П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой. 9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». По настоянию обер-прокурора В.П. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской революции были уволены Петроградский митрополит Питирим, Московский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь . 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось. Но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Курский архиепископ Питирим (Окнов), который лично знал высокоподвижническую жизнь схиархимандрита Иоанникия и видел ту великую духовную пользу, которую получала Глинская пустынь от его руководства, в течение двух лет защищал старца от гонителей. Отсылая в Святейший Синод заключение Курской духовной консистории, оправдывающее схиархимандрита Иоанникия, архиепископ Питирим письменно просил митрополита Флавиана (Городецкого) «встать в защиту Глинской пустыни и ее достойного настоятеля» 721 , так как ожидал со стороны П. Митропольского новых выступлений против старца. Но тогда Павел Митропольский оклеветал в Святейшем Синоде и архиепископа Питирима и добился перевода его на другую кафедру 722 . На Курскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Архангельский) 723 , лично не знавший схиархимандрита Иоанникия и поверивший клеветникам. В феврале 1912 г. он направил в Святейший Синод прошение об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля, и 12 марта 1912 г. последовало соответствующее определение Святейшего Синода об увольнении старца 724 . Безусловно, Богу было угодно, чтобы старец в довершение всех своих подвигов претерпел еще и неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху 725 , повторив чудо, совершенное некогда преподобным Иоанникием Великим 726 . Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба святого старца неизвестна, но память о нем жива, рассказы о его святой жизни и подвигах, о его наставлениях передаются из поколения в поколение Глинских иноков 727 . Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 38, 43, 71, 92, 93. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Питирим (Окнов Павел Васильевич; 1858–1919), митрополит. С 1891 г. ректор СПбДА. В 1894 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. С 1896 г. епископ Тульский и Белевский. С 1904 г. Курский и Белгородский. С 1905 г. именовался Курским и Обоянским. С 1909 г. архиепископ. С 1911 г. архиепископ Владикавказский и Моздокский. Под его руководством в Белгороде состоялось открытие мощей свт. Иоасафа Белгородского . С 1913 г. архиепископ Самарский и Ставропольский. С 1914 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Св. Синода и Экзарх Грузии. С 1915 г. митрополит Петроградский и Ладожский. С 6 марта 1917 г. на покое. Питирим (Свиридов Петр Петрович; 1887–1963), митрополит. В 1915 г. рукоположен во иерея. Служил в Саратовской епархии; во время Великой Отечественной войны в г. Куйбышеве. В 1941 г. пострижен в монашество. 25 декабря 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского. В 1943 г. епископ Курский и Белгородский. С 1945 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский. С 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. и в 1951–1955 гг. в. у. Гродненской епархией. Одновременно в 1952–1959 гг. управлял Пинской епархией. С 1955 г. митрополит. С 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1960 г. Крутицкий и Коломенский. Платон (Малиновский Павел; ск. 1754), архиепископ. Префект КДА, затем Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1732 г. за издание книги митрополита Стефана Яворского «Камень веры» был предан суду тайной канцелярии, подвергнут телесным истязаниям, лишен монашества и сослан на Камчатку. Епископ Иннокентий (Неронович) назначил его учителем архиерейской школы и ходатайствовал о возвращении духовного сана. В 1742 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского в Кремле в присутствии Императрицы Елизаветы. С 1744 г. архиепископ. С 1748 г. архиепископ Московский, затем Московский и Севский. С 1753 г. Первоприсутствующий в Св. Синоде. Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934), митрополит. В 1902 г. ректор КДА. Хиротонисан во епископа Чигиринского. С 1907 г. архиепископ Алеутский и Северо-Американский. С 1914 г. Кишиневский и Хотинский. В 1915 г. Карталийский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Св. Синода. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель отдела внешних и внутренних миссий. Во время октябрьских боев в Москве вел переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. С 23 ноября 1917 г. архиепископ Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказа. Член Св. Синода и его председатель. 7 января 1918 г. выступил на открытии Всеукраинского Собора как представитель Св. Патриарха Тихона. С 9 февраля 1918 г. митрополит Одесский и Херсонский. С 1920 г. в эмиграции; с сентября 1923 г. управлял Северо-Американской епархией. 16 сентября 1924 г. уволен от управления Северо-Американской епархией, но указа не исполнил. В 1933 г. запрещен в священнослужении. В 1946 г. запрещение посмертно снято.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010