457 См. Memoire sur une mission au ment Athos par l’abbe Duche… suivi d’un memoire sur un ambon conserve а Salonique... par. Ch. Paris. 1876. p. 249–300. Здесь же и фотографические снимки амвона. См. также новейшее сочинение Байэ: Recherches ponr servir a l’histoira de la peinture et de sculpture chretiennes en orient avant la querelle des iconoclastes. Paris. 1879, p. 104–105. 469 Евсевий, Церк. Ист. кн. X, гл.4. Трое дверей было также в Ноланской базилике, описанной Павлом ноланским. См. Ер. XXXII. 13. Migne, t. LXI. col. 337. 474 Максим исповедник наприм., ничего не говорит о притворе; он делит весь храм, обнимаемый стенами, только на две части: алтарь и святилище для народа, и оправдывает это деление самой разнообразной символикой. См. Тайноводство Максима испов. в Пис. отцов, отн. к истолк. богосл. т. I. стр. 293 и след. Герман, объясняя символическое значение различных частей и принадлежностей храма, о притворе также не упоминает. См. там же, стр. 357 и след. 475 Nαρϑηξ – трость или длинная трубка с полою внутренностью. У Гезиода и Есхила словом: νρϑηξ обозначается трость, посредством коей Прометей похитил огонь с неба (Hes. Εργ. 52. Aesch. Prom. 109). В древнем зодчестве этим словом обозначали всякую пристройку, имевшую форму узкого и длинного прямоугольника и прилагали его начти безразлично ко внешним и внутренним, открытым и закрытым портикам церковным. Отсюда впоследствии произошли названия: εσωνρϑηξ и εξωνρϑηξ (см. Goar, Ευχολογ, ρ. 23, Bingham. Origin. Lib. VIII. c. 4). Латинские писатели обозначают тоже самое словом: ferula. По славянски слово: νρϑηξ переводилось иногда словом: пруст. Например: Сол. библ рук. XV или XVI в. 685 л. 49: «женам повелеваем исповедатися в проусти (ε τω νρϑηι) церковнем и отверсты имети двери внешняя» Греч. под. у Котельера Monum. graeca, l. I. ρ. 75. 476 Наприм., оглашенные одной из низших степеней, носившие тоже название. Кроме того сюда допускались иногда иудеи, еретики и даже язычники. См. 4 карфаг. соб. пр. 84. Bingham. Origin. Lib. VIII. c. IV. § 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

(Praef. ad. lib.), Дидимовой книги о Св. Духе, начатой еще в Риме. Ер. 36. ad Damasum, Praef. ad Lib. Didimi сл. de vir illustr. c. 135. 1315 Epist. 74 (28) ad Licinium: Septuaginta interpretum editionem te habere non dubito et ante annos plurimos diligentissime emendatos meae lingvae studiosis dedi. Lib. 2. cont. Rufinum § 24. Epist. 406. ad. Sunniam et Fretelam: Septuaginta interpretum, quae in ξπλοις codicibus reperitur et a nobis in latinum sermonem fideliter versa est... Сл. Praef. ad Psalterium ed. veron. T. 10. p. 105. 1317 См. предисловия к Исаии, Иеремии, Езекиилю, к 12 пророкам, в Даниилу. В сочинении de vir illustr. он пишет о Софронии: In graecum eleganti sermone transtulit Psalterium et Prophetas, quos nos de hebraeo in latinum vertimus. Ep. 49. (59) ad Pammachium (пис. в 395): Libros sedecim Prophetarum in latinum ex hebraoo sermone versi... Transtuli nuper Job in lingvam nostram. 1320 Время сочинения указано в самом сочинении (с. 452): ad praesentem annum i. e. Theodosii principis decimum quartum (392) haec scripsi. Тоже время показано в предисловии к сочинению. 1321 Lib. 2. adv. Iovinianum. Op. T. 2. Даже друзья Иеронима смущались некоторыми местами сей книги (Ер. 50. ad. Dominum). Паммахий старался истреблять экземпляры ее: но книга разошлась скоро и далеко. De opusculis meis contra Jovinianum, quod et prudenter et amanter faceris, exemplaria substrahendo, optime novi. Sed nihil profuit ista diligentia, сл. прим. 64. Известно, что Иероним был в близких сношениях с Феофилом, по делу об оригенистах, хвалил Феофила за действия против оригенистов, думая видеть в Феофиле искреннюю ревность к вере, переводил и письма его (Epist. Hieronymi 86–109). В 399 г. писал cont. Iohannem Hiers.ad Pamm. (§ 41 спустя 13 лет по выходе из Антиохии и 10 лет после толк. на Екклезиаста § 17); в том же году Феофил примирил его с Иоанном Иерус. (Epist. 82. ad Theohpil). Но когда святитель Константинопольский в другой раз послан был в заточение: Иероним отказался перевести Феофилово пасхальное письмо того года и так говорил о своем состоянии Феофилу: Usque in praesentem Diem et moerore luctus et sollicitudine de diversis super statum Ecclesiae hinc inde rumoribus exagitatus sum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А15 Апостол и Евангелие, рукопись и библиотеки Сербского Ученого Общества в Белграде 2, пис. на пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 191 л. полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись полная, недостает лишь одного листа после л. 79 (на нем должно было быть чтение 1Кор. 15:39–45 ). После пятидесятницы чтения следуют только на субботы, недели и по месяцеслову. Месяцеслов краткий. – Февр. 14: стго курила филофа оуител словеньска. Июня 20: стго (в рукописи Апостола Белгр. народн. Библ. 211прибавлено: моравска). На последнем листе написана эктения (на латин), в которой упоминается краль Влькашин: и иеще мнм се благовримь кралн Влькашни. Эта эктения впрочем писана другой, позднейшей рукой, так что самая рукопись писана, может быть, раньше Вукашина, управлявшего Сербией с 1367 до 1371 г. А16 Погодинский Апостол, рукоп. Императорской Публ. библ. собр. М. П. Погодина, пис. на пергамине, в лист, двумя столбцами, на 247 л. полууставом, в 1391 г., как видно из послесловия: К л. . уф. (6899–1391) написанъ апль стму спсу. на хутни. раба влц. а матфи Правописание русское. Чтения и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. В месяцеслове – славянские названия месяцев. Мая 2: мощни стую мку бориса и глба. Июл. 24: стую мку бориса глба. Июл. 15: кнз володимера. – Текст этой рукописи представляет – почти на половину – чтения с одной стороны древние, первой редакции, с другой – исправленные, свойственные русским спискам второй редакции. В своем исследовании об Апостоле (М. 1879) я поместил эту Погодинскую рукопись между списками Апостола второй редакции. Ныне нахожу более удобным перенести Погодинский Апостол в первую редакцию. – Срезневский, II. Древн. пам. рус. п. и яз. 123. Снимок у Погодина в Образцах слав.-рус. древнеписания. А 17 Апостол, распол. не по древним чтениям, а по порядку посланий, рукоп. Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 13, пис. на ровном, довольно плотном пергамине, четким и даже красивым полууставом XIV в., в 4-ку, в два столбца, на 255 л. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г., в развалинах Милешевского монастыря, в Герцеговине. Начала рукописи нет; начинается с 26 ст. 3 гл. Деян. – Некоторые листы вырваны или вырезаны (напр. Следующие после л. 109. 124). В месяцеслове, Окт. 28: стго прпобнаго ца нашего српьскаго. Ноябр. 11: хтитора кра владисла (1252). Янв. 14: стго ца наше савы српьскаго. Февр. 13: стго и приобнаго ца наше симе српьскаго. Февр, 14: стг курила фи(лосо)фа. – Текст первых пяти посланий ап. Павла имеется у меня в полном, палеографически-точном списке; равно списан мною вполне и месяцеслов из этой рукописи Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

б) «Служение духовных отцов не должно вверять простым монахам, вовсе не имеющим рукоположения. Ибо это служение столь священно, что принадлежит одним епископам и пресвитерам, как говорит правила церковные. Даже, если его исполняют пресвитеры, то это бывает по необходимости только и с разрешения епископа, и когда его нет, когда он в отсутствии. Ибо большую часть вин, каковы: отречение от веры, грех убийства, падения лиц священных, должно представлять на суждение епископа» (т. II, стр. 812). в) т. III, 147–149 стр. См. выше стр. 109–110. X. Св. Игнатий Богоносец : «Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу» (Посл, к Смирнянам, гл. IX, стр. 305). XI. Св. Василий Великий : в послании к хорепископам: «Очистите церковь , удалив из нее недостойных, а потом исследуйте, кто достоин, и таковых примите, но не вносите в список, не донеся мне, или знайте, что принятый в церковнослужители без моего ведома останется мирянином» (т. VI, стр. 136, изд. 1892 г.). См. тоже 89 пр. Вас. Великого, по славянской Кормчей. XII. Пр. Феодор Студит : а) «Иногда имевшие общение с непокорными, если раскаются, принимаются в тот же чин, но от равностепенных, по выражению божественного Дионисия» (т. I, стр. 244). б) «Какое врачевание могу доставить я, болящий во грехах и не принадлежащий к тем, которым вверено исцеление таких ран? Бог не есть Бог нестроения; исправление и исцеление пресвитеров, т. е. священников, Он вверил епископам. Как ты требуешь от меня того, что выше меня? Не следует (пис. 6-е к пресвитеру подписавшемуся; т. II, стр. 15–16). в) «Не признаю епископом и не причислю к епископам того, кто к извращению веры нечистыми руками возведен в председательство... Пресвитер или подписавшийся, или имевший общение по страху, не вынося гонения, пусть лишается общения. Ибо имевший общение против Христа, как может иметь общение со Христом? Разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборнаго усмотрения. Возвратившийся к борьбе после падения. пусть лишается того места, которое он занимал, иначе как сделается известным отречение, которое он допустил, и ему самому и другим? Сделать послабление не могу»... (т. 11, стр. 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

868. Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869. Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871. Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874. Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875. Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876. Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877. Феодорит, Слово о муч., 8. 878. Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879. Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881. Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883. Лев I папа, Слово 84 (81). 884. Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886. Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889. Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890. Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891. Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893. Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3. Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия (Migne, Patrol. s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895. Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896. Евсевий. Церк. ист. X, 9. =Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

2232 Проскомидийный жертвенник знаменует лобное место, где распят был Христос и где, по преданию, лежит череп праотца Адама. Пис. отц., I, 369. 2235 Cedren, Hist. compend. Ed. Niebuhr., p. 18: δ ταφ ατο κατ τν τν εροσολμων γγονε γν. 2240 Там же, 109–113. Кушелев-Безбородко, Пам. стар. русск. литер., вып. III, стр. 8, 14. Ср. рукоп. соф. библ. XVII в. 1186, л. 100. Zöckler, 467 ff. Сказания о крестном древе: W. Meyer, Die Gesch. d. Kreuzholzes vor Christus. München, 1881. Piper, Evang. Kal., 1863, S. 66 ff. 2256 Произвольные толкования XVII в.: «на кресте искупи кровию Адама»; или: «никакоже царствию его несть конца». Рукоп. Макар.-Унженского монастыря, 1089. 2258 Объяснение это в так назыв. беседе трех святителей. В моем экземпляре (рукоп. XVIII в.) этим объяснением начинается беседа. Оно повторено в журнале Изограф, 1884, вып. VII, стр. 33–34. 2260 Игумен Даниил, описывая распятие в иерус. храме Воскресения, говорит, что Иисус Христос здесь представлен яко жив. Палест. сборн., вып. 3, стр. 20. 2262 Hominis morituri imaginem affigitis crucifixae imagini Christi, ita ut quidam antichristus in cruce sedeat, ostendens se adorandum tamquam sit Deus. Humbert. card. adv. graec. calumnias. Migne, s. l., t. CXLIII, col. 973. То же: Will, Acta et scripta quae de controversiis eccles. gr. et lat. etc., p. 126. 2266 Т. е. Христа, распятого на кресте, как объясняет Гефеле. Conciliengesch. Bd. IV, S. 737. Beiträge, II, S. 271. 2268 Отте полагал, что обычай этот возник в XIII в. (Zur Iconogr. des Crucif.). Но в ганноверском музее находится миссал XII в. (около 1180 г.) с миниатюрой распятия, где ноги Иисуса Христа пригвождены одним гвоздем (Zeitschr. für christl. Kunst, 1890, Η. 4, S. 122). Замечательно при том, что миниатюра, даже и по снимку Шонермарка, имеет византийский характер. Не переделаны ли ноги Иисуса Христа впоследствии? 2272 Gretzer, I, c. XXII, p. 33. Lipsius, l. II, с. VII, p. 41. Stockbauer, 43 ff. Fulda, S. 144–147. Zöckler, S. 435. 2278 Литература о прободении ребра: Hofmann, 382; ср. Gretzer, I, с. XCVI, р. 161. Преосв. Иннокентий Херсонский полагал, что Иисус Христос пронзен был в левый бок, в предсердие ( περικαρδον), откуда могли истечь кровь и вода (=жидкость). Последние дни земной жизни Иисуса Христа, стр. 338. Изд. Вольфа, 1872 г., т. IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

I. Усматривай намерение каждой книги и каждого выражения в Писании. Прочитываемые места Писания кажутся часто непонятными и неясными от того, что опускается из вида намерение или цель, с которою писана та или другая книга, либо изречено то или другое место Писания. Нечестивые люди, отрывая слова и места Писания без отношения к их цели, извращают слово Божие, как диавол искушавший Спасителя ( Мф. 4:6 ). Предостерегая от такой опасности, при изъяснении трудных мест в посланиях ап. Павла, ап. Петр говорит: «в нихже суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочие писания, к своей им погибели» ( 2Пет. 3:16 ). Для большего объяснения этого правила можно указать на послания к Римлянам и к Евреям. Оба они содержат божественное учение о спасении верою в Иисуса Христа; но образ изложения их чрезвычайно разнится. Послание к Римлянам писано для наставления всех вообще верующих; и потому в нем с разных сторон доказывается необходимость веры в Спасителя для всех «иудеев же и еллинов» ( Рим. 2:16, 19, 2:9, 10 ). А послание к Евреям назначалось первоначально для Иудейского народа; и потому здесь апостол, главным образом, показывает, что обрядовый закон Моисеев установлен только на время, – что разные левитские служения, жертвоприношения и очищения служили прообразованием вечного первосвященника Иисуса Христа, принесенной Им за нас жертвы искупительной и освящения церкви благодатию Спасителя. «Должно смотреть, – говорит св. Златоуст в толковании на Гал. 1:17 , – не на одни слова какого-либо изречения, но надобно вникать в намерение пишущего. И в наших речах, если не будем употреблять сего способа и доискиваться истинной мысли говорящего, – навяжем ему много противного, и весь смысл речи превратим. Такое усмотрение намерений должно быть как в отношенш к целым книгам Писания, так и в рассуждении отделов или перикоп, частных мест и даже слов и выражений. Ибо есть цель Писания: общая – всего Писания; особенная – каждой книги; частная – отделов книги; – частнейшая – каждого стиха или места, и самая тесная или ближайшая Цель – каждого слова в стихе» (Прим. к «Чт. и толков. Св. Пис.» Игнатия, архиеп. ворон. и задон., стр. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тихона Задонского, т. XI).    I. Усматривай намерение каждой книги и каждого выражения в Писании. Прочитываемые места Писания кажутся часто непонятными и неясными от того, что опускается из вида намерение или цел, с которою писана та или другая книга, либо изречено то или другое место Писания, Нечестивые люди, отрывая слова и места Писания без отношения к их цели, извращают слово Божие, как диавол искушавший Спасителя (Мф. IV:6). Предостерегая от такой опасности, при изъяснении трудных мест в посланиях ап. Павла, ап. Петр говорит: в нихже суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочие писания, к своей им погибели (2 Петр. III:16). Для большего объяснения этого правила можно указать на послания к Римлянам и к Евреям. Оба они содержат божественное учение о спасении верою в И. Христа; но образ изложения их чрезвычайно разнится. Послание к Римлянам писано для наставления всех вообще верующих; и потому в нем с разных сторон доказывается необходимость веры в Спасителя для всех иудеев же и еллинов (Рим. I:16, 19, II, 9 – 10). А послание к Евреям назначалось первоначально для Иудейского народа; и потому здесь апостол, главным образом, показывает, что обрядовый закон Моисеев установлен только на время, – что разные левитские служения, жертвоприношения и очищения служили прообразованием вечного первосвященника И. Христа, принесенной Им за нас жертвы искупительной и освящения церкви благодатию Спасителя. „Должно смотреть», говорит св. Златоуст в толковании на Гал. I:17, – „не на одни слова какого-либо изречения, но надобно вникать в намерение пишущего. И в наших речах, если не будем употреблять сего способа и доискиваться истинной мысли говорящего, – навяжем ему много противного, и весь смысл речи превратим. Такое усмотрение намерений должно быть как в отношенш к целым книгам Писания, так и в рассуждении отделов или перикоп, частных мест и даже слов и выражений. Ибо есть цель Писания: общая – всего Писания; особенная – каждой книги; частная – отделов книги; – частнейшая – каждого стиха или места, и самая тесная или ближайшая Цель – каждого слова в стихе» (Прим. к „Чт. и толков. Св. Пис.“ Игнатия, архиеп. ворон. и задон., стр. 109).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

868.  Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869.  Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871.  Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874.  Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875.  Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876.  Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877.  Феодорит, Слово о муч., 8. 878.  Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879.  Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881.  Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883.  Лев I папа, Слово 84 (81). 884.  Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886.  Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889.  Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890.  Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891.  Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893.  Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3 . Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия ( Migne, Patrol . s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895.  Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896.  Евсевий. Церк. ист. X, 9. = Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Безпристрастно все вышеписанное рассмотрите и, как перед Богом, свое мнение нелицемерно нам откройте, как вам Бог вразумит, и поскорее уведомьте, доколе еще дело не кончено, дабы после времени не дать места между нас поселиться вражде (чего Боже сохрани!) на радость диаволу; а если ныне умолчите и после противное на разврат возглаголете, в том да судит вас Бог!“ ( Пис. в Торжок). В Москву же список Павлова сочинения, вероятно, отвезен был Геронтием в последнюю его поездку туда с Иеронимом, или Алимпием, ездившим в Москву по возвращении из Константинополя несколько ранее Геронтия. 293 Письмо Аркадия в Белую-Криницу в апреле 1847 года (См. Перепис. раск. деят. вып. 2-й, стр. 4). 294 Что Аркадий никогда не покидал сомнений относительно Амвросия и начавшуюся от него иерархию никогда не признавал вполне правильною и законною, это очевидно и из некоторых позднейших его писем. Так наприм., от 18 октября 1861 года он писал Кириллу: „Владыко святый! Если бы я на сей хартии открыл вам Амвросиевы недостатки!.. Но открыть не на пользу, разве когда потребуется надобность. Амвросий принят по великой нужде, а не по обдержным правилах... Если по обдержным правилам поверять всех (ваших) святителей достоинства, то затворите церкви все... Покойный Павел на вопрос об Амвросии не дал ответа: и теперь лучше молчать“ (Перепис. раск. деят. вып. 2-й, стр. 139). Вот что писал еще Аркадий около того же времени Каменскому попу Василью: „Глаголеши: вратами подобает внити. Отче, вратами входа несть, понеже человецы изнемогоша. Церковь наша вся на случайных обстоятельствах, и врат не имат, т. е. обдержные правила празднуют (остаются праздны без исполнения)... Рассмотрим самый корень – Амвросия: не вратами, но теснотою, с великою нуждою! Я однажды отцу Павлу написал о Амвросии пунктов до четырнадцати: он ответ дал. Я паки возразил: не о том вопрошаю; но не погрешил ли о вере Амвросий (а что? – не подобает глаголати)? И так отец Павел не доказал (Там же, стр. 109). 295 Гончаров в Первом начатии происшествия...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010