Но так ли мы молимся? Не о нашей ли молитве вот что говорит святой Иоанн Златоуст : «Многие приходят в церковь , приносят молитвы и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтоб Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: я преклоняю колена, но ум твой блуждал вне; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, условия, поля, общества друзей. Дьявол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи, потому тогда он и нападает на нас; часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим, а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы (сбор, бесед, стр. 109). По учению святого Тихона, епископа Задонского, прежде молитвы требуется: 1) ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи; 2) примириться с тем, кого обидел словом или делом. Во время молитвы требуется: 1) Смирение: мы, яко прах и пепел, к тому же и грешные, величеству Божию предстоим и молим Его. Смирения знаки суть: главы преклонение, на землю себе повержение, коленопреклонение, в перси биение и проч. Это особенно потребно на уединенной молитве. 2) Надежда, яко Бог есть вездесущий, потому и молитву нашу слышит, и потому может все дать. 3) Сердечное усердие, или горячесть. Помните же, братия, что сейчас вы прочитали об истинной молитве; не думайте, что молитва состоит в одних только поклонах («Простонарод. поуч.», свящ. Соколов, стр. 32–34 О действии молитвы Избранные письма преподобного Нила Подвижника Хотя бы постигла тебя сильная печаль среди великой радости, ты не отчаивайся, но верь, что если будешь молиться, Бог обратит эту великую печаль в большую против прежней радость (кн. 1, пис. 55). Те, которые призывают Господа всей мыслию, хотя бы до крайнего бедствия были доведены, непременно удостоятся небесной помощи, ибо Господь слышит, и силен из самой среды погибели представить к вечной жизни и радости (кн. 1, пис. 139). Не оставляй никакого дела, ведущего к благочестию; ибо если ты оставишь их и предашься лености, то впадешь в грех и несчастие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Должность священническая (о седми таинствах). I, 1–9. О Должности пастырей и подчиненных им. III, 353 (гл. 4-я), 340 (§ 450–451); I, 1–19, 96, 113, 178; II, 4 (§ 8), 10 (§ 15), 304 (§ 248, 3–4), 311, (§ 251); III, 340–341 (§ 450–451); IV, 37 (§ 21), 88–92 43–45), 336–343 138–137), 360 147); V, 156, 323 (пис. 26-е), 340 (пис. 44-е). – судей и к суду приходящих. III, 349 (гл. 3-я); 178 (§ 114). – начальников и подначальных, V, 153–156 (§ 52); III, 342–345 (гл. 1-я); II, 192 (§ 133); IV, 88–92 43–45), 341 137). – господ и рабов их. III, 366 (гл. 7-я), 160 (§ 352); V, 164 (§ 56), 331 (пис. 33-е); I, 150, и во мног. друг. местах. – нанимающих и нанимающихся работать . V, 169; I, 109 (кол. 1). – дающих и приемлющих взаим. V, 166–168; II, 182 гл. 9-я); I, 233 (пис. 8-е). – продающих и купующих. V, 168–169, 334 (пис. 37-е). – богатых. V, 165. См. еще Богатство и богатый. – убогих. V, 166; IV, 67 (о томжде); II, 332 (§ 264). О Достоинстве христианском. III, 380 (гл. 5), 196 (гл. 3); V, 200 (сл. 18). 2–4 (пис. 2–5). См. еще о Благородии души человеческой. Древо высокое посреди малаго леса (человек на чести пребывающий, посреде подлых (простых) людей). IV, 89. Древо доброе (христианин добрый). IV, 119. О духовной мудрости. См. о Мудрости христианской. О Духовном христианском рождении, или св. крещении. III, 372. См. еще о Святом крещении. Душа боголюбивая не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. V, 304 (пис.17-е); IV, 333 133). Е Евангелие. III, 1 (гл. 1-я); IV, 161 86), 17 9), 201 105) V, 73–74 (пис. 57–58, 88 (пис. 74), 94 (пис. 82), 198 (сл. 17-е). См. еще: Зеркало, Житие Христово, о Истине учения Евангельскаго. О Едином на потребу. См. Вечное спасение. Един поемлет, другой оставляется (тое ж будет во второе пришествии Христово с благочестивыми и нечестивыми). IV, 271 110). Ж Желание (чего желать и искать должен христианин). IV, 92. Жених и невеста (что между собою жених и невеста, тое Христос и христианская душа). IV, 38. О Жертве христианской. III, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

109 В греч. множ. число. 110 В виду смерти; сосл. аор. 111 В греч. множ. число. 112 Ср. в начале 1-й и 3-й (по древним уставам 2-й) стихиры. «Всесвятая Дево Чистая», здесь определеннее и усиленнее. 113 δελφθεος — богобрат, эпитет Иакова (а также Иосии, Иуды и Симона) у псевдо-Дионисия V в., Софрония VI в. и поздн. Как ближайший родственник. Соотв. «родившемуся», ср. «от семени Давида» 2-й стих. 114 εραρχης — в надписях — начальник при священных обрядах, у церк. пис. (псевдо-Дионисия V в., Евагрия VI b.) — первосвященник, епископ. Как епископ Иерусалимской церкви, ап. Иаков здесь назван первым (погребение). 115 κορυφαι ος — верхний, высокий, главный, глава, вождь, особенно — хора, эпитет (слав. «первоверховный») апп. Петра и Павла у св. Златоуста, Феодора Чтеца VI в., в «Актах Петра и Павла» и поздн. 116 κρτης — край, оконечность, вершина, поздн. сл. Так назван по сказанию псевдо-Дионисия об успении ап. Петр, как первый выступивший с речью о Христе после Него перед народом в день 50-цы; и нынешними учеными богословие ап. Петра признается древнейшим типом христианского богословия. 117 χορς — пляска с пением, особ. религиозная (Гомер), собрание этих пляшущих (Пиндар), хор на сцене (Аристофан), певцы, вообще — собрание, толпа, ряд (Софокл, Платон), хор церковный, как совокупность певцов (бл. Феодорит V в., Иоанн Мосх VI в.) 118 μνολογω — петь гимн; перевод Симмаха Нил Синайский V в. 119 κφαντοκρικς ( κφανω — выявлять, отгл прил. † κρζω — скрипеть, трещать; др.-поэт. слово) — явственно звучащий, неологизм. 120 В греч. множ. ч. 121 ξασιος ( ξ из † ασα судьба, рок, как божество) у др. поэтов — вне судьбы или меры поступающий, несправедливый, поздн. — необычайный, огромный; др.-слав. «ужасное». 122 κηδεω — заботиться, иметь попечение, выдавать замуж (на поэт яз.), хоронить (поэт. и поздн. проза) (обыкн. — родиться через брак). 123 πρσβυς ( προ перед † βυ ­ φω рождать) — старый, старейший, глава; превосх. степ. 124 κπτω — наклоняться, поникать головою (от печали, смущения, боязни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

102. Кипр. Пис. 63, к Цец. 103. Клим. Ал. Стр. VII, 7: σασι ο γνωρζοντες τν μακαραν γων τριδα μονν, букв. выделение 3 часов «признают в е дущие блаженную троицу святых состояний». Имеются в виду три степени совершенства, которые по Клименту проходят христиане: 1) когда к вере примешиваются страсти; 2) года эти страсти очищаются страданиями; 3) когда христианин становится истинным гностиком, достигает полного совершенства, славы и блаженства. Эти степени описаны в Строматах VI, 14. 104. Строматы VI, 16. 105. Терт. О молитве, 25. 106. Терт. О посте, 10. 107. Терт. К жене II, 4. 108. Ориген, О мол. 12. 109. Кипр. О мол. Госп. 34. 35. 110. Завещ. 1, 22 111. Didasc. arab. c. 38. Funk, Did. et Const. Ap., v. II, S. 13–131. 112. Ср. «не предаждь нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего…. Авраама ради» Стих 9-го часа 113. Дуплет к предыдущему и последующему. 114. По мнению Achelis " а, Die Can. Hypp. 129. По Heberg " у (S. 119) здесь написан был крест. 115. Завещ. II, 24. 116. Кан. Ипп. 223–245. 117. Егип. кан. гл. 62. 118. А. П. У. (архимандр., впосл. еп. Порфирий Успенский), Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного богослужения египетских христиан (коптов), Спб. 1856, стр. 70–72. 119. Терт. О мол. 10. 120. «Завещание» II, 22. 121. Терт. О мол. 23. 122. Там же 18. Этот обряд и при апостолах имел очень широкое применение за богослужением, судя по 1 Петр. 5, 14, 2 Кор. 13, 12 и др. При Тертуллиане еще целовались за молитвою без различия пола: «какой язычник позволит своей супруге подойти к тому или другому из братий для поцелуя» (К жене II, 4). Но в Апостольских Постановлениях мужчины целуют мужчин, а женщины женщин (VIII, 15). Посредствующее звено той и другой практики — у св. Амвросия: диакон целует диакониссу, а та женщин (К женщ. Посл. 6). 123. Терт. О мол. 14 и 17. 124. Там же 13 и 14. 125. Там же 15 и 16. 126. Терт. О венце воина 3. Начертание пальцем креста на челе, как простейшая форма крестного знамения, должно быть и была, как видно из настоящего места, первоначальной его формой (ныне сохранилась в римско-католической литургии: священник — пред чтением Евангелия). Об этой форме упоминает и Иоанн Златоуст (бес. о том, что Христос Бог); но ему известно уже и крест. знамение на устах и груди (Бес. 87 (88) на Мф.), как и блж. Иерониму (Надгр. сл. Павле, пис. 108 (27). Формула «Во имя Отца…» впервые у св. Ефрема (О всеоруж.); возникла из заповеди о крещении (Мф. 28, 19). Schmid X. Kultus der chriskatholischen Kirche, Passan 1840, I, 245.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«Давид говорит: «превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно» (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: «небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66:1): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: «сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пис. 109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?» (Розыск, кн. 2, гл. 24). На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: «и когда Я вознесен буду от земли» (Ин. 12:32) — «от подножия ног Моих» (Ис. 66:1), то «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13)- «подножие жертвенника» (Исх. 30:28) новозаветного — Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, «врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1), и поэтому «поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!» (Пс. 99:5), «подножию, к престолу приделанному» (2 Пар. 9:18). Крест «терновый венец»   Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе «Прославление Креста» XII-ro века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте -тельнике XIV века; на покровце «Голгофа» — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д.

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

108 Летопись в Словаре Дух. Пис. М. Евгения 1, 322. Степенную книгу в нынешнем ее виде писал «смиренный М. Афанасий», современник Грозного царя (Снегирова памятники стр. 147); дополнения к ней деланы были и после Афанасия (Востокова Опис. музея 363, 364). Но и ныне известен список, который гораздо короче печатного, со многими пропусками до 13 степени, современной Киприану (Востокова Опис. N 415). Полную свою Летопись Киприан поручил дополнить Спасскому Архим. Игнатию, который, как говорит сам, и исполнил Поручение. Так как Троицкая Летопись у Карамзина оканчивается 1408 г. и писана в духе Московского правительства: то весьма вероятно, что она-то и принадлежит Митр. Киприану. Игнатий, Архим. Спасский, доканчивавший ее, без сомнения, есть тот самый, который описал путешествие Пимена в Константинополь и свое в Иерусалим (прим. 91), и который написал еще краткую Летопись с 1254 до 1423 г. 109 Жизнеописатель св. Александра: «Понежо слышахом от отец своих и самовидец есмь взрасти его... Се же вся слышах от господина своего Кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в то время в той сечи». Повесть древнего биографа вошла в летописи, и здесь в одних списках она переделана соединением с другими известиями, в других стоит отдельно (Лавр. Лет. 204–206. Соф. Вр. I, 249–260. 260–274). Другая повесть о св. Александре составлена из предыдущей при М. Макарие боярином-иноком Михаилом в включена в Степ. книгу. За вероятное считают (Ист. Сб. 3,293 – 295. М. 1838) , что первая повесть о св. Александра написана Новгород. Пономарем Тимофеем, тем самым, который упомянул о себе в Новгород. Летоп. под 1230 г., и что он же вносил в летопись новгородские события, а в 1282 г. написал Пролог. 110 Страдальческая кончина св. Князей, особенно Князя Михаила Тверского, описана с такой подробностью, что само описание указывает в писателях лица близкие к событиям (Соф. Вр. 1,260–265. 299–313.). Жизнеопис. Кн. Тверского: «исповедаша нам (бывшие в Орде) со слезами и со многими клятвами... От него же (очевидца иерея) слышахом И написахом». Соф. Вр. 1,312. О путешествиях прим. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

170 Первое может быть одно и тоже с сочинением и «о воплощении Единородного», которое послал он в 448 г. к Евсевию епископу анкирскому с просьбою сказать о нем свое мнение. Ер. 109. Но это сочинение также недошло до нас. 172 Некоторые из свидетельств западных Отцов, как то: св. Амвросия, Илария и Августина, приводимый Феодоритом в защищение православного учения, впрочем заимствованы из собрания, составленного Папою Львом. См. Opp. S. Leonis Magni. Ed. Ballerini, annot. ad Ep. 28. 173 Время написания сей истории указывают а) намек на начало споров евтихианских в сказании об Аполлинарии кн. 5. гл. 3. б) описание перенесения мощей св. Иоанна Златоустог о в Константинополь (кн. 5 гл 36), совершившееся в 438 г. и в) замечание (5 кн. гл. 39.), что гонение, начатое в Персии Издегердом, не окончилось и по прошествии 30 лет, что попадает на 449 г. 174 Приводя послание Александра епископа александрийского об Арии, и самого Ария, он замечает: «приведу послание Ария, а за ним и другие, для исторического рассказа необходимые, чтобы ими подтвердилась истина повествования и яснее выразились дела минувшие» Кн.1 гл.3. 175 Говоря о гонении против приверженцев св. Иоанна Златоустог о в Константинополе, Феодорит замечает «рассказывать о том пространно считаю излишним притом события печальные, по моему мнению, надобно описывать короче и прокрывать погрешности единоверных деяний Кн.3 гл.34) 177 Acta Concil. Chalced. Pars 1. num. XXXV- Epistola Pulcheriae ad Episcopum Romanum Leonem. Binii p. 28. 179 Ер. 138 Такого же содержания и пис. 139 и 140. Письмо 139 надписывается: Аспару консулу и патрицию. Но в 450 г. консулом был не Аспар, а Авиен. Притом Аспар по исповеданию был арианин. Итак вероятнее положить, что в надписи ошибка, происшедшая от писцов. Примечательно то, что сего именно консула и патриция Феодорит благодарит за то, что он довел до сведения Государя о его страданиях, и что по его старанию выдан против закона неправедного закон справедливый. 183 Кроме Анатолия встречается между ними еще до семи лиц,которые уже известны нам по переписке Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря “золотому подножию, к престолу приделанному” (Пар.9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится” ( Исх.30:26-29 ). Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” ( 1Пет.2:24 ) Креста, “принеся в жертву Себя Самого” ( Евр.7:27 ) и, таким образом, “сделавшись Первосвященником навек” ( Евр.6:20 ), утвердил в Своем лице “священство непреходящее” ( Евр.7:24 ). Так и утверждается в “Православном исповедании Восточных Патриархов”: “На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого” (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, — поясняет св. Дмитрий Ростовский. “Давид говорит: “превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно” ( Пс.99:5 ). А Исаия от лица Христова говорит: “прославлю подножие ног Моих” ( Ис.60:13 ), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: “небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих” ( Ис.66:1 ): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: “сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пис.109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?” (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

К более подробному разъяснению намеченных здесь соображений мы ещё надеемся возвратиться впоследствии. 435 Подробнее об этих спорах см. в исследовании Н.Г. Попова – Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении, стр. 109–185, М. 1892; в статье Н. Волкова – Николай Мистик , патриарх константинопольский (Приб. к твор. св. от., ч. XX, стр. 171–193, 226–233); в книге проф. прот. М.И. Горчакова – О тайне супружества, стр. 186–188 и др. 436 τμος τς νσεως в подлиннике напечатан сполна у Zachariae – Jus graeco-roman., t. III, p. 228–232; в афинской Σντ т. V, стр. 4–10; у Леунклавия в Jus graeco-roman. t. I, p. 104–108. Славянский перевод «тома» составляет 52-ю главу печатной Кормчей, по изд. 1787 г. л. 245 об.–254 об. Приводимый далее в тексте отрывок на русском языке заимствован из «Правил св. от. с толков.», изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., стр. 171–173 (толков. Вальсамона на 4 пр. св. Вас. В.). 437 Вопреки мнению Вальсамона (см. его толков. на 7 пр. Неокес. соб., – Прав. св. помести. соб. с толков., вып. 1, стр. 86. М. 1880). Такое мнение не может быть принято, на наш взгляд, во 1-х потому, что не соответствует общему ригористическому духу соборного определения, изрекающего свой суд и назначающего епитимии μετ πσης κρειβεας, древних канонов; во 2-х, как не находящее себе подтверждения в практике последующего времени, насколько о ней можно судить по «каноническим ответам» различных иерархов и церковно-административных деятелей (см. ответы Илии м. критского – в Σντ V, р. 378; Никиты м. ираклийского – ibid. p. 441. и др.). 438 Так именно смотрит на него известный знаток памятников византийского права Цахариэ фон-Лингенталь, поместивший τμος τς νσεως в своём издании императорских новелл. По его словам, названный памятник ab ipsis Graecis novellae legis instar habetur (см. его Jus graeco-roman. t. III. p. 227, примеч.). 439 См. об этом подробнее у Zhishman’a, o. c., S. 443–446. Вполне согласную с определениями «тома» практику отмечает и бл. Симеон солунский в «Разгов. о священвод. и таинств. церковных». гл. 276. – Migne. Patr. gr., t. CLV. col. 505; p. перев. в Пис. св. оо. и учит. церкви, относящ. к истолков. правосл. богослуж., т. II, стр. 352. СПБ. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010