31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

Какой высокий пример смирения для нас грешных! Но и все Святые, проходящие спасительным путем сим, чем ближе приближались к Богу, тем более видели свою худость и нищету; и при случающихся им в жизни скорбях и искушениях, считали себя всегда того достойными; что самое и делало для них скорби удобоносимыми. – По Господе и Матери Божией приняла тебя и м. игуменья с материнскою любовью, и сестры все встретили тебя радостным духом. Я чувствую, сколько день сей для тебя был велик и радостен, – это день твоего духовного возрождения. Помни его: 14 декабря 1844 года. В первый раз пишу к тебе в новое твое обиталище, и призываю на тебя Божие благословение и заступление и покров Божией Матери; да сохранят они тебя во все дни жизни твоей от всех сопротивных козней и стрел вражьих, и да помогут в духовных бранях. Чувствуй благодарность к м. игуменьи и к матерям и сестрам о Христе, принявшим тебя в свое сообщество; благодари мать..., что она приняла тебя в свою келью, и в сожитие общества; другие достойнейшие и лучшие тебя, многое время пожившие, еще не имеют где главу приклонити. И все это устроил Господь по милости Своей, а не по достоинству твоему. Ты же имей себя последнейшую всех. На сей раз довольно я с тобою побеседовал; когда буду получать твои письма, постараюсь при Божией помощи, и с Его вразумлением, тебе ответствовать. Поручая тебя покрову Божиему, желаю встретить праздник Рождества Христова с сердечною радостию, и с оным тебя поздравляю, недостойный твой богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. 19 декабря 1844 года. 94 Призвав Господа в помощь, пишу на вопрошения твои, не надеясь на свой разум, но ища от Него вразумления, ибо мы без Него не можем ничтоже творити ( Ин.15:5 ). Я уже писал тебе, что ты должна, благодаря Бога, призвавшего тебя на служение Себе, смиряться пред Его величеством, и пред всеми, считая себя меньшей и последней всех; сим средством токмо можешь получить благодать Его и помощь во всех делах твоих. Слава Богу, вижу из письма твоего, что ты получила уже новоначальное монастырское одеяние 20 числа; взывай ко Господу: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! (Святилен на страст. понед.). А 24, в утрени, причислена и к лику сестер, введена в настоящий храм (о чем пишет...). Да сподобит тебя Господь с мудрыми девами войти в небесный чертог Жениха Христа. Постарайся уготовить елей во светильнике твоем, без оного и девы не возмогли туда внити, и потому названы буими.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Монахиня Мария (Стахович), духовная дочь иеросхимонаха Михаила (Питкевича), лично знала старца: «Хорошо помню о. Евлогия! Смиренный он был! Все на конюшне послушание нес с лошадьми. И они его знали. Как увидят издалека, так галопом мчатся к нему. Точно разговаривали с ним... Он был весь в молитве, хотя и служил часто, и письма писал далеким паломникам... Он жил своим, чисто монашеским миром. Миролюбствовал и был молчальником, но при надобности говорил дельно». За три года до своей кончины старец почти потерял зрение. Это мешало ему участвовать в совершении богослужений, однако он приходил помолиться и причаститься Святых Христовых Таин почти на каждую литургию. До последнего дня о. Евлогий, несмотря на ухудшение зрения, писал письма своим духовным детям и топил печь в нижней церкви. На 94-м году жизни 7 мая 1969 г. старец скончался и был погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии. При жизни самым любимым занятием о. Евлогия была переписка с духовными чадами. В архивах Валаамского и Ново-Валаамского монастырей хранятся неопубликованные письма иеромонаха Евлогия к его духовным детям. В финляндской обители находятся как подлинники, так и копии писем, но они не были кодифицированы. В 2000–2001 гг. архивариус Валаамского монастыря иеродиакон Онуфрий (Маханов) сделал в АФВМ копии большей части писем о. Евлогия и привез на Валаам, где они были собраны в два дела и кодифицированы. Всего собрано около 100 писем, написанных с 1946 по 1965 г. и адресованных как монашествующим, так и мирянам. Среди адресатов – «дочь духовная матушка Мария», «мать Серафима», Евпраксия Петровна, Мария Николаевна. Письма содержат наставления в христианском аскетизме, размышления о подвиге крестоношения в современных условиях, поздравления с праздниками Пасхи и Рождества Христова, различные пожелания, описания монастырской жизни. Часто старец поучал словами почитаемого им св. прав. Иоанна Кронштадтского , при этом уточняя, что слова принадлежат не ему, а именно о. Иоанну. Ведущими темами эпистолярного наследия старца являются борьба со страстями и терпение скорбей: «Не бойся борьбы (со страстями. – Авт.) и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь к Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, то есть в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних, в болезнях, скорбях и лишениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.: «Паломник», 2011. В 3 томах. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Паисий Святогорец, прп. Слова. В 4 томах. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2000-2005. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве//Интернет-сайт «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. Положение о монастырях и монашествующих//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Примерный Устав мужского монастыря//Интернет-сайт « Мужской монастырь " Крестовая Пустынь " , поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Филипп Симонов, архим. Монах в миру//Интернет-сайт «Правмир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь//Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа:                 См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.               См.: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь//Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               Положение о монастырях и монашествующих.

http://bogoslov.ru/article/6177286

Надобно знать, что враг не оставит вас в покое, но будет возлагать свои козни к разрушению вашего мира и благоустройства; но ты знаешь, как его сила немощна противу смирения, которое все козни и сети его разрушает; пример твоего смирения более подействует на нее, нежели строгое запрещение. Покажи ей вред, могущий быть от какого-нибудь неправого начинания. Преподобный Марко Подвижник , в слове о мнящихся от дел оправдатися, пишет, гл. 176-я: «получив жребий учить о Господе, и преслушаем, скорби умственне и не смущайся явственне, скорбя бо не будеши осужден со преслушающим, смущаяся же в той же вещи осужден будеши». Это все писал вам о духовном, или душевном устроении; а надобно и по внешности устроить так, чтобы было удобнее проходить делание духовное. И. М. 23-го сентября 1858 года. 93 Ты тужишь о моем нездоровье, спаси Господи! не скажу, чтобы я лежал больной, но я здоров, – хожу, по временам ослабеваю, что ж тут мудреного? – 70 лет, чего более ожидать? только дай Господи христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном судище Христовом; о чем мы всегда, с Церковью , Господа нашего просим. Прошу и тебя помолить о сем Господа. А если кто имеет какую пользу через мою худость, то это не мое, а по вере их; силен Господь и бессловесное животное вразумить и писанием наставить. Поздравляю тебя с переходом на новоселье: да благословит Господь вас на мирную жизнь, и Матерь Божия Своим заступлением да сохранит вас от всех сетей и козней вражиих. Ты пишешь, что О. И. имеет благое произволение и мягкий характер, но навыки почти детские, которые по времени могут исправиться, при помощи Божией и её произволении. Впрочем, нельзя обойтись без борьбы и брани духовной. И. М. 11-го октября 1858 года. 94 Не похвалю тебя, что ты просишь Бога о сокращении дней твоих. Ты проси даровать тебе прочее время жизни твоей прейти в мире и покаянии, христианской кончины и доброго ответа на страшном судище Христове; а о времени кончины Он Сам весть, предуставив оную; но от нас сокрыл, дабы мы были всегда готовы к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

21 декабря. Сделана надпись на книге для сбора пожертвований в пользу Бородинского женского монастыря: «Есть ли благотворители не впишут своих имен, принимающая приношения должна стараться узнавать оныя, записывать и препровождать в монастырь, для принесения молитв за благодеющих» (Резолюции. Т. 4. С. 94–95. 9248). Отношение графу Потемкину по поводу приношения от его сиятельства храму святителя Алексия разного золоченого украш ния, при св. мощах его, с тремя лампадами (Резолюции. Т. 4. С. 95–96. 9249). Письмо графу С. П. Потемкину: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Комиссия о возобновлении кафедральной церкви в Чудове монастыре донесла мне о приношении в[ашего] с[иятельства], купно с трудившимися храму святителя Алексия, резнаго золоченаго украшения Мне, как служителю святителя Алексия, предлежит долг благодарить за дело благочестиваго усердия к нему В знамение благословения святителя Алексия примите от обители его святую икону чрез посредство кафедральнаго наместника» (ДЧ. Ч. 1. 1. С. 127). Письмо князю C. М. Голицыну: «Уже в церкви взошла заря дня Рождества Христова. Рано, потому что день велик. Слово св. Григория Богослова , песнь св. Дамаскина возбуждают нас: Христос рождается; славите! Повинемся, воздвигнемся, прославим Христа пред верующими в Него; прославим рождающегося, пред обретающими в Нем для себя новое рождение к жизни благой и блаженной; прославим нисшедшаго на землю, пред уповающими чрез Него взыти на небо» (Письма. 1884. С. 30. 31). 21 декабря. Резолюция на прошении настоятельницы Спасо-Бородинского девичьего монастыря о ходатайстве вступить в лик монашествующих: «Поскольку просительница не только со времени учреждения монастыря, но и ранее, со времени учреждения общежития, проводит жизнь, монашескому чину свойственную, то Консистории заготовить посему надлежащее представление в Святейший Синод» (Резолюции. Т. 4. С. 61–62. 9191). Резолюция на прошении дьячка и пономаря о взаимном их перемещении: «Поскольку причины не представляют, и согласия священников и прихожан нет; а опытом дознано, что такая мена местами соединена бывает с хитростию и обманом, то оставить без уважения» (Резолюции. Т. 4. С. 62. 9192).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

25 «Два аспекта Церкви... это вовсе не то, что теперь у современных церковно-борцев принято называть «Церковью Мистическою» и «церковью историческою», причём превозносится первая, – и едва ли не исключительно ради, – ради последующего затем похуления второй» (Флоренский П.А. [Сочинения]. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М.., 1990. С. 337). 26 См. из письма еп. Антония (Флоренсова) П. Флоренскому 25 июля 1904 г.: «Вы толкуете о какой-то общественной деятельности. Значит, Вы помышляете не о монашестве, а о чём-то другом. Обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства и не начальствования» (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 655). 28 См. наст. издания: слои бытия «несводимы один к другому, но связаны между собою соответствиями». 29 См. в лекции «Имяславие как философская предпосылка» (1921–1922): «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворённая с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности...» (Флоренский П.А. [Сочинения]. Т. 2. У водоразделов мысли. М.., 1990. С. 287). Но такое «объединение», «взаимопрорастание» энергий является не механическим взаимодействием, а такой «синергией», в которой «нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое» (Там же. С. 285). 35 См., напр.: Согласно письму Флоренского, в начале 1904 г. на квартире у А. Белого состоялось его первое знакомство с «московскими знаменитостями» (К. Бальмонт, В. Брюсов, возможно, А. Блок и др.) ( Андроник (Трубачев) , игум. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. С. 117). Флоренский пишет, что в гостях у Белого были также теософы, спиритисты и символисты (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 502–503). Впоследствии были другие знакомства, в частности с Вячеславом Ивановым. 41 См., напр., в письме Флоренского матери 5 октября 1900 г.: «Начавшееся в прошлом году увлечение Платоном у меня всё усиливается... Многие проблемы разрешены, по-моему, исключительно у него...» (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 1. С. 175). Увлечение Владимиром Соловьёвым начинается примерно в то же время; во всяком случае, августом 1900 г. датировано стихотворение Флоренского «На смерть В. Соловьёва », в котором есть такие строки: «Ты к свету истины стремился... Заметив истины частицу, её из лжи ты извлекал, понять умея небылицу. И всё Христом ты претворял» (Там же. С. 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Для ленинградцев памятным является день 18 февраля 1932 г., когда были арестованы 40 монахов из Александро-Невской лавры, 25 – из Троице-Сергиевой пустыни, 12 – из Старо-Афонского подворья, 90 инокинь из Воскресенского Новодевичьего монастыря, 16 – из Леушинского подворья, 6 – из Серафимо-Дивеевского в Петергофе, 7 монахинь из бывшего Воскресенско-Покровского монастыря в Нежадове и около сотни монашествующих из других различных закрытых обителей 89 . Уже упоминавшаяся ранее игуменья Евфросиния (Арсеньева) Воскресенско-Покровского женского монастыря в Нежадове после ссылки из Гатчины (где сестры жили в общине после окончательного разгона их монастыря) в Муром в 1930 г. создала тайный монастырь, который объединил многих насельниц нежадовского монастыря. Арестована была мать Евфросиния в 1937 г., было заведено следственное дело о деятельности «церковно-фашистской организации», частично опубликованное в 2004 г. С. Л. Щегловым, также проходившим по делу «муромских церковников». По этому делу было расстреляно 19 человек, среди них Арсеньева Евфросиния Константиновна, около 50 человек было отправлены в лагеря, практически все монахини нежадовского монастыря, собравшиеся в Муроме и его округе, были репрессированы по этому делу 90 . Сестры Иоанновского монастыря в Петрограде пытались отстоять свой монастырь от закрытия и писали письма в Петроградский губисполком. После закрытия монастыря они продолжали жить общинами, примкнули к иосифлянскому направлению. Казначея монастыря м. Иоанна (Лежоева) была арестована в 1933 г. вместе с другими сестрами. Их обвиняли в проведении богослужений на дому, хранении антисоветской литературы 91 . Тайные церкви устраивались на квартирах, хозяйками которых также были женщины 92 . Монастырей на территории СССР не осталось к 1939 г. Незарегистрированные монашеские общины продолжали существовать. Сейчас исследователям стали доступны сведения о некоторых из них. Основным источником информации об этих общинах служат воспоминания, следственные дела, отчеты уполномоченных Совета по делам религий. Одной из крупнейших монашеских тайных общин была община ВысокоПетровского монастыря 93 . Источники показывают, что большинство составляли в этих общинах женщины 94 . Тайные монахини работали в светских учреждениях, что считалось монастырским послушанием. Так, работавшая проводницей на Балтийской линии железной дороги монахиня Наталия (Быкова) говорила на допросе: «Дабы спасти нашу православную веру, нужно было уйти в подполье, то есть принять тайное монашество, организовать нелегальные домашние церкви и таким путем вести борьбу против носителей безбожия» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На территории обители есть гостиница для паломников, в которой могут остановиться на ночлег гости монастыря и паломники. Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания. По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий. Монастырь имеет ограниченную возможность размещения паломнических групп в монастырской гостинице, поэтому группы размещаются в монастыре только по предварительному согласованию и бронированию мест. Если группу сопровождают духовенство либо монашествующие, необходим подтверждающий документ их служения. Группа оформляется на паспорт руководителя группы. В телефонном режиме согласовываются время прибытия, возможность трапезы группы, условия проживания, пожертвования. Желательно заранее, минимум за 3 дня, сообщить о прибытии группы (дата и время), а также указать количество человек (мужчин/женщин). Для организованных паломнических групп предварительный заказ мест производится по телефону: +7 (908) 160-94-68 — монахиня Николая. Стоимость поселения на одного человека — 600 руб./ночь. Расселение по 3-4 человека/комната, санузел и душ на этаже. Паломницам, желающим познакомиться с монашеской жизнью, помолиться и потрудиться на благо обители обращаться по телефонам: +7 (951) 909-28-77 , +7 (83149) 5-93-60 , +7 (83149) 5-91-69 .

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Помолись и о мне, грешном, желающем тебе мира, здравия и спасения. Многогрешный И. М. 94 Читая письмо твое от 19 декабря, нахожу тебя смущенным от брани, понуждающей тебя к переходу в нашу или М-кую обитель, предлагая виной немощи и слабости других, боясь и сам того же недуга, и того, что живешь по своей воле, не имея окормителя. Скажу тебе на сие: в настоящее время сего сделать невозможно, по известным тебе причинам. А что касается до слабости и немощей других, ты на оное не обращай внимания, не суди их, внимай своим немощам и грехам, поминая сии, – смиряй себя и считай себя последним и худшим всех. Прочитывай у св. Исаака 20-е слово; и старец Софроний пишет к отцу Афанасию, так же предлагавшему о неустройстве обители: «умолкни, умолкни и живи, когда тебе позволяют жить по совести твоей, а если где найдешь лучше, – перейди». А ты куда пойдешь? И если хочешь испытывать человеческие немощи, то везде найдешь их, да и враг покажет тебе к обольщению то, чего совсем нет. Св. Петр Дамаскин пишет: «начало всякого блага есть даемый человеку Богом разум; а по разуме человеческое произволение. Оно есть начало нашего спасения, сиречь – да оставит человек свое хотение и разумение, сотворит же Божие хотение и разумение, тогда не обрящет во всей твари вещь, или начинание, или места, могущия воспятить ему быть, якоже Бог от начала восхоте» и прочее. Итак, брате, живи там, пока Господь восхощет, и внимай себе: и молись за меня многогрешного И. М., твоего сомолитвенника. 95 В ответ на письмо твое от 22 ноября поздравляю тебя с наступающим новым годом, и желаю тебе провести оный в постоянном самоукорении и исполнении заповедей Божиих. Об N могу только сожалеть. Раз поддавшись прелести вражией, трудно от нее избавиться. Желаю тебе душевного мира, здравия, и остаюсь недостойный твой богомолец многогрешный И. М. По написании сего письма получил и еще письмо твое от 1-го января. Благодарю за поздравление меня с новым годом. Пишешь о приготовлении своем к монашеству – как поступить? – Якоже блудный сын пришел к отцу и рек: Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой ( Лк.15:21 ); – и как мытарь пришел с сердцем сокрушенным и смиренным, воззвавши: Боже, милостив буди мне, грешному ( Лк.18:13 ). Вот какое приуготовление должно быть; ибо образ наш есть образ покаяния и смирения, и к оному нас Сам Господь призывает. И потому, – иди без сомнения, со страхом и радостию. Св. Иоанн Лествичник пишет в первой степени: «никто да не нарицает себя недостойным обетования иноческого, представляя тысячи и множества грехопадений» и далее. И много там найдешь о монашестве. Но только не дерзостно и самонадеянно приступай. – От того-то и помыслы смущения помрачают.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010