Господь глаголет о Себе в Евангелии: «Аз есмь путь и истина и живот» ( Ин. 14: 6 ). Молитесь искренно и с верой всеблагому Господу, чтобы извёл вас на истинный путь спасения. Призывая на вас и на супругу вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 106. ПЕРЕД СУДОМ БОЖИИМ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ НЕ ХАРАКТЕРЫ, А НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛИ 13 Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания. Я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего. Иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсужденные, особенно ошибки свои: или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются или порицаются; но на Суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру и окружающие его обстоятельства. Прочтите в «Лествице» слово 26, отделение 28 и в книге аввы Дорофея поучение 10, страницы 126–127. 107. О НЕМОЩАХ, ОТКРЫВАЕМЫХ НАСТАВНИКУ Когда вы пишете мне о каких-либо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращение. Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренно исповедают свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки. Сильно не упрекайте себя и за холодность, особенно этим не смущайтесь: во-первых, вы человек и, естественно, подлежите изменению в устроении душевном, во-вторых, попущается это и промыслительно, чтобы вы не осуждали других за холодность и равнодушие в подобных случаях. 108. ОБЯЗАННОСТИ ВОСПРИЕМНИКОВ От восприятия младенцев при Крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог Всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь, имиже весть судьбами, удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нами должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем. 109. СЕМЕЙНЫЕ ТЯГОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35.    Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400.    Там же. С. 703.    Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян.    Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374.    Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122.    Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470.    Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61.    Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9.    Епископ Буго//Указ. соч. С. 23.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130.    Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240.    С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183.    Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165.    Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. I. М., 1892. Слово 7. С. 71; преп. авва Дорофей. Поучение 1. С. 25—26.    Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. 1—5. М., 1873—1885. T. III. С. 280.    Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 7. С. 72—73. Ср.: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. T. V. С. 127.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. XXIX. С. 124, 127.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 139—140.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 67//Добротолюбие. T. I. С. 544.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 399—400.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 71; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 591.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 9.    Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 93—94.    Преп. Марк Подвижник. Там же, § 154; ср.: §§ 153, 155//Добротолюбие. T. I. С. 553; Слово 6. О прении схоластика.    Он же. Слово 4. О законе духовном, §§ 116—118//Добротолюбие. Т. I. С. 530.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 66.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 41; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.    Игум. Антоний. Письма. С. 106—107.    Древний Патерик. Гл. 15, § 110.    Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж. 1952. С. 155.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 183.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, С. 75, 142—144.    Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. Гл. 114//Добротолюбие. T. V. С. 41.    Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев. 1875. Кн. I, гл. 37. С. 119.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 160.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 122//Добротолюбие. T. III. С. 260—261.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 53.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 123//Добротолюбие. T. III. С. 261.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167. T. II, § 205. С. 267.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1105 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122. 1106 Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127. 1107 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122. 1108 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470. 1109 Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129. 1110 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61. 1111 Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9. 1112 Епископ Буго//Указ. соч. С. 23. 1113 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130. 1114 Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31. 1115 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82. 1116 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240. 1117 С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136. 1118 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564. 1119 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183. 1120 Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165. 1121 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77. 1122 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 303. Ср.: С. 10, 36, 164. 1123 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15—16. 1124 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам; п. 128. С. 258. 1125 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 139//Добротолюбие. T. I. С. 551; преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, С. 102. 1126 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном. С. 56, 57; Слово 2. Об оправдании делами, § 8. С. 134. 1127 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 214. 1128 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 115. 1129 См. книгу: Преосвящ. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж. 1890. С. 72. 1130 Преп. Дорофей. Поучение 7. 1131 Преп. Марк Подвижник. Наставления в духовной жизни, § 4//Добротолюбие. T. I. С. 508—509. 1132 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 29. С. 131—132; архим. Феофан Новоезерский. Наставления. § 198//Старч. советы. С. 96; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 149. С. 293—294; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 369. С. 86—87; преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. Нравственные подвижнические слова СПб.,1911. С. 141—142.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

921 Свящ. Тихон Андриевский. Слово о значении страданий//Странник. 1897, март. С. 387—390. 922 Иеросхм. Макарий Оптинский. Собрание писем к монахам. М., 1862. С. 132—133. 923 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами. § 102. 924 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 33. С. 151. 925 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111. 926 Он же. Творения. T. I. С. 102. 927 Жизнеописание настоятеля Оптинской пустыни архимандрита Моисея. М., 1882. С. 151. 928 Скорбь — горестные чувства, происходящие от настоящих или угрожающих зол. Скорбь — лат. afflictio — давление, тягость, угнетение, притеснение; несчастье; досаждение, оскорбление, обида, бесчестие, мучение, гонение; забота, расстройство, огорчение; сокрушение, сердечная боль, терзание, горе, несчастье, жалость, туга, кручина, печаль, тоска, уныние. Греч. слово ??????? происходит от глагола — ?????? давить, теснить, угнетать, мучить. Лат. слово afflictio — расстраивать, огорчать, терзать, мучить, угнетать, притеснять; печалиться, огорчаться, тревожиться, повреждать. Русское слово «скорбь» происходит от глагола скорбнуть — вянуть, сохнуть, крушиться, сжиматься, коробиться, недомогать, болеть, хворать. См. А. Г. Преображенский. Этимологический словарь. М., 1910—1914. Т. II. С. 306—307. 929 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. I. М., 1892. Слово 7. С. 71; преп. авва Дорофей. Поучение 1. С. 25—26. 930 Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. 1—5. М., 1873—1885. T. III. С. 280. 931 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 7. С. 72—73. Ср.: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. T. V. С. 127. 932 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. XXIX. С. 124, 127. 933 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 139—140. 934 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413. 935 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 67//Добротолюбие. T. I. С. 544. 936 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 399—400. 937 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 71; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 591.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Слова: «Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго» ( Пс.126:3 ) – в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, усердно молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ), и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано: «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» ( Пс. 109: 3–4 ). Сынове оттрясеных, которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат , означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. Блажен, иже исполнит желание свое от них, то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека; и он получит такую же силу от Бога и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 3. ИЗЪЯСНЕНИЕ СЛОВ 127-го ПСАЛМА Что означают слова в 127-м псалме: «Труды плодов твоих снеси?» ( Пс.127: 2 )? Слова эти означают следующее. Кто, особенно с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот в свое время достигает плодов духа, как говорит апостол: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5: 22–23 ). По достижении таких плодов человек, христианин, хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны по причине благой надежды и по причине помощи свыше от благодати Божией. И, с другой стороны, кто живет худо и нерадиво и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 136.    Еп. Петр. Наставление и утешение в скорбях. С. 5.    Еп. Феофан. Три слова о несении креста. Изд. 5-е. М., 1901; Толков на послание к Гал.5:24; Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 96—101.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 227.    Там же.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение в неделю 9-ю. С. 251—258.    Ср. Преп. Иоанн Дамаскин. « " Точное изложение православной веры " ». Кн. II, гл. 3.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 114.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 739; См.: Свт. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. Киев, 1861. Книга о смертности. С. 41, еп. Феофан. Три слова о несении креста; Внутренняя жизнь. С. 62—63.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 36.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 127; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма. С. 343. Св. Максим Исповедник указывает четыре главных вида оставления Божия, иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, чтобы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия (О любви. Сот. 4, § 96).    Там же. С. 127—129.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 40, 45. См. о хульных помыслах у преп. Иоанна Лествичника (Слово 23, §§ 39—54); у преп. Исаака Сирина (Слово 79), у преп. Нила Сорского (вопрос и ответ преп. Анастасия Синайского); у свт. Димитрия Ростовского. Врачевство духовное против смущающих (хульных) помыслов//Творения. T. I. С. 91—101.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 129.    Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение в 9-ю неделю. С. 257—259.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Мы имели указание от покойного отца нашего (Макария) на слова Петра Дамаскина , что спасение человека совершается между страхом и надеждой, чтобы не отчаиваться и бесполезно не надеяться («Добротолюбие», часть 3, «О семи деланиях»). Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь через притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как повинные и слабые грешники могут получать через смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание; и как человек, по видимому безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей. Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва есть ( Иак.2:20 ), но говорит о сём не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: «Аще же брат или сестра наги будут и лишены дневныя пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то кая польза?» (Ср.: Иак. 2: 15–16 ). А святой апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: «Аще раздам вся имения моя и предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть» (Ср.: 1Кор. 13: 3 ). И Варсануфий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, несть солга; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: «Благотвори требующему, елико рука твоя может» (Ср.: Притч.3:27 ). Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием; и наоборот, как показано у Исаака Сирина (Слово 34, страница 168). 127. ПОСТИТЬСЯ ДОЛЖНО, СООБРАЖАЯСЬ С ТЕЛЕСНЫМИ СИЛАМИ Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69-м апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток и даже некоторым на Страстной седмице с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Святой Исаак Сирин пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени и вкушал более обычной порции. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми, к тому же и нездоровье привязывается к вам. Всё это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов – у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Я вам изъяснял, что причина вашей духовной скорби есть высокоумие; в чем вы и сами сознаетесь, что при сделании добра возноситесь; a при сделании злого приходите в уныние и малодушествуете; a надобно в сих случаях иметь средину: во благих не возноситься, a приписывать исправления свои Богу; a в злых не унывать и не малодушествовать, a смиряться и каяться. Вы не видите, что в сем самом малодушии и есть гордость: вы смущаетесь о том, что вы не таковы, каковым быть должно: тут уже нет ни смирения, ни покаяния; a надобно просто, без смущения, каяться Богу, пришедшему грешных призвать на покаяние, a не праведных; и тем успокаиваться. Потому и добрые дела вам не попускается стяжавать, что высокоумствуете; a что вы ищете дарований, я из того заключаю, что вы скорбите, что нет умиления в молитве и слез. Это высокие дарования, коими Бог утешает смиренных, a мы должны считать себя недостойными сего. Вы прежде имели оные, но без смирения; a находили в них, что благоугождаете оными Богу, от того теперь и не имеете покоя. Это подобно тому, как земледелец, посеяв на ниве семена, и когда взошло и стало цвесть, он думал, что это плод, и сорвал оное (произрастение), чрез что и плода лишился. Так и здесь можно разуметь. Всякой вещи – время. Чрез все это вы должны смиряться, a не отчаиваться в милости Божией. Самый крест, тяготящий вас тоскою, есть посещение милости Божией; ибо утешение не могло бы вам доставить такой пользы, как терпение и несение креста; но вы не оставлены и утешениями, которые по временам получаете. О всем благодарите Бога. Желатель вашего здравия и благоденствия, с почтением моим остаюсь многогрешный И. М. 3 сентября 1851 года. 127 Достопочтеннейшая о Господе N N Я не имею на тебя негодования за то, что в 1-м письме не изъяснила всего того, что было y тебя на совести: всякому сроден труд обличить себя перед другим в своих немощах, что конечно происходит от оскудения смирения; a ты говоришь: «ненавижу гордость». Где же нет света смирения, то должна занимать тьма гордости; но ты разумеешь гордость мирскую, и думая не иметь оной, увлекаешься сим мнением так же в гордость другого рода, чего и не понимаешь, a может быть она и есть причиною увлечения твоего в то……., что тебя беспокоит. Не похоже ли твое мнение о гордости – что ее ненавидишь – на то, что я «несмь, якоже прочии человецы»? Прими сии обличения от истинного желания тебе познания самой себя, и познай, что гордость есть причиною всех наших падений и бедствий; о чем царь-пророк Давид говорит: прежде даже не смиритимися, аз прегреших; и потом: благо ми, яко смирил мя ecu ( Пс. 118 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Meyendorf J. Le sens de la tradition//La Tradition. La pensee orthodoxe. N. XVII/5. Paris, 1992. p.159–160. св. Феофан Затворник . Собрание писем. Вып. 2. М., 1898, с. 14. Церковный вестник. 1895. 44, сс. 1387–1388. Розанов В. В. Церковь “прежде почивших” и Церковь живых//Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995, с. 357. Архимандрит Августин (Никитин) . «Экуменические встречи» св. Иоанна Кронштадтского //Русская мысль. Париж, 4297, 16 декабря 1999. св. Иоанн Златоуст . Беседы о статуях, 1, 12.//Творения. т. 2. кн.1. Спб., 1896, с. 25. Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI– XIV вв. М., 1996, сс. 56–57. Большаков Н. И. Источник воды живой. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. Спб., 1910, с. 613. Болотов В. В . К вопросу о Filioque. Спб., 1914, сс. 31–32. Архимандрит Рафаил (Карелин). Вызов новомодернизма. Об искажениях истины в богословских опытах диакона Андрея Кураева. М., 1999, с. 90. Прот. Георгий Городенцев. Ошибались ли святые?//Справедливость. Одесса, 1999, 5. см. – А. М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М.,1877, с. 327, 333–334. 30 св. Николай Японский. Запись в дневнике 28.1.1901//Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 2. – Спб., 1996, с. 17. Честертон Г. К . Преступление коммуниста//Избранные произведения в 5 томах. т. 2. М., 1994, с. 417. Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного общения в настоящем. Баламанд, 1993.//Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1997, 9, с. 14. Синодальная Богословская комиссия изучает вопросы диалога между Православной и Римско-Католической Церквами//Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1997, 9, с. 12. иером. Амвросий . Собрание писем к мирским особам. ч. 1. Сергиев Посад, 1908, сс. 126–127. Ключевский В. О. Отзыв о книге С. Смирнова “История Московской Духовной Академии до ее преобразования”// Ключевский В. О . Отзывы и ответы. Третий сборник статей. М., 1914, с. 436.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010