– СПб., 1997, с. 219). 311 Переписка проф МДА П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8.2. 1868/У Троицы в Академии. 1814–1915. М., 1914, с. 525. Кстати, в Преображенском соборе Дивеевского монастыре летом 2003 года висела новописанная икона св. Киприана и Иустинии откровенно апокрифического содержания. Подпись на этой иконе представляла собой заклинание, а не молитву «кто делал или мыслил – верни его дела и мысли назад в ад». 312 Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. с. 62. Ср. слова иеромонаха Серафима (Роуза) : «Даже младенцу ясно, что нельзя буквально воспринимать описания мытарств, хотя сами описания – отнюдь не «вымысел» и не «басни», а честный рассказ очевидцев в наиболее доступной для них форме. Если кому-то мерещатся буквальные мытарства, то лишь по незнанию причин той повседневной незримой борьбы, которую мы претерпеваем в мире сем. Здесь нас тоже постоянно ожидают соблазны и обвинители, да только дремлет наше духовное око и мы видим лишь результат бесовских козней – грехи, которые совершаем, и страсти, которым поддаемся. После смерти же душа прозревает, видит духовную действительность (обычно впервые), и тех, кто беспрестанно докучал нам при жизни» (цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 830). Преп. Никодим Святогорец : «Те, кто пустословил, что души умерших праведников и грешников сорок дней обретаются на земле и посещают те места, где они жили», сеют предрассудки и мифы. Ибо такие утверждения “невероятны и никто не должен принимать их за истину” (цит. по Василиадис Н. Таинство смерти. Троице-Сергиева Лавра, 1998, с. 397). 316 «Еретичествуя умом, Розанов в сердце никогда не расставался с Православной Церковью» ( Карташев А. Вселенские соборы. М., 1994, с. 293). 321 Никольский И. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова/Памятники древней письменности и искусства. Т. 188. СПб., 1916, с. 13. 322 Проложное житие святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси и сказание о перенесении его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

699–714). ζζ) «Синай. 1850. Ч. II». Отрывок (стр. 718–830), напечатанный в Первом путешествии в Синайский монастырь, на стр. 340–351. А на страницах 737–742 рукописи часть этого отрывка (со стр. 726 по 730) переписана и отличается от печатного текста тем, что в последнем слова Иоанна Лествичника изложены вкратце, а в рукописи приведены целиком. 3-я книга (IIIA17б), состоящая из 163 листов серой бумаги, содержит в себе выметки о Синае 1848 г., списанные частью о. Порфирием, частью другими лицами. Выметок 5-ть, а именно: α) Из рукописи иерусалимского патриарха Досифея: Περ τν πατριαρχευσντων ν τ " Ιερουσαλμ (лл. 2–4 и 6–133). β) Viaggio al S. Sepolcro et al monte Sinai. Composto dal r. padre fra Noe in Bassano (л. 4 б –5). γ) Les vies des saints pères des deserts, traduites en français par Mr. Arnold d " Anviles. T.III, à Paris 1680 (л. 134–135). δ) Phillipi Cyprii Chronicon... Lipsiae. 1687(лл. 136–137). ε) Из Turcograeciae Крузия (л. 137). ζ) Из подлинной рукописи Кесар. Дапонте (стр. 136–137), – отрывок из кодекса афонск. лавры св. Афанасия. η) О книжке афонско-лаврской библиотеки, содержащей в себе письма синайского иеромонаха Афанасия 1738 г. (л. 137). θ) Αντιγραφ τινν δισκλων ναγνεαις (л. 138). Дальнейшие листы до конца не писаны. Абиссиния и Шоа – в одной книге (IIIA18) из 176 листов разной бумаги и разных форматов, писанной только в очень небольшой части рукой преосвящ. Порфирия, но почти везде исправленной им. Здесь содержатся: α) История Абиссинии, заимствованная и переведенная из описания путешествия по этой стране Рошето и Ерикура одним из членов русской миссии в Иерусалиме, в 1849 г. (лл. 1–120). β) История царства Шойского в Абиссинии с несколькими предварительными заметками и одним стихотворением, составленными о. Порфирием, и небольшой выдержкой из Westermanns Illustrirte deutsche Monatshefte I860; 4 (лл. 122–157). История имеет очень много поправок преосвящ. Порфирия, который, может быть, ее и составил; по крайней мере, он не делает отметки откуда взял ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Слышу, что Малышев берется написать для Петербурга не многие сперва иконы для опыта: но его не вижу. Одну икону Божией Матери хочет взять из Грузинской церкви в Лавру. Думаю сие можно будет устроить, особенно если икона точно из образцовых, и может быть не бесполезна для школы. Октября 29-го 1851. Скажите о. ректору Академии, что камни похищенной митры найдены, и жемчуг найти обещают; а она, по снятии украшений, сожжена. 829 Отцу наместнику и братии радоватися. Вчера Дмитрий Петрович Алексеев принес мне от имени своей родительницы тысячу рублей серебром на производящееся в Гефсиманском ските строение. Я отдал деньги эконому, чтобы он препроводил к вам чрез верное посредство. Да помолится братия о благодеющих. Заключим из сего, что изъявленное сомнение о обещании покойным ста рублей серебром, происходило не от недостатка податливости, но от рассуждения, какое на тот раз случилось. Вы рассказываете мне о рукописи: описание Вифании: но не знаю для чего. Рукописи от вас, кажется, я не получал. Если надобно мне видеть ее: пришлите. Но как я уже читал ее, и в другой раз читать всю не очень желаю: то не худо бы сказать, на что особенно обратил внимание Цензурный Комитет. Ноября 1-го 1851. 830 Отцу наместнику и братии Божие благословение и мир. Желание о. протоиерея Феодора о зяте таково, что я принял бы за находку, если бы оно могло исполниться. Но случай улетел. Зная, что Хотьковская игумения домогается иметь священником своего диакона, что для меня сомнительно, я распорядился так, что в след за резолюциею о удалении от места Хотьковского священника в тот же час написал другую о переведении на его место Фряновского благочинного, который имел нужду переменить место, за выселением значительного числа прихожан. Он был уже в Хотькове с указом, когда я получил ваше письмо. Можно ли взять к вам икону похвалы Божией Матери, удостоверюсь, и напишу. Составить список икон московских церквей, могущих быть образцовыми по искусству – мысль хорошая. Но через кого ее исполнить! Не вижу, на кого бы можно было в сем положиться. Малышеву неудобно ходить по всем церквам. Если бы кем список был составлен: то можно было и взгляд Малышева на некоторые иконы принять в соображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

353 Впервые опубликовано в журнале «Христианское Чтение» за 1910 г. Апрель. С. 421–442; Май-июнь. С. 563–590; Июль-август. С. 830–854. 354 Печатаемый очерк, не претендующий на исчерпывающую полноту изложения предмета во всех подробностях, предназначался первоначально для проектируемого по случаю столетнего юбилея Петербургской Духовной академии (17 февраля 1909 г.), но не появившегося биографического словаря преподавателей Академии и издается теперь на память о В. В. Болотове ввиду исполнения десятой годовщины со дня его кончины (t 5 апреля 1900 г.) 355 Фамилию В. В. Болотова в Петербурге произносили обычно с ударением на первом слоге. Сам он в одном письме замечает по этому поводу: «Выше я написал дважды свою фамилию с ударением: Болотов. В Осташкове и Твери был я подлинный Болотов. Но здесь (в Санкт-Петербурге) почти все мою фамилию произносят по-дворянски, исковеркано: Болотов. Пришлось привыкнуть отзываться на такую кличку». См. отрывок из письма, приведенный в его некрологе в «Тверских Епархиальных Ведомостях». 1900. 11. С. 280, прим. 356 Сам В. В. Болотов сообщал в письме прот. П. Н. Белюстину 13 января 1900 г.: «Я сам записан [в метрической книге] родившимся 1 января 1854 г., а в действительности родился во время, когда служат вечерню в Ниловой пустыне (подробность, врезавшаяся в памяти родившей) 31 декабря 1853 г.». См.: Белюстин П., прот. Из воспоминаний о детстве покойного профессора В. В. Болотова //Христианское Чтение. 1900. Т. II. С. 280. 357 В бумагах В. В. Болотова сохранились заметки ученого характера о его родном селе (географическое положение села Кравотыни: φ ­ †57° 16» 50«, λ ­ 33° 8» 20» Greenwich; древнейшие известия о селе Кравотыни; вопрос об орфографии: Кровотынь или Кравотынь; клир Введенской церкви села Кравотыни за прежнее время); частью они должны были являться дополнением к сведениям в брошюре прот. В. П. Успенского. Часовня Божией Матери Троеручицы Кровотынского прихода Осташковского уезда, в связи с историей местности. Тверь, 1891. С. 3–8 (перепечатано из 7–8 «Тверских Епархиальных Ведомостей» за 1891 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Творений отеческих. 827 Существующему новому положению о народных училищах (18 янв. 1862 г.) статья не противоречит: потому что, защищая обязанность духовенства учреждать училища для народа, она в то же время не отрицает и постороннего участия в народном образовании. В журнале Православное обозрение за нынешний год помещена статья о том же предмете 828 : но г. Гиляровым рассматривается этот вопрос с некоторых новых сторон и, кажется, с большим уважением к духовному значению служителей алтаря. Может быть, некоторые предположения автора окажутся неудобными к осуществлению, напр., посвящение студентов, занимающихся народным обучением, в иподиаконы: но статья не имеет официального характера; и потому неудобоприложимое на деле само собою должно остаться без последствий, как не обязательное. При сем прилагается Спб. Ведомостей, где помещено выше упомянутое положение о народных училищах». 14-го ч. писал мне из Москвы ректор семинарии, Знаменский архимандрит Игнатий 829 : «Спешу сообщить вам приятную новость. Перевод Апокалипсиса окончен 12 марта вечером. Бог даст к Пасхе увидим в печати. 830 На днях святитель получил циркулярный указ из св. Синода о том, чтобы викториальные дни, как имевшие только временное значение, отменить, – кроме Полтавской победы, – 28 царских дней отправлять в ближайшие воскресные дни (кроме высокоторжественных) и свободно совершать погребение в сии дни. Определение Синода состоялось в следствие представления святителя нашего. В журнале Светоч в февральской книжке помещена ядовитая статья, оскорбительная для духовных журналов и вообще для Церкви – под заглавием: «Новое обвинение против Петра I (против Письма Московского священнослужителя об особой молитве, прилагаемой на сугубой ектеньи). Не мешало бы обратить на сие внимание. Духовенство называется темным царством, препятствующим распространению истинного света и сравнивается с филином; – оно лучше смотрит в темноте, чем при свете, – вводит в заблуждение темных людей. Тактика их называется всеглупейшею; предсказывает автор, что это темное царство никогда не может остановить свободной мысли в народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Молю о том Господа и Царицу небеси и земли. Снегу у нас бездна – совсем трудно ездить по морю, я вчера и сегодня сижу дома – не выезжаю в Питер. Сестру Елену, бывшую в Леушинском 824 , прошу принять в вашу Богородицкую обитель, если будет совершенно послушна. Ваш слуга и смиренный Богомолец, Протоиерей Иоанн Сергиев 15 Ф 1900. Игумении Алексии (Пляшкевич). 19 февраля 1900. Кронштадт Достопочтенная Игуменья Алексия! Обращаюсь к вам с просьбой: послушницу Елену Ильину, жившую прежде на послушании в Пюхтицкой обители, а потом перешедшую в Леушинскую 825 по клевете некоторых сестер, прошу теперь обратно принять под ваше покровительство, – так как душа ее не может успокоиться нигде, как в Пюхтице, к которой она привыкла. Надеюсь, что Вы в том не откажете. Я ручаюсь за нее, что она достойна будет вашего покровительства и ничем не нарушит монастырского мирного жития. Прошу уведомить меня обо всем: и о получении посланных мною вам 500 руб и о поведении Елены 826 . Протоиерей Иоанн Сергиев 827 19 Февр 1900 Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Надеждину). 19 февраля 1900. Кронштадт Ваше Преосвященство Милостивейший Архипастырь! Извините меня великодушно, что осмеливаюсь затруднять Вас формальностями. По делу постройки Подворья с Церковью для Сурской Общины нужно, чтобы Ваше Преосвященство вышли в Св. Синод с прошением о дозволении строить в Петербурге Общинную Церковь и о ходатайстве о том пред Государем 828 . О сем усерднейше прошу Ваше Преосвященство. Святейший Синод ожидает такового Вашего представления 829 . Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря Смиренный послушник, Кронштадтского Собора Протоиерей Иоанн Сергиев. 19 Февраля 1900 года. На письме помета: «1900 г. Мар. 4 . Приготовить представление в Св. Синод. Е Иоанникий». Игумении Таисии (Солоповой). 8 марта 1900. Кронштадт Матушка Таисия! Прошу тебя, прими для Сурской общины девицу Марию Коршунову 830 , для обучения ее монашеской жизни в твоем монастыре 831 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 8 Марта 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источником первостепенной важности является письмо, отправленное еп. Симеоном Бет-Аршамским в февр. 524 г. из Хиры Симеону, настоятелю мон-ря Габбулы в Сев. Сирии, чтобы тот донес сведения о Н. м. до пребывавших в Египте монофизитских епископов (а они бы в свою очередь побудили Александрийского патриарха написать эфиоп. царю) и до всех ближневост. общин (с целью установления церковного поминовения Н. м.). Как отмечает еп. Симеон, он опирался на известия, полученные им в Рамле (близ Хиры) в нач. 524 г., когда он участвовал в переговорах делегатов визант. имп. Юстина I с лахмидским царем Мунзиром III : часть сведений содержалась в письме Йосефа Асара Ясара к Мунзиру, нек-рые детали происшедшего сообщил привезший письмо гонец, а впосл. из Хиры в Награн был отправлен др. гонец, к-рый принес новые известия. Послание еп. Симеона сохранилось как отдельно (BHO, N 99-101; изд.: Guidi. 1881. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст)), так и (в сокращенном виде) в составе позднейших сир. хроник: в «Хронике» Псевдо-Захарии (см. Захарии Ритора хроника; BHO, N 103), в т. н. Хронике Зукнина (см. Дионисия Телль-Махрского хроника; BHO, N 102; версия воспроизводит текст Иоанна Эфесского и очень близка к версии Псевдо-Захарии) и в «Хронике» Михаила Сирийца , а также в рукописи Paris. syr. 234 (BHO, N 104; изд.: Devos. 1972); по мнению исследователей, сокращенная версия иногда достовернее передает предполагаемый несохранившийся оригинал. Известно еще одно, анонимное, письмо о событиях, связанных с Н. м., которое издатель И. Шахид также атрибутировал еп. Симеону Бет-Аршамскому ( Shah î d. 1971); эта атрибуция не нашла надежного подтверждения, но и не была оспорена и остается гипотетической. Послание было написано в мест. Габита (Гвита), в лагере гассанидского царя Габалы, и датировано июлем 830 г. Селевкидской эры, что, очевидно, является ошибкой, поскольку мученичество награнцев относится к 835 г. по этому летосчислению. Послание отчасти повторяет информацию (первого) письма еп. Симеона; в заключение его приводятся имена пострадавших клириков. Еще одним близким к событиям источником сведений о Н. м. является фрагментарно сохранившаяся «Книга химьяритов» , автор к-рой опирался как на несохранившиеся письменные источники, так и на устные рассказы. Связь этого текста с 1-м и 2-м посланиями еп. Симеона скорее всего носит опосредованный характер. Мученичество Арефы и др. Н. м.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

    Скан Patrologia Latina 95     PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский»,     Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778)     PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев»     Скан Patrologia Latina 97     PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867)     Скан Patrologia Latina 98     PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо     Скан Patrologia Latina 99     PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии     Скан Patrologia Latina 100     PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура)     Скан Patrologia Latina 102     PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ИКОНОГРАФИЯ Изображение князя Михаила в княжеских одеждах с мечом и крестом в руках с «кудреватыми» волосами соответствует иконописному подлиннику, в котором не упомянут его головной убор 829 . Встречается два варианта – городчатая корона и, как на нашем покрове, княжеская шапка. Наряду с этим, святой изображается и без головного убора. Наиболее раннее, известное нам изображение князя – на серебряном черневом ковчежце конца XV в. рядом с боярином Федором и Корнилием Сотником. Здесь он изображен в городчатой короне 830 . В шитье изображение князя Михаила нам известно еще на двух пеленах. Одна из них хранится в Эрмитаже и датируется концом XVI в. 831 ; возможно, она вышла из мастерской царицы Ирины Федоровны. Так же, как на покрове, князь изображен здесь с мечом и крестом и в княжеской шапке. Вторая пелена хранится в Сольвычегодском музее и вышла из мастерской Анны Ивановны Строгановой в 1660-х гг. 832 ; здесь князь изображен в молитвенной позе и, как на раке, простоволосым. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются общие с другими известными произведениями мастерской Одоевских, руководимой Евдокией Федоровной, женой князя Никиты Ивановича, а после ее смерти, по-видимому, ее невесткой, женой Якова Никитича, художественные и технологические признаки, такие, как рисунок бровей, глаз, рук, одни и те же золотные швы и другие 833 . Подтверждением может служить и деревянная рака с живописным изображением на крышке Михаила Черниговского и резной надписью о построении ее в 1688 г. Яковом Никитичем Одоевским 834 . По-видимому, автором изображения на раке и на покрове был один и тот же художник – Федор Зубов. Доказательством этого служит не только то обстоятельство, что царский «кормовой» живописец Федор Евтихиев Зубов в 1670–1680-е гг. выполнял заказы Никиты Ивановича и Якова Никитича Одоевских 835 , но и художественные особенности этих произведений: приемы письма и общий стиль, характер ликов с курчавыми волосами и бородкой «космочками», руки с тонкими изящными пальцами, рисунок ног в разных ракурсах, узорочье одежды 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010