Источником первостепенной важности является письмо, отправленное еп. Симеоном Бет-Аршамским в февр. 524 г. из Хиры Симеону, настоятелю мон-ря Габбулы в Сев. Сирии, чтобы тот донес сведения о Н. м. до пребывавших в Египте монофизитских епископов (а они бы в свою очередь побудили Александрийского патриарха написать эфиоп. царю) и до всех ближневост. общин (с целью установления церковного поминовения Н. м.). Как отмечает еп. Симеон, он опирался на известия, полученные им в Рамле (близ Хиры) в нач. 524 г., когда он участвовал в переговорах делегатов визант. имп. Юстина I с лахмидским царем Мунзиром III : часть сведений содержалась в письме Йосефа Асара Ясара к Мунзиру, нек-рые детали происшедшего сообщил привезший письмо гонец, а впосл. из Хиры в Награн был отправлен др. гонец, к-рый принес новые известия. Послание еп. Симеона сохранилось как отдельно (BHO, N 99-101; изд.: Guidi. 1881. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст)), так и (в сокращенном виде) в составе позднейших сир. хроник: в «Хронике» Псевдо-Захарии (см. Захарии Ритора хроника; BHO, N 103), в т. н. Хронике Зукнина (см. Дионисия Телль-Махрского хроника; BHO, N 102; версия воспроизводит текст Иоанна Эфесского и очень близка к версии Псевдо-Захарии) и в «Хронике» Михаила Сирийца , а также в рукописи Paris. syr. 234 (BHO, N 104; изд.: Devos. 1972); по мнению исследователей, сокращенная версия иногда достовернее передает предполагаемый несохранившийся оригинал. Известно еще одно, анонимное, письмо о событиях, связанных с Н. м., которое издатель И. Шахид также атрибутировал еп. Симеону Бет-Аршамскому ( Shah î d. 1971); эта атрибуция не нашла надежного подтверждения, но и не была оспорена и остается гипотетической. Послание было написано в мест. Габита (Гвита), в лагере гассанидского царя Габалы, и датировано июлем 830 г. Селевкидской эры, что, очевидно, является ошибкой, поскольку мученичество награнцев относится к 835 г. по этому летосчислению. Послание отчасти повторяет информацию (первого) письма еп. Симеона; в заключение его приводятся имена пострадавших клириков. Еще одним близким к событиям источником сведений о Н. м. является фрагментарно сохранившаяся «Книга химьяритов» , автор к-рой опирался как на несохранившиеся письменные источники, так и на устные рассказы. Связь этого текста с 1-м и 2-м посланиями еп. Симеона скорее всего носит опосредованный характер. Мученичество Арефы и др. Н. м.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Феодорит (Воробьев), архимандрит ЦИА ПСТГУ Будущий архимандрит Феодорит (в миру Федор Иванович Воробьев) родился 15 декабря 1899 г. в Москве, в семье торговца скобяными товарами. Окончил московское Коммерческое училище, по окончании которого в 1918 г. был призван в Красную армию, нес службу в нестроевых частях. В 1920 г. был демобилизован, поступил в Коммерческий институт им. К. Маркса, где проучился два года. В 1932 г. был осужден по ст. 58–10 УК, приговорен к 3 годам заключения и отправлен в Белбалтлаг. Через год и 11 месяцев освобожден. Проживал в д. Борщевня Петушинского р-на Московской обл. Работал в совхозе в с. Петушки, затем в Петушинском отделении Госбанка. 9 декабря 1937 г. Был осужден по ложному обвинению, находился в заключении в лагере на Дальнем Востоке. 4 декабря 1947 г. освобожден 825 . По благословению епископа Афанасия поступил в Троице-Сергиеву лавру, принял монашеский постриг и прожил в лавре 17 лет, был благочинным 826 . Возведен в сан архимандрита. Скончался 23 января 1973 г. 1. 22 июня 1956 г. Здравствуйте, дорогой о Господе владыка. Сообщаю Вам, что в день Вознесения Господня в трапезном храме была хиротония архимандрита Доната 827 во епископа гор. Бийска, викария Новосибирской епархии, который до этого был священнослужителем в Елоховском соборе в течение нескольких лет. Наречение было накануне праздника. Хиротонию совершал Святейший в сослужении епископов: Иеронима 828 Орловского и Брянского, Митрофана 829 Куйбышевского и Сызранского и Гермогена 830 Ташкентского. За Патриаршими службами мне было поручено читать паремии, кафизмы и часы. О[тцу] Наместнику сообщил свое согласие поступить так, как он найдет нужным в отношении меня, чем он был весьма доволен. О хиротонии вновь постриженного иеромонаха пока ничего неизвестно, да он уже и уехал из Лавры, так что, может быть, хиротония будет где-то в другом месте. Более никаких новостей нет. Прошу Ваших молитв и святительского благословения. Многогрешный послушник Феодор. Д. 16. Л. 13–13 об. Подлинник. Автограф. 2. 31 августа 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Письмо 130. Н.С. Фуделю 11 I Усмань] 825 Дорогой мой Николаша. Спасибо за 100 р., за большое письмо раньше и посылку Муне, за сегодняшнюю записочку в Мунином письме. Очень радуюсь, что между нами дружба не ослабевает. А черные кошки всегда и везде бегают и пробегают между всеми. Впрочем, они избегают бегать там, где их встречают по футбольному. Как ни закрывай глаза на это, а жизнь все-таки подвиг, который надо честно совершить, узкий путь, который надо смиренно пройти, иго Христово, которое надо с любовью принять. И только при таком сознании жизни, в сердце неугасимой лампадой зажигается радость. А на эпикуреизме далеко не уедешь, не дальше первой зубной боли или ссоры с другом. Сегодня три года твоей дочке 826 . Плохо ли, хорошо ли, но твой семейный корабль идет своим курсом. Поздравляю его с этим юбилеем. Вчера Муня вдруг опять заговорила о поездке в Москву. «Поеду в начале февраля, поживу до весны, а там опять приеду». «Тамару жалко, весь день одна». В причинах этого поворота курса, впрочем, трудно разобраться. Может, здесь и лукавство и страх насчет пенсии, а может, просто пушкинское – «тяга к перемене мест» 827 . Состояние ее временами очень бодрое, но лишь внутри дома, около стола или эл плитки, на которой она себе все готовит (кстати, ей, если поедет, надо ее купить). Говорит – «раньше июля не умру». Я с ней говорил о смерти довольно откровенно (после того, как она первая мне сказала как-то: «С Ос ! – ведь кончается моя жизнь»). В связи с переписью 828 я ее прописал здесь на 1 месяц (с 101). В вашем бланке она пойдет по 2-й графе (или второму вопросу), а в нашем по третьему, как «временно проживающая» или «временно выбывшая» – «меньше месяца». Уж не знаю, что это будет для вас, если она поедет и если ей станет хуже, чем теперь. Она говорит о Бухарине 829 , о возможности лечь в больницу. Но о фистуле и слышать не хочет. Мама замучилась, устала, – есть состояние то ли труда, то ли беспокойства, свыше сил или меры человека. Сейчас ждем Вареньку 830 . Машенькин квартирный вопрос еще не разрешен. Может быть, удалось бы втиснуть ее на Механ завод 831 чертежницей, но куда девать Люшку?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 26-29. (CCSL; 148); Conciles Gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 68-79. (SC; 241)). Текст соборных актов сохранился в единственной рукописи среди приложений к каноническому «Собранию Дионисия-Адриана» (Brux. 495-505. Fol. 218v - 219v, IX в., из аббатства Орваль). Самое раннее упоминание о Соборе в Колонии и об осуждении Евфраты, «который утверждал, что Христос не был воистину Сыном Божиим», содержится в Житии М. (VIII в.- ActaSS. Mai. T. 7. P. 21). По мнению Л. Дюшена , к-рого поддержали мн. исследователи, акты являются подложными ( Duchesne. 1902; Idem. Fastes. T. 1. P. 361-365; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 2. P. 830-834; Leclercq H. Cologne//DACL. T. 3. Pt. 2. Col. 2180-2187; Crabbe. 1979; Gauthier. 1980. P. 447-453; Barnes. 2001. P. 270-271). Афанасий и Феодорит Кирский считали Евфрату твердым сторонником никейской партии. Вместе с Винцентием, еп. Капуи, он отправился к имп. Констанцию, находившемуся в Антиохии, чтобы вручить ему решения Сардикийского Собора. Евсевиане попытались скомпрометировать Евфрату, но делегаты достигли своей цели: император согласился вернуть свт. Афанасия в Александрию ( Athanas. Alex. Hist. arian. 20. 2; Theodoret. Hist. eccl. II 9). Имена участников Собора в Колонии могли быть заимствованы из перечня галльских епископов, одобривших постановления Сардикийского Собора (34 имени - Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 49. 1; см.: Griffe. 1947. P. 148; против: Laporte. 2012). Возможно, акты Собора 346 г. были сфальсифицированы в VIII в., в условиях соперничества между архиепископскими кафедрами Трира и Кёльна ( Brennecke. 1979; Anton. 1989. S. 55). Тем не менее некоторые исследователи признают соборные акты подлинными, указывая на близость учения Евфраты к ереси Фотина Сирмийского ( Beckwith C. L. Hilary of Poitiers on the Trinity: From «De Fide» to «De Trinitate». Oxf.; N. Y., 2008. P. 33-34). Дата кончины М. неизвестна. В 347 г. свт. Афанасий получил от его преемника Павлина покаянные письма арианских епископов Урсакия и Валента ( Athanas.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

7. Ковш серебряный с надписью внутри: «из сея чаши пити на здравие воспоминавши благодаря Спаса в подобное время» и извне: «Брак в Кане Галилейстей, идеже Господь Бог воду в вино претворил». К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря. Выше из переписных книг мы видели, что этот монастырь существовал уже в 1678 г.; построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается. В 1678 году в монастыре было две деревянных церкви – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. – В 1689 году, на средства гостинной сотни торгового человека Сем. Евфим. Ершова, вместо деревянной церкви построен существующий в настоящее время каменный храм – с престолом в тож наименование. При этой церкви в настоящее время есть отдельная теплая каменная церковь во имя преп. Сергия Радонежского; когда и кем она построена, сведений о том не сохранилось. В 1764 году Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору. Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона видение преп. Сергием Божией Матери. К Благовещенскому же собору приписана кладбищенская церковь . В 1841 г. на средства купца Лухманова устроена на городском кладбище деревянная с такою же колокольнею церковь . Престол в этой церкви один – во имя Всех Святых. Богослужение совершается здесь только в летнее время по просьбе прихожан причтами – соборным и Воскресенской городской церкви. Причт при соборе с приписными церквями состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 1,050 руб. в год, от служб и требоисправлений до 830 руб. в год и процентов с причтового капитала (3,843 р.) 148 р. 72 к., а всего до 2,030 руб. в год. – Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Большое внимание уделялось биографическим исследованиям. На страницах «К. е. в.» ежегодно печатались десятки статей, посвященных рус. святым, митрополитам, деятелям правосл. Церкви, напр.: «По поводу 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского: (Ист.-биог. очерк)» (1892. 22. С. 791-797; 23. C. 830-845) и «Биографические сведения о Петре Могиле до посвящения его в сан Киево-Печерского архимандрита» (1875. 1. С. 1-6; 3. С. 95-102; 6. С. 213-221) Голубева; «Прп. Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря» (1902. 9. С. 352-357; C. 433-438; 12. С. 472-486) В. Н. Малинина; «Арсений Могилянский, митр. Киевский» (1875. 12. С. 405-414; 19. С. 642-651) И. Н. Королькова; «Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский, митр. Киевский» (1876. 5. С. 162-172; 7. С. 228-236) П. Молчанова; «Деятельность митр. Евгения по управлению Киевской епархией» (1901. 9. С. 415-425; 13. С. 600-607; 14. С. 627-634) П. И. Орловского; «Воспоминания о Леванде» (1869. 10. С. 369-384) и «Иван Босый [юродивый]» (1873. 22. С. 653-670) И. Максимовича. В кон. XIX - нач. ХХ в. значительное внимание на страницах журнала уделялось сектантству, в первую очередь штундизму. Авторами большинства статей выступали С. М. Потехин, Ф. Титов, Троицкий. Вопросы богословского характера в статьях разрабатывал проф. КДА В. Ф. Певницкий - «О промысле Божием» (1899. 3. С. 95-106; 4. C. 138-150), «Как будет жить душа по смерти тела?» (1903. 37. С. 993-1000), а также свящ. К. И. Фоменко, Троицкий. Среди публикаций общеисторического характера следует отметить статьи Максимовича «Письма о князьях Острожских» (1866. 3. С. 103-111; 4. С. 141-146; 6. С. 196-202; 7. С. 235-240; 9. С. 289-296; 10. С. 322-329), «О Киевском Синопсисе» (1868. 9. С. 352-359); Петрова «Новые материалы для истории Юго-Западной России и в частности г. Киева» (1874. 9. С. 204-213; 14. С. 375-383; 18. С. 510-515; 19. С. 527-531; 23. С. 640-646), «Две надгробные надписи XVI в. Константину Ивановичу и Константину Константиновичу князьям Острожским» (1875. 15. С. 513-516); свящ. К. Фоменко «Местечко Фастов по описанию московского св. Иоанна Лукьянова» (1903. 18. С. 479-485), фрагменты, посвященные Киевской земле, из «Записок» о путешествии Антиохийского патриарха Макария III (1872. 18. С. 422-431; 21. С. 490-499; 23. С. 544-552; 24. С. 592-600; 1873. 1. С. 1-7) и др.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

И еще краткий вопрос, на который будет краткий ответ. «Ваше Святейшество, в одной книге об афонских старцах я нашла выражение " совет превечный " . Что это такое?» Из письма Баравлёвой Лидии Дмитриевны, Воронежская область, поселок Панино. Речь идет о совете превечном. Выражение «Совет превечный» употребляется не только в книгах о старцах, но и в нашей православной гимнографии: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста» (это первая стихира на «Господи воззвах» в канун Благовещения). Речь идет о совете Пресвятой Троицы, который превечен, который вне всякого времени, который вне всякого пространства, который существует всегда. Это мысль Божия, которая реализуется в человеческой истории. Поэтому советом превечным называется также и замысел Божий о творении вселенной, о творении мира и человека, о воплощении Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа, и многие другие Божественные деяния. Весь мир, все мы являемся следствием Божественного превечного совета.  На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, и до новых встреч. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/482971.htm...

Следовательно,, тогда со всех мест Камчатской епархии семинаристы и ставленники могут приезжать в Аян и отъезжать оттуда водою, и расстояние для переезда их сократится гораздо более, чем вдвое; так, напр., имеющим ехать из Гижиги вместо 18½ т. верст, если это будет чрез Якутск, вперед и обратно надобно будет проехать не более 3000 верст; да из самого ближайшего ныне по сношению и времени плавания из Ситхи и обратно, Порта Петропавловского вместо 9000 или 8500 верст надобно будет совершить пути вперед и обратно не более 4000 верст и, Следовательно,, Гижигинскому ставленнику вместо 850 руб. прогонных потребуется только 135 или 150 руб., а Камчатскому вместо 830 или 765 рублей не более 360 рублей. Времени же для путешествия ставленнику из Петропавловска в Аян и обратно, – вместо 3½ годов, – если это будет чрез Охотск, Якутск и Аян, или вместо 10 месяцев, которые ныне необходимы для путешествия в Новоархангельск, – потребуется не более 3½ месяцев. Не более того времени нужно и для всех ставленников Охотской области. Но ежели бы они и не успели того же лета возвратиться, то и в таком случае они возвратятся к своим местам чрез 11 или 13 месяцев. 2) Сообщение Новоархангельска с Россиею ныне бывает только один раз в год и потому ответы на бумаги получаются не менее как чрез 17 месяцев (в настоящее же время, пока еще не везде известно, что бумаги, следующие в Новоархангельск, надобно адресовать в Аян, а не в Охотск, как это было, многия бумаги придут годом позже). Когда же Епархиальное Управление перенесется в Аян, тогда не менее 12 раз в год можно будет получать и отсылать бумаги в Россию и, Следовательно,, не более как чрез 6 месяцев могут получиться ответы, а от Камчатских и Охотских церквей вместо одной почты можно получать две и столько же отсылать. Но если предположить, что казенные суда по-прежнему будут ходить в Охотск, не заходя в Аян, то и в этом случае сношение с Камчатскими церквами будет удобнее, чем ныне. 3) Для обозрения Камчатских и Охотских церквей вместо 6½ т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В отличие от своих братьев и сестер, Анна Федоровна не стремилась к светскому образу жизни. Она так и не вышла замуж. Жизнь ее протекала поочередно в деревне и в тамбовской квартире. Знакомство Анны Федоровны с епископом Феофаном состоялось в августе-сентябре 1860 г. во время его архипастырской поездки по приходам, пострадавшим от опустошительных пожаров. С этого времени ведет свое начало многолетняя переписка преосвященного владыки и его духовной дочери. Следуя наставлениям святителя, Анна Федоровна совершала паломнические поездки к святыням разных монастырей и городов. Неоднократно она посещала и Успенский Вышенский монастырь, где пребывал ее духовный наставник. Однажды Анна Федоровна сама попробовала жить в Тамбовском Вознесенском женском монастыре и провела в обители около восьми месяцев. По совету или благословению епископа Феофана она посещала монастыри Тамбовской епархии: Трегуляев Предтеченский 827 , Богородице-Знаменский Сухотинский 828 , Оржевский 829 . Неоднократно ездила она также к святыням Воронежской епархии. В 1871 г. она посетила Киев. Несколько раз она посещала Святую Землю 830 . Постепенно ушли из жизни ее братья и сестры, и Анна Федоровна осталась одна с малолетней племянницей Варей на руках. В конце концов, она продала приходящее в упадок имение и поселилась в Тамбове. Некоторое время жила в Задонском скиту 831 . Письма позволяют заглянуть в круг общения Анны Федоровны. Среди общих знакомых, ее и епископа Феофана, были Вера Алексеевна Колобова, сестра тамбовского полицмейстера, Юлия Николаевна Курдюмова, тамбовская помещица, многие духовные лица. В первых письмах к своей почитательнице епископ Феофан часто приглашал ее посетить Вышенскую обитель. «Выша не прочь видеть Вас» 832 , – писал святитель. Анна Федоровна встречалась с ним на Выше примерно дважды в год. Затем, став затворником, Феофан уже не приглашал, а, наоборот, отговаривал женщину, как и других своих посетителей, от стремления к личной встрече с ним. Это стало для Анны Федоровны подлинным несчастьем. 3 марта 1873 г., приехав на Вышу, она проявила такую настойчивость, что чуть было не стала причиной прекращения едва начавшегося затвора. В этот день ей передают от владыки Феофана письмо с такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Внутреннее пространство заключает в себе площадь вместимостью около 25 кв. саж.; потолок и пол дощатые. Иконостас старого устройства, простой работы и состоит из десяти посредственного письма икон. Кроме сего, в церкви находится древняя храмовая икона Святителя Николая с серебряною низкопробною ризою, пожертвованною лет 120 тому назад местным владельцем Пищалою. Вообще, по внешнему и внутреннему своему состоянию церковь отличается ветхостью. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны; облачений священнических хотя имеется десять приборов, в том числе два прибора недорогой серебряной парчи, но из них годны к употреблению только шесть. Богослужебных Евангелий два, оба в апликовых окладах с простыми финифтами; из прочих богослужебных книг не достает праздничной и месячной миней. В архиве церковном хранятся визитные книги с 1773 по 1830 гг., метрические с 1778 г., a исповедные списки с 1809 г.; других каких-либо документов не сохранилось. Вокруг церкви сделана деревянная решетчатая ограда. В колокольне, устроенной отдельно от церкви на шести деревянных столбах, имеется три колокола: в 7, 1 ½ пуд. и в 30 фунт. В приходе имеется пять кладбищ и одна приписная церковь в деревне Новом Дворе. В состав прихода входят 22 селения, из них самое дальнее отстоит на 12 верст. Всех прихожан числится: мужского пола 830, а женского – 808 душ; все они крестьянского сословия; по религиозно-нравственному состоянию можно признать их набожными, к церкви довольно усердными. Из молитвословий между прихожанами развито совершение крестных ходов по селениям и служение по временам заздравных и заупокойных литургий. Единственное занятие прихожан составляет земледелие. Причт при церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Федор Гомолицкий, священствует с 1838 г. И. д. псаломщика Михаил Жданович, в должности состоит с 1862 г. Кроме собственного церковного дохода, простирающегося в течение года до 100 руб., других оброчных статей, доставляющих доход церкви, нет. Причт, кроме штатного жалованья, получает 10 руб. аннуатных денег, 40 руб. за отдаваемую в аренду церковную землю в деревне Чиках, и около 200 руб. дохода за участие в служении в Витовецкой церкви, приписной к Прилукской; а также пользуется еще земельным участком при самостоятельной церкви, состоящим из 1 дес. усадебной, 33 пахотной, 2 сенокосной и 2 неудобной земли, расположенной в трех местах. Никаких церковных построек для помещения причта нет, а живет оный в собственных ветхих домах; к возведению новых строений для помещения причта не приступлено.

http://sobory.ru/article/?object=42156

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010