В сент. 1917 г. М. вернулся в Грузию и был назначен инспектором Горийского ДУ, служил в храме при училище. 27 нояб. 1917 г. избран членом епархиального совета восстановленной Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 21 нояб. 1918 г. возведен в сан протоиерея (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). В том же году овдовел. ДУ закрыли новые власти. Для того чтобы прокормить семью, М. в 1920-1922 гг. работал ревизором поездов на Кахетинской железной дороге (Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2014. 3. С. 17-20 (на груз. яз.)). Прот. Никита Талаквадзе вспоминал, как М. в нач. 1922 г. пришел к католикосу-патриарху всей Грузии исп. Амвросию (Хелае) и попросил место священника в любом тифлисском соборе. Католикос-патриарх разгневался на него из-за того, что М. посмел явиться в гражданской одежде, однако спустя неск. дней предложил ему место священника в церкви с. Диди-Гомарети, от которого М. отказался ( Талаквадзе. 2013. С. 189). 5 апр. 1922 г. М. был назначен ключарем в тифлисский кафедральный собор Сиони (Тбилисский Сиони) (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 28 апр. 1922 г. скончался еп. Алавердский Пирр (Окропиридзе), М. вместе с еп. Манглисским Христофором (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ) во главе тифлисской делегации присутствовал на погребении архиерея. Нек-рые члены Католикосского Совета ГПЦ высказывали мнение о необходимости хиротонисать М. во епископа Алавердского ( Талаквадзе. 2013. С. 230-231). В февр. 1925 г. М. был назначен настоятелем тифлисского собора Анчисхати (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 15 марта 1925 г. псаломщик церкви с. Кандаура Давид Пхаладзе обратился к католикосу-патриарху исп. Амвросию с просьбой назначить на место священника новооткрывающейся церкви уроженца села М., который «будет заботиться о церквях и воодушевит верующих». 9 апр. 1925 г. исп. Амвросий «ввиду того, что в настоящее время во всей Алавердской епархии не нашлось подобающего кандидата на место благочинного, для пользы дела» назначил М. на эту должность, а Давида Пхаладзе определил быть диаконом (НЦРГ. Ф. 31 (В. Карбелашвили). Д. 870. Л. 96).

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРЧИЛ II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царь-мученик Арчил Иверский Мчч. цари Арчил и Луарсаб. Икона Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру. В это время перед Джиджумом предстал некий армянин -мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где спрятали клад Карталинский царь и император Ираклий . Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал: " Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом - на временное моё царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой ещё при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости " . Разъярённый Асим спросил: " Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии? " Святой Арчил бесстрашно ответил: " Бог Животворящий, Творец Неба и Земли сошёл с Небес на землю для спасения человечества и смертью Своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их " . Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: " Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мёртвого, то погибни в мучениях! " 20 марта 744 года царя вывели на казнь.Святой попросил немного времени для молитвы и просил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви , построенной самим благоверным царём. Почитание Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня , вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским . Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) , отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: " У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание " . Он же сетовал, что могила царя Арчила забыта почти всеми, и что знают о ней лишь немногие.

http://drevo-info.ru/articles/6266.html

Активный сторонник восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 8 марта 1917 г. по инициативе А. на квартире свящ. Н. Талаквадзе состоялась встреча представителей части духовенства и лидеров политических движений Грузии, на к-рой присутствовал также и Н. Н. Жордания, буд. глава Грузинского социал-демократического правительства, и на к-рой было решено объявить 12 марта 1917 г. в Патриаршем соборе Светицховели о восстановлении автокефалии ГПЦ. После этого акта А. активно участвовал в разработке проекта об управлении ГПЦ и подготовке созыва Поместного Собора ГПЦ. В марте 1917 г. был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , ведшим переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии, в связи с чем 9 июля - 2 авг. 1917 г. А. находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Гос. Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским . Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии 2 иерархов - Католикоса-Патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митр. Тифлисского РПЦ (для правосл. негрузин) с резиденцией в Тифлисе. Груз. церковная диаспора, т. о., оставалась без иерарха. По инициативе и настоятельным просьбам А. в Грузию прибыл находившийся до этого в России еп. Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 авг. 1917 г. на покой. 17 сент. того же года он был избран на Поместном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом Грузии, А. был назначен на Кутаисскую кафедру ГПЦ и возведен в сан митрополита. Автокефалия Грузинской Церкви не была признана ни Св. Патриархом Тихоном , ни Поместным Собором РПЦ 1917-1918 гг. 18 сент. 1918 г., через неск. месяцев после убийства Католикоса-Патриарха Кириона, А. был отравлен (по одной из версий, его зятем). Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 30-х гг. ХХ в., вследствие чего точное место захоронения А. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115958.html

12 марта 1917 г., вскоре после свержения в России власти императора, православные грузины самостоятельно приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви. Грузинские церковные иерархи известили Экзарха Грузии архиепископа Платона (Рождественского) (1915 – 1917) о том, что отныне он перестает быть Экзархом. Свое решение церковное управление Грузии передало в Петроград Временному Правительству, которое признало восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви, но только как Церкви национальной – без географических границ, – оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Русской Православной Церкви. Будучи недовольными таким решением, грузины составили протест Временному Правительству, где говорили, что признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, решительно противоречит церковным канонам. Автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. В сентябре 1917 г. в Грузии был избран Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион (Садзаглишвили) (1917 – 1918), после чего грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений. Священноначалие Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Тихоном выступило против акта грузинских иерархов, заявив о его неканоничности. Грузины, в лице нового Католикос-Патриарха Леонида (Окропиридзе) (1918 – 1921), заявляли, что Грузия, соединившись более 100 лет назад с Россией под единой политической властью, никогда не проявляла желания соединиться с ней в церковном отношении. Упразднение автокефалии Грузинской Церкви было насильственным делом светских властей вопреки церковным канонам. Католикос Леонид и грузинское духовенство были полностью уверены в своей правоте и непреложности соблюдения церковных правил. В результате в 1918 г. произошел разрыв молитвенного общения между Грузинской и Русской Церквами, продолжавшийся 25 лет. Лишь избрание Патриарха Московского и всея Руси Сергия послужило для Католикос-Патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932 – 1952) добрым предлогом к восстановлению отношений с Русской Православной Церковью по вопросу об автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора//АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей//Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов//Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей//Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления//Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей//Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию//Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии/Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе// Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики/Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете//ДВГЭ. 1898. 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же/Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же/Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве/Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г.//Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго/Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг./Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Ираклия II.html

И. выступал за введение местного самоуправления в Грузии, участвовал в обсуждении вопроса о введении земства на заседаниях Дворянского собрания Тифлисской губ. (1882, 1884, 1896, 1897). В 1905-1906 гг. И. являлся членом Гос. Думы, где отстаивал демократическую программу и защищал проект отмены смертной казни. В те же годы И. возглавил движение за восстановление автокефалии ГПЦ, куда вошли многие представители груз. духовенства и общественные деятели. И. изучал историю вопроса, стремясь исторически обосновать правомерность автокефалии, участвовал в публичных выступлениях, официально встречался по этому вопросу с царским наместником Кавказа гр. И. И. Воронцовым-Дашковым (окт. 1905). В дек. того же года вместе с еп. Балтским сщмч. Кирионом (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх Грузии Кирион III ) и еп. Имеретинским сщмч. Леонидом (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) И. присутствовал на приеме у обер-прокурора Святейшего Синода РПЦ кн. А. Д. Оболенского, где шел разговор об исторической обоснованности автокефалии ГПЦ. 2 янв. 1906 г. еп. Кирион сообщил в письме свящ. Сосо Чиджавадзе, что во время рассмотрения грузинского церковного вопроса в С.-Петербурге будут «лучшие представители нашей страны», и в первую очередь И. По воспоминаниям настоятеля тифлисской ц. Квашвети свящ. Каллистрата Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх Каллистрат III), за неск. дней до отъезда И. беседовал с ним об автокефалии и просматривал хранящиеся в архиве священника документы, касающиеся этого вопроса; о. Каллистрат отметил высокую степень осведомленности и убедительность аргументации И. В письме (апр. 1907) И. сообщил еп. Кириону, что при встрече с гр. Воронцовым-Дашковым ему удалось убедить наместника собрать совет для обсуждения вопроса об автокефалии (НЦРГ. Фонд Католикоса-Патриарха Кириона III. Д. 1210). Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Признавая позитивные стороны подданства России (длительный мир, развитие инфраструктуры, градостроительство, подъем экономики, науки и образования и др.), И. был убежден, что существование в пределах столь большой империи ограничивает «жизненную энергию грузинской нации и мешает развитию ее самосознания». Считая необходимым восстановление не только автокефалии ГПЦ, но и независимости Грузии, И. добивался ее политической автономии как начального этапа этого процесса.

http://pravenc.ru/text/389349.html

В августе 1913 года в г. Поти Спиридон был рукоположен сначала во диаконы, а затем – во священники епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) с назначением к храму Святого Георгия в селе Уплискари Сенакского уезда, в котором прослужил до 1921 г. В этом селе, как свидетельствуют материалы архива Патриархии Грузии, на свои средства отец Спиридон устроил приходскую школу, в которой на протяжении трех лет, «до основания в этом селении начальной светской школы», безвозмездно преподавал детям основы языка и литературы, арифметику, Закон Божий и другие предметы. Кроме того, в течение двух лет он заведовал двухклассной 70 церковно-приходской школой в близлежащем селении Эки. После советизации Грузии и с началом закрытия храмов в 1921 году овдовевший к тому времени отец Спиридон, по его личному свидетельству, «незыблемо хранил свое священническое достоинство». Этот факт из его автобиографии подтверждают воспоминания очевидцев, рассказывающих, что, вопреки оказываемому давлению властей, доходящему даже до физических истязаний, он отказался снять с себя священнический сан 71 . Согласно архивным данным, в 1921 г. о. Спиридон поступил на исторический факультет Тбилисского Государственного университета, однако за неимением материальных средств вынужден был оставить учебу. В 1922 г. он начал преподавать в семилетней школе села Нокалакеви Сенакского района, в которой исполнял также обязанности заведующего. Однако уже в 1923 г. за открытое осуждение богоборческой власти и ее политики разрушения и закрытия храмов отец Спиридон как «не соответствующий преподавательской деятельности» был уволен. С 1923 до 1927 г. он преподавал в основанной им лично четырехклассной школе в селении Амткели в Абхазии, откуда также был уволен «за твердое исповедание христианской веры». С 1927 г. он был вынужден сперва заниматься сельским хозяйством, а с 1929 по 1945 г. быть чернорабочим в коммунально-строительной конторе при Сенакском райсовете, откуда был уволен «по уважительной причине» в марте 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. стал близким другом и сподвижником грузинского историка И. Джавахишвили , участвовал в основании 1-го в Закавказье вуза - Тифлисского (с 1936 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ). В 1918 г. Джавахишвили предложил К. основать кафедру истории древнегруз. лит-ры в ТГУ и занять должность декана. К. счел нецелесообразным возглавлять кафедру светского университета, находясь в священном сане. Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе) снял с К. сан; ученый занял кафедру и руководил ею всю жизнь. После подавления антисоветского восстания в авг. 1924 г. был арестован и расстрелян старший сын К., 18-летний Александр, создавший антибольшевистскую организацию «Свободная Грузия». В 1937 г. был расстрелян брат К. В ТГУ К. занимал должности декана философского фак-та (1919-1925), зав. хранилищем древностей (Музея рукописей) (1921-1930), проректора по учебно-научной части (1925-1930). Член коллегии Наркомпроса Грузинской ССР и председатель терминологического комитета (с 1926), член ЦИК Грузии и Закавказья (1927-1929), депутат тифлисского Совета рабочих, крестьян и солдат (1927-1931). В 1930 г. избран на должность зав. кафедрой истории груз. лит-ры Тифлисского педагогического ин-та, открытого при ТГУ; декан исторического фак-та ин-та (1932-1936). По совместительству читал курсы лекций в ТГУ и Кутаисском (1933-1937), а также в Сухумском (1939-1940) педагогических ин-тах. Наркомпросом Грузинской ССР К. удостоен звания профессора (1932) и по совокупности трудов без защиты диссертации - ученой степени д-ра филологических наук (1935). Профессор ТГУ, член Гос. ученого совета (с 1933). Участвовал в мероприятиях, приуроченных к юбилею поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, первый председатель комиссии по установлению текста для публикации (1935-1936). Директор НИИ им. Шота Руставели при ТГУ (с 14 дек. 1937). В 1941 г. был избран в 1-й состав действительных членов АН Грузинской ССР, в 1942 г. стал членом Союза писателей Грузии (за заслуги в деле изучения груз. лит-ры). По инициативе К. в 1942 г. в Тбилиси был основан Ин-т грузинской лит-ры им. Шота Руставели АН Грузинской ССР, К. стал его 1-м директором (1942-1949) и зав. отделом древнегруз. лит-ры (с 1949). Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1943), зам. председателя Отд-ния общественных наук АН Грузинской ССР (1944), член ученого совета Театрального ин-та Грузии им. Шота Руставели (1945).

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Еще 12 марта 1917 года вы, «епископы, клир церковный и представители мирян, собравшись в Мцхете, в католикосском всея Грузии храме Двенадцати Апостолов, – как говорится в одном составленном вами документе, – единогласно и единодушно постановили – с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить Преосвященного Леонида [Окропиридзе], епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью , под его председательствованием, учредить Временное управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц». Тогда же вы заявили Экзарху Грузии, архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону [Рождественскому], что он «юридически и фактически перестает быть Экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, и лишается права распоряжаться грузинскими епархиями». Порвав канонические отношения с Православной Русской Церковью, вы поспешили исхлопотать у Временного правительства особое постановление от 27 марта относительно автокефалии Грузинской Церкви. И хотя в этом постановлении было сказано, что Временное правительство не касается канонической стороны восстановления автокефалии Грузинской Церкви и выражает твердую уверенность, что «закрепление церковно-канонических основ акта самоопределения Грузинской Церкви» совершится «в духе церковного мира и любви, по сношении Церкви Грузинской с Православной Русской Церковью», вы, однако, продолжали пребывать вне всякого общения с Русской Церковью, не признавали канонической над собой власти Святейшего Синода и действовали с полным пренебрежением к русскому церковному представительству в Закавказье. Одновременно вами допускались разные нарушения церковного порядка в епархиях с русским православным населением и по отношению к тамошним русским деятелям на поприще управления и просвещения и совершались захваты принадлежащего русским учреждениям имущества. Ваши неканонические действия завершились 8 сентября избранием епископа Русской Церкви, Преосвященного Кириона, Католикосом всея Грузии, открытием новых митрополичьих и епископских кафедр и возведением на них подчиненных Святейшему Синоду епископов и архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К. принял деятельное участие в работе Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге, созванного в 1906 г. с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ Церкви. Заседания 2-го отдела Присутствия «Об устроении церковных дел на Кавказе», на к-рых рассматривались вопросы гос. или национального деления как основания для введения церковной автокефалии, а также вопросы, непосредственно связанные с восстановлением автокефалии ГПЦ, начались 2 июня 1906 г. в Александро-Невской лавре. С грузинской стороны в них приняли участие епископы Горийский Евфимий (Элиашвили), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), К. Также проект восстановления автокефалии ГПЦ поддерживали профессора Н. Я. Марр , А. А. Цагарели , А. С. Хаханашвили , Н. А. Заозерский. К. прочитал 4 доклада: «Грузинский церковный вопрос: Историко-каноническое обоснование», «Что вынуждает грузин добиваться восстановления автокефалии своей Церкви?», «Какой Иверии дарована автокефалия в XI в.?», «Национальный принцип в Церкви». Он критиковал деятельность рус. самодержцев на Кавказе и наиболее полно выразил аргументацию сторонников автокефалии. В протокол 2-го заседания 2-го отдела Присутствия была внесена информация о том, что К. и его сторонники планировали восстановить ГПЦ не только на ее канонических территориях, но и на всем христ. Кавказе, куда помимо Грузии входили также Сев. Осетия, Армения, Дагестан и Бакинская губ. К. и его сторонники объявили эти сведения фальсифицированными, и К. опроверг их в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1907. 7. С. 244; см. также: Гамахария. 2006. С. 156-159, 499). Он написал, что речь шла о восстановлении ГПЦ в границах, «которые были перед присоединением Грузии к России, когда во главе стоял Мцхетский католикос». По «Проекту реорганизации Грузинской Церкви», утвержденному собранием груз. духовенства и опубликованному в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1906. 3. С. 11-21), это были территории «в границах современной Тифлисской и Кутаисской губерний, Закатальского, Сухумского, Батумского и Карсского округов».

http://pravenc.ru/text/1840501.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010